Азбука веры Православная библиотека Богослужение Рассуждение краткое о тайнах и образах Божественной Литургии



Феодор, епископ Андидский

Рассуждение краткое о тайнах и образах Божественной Литургии

Феодора  епископа  Андидского, краткое рассуждение о тайнах и образах божественной Литургии, составленное по просьбе боголюбезного Василия епископа Фитийского


I. Многие из отправляющих обязанность священнослужения знают конечно и исповедуют, что литургийное действие служит образом страдания, погребения и воскресения Христа Бога нашего; но что оно представляет также соответствующие образы Его спасительного пришествия и воплощения, Его зачатия, рождения, тридцатилетней жизни, служения Ему Предтечи, явления Его в крещении, равно как избрания Им апостолов и совершенных Им в течение трехлетней проповеди чудес, которые и послужили причиной зависти к Нему и Его крестной смерти — всего этого — я не понимаю почему — они не знают. Телом (цельным, совершенным) может ли быть названо тело, имеющее одну только голову, но не имеющее ног, рук и остальных членов? Но что приносимое в жертву тело совершенно, послушай об этом Самого Христа, говорящего: приимите, ядите, сие есть тело Мое (Матф. XXVI. 27). Точно также описание чьей-либо жизни и деятельности, сделанное кем-либо, будет тогда только обладать достоинствами, когда в нем описываются с самого начала обстоятельства, как сопровождавшие рождение, так и случившиеся в средине и конце жизни. Если человеческие действия так между собой переплетены, что находятся в неразрывной связи, то кто может сказать, что изображение и представление тайн Св. Духа имеет столь несовершенный вид? Следовательно, и совершеннейший образ живоначального и божественного тела не может иметь чего либо недостающего и быть лишено каких либо частей. Но так как тайны Св. Духа сокрыты и часто в кратких словах и символах заключается великое множество трудных для уразумения мыслей, то это-то, по моему мнению, отуманивает и неочищенный ум людей нынешнего времени и внушает (им) совершенное считать несовершенным.

II. Что высказанная сейчас несомненная истина опирается на самые твердые основания, ясно из того, что живописанное слово божественных евангелистов, вдохновленное им как бы самим Христом Богом нашим, все, начиная с зачатия Гласа (τής φωνής) и Слова, Друга и Жениха, Светильника и Солнца и кончая Его последним восшествием на небеса, и вторым оттуда пришествием, изображает совершеннейшим образом, не отрывочно и бессвязно, но поставляя все во взаимную связь. Обращая на это обстоятельство мудрое внимание, первые, удостоившиеся благодати епископства и следовавшие за ними божественные отцы, кончая временем рождения двух великих светил и устроителей божественной церкви — разумею Василия Великого и И. Златоуста — руководимые Св. Духом, привели, в исполнение содержащиеся в евангельском слове заповеди верховного Архиерея. Какие же это заповеди? Многие иные, но преимущественно те, которые касаются нашего очищения и как бы оживления. Приимите — сказано — ядите, сие есть тело Мое (ибо почему в необходимом случае не повторить эти слова). А немного далее Спаситель продолжает: сие творите в Мое воспоминание. Блаженные отцы горели таким рвением творить о Нем воспоминание, что приготовляли из квасного хлеба в священных образах действительное и совершенное тело, разумное и одушевленное и субстанциально исполненное божественности, так что достойно принимающие его удостаиваются освящения и благодати и получают исцеление от великих страстей.

(Фрагмент)



Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Феодора епископа Андидскаго, краткое рассуждение о тайнах и образах божественной Литургии, составленное по просьбе боголюбезного Василия епископа Фитийского. // «Православный собеседник», издание Казанской Духовной Академии. — Казань, 1884. — Часть первая. — С. 376-415.

Комментарии для сайта Cackle