Источник

II. Богослужение в Великий пост, или святую Четыредесятницу90

Богослужение в св. Четыредесятницу разделяется по своему чинопоследованию на четыре разряда: 1) Богослужение простодневное или будничное, 2) субботнее, 3) воскресное и 4) праздничное.

1. Простодневное или будничное Богослужение

§ 42. Общие и частные особенности сего Богослужения

Простодневное великопостное Богослужение главным образом направлено к тому, чтобы расположить нас к покаянию и сознанию своего недостоинства. Мысль эту Церковь выражает и во внешних обрядах Богослужения. Так, звон, созывающий христиан к Богослужениго, бывает редкий, унылый; священнослужители облачаются в черные или темные одежды; в храме не возжигается много светильников, и редко, и то на короткое время, отверзаются царские двери. Та же мысль о покаянии и нашей виновности пред Богом выражается и в службах церковных. Так Церковь не совершает полной литургии, как Богослужения торжественного (кроме суббот и воскресных дней); а вместо нея в среду и пяток совершается литургия преждеосвященная (без чтения евангелия), а в прочие будничные дни – только часы с вечернею. На всех службах употребляется молитва Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, с великими поклонами. Неизменяемая часть Богослужения совершается по часослову, псалтири и служебнику; а изменяемые части Богослужения по триоди постной и минее; впрочем, из минеи поются только на вечерни стихиры на Господи воззвах и на утрени – канон святому – поемые вместе со стихирами и трипеснцем триоди; тропари же читаются не из минеи, а из часослова, а именно: на вечерни – Богородице Дево, радуйся и пр., на повечерии в 1-й части «День пришед»; во 2-й части: «Помилуй нас, Господи», в 3-й ч.: «Господи сил»; в конце утрени по «Благо есть»: В храме стояще. Октоих же совсем оставляется91.

Полунощница

Полунощница совершается будничная, вседневная, и после молитвы: «Иже на всякое время» произносится молитва «Господи и Владыко живота»... с поклонами; после молитвы: «Владыко Боже Отче Вседержителю», прилагаются еще две: «Господи Вседержителю», и «Тя благословим, Вышний Боже», в которых молим Господа просветить нас и восставит от тяжкого сна лености к бодрственности и трезвенности; прочее как в часослове до конца. Оканчивается полунощница ектеньею: Помолимся о Благочестивейшем.

Утреня

Утреня бывает тоже повседневная, но с следующими особенностями: вместо «Бог Господь и явися нам» поется в прилучившийся рядовой глас октоиха 4-жды аллилуйя со стихами пророчества Исаии, вразумляющего и устрашающего беззаконных; вместо тропаря святому из минеи поются 3-жды троичны того же гласа (см. в конце триоди), с припевами после 1-го тропаря: в понед. Предстательствы бесплотных Твоих помилуй нас; во вторник: Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас; в среду и пяток: Силою креста Твоего сохрани нас, Господи; в четверток: Молитвами святых Апостолов Твоих и святителя Николая помилуй нас. После 2-го троична поются последние слова троична: молитвами святых Твоих помилуй нас; а после 3-го: молитвами Богородицы помилуй нас. После троичных вместо двух кафизм полагается читать три кафизмы. После кафизм малых ектений не бывает92; после 1-й кафизмы читаются седальны осмогласника по прилучившемуся гласу и по дню, в который совершается служба (см. в конце триоди); по 2-й и 3-й кафизме седальны триоди на ряду. Затем: псалом 50-й, молитва: «Спаси Боже люди Твоя» и каноны из минеи – рядового святого, и из триоди – трипеснец. Канон минеи святого и триреснец93. триоди стихословятся с песнями Св. Писания, послужившими основанием для составления песней (преимущественно ирмосов) в канонах94 и (во вторник) не опускается 2-я песнь обличительная; канон минеи поется на 6, когда в трипеснце триоди есть песни, соответствующая песням минеи; трипеснец же поется на 8. Если же песням канона минеи нет соответствующих песней в трипеснце триоди, то песнь минеи поется на 4, не считая ирмоса, ирмос же без стиха песни Свящ. Писания читается в начале песней: 1-й, 4-й, 5-й и 7-й, а песни 3-я и 6-я – покрываются ирмосом, и после него произносится малая ектенья; если же эти песни есть в трипеснце, то они покрываются ирмосом трипеснца 2-го канона, и после пения этого ирмоса – малая ектенья; пред 8-ю песнью: «хвалим, благословим», поется ирмос триоди; пред 9-ю песнью: Величит душа моя, ирмос триоди, Достойно есть и ектенья малая.

После канона поется светилен в рядовой глас, как и троичны гласа, 3-жды и с теми же припевами каждого дня; изменение бывает в 6-м гласе, в котором припевы поставлены не в конце, а в начале светильнов. Далее: читаются псалмы хвалитные: Хвалите Господа с небес... Воспойте Господеви и Хвалите Бога и святых Ею... Тебе слпва подобает... слава в вышних Богу, ектенья: исполним утреннюю... стихиры на стиховне в триоди. Благоесть 2-жды... Трисвятое... Пресвятая Троищ... Отче наш...и после возгласа, вместо тропаря святого из минеи читается тропарь: В храме стояще; вм. ектеньи: помилуй нас Боже произносится Господи помилуй 40 раз, слава и ныне, Честнейшую Херувим.. Сый благословен... Небесный Царю... и молитва: Господи и Владыко живота, с 16-ю поклонами. К утрени присоединяется 1-й час95.

Первый час

После молитвы «Господи и Владыко живота», произносимой в конце утрени, чтец читает: Приидите поклонимся и три обычные псалма часа; после псалмов (кроме понедельника и пятка) стихословится рядовая кафизма, а после нее поется тропарь часа: Заутра услыши глас мой – со стихами – и земными поклонами.

Далее: со слава и ныне – чтец читает: Что тя наречем.... и поет Стопы моя направи по словеси Твоему – избави мя от клеветы. . Лице твое просвети... Да исполнятся уста... Трисвятое, Пресв Троице, Отче наш... и Богородичен в часослове на ряду, в понед., вторн и четверток: „Пре-славную Божию Матерь», в среду и пяток. Скоро предвари..; в субботу: Яко начатки естества...

Господи помилуй 40... Иже на всякое время... Честнейшую Херувим... имеием Господним благослови отче.. Боже ущедри ны, и молитва: Господи и Владыко живота с 16-ю поклонами. После молитвы: трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш, Господи помилуй 12, молитва–Христе, свете истинный... слава тебгь Христе Боже... лик: слава и ныне Господи помилуй 3-жды, благослови – отпуст и многолетие.

Часы 3-й, 6-й, 9-й

Третий час

По «Благословен Бог» полное начало службы

По «Приидите поклонимся» три обычные псалма.

Рядовая кафизма, после которой поется тропарь часа: Господи, иже пресвятого твоею Духа – со стихами96.

Слава и ныне Богородичен: Богородице, ты ecu лоза истинная... Господь Бог Благословен...

Трисвятое... и по «Отче наш» тропари: Благословен ecu Христе Боже наш, слава: Скорое и известное дождь утешение; и ныне: Надеждо и предстательство.

Господи помилуй 40.

Иже на всякое время. Господи помилуй 3, слава и ныне: Честнейшую Херувим: именем Господним благослови отче. По возгласе священника – молитва: Господи и Владыко живота с 16-ю поклонами.

Молитва Владыко Боже отче Вседержителю.

Шестый час

Приидите поклонимся... и три обычные псалма.

Рядовая кафизма.

Тропарь часа: Иже в шестый день же и час со стихами97.

Слава и ныне: Яко не имамы дерзновения.

Тропарь пророчества... Слава, и ныне – повторяется тропарь.

Прокимен – и паримия, а после нея другой прокимен. Скоро да предварять ни щедроты

Трисвятое.. Пресв. Троице «Отче наш» тропари (в понед., вторн. и четв.): Спасение соделал еси… слава: Пречистому образу твоему, и ныне: Милосердия сущи источник.

В среду и пяток вм. милосердия суищ. – (Препрославлена ecu Богородице Дево).

Господи помилуй 40 и прочее, как на 3-м часе. После Господи и Владыко живота с 16-ю поклонами, молитва: Боже и Господи сил.

Девятый час

После молитвы на 6-м часе «Боже и Господи сил, приидите поклонимся и три обычные псалма.

Рядовая кафизма (но в пятницу кафизмы не полагается).

Тропарь часа (гл. 8-й): Иже в девятый час. .со стихами...98

Слава и ныне: Иже нас ради рождейся.. Не предаждь нас до конца...

Трисвятое, Пресв. Троице «Отче наш» и, по возгласе, тропари: Видя разбойник.. слава: Посреде двою разбойнику... и ныне: Агнца и пастыря..

Господи помилуй 40 и прочее, как на 3 м часе; но молитва: Господи и Владыко живота бывает только с 3-мя великими поклонами. По поклонах молитва: Владыко Господи.

К часам присоединяются: Последование изобразительных и Вечерн я.

В последовании изобразительных первые два псалма: «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе моя Господа», как торжественный песнопения, употребляемыя в праздничные дни вм. антифонов, опускаются; почему прямо после молитвы на 9-м часе «Владыко Господи» начинается пение блаженств: Во царствии твоем с припевом: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем. После пения блаженств читаются песнопения

Лик небесный.

Стих: приступите к нему и просветитеся.

Лик небесный поет тя...

Слава: Лик святых Ангел и Архангел...

И ныне: Верую во единого...

Ослаби остави..

Отче наш...

Кондак дня (в часослове на ряду) и храма, или сперва храма, если храм Христов, и дня и рядового святого.. Слава, Со святыми упокой...

И ныне – храма или Богородицы; если же храм не во имя Богородицы, то – Предетателство христиан непостыдное...

Господи помилуй 40, слава и ныне – Честнейшую Херувим... Боже ущедри ны – и молитва: Господи и Владыко живота с 16-ю поклонами.

Вечерня

Вечерня (в понед., вторн. и четверг, когда не бывает преждеосвящ. литургии) вместе с часами совершается в таком порядке:

После молитвы «Господи и Владыко живота», произносимой на конце изобразительных, произносится: приидите поклонимся... и читается псалом: Благослови душе моя Господа... иерей во время чтения читает обычные вечерния молитвы.

Ектенья великая.

Стихословие 18-й кафизмы: «Ко Господу внегда скорбети ми». Господи воззвах, – стихиры 3 из триоди и 3 из минеи. Слава и ныне Богородичен. (Входа не бывает).

Свете тихий... (читается).

Прокимен триоди.

Две паримии: одна из книги Бытия, прокимен триоди, другая паримия из книги притчей.

Сподоби Господи.

Ектенья: исполним вечернюю молитву.

Стихиры на стиховне (в триоди).

Ныне отпущаеши, трисвятое и, по возгласе, песнопения:

Богородице Дево радуйся, слава: Крестителю Христов, и ныне: Молите за ны.. Под Твое благоутробие...

Господи помилуй 40, слава и ныне: Честнейшую Херувим... Сый благословен... Небесный Царю... и молитва: Господи и владыко живота с 16-ю поклонами.

После молитвы: Трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, Господи помилуй 12, молитва: Всесвятая Троице... Буди имя благословенно... слава и ныне: псалом – Благословлю Господа на всякое время.. Достойно есть, слава и ныне – Господи помилуй 3 – благослови – и отпуст.

Повечерие

Повечерие в Великий пост (в понед., вторник, среду п четверток99 совершается великое и отдельно от вечерни. Оно состоит из 3-х частей. Каждая часть его начинается с «Придите поклонимся» и состоит из псалмов, тропарей, Трисвятого100 и оканчивается особою молитвою. В 1-й части читаются 6 псалмов (4-й, 6-й, 12-й, 24-й, 30-й и 90-й), С нами Бог, тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого... Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных... Трисвятое, тропари и Богородичен в часослове – по дню, и молитва: Господи, Господи избавлей нас. В первые четыре дня 1-й седмицы вначале этой части по благословении священника читается «Слава Тебе, Боже наш» Царю небесный трисвятое, Отче наш, приидите поклонимся, псалом: Боже в помощь мою вонми, и читается великий канон св. Андрея Критского:"Помощник и покровитель»... на котором после каждого тропаря возглашается: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»101. Во 2-й части повечерия, после «Приидите поклонимся», читаются два псалма: 5-й и 101-й, молитва Манассии: Господи Вседержителю... Боже отец наших, Трцсвятое, покаянные тропари, выражающие сознание нашей греховности и моление о помиловании «Помилуй нас, Господи».. «Господи помилуй нас» и молитва: «Владыко Боже, отче Вседержителю»... 3-я часть великого повечерия почти вся состоит из малого повечерия. В ней, после «приидите поклонимся» читаются два псалма: Боже в помощь мою вонми» Господи услыши молитву, Слава в вышних Богу, трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш и, по возгласе, вм. обычных тропарей малаго повечерия, поются умилительныя песнопения: «Господи сил с нами буди», со стихами 150 псалма – «Хвалите Бога во святых Его; а после этого пения «Господи помилуй» 40 «Иже на всякое время» и произносится молитва: «Господи и Владыко живота».., с 16-ю поклонами. Далее: трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш, Господи помилуй 12-ть и молитва: Нескверная неблазная... И. даждь нам Владыко. Оканчивается повечерие не обычным отпустом, а особою молитвою: «Владыко многомилостиво».., во время чтения которой присутствующее в церкви, для выражения полного примирения с ближними и своего глубокого. смирения пред Богом, преклоняются долу.

§ 43. Чин литургии Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров есть такое священно-действие, в котором не бывает ни проскомидии, ни освящения Св. Даров; но Св. Дары для причащения предлагаются уже освященные прежде – на литургии Василия Великого или Златоустого.

Преждеосвященную литургию положено совершать по Уставу в среды и пятки Великего поста, в четверток 5-й недели и в три первые дня страстной седмицы; но дозволяется совершать и в другие дни, кроме субботы и воскресенья, смотря по нуждам, напр., по случаю храмового праздника.

Литургия Преждеосвященных Даров предначинается вечернею и состоит из тех молитв и песнопений полной литургии, которые не относятся к освящению Св. Даров, но относятся к приготовлению верующих к причащению и благодарению за причащение. По составу своему она разделяется на литургию оглашенных и литургию верных. Совершается она так:

Во время пения на часах: Во Царствии Твоем, иерей читает пред царскими дверями входное, на котором, впрочем, не полагается молитвы: «Господи ниспосли».., потом идет в алтарь и облачается102. После последнего на часах произнесения молитвы: «Господи и Владыко живота».., с 16-ю поклонами, читается трисвятое, Пресв. Троице», Отче наш, Господи помилуй 12, молитва «Всесвятая Троице», а после нея – Премудрость, достойно есть и отпуст малый. После сего иерей трижды покланяется пред престолом и начинает вечерню возгласом литургии. Благословенно царство Отца, и Сына, и Святого Духа... Лик: аминь, а чтец: Приидите поклонимся... и читает вечерний псалом: Благослови душе..; иерей читает в это время пред царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й, потому что первые три вычитываются на славах кафизмы. После псалма – ектенья великая. Стихословится 18-я кафизма (кроме 5-й недели), и после каждой славы ее или антифона, бывает ектенья малая. «Господи воззвах» поется во глас триоди первых стихир. Стихир на «Господи воззвах» 10-ть: триоди 6 и минеи 4, слава и ныне Богородичен минеи.

В пяток на 1-й неделе поста: самогласен 2-жды, мученичны октоиха прилучившагося гласа 4, св. Феодору 4, слава святому, и ныне Богородичен – догматик рядового гласа.

Вход с кадилом, а если предположено по уставу читать Евангелие, то с Евангелием. Свете тихий. Прокимен, в триоди показанный, – и паримия из книги Бытия, – второй прокимен, после которого диакон возглашает: Повелите. Священник, взяв обеими руками кадило и свещник с зажженною свечою, возглашает, стоя пред престолом: Премудрость, прости! возбуждая тем молящихся к особенному вниманию и благоговению – а потом, обратясь к народу, произносит: Свете Христов просвещает всех. Молящиеся падают при сем ниц на землю. Возглас этот указывает на свет ветхозаветных чтений, которыми были просвещаемы и приготовляемы; ветхозаветные праотцы к принятию Спасителя мира, и напоминает верующим, что они скоро поклонятся Ему, Свету истинному, в Преждеосвященных Дарах. Свеча, которую священник держит при сем возгласе, напоминает древний обычай, по которому готовящиеся во дни поста к св. крещению пред выходом из храма осенялись зажженною свечою. После возгласа: «свет Христов» чтец читает паримию из книги Притчей. По окончании ее иерей говорить: мир ти, а диакон "премудрость». И начинается пение: Да исправится молитва моя... со стихами: Господи, воззвах к тебе, услыши мя Господи, внегда возвати ми к тебе. Положи Господи хранение (охрану) устом моим и дверь ограждения о устнах моих (и огради двери уст моих). Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех (выдумывать извинения во грехах). Во время пения «Да исправится» присутствующее в храме молятся с коленопреклонением, а священник стоит пред престолом и кадит; при последнем же пении «Да исправится» и он преклоняет колена. После пения «Да исправится» полагается 3 великих поклона, – чем и заканчивается вечерня. Если читается (напр. по случаю праздников) Апостол и Евангелие, то после «Да исправится» диакон говорит: Вонмем; иерей: мира всем, диакон: премудрость, чтец, прокимен; диакон: Вонмем; чтец читает Апостол. После Апостола, аллилуия и чтение Евангелия с обычными возгласами и пением слава Тебе Господи. Далее следуют молитвословия и священнодействия из литургии, а именно: произносятся обычные ектеньи: сугубая – Рцем ecu и ектеньи об оглащенных и верных. (От среды же 4-й седмицы поста прилагается особая ектенья о готовящихся к просвещению). Совершается великий вход, во время которого Святые Дары переносятся с жертвенника чрез северные и царские двери на престол. Певцы вместо «Иже Херувимы» поют: Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится (с торжеством переносится, см. в песни «Иже Херувимы»); верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем, аллилуйя 3-жды. Песнь эта прямо указывает на жертву, уже совершенную, следов. более прилична к освященным Дарам, нежели песнь «Иже Херувимы». Во время входа священник не поминает Царствующих) Дома; потому что это уже совершалось на той литургии, на которой освящались Св. Дары. Во время перенесения Св. Даров верующие преклоняются долу, выражая тем благоговение Царю славы, шествующему в Св. Тайнах.

По великом входе царские двери затворяются и закрываются завесою и полагаются 3 поклона великие.

Последняя часть литургии – литургия верных сокращается; ибо освящения Св. Даров не бывает; читается и поется только то, что относится к готовящимся к Св. причащению; потому тотчас, по перенесении Св. Даров на престол, в ектеньи: исполним вечернюю молитву нашу, мы молимся пред Св. Дарами, как пред совершенною и освященною жертвою, «да приимете ее Господь Бог в пренебесный Свой жертвенник, в воню благоухания духовного». Священник же в это время молится о достойном причащении Св. Таин. Моление оканчивается молитвою: «Отче наш». Далее – после возгласа «вонг-мем!» священник, прикасаясь рукою к Св. Агнцу, произносит: »Преждеосвященная святая святым!» лик: «Един свят, един Господь»... Священник причащается Св. Таин. Лик в это время поет причастен: Вкусите и видите яко благ Господь"...

Следующие затем молитвословия остаются те же, что и на полной литургии, с следующими особенностями, более идущими ко времени поста; напр. по возглагаении: Со страхом Божиим вм. «Благословен грядый во имя Господне» поется: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь, аллилуия 3-жды; на возглас иерея: Всегда, ныне и присно... Лик поет: Аминь. Да исполнятся уста... Диакон: Прости приимше... вм. заамвонной молитвы: Благославляяй благославящия Тя, Господи»... читается другая: «Владыко Вседержителю»... в которой священник просит Господа сподобить нас подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити... и неосужденно поклонитися святому воскресению Христову.

§ 44. Особенности Богослужеиия в четверток 5-й недели

Особенности в будничном Богослужении бывают только в четверток 5-й недели В. поста. В сей день103 совершается так называемое стояние. Сим названием означается утреннее Богослужение, на котором прочитывается сполна весь великий канон св. Андрея Критского: «Помощник и покровитель» и канон в честь св. Марии Египетской. После обычного начала, на утрени прочитываются два псалма (14, 20) и обычные тропари, ектенья краткая, «Помилуй нас Боже», шестопсалмие, великая ектенья, аллилуйя, троичны гласа, кафизма 8-я одна, седален октоиха с Богородичным, псалом 50-й и начинается чтение великого канона с каноном в честь Марии Египетской. После канона утреня оканчивается обычно по будничному чину постному. В этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров.

* * *

90

Великий пост состоит собственно из четыредесятницы, т-е 40 дней поста, установленного в память 40-дневного пощения Господа в пустыне, и Страстной седмипы – в память последних дней Его жизни.

91

По 1-м стихословии на утрени читаются седальны осмогласника; но и они помещаются в коице триоди постной, и с изменением порядка их, в каком они стоят в октоихе, н даже заменою некоторых слов другими.

92

В типиконе (понед. в 1-ю неделю Четыредееятницы) пишется: «по кафизмах ектеньи не глаголются во всю Четыредесятницу, кроме суббот и недель.

93

В седмичные дни бывают трипеснцы, а в субботы – четверопеснцы. В каждый трипеснец входят непременно песни 8-я и 9-я и одна из первых 5-ти по порядку, именно: в понедельник 1-я, 8-я, и 9-я; во втор­ник 2-я, 8-я н 9-я; в среду 3-я, 8-я и 9-я; четв. 4-я, 8-я и 9-я; пяток 5-я, 8-я и 9-я. В четверопеснцы входят песни 6-я, 7 я, 8-я и 9-я.

94

Таких песней десять первая песнь Моисея Поилѣ Господеви, воспевает переход израильтян чрез Чермное море.

Вторая песнь обличительная песнь Моисея народу израильскому: Вонми небо.

Третия песнь Анны, матери Самуила: Утвердися сердце те е Господе, которую она воспела после разрешения неплодства своего.

Четвертая песнь пророка Аввакума, со страхом провидевшего таинство пришествия Сына Божия на землю: Господи, услышах слух твой и убояхся.

95

Порядок службы изучается по Богослужебным книгам в классе под руководством преподавателя. При этом очень полезно разделять учеников на группы, и каждую группу снабдить потребными книгаит, по коим ученики и будут следить за порядком службы и повторять несколько раз по числу групп. После этих классных упражнений они легко могут отправлять службы и в храме Божием. В настоящем издании книги порядок служб подробно изложен, так что она одна может служить руководством для учеников.

96

Тропарь 3-го гласа: Господи иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом твоим ниспославый, Того, Благий, не от ими от нас, но обнови нас молящихтися.

97

Тропарь 6-го часа: Иже в шестый день же и час на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописаниѳ раздери, Христе Боже, и спаси нас.

98

Тропарь 9-го часа: Еже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивши, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси иас.

99

В пяток тоже полагается великое повечерие, но по 1-м и 2-м трисвятом положены–тропарь и кондак святому, и Господи сил. . не поется.

100

Отчего в уставе встречаются выражения: по 1-м трисвятом, по 2-м трисвятом.

101

Это чтение канона на повечерии называется ефимонами от греч Εφυμνέομαι буквально эн славлю с припевом. Производит же ефимоны от μεθ т.-е. от чтения на повечерии: с нами Бог! неправильно и не верно. Во весь Великий пост поется повечерие с песнью: с нами Бог, и на праздники Р X. и Крещения; однако это повечерие никем никогда не называлось ефимонами.

102

При облачении в священных одежды иерей творит крест над каждою из них, целует ее и говорит только: «Господу помолимся». При поставлении над Св. Дарами звездицы и покрытии их покровами священник говорит только: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».

103

На вечерни к этому дню – в среду – на Господи возвах, кроме стихир триоди на 6, поются еще 24 стихиры из великого канона. Стихи к 22-м стихирам берутся из псалмов 140, 148 и 142 от стиха: падут во мрежу свою, а когда пропоются все стихи псалмов; тогда к прочим стихирам припевают слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle