Источник

1. Предварительные сведения

§ 1. Понятие о Богослужении и Церковном Уставе

Богослужением православной церкви называются церковные службы, совершаемый в храме Божием в общем собрании верующих, священными лицами по богослужебным книгам и в узаконенное время. Церковный устав есть руководство к правильному и благочинному совершенно Богослужения православной церкви.

§ 2. Понятие о храме и его принадлежностях

Храм Божий или церковь2, есть особо устроенное и освященное по особому чину3, здание, предназначенное для совершения Богослужения и возношения молитв верующими. Он отличается от обыкновенных зданий и внешним видом своим, и внутренним устройством.

а) Внешний вид храма. Внешний вид храма бывает или на подобие креста, или круглый, по большей частью продолговатый, на подобие корабля. Сим последним устройством храма выражается та мысль, что как корабль под управлением опытного кормчего благополучно перевозить путешественника чрез бурное море до места его путешествия; так и церковь, управляемая Главою церкви I. Христом, спасает верующих в него от потопления в бездне греховной, и чрез таинства, священные обряды и молитвословия приводить их к тихому пристанищу, в царство небесное. Средина храма над стенами покрывается куполом, на подобие неба, в означение того, что в храме стояще, на небеси стояти мним. Верх храма украшается главами с крестом. Крест на главах показывает, что это дом Божий, назначенный для прославления Господа Иисуса Христа, совершившего наше спасение крестною смертью.

б) Внутреннее устройство храма. Внутри христианский православный храм разделяется на три части: 1) алтарь – место для священнодействующих, 2) храм средний, в котором молятся верные, и 3) притвор – место для оглашенных и кающихся.

I. Алтарь. Алтарь (от alta ага) значить высокий жертвенник, потому что устраивается выше прочих частей храма. Он бывает обращен на восток в означение того, что на востоке был рай, и православная вера и церковь получили начало на востоке в земле Иудейской, в которой родился, жил и совершил наше спасение Господь Иисус Христос.

В алтаре находятся – святой престол и жертвенник.

1. Святой престол изображаете место таинственного присутствия Иисуса Христа, как Царя славы и Главы церкви, и гроб Господень. Называется он в Богослужебных книгах трапезою, потому что на нем совершается таинство причащения тела и крови Господней – это бессмертное брашно для верных.

Престол при освящении его одевается двумя одеждами: нижнею – белою, называемою срачицею, и верхнею – светлою из шелковой или парчевой материи, называемою индитиею. Срачица в сообразность значению престола, как гроба Господня, знаменует плащаницу, которою обвито было тело Спасителя во гробе, а индития напоминает, что престол есть место славы Божией.

На престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест и дарохранительница.

а) Антиминс есть освященный и помазанный Св. миром архиереем шелковый или льняной плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб, и орудий страданий Христовых.

Антиминс составляет такую важную принадлежность каждого престола, что без него нельзя совершать таинства причащения. В антиминс влагаются при освящении его архиереем частицы св. мощей4 в воспоминание древнего обычая совершать Богослужение на гробах мучеников. Плат, в котором хранится антиминс, называется илитоном.

б) Евангелие полагается на престоле для того, чтобы изобразить присутствие Иисуса Христа, просветившего людей светом евангельского учения; а св. крест – изображает присутствие Христа как Искупителя, совершившего наше спасение крестною смертью.

в) Дарохранительница (или ковчег) есть тот находящиеся на престоле сосуд, в котором хранятся Св. Дары (т.-е. Тело Иисуса Христа, напоенное кровью Его) для приобщения больных, и Св. Агнцы для преждеосвященной литургии. Она знаменует гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну (сосуд) с манною, хранившуюся в ковчеге завета.

Для приобщения больных употребляется особый малый сосуд, называемый дароносицею.

За престолом, на восточной стороне его, в кафедральных храмах устраивается горнее место, – это возвышенная кафедра для сидения архиерея во время литургии.

2. При северной стене алтаря устрояется жертвенник, называемый иначе предложением; потому что на нем во время проскомидии приготовляется вещество для св. таинства причащения – хлеб и вино. Он знаменует вертеп, в котором родился Спаситель, и Голгофу, на которой Он пострадал.

На жертвеннике приготовляются и поставляются священные сосуды и предметы, необходимые для совершения литургии, а именно: дискос, потир, звездица, копие, лжица, грецкая губа и покровы для Св. Даров.

а) Дискос есть то освященное блюдо, на котором во время литургии поставляется Святой Агнец5 и освящается в Тело Христово. Он знаменует и Вифлеемские ясли, в которые был положен рожденный Спаситель, и гроб, в котором положено было Тело Его по снятии с креста.

б) Потир есть святая чаша, в которой на литургии вино, растворенное водою, освящается в Кровь Христову. Он напоминает ту святую чашу, в которой Господь Иисус на тайной вечери преподал ученикам Своим под видом вина, пречистую Кровь Свою.

в) Звездица состоит из двух металлических дуг, крестообразно соединенных между собою, и поставляется над Св. Агнцем для того, чтобы частицы, вынутые из просфор и положенные в должном порядке, не смешались между собою. Она напоминает ту звезду, которая явилась волхвам и довела их до места рождения Спасителя.

г) Копие служит для изъятия из просфоры Св. Агнца и частиц из других просфор и знаменует то копье, которым были прободены ребра Спасителя на кресте.

д) Лжица, с крестом на рукоятии, употребляется для подаяния низшим клирикам и мирянам Св. Таин тела и крови Христовой.

е) Грецкая губка – одна употребляется для собирания с дискоса в потир частиц после причащения священнослужащих, и называется антиминсною, – а другая – для отирания священных сосудов после потребления Святых Даров, и называется истиральною.

ж) Покровов для покрытия Св. Даров три: одним покрывается дискос, другим потир, третьим (большим) – и дискос и потир вместе. Этот большой покров называется воздухом (по-гречески αναψορά – возвышение); потому что во время чтения символа веры на литургии он возвышается и колеблется над Св. Дарами, чем и приводить в движение воздух. Он знаменует камень, приставленный ко гробу Спасителя; а колебание им над Св. Дарами означает землетрясение, бывшее при воскресении Христовом. Прочие два покрова знаменуют или младенческие пелены, коими повит был родившийся Спаситель в вертепе, или пелены погребальные, коими было обвито тело Его во гробе.

II. Средний храм. От алтаря средний храм отделяется иконостасом.

Иконостас (от είκόνος и στάσις) есть досчатая стена, в которую вставляются иконы. В больших храмах бывает в иконостас несколько рядов (ярусов) икон: в нижнем ряду иконы называются местными и обыкновенно располагаются по определенным местам так, по правую сторону от царских врать ставится образ Спасителя, а по левую – икона Божией Матери; по сторонам сих икон ставятся иконы святых, наиболее чтимых; а на правой стороне образа Спасителя поставляется икона храмовая, т.-е. того святого, покровительству которого посвящен храм. В другом, высшем ряду, ставятся иконы важнейших двунадесятых праздников. В третьем ряду – лики св. Апостолов, а посреди их Сам Господь Иисус в царском или первосвященническом образе. В четвертом ряду – лики св. пророков, а посреди их икона Богоматери с Младенцем Господом. Пятый ярус, если есть, имеет изображения св. праотцев. Наверху иконостаса ставится икона распятия Господа, или св. крест Его, как символ нашего спасения.

В нижнем ряду иконостаса трое дверей: двери на северной стороне иконостаса называются северными, а на южной стороне иконостаса – южными, или диаконскими; потому что в древности близ них было место, называемое диакоником, в котором хранилась ризница, бывшая в ведении диаконов. Средние в иконостасе двери называются царскими; потому что они ведут к престолу Царя царствующих, исходящего из них во время литургии для причащения верующих. В эти двери могут входить только священнослужители. На царских дверях изображается Благовещение Пресвятой Девы Марии; потому что Благовещение, по разуму св. церкви, называется главизной нашего спасения и явлением таинства воплощения Бога Слова для спасения человека и дарования ему царства небесного. Над царскими вратами ставится изображение Тайной вечери, как указание того, что в алтаре совершается таинство св. причащения, установленное И. Христом на Тайной вечери. За царскими дверями привешивается завеса, которая во время церковных служб, как и царские двери, то открывается, то закрывается. Открытие завесы и отверстие царских дверей означает открытие миру тайны спасения чрез воплощение Сына Божия; а закрытие их изображает гнев Божий за наши грехи, и наше недостоинство к наследию царства небесного.

В среднем храме находятся следующие места для Богослужебных действий: солея, амвон и клиросы.

а) Солея. Это есть возвышение пред иконостасом. Солея назначается для священно-служащих; мирянам позволяется входить на нее только для принятия Святых Тайн.

б) Среди солеи против царских врат выделяется особое место, называемое амвоном, на которое восходит диакон читать Евангелие и сказывать ектеньи; на нем же сказываются проповеди. Амвон знаменует тот отваленный от дверей гроба Христова камень, с которого Ангел возвестил мироносицам воскресение Господа Иисуса Христа.

в) По сторонам солеи устрояются два клироса – правый и левый – для переменного пения певцами церковных песней. При клиросах ставятся на длинных шестах хоругви, на которых изображаются иконы Спасителя, Божией Матери и святых, с крестом наверху. Они употребляется при церковных ходах и, предшествуя ходу, изображают знамения торжества исповедующих православную веру и победы церкви над врагами нашего спасения под защитою св. креста.

III. Третья – западная часть храма есть притвор. Он разделяется на внутренний и внешний, или паперть. Во внутреннем притворе прежде стояли оглашенные, т.-е. слушающие наставление в христианской вере, но еще не крещенные. Здесь совершаются ныне литии во время всенощных бдений и некоторые чинопоследования церковные, напр, литии по умершим, оглашения при крещении, обручение при браке и т. п. На папетри – церковном крыльце, прежде стояли кающиеся самой низшей степени плачущие, которое со слезами просили входящих в церковь помолиться за них Богу. Ныне по большей части стоять здесь нищие, просящие подаяния себе.

§ 3. Лица, совершающие Богослужение и служащие при нем

Совершать Богослужение имеют право только лица, получившие благодать Святого Духа чрез архиерейское рукоположение в таинстве священства. Служить при церкви во время Богослужения могут лица, получившие на то благословение от архиерея. Первые называются священнослужителями, вторые – церковнослужителями.

Лица, совершающие Богослужение, разделяются на три степени священства: а) епископа, б) священника и в) диакона6

а) Первую степень священства занимаете епископ или архиерей. Он есть предстоятель общества верующих и главный начальник над церквами своей епархии и имеет власть совершать все таинства, освящать святое миро для таинства миропомазания, и храмы, и антиминсы. Епископы городов и областей более значительных возводятся в сан архиепископа, а столичных городов – в сан митрополита.

б) Вторую степень священства занимают священники или иереи, а в монашестве иеромонахи. Они получают благодать и право учить народ, совершать церковные службы и таинства, кроме священства, освящения мира и антиминсов.

Старшие, наиболее заслуженные, из иереев получают сан протоиерея, а в дворцовых и патриарших церквах – священники называются пресвитерами, а старейший из них – прото-пресвитером. Старейшие из иеромонахов – настоятели монастырей, называются игуменами и архимандритами.

в) Третью степень священства составляют диаконы, а в монашестве – иеродиаконы. Они не могут совершать таинств, а только служат епископу или священнику при совершении таинств, и с благословения их произносят ектеньи, читают Евангелие и совершают каждение. Старший и наиболее заслуженный из диаконов в кафедральных соборах получает сан протодиакона.

Кроме лиц, совершающих Богослужение, есть в церкви низшие служебные лица, называемые церковнослужителями, а именно:

а) Иподиаконы, опоясывающиеся орарем крестообразно и находящиеся при архиерее во время совершения им Богослужения.

б) Чтецы и певцы, называемые псаломщиками и пономарями.

в) В церковном уставе упоминаются еще канонархи и параекклисиархи. Канонархи обыкновенно начинают возглашать то, что следует лику петь на клиросе. Параекклисиархи, по церковному уставу, испрашивают благословение настоятеля на начало службы, и с его же благословения производят звон к Богослужению, возжигают свечи, подают кадило и выносят подсвечники при входах с кадилом и Евангелием.

§ 4. Священные облачения.

В православной церкви священнодействующие при совершении Богослужения имеют отличные от мирян облачения с изображением на них креста. Сообразно трем степеням священства, облачения эти разделяются на диаконские, священнические и архиерейские.

1) Диаконские облачения суть: стихарь, орарь и поручи.

а)      Стихарь есть прямая длинная одежда с рукавами. Он делается из материи белого и светлого цвета или парчи7, и напоминает священнослужителю о чистоте сердца и непорочности жизни

б)      Орарь есть облачение, в виде широкой ленты, которую диаконы носят на левом плече, а иногда, напр., на литургии после «Отче наш», опоясываются ею крестообразно, чтобы удобнее приступить им к причащению Св Тайн.

в)      Поручи суть небольшие нарукавники с крестами. Они знаменуют силу благодати Божией, укрепляющей священнослужителя при совершении Богослужения, и напоминают узы, коими Господь Иисус был связан во время страданий.

Поручи имеют священники и епископы.

2. Священнические одежды суть: поручи, как у диакона, подризник, епитрахиль, пояс и фелонь.

а) Подризник есть шижняя одежда с рукавами, заменяющая диаконский стихарь.

б) Епитрахиль есть одежда, которую священник носит на выи. Формою она походит на диаконский орарь, вдвое сложенный, и знаменует сугубую пред диаконом благодать Святого Духа, изливаемую на священника.

Примечание. Священник без епитрахили не может совершать ни одной службы напротив, в одной епитрахили он может совершать малую вечерню, повечерие, полунощницу, часы без чтения Евангелия и разные требы в домах.

в) Пояс, стягивающий одежду священника (подризник и епитрахиль) для свободного действия при Богослужении, знаменует готовность и усердие священнослужителя совершать свое служение Богу и напоминает тот лентий, которым Господь Иисус препоясался на Тайной Вечери при умовении ног ученикам.

г) Фелонь, или риза, есть верхняя, длинная сзади и короткая спереди одежда без рукавов с отверстием для головы. Она изображает ту одежду поругания, в которую Господь Иисус был облечен воинами во дворе Пилата. Священнику фелонь напоминает, что душа его должна быть одета одеждою правды, т.-е. должна быть добродетельна и благочестива.

За особые заслуги священникам дается набедренник, а некоторым протоиереям палица.

Набедренник привешивается на правой стороне подризника и означает, меч духовный, т.-е, слово Божие, которое пастырь церкви должен неленостно проповедывать и им отражать заблуждения неправоверуюпщх (о палице см. в архиер. одеждах).

Кроме означенных одежд употребляются при священнослужении головные украшения: скуфья и камилавка из фиолетового бархата.

Архиерейские облачения общи со священническими, как-то: подризник: епитрахиль, поручи и собственно архиерейские, как-то: омофор, саккос, палица, крест, панагия, митра, мантия, посох, орлецы.

а) Омофор есть длинная, широкая лента, украшенная крестами и другими священными изображениями. Он носится архиереем на раменах (плечах) поверх прочих облачений, спускаясь одним концом спереди шеи, а другим сзади. Омофор знаменует отеческое попечение Архипастыря о спасении вверенного ему стада Христова и особенно об обращении заблуждающихся в вере и жизни христианской (Лук. 15, 4, 5), и напоминает Архиерею притчу Господню о пропавшей овце, (т.-е. человеке), которую Господь, как добрый пастырь, нашел, взял на рамена Свои, принес в дом Отца небесного и совокупил с небесными силами.

б) Саккос заменяет священническую фелонь, но формою похож на стихарь, имеет рукава, только короче, и украшен звонцами. Он знаменует багряницу, в которую был облечен поруганный Христос.

в) Палица есть четвероугольное облачение, которое привешивается на поясе при бедре, в ознаменование (как и набедренник) духовного меча8).

г) Крест, носимый святителем на персях, поверх всех облачений, напоминает ему, что он не только должен носить в сердце распятого Господа, но и пред всеми исповедовать Его.

д) Панагиею (с греч. языка вся святая) называется изображение Спасителя или Божией Матери, носимое святителем на персях в напоминание того, что ему надлежит всегда носить в сердце своем Христа и предавать себя покрову Богоматери.

е) Митра есть украшение главы святителя, подобно царскому украшению. Она знаменует славу Божию и напоминает терновый венец, который был возложен на главу Господа Иисуса во время страданий Его.

ж) Мантия архиерейская, в отличие от обыкновенной монашеской мантии, имеет ту особенность, что на ней нашиваются так называемые скрижали и источники (ленты разных цветов вдоль мантии). Источники означают струи учения, истекающего из уст архиерея; а две скрижали напоминают святителю о двух заветах – ветхом и новом, из свящ. книг которых ему надлежит почерпать учение веры и правила благочестивой жизни.

з) Посох, или жезл, есть символ власти архиерея и его архипастырского, отеческого попечения о своей пастве. Иногда на рожках жезла изображаются змеевидные головы. Это изображение знаменует мудрость архипастыря в сообразность словам Господа Иисуса, сказавшего: будите мудри яко змия. Верх жезла увенчивается крестом в напоминание того, что архиерей во имя и славу распятого Господа Иисуса должен пасти свою паству. У рукояти посоха привешивается для украшения его плата, называемый сулок.

Примечание. Посох без рожков и сулка дается архимандритам или игуменам в знак духовной власти их над тою обителью, над которою они поставляются настоятелями.

и) Орлецы суть круглые коврики, имеющие изображение орла над городом и полагаемые под ноги архиерея. Город изображается на них в знак епископства его в епархиальном (главном) городе, а орел – в знак высокой богословской его мудрости.

§ 5. Способ созывания верующих к Богослужению

Православная церковь созываете верующих к Богослужению посредством звона в колокола (кампаны). Прежде, когда колоколов еще не было, созывали к Богослужении посредством била и клепала, т.-е. ударения палкою или молотом в деревянную доску, или металлический прут или кольцо. От чего в церковном уставе встречаются выражения: «ударяет (параекклпсиарх)» «в древо, в било«, »клеплет довольно (долго ударяет), »знаменует (дает знак) в било». Звон в колокола у нас более известен троякий: а) собственно звон, или благовест, когда ударяют в один колокол большой (великий кампан) или малый; звон этот называется красным, (радостный), когда звонят часто, и унылым, когда звонят косно, медленно, напр., в Великий пост; б) трезвон, когда звонят в несколько колоколов вдруг и в несколько приемов, и в) перезвон или перебор, когда звонят по нескольку раз в каждый колокол особо, начиная с большого (напр., к водоосвящению в храмовые праздники и крестному ходу, к выносу св. креста в Воздвижение и в 3-ю нед. поста – и плащаницы в пятницу и субботу на Страстной неделе). По благовесту можно узнать, будни или праздник в известный день; ибо есть колокола – будничный, полиелейный, воскресный, праздничный – самый большой (тяжкая).

Примечание В некоторые дни в уставе означаются особые звоны; напр, к часам в Великий Пяток полагается «звон в двои, един долйй, т-е. звонят в два колокола, и притом так, что удар в другой колокол бывает сильнее и дольше первого; в Пасху к утрени «ударяют во вся кампапы и тяжкая и клеплют довольно, т-е. звонят во все колокола, не исключая и самых больших колоколов с особенною силою – и звонят довольное время. В Пасху же на утрени после пения «Христос воскресе» – «ударяют во вся кампапы и клеплют довольно "три звоны», т.-е звонят во все колокола, и звонят не малое время в три приема». На литургии в Пасху к Евангелию ударяют в церкви в кандию, а вне церкви, в великое било, или в великий кампан, т.-е. ударяют в церкви в небольшой колокольчик, а по нему, вне церкви, ударяют или в большую железную доску, или на колокольне в большой колокол.

* * *

2

Храм Божий называется церковью (Σκκλησία –собрание народное, или место собрания), потому что в него собираются христиане для молитвы и освящения себя таинствами православной церкви (1Кор. 11, 18, 22, 14, 23).

3

Освящение храма совершается архиереем и, с его благословения, протоиереем или иереем. Освящение храма бывает великое, когда престол и храм освящаются и помазуются св. миром, – и малое, когда освящаются только поновляемые или вновь устроенные украшения, напр., новый иконостас, живопись и т п. Когда храм освящается протоиереем или иереем великим освящением; тогда антиминс, на котором совершается св. таинство причащения, заранее освящается архиереем и помазуется св. миром с вложением в него частиц св. мощей; при самом же освящении не бывает помазания св. миром престола и храма, и весь чин освящения направлен только к утверждению омовению и облачению престола, и окроплению храма св. водою при пении положенных в чине освящения псалмов и молитвословий.

4

Когда храм освящается самим архиереем, тогда часть св. мощей полагается еще в особом ковчежце под престолом.

5

Так называется часть, вынутая на литургии из первой просфоры.

6

Сообразно трем степеням священства – епископа, священника и диакона – для каждой степени полагается особый чин посвящения, бываемый за литургиею.

Посвящение во епископа бывает на литургии собором епископов после входа с Евангелием и пения «Святый Боже» пред чтением апостола Когда, при пении, «Святый Боже» священнодействующие архиереи со средины храма войдут в алтарь; тогда протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого, облаченного в священнические одежды, к царским вратам, в коих он приемлется от архиерея в алтарь и поставляется пред престолом. Здесь он, сделав три поклона и приложившись к престолу, преклоняет оба колена и полагает крестообразно на престол руки, а на них главу. Архиереи держат над главою его отверстое святое Евангелие, а первенствующий архиерей читает молитву посвящения, прочие архиереи в это время тоже полагают правые руки на хиротонисуемого Затем, после ектении, снимают с главы его Евангелие, а также и фелонь священническую и облачают его в архиерейские одежды (саккос, омофор, крест, панагию и митру). При облачении каждой одежды возглашается по-гречески: ἃξιος – достоин. Это значит, что рукоположенный, получив благодать Св. Духа в таинстве священства, сделался достойным епископского сана и тех облачений при священнослужении, которые принадлежат этому сану. Произносится слово: «достоин» по-гречески, в означение того, что наша церковь приняла рукоположение священства от древней греко-восточной апостольской церкви. Облаченный в архиерейские одежды совершает литургию с прочими святителями – архиереями. После литургии первенствующим архиереем возлагаются на него – архиерейская мантия, камилавка и клобук и вручается ему пастырский жезл – и он с амвона благословляет народ обеими руками на все четыре страны света

Посвящеиие во священника (иерея) бывает после херувимской песни, до освящения Святых Даров, потому что иерей посвящается для совершения таинств. Посвящаемый вводится со средины храма в алтарь, и здесь троекратно обводится вокруг престола с пением свящ. песней «Святии мученицы»... Слава Тебе Христе Боже,. Исаие ликуй. Обходя престол, он каждый раз целует его, а также архиерейскую руку и палицу его, а потом трижды покланяется пред престолом и, в знак своей покорности воле Божией и церкви, преклоняет оба колена, полагая на правый угол престола крестообразно сложенныя руки и склоняя на них свою главу. Архиерей, возложив на главу край омофора, 3-жды благословляет ее и, положив на нее руку, читает молитву посвящения. После молитвы и ектении даются архиереем для облачения его священническия одежды и книга – служебннк, как необходимо нужная ему для совершешя богослужения. При подавании одежд и служебника архиерей возглашает ἃξιος!

Посвященге во диакоиа бывает после освящения Св. Даров, после возгласа: «и да будут милости великого Бога».. потому что диакон не совершает таинств, но только служит при них. Посвящение его совершается так же, как и посвящеше во священника; только для молитвы посвящения он становится на одно колено, в означение того, что он принимаете на себя меньшее служение, чем священник. После посвящения подаются ему от архиерея для облачения диаконския одежды, также с возгласом ἃξιος!

7

Парча есть ткань из шелковой основы с утком из золотых и серебряных нитей, весьма сложных и разнообразных рисунков, часто по бархатному фону.

8

Когда палнца дается протоиереям, уже имеющим набедренник, тогда она привешивается на правом бедре, а набедренник на левом. Духовное знаменование их в сем случае, в сообразность словам Ап. Павла (2Кор. VI, 7), может быть таково: палица будет означать оружие правды десное, необходимое для поражения врагов; а набедренник шуее оружие правды – для защиты от нападения их.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle