Пособие по изучению осмогласия
Содержание
Основные принципы распевания богослужебных текстов в современном осмогласном обиходе Условные обозначения, принятые в данной публикации Библиография Труды по музыкальной медиевистике и исследования по русскому церковному пению Список нотных публикаций, содержащих обиход гласов
Предисловие
Создание учебного пособия по осмогласию – дело непростое. Во-первых, фиксируя осмогласие как систему, претендующую на полноту и объективность, постоянно следует иметь в виду, что эта фиксация действительна только для конкретного исторического периода, точнее говоря – для нашего поколения клиросных церковнослужителей. Во-вторых, свод гласовых напевов, реально бытующих в современном московском обиходе, гораздо полнее и разнообразнее приведенных в публикации вариантов.
Обиход осмогласия имеет гораздо более протяженную и извилистую историческую стезю, чем авторская церковная музыка. Он является основным музыкальным языком церковного служения. Само понятие гласа в его наиболее развитой форме включало в себя множество характеристик, утраченных в современности. Глас подразумевал не только единство мелодических интонаций, но и высотность звучания, характер пения, и даже (и это главное!) обладал определенными духовно-значимыми характеристиками. Полнота осмогласия являлась выражением всей полноты жизни человека в церковном богослужении. Высота подвига преподобного Иоанна Дамаскина, завершившего, по сути, становление осмогласия, заключается прежде всего не в гимнографической и музыкальной гениальности, но главное – в личном примере жизни по осмогласию, т. е. в полном растворении себя как личности в полноте церковнослужения.
Так было в Византии. Так было в России в эпоху знаменного пения, о чем свидетельствуют многочисленные исследования по этому периоду. Однако задачей этого предисловия является более внимательное рассмотрение жизни гласового обихода в русской церковной музыке с конца XVIII века.
Глас до XVIII века воспринимался как система попевок – мелодических формул. Каждому гласу была свойственна своя сумма попевок. Некоторые попевки могли встречаться в нескольких гласах, другие – только в одном из гласов. С конца XVIII века термин «глас» стал обозначать набор мелодий для пения песнопений разных жанров. Такое понимание сохранилось до настоящего времени. Существуют напевы для стихир, тропарей, кондаков, ирмосов, прокименов каждого из восьми гласов.
Понятие обиход ныне употребляется в трех значениях: 1) как богослужебная певческая традиция; 2) как свод песнопений, постоянно употребляющихся за богослужением; 3) как богослужебная книга. Рассмотрим по отдельности каждое из этих значений.
1. Богослужебная певческая традиция имеет местный характер, т. е. в каждом регионе существуют свои варианты напевов и в зависимости от особенностей местной традиции меняется их состав. Напевы, представленные в данной публикации, принадлежат московской певческой традиции. Особенностью московского пения является то, что оно одновременно является местным пением (обладает индивидуальными чертами) и столичным пением (образцом, оказывающим воздействие на традиции других регионов). Такое влияние московского пения ощущалось в разные исторические периоды.
2. Круг обиходных напевов современной московской традиции существовал уже в конце XVIII века, и был зафиксирован в близком к современному виде в первом издании Синодальных нотолинейных певческих книг. Эти книги переиздавались в течение всего XIX века и в начале нашего столетия. Начиная с XIX века осмогласие московской традиции испытало воздействие петербургского придворного пения, а также некоторых монастырских традиций, прежде всего Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой Лавры. В то же время, обиходное пение существует в постоянном взаимодействии с композиторской церковной музыкой, что влияет на стиль пения. (В большей степени это касается песнопений, не поющихся на гласы. Песнопения осмогласия более устойчивы по стилю звучания).
3. Как певческая книга Обиход возник в XVI веке. Эта книга содержала изменяемые (гласовые) и неизменяемые (негласовые) песнопения разных чинопоследований (чаще всего Всенощного бдения и Литургии) в богослужебном порядке. Впервые нотолинейный певческий Обиход был издан в числе других Синодальных книг в 1772 году. В XIX веке выходили различные издания этой книги, содержащие гласовые песнопения в гармонизации, принятой для пения в Придворной певческой капелле. Эти издания были рекомендованы к повсеместному употреблению на территории России. В настоящее время книга Обиход не употребляется за богослужением, гласовые песнопения поются как правило по тексту.
Многие ныне бытующие на клиросе мелодии содержатся в одноголосном «Обиходе церковного пения употребительных церковных распевов» Синодального издания 1772 года: напевы стихир киевского распева, тропарей греческого распева, антифонов Литургии, прокименов вечерни, утрени и Литургии, мелодии Херувимской песни и другие. Синодальные певческие книги, в которые входил и указанный «Обиход», были рекомендованы Синодом к обязательному богослужебному употреблению во всех регионах Российской империи.
В течение XIX века на московское пение оказывали значительное влияние традиции петербургской Придворной певческой капеллы. «Круг простого церковного пения», изданный в 1830 году под редакцией Ф.П. Львова, «Обиход церковного пения», подготовленный и изданный А.Ф. Львовым в 1848 году, а также «Обиход церковного пения» в редакции Н.И. Бахметева 1869 года (все три редактора – последовательно сменявшие друг друга директора Капеллы) были предназначены для повсеместного богослужебного применения, в том числе и в Москве. Петербургское влияние встретило здесь довольно резкое противодействие со стороны хранителей более древней традиции, в частности, московского митрополита Филарета (Дроздова). Петербургская модернизация же сводилась, по сути, к упрощению обихода. Как отмечает И.А. Гарднер, «...Аллилуйя перед Евангелием на Литургии, для которого уставом каждый раз указывается один из восьми гласов, в придворном Обиходе было положено петь на один и тот же «общий» глас (весьма сокращенный напев 1-го гласа киевского распева). Некоторые песнопения были распеты на произвольно взятый 6-й глас вместо гласа, указанного уставом. Так, например, «Воскресение Христово видевше», для которого в древних безлинейных певческих книгах указан 7-й глас, в Обиходе (А.Ф. Львова 1848 года – Н.П.) распето на 6-й глас».1
Во второй половине XIX века возрастает научный интерес к истории традиционных распевов: знаменного, путевого, демественного и более поздних: киевского, греческого, болгарского. Возникает проблема соответствия существовавшего тогда пения древним распевам – какое пение можно считать принадлежащим «древним распевам»? Церковное пение, существующее в то время в храмах и монастырях, стали собирать и записывать. В конце 70-х годов XIX века в Москве развернулась деятельность Общества любителей церковного пения, которая продолжалась свыше 30 лет. К 1882 году относится самое раннее из сохранившихся изданий «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (далее сокращенно – «Круг»).2 В состав «Круга» вошли напевы, постоянно употреблявшиеся в то время в храмах Московского региона. Они записывались от регентов и псаломщиков приходских храмов. Напевы «Круга», и в частности, осмогласные, во многом совпадают с поющимися в настоящее время. Например, сейчас употребительны напевы стихир всех гласов киевского распева, изложенные в «Круге», напевы тропарей 1, 3, 4, 7, 8-го гласов греческого распева (мелодии тропарей 2, 5, 6-го гласов греческого распева ныне не поются), почти все мелодии ирмосов, кроме 8-го гласа знаменного распева, прокимены киевского распева, за исключением напева 4-го гласа, ныне не употребительного, прокимены воскресной утрени знаменного распева.
Таким образом, «Круг» отражает реально существовавшую в конце XIX века московскую певческую практику и дает возможность представить себе развитие московского пения за последнее столетие. Однако одноголосное издание не дает возможности судить о типе исполнения церковных напевов, которые, вероятно, исполнялись многоголосно. По наблюдению И.А. Гарднера, «Дьячки-псаломщики пели по традиции не одноголосно, но не по нотам, а по памяти, или в терцию по синодальным богослужебным певческим книгам для одного голоса, исполняя приведенные там на нотах напевы ... не одноголосно, в импровизируемой по слуху гармонизации»3.
В конце XIX – начале XX века публиковались различные многоголосные сборники обиходных песнопений. Их назначение могло быть различным: авторские редакции напевов, учебные пособия, издания напевов местных традиций, в том числе и монастырских. К числу наиболее известных публикаций многоголосных напевов относятся Обиходы под редакцией С.В. Смоленского и А.Д. Кастальского.4 Состав напевов осмогласия в этих изданиях весьма сходен с современным. Тем не менее, если сопоставить многоголосное звучание напевов из этих изданий с ныне существующим стилем их исполнения, то можно обнаружить сильные отличия: например, у Кастальского гласы приведены в широком расположении, для смешанного хора, где голоса ведут мелодию в сексту, у Смоленского напевы предназначены для мужского хора, в тесном расположении, мелодические голоса также находятся на расстоянии сексты. В современной певческой практике, в отличие от фактуры напевов из изданий Смоленского и Кастальского, верхние голоса поют мелодию напева параллельными терциями.
Одним из самых массовых изданий начала XX века стал Церковно-певческий сборник, вышедший в Петербурге в нескольких выпусках (1900, 1901, 1903, 1905 годы издания). Эта публикация получила повсеместное распространение в России. Неизменяемые песнопения Всенощного бдения и Литургии, приведенные в сборнике, до сих пор широко известны в богослужебной практике. Осмогласные песнопения вошли в последний, шестой том Церковно-певческого сборника. Отдельные гласовые песнопения вошли в первый том сборника: прокимены и подобны восьми гласов знаменного распева.
Традиционное московское обиходное пение испытывало и до настоящего времени испытывает влияние монастырских певческих традиций. Напевы Соловецкого, Валаамского монастырей, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лавры употребляются для пения изменяемых и неизменяемых песнопений, например «С нами Бог», «Херувимская песнь» напева Соловецкого монастыря, «Блажен муж» Валаамского напева, ирмосы Богоявлению, прокимен 4-го гласа напева Троице-Сергиевой Лавры, «Сподоби Господи», «Ныне отпущаеши» напева Киево-Печерской Лавры. Эти и многие другие монастырские мелодии устойчиво вошли в московский обиход.
Особое место в современной клиросной практике занимают так называемые «монастырские подобны», которые употребляются для пения гласовых песнопений наряду с мелодиями обычного напева. Система распевания богослужебных текстов на мелодии подобнов была свойственна таким сложившимся певческим очагам, как Киево-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, Почаевская Успенская Лавра, Оптина Пустынь, Седмиезерная пустынь, Зосимова пустынь, Глинская Пустынь и некоторые другие монастырские крупные центры. В нашей публикации мы сочли возможным поместить те монастырские напевы, которые получили распространение в московской традиции за последние десятилетия.
Наиболее полным сводом подобнов на данный момент является публикация Ионинского монастыря, отражающая не только русскую, но и болгарскую певческую традицию.5 Влияние на московскую традицию 90х годов оказала рукописная тетрадь «Древние монастырские подобны»,6 составленная игуменом Никифором в Троице-Сергиевой Лавре. По этой же публикации можно судить о том, в каком разрозненном и эклектичном состоянии дошла до нашего времени некогда богатая монастырская традиция пения на подобен.
Говоря о современных рукописных трактовках осмогласного обихода мы прежде всего отметим с благодарностью тех переписчиков, чьими трудами наполнены многие клиросные библиотеки – Савин, Лисов, Борисов... их имена Ты веси, Господи! По поводу же печатных изданий нашего времени, содержащих напевы гласов, приходится признать, что в них отсутствует та основательность, которую стремились достичь в своих обиходах музыканты прошлого столетия – Львов, Кастальский, Смоленский.
В советское время первым полным изданием обихода осмогласия можно считать нотные примеры в Православном Богослужебном сборнике под редакцией Н.В. Матвеева. Эта книга, вышедшая в 1976 году и неоднократно переизданная огромным тиражом, почти не востребована в музыкально-певческой практике. Мелодии многих напевов трактуются несколько субъективно. Фактура гласов изложена в ней вне всякой системы – то в широком, то в тесном расположении. Гораздо точнее изложены напевы московских гласов в публикации, выпущенной под тем же названием издательством Свято-Данилова монастыря.7
Напевы тропарей, стихир и ирмосов всех гласов в одноголосном изложении приведены в нотном приложении к Октоиху (Т. 3, изд-во Московской Патриархии, 1981). Напевы прокименов воскресной утрени приведены в гармонизации из Обихода Кастальского, в широком расположении. Прокимены и аллилуиарии на Литургии взяты из Обихода Киево-Печерской Лавры, в тесном расположении.
Очень точно отражает современную мелодическую традицию «Осмогласие для смешанного хора» В. Мартынова, вышедшее в 1991 году. Однако фактура напевов из этого издания (мелодия звучит у сопрано и тенора параллельными секстами) употребляется сейчас весьма редко, хотя и была распространена в изданиях прошлого века.
С 1996 года православным издательством «Живоносный источник» в Царицыне (Москва) издается серия сборников «Песнопения воскресной службы» восьми гласов. Каждый сборник содержит богослужебные тексты воскресного Октоиха и нотное приложение воскресных песнопений, где каждое приведено в нескольких версиях, как обиходных, так и авторских. Среди них авторская музыка представлена значительно полнее, чем обиходные напевы, изложенные в одном варианте в конце сборника.
В последние годы возрос интерес к местным напевам гласового обихода – петербургского, тверского, владимирского и т. д. Опубликованы сборники под ред. Г.Н. Лапаева, М.И. Ващенко, архиеп. Ионафана (Елецких), которые обогатили московскую традицию. Это позволяет надеяться на то, что и региональные издательства обратят, наконец, внимание на свою местную, уникальную традицию церковного пения.
В нашей публикации представлен обиход осмогласия в наиболее «обиходном», т. е. распространенном виде: в четырехголосном тесном расположении (в отличие от обихода Кастальского), для смешанного состава хора (в отличие от обиходов Смоленского, Нафанаила, Никифора), с терцовым соотношением сопрано и альта (в отличие от «Осмогласия» Мартынова). Чтобы пользоваться этим учебным пособием, нужно знать нотную грамоту хотя бы в объеме музыкальной школы. Наша работа адресована тем клиросам, которые воспитаны на московской традиции, или (что в наше время встречается нередко) не имеют никакой традиции. В тех случаях, когда певчий, изучающий обиход, услышит на своем клиросе иные традиционные варианты напевов, мы убедительно просим не считать их «неправильными», но бережно сохранять эти варианты в репертуаре своего хора. Только это и сохранит наш церковный обиход во всем его богатстве и многообразии.
Е. Кустовский
Н. Потемкина
* * *
Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. Т.2 . Нью-Йорк, 1982, с. 334.
Эта публикация была подготовлена несколькими редакторами: Ю.Н. Мельгуновым, В. Ф. Комаровым, Л.Д. Малашкиным и впоследствии В.М. Металловым. «Круг» был издан одноголосно, в четырех частях, из которых до нашего времени сохранились 1-я (Песнопения Всенощного бдения, М.,1892, 1911), 2-я (Ирмосы и пасхальные песнопения, М., 1882, 1910) и 4-я (Литургия и песнопения Архиерейского служения, М., 1915).
Гарднер И. А. Указ. соч., с. 308.
«Главнейшие песнопения Всенощного бдения» (Ред. С.В. Смоленский. вып. 2. СПб., 1893.) и «Обиход церковного пения Синодального хора» (ред. А.Д. Кастальского, части I и II, М., 1915).
Подобны. Сост. Л. Вовчук. Изд. Свято-Троицкого Ионинского монастыря, Киев, 2004.
В настоящее время на основе данной рукописи издан сборник «Подобны старинных монастырских напевов». Сост. архимандрит Матфей (Мормыль). М.: Православный центр «Живоносный Источник» в Царицыне, 1999.
Православный богослужебный сборник. М.: Даниловский благовестник, 2000.