Источник

Первое отделение. Богослужение от недели всех святых до недели мытаря и фарисея

I. Богослужение простодневное-седмичное

Примечание. Порядок вседневных служб совершается по часослову и служебнику с дополнительными молитвами и песнями из октоиха и минеи. Так как по церковному Уставу суточные службы каждого дня начинаются с вечерних служб, то и последуем этому порядку.

§ 16. Начало церковных служб

Девять церковных служб совершаются в течение суток в три раза, и в каждый по три службы, при чем первая из трех служб имеет полное начало, а две следующие за нею – неполное. Полное начало состоит из следующих молитвословий: иерей возглашаѳт: Благословен Бог наш... чтец:

Аминь, Слава тебгь, Боже наш... Царю Небесный... Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш... Господи помилуй 12-ть... Слава и ныне... Приидите, поклонимся... Службы же, следующие за первою, начинаются с «Приидите, поклонимся...

§ 17. Вечерние службы: Девятый час, вечерня и повечерие. Чинопоследование девятого часа

Полное начало; затем читаются псалмы: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи (пс. 83), Благоволил ecu, Господи, землю Твою... (пс. 84), Приклони, Господи, ухо Твое... (пс. 85), после псалмов: Слава и ныне... Аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава: тропарь святому из минеи, и ныне: Богородичен часа: Иже нас ради рождейся от Девы... Не предаждь нас до конца, Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш... кондак святому из минеи. Господи помилуй 40... Иже на всякое время... Господи помилуй 3-жды.. Слава и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови отче. Иерей: Боже ущедри ны. Чтец – молитву: Владыко Господи Иисусе Христе20.

Изъяснение

В последовании 9-го часа церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Так в тропаре этого часа поется: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Во псалме "Коль возлюблена» пророчески возвещается, что Господь ради, крестной смерти Сына Божия, принесенной за спасение рода человеческого, грешникам кающимся подаст отпущение грехов и не лишит их небесного царствия: Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст21. Во псалме: Благоволил ecu Господи изображаются плоды крестной смерти Господа Спасителя для верующих в Него, как-то: а) оставление грехов: оставил ecu беззакония людей твоих, покрыл ecu вся грехи их... б) примирение человека с Богом: Речет мир на люди своя, укротил ecu весь гнев твой... и милосердие Божие к грешнику: милость и истина (в страданиях и крестной смерти Сына Божия) сретостеся, правда и мир облобызастася. В 3-м псалме Давид, претерпевающий гонения от Саула, представляет собою образ Господа Иисуса Христа, сперва униженного, а потом прославленного так, что ecu язы́цы, елики сотворил ecu, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, а неверующие в него и ненавидящие Его постыдятся. В конце часа читается молитва, в которой просим Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах.

§ 18. Чинопоследование вечерни:


По часослову и служебнику (в III классе) Дополнения из октоиха и минеи (в IV классе)
После молитвы на 9-м часе: Владыко Господи, отпуста не бывает, и иерей отверзает завесу царских врат и возглашает: «Благословен Бог наш». «Чтец: Аминь, приидите поклонимся, и читает псалом (103-й) Благослови душе моя Иерей же в это время пред святыми дверями читает 7 светильничных молитв. После псалма – великая ектенья: миром Господу помолимся. Стихословится рядовая кафизма, и после 3-й славы ектенья малая. Далее поют «Господи воззвах» в рядовой глас, т. е во глас стихир октоиха, или по гласу стихир минеи, когда стихиры октоиха оставляются, напр., при служении 2 святым. Стихиры поются со стихами псалма «Господи воззвах», а после стихир слава и ныне, Богородичен. Во время пения стихир иерей кадит алтарь и храм, исходя северною дверью и возвращаясь в алтарь южною. Входа не бывает, а после «Слава и ныне» читается песнь: Свете тихий. Прокинен дна Сподоби, Господи. Ектинья: исполним вечернюю молитву. На вечерни в простодневной службе стихиры на Господи воззвах одинаково берутся по 3 стихиры, сперва из октоиха, потом из минеи; стихира на славу – поется из минеи, на и ныне – Богородичен (славник) из октоиха по гласу стихиры, поемой на славу из минеи.
По возгласе – стихиры стиховны со стихами, кроме 1-й стихиры (см. стихи в часослове): Слава и ныне. Богородичен. Ныне отпущаеши Трисвятое Отче наш, тропарь. Слава и ныне, Богородичен Ектенья: Помилуй нас, Боже (полная); возглас. Премудрость. Благослови Сый благословен. Утверди, Боже. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую Херувим. Слва Тебе, Христе Боже... Слава и ннне, Господи помилуй – трижды. Благослови Отпуст великийи многолетие. Стиховны стихиры из октоиха три стихира на славу из минеи, и ныне Богородичен или крестобогородичен. Тропарь святому из минеи, слава и ныне Богородичен из октоиха по гласу тропаря минеи.

Изъяснение вечерни

В богослужении вечерни воспоминается творение мира, начавшегося с вечера, и прославляется Промысл Божий о всем сотворенном; потом – воспоминается пребывание прародителей в раю, после грехопадения и изгнания их из рая раскаяние их и искупление людей чрез пришествие на землю Спасителя мира; наконец испрашивается у Господа мирного вечера истекающего дня, мирной жизни и мирной кончины. Во псалме: Благослови душе моя Господа изображается творение мира и промысл Божий в сохранении всего сотворенного. После грехопадения прародителей и изгнания их из рая, раскаяние их и моление о спасении изображаются в чтении священником молитв пред затворенными царскими вратами, как бы пред вратами рая, из которого был изгнан Адам, затем в великой ектении, кафизме и пении: Господи воззвах. Песнию: Свете тихий возвещается о пришествии Спасителя в мир для просвещения и спасеиия людей. Называется Он тихим светом потому, что, обитая в неприступном свете Божества, чрез воплощение сделался во всем подобным нам, кроме греха, и доступным всякому грешнику кающемуся. Песнию: Сподоби Господи, и ектениею: Исполним вечернюю молитву, – молим Господа о дарованин нам мирного и безгрешного вечера и о святом провождении жизни нашей. В молитве Симеона («Ныне отпущаеши), который на конце жизни своей увидел Спасителя мира и с миром оставлял эту жизнь, напоминается нам о нашем спасении и восстании в Боге Спасителе и выражается желание стяжать себе мирную и блаженную кончину.

§ 19. Повечерие

Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие совершается во дни Великого поста и на праздники – на Рождество Христово и Богоявление; малое – во все прочие дни года. (О великом повечерии будет изложено в великопостном Богослужении, а здесь – о малом).


Чинопоследование малого повечерия по часослову (III кл.). Дополнения из октоиха и минеи (IV кл.).
После отпуста на вечерни иерей входить в алтарь, завешивает царские двери завесою, и в одной епитрахили возглашает: Благословен Бог наш. Чтец, по обычном начале, читает псалмы: (50) Помилуй мя, Боже .. (69) Боже, в помощь мою вонми... (142) Господи, услыши молитву мою... Слава в вышних Богу. Верую во единого.
Канон Канон молебный Божией Матери в октоихе, ирмосы по 1-жды.
По каноне Достойно есть, Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш.
Тропарь дню, святого и храму, в субботу вечера упокои гласа. Тропарь дню (в октоихе), святого (в минеи) и храму. Если же храм Господень или Богородицы, то сперва храму, потом дню и святому. Если храм Господень, то во вторник и четверть тропарь храму оставляется во весь год, а вместо его читается: Спаси, Господи, люди Твоя.
И рядовые тропари: Боже Отец наших. Иже во всем мире мученик. Слава. Со святыми упокой, и ныне Молитвами, Господи, всех святых. Господи помилуй, 40. Иже на всякое время Честнейшую Херувим. По возгласе, молитвы. Нескверная, неблазная... И дажь нам Владыко Преславная Приснодево. Упование мое Отец. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше Слава и ныне Господи помилуй, 3-жды Отпуст малый. Ектенья помолимся о Благочестивейшем. Молитвами святых отец наших. Аминь. И рядовые тропари…. Если случится праздник Господень или Богородицы, то читается один кондак праздника, а рядовые дневные тропари оставляются.

Изъяснение

В последовании повечерия мы приносим покаяние во грехах, соделанных в течение дня, и испрапшваем у Господа и Божией Матери помощи и заступления от врагов нашего спасения в предстоящую ночь. Вместе с тем церковь наставляет нас вспоминать о сошествии Господа И. Христа во ад и изведении из него праведных душ в рай. Так, в 50-м псалме выражаются чувства покаяния во грехах, содеянных в течение дня, и молитва об очищении сердца. Во псалме (69-м) Боже в помощь мою вонми... просим помощи у Бога против врагов нашего спасения, которые всего опаснее бывают во время ночи, когда мы спим. (Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою); во псалме (142-м) »Господи услыши молитву" содержится указание на изведение Христом узников из ада: (Погна (преследует) враг душу мою, смирил (втоптал) в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвые веки (принудил меня жить в темноте, как умерших давно); Господи, живиши мя правдою Твоею, изведеши от печали душу мою). В славословии (Слава в вышних Богу) вместе с благодарением Господу воссылается молитва о том, чтобы в нощь сию без греха сохранитися нам; укрепляем себя верою в символе веры и особенно обращаемся к предстательству и помощи Божией Матери (в каноне и молитве: Нескверная, неблазная). На конце повечерия особою молитвою: И дождь нам, Владыко, на сон грядущим, молим Господа, чтобы Он даровал нам, отходящим ко сну, покой тела и души, сохранить от сна греховного и восставил нас опять на молитву.

§20. Утренние службы полунощница (повседневная), утреня и первый час

Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. О субботней и воскресной скажем в богослужении субботы и воскресенья: здесь же – о вседневной.

Чинопоследование вседневной полунощницы по часослову (III кл.)

Вседневная полунощница состоит из 2-х частей:

1-я часть

Иерей в одной епитрахили возглашает: Благословен Бог наш. Чтец: Аминь, и произносит обычное полное начало; потом Приидите, поклонимся... псалом 50-й. Помилуй мя Боже, 17-я кафизма, или 118-й псалом, без стихословия. Верую во единого.

Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш.

Тропари: Се жених грядет, Слава.. День он страшный. И ныне Богородичен.. Тебе необоримую...

Господи помилуй 40. Иже на всякое время... Чеетнейшую Херувим.. Именем Господним благослови, отче. Боже ущедри ны.

Молитва: Владыко Боже Отче.. (от 22 сентября до недели Ваий прилагаются еще две молитвы: Господи Вседержителю.. Тя благословим).

2-я Часть

Приидите, поклонимся... псалмы: Возведох очи мои (псал. 120).. Се ныне благословите (пс. 133).. Слава и ныне. – Трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш и тропари покойны: Помяни Господи. Глубиною мудрости... Слава.. Со святыми упокой,.. И ныне: Блажим Тя вси роди, Богородице Дево. Господи помилуй 12-ть, молитва: Помяни Господи в надежди воскресения.. Преславная Приснодево. Упование мое Отец. Слава и ныне. Господи помилуй 3-жды, Благослови.

Отпуст малый: Христос истинный Бог наш.

Ектенья: помолимся о Благочестивейшем. Возглас: Молитвами Св. Отец наших.

Изъяснение

Полунощное время, как свободное от суеты мирской и по своей тишине более удобное для молитвы и покаяния о своих грехах, церковь освятила особою службою, под именем полунощницы. Для лучшего возбуждения в нас покаянных чувств и побуждения к духовному бодрствованию она в Богослужении полунощницы напоминает нам о страшном суде и приготовляет нас к достойному сретению во второе пришествие Господа, Который в притче о десяти девах сравнивается с женихом, неожиданно пришедшим в полночь. Вместе с тем во 2-й части этой службы она молится об умерших, о даровании им блаженного воскресения в вечной жизни.

Приготовляя живущих на земле к достойному сретению Господа и доброму ответу на страшном суде Христовом, церковь полагает читать 50-й псалом – Помилуй мя Боже,., для возбуждения в нас чувств покаяния и сокрушения о грехах, – потом: 17-ю кафизму – Блажени непорочнии – для утверждения воли нашей в законе Господнем, чтобы мы стремились жить согласно с волею Божией и с любовью исполняли заповеди Закона Божия, который благ паче тысящ злата и сребра, – далее – читается «Верую во единого» для утверждения сердца в истинной вере. Напоминание о страшном суде во второе пришествие Господа мы слышим в тропарях: Се жених грядет... День он страшный... Моление об усопших выражается в тропарях покойных: помяни, Господи, яко благ, рабы твоя... и в молитве: Помяни Господи в надежды воскресенья жизни вечные усопшие отцы...

§ 21. Чинопоследование Утрени


По часослову и служебнику. (III кл.) Дополнение из октоиха и минеи (IV кл.)
После возгласа на полунощнице: Молитвами Святых Отец .. иерей входит в алтарь, отверзает завесу царских врат, принимает кадило и, кадя, возглашает «Благословен Бог наш» – Чтец: аминь, приидите, поклонимся. . и читает псалмы: Услышит тя Господь в день печали (пс. 19). Господи силою Твоею возвеселится царь (пс. 20) Слава и ныне Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш и тропари: Спаси Господи люди Твоя... слава – Вознесыйся на кресте – и ныне – Богородичен . Предстателство страшное . (Во время чтения псалмов и тропарей иерей кадить алтарь и весь храм). По окончании чтения иерей произносит краткую ектенью: «Помилуй нас Боже», в которой содержатся два прошения о Царе и Царствующем Доме По возгласе: Яко милостив, чтец говорит: Именем Господним благослови, отче, а иерей возглашает Слава Святей.
Чтец читает шестопсалмие, т-е 6 избранных псалмов Господи, что ся умножиша стужающии ми (3) Господи, да не яростью Твоею обличиши мене (37) Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю (62). Господи Боже спасения моего (87)... Благослови душе моя Господа (102) Господи, услыши молитву мою (142). После чтения 3-х псалмов: Слава и ныне – Аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава и ныне; иерей же выходить из алтаря пред царские двери читать 12-ть утренних молитвПосле шестопсалмия – великая ектенья Миром Господу помолимся Утреня до «Бог Господь» совершается по часослову и служебнику; а после «Бог Господь» поется тропарь святому из минеи 2-жды, а из октоиха со «слава и ныне», Богородичен отпустительный от меньшихпо гласу тропаря. «Бог Господь» поется также во глас тропаря святому.
И поется: Бог Господь и явися нам: 4-жды со стихами, потом – тропарь и Богородичен.
Стихословие 2-х рядовых кафизм; после каждой кафизмы седальны, а ектении малой по кафизмах не бывает. В дни препразднества и попразднества ектеньи бывают. Псалом 50-й и каноны. Пред ирмосом 8-й песни канона лик возглашает: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви». Пред 9-ю песнею диакон возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим». Лик поет: Величит душа моя господа с припевом Честнейшую Херувим. Если нет ситихр на хвалите в минеи, то читаются псалмы: Хвалите Господа с небесе… Воспойте Господеви песнь нову, и потом: Тебе слава подобает. Слава тебе. показавшему нам свет. Слава в вышних богу. Сподоби Господи. Ектенья: Исполним утреннюю молитву. По стихословии 2-х кафизм читаются седальны из октоиха. Канонов из октоиха поется два: первый по 6-ти тропарей в каждой песни с ирмосом, второй по 4 без ирмоса, из минеи один по 4 тропаря без ирмоса. Катавасия после песней канона не поется: а вместо ее по 3-й, 6-й. 8-й и 9-й поется ирмос от канона свтого из минеи. По 3-й песни ектенья малая и седален святого 2-жды с Богородичным из канона минеи. По 6-й песни ектенья малая, кандак и икос из канона минеи. Если в минеи нет кондака. То он берется из общей минеи по чину и лику святых. По 9-й песни после ирмоса поется – «Достойно есть» и ектенья малая, а после нее светилен святого из минеи, и ныне Богородичен или крестобогородичен. Если есть в минеи стихиры на хвалите, то поются 4; а после них читают: Слава Тебе показавшему нам свет, Слава в вышних Богу, Сподоби Господи, ектенья: исполним утреннюю молитву.
Стихиры стиховни Стихиры стиховны из октоиха – на каждый день седмицы, и минеи, если есть, – а если нет, то все из октоиха «Благо есть», и проч., как в часослове и служебнике.
Читается: «благо есть исповедатися Господеви». Трисвятое, Пресв. Троице… Отче наш. Тропарь святого. Ектенья. Помилуй нас Боже. Премудрость, благослови. Иерей: Сый благословен... Лик: Утверди Боже...

Изъяснение

В Богослужении утрени мы благодарим Бога за сохранение нас во время протекшей ночи и дарование наступающего дня, воспоминаем спасительное пришествие Спасителя в мир и чествуем священные события, или святых угодников, воспоминаемых в наступивши день, прославляя в то же время Бога за его неизреченный милости к роду человеческому.

Благодаря Бога за сохранение нашей жизни, Церковь на утреннем Богослужении прежде всего молится о благоденствии Царя, как первого покровителя церкви и веры православной, и благоденствии отечества нашего. Это моление содержится в псалмах: Услышит тя Господь... Господи силою... в тропарях: Спаси Господи люди Твоя, и в ектеньи: Помилуй нас, Боже... Каждение во время чтения их выражает наши усердные молитвы, приносимые Господу, яко кадило благоприятное. Возвещение о пришествии Спасителя на землю слышим в песни, воспетой Ангелами при рождении Спасителя: Слава в вышних Богу..., произносимой пред шестопсалмием. Во псалмах шестопсалмия изображается бедственное состояние человека грешника, окруженного врагами спасения, и радостное состояние его души, возглагающей надежду на милосердие Божие и на помощь Божию в своем спасенин. В песни: Бог Господь и явися нам прославляется спасительное пришествие Господа на землю для спасения людей. Для утверждения в умах и сердцах этой радостной вести, Бог Господь поется 4-жды22. В кафизмах, читаемых после сего, мы побуждаемся к покаянно и сокрушению о своих грехах, как необходимому средству для получения спасения, дарованного воплотившимся Господом. В канонах из октоиха прославляем святого дня, или страсти Христовы (в среду и пяток) и Божию Матерь; а в канонах из минеи чествуем подвиги святых, следующих по месяцеслову, достигших спасения при помощи благодати, дарованной Спасителем мира. Пред 9-ю песнию канона диакон с кадилом, воспоминая посещение Богоматерию дома Захарии, призывает верных возвеличить в песнях Богородицу и Матерь Света; лик прославляет Ее песнью, которую Она произнесла при свидании с Елизаветою: Величит душа моя Господа, присоединяя к каждому стиху несни: Честнейшую Херувим.

Прославление Господа за Его неизреченный милости к роду человеческому содержится и в псалмах хвалитных (148, 149 и 150) и в славословии: «Слава в вышних Богу», и в следующих затем молитвословиях (напр., Благо есть исповедатися Господи). К утрени присоединяется первый час.

§ 22. Чинопоследование первого часа по часослову. (III кл.)

После возгласа в конце утрени «Утверди Боже» иереи завешивает царские врата завесою, а чтец читает Приидите, поклонимся... и три псалма Глаголи моя внуши, Господи (псал. 5)... Господи, прибежище был ecu нам (пс. 89).. Милость и суд воспою Тебе, Господи (пс. 100).

Слава и ныне – аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды.

Слава – тропарь святого в минеи (См. в минеи на вечерни после стихир на стиховне). Если же тропаря святого в минеи нет, то читать тропарь и кондак из общей минеи, сообразно лику святого.

И ныне – Богородичен часа Что Тя наречем .. Стопи моя направи .. Да исполнятся уста моя... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш..

Кондак святого в минеи (см. в утреннем каноне по 6 песни) Господи помилуй 40, Иже на всякое время. Господи помилуй 3 Честнейшую Херувим,.. Именем Господним благослови отче.

Иерей Боже, ущедри ни, и молитву Христе, Свете истинный.

Лик поет: Взбранной Воеводе.. (А в великие праздники и во дни попразднства их обыкновенно поется кондак праздника)

Иерей: Слава Тебе, Христе Боже.

Лик: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу...

Отпуст.

Изъяснение

Первый час дня соответствует нашему 7-му часу утра. Начало дня церковь освятила особою службою с тем намерением, чтобы с одной стороны испросить помощи у Бога на предстоящие труды и занятия, а с другой напомнить о том, как в первый час дня Спаситель наш по злобе иудеев был веден от Каиафы на суд к Пилату и там беззаконно оклеветан и осужден. Все эти мысли и воспоминания находятся в Богослужении 1-го часа. Так в 1-м псалме произносится утренняя молитва к Богу о сохранении нас от нечестивых людей, которые могут встретиться с нами во время дня, и от пути лжи и неправды, которым шли враги Господа, осудившие Его (Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой... Да отпадут (падут) они (нечестивые) от мыслей своих... идо возвеселятся ecu уповающии на Господа). Во 2-м псалме выражается моление к Богу, чтобы Он благоспешил нам в делах рук наших. В 3-м псалме пророчески указывается невинность и незлобие осужденного Господа, не сотворившего никакого зла и шедшего путем правды и истины: (перехождах (ходил я) в незлобии сердца моею... не предлагал (не полагал) пред очима моима вещь законопреступную, творящия преступление возненавидех и пр.). Вспоминая оклеветание Господа от беззаконных иудеев, мы просим Господа избавить и нас от клеветы человеческой (избави мя от клеветы человеческия) и чрез иерея молим Христа, света истинного (в молитве: Христе, Свете истинный) ниспослать Свое благословение на нас и исправить стопы наша к деланию заповедей молитвами Пречистой Его Матери и всех святых. Лик отвечает на это песнию: Взбранной воеводе, составленного греками в благодарность Божией Матери за многократное избавление их от врагов заступлением Ее. Впрочем во дни великих праздников поют кондак праздника.

Дневные службы: часы – третий, шестый и литургия, или последование изобразительных.

§ 23. Последование третьяго часа по часослову. (III кл.)


Иерей: Благословен Бог наш. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш Царю небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш Господи помилуй 12. Слава и ныне. Приидите, поклонимся 3-жды и псалмы: «Услыши, Господи, правду мою» (16). «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» (24). «Помилуй мя, Боже!» (50). Слава и ныне, аллилуия – 3-жды Господи помилуй 3-жды. Слава – тропарь святого (из минеи) И ныне – Богородичен часа: Богородице, Ты еси лоза истинная... Господь Бог благословен... Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Кондак святого (из минеи) Господи помилуй – 40. Иже на всякое время. Господи помилуй – 3-жды. Слава и ныне – Честнейшую Херувим. Именем Господним благослови отче. Иерей: молитвами святых отец... Чтец молитву: Владыко Боже Отче Вседержателю.

Изъяснение

В Богослужении 3-го часа воспоминаются неправедный суд и осуждение Господа Ипсуса Христа по приговору Пилата на смерть и на бесчисленные поругания и заушения, бичевания и уязвления терновым венцом; воспоминается в этот час и бывшее сошествие Святого Духа на Апостолов. В первых двух псалмах изображается скорбный путь земной жизни Господа Иисуса Христа среди врагов, домогавшихся смерти Его: Изгоняющии мя ныне обыдоша мя очи свои возложиша уклонити на землю. Обята мя яко лев готовь на лов, и яко скимен обитаяй в тайных (16, 11, 12)23. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася. Виждь враги моя, яко умножишася и ненавидением неправедным возненавидеша мя (24, 16, 17, 19)24. В 3-м псалме и следующих затем тропарях воспоминаем сошествие Святого Духа на Апостолов и испрашиваем благодати Его для очищения и обновления сердца нашего: Господи, иже Пресвятого Твоего Духа, в третий час Апостолом Твоим ниспославши, того, благий, не отими от нас, но обнови нас молищихтися. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоею Святаго не отими от мене.

§ 24. Последование шестого часа по часослову. (III кл.)


Чтец читает: Приидите, поклонимся и псалмы: Боже, во имя твое (53). Внуши, Боже, молитву мою (54). Живый в помощи вышнего (98). Слава и ныне – аллилуя 3-жды. Господи помилуй 3-жды. Слава – тропарь святого из минеи. И ныне Богородичен часа яко не имамы дерзновения. Скоро да предварят ны щедроты Твоя. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Кондак святого (из минеи). Господи помилуй 40. Иже на всякое время… Господи помилуй 3-жды. Слава и ныне. Честнейшую Хервим. Именем господним благослови Отче. Иерей: молитвами святых отец… Чтец читает молитву: Боже и Господи сил.

Изъяснение

В Богослужении 6-го часа воспоминаются страдания Господа, пригвожденного ко кресту среди двух разбойников и тьма по всей земле до часа девятого. В тропаре этого часа говорится: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех25 и согрешений наших рукописание (запись) раздери, Христе Боже, и спаси нас. В псалмах этого часа изображается страждущий Спаситель, добровольно приносяпцй Себя в жертву за спасение мира: Волею пожру тебе (т.-е. Тебе – Богу Отцу – добровольно принесу Себя в жертву); указывается на мрак, покрывший землю во время страданий Его; страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма (пс. 54, 6), – на предательство Иуды, который был близок Спасителю, как Апостол, наслаждался с Ним брашен, ходил в дом Божий (ст. 14, 15). В 3-м псалме изображается страждущий Спаситель, яко Бог дарующий мир и благодать уповающим на Него и имеющий наступить на аспида и василиска26, попрать льва и змия, т.-е. разрушить всю силу адову.

§ 25. Последование изобразительных (III кл.)

Последованием изобразительных называется церковная служба, в составе которой входят молитвословия и песнонения литургийные и называется обедницею.

Служба эта совершается вместо литургии, когда по какой-либо нужде не бывает ее (напр., в случае нечаянной болезни священника или похищения антиминса) и вместе с часами в Великий пост. В первом случае она совершается после 6-го часа, во втором – после 9-го. Порядок изобразительных не в Великий пост, а в другое время, когда это последование служится вместо литургии следующий:


По «Благословен Бог наш» великая ектенья. Читаются или поются два псалма Благослови душе моя Господа, 102-й. Слава: Хвали душе моя Господа. И ныне Единородный Сыне Пение евангельских блаженств: Во царствии Твоем… Чтение Апостол и Евангелия. Сугубная ектенья. Лик небесный… Лик святых Ангел. Верую во единого. Ослаби. Остави… Ектенья просительная Отче наш. Кондак святого или праздника Господи помилуй 12-ть. Всесвятая Троице Буди имя благословенно... Псалом: Благословлю Господа. Премудрость. Достойно есть. Иерей: Пресвятая Богородице спаси нас; – лик: Честнейшую и проч , как обычно на отпусте служб.

§ 26. Литургия (III кл.)

Литургия есть церковное Богослуженье, в котором совершается святейшее таинство причащения Тела и Крови Христовых и приносится бескровная жертва Боту за спасение живых и умерших. Литургия есть самое важнейшее церковное Богослужение, так что прочие церковные службы служат только приготовлением к нему, как для священнослужителя, имеющего совершать оное, так и для готовящихся к святому причащению.

Таинство св. причащения, совершаемое на литургии, установил Сам Господь Иисус Христос в последний вечер пред Своими страданиями в четверг на Тайной Вечери. Причастив Апостолов, под видом хлеба и вина, Пречистого Тела Своего и честной Крови, Он сказал им: сие творите в Мое воспоминание, т.-е. в воспоминанье крестной смерти Господа (Кор. XI, 26). Апостолы, исполняя заповедь Христову, и сами совершали сие таинство, и верующим заповедали совершать его, передав им и самый чнн совершения его27. Святые отцы церкви – Василий Великий и Иоанн Златоуст – передали нам в письмени этот чин литургии, присоединив к нему некоторые молитвословия, составленные ими самими. Литургия священными действиями воспоминает главные обстоятельства жизни Господа на земле от Его рожденья до вознесенья на небо.

В православной церкви совершаются три чина лптургии: св. Иоанна Златоустого, св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Литургия по чину св. Иоанна Златоустого есть самая обычная в году; литургия по чину Василия Великого совершается только 10 раз в году в узаконенные, нарочитые дни; литургия Преждеосвященных Даров совершается в великий пост. Она приписывается св. Григорию Двоеслову.

§ 27. Литургия по чину св. Иоанна Златоустого. (по служебнику)

Литургия разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

1. Проскомидия

Проскомидия (от греч. προσχομὶζω приношу) есть та часть литургии, на которой приносятся и приготовляются хлеб и вино для совершения таинства причащения; отчего и самый хлеб, приготовляемый для таинства, называется просфорою, что значить приношение.

Хлеб, или просфора, для таинства причащения употребляется квасный, чистый и пшеничный, с начертанием креста и надписью сокрашенных слов:

т.-е. Иисус Христос побеждает (крестом). Это начертание напоминает то чудесное явление креста на небе царю Константину, на котором были изображены слова: сим побеждай. Вино должно быть виноградное, растворенное водою, – красное, в соответствие крови Христовой.

Проскомидия совершается на пяти просфорах в воспоминанье чудесного насыщения Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.

Совершение проскомидии

После входных молитв и по облачении в священные одежды, священник, сотворив пред жертвенником три поклона, после «Благословен Бог наш», берет первую просфору и вырезает из средины ее часть с изображением креста, произнося 3-жды: в воспоминанье Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, и полагает ее на дискосе. Часть эта называется Агнцем, потому что изображаете Агнца Божия, Христа, вземлющего грехи мира, подобно тому, как в ветхом завете изображал Его Агнец пасхальный. А в воспоминанье того, что из прободеннего ребра Его истекла кровь и вода, прободает копием в десную сторону этой части и вливает в потир вино, растворенное водою. Из второй просфоры вынимается (одна) часть в честь и память Пресвятая Богородицы. Из третьей просфоры, соответственно 9-ти чинам ангельским, вынимаются девять частиц в честь разных ликов святых угодников Божиих28. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за здравие и спасение живых, а из пятой просфоры вынимаются частицы о памяти и оставлении грехов всех в вере скончавшихся. После того вынимаются частицы из просфор, приносимых верующими о здравии живых и упокоении умерших. Все эти частицы полагаются на дискосе пред Агнцем, как пред Царем живых и умерших. Совершив изятие частиц, священник поставляет над Агнцем звездицу в ознаменование той звезды, которая указала волхвам место рождения Спасителя, и покрывает дискос и потир покровами; затем, взяв кадило, кадит пред жертвепником, читает молитву предложения и оканчивает проскомидию отпустом. В проскомидии воспоминаются Рождество Господа Иисуса Христа и Его страдания и смерть.

2. Литургия оглашенных

Литургиею оглашенных называется та часть литургии, к слушанию которой допускаются не только верные, но и оглашенные, только еще приготовляемые к крещению посредством наставлений в вере, называемых оглашениями.

Она состоит из начальных возглашений, великой ектеньи, антифонов, песни «Единородный Сыне», малого входа, песни трисвятого, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектеньи и ектеньи об оглашеных.

Литургия оглашенных начинается возгласом диакона: Благослови Владыко! Сим диакон просите у священника благословения начать литургию.

Священник, возбуждая стоящих в храме в прославлению благодатного царства Пресвятой Троицы, возглашает: Благословенно царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно (всегда) и во веки веков.

Диакон произносить великую ектенью: «Миром29 Господу помолимся. О свышнем мире30 и спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии (εὺσταθεὶας)31 святых Божиих церквей и соединении всех32. О святом храме семь и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в него). О Святейшем Правительствующем Синоде (и о митрополите, архиепископе или епископе епархиальном), честном пресвитерстве), во Христе33 диаконстве34, о всем причте и людех35; О благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России и о Супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне; о Матери Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне. О наследнике Его, Благоверном Государе и Великом Князе Михаиле Александровиче и о всем Царствующем Доме, о всей палате36 и воинстве их. О пособити и покорити под нозе Их всякого врага (ὲχθρὸς) и супостата (πολέμιος)37. О граде сем, или веси сей (если совершается служба в селе), всяком граде, стране, и верою живущих в них. О благорастворении воздухов38, о изобилии плодов земных и временех мирных39. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их40. О избавитися нам от всякие скорби, гнева и нужды. Заступи (ὰντιλαβοῦ)41, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

На каждое прошение лик от лица присутствующих поет: Господи помилуй, а на последнее взывает: Тебе Господи, т.-е. предам себя.


По служебнику Дополнения из октоиха и минеи и Апостола
После великой ектеньи и возгласа священника: «яко подобает»... поются 3 антифона, после которых бывают малые ектеньи В антифонах пророчески изображается воплощение Сына Божия со всеми благами, проистекшими От него для нас. В конце 2-го антифона на и ныне поется в честь и славу воплотившегося нас ради Сына Божия песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий». Вместо 3-го антифона, если положена песнь от канона минеи, положенного на утрени, читаются Блаженны, т -е со чтением стихов «Во царствии Твоем помяни нас, Господи», читаются тропари и песни из канона, прославляющее добродетели воспоминаемого святого. В будничные дни поются повседневно три антифона (см. в конце Апостола). Первый антифон: Благо есть исповедатися, с припевом: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Ектенья малая. Второй антифон: Господь воцарися, с припевом: молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас. На Слава и ныне поется песнь: «Единородный Сыне». Ектенья малая. Третий антифон: Приидите возрадуемся Господеви, с припевом: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Ти, Аллилуия. Если в минеи показана песнь из канона, тогда поются два антифона изобразительные. Первый антифон составляешь 102-й псалом: Благослови дугие моя Господа, оканчивающийся пением, слава и ныне и повторением 1-го стиха. Второй антифон составляет пение 145-го псалма, Хвали дугие моя Господа. Начинается этот псалом со Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, а оканчивается и ныне, и присно, и во веки веков аминь, пением: Единородный Сын. Третий антифон при изобразительных составлют блаженны.

В конце 3-го антифона или в конце блаженн отверзаются царские двери и совершается малый вход с Евангелием. Вход сей указывает на явление Господа Иисуса Христа в мир с евангельскою проповедью; (почему и читаются в это время блаженны или учение Господа о блаженствах, сказанное им в 1-й год проповеди Его на горе). Называется вход сей малым по отношению к великому входу с Св. Дарами, лотому что с последнего начинается совершение св. Таин. Подсвечник со свечею, вносимый пред Евангелием, означает явление Предтечи Иоанна с проповедью о грядущем вслед него Христе, а также свет евангельского учения, просвещающего всякого человека. Отверстие царских дверей означает открытие нам входа в царство небесное пришествием на землю Сына Божия.

При входе в алтарь диакон возглашает: премудрость прости (σοφία, ορθοὶ), т.-е. стойте прямо, благоговейно, взирая на премудрость – на Евангелие, как на Самого Христа.


Дополнения из октоиха и минеи и церк. устава ( IV кл.)
Лик поет: Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия ти, аллилуия. После сего поются тропари и кондаки о подвигах святых, совершенных им благодатью, дарованною Иисусом Христом. После последнего кондака, положенного на входе, и возгласа: Яко свят еси Боже наш, диакон произносит: Господи, спаси благочестивыяи услыши ны; лик поет тоже; потом, обращаясь к предстоящим, диакон говорит окончание возгласа священника: и во веки веков.лик поет: Аминь и святый Боже. За трисвятым следует чтение Апостола, к которому верные приготовляются обычными краткими возгласами: вонмем, мир всем и духови твоему. Премудрость. Прокимен. Премудрость. Вонмем. Чтение апостола. По прочтении апостола, иерей говорит чтецу: мир ти (тебе). Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость. Чтец: аллилуя, и говорит стих, называемый аллилуираем. Тропари и кондаки читаются в таком порядке 1) Если храм Христов или Богородицы, то тропарь сперва храму в понедельник, вторник и четверг; а в среду и пяток «Спаси Господи», потом дню седмицы из октоиха (см. в конце часослова) и рядовому святому из минеи. Кондаки читаются также, только они покрываются Богородичным. А именно: слава «Со святыми упокой» и ныне храму Богородицы. 2) Если храме святого, то тропари читаются сперва храму святого и рядовому святому. Кондаки: дню недели, храму святого, рядовому святому: слава – Со святыми упокой и ныне – Предстательство христиан. Прокимен, Апостол и Евангелие сперва – дню – рядовые. Потом святому. Если положены под числом месяца в Апостоле, или ц.уставе.

Приготовляя верующих к внимательному слушанию св. Евангелия, иерей произносит: премудрость прости, услышим святого Евангелия, мир всем.

Лик как пред чтением, так и после чтения Евангелия поет: Слава Тебе, Господи, слава Тебе, выражая тем от лица всех радость и благодарение Господу за то, что Он удостоил их слышать святое благовестие.

По прочтении Евангелия произносится ектенья: Рцем ecu (скажем все), называемая сугубою, потому что в ней усугубляется, или повторяется после каждого прошения трижды моленье: «Господи помилий!».

«Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй» (После этих 2-х вступительных прошений поется: «Господи Помилуй» по 1-жды)

«Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй. Еще молимся о Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе нашем, Императоре Николае Александровиче всея России: о державе (власти), победе, пребывании (в нерушимом и непременяемом благополучии) мире, здравии, спасении Его, и Господу Богу нашему, наипаче поспешити (скоро придти на помощь) и пособити Ему во всех (помочь во всех делах Его правления), и покорити под нозе Его всякого врага и супостата. Еще молимся О супруге Его Благочестивейшей Государыне, Инператрице Александре Феодоровне; о матери Его Благочестивейшей, Государыне Императриц Марии Феодоровне. Еще молимся о Наследнике Его, Благоверном Государе и Великом Князе Михаиле Александровиче и о всем Царствующем доме. Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде (и о митрополите или архиепископе, или епископе епархии) и всей во Христе братии нашей. Еще молимся о всем Их христолюбивом воинстве (войске). Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех (монахах, имеющих сан священства) и о всем во Христе братстве нашем (о всем клире церковном). Еще молимся о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти), святейшнх партиарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателех святого храма сего и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде (здесь, при этом храме) лежащих, и повсюду православных (похороненных в других местах). Еще молимся «о плодоносящих (χαρποῳορούντων)42 и и добродеющих (χαλλιεργούντων)43 во всятем и всечестнем храме сем, труждающихся (κοπιώντων)44 поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великие и богатые милости».

После сугубой ектении, если бывает моление за усопших, прилагается ектения о упокоении их, а после нея ектения об оглашенных45.

Диакон возглашает Помолитеся оглашении (οὶ κατηχούμενοι) Господеви. Вернии о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Огласит (κατηχήση)46 их словом истины. Открыет им евангелие правды47. Соединит их святой Своей соборной и апостольской церкви. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатью. Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.

После тайно читаемой молитвы иерей возглашает: Да и тии (ίνα καὶ αὺτοί – да и они, т.-е. оглашенные) с нами славят пречестное и великолепое (величественное) имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

По молитве об оглашенных повелевается им выйти из церкви, потому что наступило время совершения самаго таинства, при котором могут присутствовать одни верные, принявшие святое крещение. Выход сей диакон возвещает возгласом: Елицы (δσοι)48 оглашеннии изыдите. Сим оканчивается 2-я часть литургии. Вместе с оглашенными выходили из храма и кающиеся, состоящие под духовным запрещением. Ныне нет оглашенных; стоящим в храме христианам возглас этот внушает изгнать из душ своих худые мысли и порочные чувства, все житейские заботы и попечения.

3. Литургия верных

Литургиею верных называется та часть литургии, при совершении которой могут присутствовать только верные, т.-е. крещенные в христианскую веру.

В состав этой литургии входят следующие части: а) великий вход и перенесение честных Даров с жертвенника на престол, б) приготовление, верных к достойному присутствованию в храме при совершении таинства причащения, в) совершение таинства, г) воспоминанье святых прославленных и молитвы за усопших и живых, д) приготовление верных к достойному причащению и причащение их, е) благодарение за причащение и ж) напутствие верующих на выход из храма.

Священные действия в этой части литургии изображают тайную вечерю И. Христа, Его страдания и смерть, воскресение из мертвых и вознесение на небо.

Лигургия верных начинается двумя ектениями о верных: Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. После той и другой ектении возглашается «премудрость», чем внушается предстоящим иметь особенную внимательность к себе в виду предстоящих минут священнодействия, чтобы благоговейно и достойно присутствовать при нем.

а) Великий вход и перенесение честных Даров

После ектений и возгласов отверзаются царские двери, и певцы поют: Иже херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да царя всех подъимем, ангельскими невидимо дориносима (δορυφορούμενον) чинми, аллилуия, аллилуия, аллилуия.

По-русски: Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь животворящей Троице, оставиω ныне всякую заботу о житейском, чтобы поднять царя всех невидимо на копьях носимого Ангельскими чинами (с песнью) аллилуия... Выражение: дориносима – на копьях носимого, указывает на древний обычай римских воинов, какой соблюдался ими при избрании на престол Императора. Избранный восходил на щит и на нем поднимался воинами копьеносцами, приветствуемый народными кликами.

Во время пения Херувимской песни (после слов: отложим попечение) совершается великий вход для перенесения честных Даров с жертвенника на престол чрез северные и царские двери.

Во время сего входа священник, обратясь к народу, поминает всех православных христиан, начиная с Государя, как главного покровителя и защитника благосостояния церкви. По входе с Дарами в алтарь, царские двери затворяются и завешиваются завесою. Великий вход напоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания и смерть.

6) Притотовление верных к достойному присутствованию в храме при совершении св. таинства

Приготовление верных к достойному присутствованию в храме начинается просительною ектеньею о даровании душам нашим спасительных благ: Исполним (восполним) молитву нашу, в которой воссылается моление о предложенных (на престоле) честных дарах, чтобы они получили освящение, и о даровании нам душевных благ: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, – Ангела мирна (ὲιρὴνης)49, верна наставника (ὸδηγόν)50, хранителя душ и телес наших, – прощения и оставления грехов и прегрешений51 наших, – добрых и полезных (всего доброго и полезного) душам нашим и мира мирови, – прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, – христианские кончины52 живота нашего безболезненны53, непостыдны54, мирны55 и доброю ответа на страшнем судищи Христове просим.

На каждое прошение лик отвечает: подай, Господи.

После ектеньи и возгласа священника христиане приглашаются к единодушному исповеданию веры в Пресвятую Троицу и благоговейному стоянию при совершенш св. таинства.

Приглашая христиан к единодушному исповеданию веры, диакон возглашает; Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, т.-е. единомысленно – православно исповедаем – вслух выскажем исповедание св. веры.

Лик отвечает: (исповемы) Отца и Сына, и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.

Диакон: Двери, двери премудростгю вонмем (τάς θύρας τὰς θύρας, ὲν σοφία πρόσχομεν), т.-е. будем внимательно следить за дверями сердца и ума, чтобы не вошел в них какой-либо греховный помысел и будем благоговейно внимать премудрости, т.-е. исповеданию веры, содержащемуся в символе веры.

В древности возглас этот относился к привратникам, чтобы они затворяли двери храма, чтобы кто-нибудь не вошел в него из неверных.

Лик произносит символ веры: Верую во единого...

А священник в это время, открыв завесу от царских врат и сняв с Св. Даров воздух, колеблет им над Св. Дарами.

Внушая благоговейное стояние в храме, диакон возглашает: Станем добре (στῶμεν καλῶς) – будем стоять благопристойно): станем со страхом (будем стоять благоговейно) вонмем (с должным вниманием) чтобы святое возношение (Св. Даров) в мире приносити.

Лик от лица всех ответствует: Милость мира56 жертву хваления, т.-е. мы готовы принести в жертву Господу и милолосердие к ближним, как плод мира, и славословие Богу.

Иерей за эту готовность призывает на народ спасительные дары Пресвятой Троицы: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами.

Лик: И со духом Твоим (т.-е. и тебе желаем тех же благ от триединого Бога).

Иерей: горе (ἃνω – вверх, на небо к Богу) имеим сердца (ἃνω σχῶμεν τὰς καρδίας) – будем иметь Сердца, обращения от земного и дольнего вверх, – на небо, к Богу).

Лик: Имамы ко Господу, т.-е. мы имеем сердца, обращенные к Богу.

в) Совершение св. таинства евхаристии

Приступая к совершенно св. таинства, священник, по примеру Иисуса Христа, начавшего совершение тайной вечери благодарением Богу Отцу за Его милости и благодеяния к роду человеческому, возглашает: Благодарим (εὺχαρίστήσωμενбудем благодарить) Господа, или станем совершать евхаристию57.

Лик: Достойно и праведно (справедливо) есть покланятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и неразделней.

Иерей во время пения сего читает тайно молитву, в которой благодарит Отца Небесного за все благодеяния, явленные человеку, и за настоящую службу, хотя и предстоят Ему Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, и, оканчивая эту молитву, произносит: Победную песнь58 поюще (поя), вопиюще (громко возглашая), взывающе (взывая) и глаголюще (говоря) (αδοντα, βοὼντα, κεκραγότα καὶ λέγοντα).

Лик поет: Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь небесных воинств) исполнь (полны) небо и земля славы Твоея, осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних! Как возглас иерея (поюще вопиюще...), так и песнопение лика: свят, свят, свят... относятся к молитве, тайно читаемой иереем. В песнопении лика первая половина его: Свят, свят, свят... относится к песни высших чинов Ангельских – Херувимов и Серафимов; а вторая половина: Благословен грядый... есть песнь детей еврейских, которую они воспели при торжественном входе Господа в Иерусалим.

Восклицание: Осанна в вышних, значит: да спасет, да поможет Всевышний Бог.

Во время пения: Свят, свят, свят... иерей читает молитву, в которой воспоминает последнюю вечерю, на которой Господь Иисус Христос установил таинство причащения и потом, указывая на хлеб, вслух произносит слова Господа: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (κλώμενον – преломляемое или раздробляемое) во оставленье грехов; затем, указывая на чашу с вином, говорит: пβйте от нея ecu, сия есть кровь Моя новξго завета, яже за вы и за многиτ изливаемая во оставление грехов. Далее, воспомянув в молитве заповедь Христа о причащении, и вся яже о нас бывшая: кресте, гроб, воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца и славное второе пришествие, и, взяв в правую руку дискос, а в левую потир, произносить: Твоя (τά σά, т.-е. дары – хлеб и вино) от твоих (ὲκ τῶν σῶν – из твоих твонений) Тебе приносяще о всех и за вся (κὰτα πὰντα καὶ διὰ πάντα)59 т.-е. произнося в благодарственное воспоминание о всем (бывшем) и за все, т.-е. в воспоминание всех Твоих благодеяний для нас.

Лик за этим возгласом поет: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим Господи, и молимтися (молимся Тебе), Боже наш. Во время пения: Тебе поем... священник трижды произносит молитву о ниспослании Святого Духа: Господи, иже Пресвятого Твоего Духа... и потом, творя крестное знамение сперва над хлебом, говорит: и сотвори (και ποὶησον) убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, – потом над чашею с вином говорит: а еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего; далее благословляя обоя, т.-е. хлеб и вино, произносит: преложив (μεταβαλών – претворив один вид существа в другой) Духом Твоим Святым; а диакон заключает сие словами: аминь, аминь, аминь. В эту священную минуту совершается святейшее таинство: хлеб бывает истинным телом Господним, а вино – самою кровию Господнею.

г) Воспоминание святых прославленных и молитвы за умершнх и живых

По освящении Св. Даров, священник в тайной молитве просит Господа, чтобы св. тайны послужили причащающимся во оставление грехов, а не в суд и во осуждение, и воспоминает при семь почивпшх святых, чтобы Господь по молитвам их помиловал нас, грешных; воспоминая же Пресвятую Богородицу, как особенно великую предстательницу за нас пред Богом, вслух произносить: Изрядно (ὲξαιρέτως – в особенности воспомянем в молитве) о Пресвятей, Пречистой, Преблагословеннной, славной, Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Лик поет: Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу... а священник молится в это время за всех усопших и за всех живущих на земле и, продолжая молитву за живых, произносит: В первых (ὲν πρὼτοις) помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и Господина нашего Преосвященнейшего (епархиального епископа), их же даруй святым Твоим церквам в мире, целых (невредимых), честных (в чести), здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины, т.-е. в чистоте соблюдающих слово истины Христовой и наблюдающих за тем же в подчиненных им пастырях церкви.

Лик взывает: И всех, и вся, (καὶ πὰντω καὶ παςῶν) т.-е. помяни Господи всех мужей и всех жен, предстоящих и отсутствующих.

Иерей: И дождь нам единеми усты, и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков:

Лик: Аминь.

Иерей: И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Лик: И со духом твоим.

д) Притотовление верных к достойному притащению св. тайн

После молитвы за живых и умерших диакон произносить ектенью: Вся святым помянувше (т.-е. всех святых), в которой воссылаются особые прошения о принесенных и освященных честных Дарах, яко да (чтобы) человеколюбец Бог наш, прием я (их) во святой и пренебесный (выше небес) и мысленный (в уме представляемый) Свой жертвенник, в воню благоухания духовного (как приятное благоухание духовного приношения), восниспослет нам Божественную благодать и дар Святого Духа.

Священник в это время тайно молить Бога о достойном причащении верующих и потом вслух произносит: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати (осмелиться призывать) Тебе небесного Бога Отца, и глаголати.

Лик: Отче наш...

Священник: Яко Твое есть царство...

Лик: Аминь.

Священник: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебя» Господи.

Священник: Благодатью, и щедротами, и человеколюбием единородною Сына Твоего, с Ним же благословен ecu, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков...

Лик: Аминь.

Священник после молитвы о преподании нам св. тайн и возгласа: вонмем, вознеся Св. Агнец над дискосом, возглашает: святая святым, т.-е., святые тайны достойно могут быть преподаны только святым, получившим прощение грехов в таинстве покаяния.

Лик, выражая смиренное сознание, что никто из людей не может достигнуть той святости, которой требует святость таинства, отвечает: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

После сего бывает причащение священнослужителей в алтаре, а лик поет киноник, или причастен. (Причастен поется дню, если читается Апостол и Евангелие только дню – рядовое, или дню и святому, если ему положены Апостол и Евангелие; в попразднетво и отдание праздника – празднику).

е) Причащение верных

После причащения священнослужащих отнимается завеса, отверзаются царские двери, и священник выносить чашу с Св. Дарами в царские двери, возглашая приступающим к причащению: со страхом Божиим и верою приступите.

Отнятие завесы знаменует землетрясение, бывшее при воскресении Господа; отверстие царских дверей – отнятие камня от гроба Спасителя; явление священнослужителя в св. дверях – явление Ангела при гробе; показание в них Св. Даров – воскресение Христа и явление Его по воскресении ученикам.

Возглашением: со страхом Божиим... верующим внушается приступить к св. причащению с должным благоговением и верою.

Верующие земным поклоном встречают св. чашу и, воспомянув воскресение Господа из мертвых, выражают радость о явлении среди их Господа и поют: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам; а во время причащения верующих – поют: Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите.

По причащении мирян, священник относит Св. Дары на престол и потом, обратясь к народу, благословляет его, говоря: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние (наследие) Твое.

Лик, исповедуя благодеяния, получаемый в таинстве причащения, поет: Ведехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельнпй Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.

По окончании этой песни, священник, воспоминая обетование Господа ученикам пребывать с ними до скончания века, берет св. чашу с престола и, в последний раз показав ее народу, возглашает: всегда, ныне и присно, и во веки веков, и относит Св. Дары на жертвенник. Верующие покланяются при сем до земли пред св. тайнами. Сим действием изображается вознесение Господа на небо. Престол в это время изображает гору Елеонскую; постановление Св. Даров на жертвеннике – сидение Господа Иисуса Христа одесную Бога Отца.

ж) Благодарение за причащение и напутствие верных на выход из храма

Лик, увидев в последний раз Св. Дары, как бы Самого возносящегося Господа, поет Ему благодарственную песнь за причащение: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, бессмертным и животворящими тайнами, соблюди нас во Твоей святыни (полученной во св. причащении), весь день поучатися правде Твоей (упражняться в исполнены заповедей Твоих), Аллилуия, 3-жды.

Такое же благодарение произносится в ектеньи: прости (ορθοὶ станем прямо, будем благоговейны) приимше (μεταλαβόυτες т.-е. причастившись) Божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Вместе с тем просим Господа провести весь день в совершенстве, свято, мирно, безгрешно.

Священник, заключая прошения, выражаемые в ектеньи, прославляв и Бога, могущего освятить нас и укрепить в добродетельной жизни, и возглашает: Яко Ты ecu освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

После сего следуют молитвословия, напутствующие верующих на выход из храма.

Священник: С миром изыдем.

Лик, выражая желание выйти из храма с благословением Господним, говорить: О имени Господни.

Тогда Священник, вышедши из алтаря за амвон, читает молитву: Благословляли, благословящые тя Господи, в коей просить Господа спасти и благословить верующих, прославить созидающих и украшающих святые храмы...

Лик песнью: Буди имя Господне благословенно отныне и до века, благословляет Господа за великие благодеяния, и читается псалом: Благословлю Господа; во время этого чтения раздается верующим антидор, т.-е. остаток от той просфоры, из которой изъят был св. Агнец, да примут освящение и те, которые молились за литургиею, а не причащались.

По раздаянии антидора, священник, благословляя предстоящих, говорит: Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, и заключает литургию обычным великим отпустом, на котором поминает св. Иоанна Златоустого, коего чин литургии совершался. Затем царские двери затворяются. Лик возглашает многолетие.

§ 28. Особенности литургии св. Василия Великого

Литургия св. Василия Великого имеет тот же порядок и так же разделяется на три части, как литургия Златоустого. Особенности ее состоят в следующем: 1) она продолжительнее литургии Златоустого молитвами, читаемыми тайно иереем, и напевом песнопений литургийных; 2) совершается только 10 раз в год: в Новый год – 1-го января, в день памяти Василия Великого, в сочельники – Рождественский и Крещенский (если они не случатся в субботу или воскресенье; а когда случатся в эти дни, то в сочельники служится литургия Златоустого, а в самые праздники – литургия Василия В.); в 5 воскресных дней Великого поста, начиная с 1-го, и на Страстной неделе в четверг и субботу; 3) возглас пред освящением св. Даров: приимите, ядите... и пийте от тя ecu, произносится так: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом, рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». "Даде Святым Своим учеником и Апостолом, рек: пийте от нее ecu, сия есть Кровь моя нового завета... 4) вместо «Достойно есть» поется или «О Тебе радуется», или ирмос 9-й песни утреннего канона праздника. Ирмос 9-й песни поется в праздники Рождества Христова и Крещенья, в Великий четверг и Великую субботу, а в прочие дни «О Тебе радуется», 5) на отпустах литургии поминается имя св. Василия Великого.

§ 29. Субботнее Богослужение

Суббота в христианской Церкви не празднуется, как совершенный праздник; однако в память сотворения мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней облегчением от поста и коленопреклонений даже в Великий пост60. Так и Богослужение субботнее есть не совершенно праздничное, но отличное от будничных дней и в некоторых чертах сходное с празднованием святому, поеному на 6-ть, или святому с великим славословием. Субботнее Богослужение бывает двух видов: 1) Егда поется на утрени «Бог Господь» и 2) Егда поется: Аллилуия.

1. Егда поется Бог Господь.

Сравнительно с простодневным это служение субботнее имеет след. особенности:

1. На всех чинопоследованиях поются и читаются сперва молитвословия из минеи, а потом из октоиха; в простодневном же Богослужении сперва употребляется октоих, а потом минея.

2. На вечерни на стихирах на Господи воззвах, на стихирах стиховных и после тропарей поются Богородичны воскресни рядового гласа; а в будничные дни Богородичны от меньших по гласу славы святого61. Стихиры Господи воззвах на 6-ть все берутся из минеи рядовому святому, а стихиры из октоиха оставляются; на слава стихира поется тоже из минеи, если есть; а если нет, то слава и ныне Богородичен рядового гласа. Стиховны стихиры из октоиха мученичны, положенный на Господи воззвах с опущением 1-й; но с запевами стиховных стихир. По ныне отпущаеши, и трисвятом тропарь святому из минеи, и ныне Богородичен воскресный из октоиха рядового гласа.

3. На повечерии 1-й канон из Октоиха Богородице. По трисвятом тропарь храму, если храм Господень или Богородичен; а если храм святого, то тропарь ему не читается; после тропаря храму (когда он положен) тропарь дню: Апостоли, мученицы и пророцы, – слава – кондак «со святыми упокой» – и ныне – Яко начатки естества.

4.Полунощница совершается особая, отличная от повседневной. На ней вм. 17-й кафизмы читается 9-я, в которой пророчески изображается Христос Спаситель, как победитель ада и грозный Судия (во 2-е пришествие)62. Вместо тропарей: Се жених, читаются другие: Несозданное естество... Вышние силы... От одра и сна воздвигл мя ecu Господи, в которых, в подражание св. Ангелам, Церковь побуждает нас славить Св. Троицу Ангельскою песнью: свят, свят, свят. . Б молитве: Владыко, Боже Отче Вседержителю, прилагается другая: Величая, величаю тя... в которой выражаются чувствования христианина, помышляющего о своем исходе из этой жизни и имеющего предстать на суд Божий; прочее, как на вседневной полунощнице.

На утрени. Утреня до «Бог Господь» совершается по чину вседневному без перемен. «Бог Господь» поется во глас тропаря святого, который поется 2-жды, а Богородичен после тропаря воскресный по гласу же тропаря. Стихословятся две кафизмы: 16-я и 17-я, и после них бывают ектеньи малый, седальны в октоихе. В канонах ирмосы поются по дважды (а не однажды как в будни), по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни ирмосы берутся из октоиха, а не из минеи. Стихиры на хвалите октоиха мученичны поются на стиховных, с припевами стиховных, а стиховны оставляются. Если же в Минеи положены хвалитны стихиры святому, то они поются на 4 и после них читается: Слава Тебе, показавшему нам свет; а если нет хвалитных святому, то читается: Тебе слава подобает. Ектенья: Исполним утреннюю молитву, стиховны, Благо есть... трясвятое, Отче наш... тропарь святому, ектенья – Помилуй нас, Боже, и 1-й час.

На часах – тропарь и кондак святого, Богородичен часов.

На литургии. Антифоны повседневные, если не положено песни от канона минеи святому; если же положена песнь, то антифоны изобразительные63. Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен прежде святому (если положены), а потом дню.

§ 30. Субботнее Богослужение, егда поется на утрени «аллилуйя», или заупокойное

Изложенное выше чинопоследование субботнего богослужения в Церковном Уставе называется Богослужением, егда на утрени поется Бог Господь. Есть другой вид субботнего Богослуженья, означающейся в церковном уставе: егда поется аллилуия. Особенности его заключаются в следующем.

На вечерни. Стихиры на Господи воззвах поются не из одной минеи, но и из октоиха, именно: из минеи 3 и из октоиха 3 мученичны, с опущением первой стихиры. Стиховны стихиры октоиха 1-я мученична и 2 умершим, или покойны. По ныне отпущаеши и трисвятом тропарь дню: Апостолы, мученицы, пророцы, слава помяни Господи, и ныне – Мати святая. Если есть тропарь святому, то он поется со слава, а «помяни Господи» оставляется. По отпусте вечерни поется панихида по умершим.

На повечерии – 2-й канон из октоиха утренний – усопшим.

На утрени. Вместо "Бог Господь« поется аллилуия 3-жды на 2-й глас дневного тропаря со стихами: Блажени яже избрал... Души их во благих водворятся. Вместо тропаря святому из минеи поется дневной (2-го гласа): Апостоли, мученицы и пророцы 2-жды, слава: »помяни Господи» и ныне – Мати святая. Стихословятся две кафизмы: 16-я и 17-я; 16-я кафизма стихословится обычно, и после нее обычная малая ектенья, и седальны октоиха 2-й, 3-й и 4-й, Вторая же 17-я кафизма разделяется на две статии и стихословится так: Чтец читает 1-й стих: Блажени непорочнии в путь... а лик поет: Благословен ecu Господи. С этим припевом прочитываются и следующие стихи до стиха: яко аще бы не закон твой (ст. 92-й). Этот стих, вместо слава и ныне – аллилуия, поется 3-жды с тем же припевом: Благословен ecu Господи. После сего бывает ектенья об усопших: паки и паки... После ектеньи и возгласа священника поется 2-я статия кафизмы. Чтец читает: Твой есть аз... а лик припев: Спасе, спаси мя... Следующие стихи поются с тем же припевом до слов «жива будет душа моя». Этот стих поется 3-жды. После сего тотчас же поются заупокойные тропари: святых лик обрете... с припевом: Благословен ecu Господи... После тропарей ектенья заупокойная, седален октоиха 3-го гласа: покой, спасе... и Богородичен: от Девы воссиявый.

Канонов поется три: минеи с ирмосом на 6, храма, на 4 и из октоиха 1-й канон на 4; по 6-й песни ектенья заупокойная, кондак – со святыми упокой и икос: Сам един ecu.; по 9-й обычная ектенья малая; после хвалитных мученичных стихир читается: Слава Тебе, показавшему нам свет; стихиры стиховны поются из октоиха покойные. По »благо есть» и трисвятом тропарь: Апостоли, мученицы и пророцы, слава – помяни Господи и ныне – Мати святая.

На часах – тропарь: Апостоли, мученицы и пророцы, слава – Помяни Господи, и ныне – Богородичен часов, – кондак: со святыми упокой.

На литургии – антифоны повседневные, Блаженны в октоихе на 6-ть. По входе тропари: Апостоли, мученицы и пророцы... Помяни Господи... слава: со святыми упокой, и ныне – Тебе и стену, и пристанище. Прокимен: Веселитеся о Господе, и за упокой: Души их во благих водворятся. Апостол, евангелие и причастен сперва дню рядовые, потом за упокой.

* * *

20

Этот порядок 9-го часа и порядок других служб не заучивается наизусть, но рассказывается по часослову или другой Богослужебной книге. Достаточно, если ученик быстро и без ошибок расскажет порядок по часослову и служебнику, и найдет дополнения в октоихе и минеи; напр. в 9-м часе из минеи требуется найти тропарь святому и кондак. Впрочем прядок вечерни и утрени лучше заучить, чтобы скорее справляться с дальнейшими изменениями Устава; потому что изменяемая часть Богослужения главным образом касается этих служб.

21

Эти тексты следует указывать по книге и давать тут объяснение их.

22

Православная церковь во всех случаях, когда воспоминает важное событие для веры и спасения людей, по нескольку раз повторяет песнопение о нем для лучшего утверждения его в умах и сердцах наших Это ясно видно в благослужении великих праздников и особенно в св. Пасху во многократном пении тропаря Христос воскресе.

23

По-русски: изгнав меня, опять окружили меня. Глаза свои устремили, чтобы ринуть меня на землю. Подстерегли меня, подобно льву, готовому на лов, и подобно львенку, живущему в скрытых местах.

24

По-русски: Воззри на меня, и помилуй меня: ибо я одинок и убог. Скорби сердца моего умножились. Смотри врагов моих, как умножились они и возненавидели меня ненавистно несправедливою.

25

По дерзости сделанной Адамом в раю.

26

Аспид и василиск – ядовитые змеи.

27

Так известны чинопоследования: 1) греческой литургии св. Ап. Иакова, 2) сирской литургии Ап. Иакова, 3) св. Ап. и евангелиста Марка, 4) св. Апостолов Фаддея и Мария (см. собр. древних литург., изд. при Христ. чт.).

Литургия в обыкновенном разговорном языке наз. обеднею, потому что совершается пред обедом.

28

а) Честного славного пророка предтечи Иоанна, б) св. пророков Моисея, Аарона и др., в) св. Ап. Петра и Павла и прочих всех св. Апостолов, г) св. Святителей, д) св. мучеников и мучениц, е) преподобных отец и преп. матерей, ж) св. чудотворцев бессребренников Космы и Дамиана и всех прочих св. бессребренников, з) св. и праведных богоотец Иоакима и Анны и святого, следующего по месяцеслову и, св. Иоанна Златоустого (которого литургия совершается).

29

Миромв спокойствии духа, примирившись со всеми.

30

Свышний мир есть мир, свыше нисходящий, мир с Богом, состоящий в прощении грехов и мире совести.

31

Т.-е о благолепии храмов Божиих вещественных, чтобы они стояли на видных местах и в благолепном виде.

32

Чтобы и неправославные христиане приняли православие и присоединились к нашей православной церкви.

33

О священниках.

34

О диаконах.

35

О чтецах, певцах и прихожанах.

36

О служащих при Государе и о всех гражданских чиновниках.

37

Враг – это скрытный, коварный враг; супостат – открыто враждующий.

38

О хорошей благорастворенной погоде, чтобы, напр., Господь послал благотворный дождь на места, имеющие нужду в нем.

39

Чтобы, т.-е не было никаких раздоров между нами самими, войны тягостной для государства, голода, болезней и т. п..

40

Т.-е. о совершающих путешествие по водам на лодках и кораблях, и по суше, чтобы Господь совершил их путь благополучно и привел их на место путешествия благовременно и здравыми; о недугующих – чтобы Господь исцелил их от тяжких и продолжительных болезней, – о страждущих в темницах, под судом, в ссылках, чтобы Господь облегчил их скорбь и дал им благодушное терпение; плененных – чтобы Господь дал им быть в милости и благосклонности у тех, которые пленили их, и потом освободили их от плена.

41

С греч. поддержи, помоги.

42

Плодоносящие – это те, которые снабжают храм предметами, потребными для Богослужения, напр, вином, елеем, свечами, ладаном.

43

Доборделающие – жертвует на украшение храма и поддерживают в нем благолепие.

44

Труждающиеся – работающие до пота при храме, стрегущие его и наблюдающие за чистотою.

45

Оглашенные разделялись на следующие степени: 1) оглашенные – слушающие – неверные, 2) коленопреклоненные, 3) бесноватые, 4) готовящиеся ко крещению, 5) кающиеся. Кающиеся были тоже разных степеней: а) плачущие стояли вне врат церковных, б) слушающие внутри врат в притворе, – припадающие – внутри врат самого храма (Богосл. Вестн 1896 г. март, стр. 365).

46

Огласить, чтобы огласил их словом истины, т -е. наставил их преподаваемыми им устно истинами православной веры.

47

Это добродетели евангельские, служащие к оправданию человека.

48

Сколько есть оглашенных.

49

Ангела мирна – возвещающего не гнев Божий, но мир душам нашим.

50

Верна наставника – верно и безошибочно руководящего нас к пути спасительному.

51

Прегреииения – это падения, допущенные невнимательностью и рассеянностью нашей.

52

Христианские кончины – когда умирающий напутствуется св. таинствами – покаянием во грехах, причащением Св. Таин и соборованием, а по смерти сподобляется христ. погребения и поминовения.

53

Безболезненны – без мучительных етраданий, с сохранением чувства самосознания и памяти.

54

Непостыдны – когда умираем естественною, а не насильственною смертию, напр., от пьянства и разного вида самоубийства, или во время совершения нами грехов, – когда умираем в своем звании, а не как лишенные прав преступники.

55

Мирны – с умиротворенною совестью без смущения и боязни подпасть вечному осуждение, как отходил с миром из этой жизни праведный Симеон Богоприимец.

56

Преосв. Феофан слова: милость мира переводит: елей мира, и объясняет: Мир точно есть елей для душ и лучшая милость, взаимно нами друг другу оказываемая и Богом нам подаемая. (Душ. Чт. 1897 г. янв., стр. 143).

57

Св. причащение, как жертва умилостивительная за грехи всего мира, и благодарственная Богу за Его неизреченные милости к людям, называется евхаристиею – благодарением.

58

Победная песнь есть песнь победы или после победы, которую одержали Ангелы над диаволом в войне с ним на небе. Ев. Иоанн в откровении говорит: И произошла на небе война. Михаил и Ангелы ею воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли.. и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, на землю, и ангелы его низвержены с ним. И они (Ангелы) победили его (Апок. XII, 7, 8, 9, 11). А что победная песнь св. Ангелов есть именно: свят, свят, свят... об этом свидетельствует Пр. Исаия, говоря: Видех Господа, седяща на престоле высоце... и Серафимы стояху окрест ею... и взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. VI, 1. 2, 3). Ев. Иоанн в откровении (IV, 8) свидетельствует, что Ангелы покоя не имут день и нощь глаюлюще: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель.

59

Выражение: κατὰ πάντα καὶ διά πάντα суть синонимы греч. языка и буквально значить: о всембывшем, как напр., исчисляется в молитве иерея крест, гроб, тридневное воскресение и проч. и за все – т-е. за все благодеяния Божии, напр, за предлежащую службу, за избавление от греха, проклятия и смерти, примирение с Богом и наследие царства небесного.

60

Прав. Кат. 5 запов. и Церк. Уст. субботы в 40-цу.

61

Богородичны на стиховных по гласу славы святого, если бдение ему.

62

Напр. Дивен е правде... препоясан силою, смущали глубину морскую, шуму волн ею кто постоишь? смятутся языци и убоятся живущии в концах от знамений твоих (64). Да воскреснешь Бог и расточатся врази Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся (Пс 67).

63

Иногда в церк. уставе или минеи показываются особые Апостол, Евангелие и причастен, но песни от канона минеи не значится тогда поются антифоны повседневные, а не изобразительные.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle