Источник

II. Богослужение православной церкви

§ 6. Богослужение православной церкви

Богослужение православной церкви бывает общественное и частное.

Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами.

§ 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания

Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания, из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями.

Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета.

а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм9. Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых10.

Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния.

(Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого, когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

б) Новозаветные книги Св. Писания. Заключенные в двух церковных книгах – Апостоле и Евангелии, они все прочитываются в течение года, начиная с Пасхи, кроме Апокалипсиса11. Чтения из Апостола и Евангелия разделены по зачалам или отделениям. Евангельские чтения полагаются на утреннем Богослужении в воскресные дни (в числе 11-ти рядовых), и в праздничные дни по числам месяца; а из Апостола, кроме литургии, зачала читаются только на вечерни в качестве паримий на дни св. Апостолов.

Порядок, в каком следует чтение кафизм в течение всего года

От недели Фоминой до 22-го сент, от 20-го дек, до 14-го января и в недели – мясопустную и сыропустную


На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери
1) Воскресенье 2 и 3
2)Понедельник 4 и 5 6
3)Вторник 7–8 9
4)Среда 10–11 12
5)Четверг 13–14 15
6)Пятница 19–20 18
7)Суббота 16–17 1

От 22-го сент до 10 дек. и от 15 янв. до субботы пред неделею о блудном сыне (на утрени по три кафизмы)


На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери
1) Воскресенье 2 и 3
2)Понедельник 4,5,6 18
3)Вторник 7,8,9
4)Среда 10,11,12
5)Четверг 13,14,15
6)Пятница 19–20
7)Суббота 16–7 1

В недели Великого поста: 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, и 6-ю (на утрени по 3 кафизмы).


На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери
1) Воскресенье 2,3,17– не порочны
2)Понедельник 4,5,6 7 8 9 18
3)Вторник 10,11,12 13 14 15 16 18
4)Среда 19,20,1 2 3 4 5 18
5)Четверг 6,7,8, 9 10 11 12 18
6)Пятница 18,14,15 19 20
7)Суббота 16,17 1

В неделю 5-ю Великого поста (на утрени по 3 кафизмы)


На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери
1) Воскресенье 1)2,3,17
2)Понедельник 4,5,6 7 8 9 10
3)Вторник 11,12,18 14 15 16 18 19
4)Среда 20,1,2 3 4 5 6 7
5)Четверг –8 9 10 11 12
6)Пятница 13,14,15 19 20 18
7)Суббота 16,17 1

В Страстную неделю


На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я Утреня На 3-м часе На 6-м часе Вечери
1) Воскресенье 2–3
2)Понедельник 4,5,6 7 8 18
3)Вторник 9,10,11 12 13 18
4)Среда 14,15,16 19 20 18
5)Четверг
6)Пятница
7)Суббота 17 не порочны

Примечание

Не читается псалтирь. 1)На страстной неделе – в четверг и пятницу;

На литургии полагаются чтения как из Апостола, так и Евангелия – рядовые на каждый день по ряду недель, начинаѳмых с Пасхи – по месяцеслову во дни праздников. Рядовые чтения указываются в особом расписании, прилагаемом в конце Апостола и Евангелия, – а праздничный – в числах месяца. При сем наблюдаются следующие правила:

а) Если в будничный день случится праздник Господень, или Богородичный, или святый со бдением, то рядовые – Апостол и Евангелие оставляются, читаются одни праздничные; рядовые же читаются за день до праздника под зачало с дневным.

б) Если случится праздник Богородичный или святому в воскресенье, то сперва читаются (на литургии) воскресные – Апостол и Евангелие рядовые, а потом праздничные.

в) Если на какой праздник святому в месяцеслове не указано Апостола и Евангелия, то читаются общие, указанные каждому лику святых.

г) Когда в воскресенье случится двунадесятый праздник Господень или Богородичен, то на утрени читается праздничное Евангелие; если случится святый со бдением, то читается воскресное Евангелие; а если случится в воскресенье храмовой праздник, – то читается иногда воскресное, иногда храму. Храму читается в следующие недели: св. праотец и отец пред Р. Христовым, – в недели Великого поста: 2-ю, 4-ю и 5-ю, в неделю св. отец после Пасхи и в неделю всех святых после 50-цы, если храм в честь всех святых. В прочие же недели читается воскресное Евангелие.

д) Более двух апостолов и евангелий не читается. Если по стечению праздников в известный день положены три зачала, то третье зачало читается за одно с другим зачалом.

§ 8. Богослужебные книги

Богослужебными книгами называются те, по коим совершается Богослужение православной церкви. Они разделяются на два разряда: одни из них содержат неизменяемую часть Богослужения церковных служб, т.-е. когда молитвы и песнопения, входящие в состав служб, употребляются неизменно в какой бы день ни совершалась служба, таковы, напр., молитвословия вечерни (псалом – Благослови душе моя, Свете тихий), молитвы повечерия, полунощницы, утрени, псалмы часов, молитвы и песнопения литургии и ектении. Другие книги содержат изменяемую часть Богослужения. потому что молитвословия, и песнопения, содержащиеся в них, сообразно с днями седьмицы, числами года и от стечения праздников изменяются в порядке и числе и заменяются одни другими, а некоторые и вовсе оставляются; таковы, напр., стихиры, тропари, седальни, каноны, кондаки, икосы, антифоны, прокимны, задостойники и причастии.

К книгам, составляющим неизменяемую часть общественного Богослужения, относятся: часослов и служебник; а к составляющим неизменяемую часть Богослужения: – октоих, минея месячная и общая, и триоди.

1) Часослов, или часовник, содержит чинопоследования суточных церковных служб, расположенных по определенным часам дня с теми преимущественно молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и Овцами. В нем содержатся чинопоследования: 1) полунощницы вседневной будничной, субботней и воскресной, 2) утрени, 3) первого часа, 4) третьего часа, 5) шестого часа, 6) изобразительных 7) девятого часа, 8) вечерня и 9) повечерия – великого и малого.

После служб помещаются тропари и богородичны отпустительные – воскресни, поемые на утрени, а в прочие седьмичные дни поемые на вечерни и утрени, и последование молебна.

2) Служебник содержит в себе чинопоследования вечерни, утрени, литургии Златоустого, Василия Великого и преждеосвященных Даров с теми молитвословиями, какие употребляются священником и диаконом, и с указанием того, что они должны делать при совершении служб.

После служб в нем помещаются: 1) чин литии (малой панихиды), совершаемой по умерших, 2) месяцеслов. 3) прокимны, произносимые на литургии, утрени и вечерни – повседневные и воскресные, и 4) устав, как иерею и диакону должно приготовляться к совершению священных служб, и особенно к Божественной литургии.

3) Октоих от (ὸχτὼ ἣχος осмогласник) содержит изменяемые и дополнительные к часослову и служебнику молитвословия и песнопения для каждого дня седмицы, разделенные на 8 гласов и напевов. Последование каждого гласа продолжается седмицу, начиная с вечера субботы до вечера следующей субботы. В молитвословиях и песнопениях каждого дня (в стихирах, тропарях и каноне) содержатся воспоминания и чествования некоторых святых и свящ. событий, напр. в понедельник прославляются Бесплотные силы, – во вторник – Св. Предтеча Иоанн, – в среду – воспоминается предание Господа на смерть, страсти Христовы и животворящее древо Креста Господня, – в четвертою – прославляются Апостолы и Св. Николай, – в пятницу – страдания Господа и смерть Его на кресте, – в субботу церковь ублажает всех святых (в особенности Св. мучеников) и творит поминовение умерших, – в воскресенье (в неделю) – прославляет Воскресение Христово. Божия Матерь прославляется в молитвах и пенопениях каждого дня. Эти воспоминания и чествования повторяются в каждый из 8-ми гласов; но молитвословия и песнопения каждого дня седмицы не одни и те же, но особые, хотя и относятся к тем же воспоминаниям и чествованиям.

Что нужно брать из октоиха при совершении ц. служб?

В каждый седьмичный день 1) – для вечернистихиры на Господи воззвах и стиховны стихиры, 2) для повечерия – канон Божией Матери, 3) для утрени – седальны по стихословии кафизм, каноны, далее – стихиры на стиховне, а в субботу – стихиры на хвалите – мученичны; 4) для литургии – блаженны, прокимен пред апостолом, аллилуарий и причастен.

В воскресные дни – а) для малой вечернистихиры на Господи воззвах, прокимен, стиховны стихиры и тропарь, б) для повечерияканон Божией Матери, такой гласа, – в) для полунощницы – канон Животворящей Троице и молитву Св. Троице, – для утренитропарь воскресный с Богородичным, седальны во стихословии, ипакой, степенны антифоны, прокимен пред Евангелием, каноны три воскресный, крестовоскресен и Богородице экзапостилларий, стихиры на хвалите, стихиру евангельскую или утреннюю; на литургии – блаженны12.

Молитвословия и песнопения октоиха в церк. Уставе обозначаются словами дне, гласа, воскресны, напр., прокимен дне, стихиры воскресни, блаженны гласа.

4) Минея месячная, как и октоих, содержит дополняемый к часослову и служебнику молитвословия и песнопения на каждое число 12-ти месяцев в честь и память св. угодников и праздничных событий, и разделяется на 12-т частей или книг.

Что нужно брать из минеи при совершении ц. служб?

На каждое число месяца в минеи содержится: а) для вечерни стихиры на Господи воззвах, (в праздники – паримии), стиховны стихиры и тропарь святому; для утрени каноны, стиховны стихиры, а в праздники – седальны по стихословии кафизм, стихиры на хвалите; для литургии – прокимен и причастен, если положено Евангелие святому, а в великие праздники Господни – антифоны. Для повечерияво дни препразднеств Господних праздников – Рождества Христова, Богоявления полагается трипеснец, и кондак препразднества. В некоторые дни назначены особые молитвословия для часов и полунощницы.

В конце минеи месячной приложены: а) Богородичны воскресны догматики, б) Богородичны 8-ми гласов, поемые после положенной в минеи славы святому, по гласу ее, называемые славниками, в) Богородичны отпустителные воскресные, поемые после тропарей святым, и отпустителные Богородичны 8-ми гласов, поемые в непраздничные дни после тропарей святым на вечерни, на утрени на «Бог Господь» и в конце утрени.

Молитвословия минеи обозначаются в ц. уставе словами «святого" праздника», напр., стихиры святого, стихиры праздника и т. п.

5)Минея общая содержит последование общих молитвословий для всех святых одного лика, или чина, напр. пророков, апостолов, святителей, преподобных мучеников и др. Она требуется тогда, когда для какого-либо святого в минее месячной особой службы не положено; а между тем во имя его устроен храм, или в число это случится высокоторжественный день, когда по уставу полагается всенощное бдение: в общей минеи на эти случаи и есть для каждого лика святых последования вечерни – со стихирами и паримиями и стихирами на литии, и утрени – с каноном и стихирами13.

6) Триодь (τριὼδιον – трипеснец) содержит изменяемые песнопения и молитвословия для Богослужения в подвижные дни круга годичного. Название «триодь» произошло от того, что в ней заключаются для большей части дней каноны, состоящие из трех песней. По богослужению, изложенному в триоди, она разделяется: а) на постную и б) цветную14.

а) Триодь постная содержит последования в приготовительные дни к Великому посту и в самый пост, именно: от недели (воскресенья) мытаря и фарисея до первого дня Пасхи.

б) Цветная триодь содержит песнопения и молитвословия в Пасху и Пятидесятницу, именно: от 1-го дня Пасхи, кончая неделею (воскресеньем) всех святых. Цветною она называется потому, что время, в которое совершается по ней Богослужение, есть весеннее, радостное, и в самых песнопениях воспевается духовная весна, наставшая по восстании из гроба Христа Жизнодавца15. Так как цветная триодь содержит последования во дни, следующие от Пасхи до Пятидесятницы, то она называется греческим словом: пентикостарий – пятидесятница. Название свое триодь цветная получила также от трипеснцев и четырепеснцев, только они не поются наряду на утрени, как трипеснцы постной триоди, а поются на навечерии на каждый день седьмичный и печатаются в конце книги триоди цветной.

В триодях содержатся песнопения и молитвословия: а) для вечерни, б) повечерия, в) утрени, г) часов и иногда для литургии.

а) Для вечерни помещаются стихиры на «Господи воззвах», паримию (в постной триоди), стихиры на стиховне.

Для повечерия иногда канон, иногда канон-трипеснец.

Для утрени: троичны гласа (в постной), тропарь, седальны по стихословии кафизм, «трипеснцы и каноны, светильны, зкзапостилларии: стихиры на «Хвалите» и на стиховне. Для часов(в постной) на 1-м (велик, четв.) тропарь пророчества и на 6-м часе тоже. Для литургии – антифоны блаженны, прокимны, причастны.

Молитвословия и песни постной триоди обозначают в ц. уставе молитвами и песнями дне, напр., прокимен дне, самогласен дне, а песни октоиха песнями гласа или октоиха, напр., троичны гласа, седалны октоиха и т. п. А молитвословия и песнопения триоди цветной обозначаются словами: Пасхи, праздника, напр., стихиры Пасхи, т-е. поемые в день Пасхи, канон праздника, т.-е. канон недели, напр., Мѵроносиц, или Вознесения; словом же воскресны, напр., стихиры воскресны, обозначаются стихиры октоиха; словом – дне – песни триоди, напр , прокимен дне, стиховны триоди дне.

К числу книг, чаще других употреблявшим, на клиросе чтецами и певцами, относятся: ирмологий и типикон.

Ирмологий или ирмологион. Он содержит ирмосы всех 8-ми гласов октоиха, а также ирмосы минеи и триоди на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с октоихом и печатаются под этим гласом. Напр. под 1-м гласом помещены ирмосы 1-го гласа октоиха и ирмосы 1-го же гласа на Рождество Христово, на Пасху и другие, поемые на тот же глас. Кроме ирмосов в ирмологии есть молитвословия и песнопения для литургии и утрени, напр., припевы на 9-й песни канона утрени в Господские и Богородичные праздники.

Типикон или церковный устав содержит правила и указания на то, в какие дни, при каких службах, в каком порядке и числе, при совпадении различных празднований, должны быть употребляемы молитвословия и песнопения октоиха с молитвами и песнями минеи и триоди.

Чтецами и певцами употребляется еще следованная псалтирь. Она не содержит в себе новых молитвословий для Богослужения; но содержит в себе или целые Богослужебные книги, или только избранные молитвословия из Богослуж. книг. Так в ней есть: 1) псалтирь, 2) часослов, 3) месяцеслов с тропарями и кондаками святым и праздникам, избранными из миней, октоиха и триодей; 4) молитвы утренние и вечерние, акафисты и последование к св. причащению, избранные из канонника.

§ 9. Объяснительный словарь молитвословий и песнопений, содержащихся в богослужебных книгах16

Акафист, по переводу с греч. неседальное чтение или пение, составленное в честь и славу Господа, Пресвятой Богородицы и святых. Так называется оно потому, что во время пения его возбраняется сидеть. Акафист состоит из 24-х песней, из которых краткие, наз. кондаками, а пространные тропарями

Аллилуиазначить: хвалите Бога, славьте Бога. Аллилуиа произносится обыкновенно трижды и относится к трем лицам Святой Троицы. К «аллилуй» присоединяется славословие: слава Тебе, Боже, в означение того, что все три лица Божества совершенно равного достоинства и всем им подобает равная слава, честь и поклонение, почему и называются Троицею единосущною и нераздельною.

Аллилуиа красная. Так наз. пение «аллилуиа, на распев, особенно умилительный и сладкогласный. С такой аллилуиа поется псалом: на реках Вавилонских, в недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную.

Аллилуиарий – стих, который при пении аллилуиа возглашается чтецом после Апостола пред чтением Евангелия.

Аммореовы стихиры. Так наз. стихиры в честь Пресв. Богородицы, поемые в воскресные дни на вечерне на Господи воззвах – от творца их Павла Амморейского. Поются они, где нет Минеи, или на литии.

Анатолиевы стихиры – тоже стихиры, поемые на вечерне в воскресные дни на Господи воззвах от творца их Анатолия, патриарха Константинопольского, жившего в 5-м веке. Они также наз. восточными, потому что имя Анатолий (ἃνατολῆ) с греч. в славянок, переводе зн. восток.

Антифонозначает попеременное пение церковных песнопений, избранных из псалмов, которое положено петь на обоих клиросах обоими ликами. Так напр. на воскресной вечерни поется 1-й антифон 1-й кафизмы «Блажен муж»; на литургии – в будни: Благо есть исповедатися (из пс. 9-го), Господь воцарися (из пс. 92). Приидите, возрадуемся (из пс. 94). В воскресные дни и др. седмичные, когда на малом входе положена песнь от канона, поются изобразительные (τά τυπικά – уставом назначенные) Так наз. псалмы: Благослови душе моя Господа (пс. 102) и Хвали душе моя Господа (пс. 145) В великие праздники антифонами бывают особые стихи из псалмов, приличные празднику, раскрывающие смысл и значение праздника.

Антифоны степенны поются на утрени пред чтением Евангелия. Так наз. они потому, что составлены применительно, а иногда словами псалмов, имеющих надписание: песнь степеней (от 119 по 132-й пс.) Псалмы эти пелись евреями на ступенях иерусалимского храма. Они расположены в октоихе на 8 гласов: степенны 1-го и 5-го гласа взяты из содержания псалмов: 119, 120 и 121. 2-го и 6-го гласа – из пс. 122, 123, 124; 3-го и 7-го гл. из пс. 125,126, 127; 4-го и 8-го гл. из 128, 129; а так как степенны 8-го гласа состоят из 4-х антифонов; то 4-й антифон взят из. пс. 130 и 132-й: степенны рядового гласа поются в воскресные дни; а антифоны 4-го гласа «от юности моея» поются, кроме рядового 4-го гласа, в. воскресенье, и в седмичные дни, когда в них случатся праздники со чтением на утрени Евангелия, и в воскресные, когда в них случатся великие Владычни праздники, хотя бы рядовой глас был и не 4-й.

Благословенныэто тропари, которые поются на воскресной утрени с припевом Благословен еси Господи.

Блаженныевангельские стихи, начинающееся словом Блажени и пеенопения, которые поются за сими стихами на литургии пред малым входом.

Богородичен – есть песнопение, составленное в честь и похвалу Богородицы. Крестобогродичен – песнь Богородице, прославляющая те скорби, какие Она перенесла во время крестных страданий Сына Ее, Господа Иисуса Христа. Крестобогородичны употребляются на Богослужении по средам и пятницам. Богородичны бывают воскресные, 8-ми гласов, и поются в воскресные дни. Они употребляются в воскресенье на малой и великой вечерни после стихир на Господи воззвах и после стихир стиховных Богородичны, поемые после стихир на Господи воззвах, наз. догматиками; потому что с прославлением Божией Матери содержат догмат (несомненную и непреложную истину) о воплощении Сына Божия и соединении в нем двух естеств – Божеского и человеческого. Богородичны, поемые после стихир стиховных, наз. отпустительными, как поемые пред отпуском вечерни. Кроме вечерни, Богородичны воскресные поются на утрени после Бог Господь и в конце утрени после тропаря. Поемые в конце утрени наз. отпустительными. Воскресные Богородичны, поемые на вечерни и на утрени после Бог Господь, называются, 1-ми Богородичными.

Кроме воскресных дней, воскресные Богородичны, великой вечерни17 употребляются и в другие дни седмицы на тех же службах, кроме субботы, когда в эти дни случатся празднования святому и Богородице с великим славословием, полуелеем и всенощным бдением. Догматики поются того гласа, на который была пета стихира на слава. В субботу поется на вечерни догматик рядового гласа.

В седмичные дни, не праздничные, Богородичны и крестобогородичны расположены также на 8 гласов, с указанием их на каждый день седмицы. Крестобогородичны употребляются на Богослужении по средам и пятницам, а Богородичны – в прочие дни седмицы. Богородичны и крестобогородичны поются и на вечерни – после стихир на Господи воззвах и после стиховных, а на утрени после Бог Господь и в конце утрени после тропаря святому. Богородичны и крестобогородичны, поемые после стихир на Господи воззвах и на утрени после тропарей, называются славниками (Уст. 25-го марта стр. 206) потому, что поются на глас славы стихиры святого минеи или тропаря ему. Напр. слава святому, минеи глас 1-й, а служба к понедельнику; тогда в воскресенье на вечерни поется Богородичен: небесных чинов радование, а в понедельник на утрени после тропаря Бог Господь и на ныне Богородичен. Святейшая святых всех сил.

Богородичны и крестобогородичны, поемые в конце вечерни и на утрени после Бог Господь и в конце утрени после тропаря святому, по гласу его наз. отпустительными, и как они в сравнении с воскресными Богородичными короче, меньше, то наз. Богородичными от меньших (Уст. гл. 52). Напр. в неделю вечера и в понед. на Бог Господь, если тропарь святому поется на 1-й глас, тогда поется Богородичен Чудо чудес Благодатная а в конце утрени: Пречистая Богородице на небесах.

Богородичны и крестобогородичны всех 8 гласов находятся в конце Типикона, следованной псалтири, октоихе и минеи каждого месяца.

Величаниеот слова: величаем тя, ублажаем тя есть краткое прославление Бога, Божией Матери и святых Оно поется в праздники после полуелея пред чтением Евангелия.

Воскресны – стихиры, тропари, каноны прославляют воскресение Христово Крестовоскресны прославляют воскресение Христа и Крест Его.

Екзапостилларий (от ὲξαποστέλλω посылаю) – песнопение, поемое на утрени после 9-й п. канона и малой ектеньи, а в воскресные дни после пения «Свят Господь Бог наш». Так наз. это песнопение потому, что в древности для пения екзапостиллария был посылаем с клироса на средину храма певец. В воскресных екзапостиллариях говорится о шествии мироносиц к Апостолам, о послании Апостолов в мир для проповеди и об обетовании Господа ниспослать на них Святого Духа.

Ектения, – это ряд молитвенных прошений, протяжно (от έχτείυω протягаю) произносимых священником или диаконом. Ектенья бывает великая, малая, сугубая и просительная. Ектенья. «Миром Господу помолимся» называется великою, потому что в ней заключается более прошений, чем в других ектеньях. Ектенья: «Паки и паки миром Господу помолимся» называется малою, ибо состоит из одного прошения великой ектеньи. Ектенья: «Рцем ecu» и «Помилуй нас Боже» называется сугубою, потому что в ней усугубляется или повторяется трижды моление «Господи, помилуй»; Просительная ектенья состоит из прошений, после которых поют: «подай, Господи». Есть еще ектенья великая и малая за упокой.

Заамвонная молитва. Так она наз. потому, что читается священником за амвоном на литургиях св. Иоанна Златоустого, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.

Задостойники Так наз. песнопения, поемые на литургии вм «Достойно есть яко во истинну. Задостойниками бывают ирмосы 9-й песни утреннего праздничного канона На литургии Св. Великого В. вм. Достойно поется: О Тебе радуется...

Икос (от оикос-дом, здание) есть песнопение, в сравнении с кондаком, пространнее передающее главную мысль праздника или особенную черту из жизни святого. Икос находится по 6-й песни канона на утрени.

Ипакой – (ὺπακοή внимание, послушание) есть песнь, требующая от присутствующих в церкви особенного внимания к благовестию о воскресении Христовом. В древности эту песнь за чтецом подпевал народ. Упокой поется на повечерии субботы после канона и Отче наш, на воскресной полунощнице после троичного канона, на утрени пред антифонами и чтением Евангелия и после 3-й песни канона.

Ирмос (έιρμος – связь). Так называется первое в каждой песни канона песнопение, служащее связью и образцом для других тропарей, следующих за ним в каждой песни канона как по содержанию, так и по числу стоп и строк, и напеву.

Канон (κανὼν – правило) – песнопение, составленное по особым правилам и размеру, во славу Бога, в похвалу Божией Матери и святых, в память усопших и назидание живых. Канон состоит из 9-ти песней, а иногда из 2-х, 3-х и 4-х, и тогда называется двупеснцем, трипеснцем и четверопеснцем.

Катавасия (от καταβαίνω – схожу). Так наз. ирмос, который поется в конце каждой песни канона и для пения которого сходят оба лика с клиросов на средину храма.

Кафизма (от καθιζω – сижу) – сидение. Так называются псалмы псалтири, разделенные на 20-ть отделений или кафизм, во время чтения коих дозволяется сидеть.

Киноник (от греч. κανωνικὸς – причастен) есть стих, поемый на литургии во время причащения священнослужителей в алтаре.

Кондак (от κοντος – краткий) есть песнь, в сравнении с икосом, в кратце передающая главную мысль праздника или особенную черту из жизни святого.

Косные – песнопения, поемые протяжно, напр. величания, причастны.

Краегранееие, краестрочие. Так наз. начальные буквы в песнопениях, из которых сложено одно или многие речения. Оно тоже, что акростих (от ἃκρος – край, στίχος – стих).

Мертвены, покойны – стихиры и тропари и другие песнопения, содержащие моление об упокоении усопших.

Мучениченпеснопение в честь мучеников.

Нарочитые святые. Это святые с великим славословием, полуелеем или бдением, которым по уставу положено совершать службу праздничную во всех храмах.

Непорочны Так наз. 17-я кафизма или 118-й псалом от 2-го слова 1-го стиха псалма: Блажени непорочнии в путь; потому что 1-м словом: Блажени в Богосл. книгах разумеются другие песнопения. Псалом этот поется в чине погребения умерших, в заупокойном субботнем Богослужении, и в воскресном, когда в нем по Уставу не положено петь полуелея. При погребении умерших псалом этот разделяется на три статии:1-я запевается первыми словами статии непорочны в путь ..; 2-я запевается заповеди твоя последними словами первого стиха этой статьи: Руце Твои сотвористе мя... и научуся заповедем твоим; 3-я запевается: «имя твое» также последними словами первого стиха этой статьи: Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое.

Отпустительные. Так наз. песнопения, поемые в конце службы, недалеко от отпуста ее. Есть отпустительные тропари, кондаки, Богородичны и др. песнопения, напр., после «ныне отпущаеши» на вечерни, после «Благо есть» на утрени.

Отпуст есть благословение, преподаваемое священником народу по окончании службы на выход из храма. Отпуст бывает великий и малый. На великом отпусте поминается святой дня седмицы, храмовой и святой числа минеи. На малом не воспоминаются святые, а говорится только: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матери, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». В великие праздники Господни положены особые отпусты, печатаемые в служебнике после чина литургии Златоустого.

Параклисис Пресв. Богородице18. Так наз. канон молебный Пресв. Богородиц, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, начинающейся ирмосом: Воду прошед... и тропарем: Многими содержим напастьми. Слово параклисис с греч. παρακλησις – утешение – указывает на утешение, преподаваемое печальным в каноне.

Покаянии и умилительны (стихиры и каноны) суть песнопения, в которых изображается бедственное состояние грешника, сокрушение о грехах и моление к Богу о прощении их.

Паримия (с греч ποροιμία) зн. притча, иносказание. Так наз. чтения из книг свящ. писания главным образом ветхого завета, в коих пророчески, иносказательно выражается значение праздника.

Подобен – песнопение, поемое по памяти не на глас прочих стихир, а по заученному напеву целого песнопения, сходного с ним по содержанию, размеру и гласу, это песнопение часто тут же и указывается, напр., «Доме Ефраеов».

Полеелей, с греч. (πολὺς многий и έλεος – многомилостиво), так наз. песнопение, поемое при отверстых царских вратах и состоящее из пения стихов 134 и 135 псалмов, в коих часто повторяется припев: яко в век милость Его).

Предначинателный псалом. Так наз. псалом 103-й «Благослови душе моя», поемый на вечерни, потому что им начинается суточная служба – с вечерни.

Прокимен (от προκείμενος – предлежащий) – стих, избранный из Свящ. писания и поемый пред чтениями из Св. Писания ветхого и нового завета (пред Апостолом, Евангелием и паримиями): впрочем на вечерни «прокимен дня» произносится и без чтения из Свящ. Писания. На великие праздники и в самые праздники, а также в недели Великого поста, кроме недели Ваий, и в седмицу Пасхи полагается прокимен великий, поемый большее число раз (4 раза с заключением), нежели обыкновенный прокимен (2 раза с заключением).

Самогласенпеснопение, в котором количество и последовательность музыкальных строк располагаются не по образцу других стихир, а свободно и своеобразно, и поется на глас, соответствующий своему содержанию, независимо от других песней.

Самоподобен. Так наз. два или три песнопения, которые иногда начинаются, а иногда и начинаются и оканчиваются одними и теми же словами.

Светильни (φωταγωγικά) – содержать большею частью моления о просвещении души светом Благодати Божией. Иногда светильными наз. екзапостилларии. Светильны поются на утрени после канона.

Святильничное, напр. в Уставе говорится: вечере во светильничное (εὶς τό λυχνικόν) стихологисуем: Блажен муж. Сим означается время возжигания свеч на вечерни, в которое стихологисуется 1-я кафизма: Блажен муж.

Светильничны молитвы. Так наз. молитвы, читаемые на вечерни священником во время чтения или пения псалма: Благослови душе моя Господа. Называются они так потому во 1-х, что читаются во светильничное, во время возжигания свеч, во 2-х потому, что в них возносится моление о том, чтобы Господь просветил очи сердец наших к познанию истины и облек в оружие света.

Славословье – есть песнь, прославляющая святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа. Оно бывает великое – это Слава в вышних Богу, и малое: слава Отцу и Сыну, и Святому Духу.

Стихира, в отличие от краткого стиха, полагаемого пред ней, есть, более пространное песнопение, состоящее из многих стихов и поемое по напеву стиха. Стихиры бывают 1) на Господи воззвах. дно те стихиры, которые поются на вечерни после стихов, взятых из псалма Господи воззвах; 2) стихиры стиховны или на стиховне. Так называются они потому, что имеют пред собою кроме 1-ой стихиры стихи не из одного псалма, как напр., стихиры на «Господи воззвах», а из разных других псалмов и книг Свящ. Писания, применительно к празднику или лику святых, и потому еще, что поются после литийных стихир, не имеющих пред собою стихов, 3) стихиры на хвалите. Так наз. потому, что поются со стихами хвалитных псалмов (148, 149, 150), в которых часто повторяется слово хвалите; а псалмы 148–150 и начинаются с «хвалите».

Седальны – песни, при чтении которых присутствующим в церкви дозволялось сидеть. Воспрещается сидеть на седальных а) на воскресной службе 8-го гласа по 2-м стихословии во время чтения на слава и ныне Богородична о Тебе радуется всякая тварь и б) на всенощном бдении в великий четверг. В 1-м случае сказано не седяще поем, но стояще: во 2-м: «не седим на сицевых седальнах, за еже священнику кадити св. алтарь, но стояще поем я Троичен, троичны, песни, каноны, молитвы суть песнопения, содержащие прославление Пресв. Троицы и учение о ней. Тропарь (от τρεπω – обращаю). Так наз. в каноне следующие за ирмосом песни потому, что ведут от него ряд мыслей и поются по напеву его. Вне канона, тропари празднику и святому суть песни, кратко изображающие или дух праздника, или главные черты из жизни святого, призывающие нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению празднуемому лицу.

Шестопсалмие, греч. экзапсалмы. Так наз. читаемые в начале утрени псалмы. 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Из объяснения молитвословий и песнопений церковных узнается и то, от чего они так называются. Названия их произошли:

1 От содержания их. Таковы Богородичны, крестобогородичны, догматики, покаянны, умилительны, мертвены, покойны, воскресны, крестовоскресны, параклисис, светильны, светильничны молитвы, светильничное, троичны.

2. От того положенья, которое требуется от молящихся во время чтенья или пения их. Таковы Акафист, кафизма, седальны, упакой.

3. От способа их произнесения и особого способа составленья их. Таковы: аллилуиа красная, антифоны, ектенья, канон, ирмос, тропарь, кондак. икос, подобен, самоподобен, самогласен, стихира.

4. От времени и места, когда и где они поются или читаются. Таковы, аллилуиарий, задстойник, заамвонная молитва, катавасия, каноник, прокимен, предначинательный псалом, отпуск, отпустительные молитвословия.

5. От имен творцов их и от слов, которыми они начинаются, или которые в них часто повторяются, или от которых происходят, или после которых они поются. Таковы: Аммореовы стихиры, Анатолиевы или восточны, благословенны, блаженны, величания, непорочны, полуелей, стихиры на Господи воззвах, стиховны, степенны и хвалитны, шестопсалмие.

§ 10. Постановление Церковного Устава относительно образа церковного чтения и пения

Православная церковь, помня заповедь св. апостола: вся благообразно и по чину да бывают (Бор. 14, 40), постановила особые правила относительно благообразного и чинного чтения и пения.

а) Касательно чтения

Церковными правилами постановлено читать по книге, а не наизусть. На память молитв (иерей) да не глаголет, зане многие споны (помеха), забвение и запности (остановки) случаются (учит. изв.).

Некоторые молитвословия церковь постановила читать вслух, а некоторые – тайно. Одни молитвословия Устав повелевает читать тихо и кротким голосом не борзяся (напр. вечерний псалом – «Благослови душе», шестопсалмие и Господи помилуй 40 на вечерни в пост): другие – велегласно и косно (медленно) (напр. на 1-м часе в Великий пост так должно читать «стопы моя направи».

б) Относительно пения

Пение церковных песней по Уставу полагается: а) на клиросах, среди храма и в притворах его, б) с канонархом, когда один певец говорить стих громким голосом, а за ним тот же стих в его напев повторяет весь лик.

в) Антифонное, когда поются песнопения попеременно обоими ликами.

г) Совместноесошедшеся оба лика поют (напр., катавасии и «помяни нас Господи» в Великий пост).

д) Каждое пение Устав повелевает исполнять благочинно. «Безчинный вопль поющих в церкви не прияти (не употреблять) к церковному пению, такожде и прилагали (протягали без нужды, делая разные выводы голосом по своему) к церковному пению неприятен есть: подобает бо пети благочинно и согласно яко едиными усты от сердец своих».

В частности в Уставе есть указания и на то, каким тоном голоса следует исполнять некоторые песнопения, а именно:

Некоторые песнопения поются: а) тихим кротким голосом, напр., великое славословие, тропарь кресту, «Господи помилуй» после ектеньи «помилуй нас Боже» на утрени), б) косно (медленно) и со сладкопением (напр., псалом: «Благослови душе», «Егда славнии ученицы» в великий четверток); но косность не должна простираться до утомления певца и слушателя. «А еже высоко пети и провлачати (протягивать) неискусных бо и ненаказанных (неученых) есть, г) велегласнов полный голос («Величии, душа», «Христос воскресе»), велегласно со сладкопением (на повечерии – «Господи сил с нами буди», «Се жених».., «Егда славнии»), ж) высшим гласом, повысшим, вюсочайшим гласом (так поются троичны гласа, на «слава» и «ныне» «помяни нас, Господи»).

В нашей православной русской церкви известны четыре церковных распева: столповой или знаменный, киевский, греческий и болгарский. Знаменный распев или столповой, самый древний распев, поется по знамениям, т.-е. по нотам или по столпцам, т.-е. по прямым и ломанным линиям; это есть пение на 8-м гласов, плавное, простое, никогда не повторяющее слов. Болгарский не имеет осьмогласия и состоит всегда из одной мелодии. Пение греческого распева живое, стройное, близкое к осьмогласной мелодии. Киевский распев отличается протяжностью и некоторою унылостью тона; напр., так поются последования погребения умерших. Киевский и греческий распевы повторяют слова. Впоследствии времени появилось итальянское или партесное пение, при исполнении которого певцы разделяются по голосам на партии; но указами Св. Синода подтверждено держаться православной древности в пении и не вводить и не употреблять никаких новых напевов. Дозволяется петь по итальянской ноте песнопения, дозволенные и разрешенные для употребления в церквах Свят. Синодом (напр., переложения Бортнянского, Турчанинова, Львова и Бахметева).

§ 11. Священнодействия (обряды, употребляемые при Богослужении)

При совершении Богослужения церковь употребляет различные священнодействия (обряды), в коих чрез видимые и чувствам подлежащие действия, она устремляет дух наш к невидимому – духовному смыслу нашей веры православной. Таковы напр.:

а) Благословенье священнодействующего крестным знамением, которое он делает движением правой руки, персты коей сложены именословно (изображается имя Иисуса Христа). Сим благословением священник желает верующим, чтобы Господь послал им мир и благодать и благословил их труды и занятия добрым успехом.

б) Кажденье кадилом с фимиамом. Оно производится а) пред иконами и другими святынями храма и б) пред людьми и другими предметами. В первом случае оно служит выражением благоговейного почитания святынь храма и изображаемых на иконах св. лиц. Во втором случае оно служит знамением благодати Божией, ниспосылаемой на верующих и на другие предметы.

в) Возжение светильников (восковых свеч) и лампад с елеем пред св. иконами. Оно служит выражением горячности нашей виры и чистоты любви нашей к Богу, Свету истинному, и святым угодникам Божиим, которые сияли в мире святою жизнью, яко светила.

г) Крестное знаменье, употребляемое в молитве, служит знамением открытого исповедания веры в распятого Спасителя и Господа нашего И. Христа, совершившего спасение наше Своими страданиями и крестного смертью.

д) Обращенье во время молитвы лицом к востоку есть выражение стремления к древнему нашему блаженному отечеству, которого лишились чрез грех, и обращение к Востоку свыше, солнцу правды, Иисусу Христу, просветившему нас светом евангельского учения.

е) Стояние, а не сидение, во время Богослуженья служит выражением нашего благоговения к живому Богу в подражание Ангелам, которые предстоят пред Ним на небеси со страхом.

ж) Воздеяние рук к небу, преклоненье главы, поклоны, коленопреклонение, паденье лицом на землю суть выражения внутренних молитвенных расположений и движений нашего сердца, а именно: воздеяние рук к небу изображает возношение души нашей к Богу и искание помощи свыше; преклонение главы выражает покорность и преданность воле Божией; поклоны суть знаки смирения, повиновения и благодарности к Богу и святым Его; коленопреклонение и падение лицом на землю напоминает нам о падении чрез грех прародителей наших и служит знамением глубокого сознания нашей греховности и того величайшего смирения, что, по множеству грехов, мы недостойны и очей возвести на небо.

з) Обнажение головы во время молитвы делается во изъявление благоговения пред вездесущим Богом. Имеющие отличия, покрывающие голову, как-то: скуфьи, камилавки, снимают их с головы при важнейших священнодействиях, молитвах, песнях и чтениях.

§ 12. Число чинопоследований общественного Богослужения и время их совершения. Понятие о суточном круге

Чинопоследований общественного Богослужения девять: 1) полунощница, 2) утреня, 3) первый час (дня), 4) третий час, 5) шестой час, 6) литургия, 7) девятый час, 8) вечерня, 9) повечерие. Когда по какой нужде не бывает литургии, тогда вместо ее, после 6-го часа, совершается последование изобразительных. Прежде в монастырях и пустынях эти службы совершались отдельно одна от другой, каждая в определенный час суток, именно: полунощница – в полночь, утреня – поутру, пред рассветом; первый час – в первый час дня по нашему счислению в 7-м утра, третий час – в 9-м утра, шестой час – 12 утра, литургия, или обедня – пред временем обеда, девятый час – в 9-м часу дня (в 3-м пополудни), вечерня – вечером, – повечерие – после ужина, пред сном. Впоследствии времени, церковь, снисходя к нуждам и занятиям христиан в жизни общественной и частной, определила совершать все девять служб в три времени суток: утром, около полудня, и вечером, по три службы вместе: утром она совершает полунощницу и утреню с первым часом; пред полуднем – последование 3-го часа, 6-го и Божественную литургию (или последование изобразительных, если не будет литургии); вечером – последование 9 -го часа, вечерню и повечерие.

Этот порядок церковных служб, следующих одна за другой, повторяясь каждый день, называется суточным кругом.

§ 13. Различные соединения чинопоследований общественного Богослужения

В некоторые дни года порядок суточных церковных служб изменяется, и некоторые из них то совсем оставляются, то соединяются с другими службами, а именно:

1) Первый час, совершаемый обыкновенно вместе с утренею, в навечерие Рождества Христова и Крещения и в великую пятницу, когда совершаются царские часы, поется вместе с другими часами – 3-м, 6-м и 9-м.

2) Девятый час, поемый пред вечернею, в те же дня соединяется с прочими часами – 1-м, 3-м, 6-м; а в Великий пост с часами 3-м и 6-м.

3) Вечерня соединяется не с повечерием, а во-1-х, с утренею, когда по уставу полагается всенощное бдение; во-2-х, в Великий пост, с часами: 3-м, 6-м и 9-м, и литургиею преждеосвященных Даров, – в 3-х с литургиею Василия Великого – в великий четверг и великую субботу на Страстной неделе, и в 4-х с литургиею Златоустого, в праздник Благовещения, когда он случится в Великий пост, и в те дни, когда по Уставу не положено петь литургии Василия Великого.

4) Повечерие великое, совершаемое вечером, соединяется с утренним Богослужением: а) в праздники – Рождества Христова и Крещения; б) в праздник Благовещения, когда он случится в Великий пост и накануне его совершалась великая вечерня; в) во дни храмовых праздников и царских дней, если они случатся во дни Великого поста, кроме воскресенья и понедельника.

5) Полунощница оставляется, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение.

§ 14. Понятие о кругах Богослужения – седмичном, годовом, о неподвижных днях и круге подвижных дней

а) Под седмичным кругом Богослуженья разумеются молитвословия и песнопения октоиха, кои, входя в состав суточных служб, содержать для каждого дня седмицы особые воспоминания и чествования некоторых святых и священных событий (см. октоих). Эти воспоминания и чествования но окончании каждой седьмицы снова повторяются (хотя не одними и теми же словами) в том же порядке, в каком они были в течение предыдущей седьмицы; повторение их и называется кругом седмичным. Службы седьмичного круга разделяются в октоихе на восемь гласов, – а каждый глас поется целую седьмицу. Все восемь гласов этого круга составляют столп; а всех столпов в течение года бывает 6-ть19. Начало пения октоиха для будничных и субботних дней полагается после недели всех святых (с понедельника), а оканчивается пред субботою недели мясопустной; для воскресных же дней пение октоиха начинается с воскресенья после недели всех святых и оканчивается пятою неделею (воскресеньем) Великого поста.

б) Под годовым кругом Богослужения разумеются молитвословия и песнопения минеи, которые, входя в состав церковных служб, содержать для каждого числа каждого месяца в течение всего года воспоминания и чествования святых или праздничных событий, следующих по месяцеслову. По окончании года эти воспоминания начинаются вновь и следуют в том же порядке: это и называется годичным кругом.

Дни памяти святых и праздники годичного круга называются неподвижными праздниками, потому что каждый год они бывают в одни и те же числа месяца, хотя не в одни и те же дни седьмицы.

в) Под кругом подвижных дней разумеются дни, в которые поется триодь постная и цветная; потому что дни эти бывают не в одни и те же числа месяца, но зависят от того, в какое число месяца в известный год бывает Пасха. Подвижные дни бывают не в одни и те же числа месяца, но дня не меняют.

§ 15. Виды Богослужения

Богослужение по своему содержанию и по особенностям совершения церковных служб разделяется на два главных отделения: первое обнимает период времени от недели всех святых до недели мытаря и фарисея; второе – от недели мытаря и фарисея до недели всех святых. В 1-м отделении изменяемая часть Богослужения совершается по книгам седмичного и годового круга, т.-е. по октоиху и минеи – и чинопоследование церковных служб во весь этот период времени отправляется одинаково, сообразно требованиям Богослужения седмичного, субботнего, воскресного и праздничного. Во 2-м отделении, кроме октоиха и минеи (которые часто совсем оставляются, или употребляется одна которая-либо из этих книг), вводится для Богослужения новая книга – подвижных дней – триодь постная и цветная, которая дает господствующее направление содержанию изменяемой части Богослужения, и самое чинопоследование церковных служб имеет значительные особенности против чинопоследования служб первого периода.

Тот и другой вид Богослуженья разделяется на четыре частные вида: 1) на Богослужение – простодневное – седмичное, с понедельника по пятницу включительно, 2) субботнее, 3) воскресное и 4) праздничное.

* * *

9

Кафизма значит сидение. Так называется она оттого, что во время чтения ее, или вернее чтений поучений. Которые полагались среди кафизм, дозволяется сидеть.

10

Выписываются из Богослужебных книг не все содержание их; но то особенно, что нужно брать из них ученику при совершении церковных служб.

11

Впрочем и Апокалипсис церковь назначила читать на всенощныю бдениях от недели всех святых до Пасхи во время раздаяния благословенных хлебов.

12

Это содержание октоиха рекомендуется тверже заучить по самой книге, чтобы скорее справляться и находить нужное при совершении ц. служб.

13

В табели Высокоторжественных дней (напр., 14-го мая) пишется: всенощное бдение Исидору с дополнением по уставу из общей минеи.

14

Изучение содержания триоди всего лучше отложить до времени изучения Богослужения, совершаемаго по ней.

15

«Днесь весна душам, зане Христос от гроба воссия» – говорится в каноне в неделю ап. Фомы.

17

Богородичны воскресны малой вечерни, прославляющие одно воскресение Христово, поются только на этой вечерне в воскресенье, а в седмичные дни не поются.

18

В октоихе, в конце его есть другой параклисис (творение Луки Ласкаря), начинающийся ирмосом: колесницегонителя Фараона погрузи, и тропарем: Скорбных наведения.

19

Чтобы узнать, какой петь глас в какую седьмицу, для того нужно обратиться к индиктиону, печатаемому в типиконе и следованной псалтири, и в нем отыскать ключевую букву того года, в котором состоит неделя всех святых; по ключевой букве в зрячей пасхалии можно найти все столпы целого года, с указанием, в какое число месяца начинается столп или 1-й глас октоиха. По этим столпам можно узнать, какое из 11-ти утренних евангелий читать в известный воскресный день.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle