Ф.Г. Спасский

Источник

Глава 18

Этапы развития и упадка русского литургического творчества по данным, которые нам удалось собрать и привести в книге, можно наметить в такой краткой схеме.

Период от XI до XIII веков дал Русской Церкви менее десятка служб собственного русского творчества. Эти ранние службы были первыми робкими самостоятельными шагами молодого русского христианства, начавшего обогащать свой календарь памятями национальных святых.

Ходом истории творчество это было остановлено. Татарское нашествие подорвало значение Киева как религиозного центра Руси, начавшего работу по накоплению собственного литургического богатства.

Великий Новгород, лежавший в более безопасных местах, к XV веку принимает на себя роль такого центра на Севере, и он принимает в начале столетия первого наставника и учителя с Афона, дающего своими трудами решительный толчок к разрастанию на Руси литургического творчества. Москва, входящая в силу, также использует способности специалиста агиографа и литургического творца, иеромонаха Пахомия Серба, и, главным образом, его трудами, с помощью митрополитов Киприана и Григория Цамблака, к составленным до них на Руси службам в честь наших святых в XV веке прибавляется около двух десятков новых. Русские ученики все еще нерешительны, но все же и они дают несколько – до десятка – своих творений.

XVI век, отмеченный деятельностью сначала в Новгороде, а затем в Москве митрополита Макария и его сподвижников, дает расцвет нашего агиографического и литургического творчества.

Теперь Москва становится центром усиленной работы в этих направлениях, и число служб, составленных по преимуществу в средине этого века, достигает почти сотни. В конце XVI и в начале XVII веков литургическая деятельность на Москве не останавливается. Она в особенности плодотворна в 1-й четверти XVII столетия. Это время дает до пятидесяти новых служб. Церковные события 2-й половины века останавливают внимание религиозного центра Руси, уже являющейся обладательницей значительного количества служб в честь своих угодников, на других вопросах церковной жизни. К этому времени начинается и ревизия накопленного запаса литургических творений, проверка пригодности и достоинства их и введение для новых более строгой цензуры, в XVIII веке принимающей, с организацией нового церковного управления в Санкт-Петербурге, характер деспотический. Порывы к творчеству почти умирают. В этом столетии едва ли можно насчитать более трех десятков новых служб. XIX век лишь в самом начале и самом конце его дал не более сорока новых творений, расточившись на акафисты.

Таким образом, золотым веком самостоятельного русского литургического творчества был период от 2-й четверти XVI по 30-е годы XVII столетия. Это время дало не только количественный, но и качественный расцвет: именно в этот период проявились наиболее самостоятельные и талантливые писатели лучших богослужебных русских текстов, к сожалению, лишь в небольшой части оставшихся в нынешних славянских Минеях.


Источник: Русское литургическое творчество / Ф.Г. Спасский. - Москва : Изд. Совет Русской православной церкви, 2008. - 507 с. : табл. (Литургическая библиотека).

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle