Поучения о душепагубности штундистского учения

Источник

Содержание

I II. О храме Божием III. О св. Кресте IV. О св. иконах V. О священстве  

 

I

Если к язычникам, людям, не знающим истинного Бога, приходит гость, то они обыкновенно радушно принимают его и хранят его покой; он для них – священная особа. Я прихожу к вам со своим словом во имя Господа нашего И. Христа, во имя Его святого Евангелия и ради душевного вашего блага – я прихожу к вам с проповедью о спасении. Примите же меня, как посланника Божия, который пришёл, и от имени Христова будет вас просить и увещевать; примиритесь с Богом (2Кор.5:20). У вас нарушен Божий мир, тот мир, который принесён с неба на землю Ангелами, при явлении в мир Спасителя (Лк.2:14), тот мир, который был везде разноси́м Спасителем и который Им оставлен на земле, при вознесении Его на небо (2Пет.1:2). У вас разделение в вере, рознь, отпадение, у вас – штунда; и сего не должно быть у вас, учеников Христовых, ибо все мы во Иисусе Христе – един дух и едино тело (Еф.1:22–23; Кол.1:24; Еф.4:4–5) и в здоровом теле все члены налицо, и отпадение одного члена свидетельствует о болезни его. Я пришёл доказать вам, что отпавшие от тела Церкви Христовой погибли для жизни вечной, и что только пребывающие в общении с ней спасутся. Церковь есть древо большое (Мф.13:31–32), ветви которого живы и могут приносить плод лишь дотоле, пока они находятся на древе, и как отпадут, перестанут питаться соками древа, погибают. Я лоза, сказал Христос, и вы ветки; всякая ветка, которая не на мне, не может принести плода, но засыхает и годна только для огня (Ин.15:1–6). Отпадшие от Церкви, что бы ни делали, даже если бы приняли мучение за Христа, погибнут, и не увенчаются славою «зане не по закону мучимы» (2Тим.2:5).

Итак, братие, у нас разделение, отступление от веры?! Зачем? Ужели у нас, в православии, не стало уже истины? Не стало? А где же она девалась? Нет, братие, никому и ничему тут не верьте; а верьте слову Божию, Духу Святому, Который говорит, что Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15:Ин.14:6–16:13) и истина её так сильна, так крепка, что и врата адовы не одолеют её (Мф.16:17–18). Не сомневайтесь и мало в сем, ибо это было уже доказано бессчётное число раз. Было время такое, братие, что против Церкви, против христиан, против горсти их, поднимались неверные цари, поставляли против них войска, огонь, зверей, все пытки и всё-таки христиане одолели, сила демонская посрамлена. Так истина есть в нашей Церкви и в неё, как в богатую сокровищницу (отец Церкви Ириней) апостолы положили всё, что нужно для нас. Так что же? нет спасения? И спасение есть. А где же спаслись миллионы Святых Божиих – не в нашей ли Церкви православной? Да, в ней обрели спасение они и обретают только в ней одной желающие и ищущие его. Так зачем же отпадение и разделение от истины, зачем уклонение от истинного пути? Что вашим раздельникам будто являлся ангел с неба и уверил их, что если доселе вы так веровали, как наши предки веровали, то теперь веровать так не нужно, а нужно вот именно так жить и веровать, как они, отступники, научают вас, но вы знаете, что никакой ангел не являлся, и люди лукавые, уклонившиеся от истины, так их научили, и они научают сему вас. Но вы их, братие, не должны слушать, да не только их, и никого, кроме Церкви святой, в которой положено ученье Христово и апостолов непогрешительно и нерушимо до скончания веков. Если бы даже с неба явился светлый ангел и стал вас учить иному ученью, чем вы уже научены святой Церковью, то вы не должны ему верить, и должны сказать ему: отойди от нас, ты анафема (Гал. 1:8), потому что это был бы не ангел – Божий посланник, а дух лжи, сатана, пришедший в образе ангела светла (2Кор.11:14). Если бы даже явился кто и в образе Сына Божия и стал учить вас иному чему, чем вы уже научены, то и тогда не можно было бы ему верить, по слову же Сына Божья, нашего Спасителя: если кто скажет вам: се зде Христос или онде, не имите веры (Мф.24:23), ибо Христос второй раз прийти учить не имеет, а придёт судить и взыскать, как сохранено и исполнено данное Им ученье (Евр.9:28. Ин.2:28; 2Фес. 1:5–10). Так откуда же разделение? «Враг человек сделал сие» (Мф.13:28), по слову же Христову; он посреди пшеницы сеет и плевелы, посреди истинно верующих он населяет и ложно верующих к их погибели (Мф.13:39). Так было и при апостолах. В Церкви Коринфской один утверждал; я – Павлов, я – Аполлосов, я – Кифин, а я – Христов (1Кор.1:12). И Павел, вразумляя их, говорил: разве Павел или кто другой из Апостолов распялся за вас? Все мы Христовы (1Кор.1:13). И пока стоит мир, братие, то будут разделение и отступление; Христос пришёл разрушить дела диавола (1Ин.3:8), а диавол будет стараться разрушать дела Христовы. И что именно здесь, у вас, в отступлении от Церкви посланничество сатаны, то я докажу вам это из самого Св. Писания. Читаю вот 13 главу Откровения апостола Христова Иоанна, стих 6-й: «и отверзет он, т. е. антихрист, уста свои и станет хулить Бога, Его святое имя. Его жилище и живущих на небе, т. е. святых Ангелов и святых угодников Божиих. Слышите это? Ну, что же разве штундисты наши не делают то же самое? Разве они не хулят Господа, в тайнах нас благодатью Своею спасающего, разве не хулят Его имени святого в крестном знамении, в иконах написуемого, называя иконы идолами: разве они не хулят святых храмов Божиих, святых ангелов и святых человеков – угодников Божиих? Хулят; и за это, читаем дальше 8-й стих той же главы, – такие не написаны в книге жизни у Агнца, закланного за нас от создания мира (Деян.2:23), не записаны, и это так верно, как верно то, что мы имеем уши на то, чтобы ими слышать (Откр.13:9). Но нам, православные, нужно разумно знать, почему мы так или иначе веруем, зачем то, или что иное почитаем за святыню. Зачем мы, например, почитаем, признаём за святыню храмы, крест, иконы, зачем имеются священники, зачем таинство Крещения, исповедь и другие таинства? Вот на этот раз я и предложу вам объяснение всего этого.

II. О храме Божием

Если мы что-либо хорошо не знаем, ясно не понимаем, то мы спрашиваем о том у людей сведущих, достойных веры и всякого уважения. Относительно храмов кого спросить нам – нужны ли они нам или не нужны? Нет более верных свидетелей в сем и не может быть, как святые, о которых Дух Святой говорит, что их весь мир не достоин (Евр.11:38) Вот мы сих свидетелей и спросим и их свидетельство для нас должно быть ценнее всех показаний и уверений штундистов, сколько их есть на свете и сколько ещё будет. Спросим прежде всего св. пророка Моисея, который так был близок к Богу и был так любим им, что с ним Сам Бог говорил и беседовал лицом к лицу, как говорит и беседует кто с другом своим (Числ.12:8; Втор.34:10; Исх.33:11). Скажи же нам, ты пророче Божий, о храме Господнем, – нужен ли он нам или не нужен? Не наставил ли Бог тебя о сем? Но мы недостойны, и он живым языком, как живой человек, нам не ответит, так как он на небе, и мы на земле, и мы не гордые штундисты, и смиренные христиане, мы считаем себя недостойными ожидать от него такого вещания; но он нам оставил свои богодухновенные книги, в коих он нам и говорит: когда я был на горе Синае, когда постился и молился там Богу 40 дней и 40 ночей, то с десятью заповедями Бог дал мне и другие постановления и законы. Он дал мне и план храма – скинии, дал подробнейшие указания, какой он должен быть величины, из чего должен быть сделан, какие у него должны быть священные принадлежности и прочее. Вот раскройте вы Пятикнижие Моисеево, в которое верите, и читайте: там всё об этом подробно описано и объяснено. Так, значит, Сам Бог повелел устроить Себе храм (Исх.25:26), Как же люди грешные, между вами взросшее, в грехах, погрязшее, в грехах тонущие (Иов 15:16) могут говорить, что храма не нужно? Кто может сказать в лицо Богу это Тебе, Господи, я говорю, совсем не нужно, не подобает. Кто может противостать Ему и живым остаться? Был мудрейшей и любимейший Богом и народом израильским царь Соломон. Ему Бог повелел устроить храм, и такой храм строило 150.000 рабочих, при которых было одних надсмотрщиков 3.600 человек. И такой храм строили 7 лет. Подумайте, какой это должен быть величественный, богатый и благолепный храм. Что же, братия, слушать ли нам пророка Божия Моисея, который так был дорог в глазах Божиих, что ради его молитв Господь однажды помиловал миллион народа, осуждённого Им в гневе на истребление в пустыне; слушать ли мудрейшего Соломона, или тех, в которых не видно ни мудрости, ни страха Божия, ни благочестия, слушать ли отступников и изменников Богу, истине и благочестию? В храмах, устроенных Моисеем и Соломоном, вселился Господь. Так, когда был освящён храм Моисеев, то слава Господня осенила его, так что через облако славы священники не могли войти в храм для совершения моленья Ему, и по освящении храма Соломонова, Бог открыл ему: и будут очи Мои и сердце Моё тут во все дни до скончания века, (4Цар.9:3).

А св. царь Давид, о котором Сам Господь говорит, что он исполнил все хотения Его (Деян.13:22; 1Цар.13:14; Пс.88:21), помышлял и учил о храме. О, больше его кажется, никто и не мог любить св. храм! Как он старался, как он хотел устроить его, только Господу не угодно было иметь его строителем Своего жилища потому, что он, благоустрояя своё царство, пролил много человеческой крови (врагов своих) (2Цар.7; 3Цар.8:18). Сей угодник Божий говорит: не дам сна очам моим и веждам моим дремание, пока не отыщу места жилищу Богу моему (Пс.131:4–5); «Едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего; зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Пс.26:4). Аз же по множеству милости Твоей ввиду в дом Твой и поклонюся ко храму святому Твоему в страсе моем (Пс.5:8). Желаю преметатися в дому Божием паче, нежели жити ми в селениих грешничих (Пс.83:11). Возвеселихся о рекших мне в дом Господень пойдем» (Пс.121:1). Сей св. муж зовёт храм Божий святым, радуется его благолепию, желает лучше валяться сором в храме Божием, чем жить в своих палатах (селениях грешничих), веселится и радуется, когда слышит: пора идти в храм Божий, а ваши отступники говорят противное, всему этому: что не свят храм, что не нужно ходить в него, не нужно благоговеть пред ним, не нужно ничего давать на благолепие его и т. п. Подумайте; слушать ли нам св. Давида или сих грешников? Господь грозно велит строить храм и за ослушание угрожает весьма многими и тяжкими бедствиями, и за послушание обещает награду небесную и земную. Так, когда обстраивался разрушенный вавилонским царём Навуходоносором город Иерусалим, когда евреи скорее брались за постройку своих домов, а не дома Божия, то посланный Богом пророк Аггей говорил им: идите на горы, рубите дерева, стройте Мне храм и Я благоволю к вам (глава 1). Потом, когда был уже построен этот храм Зоровавелем и израильтяне неохотно посещали его, то тот же пророк Божий вот что говорил: «за то, что вы сидите в своих домах, и храм Мой остаётся пуст, небо не даёт вам дождя, земля плодов своих, будете сеять много, соберёте мало, и, что взойдёт, поест то ржа, саранча и будете работать для дырявого кошелька, будете есть и не в сытость». (1 глава) Видите, какой гнев Божий за невнимание ко храму Его, какое наказание за непосещение его для молитвы. Напротив, Господь обещает даровать Свои великие милости за посещение храма и молитвы в нём. «Когда небо затворится и не будет дождя, то, оставит от злых путей своих, идите на место свято (т. е. в храм) и молитесь там, и небо отворит свою сокровищницу, и будет для вас дождь ранний и поздний (Втор.28:11–12). Бог благоволил приблизиться к нам (Пс.77:68–69). Он между нашими жилищами пожелал иметь Своё жилище, имея таковое в превеликой славе на небеси среди Ангелов, славящих Его непрестанными гласы. В Зоровавелев храм Господь через пророка Захарию (Зах. 9:9; Мф.21:15; Ис. 12:11) обещал Сам явиться и прославить его больше храма Соломонова, что и исполнил Он, явившись в него по-царски незадолго пред Своими страданиями. Подумайте, православные, ещё раз скажу: слушать ли нам ваших грешников или святых? Да разве только одни безумцы дадут предпочтение вашим отступникам пред Давидом, Моисеем, Соломоном, Аггеем, Малахией, Даниилом и другими святыми строителями и чтителями святого храма Божия. И Пресвятая Дева Мария – где наилучшим и достойнейшим образом приготовила Себя в обитель Христу Богу – не в храме ли? Пророки, посылаемые Богом проповедовать миру волю Божию, где чаще всего сказывали свои святые вдохновенные речи – не в храме ли? Почитая пророков и учение их, можем ли мы не почитать и того места, которое они почитали наиболее святым и наидостойнейшим для Бога и для служения Ему?

Перейдём теперь к Новому Завету.

Приходит на землю Сам Сын Божий, Спаситель наш, приходит не разорить закон, а исполнить, Сам – путь, истина и живот (Ин.14:6). Чему же Он учил о храме? Он больше всех людей, больше всех угодников Божиих и пророков любил и почитал его. Он ходил в него, жертвовал на него священную подать (Мф.17:27), хвалил тех, которые жертвовали на него хотя самую малость (Мф.13:54; 17:27; Мк. 6:2. Лк.4:16; Ин.2:13–14; 7:10; 8:2), ревновал о нём величайшею божественною ревностью (Пс.78:5; 68:10; Ин.2:17). Так, будучи ещё отроком, Он ежегодно ходил в храм (Лк.2:41–49) на праздники Пасхи и Пятидесятницы из Назарета в Иерусалим, и это ведь не близко, больше 100 вёрст, показывая этим, что и мы должны ходить в храм на богослужение. Будучи кроток и смирен сердцем, Он никогда так не гневался, как во время изгнания бесчинных из храма – дома Отца Своего (Ин.2:14–16). Видите ли: Он – Сам Сын Божий называет храм домом Отца Небесного. А штундисты его как называют? не так ли, как называет его антихрист? Ну, Христовы ли таковые люди или антихристовы? О сем сами судите. Христос называет храм домом молитвы для всех народов (Ис. 56:7; Мк. 11:7), домом Своим и Отца Своего (Мф.21:13 и др.), а штундисты называют его – как и чьим домом? Сатана смежил им очи и уши, и они не видят и не слышат, что говорит о храме Христос. Как вы видели, в Ветхом Завете храмы строил Сам Бог или, по Его указанию, пророки и богоугодные цари. А что же в Новом Завете? Было ли откровение когда-либо, чтобы строить храмы Богу? Побуждал ли Бог кого-либо из новозаветных праведников строить их? А как же? Божья Матерь в нашем отечестве построила ту святолепную обитель в Киеве, в которой не один из вас и не однажды на своём веку удостаивался быть, это – Свято-Успенская Печерская Лавра. Это было так. Пресвятая Богородица явилась в Греции – восточном православном царстве – 12 богомудрым мужам, строителям храмов и оттуда послала их в наше святое отечество, дав им Свою икону, ту самую, что и теперь вы можете видеть над главными вратами Печерского храма: дала и потребную сумму денег, благословила и отпустила их, сказав что ими будут руководить богомудрые мужи свв. Антоний и Феодосий и за труды послушание обещала прославить их великою славою, какой они и действительно сподобились, почивая в обители сей нетленными уже восемь веков. Св. апостол Иоанн Богослов, восхищенный до 3 неба и видевший небесную славу и небесный храм там, по образу виденного им храма построил во всём ему подобный в городе Ефесе, каковой храм существует и доселе. Нет, нет, заблудшие, вы сильно и гибельно ошибаетесь. Выше божественного учения нельзя подняться, ему должно только следовать, по указанию св. Церкви. Всякое учение, дмящееся против сего учения непогрешимого, будет учением богоборным и диавольским; только водимый диаволом отходит от храма, и водимый Духом Святым, подобно Симеону Богоприимцу, Апостолам и другим Святым (Лк.2:27) приходит в храм Божий. «В храме стояще на небеси стояти мним», всегда поёт нам радостно святая Церковь.

III. О св. Кресте

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Что это такое за святыня, которой подобает быть в храме нашем? И это, братие, не что иное, как св. крест и св. иконы. И какова должна быть долгота их существования, я уже вам сказал, помянув сии слова Господни: Очи Мои и сердце Мое ту (в храме) во вся дни до скончания века (3Цар.9:3). Антихрист, когда придёт в своё время на землю, чтобы сотворить последнюю брань с верными Христу, то во всём мире он застанет храмы и святыню в них. (2Фес. 2:4). Теперь, по подобию того, как объяснено было мною о храме, далее дастся объяснение моё о святыне храма, т. е. о кресте и о св. иконах. Нужен ли, братие и сестры о Господе, или не нужен св. крест? Нужен, непременно нужен; и если кто станет говорить или утверждать, что не нужен, то сей есть, по слову Самого Иисуса Христа, сатана. Когда Господь Иисус Христос учением Своим подготовлял Апостолов к тому, чтобы они понимали, что Он пришёл пострадать и умереть, дабы этим всех грешников спасти, а не для того, чтобы восстановить царство Израиля, как думали иногда в Израиле, то апостол Пётр остановил его и сказал: «Господи, да не будет этого с Тобою», т. е. не страдай. Господи, да не будет Твоих мук – пригвождения ко кресту, да не будет креста; что на это сказал ему Многомилостивый Христос? «Отойди от меня, сатана, ибо ты мыслишь не то, что Божие, а то, что человеческое» (Мк. 8:33). Что иное, как не то же самое, и мы должны сказать тем, которые говорят, что не нужно креста? Сам Спаситель сказал, что крест нужен. Вы знаете, что об этом очень ясно было сказано Господом и повелено ещё в Ветхом Завете и потом Им же Самим упомянуто и в Новом: «якоже вознесе Моисей змию в пустыне, тако подобает вознестись Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибает, но имать живот вечный! (Ин.3:14–28). По воле Божией, ужаляемый змеями Израиль, с верою в Бога взиравший на медного змия, получал исцеление, и теперь новый Израиль, взирающий с тою же верою на распятого Господа, получает силу против врага нашего спасения, лютого змия – диавола. Там сила веры в Бога, по изъяснению премудрого Соломона, исцеляла от уязвления змеи (Прем. 16:7), а здесь сила веры в Христа, распятого на кресте, лишает диавола всякой силы над нами. Если то ветхозаветное древо, с вознесённым на него змеем, прообразовавшее крест, было сильно так против змеев, то сие древо – крест – не должно ли быть ещё страшнее для змея нашего спасения – диавола? Да, «оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется не могий взирати на силу его» (Песнь 8 гл.). Так поёт святая Церковь – весь православный мир, искупленный Кровью Иисуса Христа Господа – распятого на честном древе Креста. А знаете ли, почему именно так страшен диаволу Крест Господень? По многим причинам он ему страшен, и вот, между прочим, почему. Диавол существо духовное и разумное. Он далеко больше нас с вами видит и знает: это, ведь, падший, высоко стоявший пред Богом дух. Он видит на Кресте ту Кровь Христа Спасителя, которая лилась за наше спасение, он обоняет дух этой крови. И что может быть святее на небеси или на земли, что может быть благоуханнее этой святейшей Крови Христовой? Вот он и бежит от этого благоухания, мерзейший бежит от Святейшего, бежит с ужасом и великим трепетом, помня тот страшнейший момент, когда он, лютейший, в одно мгновение потерял все свои радости, потерял всю добычу, которую приобрёл за всё своё время сеяния зла и порабощения душ человеческих, – когда Христос, испустивши на Кресте Свой дух, сошёл в темницы ада и проповедал там спасение, всем объявил свободу, сломил для верующих в Него все двери ада, разрушил и разбил все затворы и запястья его. Как же ему не трепетать, при виде св. Креста, когда в момент страдания на Кресте разрушено и погибло всё его царство, и теперь мы смело вопрошаем: «Смерть, где твоё жало, где твоя победа»? (Ос. 13:14).

Слово крестное, т. е. учение о кресте, почитании Креста, поклонении ему – лобызании его, ношении его на теле (Гал. 6:17), осенении им себя на молитве, поставлении крестов на могилах умерших и т. п. – для нас, спасаемых, сила Божия есть, а для погибающих – юродство есть (1Кор.1:18). Апостолы не убегали от Креста, и напротив, хвалились им. «Я не желаю хвалиться, – говорил св. апостол Павел, – разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня Мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). И никто из верных Господу не бегает его. Теперь подумайте и посудите. Богоносные апостолы хвалились Крестом, и мы станем презирать святой Крест и убегать от него?! При таком поведении разве мы можем надеяться получить от Господа какое-нибудь благоволение? Апостол говорит: Подражайте мне, как я Христу; и я имею ум Христов (Флп. 2:5; 1Кор.4:16). Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость от Господа (Гал. 6:16). И именно так. Ведь и Христос не уходил от Креста, Он возжелал его, Он просил его Себе от Отца Небесного, Он тяготился от долгого ожидания того часа, когда будет пригвождён ко Кресту (Лк.12:5), и так молился Отцу Небесному: «Отче, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя». «И прииде глас с небесе: и прославих и паки прославлю Тя (Ин.12:28. Флп. 2:9). Значит, по свидетельству слова Божия, Крест и для Отца, и для Сына Его – слава (Ис. 60:13), а не бесчестие. Так почему же для некоторых из людей он – бесчестие?! Да потому, что они не того духа, какого духа истинные дети и истинные ученики Отца Небесного, и с Ним вместе Сына Его и Св. Духа. Принявши крестные муки, Иисус, сказано, (Лк.24:51) вниде в славу Свою и вознесеся на небо. Верьте, что это так, и не иначе и должно быть. Не поверите, я словом Апостола и словом Самого Иисуса Христа имею право назвать всех, противящихся сему учению, безумными. «О, безсмысленные Галаты, говорил апостол Павел к тем из них, которые не право мыслили о Христе и Его Кресте. Не у вас ли пред глазами предначертан, как бы распят Христос» (Гал. 3:1). «О, несмысленные и косные сердцем? Не тако ли подобает пострадати Христу и внити в славу Свою»? – говорил И. Христос Луке и Клеопе, которые в смущении говорили о том событии, что Христос пострадал на Кресте, от Иудеев, и между тем, они ожидали от Него совсем чего-то иного (Лк.24:44–47). И уверил их Господь, отверзши им ум разуметь Писание Моисея и всех пророков, предсказавших, что это иначе и не должно быть, по плану Божию, как именно так (Мф.26:54). Да, «Той язвен бысть за грехи наши и мучен бысть за беззакония наша. Язвою Его мы все исцелехом» (Ис. 53). Грехи наши Он взял и пригвоздил ко Кресту, раздрав рукописание грех наших (Кол.2:14). – Давно и очень давно пора уже перестать нам, христианам, сомневаться в святости и великой силе Креста Господня. Было время, когда Богу нужно было уверить весь мир в святости о силе его. И вот весь мир уже уверен в этом назад тому более как 1.500 лет. Первые четыре века язычники терзали Христианство, до тех пор мучили его, пока на престоле царя всей тогда вселенной, Константина Великого, не воссиял Крест Христов. Стал Константин Христианином, – и язычество поблекло: христианство одолело. Это совершилось так. Константин Великий, расположенный уже к христианству, имел опасные и великие войны со своими врагами. Вот однажды, когда он особенно был озабочен приготовлением к грозной войне с крепким врагом своим Максентием, под вечер, накануне сражения, при свете ещё солнца, он и всё войско его увидели на небе крест, сложившиеся из звёзд, с подписанием на нём, начертанном из звёзд же: «сим побеждай». Такое явление навело на воинов язычников большой страх, так как они, ненавидевшие крест, считали явление его для себя дурным и зловещим предзнаменованием. Недоумевал и Константин, не зная, что бы могло это значить, как той же ночью явился ему во сне Сам И. Христос с крестом Своим и велел ему сделать на знамёнах своего войска изображение креста подобное виденному им на небе и за это обещал ему победу. Исполнивши повеление Божие, Константин одержал блистательную победу над всеми своими врагами и в знак сего поставил среди Царьграда крест, подобный виденному им на небе и в руках И. Христа. Такое явление дало ему понять, что если крест даровал победу над врагами его государства, то он же есть знамя победы и над врагами веры нашей и спасения. Подобное явление креста Господня на небе значительно позже этого было Российскому князю Андрею Боголюбскому и греческому царю Мануилу, когда они в союзе между собою, но каждый в своём отечестве и одновременно шли против врагов креста – мусульман. Крест Христов воссиял во всей вселенной, являя нам победу и одоление над демонами и всеми их кознями и источая из себя неисчислимое множество чудес. И св. православная Церковь Христианская установила особенное празднование Креста Христова 14 сентября, в каковой день воздаётся всеми верными чадами Христу Господу-Искупителю слава и благодарение от всея твари. И чем, спросим, чтут Искупителя отступники наши? Ничем, они лишь бесславят Его – такая неблагодарность Ему за муки, за Его за них кровь, за пригвождение ко кресту!

И знаменуясь крестом Христовым, мы отличаем себя от всех неверующих в искупительные заслуги Христа Господа нашего. Крест – печать наша, сияющая на плечах наших пред лицом неба и земли. Наш Искупитель и последний Судья по сему знаку познает в последний день мира сущая Своя. Итак, послушествуя матери нашей – вселенской православной Церкви, будем поклоняться «Животворящему древу», явившему нам спасение, – и мыслями, и словами, и чувствами, ибо крест – Божия сила и Божия премудрость (1Кор.1:24.) Не покланяются ему только враги его, от которых ап. Павел верных своих со слезами остерегает (Флп. 3:18).

IV. О св. иконах

Теперь речь об иконах. Штундисты говорят, что иконы – идолы, но они глаголют лишь одно безумие. Никаких у нас, православных христиан, идолов нет, уже более 1.000 лет как их нет. Наши предки побросали их в Днепр и в другие места. Со времени равноапостольного князя Владимира (и раньше) у нас на Руси существуют изображение единого истинного Бога в таком именно виде, как Он благоволил явиться миру во плоти, в образе человека. Идол – ничто, идол – вымысел, по слову апостола Павла, и иконы не ничто, не вымысел, а изображение Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, отдельно каждого Лица или вместе всей Св. Троицы, как Она благоволила явить Себя миру. У нас, кроме изображения Св. Троицы, существуют иконы св. Ангелов, Пресвятой Богородицы и св. угодников Божьих, и нет ничего общего между нами и идолопоклонниками, между нашими иконами и их идолами, между нашим служением иконам и их служением идолам. Идолопоклонники не знают единого истинного Бога, не знают Ангелов и святых, а чтут разные предметы из мира видимого, чтут всё, что угодно, только не Бога, а мы почитаем единого истинного Бога, в Троице Святой славимого, и Ангелов, и Святых, чтим по смирению нашему, почитаем в них Божью благодать и любовь, на них излиянную, чтим в них совершенство и святость, несравненно более в них, чем в нас, сияющую, чтим их потому, что они любят нас и служат пред Богом нашими молитвенниками и заступниками. Но их, при этом, почитаем совершенно иначе, чем Бога: – Бога почитаем как Творца и Вседержителя всего мира и самих Ангелов и святых, а святых как людей прославленных святостью, зная всё-таки, что они были подобные нам люди, во грехах зачатые и грешившие. Да и молимся мы пред иконами совершенно иначе, чем язычники пред своими идолами и кумирами. Язычник молится пред своим истуканом и думает, что он есть самое божество, или думает, что божество живёт в истукане, как душа в теле, а потому и говорит камню или дереву: «ты – мой бог, ты меня создал (Иер. 2:27); и мы, хотя и видим изображение своего Господа на иконе, молимся не самому изображению, стоящему на иконе, а Самому существу изображённого, т. е. живому Богу, находящемуся везде, и там, где мы молимся, т. е. пред иконой. И потому никто и никогда из православных не молился и не молится так: «святая икона иисусова, помилуй, спаси нас», а говорит: «Иисусе Сладчайший, спаси нас», зная, что Вездесущий, подающий благодать Своим верным молитвенникам, подаст эту благодать и молящимся пред Его святой иконой. Равным образом, молясь пред иконой святого, например, благоверного князя Владимира, не говорим: «святая икона князя Владимира, моли Бога о нас», а взываем так: «св. благоверный княже Владимире, моли Бога о нас», т. е. молимся не изображению или доске, на которой положено изображение, а самому святому князю Владимиру, ныне пребывающему в славе пред Богом и могущему помочь нам своей молитвой. Как видите, разница здесь так велика, как велико расстояние до неба от земли. Но храмы, крест Сам Бог повелел скажете, созидать, а иконы? И иконы повелел устроить Сам Бог. Вот послушайте. Херувимы устроить в скинии и в храме Соломоновом кто повелел, не Бог ли? Да, Бог. И разве они не подобны нашим иконам? Они названы были по повелению Божию (Евр.9:5), «Херувимами славы». Им, по тому же велению Божию, воздавалось поклонение, каждение, слава и молитва. Среди них Господь являл народу Своё присутствие, славу Свою. «Стани Господи», говорил пророк Моисей, обращаясь к Ковчегу Завета, на котором стояли Херувимы, когда останавливался со скинией, или «возстани Господи» когда с ней поднимался в путь (Пс.79:2; 2Цар.6:2; Евр.9:5; Чис. 10:35–36). И Господь Иисус Христос, посещая храм иерусалимский, молился в нём Отцу Небесному, как и все.

В Новом Завете, когда Господь Сам явился во плоти, прославился и прославил Своих святых, то стали являться иконы Его Самого, Творца Херувимов, и верных слуг Его – святых угодников Божиих, которые в жизни своей явили херувимскую святость и верность своему Творцу. Иконы писаны были Самим Господом И. Христом, Божьей Матерью, Апостолами и Ангелами. Скажете, как? А вот как. Когда И. Христос ходил по земле, учил людей, проповедуя и исцеляя всякие недуги и всякую язву в людях (Мф.4:23), жил в то время, находясь в проказе, Авгарь – князь Едесский. Он, слыша о многих чудесах Христа, послал к Нему со своим письмом живописца Ананию с тем, что если Христос не благоволит прийти исцелить его, то Анания снял бы с Него Его образ и доставил бы больному. Анания, как ни силился изобразить Господа, никак не мог этого сделать. Знающий все настроения и желания наши, Господь И. Христос видел и сердце Анании, и сердце пославшего его. Потребовав воды и полотенце, Христос умылся и, когда отёрся, то на убрусе (полотенце) отпечатлелся Его лик, от которого Авгарь и исцелился. Этот образ Спасителя, называемый «Нерукотворенным», так как не человеческим искусством, и дланями Самого Иисуса Господа создан, сотворил и доселе творит многие чудеса. А если штундисты и не верят тому, чему верит весь мир, то потому, что они и совсем не способны верить, – что они видя не видят и слыша не слышат, подобно фарисеям и саддукеям, видевшим Господа, но не веровавшим в Него, как в Господа. Пресвятая Дева Мария тоже писала иконы. Вот как это было. Святой евангелист Лука написал икону Богоматери с такою надписью на ней: Иисусова Мария Путеводительница. Иисусова Мария, помоги мне исполнить намерения сердца моего, благослови рабу Твоему Луке сим образом прославить Тебя». Воззрев на поднесённую им икону, Она благоволила сказать: «С сим образом Моим да будет благодать Моя и Рождённого от Меня во веки». Если Пр. Богородица Сама Своими руками и не сотворила иконы, то благословила сотворившего Её иконы живописца, и это всё равно, как то, что вашу церковь украшаете не вы сами, и живописцы, но мир весь не хочет знать живописцев, а зовёт вас создателями и храма, и св. икон его, произволение ваше и добрую веру ставит, как самое дело. Таких икон, написанных ап. Лукою, несколько, и знайте, что три из них находятся в нашем благословенном от Бога отечестве: С.-Петербурге, Москве и Смоленске, от коих икон истекает много чудес. Писали иконы и св. Божии Ангелы. Когда преподобный печерский живописец св. Алипий, обновлявший храм печерского монастыря, заболел и не дописал главной храмовой иконы Богоматери, то явившийся Ангел докончил его работу, что вскоре известно стало всему монастырю, а потом и всему миру христианскому. Не почитающие иконы оскорбляют Господа, подобно тем фарисеям, которые, смотря на чудеса Христовы, говорили; «Он силою князя бесовского творит чудеса»; другие говорили, что в Нём живёт бес (Ин.8:48). Как, скажете, оскорбляют? А вот как.

Те говорили, что во Христе живёт бес, а эти Его икону называют идолом, или это то же, что в ней живёт бес. Но, как те, так и другие говорят сами водимые силою князя бесовского. Ибо никто, как только от Св. Духа наученный, не может исповедовать И. Христа Господом. (1Кор.12:2, 3), так, напротив, только водимый силою бесовскою может назвать храм Господа капищем беса, и иконы – идолами, идол – мерзость, а икона – великая святыня, творящая чудеса.

V. О священстве

И священников штундисты не почитают, служению их не придают никакой силы, власть их ставят в ничто; а между тем, то Писание, которое они так часто держат, в руках, что говорит, как научает их? Кто, как не Господь, в Писании говорит; «Сугубой чести и любви достойны настоятели, особенно те, которые усердны в слове учения» (1Фес. 5:12–13; 1Тим.5:17), не Дух ли Святой научает всех нас через уста Павловы, а между тем штундисты никого ни из иереев, ни из архиереев не хотят почитать и повиноваться им, явно преступая веление Божие. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр.13:7). Авраам зовётся отцом верующих, и смотрите, как он чтит Мелхиседека, который был священником Бога Вышнего. Он даёт ему большие подарки, берёт у него благословение, причём Писание замечает: «без всякого прекословия меньший от большего благословляется» (Евр.7:7). Значит, Мелхиседек больше Авраама – потому, что он священник. И смотрите, как Сам Христос почитает священников. Встретивши десять прокажённых, которых Он, как всемогущий и премилосердый, всегда один мог исцелить, Он, однако, посылает их к священникам и велит им принести дар – благодарность (Мк. 1:44; Лк.5:14), дабы они своею властью дали свидетельство о том, что больные уже здоровы, какое здоровье Христос у них уже предвидел. Не уважая священников, Христос в данном случае, не посылал бы больных к ним. Почему же штундисты не желают почитать тех, которых Сам Сын Божий глубоко чтит и всем велел их чтить? Священники берут деньги, говорят штундисты... вот оно что? Да кто же из людей: милые мои не берёт их за свои труды?! Да кто же и как же жить может на земле без вещей земных, которые никому и никем не даются даром, а лишь только за деньги? Да сами же штундисты тому пример: вот я приехал, принял на себя немалый труд и расходы; но что же дали бы они мне хоть копейку за это, если бы был поднят такой вопрос? Я уверен, что нет, и в то же время весьма уверен, что никто из них для меня лично или для другого священника даром и пальцем не двинул бы. Так перемените любезные, прежде весь мир, и тогда станете кричать и против нас священников. Сделайте прежде так: не платите своим пресвитерам, писарям: не платите пастухам общественного скота, не берите и вы сами ни от кого и ни за что никакой платы, трудитесь всегда и везде даром, тогда и мы, священники, будем делать то же самое. Но этого вы сами не сделаете, и никто сделать не может: есть, пить, носить одежду, иметь жилище, хранить здоровье нужно, так нужно же и получать за труды свои, несомые в пользу других, и получают же вознаграждение все, начиная от пастуха овец до царского министра, каждый получает за труды свои, а мы за свои, как и Христос повелел (1Кор.9:14), Посылая учеников Своих на проповедь, Он заповедал им ничего не брать, а уверял их, что каждый достоин платы за труды свои (Мф.10:10; Лк.10:7), Послушавшиеся Господа своего посланники в путь не брали даже двух одежд, ни сребра, ни золота, отправляясь в народ языческий, проповедовали, и, возвратились с проповеди, говорили своему Учителю и Господу, что всё имели, всем были от них довольны. А штундисты хотят, чтобы наши православные да были хуже язычников! Хотят, чтобы они ничего не давали своим духовным отцам за многообразные и нелёгкие труды их! Православные же знают слова своего Господа о сем. Знают, что служащие алтарю от алтаря должны питаться (1Кор.9:13), вот они и несут дары к алтарю (Мф.5:23); знают эти слова Апостола: велико ли то, если вы даёте телесное, и получаете от священника духовное? (1Кор.9:11). Конечно, не у св. Апостола та мысль, что как бы ни много давали священникам за их труды, то это будет малой наградой за те блага духовные, которые священник проливает на верных в спасительных таинствах. Апостол Павел, будучи у скупых Коринфян на проповеди, говорил: я уничижал себя тем, что служил у вас безмездно (2Кор.11:7), получая всё в изобилии, в избытке от других церквей (2Кор.11:8–9), которых жертву называл воней благоухания пред Господом (Флп. 4:18). Далее, он говорит; доброхотного дателя любит Бог (2Кор.9:7) и «наставляемый словом делись всяким добром... (слышите? всяким добром) с наставляющим» (Гал. 6:6); и «сеющий скупо, скупо и пожнёт» (2Кор.9:6). И если бы наши штундисты удостоились быть современниками Христу и Апостолам, то наверно они ничего не дали бы на их нужды, не опустили бы ничего в ту кружку, которая всегда была при Апостолах (Ин.13:29). Подумайте; если бы это было делом недостойным и позорным для кого бы то ни было, для Христа, Апостолов, или простых верующих, то Господь допустил ли бы это или что подобное? Конечно, никогда. Но если допустил, то никто не смеет порицать или отвергать освящённого примером Самого Господа или Его учеников. «Дабы благословение твоё было совершенно (Сир. 7:35), почитай священника и давай ему часть, как заповедано тебе» (Сир. 7:32).

Служение священников и епископов есть продолжение служения Самого Господа и Его Апостолов, ведь кому же, как не Апостолам и Его преемникам, Господь передал всю Свою власть? «Яко же Мя посла Отец, и Аз посылаю вы» (Мф.18:18, 20, 21–23). Слушающий вас, Меня слушает», а не слушающему, по словам Господа, будет хуже Содома и Гоморры. И то, что священник связывает или разрешает на земле, связывается или разрешается Господом на небеси Владыкой неба и земли (Лк.10:7–16). Так, как же не почитать тех, кто почтён такою властью и честью от Самого Бога? И что же штундисты всего этого не хотят признавать? Куда они могут девать эти слова Спасителя – выбросить их из Евангелия, что ли? Но ни единой йоты или единой черты из закона сего никто не имеет права выбросить, иначе он анафема. Как, конечно, ничего не повредят те безумцы солнцу, которые бы стали плевать на него, так ничего не могут повредить Церкви и те нечестивцы, которые пытаются ниспровергнуть, сдвинуть её с тех непоколебимых основ, на которых стоит Церковь Божия Святая. Но подумайте, дорогие братья, смотрите и поймите, куда и к чему ведёт их обольститель? Он, дух лжи и всякой нечистоты, удаляет своих последователей от истины, от храма и его святынь, от священных лиц и освящающих средств, от главы Христа и от святых, чтобы оставить их навсегда нечистыми и иметь свою часть в них. Особенно же он вынужден воевать усердно против нас, священников, для того, чтобы наши пасомые вернее шли его дорогами. Ведь священники же – руководители, учители, вожди духовные, за которыми, как войско за вождём, следуют их пасомые. И куда годится войско, если погиб его предводитель? И диавол потому и старается разъединить стадо от его словесного пастыря, или старается, чтобы стадо возненавидело или не слушалось своего пастыря. Тогда войско Христово – христиане, предоставленные самим себе, пойдут какими угодно дорогами, пойдут, куда станут вести их приглашающие.

Когда заговоришь с каким-либо штундистом и спросишь его по дружески, зачем он оставил православие и пошёл в штунду, то каждый из них обыкновенно отвечает, что иначе нельзя, что удалиться нужно было непременно потому, что православные все пьяницы, трубокуры, развратники, воры, разбойники, фарисеи, идолопоклонники и т. п. Но этот штундистский извет – ложь: по слову Писания, в великом доме, т. е. в Церкви есть сосуды золотые, серебряные и деревянные (Пр. С. 20, 23. 3, Ц. 8, 46; 2Тим.2:20; Екк. 7, 20) и по тому же неложному слову Писания, Церковь, к которой мы имеем счастье принадлежать, чиста, свята и непорочна (Еф.5:25–27). Нам необычно хвалиться чем бы то ни было, ибо Учитель наш Господь Иисус Христос был кроток и смирен сердцем (Мф.11:29–31) и ничем никогда не хвалился; а если и имеем, что доброго, то знаем, что это больше от благодати Божией, и не от нас и можем хвалиться только немощами своими (2Кор.12:5); наш Учитель любит только кротких и смиренных сердцем, а гордым противится.

И величайшие праведники: Авраам, Моисей, Давид, ап. Павел – были кротки и смиренны сердцем. Авраам, молясь пред Господом, взывал: «Я – прах и пепел» Давид говорил: «Я – червь, а не человек». Павел возглашал: «о, окаянный аз, царствует во мне грех»! Все мы в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (Давид), все согрешаем и повинны пред Господом (Пс.13:3; Еккл. 7:20. Рим. 3:23–24). «И лжец тот и себя обманывает, кто говорит, что греха не имеет», научает всех нас возлюбленный ученик Христов, апостол Иоанн Богослов (1Ин.1:8–10).

Пусть же себе превозносятся и гордятся штундисты, хотя мы не видим и не знаем, чем они могут гордиться, хорошо зная, кто есть отец и учитель гордости и всякой лжи. Но, братие и сестры о Господе, чтобы никто не смел нас упрекать в нечестивой жизни, станем удаляться от сих грехов: всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречия, клеветы, богоненавистничества, самохвальства, изобретательности на зло, непослушания родителям, безрассудности, вероломства, нелюбезности, непримиримости, немилосердия, зная праведный Суд Божий, что делающие такие дела достойны казни Божией – смерти (Рим. 1:29–32). Избегайте и этих в особенности грехов, дел плоти, и обратите внимание на то, что по указанию Гал. 5:20, штундисты, как еретики, Царствие Божие не наследуют. Дела плоти суть, прелюбодеяше, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссора, зависть, гнев, распри, разногласие (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и т. п. Поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5:20–21). Дети, родители, мужья, жёны, живите достойно своего христианского звания, в которое вы благодатью и человеколюбием Господа призваны (Еф.4:1) со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира, будучи призваны чрез веру и крещение к одной надежде (звания нашего) и Одному Богу и Отцу всех, Который над всеми и во всех нас (Еф.4:1–6). Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо сего требует справедливость. Почитайте своих отца и матерь, да будет вам благо и долголетье на земле. И вы, отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Слуги, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца своего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божью от души, служа с усердием, и не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал.

И вы, господа, постигайте с ними также, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Еф.6:1–9).

Возлюбите все вы всё, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:7–8). И кто же такие сами штундисты, теперь вам в точности знать надлежит? И кто они именно такие, хорошенько выслушайте то, что будет сказано дальше. Они сами о себе говорят: Когда мы были православными, то мы были пьяницы, развратники, прелюбодеи, трубокуры, воры, разбойники, фарисеи, идолопоклонники и тому подобное, а теперь – штундисты, т. е. по-нашему, еретики, т. е., прежде достойные казней Божьих, а теперь осуждённые на лишения Царствия Божия. Так слышите, кто они такие были, по собственному их признанию, которое выше и ценнее всякого другого рода свидетельства, кто они были раньше и кто теперь? Значит, не мы, православные, все пьяницы, развратники, воры и т. п., ибо о нас никто так не говорит, кроме штундистов, и они, по собственным же их словам, были таковы. И если так, то как же они несчастны, как жалки! В таком случае надлежало бы им спешить во врачебницу – во Св. Храм, где врачи, веры, исцеляющие всякие болезни – священники, и где лекарство – благодатные Таинства, шли бы туда, двери всегда там открыты, врачевание подаётся туне, требуется лишь вера, которая потерпела у них такое сильное кораблекрушение (1Тим.1:19–20); и то они, бедные, уподобились псу, возвращающемуся на свою блевотину. В таинстве крещения они измылись и освятились, в таинстве покаяния это очищение повторялось не однажды, и теперь опять пошли они скверниться и валяться в той же греховной грязи, от которой, однако, не принимают никакого очищения. Познав Господа и отступив от Него, они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр.6:6). Какой грех, какое преступление! но подумайте, какое же готовится таким грешникам и наказание: если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смерью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10:28–29). Вот за что Господь лишил их храма и священников и всех тех благодеяний для души, которые подаются в храме Божием руками священников. Спешили бы отступники поскорее в храм для своего врачевания, послушались бы великих вселенских учителей и святителей: Иоанна Златоуста, Поликарпа Смирнского, Игнатия Богоносца, которые говорят вот что: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» (Поликарп). «Кто не в ограде Церкви Христовой, того всегда похитить может лютый волк, который, как голодный лев (Пет.5:8) подстерегает всякую душу, чтобы поглотить её (Златоуст); и они ведь открыты для такой опасности. Пусть они знают, что они – не истинная Церковь Христова, и церковь лукавнующих, собравшаяся на Господа и на Христа Его (Деян.4:26; Пс.2:1–2); пусть они знают (Откр.2:9; 3:3, 9; Пс.1:2; 3:17–20; Исх.29:20, 30; 31:6), что «где нет епископа и священников, там совсем и не может быть Церкви» (Игнатия Богоносца). Да пусть поймут хорошенько, скажу уже я, что не православные – воры, разбойники, убийцы, фарисеи, идолопоклонники и т. п., а они, именно они – штундисты таковы. Вы хотите, православные, понять, почему я так говорю на штундистов? извольте, вот моё объяснение. Штундисты взяли у нас святые имена, которые и носят. Эй, вы, хищники – штундисты, отдайте нам эти святые наши имена, не позорьте нашей Церкви небесной, не оскорбляйте и земной! Вы называетесь именами святых Апостолов, пророков, великих страдальцев за веру Христову, которые лили кровь свою за храмы святые, за иконы, за крест, за всю христианскую святыню; вы носите имена великих святителей, которые весь век свой служили в храмах и совершали в них святые таинства, от которых вы, как диавол, убегаете. Отдайте же нам имена Апостолов, которые постоянно были в храме Божием (Лк.24:53) и по всему свету утверждали ту веру, которую вы взялись так злостно ниспровергать! Зовитесь себе, как велит вам зваться сама природа. Рождаетесь белыми, зовитесь белыми, а вышли вы из утробы материнской чёрными, так и зовитесь чёрными. Прожили до старости лет и, имея в голове или в бороде седину, зовитесь себе шпаковатыми. Ну, как себе хотите, так и зовитесь, хотя бы «креминцем», «ременцем», столбом, рожком, деревом, а не зовитесь именами наших святых угодников, от которых вы так далеки стали и по духу и по телу. А не нравится вам так величаться, как величаются животные и бездушные предметы видимой природы, то заимствуйте себе имена у язычников и мытарей мира сего, к которым вы ближе теперь, чем к нам православным (Мф.18:16–18). Зовитесь себе именами китайскими, японскими, турецкими, немецкими, берите их имена для себя и для детей ваших, а наши отдайте нам, отдайте матери нашей – Церкви святой: ничего мы у вас не берём, не берите и не крадите и у нас этой величайшей для нас святыни. Таковы т. е. воры и их учители, штундистские лжепресвитеры. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник (Ин.10:1). Так видите, православные, не мы воры, а они, штундисты, таковы, и их учители к тому же и разбойники, по слову Христа, так как только входящий дверью – законно есть истинный Пастырь (Иер. 50:6–7; Ин.10:2). Они есть и самые жестокие фарисеи. Это я смею говорить пред лицом вашим и пред лицом всей Церкви Христовой. Подумайте, не так ли это? Если Господь осудил фарисея, который ходил же в храм Божий, молился в нём, постился два раза в неделю, десятую долю давал из того, что приобретал, на дела благие, и то его Господь осудил за то, что он этим всем хвалился и презрел смиренного мытаря, стоящего у порога храма и других людей, ему подобных (Лк.18:10–14), то их ли не осудит. Он, если они плюют и кричат на всех православных, обзывая их всех величайшими грешниками, а себя превознося выше небес, не имея дел, делая меньше даже осуждённого фарисея, ибо ни в храм Божий не ходят, на него не жертвуют и не постятся. Ну, скажите: не величайшие ли они фарисеи и лицемеры? Они, а не мы, православные, идолопоклонники, убийцы, самоубийцы, богоборцы. Как это?! спросят и закричат они на все свои силы.

Как? А вот как. Господь заповедал нам приносить к Нему детей своих потому, что Он всегда любил малюток, благословлял их и говорил, что таковых именно есть Царствие Небесное (Лк.18:15–17); а вы, штундисты, что делаете? И вы и сами не входите в это Царствие Божие и детей своих не впускаете. «Истинно, истинно говорю вам: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Вы ждёте до тридцатилетнего возраста и не креститесь – навечно губите свои души. Проживши тридцать лет на земле, мало ли наберётесь греха? и если умрёте не крещёными – что тогда? А тогда то, что говорит св. Иоанн Богослов: «не войдёт в него (Царствие Небесное), ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, и только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Откр.21:27; 22:15). То не самоубийцы ли вы после этого?! Вы смотрите на Христа, что Он крестился в тридцатилетнем возрасте? Но Он же, поймите несчастные, ни единого зла сотвори (2Кор.5:21;1Пет.2:22); Куда лезете, предерзкие гордецы? И дети-то ваши – чем повинны? Зачем отдаёте вы их без всякого сожаления сатане и уподобляетесь язычникам, которые, «сыны и дщери своя пожроша бесовом» (Пс.105:37). Или вы думаете, – ваши дети святые, совершеннее или умнее детей древних Израильтян, которые все подвергались обрезанию? И ведь вы сами хорошо из Писания знаете (Кол.2:11–12), что крещение наше заменило обрезание, что как там тот, кто не имел сего знака на себе, не мог числиться в народе Божием и был под гневом Божиим (Быт. 17:10–12; Лк.1:59), так и здесь кто не крещён, тот и не Божий, а бесов, ибо над таким остаётся во всей силе власть князя мира сего, так для такого всуе, значит, всё то, что дано нам искупительною жертвою Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего на кресте. И так никого мы среди вас не убили и не убиваем и не намерены этого делать. Не будьте же и вы сами разбойниками, убийцами своих детей и самоубийцами (для Царствия Божия), не будьте язычниками, приносящими в жертву своих детей и сынов! Горек мне этот глагол о вас; но ведь правду же я о вас говорю. Ваше состояние, погибельное состояние, и вы его бойтесь больше всякого пьянства, разврата, воровства. Мы все воины Христовы (1Тим.1:18). Какой воин, думаете, противнее своему Царю – тот ли, который несколько раз был пьян, замечен в воровстве, разврате, или тот, кто по службе изменил своему Государю? Конечно, последний. Изменник недостоин никакой пощады, как оскорбивший священную особу Государя, а пьяница, вор, развратник виновен собственно против дисциплины военной, христианской и против своих сотоварищей. Вот такова виновность ваша пред Богом за отступление от веры. Но штундисты кричат: «нас гонят, следовательно, мы истинно верующие, ибо против кого нет гонений, те не истинно верующие».

Здесь нам, братия, нужно поиметь рассуждение. Когда-то на христиан было гонение, а теперь нам пора быть и победителями. Наши мученики и исповедники, наши пустынники и изгнанники, мужья и жёны, старики и отроки выходили на борьбу, на которую ад выводил все свои силы, и христианство победило. Господь даровал нам победу и славу: глава в православном Царстве нашем – православный Государь. Кто посмеет нас гнать?!

Теперь в нашем Царстве нечестивым только нет мира (Ис. 48:22). Вот в языческих странах православным, и особенно миссионерам, приходится терпеть всего, и они действительно терпят. А мы штундистов совсем не гоним, мы лишь не дозволяем им вносить в единое и благоустроенное на земле православное Царство наше разделения и смуты. Мы хотим только, чтобы они не вредили спасению и благосостоянию православных чад Церкви святой. Они ведь противники, как видите, Господу Богу и православному Царю. Но не напрасно же Царь носит меч, а на страх делающим злое (Рим. 13:4). И хочешь не бояться власти – благое твори (Рим. 13:3). Или вы, штундисты, думаете и в самом деле, что любите Царя? Вы слушаетесь Его? И где же то у вас, что требуется Словом Божьим: «прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков, за Царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:1–4). Где же ваши молитвы за Царя и за властей? Прочитайте нам, православным, хоть единую из них. Когда мы их совершаем в нарочитые дни и ежедневно, то, что вы читаете и совершаете? Молчите? Да и молчать вы должны, как безответные преступники: нет у вас того, что «угодно пред Спасителем нашим Богом». Да вы не молитесь не только за Царя и Его властей, вы и за себя – друг за друга не молитесь. Так где же у вас первое дело – любви? Нет его! Вы читаете Св. Писание? Что пользы с того вам? Как бы часто вы его ни читали, лучше диавола его знать не станете. Почему по Писанию-то Божию не живете? (Рим. 2:23, Еф.4:20, Гал. 5:4, Ин.3:19–20). Да и как вы над Писанием-то глумитесь! Бы, читая слово Божте, урезываете его, что называется, калечите его: выбрасываете из него то, что вам кажется лишним или не подходящим, придаёте ему такой смысл, какого оно никогда не имело и иметь не может. И кричите, что в нём всё понимаете: вы плотяные, не просвещённые благодатью Св. Духа в таинствах, и понять его не можете (Ин.14:17; 8:43; 12:37–40; Еф.2:12; 3:19–20), – «в злохудожну душу не внидет премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху» (Прем. 1:4). Сам апостол Пётр – что пишет о посланиях св. апостола Павла в 2Пет.3:16: «Во всех посланиях – Павловых есть нечто неудоборазумительное, что невежды и неутверждённые к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». А вам всё понятно? Удивительно весьма, почему же вам непонятно то, что вы грешники, немощные в познании истины Божией и самопроизвольно лишили себя всех средств ко спасению? Если вы, православные братия, прочитаете указанные вам уже места из Свящ. Писания, да благоговейно, усердно с полной верой Слову Господню и кроме этих ещё: (Лк.10:12; Сир. 10:7, 14–15; Ис. 5:21. Сир. 1:30; Еккл. 7:16; Сир. 3:18, 24; Рим. 12:3–16; 1Кор.1:19–27; 2:4–7; Иак. 3:15; Быт. 3:4–5; Лк.16:8; Иов. 5:13; Пс.93:4; 1Кор.3:18–20; Мф.5:8; Исх.6:9–10; Мк. 13:14–15; Ин.1:5; Ин.14:26; 15:26; Пс.110:10; 111:1; Пс.11:3; 1Пет.1:14; 5:5, 10–11), – то увидите всю душепагубность штундистской секты. И теперь помолимся все о верных Богу и об уклонившихся от истины, да утвердит Господь верных Своих во истине Своей, и заблудших да наставит на путь покаяния и обращения к единственно спасительному пристанищу – св. православной Церкви! Да будет!


Источник: Поучения о душепагубности штундистского учения / [Соч.] Киев. епархии свящ. Саввы Богдановича. - 4-е изд. - Киев : тип. Киево-Печерск. Успенск. лавры, 1907. - 56 с.; 19. - (Миссионерские проповеди).

Комментарии для сайта Cackle