епископ Серафим (Шарапов)

День Святого Духа

Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.

Ин.16:7

Сошествие Святого Духа на апостолов было последним, завершительным актом в Домостроительстве спасения рода человеческого, от начала мира предопределенного в Предвечном Совете Святой Троицы.

Правосудие Божие требовало возмездия за грехи прародителей наших. Благость Божия готова была склонить гнев Божий на милость, а Премудрость Божия, удовлетворив правосудию через Крестные Страдания Сына Божия, вновь облагодетельствовала род человеческий, возродив его Духом Святым, сошедшим на апостолов в пятидесятый день по Воскресении Христовом.

В этот день силою Духа Святого в лице апостолов Христовых было восстановлено уничтоженное прародительским грехом духовное начало в человеческой природе. Итак, неизреченное человеколюбие Божие – вот единственный источник нашего спасения. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Без великой Голгофской жертвы наше спасение было бы невозможно. Если бы Христос не пострадал за грехи людей, если бы Своей смертью не «искупил нас от клятвы законныя» (Гал.3:13), Дух Святой не сошел бы на апостолов, а через них и их законных преемников не возродил бы и нас с вами для новой духовной жизни.

Именно эту мысль выражает Христос в прощальной беседе с учениками, идя на вольные Страдания. В утешение им Он говорит: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».

Как сказал Господь, так и сделал: добровольно взошел на Крест, пострадал и умер за грехи людей, Воскрес из мертвых, Вознесся на небо и в пятидесятый день после Воскресения послал Утешителя Духа Святого.

Действием Святого Духа ученики Христа первыми приобщились к духовной жизни во Христе, а через них и все последующие поколения христиан, в том числе и мы с вами. Благодать Святого Духа действует на нас в Святых Таинствах Церковных.

В Святом Крещении мы рождаемся для духовной жизни, в Таинстве Миропомазания получаем благодать Святого Духа, возращающую и укрепляющую нас в духовной жизни, в Таинстве Покаяния Дух Святой разрешает нас от грехов, понижающих нашу духовную жизнеспособность и жизнедеятельность, в Таинстве Святого Причащения мы соединяемся со Христом теснейшим образом через принятие Пречистого Тела и Честныя Крови Христа, в Таинстве Брака супругам дается благодать Святого Духа, необходимая им для правильного воспитания детей в православной вере и благочестии, в Таинстве Елеосвящения больному сообщается благодать Духа Святого, исцеляющая его от болезни, и, наконец, в Таинстве Священства преподается благодать Всесвятого Духа кандидатам священства. Таким образом, каждый христианин от первых дней рождения своего и до самой смерти непрерывно находится под действием благодати Святого Духа.

«Если мы живем духом, – говорит святой апостол Павел, – то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражатъ, друг другу завидовать» (Гал.5:25–26). И дальше тот же Апостол учит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал.6:1). Так определяет апостол Павел духовность верующих во Христа, их принадлежность к духовной жизни.

Можем ли мы – христиане – назвать себя духовными в апостольском смысле? Проявляется ли в жизни нашей, в наших действиях сила благодати Святого Духа? Если вы хотите иметь точный и правдивый ответ на поставленные вопросы, то спросите постоянного неподкупного свидетеля всех ваших действий и намерений, – спросите свою совесть. И она даст каждому из вас правдивый и вполне определенный ответ на вопрос: поступаете ли вы по духу?

Если вы не тщеславны, никого не раздражаете и никому не завидуете, не укоряете согрешающих братьев своих, а исправляете в духе кротости, то вы духом живете и по духу поступаете, то есть благодать Духа Святого действует в вас.

Но если совесть ваша уличит вас в тщеславии, в раздражительности, в зависти и нетерпимости к чужим грехам, то вы поступаете не по духу, то есть сила Духа Святаго не проявляется в ваших поступках, и, возможно, многие из вас и живут не по духу, совсем не имеют в себе благодати Духа Святого.

Итак, возможны три категории в духовной жизни; и к одной из них должен принадлежать каждый из нас:

первая категория – это живущие духом и поступающие по духу;

вторая категория – это те, кто живет духом, но не поступает по духу;

третья категория – это такие люди, которые и не живут духом, и по духу не поступают.

Нетрудно определить, к какой категории нужно отнести большинство из нас. Мы и в Бога веруем, и Троицу Святую почитаем, и Духа Святого призываем, и у Исповеди и Святого Причастия регулярно бываем, но в жизни своей не воздержаны, по мотивам тщеславия раздражительны, из зависти осуждаем недостатки ближних, не замечая своих собственных грехов. Как видите, большинство из нас относится ко второй категории по своей духовности. Есть у нас и желание, и намерение делать добро, но нет твердой силы воли, чтобы благие намерения всегда превращать в добрые поступки.

Что касается лиц третьей категории, то они хотя и не отреклись от Бога, но заглушили в себе внутреннюю потребность в духовном единении с Богом, и дома мало молятся, и в церковь Божию редко ходят, и не говеют, и праздников церковных не почитают, и к нуждам ближнего равнодушны.

Сознавая собственные грехи, постараемся освободиться от них с помощью благодати Божией, в духе кротости окажем посильное содействие, братскую помощь всем нуждающимся в исправлении. «Доколе есть время, – говорит апостол Павел, – будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2).



Источник: Серафим (Шарапов), епископ. Войдите в радость Господа: Праздники церковного года – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 128 с. – (Православие в жизни).

Вам может быть интересно:

1. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

2. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

3. Sermons – Assumption Антоний, митрополит Су́рожский

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XI – Клавдий, св. мученик италийский профессор Александр Павлович Лопухин

5. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

6. Слова и речи. Том II – Слово в день св. Пасхи митрополит Никанор (Клементьевский)

7. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

8. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

9. Богослужение Православной Христианской Церкви протоиерей Михаил Соколов

10. Письма к монашествующим. Отделение 1. Письма к монахам преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Комментарии для сайта Cackle