Азбука веры Православная библиотека святитель Серафим (Соболев) Послание к пастве, по случаю праздника Светлаго Христова Воскресения


святитель Серафим (Соболев)

Послание к пастве, по случаю праздника Светлаго Христова Воскресения

Христос Воскресе!

«О Пасха, избавление скорби!» – Вот слова пасхальнаго богослужения, которыми св. Церковь хочет побудить нас, мои возлюбленныя о Христе чада, всецело отдаться радости праздника Светлаго Христова Воскресения.

Может быть, некоторые из нас скажут: как вместить эти слова в сердца наши, когда мы так тяжко страдаем от скорбей. Последних всегда было много в нашей жизни и чем далее идет время, тем эти скорби становятся для нас тяжелее и невыносимее. Вот и ныне Господь посетил нас такими бедствиями, каких еще не было доселе. Настали времена, когда от разрушительных изобретений современной культуры нельзя укрыться ни в катакомбах, ни в горах, ни в пустынных местах. Мы являемся свидетелями чудовищнаго явления в человеческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное население, вплоть до неповинных женщин и детей.

Теперь становится понятным, каким образом может быть истреблена третья часть живущих на земле людей, что произойдет перед самым вторым пришествием Господа и о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова в таких словах: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненныя, гиацинтовыя и серныя; головы у коней – как головы у львов, а изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» (Апок. 9, 17–18).

Итак, от какой же скорби избавляеть нас св. Пасха? Несомненно, здесь разумеются не внешния скорби, которыя омрачают нашу жизнь и отнимают от нас временное благополучие. Иначе Господь не указал бы на эти скорби, как на признак, отличающий Его последователей, сказавши: «В мире скорбни будете» (Иоан. 16, 33). По учению Христа, эти скорби являются для нас даже спасительным путем, которым мы должны идти к вечной блаженной жизни, почему Господь и сказал: «узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7, 14). А великий Ап. Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни. Во втором послании к Коринфянам он говорит: «по мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1, 5).

Какую же надо разуметь скорбь, избавление от которой дарует нам св. Пасха? Пасха, или Светлое Христово Воскресение, есть наше избавление от скорби будущих вечных мучений. А так как причиною этих мучений является грех, то св. Пасха есть избавление нас от порабощения греху, источнику всякой пагубы. Вот почему в ежедневной молитве великаго подвижника Киево-Печерской лавры, иеросхимонаха о. Парфения, мы находим такия слова: «О, Боже мой... избави мя от единственнаго и величайшаго зла – греха».

Это избавление от греха даруется нам Богом в таинствах Церкви вместе с благодатию Св. Духа. А благодать сия, при содействии нашей свободной воли, не только освобождает нас от брамени греха, но сообщает нам божественную силу, чтобы соблюдать спасительныя заповеди, достигать святости и быть наследниками райскаго блаженства. Недаром в пасхальном богослужении св. Пасха ублажается Церковию не только, как избавление от скорби, но и как «всех освящающая верных» и «двери райския нам отверзающая».

Вот от какой скорби избавляет нас св. Пасха и какия блага духовныя и вечныя она дает нам вместе с этим избавлением.

Да поможет нам Воскресший Господь Спаситель всегда ощущать в себе благодатную силу избавления нас Пасхою от скорби нашего порабощения греху. О, если бы сие избавление совершилось в наших сердцах! Оно даровало бы нам святую жизнь, которая была бы для нас источником божественной радости еще здесь на земле, согласно словам Христа: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей... радость Моя в вас будеть и радость ваша исполнится» (Иоан. 15, 10–11).

Однако, благодатную силу этой божественной радости во всей полноте мы будем испытывать только в загробной жизни. Эта радость будет так велика, что мы сейчас даже не можем себе ея представить. Предвкушая райское блаженство, св. Иоанн Богослов сказал: «не у явися, что будем: вемы, же, яко, егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть» (1Иоан. 3, 2). Испытавши сие блаженство при своем вознесении до третьяго неба, св. Ап. Павел не мог изобразить его словами. А преп. Серафим Саровский, удостоенный от Бога такого же дивнаго откровения, мог только сказать: «Ах, если бы мы знали, какая радость и какой восторг объемлют душу праведнаго при ея вселении в райския обители, то мы согласились бы во временной сей жизни с полною готовностью терпеть всевозможныя скорби, лишь бы нам не лишиться того блаженства, какое Господь уготовал любящим Его».

Ясно, что все наши скорби ничто, в сравнении с райским блаженством небеснаго Царства. Поэтому пусть светлый праздник Воскрессния Христова не омрачается внешними, хотя бы и весьма великими, нашими скорбями и страданиями. Будем помнить слова Ап. Павла: «Нынешния временныя страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18).

Пусть не омрачается в нас радость светлаго праздника скорбями и потому, что в борьбе с ними мы не одиноки. С нами всегда Сам Спаситель с Своею благодатною помощью. Над нами простерт всесильный покров Его Пречистой Матери. Нам всегда готова помощь в скорбях от безплотных сил, которыя «ныне... с нами невидимо служат» Христу. С нами и все святые угодники Божии.

Будем только верными Господу, не будем изменять Ему своими грехами, страстями и пороками. Тогда в нашей жизни осуществятся Его божественныя непреложныя слова. «Не оставлю вас сиры; прииду к вам» (Иоан. 14, 18). «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Тогда не оставит Он нас с вами, мои возлюбленныя о Христе дети, и после нашей смерти, и над нами исполнятся слова Христовы: «Добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Матф. 25, 21). Аминь.


Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. - София, 1944. - С. 171-173. Электронный источник: Слово Пастыря

Вам может быть интересно:

1. Слово на день праздника святителя Николая. О смирении святитель Серафим (Соболев)

2. Слово в пяток первой недели Великого поста, на утрени святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Эдессы) священномученик Пимен (Белоликов)

4. Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана преподобный Феодор Студит

5. День памяти св. Феодосия Тотемского священномученик Сергий Мечёв

6. Похвальное слово святому Иоанну Предтече святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

7. Слово в неделю Ваий, на освящение храма св. Николая Чудотворца, что в Старой Кузнецкой митрополит Платон (Левшин)

8. Слово в неделю Ваий святитель Прокл, патриарх Константинопольский

9. Полвека у Престола Божия диакон Павел Сержантов

10. Послания к монахине Евлогии святитель Феолипт Филадельфийский

Комментарии для сайта Cackle