Азбука верыПравославная библиотекаБогослужениеСобрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


А.В. Белоусов
Собрание древних литургий восточных и западных.
Анафора: евхаристическая молитва

Часть 1

   

Содержание

    Предисловие к новому изданию
    Краткая библиография по истории литургии
    Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий»
Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Древние свидетельства о литургии Свидетельства священного писания Свидетельства мужей апостольских Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий Свидетельства, заимствуемые из правил апостольских и канонических посланий святых отцов Свидетельства из актов мученических Свидетельство проконсула Плиния младшего Раздел первый. Литургии Иерусалимско-Антиохийские Литургия Апостольских Постановлений Предисловие Чинопоследование литургии Апостольских Постановлений Греческая литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование греческой литургии Святого Апостола Иакова Сирийская литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование сирийской литургии Святого Апостола Иакова Греческая литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование греческой литургии святого Василия Великого Сирийская литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование сирийской литургии святого Василия Великого Литургия святого Иоанна Златоуста Предисловие Чинопоследование литургии святого Иоанна Златоуста Литургия святого Григория, просветителя Армении Предисловие Чинопоследование литургии Армянской церкви Приложение к первому разделу древних литургий Святой Прокл, патриарх Константинопольский Слово о предании Божественной литургии Раздел второй. Литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений Чинопоследование литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Чинопоследование литургии Святого Апостола и Евангелиста Марка Коптская литургия святого Кирилла Александрийского Предисловие Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Общая Эфиопская литургия Предисловие Чинопоследование общей Эфиопской литургии Приложение ко второму разделу древних литургий Иаков, епископ Эдесский, письмо к Фоме пресвитеру о древней сирийской литургии Раздел третий. Литургии месопотамские Литургия Святых Апостолов Фаддея и Мария Предисловие Чинопоследование литургии Святых Апостолов Фаддея и Мария Литургия Нестория Предисловие Чинопоследование литургии Нестория Приложение к третьему разделу древних литургий Св. Евтихий, патриарх Константинопольский Слово о Пасхе и Св. Евхаристии Раздел четвертый. Западные литургии греческого типа Литургия Галльская и Испано-готская Предисловие Чинопоследование литургии Галльской и Испано-готской Литургия Галликанская Предисловие Чинопоследование Галликанской литургии (в день Рождества Христова) Литургия Мосарабская Предисловие Чинопоследование Мосарабской литургии Литургия Медиоланская Предисловие Чинопоследование медиоланской литургии Приложение к четвертому разделу древних литургий Герман, епископ Парижский краткое изложение древней Галликанской литургии Раздел пятый. Западно-Римские литургии Литургия по сакраментарию папы Геласия I Предисловие Чинопоследование литургии Молитвы на литургии в ночь накануне св. Пасхи На литургии в воскресный день Пасхи Молитвы на литургии в праздник многих святых Другая такая же литургия Молитвы на литургии в воскресный день Другая такая же литургия Молитвы на литургии ежедневной Другая такая же литургия Литургия по сакраментарию папы Предисловие Чинопоследование литургии по сакраментарию папы Григория Великого Молитвы на литургии в святой день Пасхи Молитвы на литургии в праздник многих святых Молитвы на литургии в неделю по пятидесятнице Молитвы ежедневные Литургия Римско-католическая Предисловие Чинопоследование Римско-католической литургии Прибавление к пятому разделу Предисловие Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров Раздел 6. Евхаристическая молитва (Анафора)  

 
   «Собрание древних литургий» знакомит читателя с основными типами чинопоследования Божественной литургии на христианском Востоке и Западе. В качестве приложения «Собрание» дополняет классический труд И.А. Карабинова по истории формирования евхаристическою канона «Анафора, евхаристическая молит­ва». Книга, безусловно, будет полезна ученым-литургистам, богословам, учащимся духовных учебных заведений, а также всем интересующимся историей христианского литургического творчества.
Предисловие к новому изданию
   Таинство Евхаристии — главнейшее таинство Христианской Церкви. В свершении Евхаристии Церковь пребывает истинным телом Христовым, собрание верующих поистине становится Церковью Христовой. Все прочие церковные Таинства также издревле рас­полагаются вокруг Божественной литургии как Таинства таинств. Само существо Церкви Евхаристично, потому без Евхаристии нет Церкви, а без Церкви не может быть Евхаристии. Причащаясь Божественных Тела и Крови Христовых, мы становимся все вместе единым народом Божьим, Единым Телом Христовым, а значит, Церковью. Между тем известно, что Церковь пользовалась и пользуется многочисленными видами чинопоследования Божественной литургии. Читатель книги сам убедится, сколь велико это разнообразие, но вместе с тем он также заметит, что во всех православных литургиях всегда сохраняется при всех их отличиях единое ядро. Многообразие форм Евхаристического канона свидетельствует о том, что Дух дышит, где хочет (Ин 3:8). Наблюдая такое разнообразие форм анафоры в Православной Церкви и отличие их от форм чинопоследования иных церквей, становится очевидным единство Православия в древнюю эпоху от Востока и до Запада по всей ойкумене. Знакомство с разновидностями форм Божественной литургии несомненно принесет пользу всякому православному человеку, стремящемуся к полноценному познанию Предания церковного. История сложения Евхаристического канона в литургические формы, которые практикуются в Церкви в наше время, безусловно, поможет всякому любознательному христианину познать единство православного Предания.
   Предлагая читателю новое издание «Собрания Древних Литургий», мы считаем своей обязанностью предоставить необходимые сведения о составителях этого сборника, а также о современном состоянии исследований в области истории Евхаристического канона. Составителями «Собрания» были редакторы и сотрудники журнала «Христианское чтение», издававшегося в Санкг-Петербурге с 1821 по 1918 г.: Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов и И.Е. Троицкий.
   Первый, Евграф Иванович Ловягин (1822—1909), был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, с 1856 по 1865 г. главным редактором «Христианского чтения». Сочинения «О заслугах святого Афанасия Великого для Церкви в борьбе с арианством» (СПб., 1850) и «Об отношении писателей классических к библейским по воззрению христианских апологетов» (СПб., 1872, диссертация) считаются его основными работами.
   Никандр Иванович Глориантов (1828—1898) был также профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, в которой преподавал физику, а затем латинский язык (до 1877 г.). Ему принадлежит ряд заслуживающих внимания статей под заголовком «Взгляд на учение современной геологии о происхождении мира и его будущей судьбе», которые печатались в «Христианском чтении» с 1861 по 1892 г., представляющих опыт приведения к согласию современного ему естествознания и библейского учения, а также несколько статей о богословии некоторых римских поэтов.
   Наконец, видимо, самый выдающийся из них, Иван Егорович Троицкий (1832—1901), с 1861 г. преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии сначала на кафедре греческого языка, а с 1863 г. — на кафедре общей церковной истории. В 1875 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия. С 1884 г. до выхода в отставку И.Е. Троицкий занимал кафедру истории и разбора западных исповеданий. С 1874 г. читал лекции по церковной истории в Петербургском университете. В 1875—1891 гг. Троицкий ежегодно помещал в журнале «Церковный вестник» историческое обозрение «Православный Восток и инославный Запад в минувшем году». Он был одним из самых деятельных членов Императорского Православного Палестинского Общества. С 1892 г. И.Е. Троицкий был членом Комиссии Святейшего Синода по старокатолическому вопросу. Он же являлся инициатором основания в Академии кафедры истории славянских Церквей. Основными его сочинениями являются: «Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты: К истории Восточной Церкви в XIII в.» (СПб., 1873); «Изложение веры церкви армянския, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила: Историко-догматическое исследование в связи с вопросом о воссоединении армянской церкви с Православной» (СПб., 1876); «О сочинении архимандрита Амфилохия под названием: Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв. по рукописи Московской синодальной библиотеки № 437...» (М., 1879); «Очерк истории Восточной Церкви по разделении ее с Западной до настоящего времени: IX-XIX вв.» (СПб.,1877); «Церковная сторона болгарского вопроса» (СПб., 1888). По словам прот. Георгия Флоровского, И.Е. Троицкий был историком «с очень широким богословским и практическим кругозором».
   Вот такие были составители у «Собрания Древних Литургий», которое издавалось отдельными выпусками (всего числом 5) с 1874 по 1878 г. О цели и составе сборника подробно пишут сами составители во введении ко всему сборнику. Своей прямой цели, «восполнить весьма ощутительный недостаток нашей богословской литературы» и «отчасти удовлетворить некоторым потребностям нашей богословской школы», составители, несомненно, добились. Их издание послужило сильнейшим толчком к пробуждению интенсивных литургических штудий в русской богословской школе конца XIX — начала XX вв. И хотя сам сборник в наше время является уже во многом устаревшим, нельзя отрицать его безусловной ценности и для нашего, столь активно ныне возрождающегося, богословского образования. Прежде всего это сам метод. Строго логичный, четкий и аккуратный. Этот-то метод, как представляется, и был тем образцом настоящего научного изложения, который был взят за образец нашими лучшими литургистами конца XIX — начала XX в. Составители сборника следуют лучшим образцам научных изданий их времени, и потому их сборник практически ни в чем не уступал аналогичным издательским проектам западного ученого мира третьей четверти XIX в. Между тем к нашему времени ученое содержание сборника в значительной мере устарело. Это относится в первую очередь к классификации типов литургий, хотя сам принцип — локальный — сохраняется и в современной науке. Затем, конечно же, не вина составителей в том, что им были неизвестны некоторые древние литургические памятники, которые на момент издания еще не были открыты.
   Классификация типов литургий основывается на классификации типов анафоры, то есть центральной молитвы Божественной литургии. Еще литургисты XVII-XIX вв. условно разделили анафору на части, имеющие названия: вступительный диалог (Благодать Господа... или Господь с вамиИ со духом твоим, Γοрé имеем сердца — Имеем ко Господу, Возблагодарим Господа — Достойно и праведно), затем praefatio (благодарения, повествования о сотворении мира и о домостроительстве спасения), далее Sanctus («Свят, Свят, Свят! Полны небо и земля славы Твоей», в развернутой форме со словами: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в Вышних!»), institutio (рассказ о Тайной вечере и установлении Таинства Евхаристии с чтением установительных слов Приимите, ядите и Пейте из нее все), anamnesis (воспоминание), epiclesis (призывание Святого Духа) и intercessio (молитвы о живых и умерших, нуждах Церкви и мира).
   Поскольку далеко не во всех известных разновидностях анафор наличествуют все перечисленные выше части, то соответственно порядку этих частей принято относить тот или иной вид анафоры к определенной литургической семье. На Востоке основными типами анафоры являются александрийский, анатолийский и восточно-сирийский. К александрийскому типу относят анафоры собственно александрийские, а также анафоры Эфиопской церкви. Заметим, что составители «Собрания» в этом пункте классификации находятся в согласии с современной наукой. Кроме литургии Апостола Марка, коптской литургии свт. Кирилла Александрийского, литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений и общей эфиопской литургии, к этому типу также относятся: анафора Барселонского папируса (Pap. Bare. Inv. 154b-157b) IV в., текст анафоры которого почти полностью совпадает с фрагментом анафоры в коптской рукописи Louvain. Copt. 27 VI в., далее анафора Евхология Серапиона (ок. 350 г.), фрагмент в папирусе Дейр-Бализэ (V в.?), фрагмент на коптском остраконе № 4 из собрания Британского музея, а также греческий фрагмент в папирусе, найденном в Судане1. Схема александрийского типа анафоры в общем следующая: вступительный диалог, praefatio, intercessio, Sanctus, первая эпиклеза, institutio, anamnesis, вторая эпиклеза, наконец, заключительное славословие и аминь. Что до относящейся сюда же эфиопской разновидности этого типа, то на практике Эфиопской церкви известно 20 анафор, из которых в употреблении — 14. Схема эфиопской анафоры: вступительный диалог; praeconium (прославление) I, intercessio (в одних анафорах), Sanctus, praeconium II; intercessio (в других анафорах), institutio, anamnesis, epiclesis, наконец, заключительное славословие и аминь.
   Те разновидности анафоры, которые составителями относятся к иерусалимско-антиохийскому типу литургий, современными литургистами причисляются к анатолийскому типу, который разделяется на несколько ветвей: анафоры византийского обряда (свт. Василия Великого (в византийской редакции) и свт. Иоанна Златоуста), анафоры иерусалимского обряда (ранний текст которых может быть реконструирован на основе четвертой и пятой глав «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла или Иоанна II Иерусалимских и анафора литургии Апостола Иакова, брата Господня, греческой редакции), анафоры западно-сирийского (или сиро-антиохийского) обряда (анафоры Яковитской церкви (ок. 80), заимствованные в XVII в. также Маланкарской церковью, затем александрийские анафоры анатолийского типа (краткая (египетская) версия анафоры свт. Василия Великого и анафора литургии свт. Григория Богослова) и армянская литургия (употребляющаяся ныне анафора свт. Афанасия Александрийского, известные из рукописей армянские версии анафор свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого, армянские переводы западно-сирийских анафор Апостола Иакова и сщмч. Игнатия Антиохийского и анафоры армянского типа свт. Григория Богослова, св. Исаака, свт. Кирилла Александрийского). Общая схема этого типа анафор такая: вступительный диалог, praefatio, Sanctus, молитва post-Sanctus, institutio, anamnesis, epiclesis (содержащая прошение о ниспослании Святого Духа на дары и на Церковь), intercessio и, наконец, заключительное славословие и аминь.
   Литургии, которые относятся составителями к типу месопотамскому, по мнению современных ученых, принадлежат так называемому восточно-сирийскому типу литургий. Кроме имеющихся в составе сборника литургий Апостолов Аддая и Мари (в «Собрании» — Фаддея и Мария) и Нестория, к этой разновидности анафор причисляются также древняя маронитская анафора Апостола Петра и анафора, приписываемая Феодору Мопсуестийскому2. Схема восточно-сирийской анафоры следующая: вступительный диалог, praefatio, Sanctus, post-Sanctus, anamnesis, intercessio, epiclesis и, наконец, заключительное славословие и аминь.
   Что касается литургий, относимых к западному и западно-римскому типам, то современная литургика предпочитает говорить о римском и галло-испанском типах. Части галло-испанского типа называются: вступительный диалог, contestatio (возношение) или immolatio (жертва), в испано-мосарабском обряде эта часть называ­ется illatio (приношение)), Sanctus, post-Sanctus, Secreta (Тайная (т.е. вечеря), в испано-мосарабском обряде названа Pridie (Пред днем)), post-Secreta (в испано-мосарабском обряде — post-Pridie). Все части, кроме диалога и Secreta (Pridie), являются изменяемыми, следовательно, из всех разновидностей анафор галло-испанская наименее устойчива. Части римской анафоры, которые обычно называются по их первым словам, сдедующие: вступительный диалог, praefatio (Verе dignum — Воистину достойно), Sanctus, Те igitur (Итак, Тебя), Memento, Domine (Помяни, Господи), Communicantes (Имея общение), Наnс igitur (Итак, сие), Quam oblationem (Каковое приношение), Qui pridie (Который пред днем), Unde et memores (Потому и воспоминая), Suprae quae (На которые), Supplices te rogamus (Молящиеся, просим Тебя), Memento etiam (Еще помяни), Nobis quoque (И нам), Per quem (Через Которого), наконец, заключительное славословие и аминь.
   Несколько слов еще об одной проблеме. Традиционное в широких кругах мнение, бытующее и доныне, настаивало на том, что Апостол Иаков и составители текста Апостольских Постановлений приняли чин Божественной литургии от Самого Господа, но позднее свт. Василий Великий, а за ним свт. Иоанн Златоуст сократили ее, нисходя к немощам паствы, которой было затруднительно выстаивать весьма долгие богослужения. Этот рассказ, который приводится с параллельным греческим текстом3 и в «Собрании Древних Литургий», приписывается свт. Проклу, ученику свт. Иоанна Златоуста. Однако еще во второй половине ушедшего XX в. были высказаны весьма веские и хорошо обоснованные суждения, что этот рассказ является фальсификацией, принадлежащей руке Константина Палеокаппы (XVI в.)4. Кроме того, сравнение содержания анафор свт. Василия и свт. Иоанна показывает, что эти анафоры существенно различны, литургия свт. Иоанна не может быть сокращением литургии свт. Василия. Древнейшей из них всё же остается анафора свт. Василия, известная в двух версиях — краткой (египетской) и полной, в трех редакциях: византийской, сирийской и армянской. Сейчас на основе анализа языка памятников убедительно доказано, что полная версия составлена на основе краткой (вероятно, древней каппадокийской), скорее всего, самим свт. Василием5. Кроме того, есть основания полагать, что литургия Апостола Иакова, вероятно, является объединением двух текстов — древней иерусалимской анафоры и краткой версии свт. Василия. Мелькитский (униатский) Антиохийский патриарх Игнатий Рахмани выдвинул предположение, что литургия свт. Иоанна Златоуста является переработкой древней антиохийской литургии Двенадцати апостолов, сохранившейся в сирийском переводе. Наконец, Р. Тафт доказал, что эта переработка принадлежит перу самого Златоуста6.
   Переиздавая «Собрание Древних Литургий», мы стремились прежде всего дать в руки современному читателю книгу, которая могла бы быть ему именно полезной.
   Немного будет пользы издавать «Собрание» в том виде, какое оно имело больше сотни лет назад. Как уже говорилось выше, «Собрание» имеет ряд недостатков научного порядка, суть которых целиком в том, что книга частично устарела. За время, прошедшее с момента первого издания сборника, науке стали известны многочисленные документы с фрагментами или целыми чинопоследованиями литургий, принадлежащих самым различным областям древней христианской ойкумены. Остается лишь надеяться, что отечественные специалисты-литургисты издадут наиболее важнейшие из этих текстов хотя бы только в русском переводе. А пока и «Собрание», издаваемое без современ­ных дополнений, думается, принесет свою неоценимую пользу ныне возрождающейся отечественной литургике и любознательному боголюбивому читателю, стремящемуся побольше узнать об истории Божественной литургии. Такие книги, как эта, нуждаются в некотором «подтягивании» под современность, поэтому мы посчитали необходимым привести, пусть даже и небольшой, список основной литературы по истории Божественной литургии, а кроме того, добавили и список литературы, использованной составителями сборника.
   В качестве приложения ко всему «Собранию» мы посчитали не лишним переиздать и книгу И.А. Карабинова «Евхаристическая молитва: Анафора» (СПб., 1908), являющуюся одним из самых серьезных отечественных трудов по истории возникновения Евхаристической анафоры. Книга эта будет полезна всякому желающему глубже вникнуть в вопрос истории развития Евхаристического канона. Ее автор Иван Алексеевич Карабинов родился в 1878 г. в с. Федоровское Никульской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии в семье протоиерея. Богослов, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии по кафедре литургики. С научными целями путешествовал по Святым местам. Посещал Иерусалим, Голгофу, Синай, Вифлеем, Рим. С 1907 г. был членом Комиссии по исправлению богослужебных книг. После революции 1917 г. служил заведующим архива Балтийского судостроительного завода. Тройкой ПП ОГПУ в ЛВО 25 февраля 1934 г. осужден на 5 лет ссылки в г. Тобольск, где работал архивариусом. В конце апреля 1937 г. вновь арестован и Тройкой НКВД по Омской области 23 августа 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Тобольске 30 августа 1937 г. Основные научные работы Карабинова: «Евхаристическая молитва: Анафора» (СПб., 1908), «Постная Триодь» (СПб., 1910; магистерская диссертация), «К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне» («Христианское чтение», 1911, книга 5), «К истории иерусалимского устава» («Христианское чтение», 1912, книги 3 и 4).
   Вся книга издается в новой орфографии при наличии (по возможности) минимальной синтаксической и стилистической правки. Она, как правило, касалась слишком сложных для восприятия современного читателя конструкций, разбивки неоправданно с точки зрения норм современного русского языка длинных предложений. Кроме того, сверены все цитаты на иностранных языках и исправлены опечатки.
Краткая библиография по истории литургии
    Brightman F.Е. Liturgies Eastern and Western. Eastern Liturgies. Oxford, 1896, 19651.
    Карабинов И. Евхаристическая молитва. Анафора. СПб., 1908.
    Baumstark A. Vom geschichtlichen Werden der Liturgie. Freiburg, 1923.
    Baumstark A. Comparative Liturgy. Oxford, 1958.
    Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. Bonn, 1926.
    Frere W.H. The Anaphora or Great Eucharistic Prayer: An Eirenical Study in Liturgical History. L., 1938.
    Dix G. The Shape of the Liturgy. L., 1945.
    Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Π., 1947; Μ., 19992.
    Sauget J.M. Bibliographie des Liturgies Orientales: 1900—1960. R., 1962.
    Jeremias J. Die Abendmahlsworte Jesu. B., 1963.
    Ligier L. Magnae orationis eucharisticae seu anaphorae origo et significatiö Ad usum privatum auditorium. R., 1964.
    Ligier L. Il Sacramento dellʼeucaristiä Ad uso degli studenti. R., 1977.
    Hanggi A., Pahl I. Prex Eucharisticä Textus e variis liturgiis antiquioribus selecti. Spicilegium Fribrugense 12. Fribourg, 1968.
    Успенский Н.Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // Богословские труды. 1975. № 13. С. 40—147.
    Ratcliff Е.Т. Liturgical Studies. L., 1976.
    Talley Т. The Eucharistic Prayer of the Ancient Church according to Recent Research: Results and Reflections // Studia Liturgica. 1976. № 11. P. 138—158.
    Betz J. Eucharistie in der Schrift und Patristik // Handbuch der Dogmengeschichte. Basel. W., 1979. Vol. 4, fasc. 4a.
    Bouley A. From Freedom to Formulä The Evolution of the Eucharistic Prayer from Oral Improvisation to Written Texts. Washington, 1981.
    Cuming G.J. He Gave Thanks: An Introduction to the Eucharistic Prayer. Nottingham, 1981.
    Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristicä Saggia sulla genesi letteraria di una forma. R., 1981.
    Taft R. The Structural Analysis of Liturgical Units: An Essay of Methodology // Taft R. Beyond East and West: Problems in Liturgical Understanding. Washington, 1984. P. 151—164.
    Fenwick J. Fourth Century Anaphoral Construction Techniques. Nottingham, 1986.
    Stevenson K.W. Eucharist and Offering. N. Y., 1986.
    Prayers of the Eucharist: Early and Reformed / Ed. R. C. D. Jasper and G. J. Cuming. N. Y, 19873.
    Meyer H.B. Eucharistië Geschichte, Theologie, Pastoral. Regensburg, 1989 // Gottesdienst der Kirchë Handbuch der Liturgiewissenschaft. Regensbuig, 1983— Tl. 4. Mazza E. Lʼanafora eucaristica. Studi sulle origini. R., 1992.
    Spynks B. Worship: Prayers of the East. Washington, 1993.
    Roca-Puig R. Anafora de Barcelona à altres pregaries. Missa del segle IV. Barcelona, 1994.
    Арранц M. Евхаристия Востока и Запада. Рим:1996.
    Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers / Ed. P. Bradshaw. Collegeville (Minnesota), 1997.
    Желтов M.C. Анафора // Православная Энциклопедия. Μ., 2001. Τ. 2. С. 279—289.
    Виноградов А.Ю., Желтов М.С. Барселонский папирус // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 352—354.
Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий»
    Бобровницкий И.М. О происхождении и составе римско-католической литургии и отличии ее от православной. Киев, 18734.
    Дмитревский И.И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии М., 1803.
    Троицкий И. Изложение веры церкви армянский, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила, СПб., 1876.
    Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский. Богослужение абиссинов // Труды Киевской Духовной Академии, 1869.
    Софония (Сокольский) еп. Современный быт Иаковитов, христиан инославных, и их литургия. Одесса, 1866.
    Филарет (Гумилевский) еп. Исторический обзор песнописцев или песнопений греческой церкви. Киев, 1860.
    Assemani J. Codex liturgicus ecclesiae universaë I-XIII. Romae, 1749—1766.
    Binghamus J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae... 10 Tie. in 6 Bdn. Halle, 1724—1729. Halle, 1755—1758.
    Вinterim A.J. Die vorzuglichsten Denkwurdigkeiten der christkatholischen Kirche mit besonderer Berücksichtigung der Disciplin derselben in Deutchland, frei bearbeitet nach der Schrift des Neapolitaners Pelliccia (de Christiana ecclesia primae mediae et novissimae aetatis politia), 7 Bde , 17 Tle. Mainz, 1825—1841.
    Bunsen C.C J. Hippolytus und seine Zeit. Leipzig, 1853.
    Caillau et Guillon. Collectio selecta SS Ecclesiae Patrum. Mequignon-Havard, Parisii, 1830—1834.
    Daniel H.A. Codex Liturgicus ecclesiae universae in epitomen redactus. 4 vol. Leipzig, 1847—1853
    Mone F.M. Lateinische und Griechische Messen. Frankfurt-am-Main, 1850.
    Neale J.M. History of the Holy Eastern Church with The Patriarchate of Alexandria и The Patriarchate of Antioch в качестве приложения. 5 vols., London, 1850—1873.
    Renaudot E. Liturgiarum Orientalium Collectio. 2 vol. Parisii, 1715—1716. Editio secunda correctior. Baer, Francofurti ad Moenum, 1847.


1   См.: Dinkler E. Kunst und Geschichte Nubiens in christlicher Zeit. Recklinghausen. 1970. S. 245—256.
2   Интересно, что в некоторых рукописях литургий Нестория и Феодора Мопсуестийского их составление приписывается католикосу Мар Абе I (540—552), который скорее всего пользовался текстами классических анатолийских литургий. См.: Spinks B.D. The Anaphora of Nestorius: Antiochene Lex Credendi through Constantinopolitan Lex Orandi? // Orientalia Christiana Periodica. 1996. № 62. P. 273—294.
3    Patrologiae cursus completus, ed. Migne. Series Graeca, 65, col. 849—850.
4   См.: Leroy F.J. Proclus «De Traditione Divinae Missae»: un faux de C. Paleocappa // Orientalia Christiana Periodica. 1962. № 28. P. 228—299.
5   См.: Fenwick J. Fourth Century Anaphoral Construction Techniques. Nottingham, 1986.
6   Taft R. The Structural Analysis of Liturgical Units. An Essay of Methodology // Taft R. Beyond East and West Problems in Liturgical Understanding. Washington, 1984 P. 151—164.

Часть 1


Источник: Печатается по изданию: "Собрание древних литургий восточных и западных в переводе на русский язык", составленное редакцией "Христианского чтения", издаваемого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Санкт-Петербург 1874-1878. Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. — М., «ДАРЪ», 2007. — 1024 с. ΙSΒΝ 978-5-485-00134-6

Помощь в распознавании текстов