Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.
Азбука веры Православная библиотека Богослужение Церковный устав с кратким изъяснением богослужения Православной Церкви
Распечатать

свящ. Александр Свирелин

Церковный устав с кратким изъяснением богослужения Православной Церкви

Содержание

От составителя

1. Предварительные сведения § 1. Понятие о Богослужении и Церковном Уставе § 2. Понятие о храме и его принадлежностях § 3. Лица, совершающие Богослужение и служащие при нем § 4. Священные облачения. § 5. Способ созывания верующих к Богослужению II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания § 8. Богослужебные книги § 9. Объяснительный словарь молитвословий и песнопений, содержащихся в богослужебных книгах § 10. Постановление Церковного Устава относительно образа церковного чтения и пения § 11. Священнодействия (обряды, употребляемые при Богослужении) § 12. Число чинопоследований общественного Богослужения и время их совершения. Понятие о суточном круге § 13. Различные соединения чинопоследований общественного Богослужения § 14. Понятие о кругах Богослужения – седмичном, годовом, о неподвижных днях и круге подвижных дней § 15. Виды Богослужения Первое отделение. Богослужение от недели всех святых до недели мытаря и фарисея I. Богослужение простодневное-седмичное § 16. Начало церковных служб § 17. Вечерние службы: Девятый час, вечерня и повечерие. Чинопоследование девятого часа Изъяснение § 18. Чинопоследование вечерни: Изъяснение вечерни § 19. Повечерие Изъяснение §20. Утренние службы полунощница (повседневная), утреня и первый час Изъяснение § 21. Чинопоследование Утрени Изъяснение § 22. Чинопоследование первого часа по часослову. (III кл.) Изъяснение § 23. Последование третьяго часа по часослову. (III кл.) Изъяснение § 24. Последование шестого часа по часослову. (III кл.) Изъяснение § 25. Последование изобразительных (III кл.) § 26. Литургия (III кл.) § 27. Литургия по чину св. Иоанна Златоустого. (по служебнику) 1. Проскомидия 2. Литургия оглашенных 3. Литургия верных § 28. Особенности литургии св. Василия Великого § 29. Субботнее Богослужение 1. Егда поется Бог Господь. § 30. Субботнее Богослужение, егда поется на утрени «аллилуйя», или заупокойное III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Чинопоследование воскресного богослужения Изъяснение воскресного Богослужения IV. Праздничное Богослужение § 32. Понятие о праздниках § 33. Отличительные черты праздничного Богослужения § 34. Разделение праздников и степени их § 35. Особенности Богослужения праздников шестеричных, или святого, поемого на 6-ть § 36. Особенности праздников, или святого с великим славословием (т.-е. когда на утрени «Слава в вышних» поется, а не читается § 37. Особенности средних праздников – святому с полиелеем (т.-е. когда на утрени поется «Хвалите имя Господне» н читается Евангелие) § 38. Особенности средних праздников, ниже бдение совершается § 39. Общия особенности в Богослужеиии великих праздников § 40. Частные особенности в Богослуженин некоторых из неподвижиых великих праздников Отделение второе. Богослужение от недели мытаря и фарисея до недели всех святых А. Богослужение по триоди постной § 41. В приготовительные недели и седмицы к Великому посту II. Богослужение в Великий пост, или святую Четыредесятницу 1. Простодневное или будничное Богослужение § 42. Общие и частные особенности сего Богослужения § 43. Чин литургии Преждеосвященных Даров § 44. Особенности Богослужеиия в четверток 5-й недели 2. Субботнее Богослужение в св. Четыредесятницу § 45. Особенности Богослужения суббот 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста и особые воспоминания в субботы 1-й, 5-й и 6-й недель Великого поста 3. Богослужение в воскресные дни или недели Великого поста § 46. Особенные воспоминания в недели: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й Богослужение в воскресные дни 4. Праздничное Богослужение в Великий пост § 47 Чинопоследование Богослужения в седмичные дни поста с празднованием со всенощным бдением. Накануне праздника и § 48 В самый праздник § 49. Устав о праздничном Богослужении в субботы и воскресные дни поста III. Богослужение страстной седмицы § 50. Особенности Богослужения в первые три дня Страстной седмицы; понедельник, вторник и среду § 51. Особенности Богослужения в последние три дни страстной седмицы Б. Богослужение по триоди цветной § 52. Богослужение в первый день Пасхи и пасхальную седмицу § 53. Богослужение от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи. Общие особенности сего богослужения § 54. Частные особенности недель, следующих за Светлою седиицею, и некоторых седмичных дней § 55. Богослужение от отдания Пасхи до конца триоди цветной – до недели всех святых § 56. Устав о праздничном Богослужении во дни пения цветной триоди Краткие сведения о церковных требах § 57. Понятие о церковных требах и требнике  

 
От составителя

В этом новом издании Церковного Устава я не делал изменений против прежних изданий, кроме замены немногих выражений более ясными и точными1. Многолетний опыт моего преподавания Церковного Устава и опыт других преподавателей его в духовном училище убедил меня, что мое руководство вполне достигает выполнения программы по Ц. Уставу и той цели, какая начертана в объяснительной к программе записке, именно – поставлять главной целью преподавания – ознакомление учеников с порядком каждой церковной службы. При распределении учебного материала я строго соображался с указаниями типикона, и каждый вид Богослужения называл его собственным именем, каким он назван в типиконе, – так, Богослужение в простые дни называл простодневным, в субботу – субботним, в воскресные дни – воскресным, в праздники – праздничным. Называть же, как называется иным и составителям и руководств по Ц. Уставу (см. руков. Николаевского), субботнее, напр., Богослужение – малыми праздниками седмичного круга, воскресные дни от 50-цы до недели Ваий – средними праздниками седмичного круга, воскресные дни от Пасхи до 50-цы – великими двунадесятыми праздниками того же круга, нахожу делом несогласным с Ц. Уставом и только затемняющим и усложняющим изучение Церковного Устава. Хотя можно с излишнею настойчивостью находить в тех видах Богослужения некоторые черты подходящего к ним праздничного Богослужения; но зато гораздо больше можно находить несходных с ним особенностей. Напр., в воскресные дни от Пасхи до 50-цы совсем не соблюдаются все особенности, указанные для Богослужения великих двунадесятых праздников. В Богослужении великих двунадесятых праздников, напр., на стихирах на Господи воззвах поются Богородичны праздников; а в те воскресные дни – Богородичны октоиха, – там (т.-е. в двунадесятые праздники) бывает полуелей, а здесь (т.-е. в воскресные дни, кроме недели о Фоме) – нет его; там ирмосы и катавасия поются праздничные, а здесь в 5-ти воскресных днях положена катавасия пасхального канона: Воскресения день. Что же касается упразднения в воскресные дни положенных по Уставу воскресной полунощницы и утрени с полуелеем и без полуелея и замены их огульно всенощными бдениями (см. рук. Никол., стр. 100), то почитаю опасным пред учениками, будущими хранителями Уставного Богослужебного Церковного чина, вводить это произвольное нововведение и выказывать пренебрежение к Церковному Уставу тем более, что в городах и селах строго соблюдается положенное по Уставу утреннее Богослужение с воскресною полунощницею. Правда, в учебных заведениях, особенно в зимнее время, с разрешения Епархиального Архиерея, отправляется всенощное бдение с вечера вм. утреннего Богослужения; но это есть не что иное, как исключение из общего правила, сделанное по снисхождению к ученикам, часто малого возраста и рассеянным по квартирам. Если же это разрешение всенощного бдения получается приходскими церквами, – то епархиальная власть требует в то же время от причтов и совершения положенного по Уставу утреннего Богослужения (по утру) не отменно (см., напр., распоряжения Арх. Харьковского Макария, впоследствии Митр. Московского, в трудах Киевской Академии 1896 года, апр., стр. 544 и 549).

* * *

1

Впрочем, объяснительный словарь молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах (стр. 21–27), для удобства пользования, я расположил по алфавиту и представил полнее прежнего.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle