свящ. Николай Оглоблин

Источник

Γлава ІІІ: об особенностях Богослужения в велик. пост и на страстной седмице

Особенности богослужения в седмицы, предшествующие велик. посту

§ 116. Приготовление чад своих к велик. посту, чрез Богослужение, церковь начинаетъ за три седмицы до поста, с так называемой218 недели о мытаре и фарисее, когда т. е. вводится в употребление при Богослужении, собственно для велик. поста назначенная, особая книга, именно триод постная. Самое же приготовление производится преимущественно во время воскресных служб, и, главным образом, состоит: а) в пении на утрене, после евангелия, покаянной, сокрушительно – умилительной песни: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче….; б) в особенного рода чтениях, как евангельских, так и церковных; сверх сего в) в пении, после «недели о мытаре и Фарисее», в два следующей за ней Воскресенья, на утрени пред Евангелием, глубоко – трогательного 136-го псалма: на реках вавилонских – тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…. А в среду и пяток на «сырной седмице», вместо обедни, отправляются, по-великопостовому, только часы с вечерней, при чем бывают и большие поклоны, при известной молитве Ефрема Сирина.

Особенности Богослужения, общие всему великому посту и отчасти страстной седмице

§ 117. В продолжение всего великого поста:

1). По понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам и субботам: а) утреня служится отдельно от вечерни; б) вечерня всегда соединяется с часами, или с часами и вместе с обедней; а, в) в вечернее время отправляется повечерие; г) на всех этих службах (за исключением, однако, субботних) читается умилительная молитва Ефрема Сирина, с 3-мя земными поклонами, 12-ю поясными и в заключение опять с одним земным; д) на утренях, вечерних и почти на всех часах219читается псалтирь, по кафизмам.

2). В эти же самые дни (за исключением субботы), если не случится праздника: а) на утренях α) вместо: «Бог Господь и явися нам», поется скорбным тоном: аллилуйя...; β)вместо 9-ти, или 8-ми песней, постовые каноны состоят всего из 3-х, впрочем с прибавлением к ним, по крайней мере по временам, канонов «минейных» и тех свящ. Библейских песней, по которым составляются каноны; γ) «сугубой эктении» вовсе не бывает. – б) На часах читаются и отчасти поются особенные тропари, собственно в великопостовое время употребляющиеся, напр. на 1-м часе: заутра (рано утром) услыши глас мой, Царю мой и Боже мой! в) Между 9-м часом и вечерней поются блаженны, т. е. известные евангельские заповеди о «блаженных»,220 с припевом: помяни нас, Господи, егда (когда) приидеши (судить всех), во Царствии Твоем (славном, вечном). – г) На вечерне непременно бываетъ паремия. д) В конце вечерни читается 33-й псалом: благословлю Господа.... и проч.

3). По понедельникам, вторникам, четверткам, если не случится праздника, обедни не бывает; в прочие же дни седмицы обедня отправляется, и по субботам отправляется Златоустова, по Воскресеньям – Василия В., по средам и пятницам – преждеосвященная.

Причина установления «обедни преждеосвященных (Даров)» и понятия о ней

§ 118. «Обедня» есть служение торжественное, радостное, само по себе, так сказать, праздничное; хотя бы праздника никакого и не было. Но время поста великого, очевидно, не есть время празднеств и торжеств; почему совершать обедни не следует великим постом, за исключением суббот, Воскрссеньев и особых праздников, как дней, не подлежащих строгому посту. С другой стороны, для душ, жаждущих, сколько возможно частого, духовного утешения и небесной животворящей пищи, трудно, прискорбно оставаться четыре пять дней без такого утешения и без такой пищи. Св. церковь наша очень хорошо это сознает, и вот, для успокоения таких то душ и вообще для духовной пользы всех верующих, она, в великопостоное время, по средам и пяткам, а иногда по понедельникам, вторникам, четверткам (если т. е. в эти последние дни случается средний, или небольшой праздник), предлагает обедню, или литургию преждеосвященных (Даров), которая, собственно говоря, не есть литургия, как т. е. совершение великого таинства «Тела и Крови Господней», но, в то же время, не может и не должна быть лишена этого высокого названия, не только по внешности, обрядности своей, во многом весьма сходной с внешностью, обрядностью действительной литургии, а и по тому важному обстоятельству, что на нейпреподается пречистое Тело и животворящая Кровь Господня, не только священнослужащим, а и некоторым из мирян, т. е. или особенно нуждающимся в причащении, или особенно желающим того. – Что же касается до названия: преждеосвященная (т. е. «преждеосвященные Дары»), или литургия преждеосвященных (Даров); то оно произошло от того, что «Агнец просфорный» для нее освящается,т. е. прелагается в тело Господне и напояется пречистою Кровию, не во время отправления ее, а прежде, именно в последнее пред ней Воскресенье, или в большой какой либо праздник, предшествующий, или средь, или пятку, имеющий обедню непреждеосвященную.

Особенности «обедии преждеосвященных (Даров)»

§ 119. «Обедне преждеосвященных (Даров)» непременно а) предшествуют: 3-й 6-й и 9-й часы; б) она всегда соединяется с вечернею; в) Апостол и Евангелие, собственно в велик. пост, не читаются, но «паремии» бывают, после которых г) следует трогательное пение: да исправится молитва моя…., с прочими стихами; д) вместо: «иже Херувимы»…., поется: ныне, сцлы Небесныя с нами невидимо служат….; е) «милость мира, жертву хваления»…. и проч. относящееся собственно к совершению таинства Тела и Крови Господней, очевидно, не поется; остальное же все отправляется почти так, как и на обыкновенной обедне, кроме немногих исключений.

Особенности седмичного великопостового Богослужения

§ 120. Богослужение каждой седмицы велик. поста, сверх общих своих особенностей, имеет частные, более, или менее сложные, и лишь известной седмице свойственные, так:

1) на первой седмице: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, во время «велик. повочерия» по частям, читается великий канон Андрея Критского, с припевом: помилуй мя, Боже, помилуй мя! б) в субботу совершается память великомуч. Феодора Тирона; в) в Воскресенье отправляется торжество православия.

2) На второй седмице: а) в субботу отправляется заупокойная служба; б) это же самое бывает и в две следующие субботы; в) в Воскресенье празднуется память великого ревнителя и защитника православия, св. Григория Паламы.

3) На третьей седмице совершается поклонение честному и животворящему Кресту Господню.

4) Ha четвертой седмице: а) в некоторых местах нашего отечества, в пятницу, на «малом повечерии, читается евангелие от Иоанна о страданиях Господних; б) то же самое совершается в три предыдущие пятницы, по трем первым Евангелистам; в) в Воскресенье восхваляются великие подвиги великого подвижника и учителя подвижничества, св. Иоанна Лествичника.

5) На пятой седмице: а) в четверток на утрене, за один раз, прочитывается тот же самый «великий канон», который на первой седмице читается по частям, в продолжение четырех дней; б) в субботу, так называемую похвальную, на утрени, особенным торжественным образом, читается акафист, иначе – похвала Божией Матери; в) в Воскресенье совершается память о Марии Египетской.

6) На шестой седмице: а) в пятниду собственно оканчивается велик. пост; б) в субботу празднуется Лазарево воскресение; а, в) в Воскресенье – торжественный царский вход нашего Господа, Иисуса Христа, во Иерусалим.

Особенности Богослужения страстной седмицы

§ 121. В Богослужении страстной седмицы, не только его содержание, не только смысл, дух, а и самая внешность, можно сказать – все его подробности, проникнуты своим особенным, трогательно-возвышенным, скорбно-умилительным тоном, свойством. Мы укажем здесь внешние, более отличительные особенности его.

1) В понедельник, вторник, среду великие, на утрене и приждеосвященных обеднях, читаются евангелия о событиях, совершившихся в эти дни, пред страданиями нашего Господа; а на часах прочитываются все четыре Евангелиста, до предпоследних зачал Иоанновых.

2) Начиная с вел. четверга, в остальные дни страстной седмицы, кафизмы не читаются.

3) Ha обедне Василия В., в вел. четверг, читается необыкновенно длинное и полное Евангелие, приличное этомудню; а вместо: а) «иже Херувимы», б) «причастного стиха», в) «благословен грядый» и: «да исполнятся уста наша»…., поется: вечериТвоея тайныя….

4) Глубоким вечером, или в раннее утро с Велик. четверг а под великую пятницу, на утрене, в различные промежутки ее, читается 12-тъ страстных Евангелий,или, так называемые у нас, страсти, т. е. евангелие о «страстях», или страданиях Господних.

5) «Часы» в вел. пятницу читаются с евангелиями; но обедни в этот день не бывает,за исключением того единственного случая, когда на этот день приходится праздник Благовещения. – «Вечерня» в вел. пятницу отправляется с Евангелием, и в конце ее бывает вынос Плащеницы, в память снятия со креста и погребения нашего Господа, И. Христа, Иосифом и. Никодимом, с мироносицами, при трогательном пении: благообразный Иосиф….и: Тебе одеющагося светом….

6) В великую субботпу: а) на утрени: α) поются Господу погребальные песни, с стихами всей 17-й кафизмы; ß)поется и читается особенно – трогательный «канон»; γ) после «великого славословия» Плащеница обносится вокруг церкви.

б) На «обедне» Василия В., которая соединяется с «вечернею»: α) «паремий читается так много, как никогда того не бывает, именно 18-ть; β)пред Апостолом, траурные постные «ризы» сменяются светлыми, и евангелие с апостолом читаются воскресные; γ) вместо: «иже Херувимы»…, поется:

Да молчит всякая плоть человеча (наш плотской, житейский, внешний человек) и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет! (Почему же? – ) Царь бо царствующих и Господь господствующих приxoдит заклатися и датися в cнедь верным (в таинстве Своего пречистого Тела и животворящей Крови, и приходит к верующим не просто – без величия небесного, а так, что) предходят же Сему лицы ангельстии, со всяким началом и властию (т. е. со всеми ликами: и с ликом Начал, и сликом Властей и проч., с которыми, в торжественном шествии, участвуют и самые высшие ангельские лики – ) многоочитии (имеющие много очес) Херувимы и шестокрылатии (с шестью крылами) Серафимы (и эти высшие существа, при настоящем великом священнодействии, присутствуют, между прочим и в поучение ваше, не иначе, как) лица (свои от неприступного величия Божия) закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

в) При начале пасхальной ночи, α) начинается чтение деяний Апостпольских и продолжается до полуночи; ß) при наступлении полуночи отправляется «полунощница», с погребальным, в честь Господа, «каноном»: Волною морскою скрывшаго древле…., который γ) оканчивается трогательно – величественным 9-м ирмосом:

Не рыдай Мене (голос во гробе плотию лежавшего, во душою смерть победившего и Божеством вездеприсущего Божественного Искупителя нашего, – не рыдай, не оплакивай безутешно Мене, о) Мати, (не оплакивай) зрящи во гробе (Того,) Его же (которого) во чреве без семене зачала еси (т. е. Мене-) Сына (Твоего, по человеческой Моей природе, – не рыдай): возстану бо и прославлюся, и (прославившись Сам, прославлю – ) вознесу со славою непрестанно (в непрестающие веки веков, вознесу,) яко Бог (всех – с) верою и любовию Тя величающия.

* * *

218

А так называется от «евангельской притчи», читаемой на обедне в эту неделю.

219

За исключением т. е. 9-го часа, а по временам и 1-го.

220

Матф. 5: 3 – 12; Лук. 6: 20 – 23. – Эти то «блаженны», с прочими, наряду с ними употребляющимися, чтениями и пениями, составляют особую церков. службу, так называемое последование изобразительных.


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle