Азбука веры Православная библиотека священник Савва Богданович Беседа со штундистом о том, что православным христианам должно остерегаться тех, которые не следуют учению Христа и не повинуются святой Церкви

Беседа миссионера со штундистом о том, что православным христианам должно остерегаться тех, которые не следуют учению Христову и не повинуются Святой Церкви

Источник

Штундист. Что вы, священники, всегда так недовольны и гневаетесь, когда кто-нибудь из ваших пасомых заводит с нами дружбу или близкое знакомство? Ведь ничего худшего мы своей дружбой не дадим вашим православным, напротив, можем научить их лучшему – трезвости, серьезности, грамотности и многому кое-чему порядочному, о чем и не ведают даже православные, пребывающие во тьме греховной во тьме безграмотности.

Миссионер. Когда вас штундистов не было совершенно на свете, от того православным не было великого да и никакого горя, не будет и теперь, если не станете им чем бы то ни было услуживать. И без вас Православие во всем свете славилось добродетелями: трезвостью, серьезностью, грамотностью и многими другими добродетелями получше, чем какими обладаете вы, восприняв все от наших школ, от науки наших пастырей Церкви и, перевернув их все на свой неграмотный, небывалый, чахлый и тощий лад. Наша грамотность святая, возьмите её и посмотрите: вот творения святых отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского и др. Читайте их, они достойны внимания и любви всего христианствующего мира. Или вот сочинения мудрых и благочестивых святителей Русской Православной Церкви: Феофана Затворника, Филарета Московского, Никанора Одесского, Амвросия Харьковского и многое, многое другое. Они тоже известны всему христианскому миру и пользуются всеобщей их любовью и уважением. А вы знаете ли все это, хотя по именам и названиям? Наверно вы их и не видали даже, а не то, что не читали этой святой и премудрой грамоты. Что есть у вас подобного сему? Скажите. Ничего. Да и грамоте то вы научились у нас и научились по нашим книгам, да по Священному Писанию, которое не мы у вас, а вы у нас восприняли готовое. Жаль, что вы только причиняете и устрояете нашим пастырям те же скорби и печали, какие давно уже они терпели за Писания Святые. От еретиков разных и сектантов они терпели не только поношения и заушения, но и самую смерть. Тогда как еретики хотели извратить все книги Священного Писания на свой лад, хотели в число книг Божественного Откровения внести и сочинения своего человеческого ума, чтобы выдать их за Божественные, ценой жизни, ценой крови и костей своих они отстояли и целость, и чистоту Священных Божьих Писаний. Не то же ли и теперь творится среди врагов Божьих? Одни извращают совершенно Писания своими лжеумствованиями, другие, как например, неверный граф Л. Н. Толстой, и пишут свои Евангелия. Не будь бдительного ока и ума теперешних пастырей Церкви, что такие неверные и враги Христовы сделали бы с Писанием и Евангелием Христа? Еще и хвалитесь своей грамотностью , еще и желаете, чтобы дети наши духовные учились у вас. Чему им у вас учиться, разве учиться, чтобы и они стали подобными вам? У нас не только воздержники от пьянства, но и величайшие подвижники – постники, не только вина не пьющие, но и хлеба редко и малоедущие, у нас светила благочестия и их так много на небеси и на земли во всей

Православной Церкви, как много звезд на своде небесном. Есть нашим духовным чадам у кого учиться. Знают они это, знают и пословицу: «скажи мне, с кем ты знаком, скажу тебе, кто ты таков». Не хотят они быть подобными вам, а потому не желают и близости вашей. Ни один читал увещание апостола Христова Иоанна, его приказание, чтобы с подобными вам не встречаться, не приветствовать их в пути, не принимать в дом, дабы не разделять их верований, или не сочувствовать им (2Ин.1:9–11), дабы не навлечь на себя осуждения Божья (Иак.3:1), не ставить в опасность свою веру и тем не лишиться Духа Божья (Иуд.1:19). Какие такие есть у вас другие добродетели, о которых православный мир или и не православные не ведали бы? Жизнь вся ваша, пред нами и в ней мы не видим никаких светил праведности, а тьмы греховной вы не избежали, потому что весь мир во зле лежит, и все мы во грехах зачинаемся, и во грехах рождаемся и живем с ними. Разница же тут между нами и вами та, что у нас есть все те средства, которые сильны побороть в нас грех и даже изгладить его в нашей душе совершенно, тогда как у вас их совершенно нет, и вы поистине оказываетесь в несчастном очень положении.

Штундист. Почему в несчастном, если мы веруем во Христа, каемся перед Ним и чаем и надеемся получить Его милость и прощение?

Миссионер. Все это было бы хорошо, если бы вы были в Церкви, а вне её эти добродетели и стремления души вашей не имеют никакой цены у Бога и ничего утешительного не дают душе вашей и не очищают ее от скверн греховных. Спасение дается Богом только в Церкви Христовой, очищение получается только через смытие Кровью Его (1Ин.1:7), жертвой Его, нахождением нашим в теснейшем союзе нашем с Ним, когда мы в Теле Его, когда мы члены тела Его.

Штундист. А разве мы не в союзе с Ним? Раньше вы сказали, что мы враги Его, какие мы враги Его?

Миссионер. Увы...вы страшные враги Его, – подобны, даже те самые, что второй раз

распинаете Его (Евр.6:6).

Штундист. Как это так? поясните.

Миссионер. А вот как. Вы враги Господа Иисуса Христа потому, что вы отвергаетесь Его.

Штундист. Как отвергаемся Его, если мы оставили всякую скверну, чтобы быть угодными Христу, чтобы быть с Ним?

Миссионер. Отцеживаете комара, а что проглатываете, что теряете? Вы потому отвергаетесь Христа, что отвергаетесь Церкви Его, которая по учению Апостолов, есть тело Его (Еф.1:22–28). Как вы можете быть милы, угодны или близки Христу, когда вы отпадаете от Него, как гнилой член от тела? Или отпадаете от Него, от Лозы, как сухая ветка: какая жизнь может быть в вас и куда вы годны в своем отпадении (Ин.15:6)? Вы отвергаетесь Христа, а потому, и враги Ему, ибо не слушаетесь данных Им пастырей и учителей (Еф.4:11), о которых Он говорит в Евангелии: «слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается» (Лк.10:16). Вы отвергаетесь Иисуса Христа потому, что отвергаетесь таинственного общения с Ним в Таинстве Св. Евхаристии и в своем нечестии некоторые из вас доходят до того, что страшно ругают Его.... страшно и сказать: пречистые Тело и Кровь Его называют скверной, а все вы называете Крест, который есть сила Божья и Божья премудрость нам во спасение (1Кор.1:18), шибеницей, виселицей; иконы Спасителя зовете идолами, Матерь Его Пречистую, Ангелов Его и всех святых угодников Его, храм имени Его – все то, что украшено Святым именем Его, все то, что весьма дорого и любезно сердцу Его, вы страшно бесчестите, поносите и порицаете. Какие же вы, после этого, близкие или милые друзья Ему, если это положительно творить будет первый враг Его – антихрист (Откр.13:6), который явится при конце мира и которого Христос убьет духом уст Своих? Что вы хотите, чтобы мы, отцы духовные, сдруживали своих чад с вами, чтобы и они были достойны такой же участи и такого гнева Христа? Никакой добрый и совестный человек никому не хочет никакого зла, а тем более отец своим чадам и притом – вечной погибели.

Штундист. Какой погибели?

Миссионер. А той, о которой возвестил Сам Христос таковым сказав: Кто исповест Мя пред человеки, исповем Его и Аз пред Отцем Небесным, а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32–33). Кто не со Мною, тот против Меня (Мф.12:30). Такие по справедливости в нынешнее время называются устами св. апостола Павла врагами креста Христова (Флп.3:18), а в день суда Христова будут названы проклятыми и будут удалены на вечные веки от глаз Его (Мф.25:11–12:41), и достойно, так как попрали и в ничто поставили все поты и труды Христовы на земле, претерпенные и принесенные за наше спасение, старались с остервенением разрушить поставленный Богом жертвенник и в ничто обратить и Самую Жертву Страдальца Христа (Евр.10:29). Неужели может быть другое какое-либо равное пред Богом, а не только большее сему, преступление? Подумайте же, какое таким должно быть и наказание, если за попрание закона Моисеева определил Бог побиение камнями, то за попрание Сына Его, что должно определить Его правосудие (Евр.10:29)?

Ревнуя о вере и добродетели своих и чад своих духовных, мы, пастыри и отцы духовные, стараемся и будем стараться, чтобы они неуклонно пребывали в недрах Православной Христовой Церкви, которую Господь основал для нашего спасения, а Апостол именует ее столпом и утверждением спасительной истины (1Тим.3:15); стараемся и будем стараться, чтобы они, пребывая в Церкви Христовой, охотно и беспрекословно повиновались Пастырям и учителям, которых Сам Господь Бог дал ей, да не бывают они к тому младенцы, увлекаемые всяким ветром учения во лжи человеческой: тии бо бдят – усердно пекутся о душах их (Еф.4:11,14; Евр.13:17).

Не допускаем их и не будем допускать до жалкой участи, чтобы они такими разными учениями бесовскими (1Тим.4:1–2) не увлекались и не ослепляли ума своего и не ожесточали сердца своего против Бога, Источника всех благ, и не воспринимали того, что не благо, а воистинну то, что может привести их к вечной погибели. А делать это и бдеть за этим мы должны, как потому, что мы их духовные отцы и пастыри, так и потому, что – «не во всех же разум», а во всех есть тягчайший враг, который хитрее и лютее всех зверей земных (1Пет.5:8), и жаднее всего хочет того, чтобы погубить нас. Учим их теперь усердно, чтобы они, когда Господь будет воздавать всем по делам их (Мф.24 глава), не стали вместе с явными врагами Христа – Иудеями, язычниками и другими неверующими в Него, т. е. не признающими Его Своим Господом Спасителем, чтобы не стали и с врагами Его тайными, которые только устами чтили Бога, а сердце их далеко отстояло от Него (Мф.15:8–9), которые во всю жизнь языком исповедывали Его своим Господом, а делами отрекались от Него (Ис.29:13), которые не имели искренней веры в Него, и любви в Нему, а посему мало думали о Нем и не старались благоугождать Ему, не знали Его закона и не старались изучать оный, не уважали Его заповедей и не страшились нарушать их, или даже тяготились исполнять их; холодны были к вечному спасению душ своих и думали только о стяжании благ земных и удовлетворении страстям своим, которые только в сущности называются христианами и исполняют только некоторые христианские обряды, а в душе суть неверующие и живут, как язычники, творящие волю плоти и суетных помышлений своих (Еф.2:3), чтобы они не были такими, чтобы они тогда, как и теперь некоторые, не вздумали бы как-либо оправдываться или обмануть Всеведующего и Правосудного, Который тогда для них таким явится грозным Судьей, что они в ужасе и страхе пред Ним и пред предстоящими вечными и нескончаемыми муками будут вопить громко, как никогда не вопияли, обращаясь к горам: «Падите на ны и покройте ны от лица Сидящего на престоле, от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может устоять» (Откр.6:16–19). А это относиться может положительно и к пастырям, если мы не будем удерживать свою паству в законе Божьем, поучая ее и день, и ночь, ограждая ее от всяких искушений грехов и учений греховных, бесовских, может относиться и к паствам, если они не будут верны Христу, Его Церкви и чужды послушания гласу пастырей своих.

Вот почему мы не хочем вашего никакого научения и вашей дружбы для своих пасомых. Не мешает и вам обо всем этом крепко подумать.

Штундист. Да, о высказанном вами так горячо, можно подумать, да и против воли подумается.

Окружной Миссионер, Свящ. Савва Богданович,

Член Государственной Думы.


Источник: Беседа миссионера со штундистом о том, что православным христианам должно остерегаться тех, которые не следуют учению Христову и не повинуются святой церкви / [Соч.] Киев. епархии свящ. Саввы Богдановича. - 1-е изд. - Киев: тип. Киево-Печ. Усп. лавры, 1908. - 15 с.

Комментарии для сайта Cackle