святитель Прокл, патриарх Константинопольский

Слово о предании божественной литургии

Многие и другие из преемников святых апостолов божественные пастыри и учители Церкви, оставив письменное изложение таинственной литургии, предали Церкви. Из них первые и славнейшие суть: блаженный Климент, ученик и преемник верховного из апостолов, (как) предали ему святые апостолы, и божественный Иаков, получивший по жребию Церковь Иерусалимскую и первый ея епископ, поставленный первым и великим Архиереем Христом Богом нашим. А после того великий Василий, замечая леность и небрежность людей, тяготившихся поэтому продолжительностию литургии, сам не считая ея содержащею что-нибудь излишнее и длинною, но желая пресечь небрежность молящихся и слушающих от большой продолжительности употреблявшегося на нее времени, предал произносить ее более кратким образом. После вознесения Спасителя нашего на небеса апостолы, прежде разсеяния по всей вселенной, собираясь вместе, проводили целые дни в молитвах, и находя в таинственном священнодействии тела Господня утешение, пели его весьма пространно; ибо это и вместе поучение они предпочитали всему. С особенным же удовольствием и величайшею радостию они прилежали к этому божественному священнодействию, всегда памятуя слова Господни: сие есть тело Мое; и: сие творите в Мое воспоминание; и: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Посему они и пели с сокрушенным духом много молитв, умилостивляя Бога; кроме того и новопросвещенных из иудеев и язычников, приучая к делам благодати и научая оставить дела до-благодатные, которые суть тень благодати, они благочестиво руководили. Так посредством этих молитв они ожидали наития Святого Духа, чтобы Он Своим божественным присутствием явил и показал предлежащий в священнодействии хлеб и вино, смешанное с водою, самым телом и кровию Спасителя нашего Иисуса Христа, что одинаково бывает и до ныне и будет до кончины века. Но в последствии люди, утратившие крепость и теплоту веры и предавшиеся делам и заботам мирским, тяготясь, как я выше сказал, продолжительностию литургии, едва приходили к божественному слушанию слов Господних. Посему божественный Василий и преподает ее сокращеннее, употребляя какбы врачебное средство. А спустя немного времени златословесный отец наш Иоанн, как пастырь ревностно заботящийся о спасении овец и обращающий внимание на леность человеческой природы, захотел исторгнуть с корнем всякий сатанинский предлог; почему и исключил многое и учредил, чтобы она совершалась сокращеннее, дабы люди, особенно любящие некоторую свободу и праздность, быв прельщаемы кознями врага, мало по малу не отстали от этого апостольского и божественного предания, как многие часто во многих местах и оказывались поступающими так до настоящего дня.


Источник: Patrol. Curs. Compl. Graec. Edit. Migne. T. LXV. 1858 p. 849 и 850. Святого Прокла, патриарха Константинопольского, Слово о предании божественной литургии. // Собрание древних Литургий Восточных и Западных в переводе на русский язык, составленное редакциею «Христианского Чтения», издаваемого при С.-Петербургской Духовной Академии. Выпуск второй. — СПб.: Печатано в типографии А. И. Поновицкого и К°, 1875. — С. 235-238.

Комментарии для сайта Cackle