Источник

III. Воскресное богослужение

§ 31. Воскресное Богослужение

Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й.

Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей.

Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей.

Чинопоследование воскресного богослужения


I. Со всенощным бдением II. Без бдения
С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня. С вечера – совершается 9-й час великая вечерня и малое повечерие, поутру: воскресная полунощница и утреня с первым часом, а днем – часы и литургия. Девятый час и великая вечерня 1.Девятый час совершается обычно.
2. Малая вечерня Порядок ее следующий: По «Благословен Бог наш» и «приидите поклонимся», читается псалом: Благослови душ моя Господа. Слава и ныне – аллилуйя 3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Светильничных молитв не читается, ектеньи великой не бывает, рядовой кафизмы не стихословится, а пряно после псалма поют Господи воззвах на рядовой глас и стихиры воскресни на 4, из октоиха, повторяя 1-ю; слава и ныне Богородичен гласа, положенный на ряду, называемый догматом малой вечерни, входа не бывает, читается «Свете тихий», прокимен, – Господь воцарися на 4-й глас; Сподоби Господи, стихиры на стиховне в октоихе воскресни I, Богородице 3, слава и ныне Богородичен на ряду. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче нат. Тропарь воскресен 1-жды, слава и ннне Богородичен его Ектения краткая в 3 прошения: Помилуй нас Боже... Возглас: Яко милостив. Слава Тебе Христе Боже. Слава и ныне – Господи помилуй 3-жды. Благослови. Отпуст малый и многолетие. Малое повечерие.
Всеношное бдение Всеношное бдение состоит из великой вечерни и утрени (с шестопсалмия) с 1-м часом. Начало вечерни принимает особенную торжественность. Отверзаются царские двери, диакон со свечей возглашает Востаните! Господи благослови. Иерей: Слава Святей... Лик: Аминь. Иерей: Приидите поклонимся, 4-жды. Лик поет: Благослови душ моя. Во время этого пения бывает каждение алтаря и храма. По окончании пения и каждения царские двери затворяются, и иерей читает светильничные молитвы, а диакон произносит великую ектенью: Миром Господу помолимся. Затем поется Блажен муж и стихословится вся 1-я кафизма, на которой после каждой славы ектенья малая. «Господи возвах», поется на рядовой глас октоиха и стихиры на «Господи возвах» на 10-ть: (воскресных 3, восточных 4, рядовому святому, 3 из минеи), слава стихира святому, если есть, и ныне Богородичен гласа догматик. Если случится шестеричный святый, то поется стихир воскресных 6 и святому на 4. Если будешь святый с полиелем или два святых, то воскресных 4 и святому, или святым на 6. Если случится препразднество или попразднество, то воскресных 4, препразднеству и попразднеству 3 и святому 3. В отдание праздника 6-ть праздника. Если случится препр. или попразднество и еще полиелей, по воскресных 3, препр.и попр. 3 и святому 4. Вход с кадилом. Свете тихий.. Прокимен: Господь воцарися. (Если случится полиелей, 3 паримии святому). Ектенья рцем вси.. Сподоби Господи. Ектенья: исполним вечернюю молитву, возглас: Яко благ… «Мир всем» молитва главопреклоненная, возглас: Буди держава царствия Твоего. Если совершается лития, то порядок ее следующий: после ектеньи Исполним и возгласа иерея, Буди держава царствия, священнослужащие исходят из алтаря северною дверью в притвор храма, а лик поет стихиры литийные храму 1, и Амморийского в октоихе на «Господи воззвах», или праздничные если праздник. Из минеи. После стихир диакон произносит молитву. Спаси Боже люди Твоя…прерываемую многократным пением: Господи помилуй, именно: а) после слов молящихся Тебе и помилуй нас – 40 раз Господи помилуй, б) после молениря о Государе и царствующем Доме – 30-ть, в) после моления о Святейшем Синоде и о людях всякого чина 50-ть, г) о еже созранитися граду – 3-жды, д) о еже услышати Господу Богу глас моления нас грешных и помиловати нас грешных и помиловати нас 3-жды. После этих прошений и молитвы: Владыко многомилостиве Господи, певцы и священнослужащие входят в храм. Певцы поют стиховны воскресны. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Тропарь: Богородице Дево радуйся – 3-жды. (Если бывает лития, то совершается благословение хлебом с молитвою: господи иисусе Христе). Если случится в воскресенье святый с бдением или полиелейем, то поется тропарь – Богородице Дево 2-жды и тропарь святому однажды. То же бывает и в те воскресные дни. В которые случается особое празднство, напр., 1-ю и 3-ю неделю поста, в неделю всех святых и в неделю святых отец и др.. именно поется богородице Дево 2-жды, на слава и ныне – тропарь или пречистому образу, или кресту, или всем святым, или отцам. В праздники Богородичны поется тропарь праздника 3-жды. Далее: Буди имя Господне 3-жды, псалом: «Благословлю Господа» читается до слов: «Не лишатся всякого блага"… Иерей: «Благословение Господне на вас», а чтец читает шестопсалмие. 2. Великая вечерня. По окончании 9-го часа. По отпусте его, иерей возглашает: Благословен Бог наш. Чтец: Аминь. Приидите поклонимся 3-жды и читает псалом Благослови душе моя… Иерей читает светильничны молитвы. По окончании чтения псалма диакон произносит великую ектенью: Миром Господу помолимся. То же Также совершается лития, если бывает; а если нет литии, то после ектеньи: «Исполним вечернюю молитву», и возгласа «Буди держава царствия Твоего», поют стихиры стиховны. Тропарь воскресен 3-жды. Если есть тропраь святого, то после тропаря воскресного слава тропарь святого, и ныне Богородичен воскресен по гласу тропаря. Премудрость; благослови. Сый благословен Христос Бог наш. Утверди Боже. Пресвятая Богородице, спаси нас Честнейшую Херувим. Слава Тебе, Христе Боже Слава и ныне – Господи помилуй 3-жды. Благослови. Отпуст великий и многолетие. § 3. После вечерни совершается малое повечерие по обычному чину. На нем после «Верую» канон Богородице, положенный на ряду, По «Достойно и трисвятом кондак воскресен или празднуемому святому. Отпуст малый и ектенья. Помолимся о Благочестивейшем. Утром: Полуношница воскресная и утреня с 1-м часом. § 4. Поунощница воскресная. Полунощница воскресная совершается по часослову с полным началом. На ней после придите поклонимся «псалом 50», а вместо кафизмы читается канон Пресв. Троице; вм. Тропарей будничных или субботних читаются другие, прославляющие Пресвятую Троицу и воскресшего тридневно Христа Жизнодавца и упокой – воскресны; далее: трисвятое. Отче наш. Господи помилуй 40. Честнейшую Херувим, Боже ущедри ны: вм. молитвы: Владыко Боже…читается молитва Пресв. Троице: Всемогущая и животворящая… после молитвы – премудрость, и отпуст малый: Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, и ектенья, Помолимся о Благочестивейшем и пр. как в других полунощниц. 5. Утреня Утреня в воскресные дни до шестопсалмия совершается точно как же, как и в простые дни, а с шестопсалмия так же, как и во всенощном бдении.

После шестонсалмия произносится великая ектения: Миром Господу помолимся, а после нея поется «Бог Господь» во глас воскресного тропаря 4-жды и самый тропарь 2-жды, а потом – слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу – тропарь святому, если он положен в минее, и ныне Богородичен воскресен по гласу тропаря святого. Если же тропаря святому не положено, то тропарь воскресен 2-жды; слава и ныне Богородичен воскресный настоящего гласа.

В праздники Богородичны, в препразднство и попразднство тропарь воскресен 2-жды, на слава и ныне тропарь Богородицы, или препразднству и попразднству.

Стихословятся две кафизмы: 2-я и 3-я; а по кафизмам ектеньи малые и седальни октоиха воскресны с Богородичными их.

Полиелей, если положен по уставу (см. выше); если же полиелея не положено, то по седальнах 2-й кафизмы поются непорочны (или псалом 118-й), а после них поются тропари воскресни: Ангельский собор, с припевом: Благословен ecu Господи... (Во время полиелея, а когда его нет, то во время пения непорочных, отверзаются царские двери и бывает каждение всего храма). После тропарей воскресных малая ектения, седален или упакой воскресный рядового гласа.

Если в воскресенье случится святый с полиелем или бдением, то после полиелея поется величание, и по величании, не певши величания со слава и ныне, поют тропари воскресны: Благословен еси Господи... Ангельский собор; после тропарей – малая ектения, седален или такой воскресный рядового гласа. В празднование святым с полиелем или бдениеи после упакоя поются те седальны святого минеи, которые положены по 1-м и 2-м стихословии кафизм, но которые в свое время заменены были воскресными.

Далее: степенны антифоны64 и прокимен рядового гласа, Евангелие рядовое из 11-ти воскресных утренних. По прочтении, евангелие износится из алтаря на средину храма для лобызания, а певцы поют: слава Тебе, Господи, слава Тебе, и Воскресение Христово видевше...

Потом: псалом 50-й, слава – молитвами Апостолов, и ныне – молитвами Богородицы... Помилуй мя Боже... стихира – Воскрес Иисус от гроба... молитва: Спаси, Боже, люди Твоя... Господи помилуй 12-ть, возглас: Милостью и щедротами... и начинается пение канонов.

В двунадесятые праздники Господни после Евангелия вместо слава: молитвами Апостолов, и ныне – молитвами Богородицы, поется особый праздничный стих – сперва на слава, потом на и ныне. В праздники Богородичны поется на слава: молитвами Богородицы и на и ныне тоже: молитвами Богородицы. В праздники святым на слава поется: молитвами святого празднуемого, на и ныне – молитвами Богородицы.

Каноны: в октоихе три: 1-й воскресен с ирмосом на 4, т.-е. три тропаря с четвертым – ирмосом, ирмосы по 1-жды, 2-й крестовоскресен на 3, 3-й Богородицы на 3, и 4-й – святого в минее 4 тропаря без ирмоса, катавасия по уставу65.

В двунадесятые Господни праздники воскресный канон оставляется, а в Богородичные праздники поется. Крестовоскрест канон оставляется, если случится праздник святому со бдением, или храмовой, или препразднство и попразднство, ибо канон празднику поется на 8. Канон Богородице не поется тогда, когда в воскресенье случится препразднство или подпразднство и вместе с тем святой со бдением, или когда 2-м святым положены два канона: один на 4, другой на 6-ть.

По      3-й песни – кондак святого и икос но 1-жды, седален святого 2-жды, слава и ныне Богородичен его.

По      6-й песни – кондак и икос воскресны.

По      8-й песни – «Честнейшая»66.

По 9-й песни–Свят Господь Бог67 со стихами, на рядовой глас по напеву: «Бог Господь».

Екзапостилларий, или светилен воскресный, слава светилен святого, если есть, и ныне – Богородичен воскресный.

«Всякое дыхание» поется в рядовой глас.

Стихиры на «Хвалите»: воскресни 4, восточны 4, слава – стихира евангельская, и ныне – Преблагословенна если. В дванадесятый праздник на слава и ныне поется стихира праздника.

Славословие великое, а по нем тропарь воскресен или «Днесь спасение миру бысть», если рядовой глас будет 1-й, 3, 5-й, 7-й (из нечетных числ), или «Воскрес из гроба» – при гласах: 2-м, 4-м, 6-м и 8-м (состоящих из четных числ). В праздники Господни, вместо воскресного тропаря, поется один воскресный тропарь.

Ектении: Помилуй нас, Боже... Исполним утреннюю молитву – и отпуст полный.

Днем совершаются часы: 3-й, 6-й и литургия.

а) На часах: слава – тропарь воскресен; а если положен тропарь святому, то читается прежде тропарь воскресен, потом – слава – тропарь святого, и ныне – Богородичен часов. Кондак воскресен.

б) На литургии: антифоны изобразительные. Блаженны гласа в октоихе на 8. Если святому положена в минеи песнь, то в октоихе на 6-ть и святому песнь 3-я на 4.

По малом входе тропари: воскресен 1-жды, храма Богородицы или святого 1-жды, слава – рядового святого 1-жды. Кондаки воскресни 1-жды, храма святого, слава – рядового святого, и ныне – храма Богородицы; а если храм святого, то на и ныне – Предстательство христиан (тропарь и кондак храму Господню в воскресные дни не поются). В храме Господнем кондак воскресен читается после и «ныне».

Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен сперва воскресны, потом – святого, если указаны в минее.

Изъяснение воскресного Богослужения

Молитвословия песнопения и священнодействия воскресного Богослужения направлены к прославленно Св. Троицы и особенно к утверждение веры в воскресение Христово и воспоминанию обстоятельств, сопровождавших его. Так на воскресной полунощнице св. Церковь побуждает нас славословить Пресв. Троицу и воскресшего тридневно Христа жизнодавца в каноне Пресв. Троице, троичных величаниях и молитве Пресвятой Троице: Всемогущая и животворящая. На утрени – пепие тропарей: Ангелский собор и каждение в это время храма напоминает жен мироносиц, которые с ароматами приходили ко гробу Спасителя и возвестили Апостолам о воскресении Христовом. В степенных антифонах выражается скорбная молитва к Богу души, страждущей от грехов и воздыхающей о небесном отечестве своем; в них, как бы по степеням, возвышается дух верующего к высоте божественной. В Евангелии, читаемом после сего, излагается благовестие о воскресши Христовом. Изнесение Евангелия из алтаря на средину храма для поклонения ему и лобызания изображает явление Господа Иисуса Христа по воскресении Своем ученикам и другим верным. В следующих затем песнопениях: в каноне воскресном из октоиха и стихирах прославляется воскресение Господа, Его крестная смерть и сошествие во ад, как победителя ада и смерти.

На литургии воскресение Господа воспоминается в поемых на малом входе тропарях и кондаках воскресных и на блаженных.

* * *

64

См. о них выше в словаре.

Если в воскресенье случится Владычний праздник, то поется степенна 4-го гласа: от юности моея.

65

Катавасия в течение года в воскресные и праздничные дни, исключая воскресных и праздничных дней во дни пения триоди постной и цветной положены по уставу следующие

а) с 1-го сент. по 21-е сентября до отдания

Воздвижения       Крест начертав..

б) с 2:-го сент. до 20 ноября            Отверзу уста

в) с 21-го ноября до 31-го дек, до отдания

Р Христова            Христос раждается...

г) с 1-го янв. до 14-го, до отдания Богоявления. Глубины открыл.

д) с 15-го января до отдания Сретения Сушу глубородительную.

(Впрочем в неделю мясопустную катавасия триоди).

е) от отдания Сретения до 1-го августа, исключая недельЧетыредесятницы и Пятидесятницы Отверзу уста...

ж) с 1-го августа до Преображения и в самый праздник            Крест начертав...

з) в попразднство Преображения до отдания его Лицы израильтестии...

и) с 14-го авг. до 23-го, до отдания Успения.. Преукрашенная божественною славою...

и) от 24-го авг. до 21-го сент             Крест начертав..

66

Припев: «Честнейшую Херувим» или просто «Честнейишя» в воскресные дни не поется 1) от субботы Лазаревой во всех неделях Пятидесятницы, кроме недель – св. отец и всех святых (в эти недели поется – Честнейшая), 2) в воскресные дни, когда в них случаются праздники: Воздвижение, Р. Христово, Богоявление и Преображение. Если же в воскресенье случатся праздники: Рождество Богородицы, Введение во храм, Обрезание Господне, Трех святителей, Сретение (если оно случится до субботы сырной), в Благовещение и Успение Богородицы, а также в отдания всех праздников, то поется Честнейшая; 3) не поется честнейшая также в день преполовения и в среду пред Вознесением, в день Обрезания Господня и Трех Святителей (30 янв), если эти два (последние) праздника случатся не в воскресенье. Вместо Честнейшия в те дни, в которые она не положена, поется ирмос 9-й песни праздничного канона с припевом – величанием, а иногда без припева – один ирмос Один ирмос поется во дни. а) от субботы Лазаревой до дня Пасхи, б) в недели Ваий, Ап. Фомы, мироносиц, расслабленного, самаряныни, слепого и Пятидесятницы, в Преполовение и отдание его, г) в Духов день, д) в отдание Пятидесятницы.

Ирмос с припевом поется: а) во всю пасхальную седмицу, б) в праздники. Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вознесение, Преображение, Воздвижение честного Креста, в) в великие Богородичны праздники, Обрезание Господне, в отдания Господних и Богородичных праздников, 26-годекабря, 1-го, 7-го, 30-го января, если эти праздники и отдания (кроме отдания Пятидесятницы) случатся в седмичные дни.

67

Свят Господь Бог не поется в воскресенья: 1) в Пасху и Пятидесятницу и 2) в праздники: Воздвижение, Рождество Христово, Богоявление и Преображение (если они случатся и в воскресные дни).


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle