Источник

По поводу статьи архимандрита Илариона «Единство идеала Христа»

Статья А. Илариона861 была напечатана в 1915 году в журнале «Христианин». В ней автор филологически и патрологически старается доказать, что брачное и девственное состояние человека в нравственном отношении равноценны.

Как это ни удивительно, А. Иларион исходит в доказательствах своей неправильной мысли из следующих слов Ап. Павла в его первом послании к Коринфянам: Вдаяй браку свою деву, добро творит, и не вдаяй, лучше творит862. В греческом тексте эти апостольские слова читаются так: ὥστε καὶ ὁ ἐκγαμίζων καλῶς ποιεῖ ὁ δὲ μὴ ἐκγαμίζων κρεῖσσον ποιεῖ.

Остановим своё внимание на философской аргументации А. Илариона. Она сводится к выяснению значения слова καλῶς – хорошо. По его мнению, св. Ап. Павел сказал «хорошо» в смысле «удобно», ибо καλός, говорит А. Иларион, означает «удобный». Отсюда по мысли А. Илариона, Ап. Павел, в вышеуказанных своих словах хотел сказать, что выдающий замуж свою деву поступает хорошо, ибо в замужестве удобно спасаться; а не выдающий замуж свою деву поступает лучше, ибо в девственном состоянии ещё удобнее спасаться.

Таким образом, по мнению А. Илариона, монашество превосходит брачную жизнь только в практическом отношении, поскольку иноку удобнее спасаться, чем семейному человеку, связанному житейскими заботами.

Здесь А. Иларион не обнаруживает надлежащего знания греческого языка или же пользуется этим знанием слишком тенденциозно. Слово καλός имеет несравненно более значений этического, чем практического характера.

Как прилагательное, слово καλός означает – красивый, прелестный, милый, приятный, великолепный, удобный, благоприятный, благородный, честный, почётный, славный. Как существительное, ὁ καλός означает почётное прозвище добрый, милый; τὸ καλόν – нравственно-прекрасное, честное, добродетель, красота, слава, честь; τὰ καλά – всё прекрасное и благородное, счастье, почётные должности, благородные занятия, славные, прекрасные подвиги, слава. Отсюда производное от καλός (собственно – от φιλόκαλος) слово φιλοκαλία означает любовь к прекрасному. Этим же словом в греческом языке называется добротолюбие. Как наречие, καλῶς означает – хорошо, красиво, целесообразно, удобно, полезно, умно, справедливо, правильно, счастливо, благоприятно, приятно, прилично, благородно, достойно, славно, честно. Отсюда – καλῶς ἔχειν, означает: быть красивым, вести себя честно.

Такие значения слова καλός вполне понятны и естественны, ибо сие слово получило свои права от слова ἀγαϑός – добрый, имеющее чисто этнический характер во всех своих значениях.

Этого мало. Являясь в греческом языке очень распространённым, слово καλός даже вытесняет слово ἀγαϑός. Поэтому, что в особенности для нас важно в данном случае, мы видим то, что наречие – ἀγαϑῶς редко встречается в греческом тексте, а вместо него употребляется ιῦ или καλῶς.

Таким образом, отсюда видно, насколько неправ А. Иларион, указывая только на практический смысл слова καλός и, в частности, его наречия – καλῶς.

Но главная филологическая ошибка А. Илариона заключается здесь в том, что он, обратив внимание в вышеприведённых словах ап. Павла на слово: хорошо – καλῶς, не обратил внимания на слово: лучше – κρεῖσσον (сравнительная степень от ἀγαϑός). А в этом смысле заключается в данном вопросе весь центр тяжести. Ведь нам важно знать здесь не то: почему хорошо поступает человек, выдающий свою деву замуж, а то: почему он поступает лучше, когда оставляет свою деву пребывать в девственном состоянии?

И на этот вопрос нам отвечает Ап. Павел словом: κρεῖσσον, которое говорит только об этическом и больше ни о каком превосходстве девства над браком.

Так же, если не более, несостоятелен А. Иларион и в другом своём патрологическом доказательстве неправильной мысли в оценке брака и девства. Мы имеем в виду его ссылку на следующие слова св. Афанасия Великого из послания сего отца Церкви монаху Амуну: «Блажен, кто в юности вступив в свободный союз, естественные силы обращает на чадородие»863.

Если бы А. Иларион прочитал всё это послание св. Афанасия к монаху Амуну, то он не стал бы его цитировать, ибо всё его содержание направлено против тех, которые, подобно А. Илариону, обесценивали девство. В особенности против А. Илариона говорят слова из сего послания, которые следуют непосредственно за только что приведёнными словами Великого Афанасия: «А если делает это (употребление чадородных членов) по сладострастию, то блудников и прелюбодеев ожидает изображённое у Апостола наказание (1Кор.6:9–10). Ибо в этом отношении два пути в жизни: один – умеренный и житейский, разумею супружество, другой – Ангельский и труднопроходимый, т. е. девство. Если кто изберёт путь мирской, т. е. супружество, то он, хотя не заслужит порицания, однако же, не получит и стольких дарований, а в той мере получит, в какой сам приносит плод в тридесять (Мф.13:23). А если кто возлюбит путь чистый и примерный, то, хотя оный в сравнении с первым суров и труден, однако же идущий им приобретает чудные дарования; потому, что произрастил совершенный плод во сто»864.

Таким образом, ясно, что св. Афанасий Великий считает блаженным человеком, вступившего в брак, только сравнительно с блудником; а сравнительно с блудником; а сравнительно с девственником от считает его незаслуживающим порицания и приносящим плод лишь в тридцать крат.

Точно так же смотрит на девство и брак и св. Иоанн Златоуст и все св. отцы Церкви.

Св. Иоанн Златоуст по сему вопросу в своей книге о девстве говорит: «Девство – добро, оно лучше брака. И если угодно, я прибавлю, настолько лучше – насколько небо лучше земли, и Ангелы – людей, а сильнее сказать, то и этого больше… что сладостнее, прекраснее и светлее девства? Оно издаёт лучи светлее самых лучей солнечных, отрешая нас от всего житейского и приготовляя взирать чистыми очами прямо на Солнце правды»865.

Говоря, что девство не выше брака в нравственном отношении, А. Иларион или совсем не знал святоотеческого учения, или не хотел знать его. Но в том и другом случае, он одинаково был далёким от источников нашего истинного Православного богословия.

* * *

861

Скончался в России в сане Архиепископа.

863

Твор. св. Афанасия Вел., ч. 3, стр. 366–370. Св. Троицк. Лавра, 1903.

864

Твор. св. Афанасия Вел., ч. 3, стр. 366–367; курсив наш.

865

Твор. св. Иоанна Златоуста, т. 1 кн. 1 «О девстве», стр. 303, 313. СПБ. 1898.


Источник: Искажение православной истины в русской богословской мысли / Архиепископ Серафим (Соболев). - София, 1943. - 348 с.

Комментарии для сайта Cackle