Источник

III. Богослужение страстной седмицы

Богослужение страстной седмицы посвящено воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Каждый день называется великим по причине величия и важности воспомииаемых событий.

§ 50. Особенности Богослужения в первые три дня Страстной седмицы; понедельник, вторник и среду

Первые три дня страстной седмицы: понедельник, вторник и среда посвящены воспоминанию того, как Господь Иисус приготовлял Себя к крестной смерти, принятой им за спасение всего мира. Богослужение в эти дни, как и в другие дни великого поста, вечером состоит из одного повечерия; утром служатся полунощница и утреня с 1-м часом, – днем: часы и преждеосвященная литургия.

Особенности состоят в следующем: а) На утрени после шестопсалмия, великой ектеньи и аллилуия, поется 3-жды песнь, побуждающая нас к духовному бодрствованию. «Се жених грядет в полунощи»...109 после кафизм читается Евангелие, а после трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный...110 б) На часах в эти три дня прочитывается Евангелие всех 4-х евангелистов, чтобы глубже напечатлеть в душах наших всю жизнь Господа Иисуса Христа и историю последних дней Его жизни; в) На преждеосвященной литургии читается Евангелие и полагаются паримии, только уже не из книги Бытия и Притчей, как в обыкновенные постные дни; но из книги Исход, для изображения избавления нашего от плена духовного, и книги Иова, в ознаменование терпения Христова. Кроме сего каждый из трех дней посвящен особому воспоминание В понеделник церковь воспоминает целомудренного Иосифа, проданного своими братьями и обстоятельствами своей жизни прообразовавшего Господа Иисуса Христа, проданного своим учеником за 30 сребренников, – воспоминает также безплодную смоковницу, изображавшую пустоту фарисейского благочестия, не принесшего плодов добродетельной жизни. Во вторник, в побуждение к духовному бодрствованию, воспоминается причта о десяти девах и о талантах, второе пришествие и страшный суд. В среду воспоминается жена, помазавшая Господа Иисуса миром, и осуждается сребролюбие Иуды предателя. В сей день на преждеосвященной литургии, по раздаянии антидора, в последний раз произносится молитва: «Господи и Владыко живота»... с 3-мя великими поклонами.

§ 51. Особенности Богослужения в последние три дни страстной седмицы

а) В великий четверток111 воспоминается тайная вечеря Господа Иисуса Христа, прощальная беседа Его сь учениками и взятие Его на страдание и смерть. На утрени (см. в четв. 5-й недели) после шестопсалмия и аллилуия поется тропарь: «Егда славши ученицы»). Рядовых кафизм не читается, а прямо после пения тропаря полагается чтение Евангелия и пение полного канона, состоящего из 9-ти несней: Сеченное сечется море чермное.

На 1-м часе после прокимна читается паримия из пророчества Иеремии, изображающая злобу Иудеев на Христа и Его кротость и незлобие, с которыми Он предает Себя в руки врагов. Литургия совершается Василия Великого с вечернею. Вместо Херувимской песпи и причастна «Тело Христово примите» и вместо «Да исполнятся уста» поется: Вечери Твоея тайныя... а вместо «О Тебе радуется» ирмос 9-й песни канона: Странствия (угощения) Владычня и бессмертные трапезы на горнем месте высокими умы вернии, приидите насладимся, восшедша Слова (т.-е. пришедшего Господа Иисуса Христа) от Слова (от Него же) научивииеся, Его же величаем. В кафедральных храмах в сей день после литургии совершается архиереем среди храма обряд омовения ног. А в Москве и Киеве в этот же день освящается св. миро.

б) В великий пяток воспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Утреня до тропаря «Егда славнии ученицы», поемого после шестопсалмия, совершается так же, как в четверг 5-й недели поста. Рядовых кафизм не бывает, а прямо после пения тропаря и малой ектеньи начинается чтение 12-ти евангелий, в которых подробно описывается история страданий, смерти и погребение Господа в саду Иосифа. Во время чтения евангелий предстоящие стоять с возженными свечами, и чтение каждого евангелия возвещается благовестом. Общий порядок утрени удерживается; чтение евангелий частью заменяет молитвословия и песнопения утрени, частью полагается между ними. Так, вместо рядовых кафизм и седальнов, после них, полагается чтение шести евангелий о страстях Христовых. Пред чтением каждого из сих евангелий бывает малая ектенья, пение 3-х антифонов и седальна, на них же, замечено в уставе, не седим, но стояще поем; 7-е евангелие читается после блажени с тропарями, полагаемых вместо полиелея, 8-е после псалма 50-го, 9-е евангелие после канона трипеснца, малой ектении и светильна; 10-епосле стихир на хвалите; 11-е читается после чтения славословия «Слава в вышних. Богу> и ектении «исполним утреннюю; 12-е последнее евангелие читается после стиховных стихир. Далее – после чтения «Благо есть» утреня совершается обычно – по будничному: трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, тропарь, ектенья: помилуй нас, Боже... и отпуст. Часа 1-го не прилагается, а читается он днем вместе с другими часами. Литургия, как торжественная служба, в сей день не совершается ради сокрушения и плача церкви и по той благоговейной мысли, что Голгофская жертва, принесенная в сей день, сама по себе заменяет жертвы всех алтарей. Совершаются тогда часы112, сходные с царскими часами на Р. Христово и Крещение, вместе – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, составленные из псалмов, относящихся к страданиям Господа нашего Иисуса Христа. На часах полагаются паримии, Апостол и Евантелие. На вечерни в молитвах и обрядах изображается распятие и погребение Господа Иисуса Христа. Вначале вечерни полагается на престол плащаница. После входа с Евангелием читаются три паримии, в которых пророчески изображается Искупитель мира, – Апостол – о силе и мудрости, явленных в кресте Господнем, и Евангелие, повествующее о страданиях Господа до смерти Его. Затем, на стиховных стихирах после пения стихиры «Тебе одеющегося», при пении тропаря »Благообразный Иосиф», выносится из алтаря плащаница на средину храма и полагается на приготовленный заранее стол; верующие покланяются пред нею и лобызают ее. Священнодействие сие изображает снятие со креста тела Господа Иисуса Иосифом Аримафейским.

в) В великую субботу воспоминается погребение Господа Иисуса, и Богослужение сего дня направлено к выражению и уяснению сей мысли. На утрени после «Бог Господь» поются тропари: Благообразный Иосиф... Егда снисшел Ecu... и Мироносицам женам... Во время пения сих тропарей священнослужители исходить царскими дверями на средину храма, становятся вокруг плащаницы, и при возженных свечах и каждении совершают священнодействие, которое изображает погребение Божественного Мертвеца. Священнодействие сие состоит из пения 118-го псалма, или 17-й кафизмы: Блажени непорочни (разделенной на три статьи) с новозаветными на каждый стих псалма похвалами в честь умершего и погребенного Господа Иисуса. На каждой славе кафизмы совершается каждение вокруг плащаницы и произносится малая ектенья. После кафизмы поются радостные воскресные тропари: Ангельский собор удивися, – а после канона вместо светильна поется «Свят Господь Бог наш». Затем, после великого славословия при умилительном пении «Святый Боже», при погребальном звоне колоколов, в предшествии хоругвий и светильников, совершается торжественный ход вокруг церкви с плащаницею. По совершении хода, плащаница полагается на уготованном столе. Ход сей напоминает перенесение тела Господа Иисуса с Голгофы и положение его в саду Иосифовом. После хода и после возгласа: премудрость прости! поется тропарь: Благообразный Иосиф, читается паримия, Апостол, Евангелие, две обычные ектеньи: Рцем вcu... Исполним утреннюю молитву.

Литургия в сей день совершается Василия Великого, соединенная с вечернею, поздно; и как вечерня относится по церковному уставу к следующему дню (воскресенью), то на ней стихиры на «Господи воззвах» полагаются воскресны из октоиха (1-го гласа) и триоди. После стихир и входа с Евангелием читаются 15 паримий, в которых собраны все важнейшие пророчества и прообразования, относящиеся к лицу Господа Иисуса, искупившего род человеческий Своею смертью и увенчавшего искупление преславным воскресением Своим. После 6-й паримии о чудесном переходе израильтян чрез Чермное море поются стихи песни Моисея, оканчиваемые пением: Славно бо прославися; а после стихов последней паримии о чудесном спасении отроков еврейских в разженной пещи в Вавилоне поют: Господа пойте и превозносите Его во веки. После паримий пред чтением Апостола, вместо трисвятого, поется «Елицы во Христа крестистеся», а после Апостола, вместо аллилуйя, поется пророческий стих: »Воскресни Боже, суди земли«; во время этого пения священнослужители в алтаре снимают с себя черные одежды и облачаются в белые, светлые, изображая тем светлых Ангелов при гробе Спасителя. Диакон выходит тогда читать Евангелие о воскресении Христовом, изображая Ангела, возвестившего мироносицам воскресение Христово. Далее литургия совершается обычным порядком, кроме того, что вместо Херувимской песни поют: Да молчит всякая плоть человеча... вместо: «О Тебе радуется» ирмос 9-й песни канона: Не рыдай Мене, Мати... По отпусти литургии бывает благословение хлебов и вина.

* * *

109

Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща (бодрствующим) недостоин же паки, его же обрящет унывающа (беспечным). Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и царствия вне затворишися (чтобы не остаться вне царствия), но воспряли зовущи: свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

110

Чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

111

Устремив горе (высоко) ум наш.

112

Часы эти сходны с царскими, часами на Рождество Христово и Крещение, но не называются царскими; потому что на них многолетия царям с произнесением им полного царского титула не бывает.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle