Азбука веры Православная библиотека преподобный Роман Сладкопевец В Неделю третью Пасхи кондак на Воскресение Господа и о десяти драхмах



преподобный Роман Сладкопевец

В Неделю третью Пасхи кондак на Воскресение Господа и о десяти драхмах

Прои́мион

Спогребшись со Христом Крещением

И совоскреснув с Ним, поя, воскликнем:

Где твоя, смерть, победа? Где твое, ад, жало?

Ибо воскрес Господь,

Жизнь и Воскресение.

1

Услышав притчу Христа из Евангелия, о которой Лука повествует,

Не будем считать ее чем-то незначащим, но с верою исследуем,

Кто эта женщина и что суть драхмы,

И что есть та драхма, которую она потеряла

И прилежно ищет, зажегши в светильнике свет

И подметя весь свой дом. Найдя же ее, созывает соседок:

«Придите, со мною порадуйтесь, я нашла то, что потеряла».

Ныне же мы помолимся Христу, глаголя:

«Господи, Ты освети наши души, ибо Ты – Свет,

Жизнь и Воскресение».

2

Число драхм всем известно: ведь их всего десять,

Их приобрел Господь, всё сотворивший премудростию.

Женщина означает, сказал Он, добродетель и мудрость Создателя,

Которая есть Христос, Божия Мудрость и Сила,

Десять же драхм суть Начала, Власти и Силы,

Престолы, Господства, Ангелы и Архангелы,

Херувимы и Серафимы и первозданный,

Которого потеряла, и взыскала, и падшего обрела,

Жизнь и Воскресение.

3

Побежденный любовию, пришел в мир найти

Сбившееся с пути Свое создание,

Безначальный и Неизреченный Сын Божий и Бог наш,

Божественно и мудро, как Бог, Он взыскует его,

И воплощается от утробы, которую соделал пречистой и освятил,

И носит плоть, как светильник света,

Огнем и елеем Божества всех озаряя:

Как обыкновенно огонь и глина образуют светильник,

Так воссиял в Воплощении Божеством Светильника свет – Христос,

Жизнь и Воскресение.

4

Тогда взошел Он на Крест, как на подсвечник светильник,

И увидел оттуда сидящего во тьме и во мраке первозданного Адама,

И тщится к нему во плоти, Нераздельный,

Не отделившийся от Отеческих недр и наполняющий всё сущее.

Вместе с Собой Он взял уксус и желчь, гвозди и копие,

Чтобы копием и гвоздями поразить тотчас смерть

И принести с желчью горечь

Встретившему Его несправедливому аду,

Уязвленному уксусом,

Который пил Он,

Жизнь и Воскресение.

5

Когда после распятия приблизился и сошел Царь во ад,

Воссиял во тьме Его свет и осветил преисподнюю:

Тьма же объять Христа была совершенно бессильна.

Действительно, как и Иона, был Он в недрах могилы,

Сойдя во гроб, как изволил, во гробе же не усыпая,

Ибо не отделялось Божество от Человеческой природы.

Видя страшное чудо Его, ад возопил:

«Ступай сюда, смерть, да увидим, какой излучает свет

Жизнь и Воскресение.

6

Скорее, дерзаем,-сказал он, – ибо принесено во гроб тело Человека:

Пришедшего будем стеречь под замками и предадим тлению».

И тотчас, сказав сие, скоро бежит и удерживает Плоть.

Но Иисус Христос как бы от некоего сна восстает,

Связывает же крепко ад и низвергает

И возглашает сущим во аде:

«Все восстаньте и ад ниспровергните!

Иди, Адам, с Евой ныне ко Мне: не устрашайтесь,

Как повинные, отвечать за долги – за всё воздал Я,

Жизнь и Воскресение.

7

Но поражайте, смертные, ад в лицо дерзновенно и, выю его попирая ногами,

Идите, восклицая: «Ниспровержены ад и смерть!»

Ради вас Я пришел, ибо Я – всех Воскресение и Жизнь,

И все вы с радостью ныне воспойте песни и псалмы:

«Где победа твоя, о ад бесчестный?

Где твое жало, смерть?

Вы лежите бессильные. Смерть, ты предана смерти.

Ад и ты связаны крепко.

Вы, царствовавшие, стали рабами, видя, что явилась

Жизнь и Воскресение».

8

Здесь ад-ненавистник со смертью, поверженный с ней и лежащий,

Возопил своим стражам как повелитель:

«Привратники, бегите сейчас, видя какую обиду я претерпеваю.

Ступайте, скорее закройте врата медные и охраняйте,

Задвиньте засовы железные во вратах

И никому не давайте из тех,

Кого Он воскресил, выйти из гроба,

Ибо я хочу ныне судиться с Ним, напавшим на меня,

Крепитесь и держите зовущих: «Пришла

Жизнь и Воскресение!»

9

Какой несправедливости я подвергаюсь, царствующий над людьми!

Скажи мне, о Человек, Кто Ты, как Ты сюда явился?

Что Ты – Человек, сие очевидно, ибо я вижу тело человека.

Но ведь моей собственностью является каждый

От рода Адама происходящий.

Что же Ты терзаешь меня, Один из всех, как пришедший ради всех?

Всякий ведь человек мне подвластен,

Великое или малое время он проживет на земле.

Как же Ты превзошел человека и стал избавлением людей,

Жизнь и Воскресение?

10

Итак, буду говорить пред Тобою в мое оправдание,

Как претерпевший несправедливость, ибо вижу Сына Человеческого:

Но Ты совершил дела Бога, не человека, видимый всеми как человек:..

Вижу Твою рану в боку и следы пригвождения,

Но ведаю и крепость Твою и блистающий Твой неприступный свет.

Если Ты – только лишь человек, Ты – несомненно, во власти смерти и ада.

Если же, видимым образам став человеком,

Ты умонепостижимо – Бог,

Разъясни мне тогда, чтобы мы узнали,

Как Ты, имеющий вид человека, Собой даровал

Жизнь и Воскресение».

11

Когда же Христос все эти стенания ада услышал, сказал ему тотчас:

«Я принимаю суд, ибо ни в чем не хочу допустить несправедливости,

Хотя ты и несправедлив, хотя ты и бесстыден, и достоин осуждения,

Но Я, как видишь, стал Человеком Безгрешным,

Ведь Я – Бог Слово, и Создатель всего, и Бог Вседержитель.

Поскольку же Я Бог, то, как Владыка, Я неподсуден,

Но, как Адам, Я защищаю Себя пред тобой,

Им Я стал по рождении,

И одержу над тобой победу и изгоню тебя из царства,

Которым ты владеешь,

Я-Жизнь и Воскресение,

12

Всю благодать нетленной жизни имел Адам, от которой отпал в начале.

Но жизнь пресущественную Я являю Собой, всё сотворивший.

Ты же, ад, прежде не существовал, не имеет сущности смерть:

Страсть позорного греха ее и тебя породила.

Вот почему Адам, коварством прелести

Порабощенный греху,

Стал подвластным тебе и пленником твоим и горькой смерти.

И посему вы не имеете сущности

И сами легко уловимы, как же удержите вы

Жизнь и Воскресение?

13

В безумии ты превознесся, сущих от Адама, как причастников греха,

Ты держишь в заключении, как обязанных заплатить отеческий долг.

И повинен был пред тобой всякий, от Адама рождаемый в грехах,

Рожденный от тления, от сожития с мужем и от соития.

Я же от всего этого свободен:

От греха и естественного зачатия.

Хотя Я и стал Человеком, как восхотел,

Но родился от Безгрешной и Девственной утробы

И Кровь Мою Родителю отдал за всех,

Жизнь и Воскресение.

14

Испытай Меня, это легко, и убедись, что ты

Не найдешь во Мне несправедливого слова и дела,

Ибо делом Я не согрешил и лести не произносил устами Моими.

Ведь поэтому Я сказал: Кто из вас обличит Меня во грехе?

Среди всех мертвых Я ныне явился свободным

И чуждым всех плотских грехов.

Как же дерзаешь ты, ад,

Безгрешного удержать, как повинного?

Всего Меня ты испытай строго: Я хочу, чтобы ты знал истину,

Что теперь по праву распоряжаюсь всем твоим Я,

Жизнь и Воскресение.

15

Бесстыдно ты негодуешь, но суд справедлив, и вы извержены будете вон.

Вы, властители неправды и тьмы, поправшие правду.

Если же и во Мне ты найдешь хотя бы некую тень греха,

Употреби тогда против Меня все свои оправдания, несправедливый.

Если же не найдешь ничего, отдай тотчас

Удерживаемый тобою обвинительный акт, которым ты обвиняешь Меня,

Ибо, основываясь на нем, ты проявил себя дерзким по отношению к Безгрешному Христу,

И приготовься отдать тех,

Ради кого Я пришел и кого воскресил Я,

Жизнь и Воскресение.

16

Только не останься в неведении о том, что тебе придется претерпеть

Ибо ты не только отдашь тех, которых ты взял и Я воскресил, тех,

Кого Я беру с собой, уходя,

Но и тех, которые в последующем,

Если будут посылаться тебе, воскреснут,

Когда Я всех воскрешу гласом трубы,

Потому что ты дерзнул взять безгрешного Сына Царя».

Когда же Он молвил это, ад был потрясен:

Привратники бежали, бросив ключи,

Видя, как все их затворы сокрушил и разрушил Христос,

Жизнь и Воскресение.

17

Внезапно тела умерших восстали одушевленными

И ниспровергли ад, восклицая:

«О бесчестный, где твоя победа, где твое жало, о смерть?»

Ибо мгновенно отверзлись сами собой гробницы,

Мертвые же все вышли из них и ликовали.

Ангел же, сойдя с Небес, отодвигает камень от гроба Спасителя.

«Владыко Господи, Ты, отверзший гробы

Одним Твоим мановением, не нуждаясь ни в ком,

Как возымел Ты нужду в отнявшем от твоего гроба лежащий камень, Ты –

Жизнь и Воскресение?»

18

«Ныне, чтобы никто не заблуждался,

Я скажу и разъясню то, о чем вы Меня спрашиваете:

Камень Мне для исхода вовсе не был препятствием,

Потому что Мне, как Богу, всё подвластно и служит.

Если Я и стал плотию, Я – всех Творец и Господь,

Но прежде мановением Моим море становилось как твердь,

Иордан же Я повернул вспять,

Потоки воды в пустыне Я извел людям из скалы.

Солнце померкло, когда распяли Меня,

Жизнь и Воскресение.

19

Единым мановением и теперь все гробы отверзший и мертвых освободивший,

Я нисколько не нуждался в Ангеле, отнявшем камень.

Но познайте ныне Мою вящую мудрость,

Ибо Я сделал символом и знамением людям Сего камня от гроба отъятие,

Ибо в тот самый час врата ада расторглись изнутри,

Не отвечая больше тому, чему они служили в могилах,

Поэтому и явился в сияющей одежде Ангел и воспел

Мне победную песнь, возвещая, что восторжествовала

Жизнь и Воскресение».

20

За всё это, Избавитель, что мы имеем воздать,

Если только не славословие?

Поэтому прославляющих Твой Крест, Твое погребение и Воскресение,

Как Бог, пощади, Христе! Дай же нам прощение согрешений

И удостой нас, когда всемирное настанет Воскресение,

Лицо Твое явно увидеть

И услышать со святыми Твоими Твой глас:

«Придите, наследуйте с радостью Царство Мое».

Дай же умиление душам нашим, Многомилостиве, да Тебя прославим,

Жизнь и Воскресение.


Источник: Журнал Московской Патриархии. 1984. №5. С. 75-78. Перевод игум. Платона, доцента МДА

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс