Азбука веры Православная библиотека святитель Серафим (Соболев) Слово на праздник Крещения Господня. О крещенской благодати, как отличительном признаке православных христиан



святитель Серафим (Соболев)

Слово на праздник Крещения Господня. О крещенской благодати, как отличительном признаке православных христиан

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, с великим праздником Крещения Господня. Молитвенно желаю, чтобы Господь не лишил всех нас благодати Святаго Духа – той благодати, которая некогда сошла на Иисуса Христа во время Его Крещения от Иоанна Предтечи.

Не для Спасителя сошла эта благодать, ибо Он, как человек, был исполнен ею в самой совершенной мере еще с момента Своего зачатия в утробе Пречистой Девы Марии, которое совершилось Духом Святым. Благодать сия сошла на Христа для воспринятаго Им на Себя нашего человеческаго естества с тем, чтобы после Крещения Господня, начиная с Апостолов, и все люди крестились и, в своем крещении, получали божественную благодать в целях своего спасения. Вот почему Апостол Павел ныне за литургией, имея в виду крещение Господне, а потом и наше крещение, на апостольском чтении говорит нам: «Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 11–13).

Учение о таком спасительном действии новозаветной крещенской благодати было еще в Ветхом Завете. Имея в виду такое действие сей благодати в жизни новозаветных верующих людей, великий пророк Иезекииль так говорил им от лица Господня: «И воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших... и очищу вас. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отыму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас» (Иез. 36, 25–26).

Мы с вами, возлюбленныя о Христе чада, должны знать учение о новозаветной, возрождающей нас, благодати, ибо оно является сущностью нашей православной веры. Ведь ниспослание нам благодати Святаго Духа было целью страданий и смерти Христа, по Его собственным словам (Иоан. 16, 7). А по учению преп. Симеона Новаго Богослова, восприятие нами этой благодати было последнею целью всего божественнаго домостроительства в деле нашего спасения1. По свидетельству сего великаго отца Церкви, кто не живет для сей крещенской благодати, как цели своей жизни, тот никогда не наследует Царства Небеснаго.

Но если эта благодать есть цель нашей жизни, то, само собой разумеется, мы должны о ней иметь познание. Вот что прежде всего мы должны знать с вами, возлюбленные, касательно новозаветной благодати, которую мы получаем во время нашего крещения в таинстве св. миропомазания. Если она, как видим мы из слов Ап. Павла и пророка Иезекииля, делает нас святыми и обновляет наши сердца, то при помощи какой же благодати Святаго Духа делались праведниками люди в Ветхом Завете? Иначе сказать: какая существует разница между действием ветхозаветной и новозаветной благодати?

На этот вопрос отвечает нам Блаженный Диадох, говоря, что до Христа благодать Святаго Духа действовала со-вне на человека, а грех действовал в самом сердце его; после же Христа, наоборот: грех действует со-вне на человека, а благодать – в самом сердце его2.

Отсюда, по учению св. Иоанна Златоуста и преп. Иоанна Кассиана, ветхозаветная праведность могла возвышаться лишь до освобождения человека от пороков, до воздержания от внешних преступных деяний, а внутренней чистоты и внутренних высших совершенств она не давала3. Вот почему, по словам св. Иоанна Златоуста, такие великие ветхозаветные праведники, каковыми были Моисей и Самуил, не дерзали вступать на путь девственной жизни и были связаны брачными узами.

И лишь новозаветная праведность, как учат преп. Макарий Великий и тот же преп. Иоанн Кассиан, дала возможность достигать человеку совершенных добродетелей по их сердечной чистоте и неизменности4. Эти новозаветныя добродетели являются дивными делами Божиими и даже самым великим чудом, превращающим человека плотского в духовнаго, и земного в небеснаго5.

Только в Новом Завете настала возможность для появления таких величайших праведников, какими были Ап. Павел, св. Андрей Христа ради юродивый, св. Варсонофий Великий и преп. Серафим Саровский. Будучи в теле, они возносимы были Богом до престола Божияго – туда, где непрестанно славословят Св. Троицу Серафимы и Херувимы. Живя на земле, они наслаждались райским блаженством в то время, как для ветхозаветных праведников это блаженство было закрыто, и даже самые великие из них после своей смерти сходили в ад. Новозаветные праведники представляют из себя чудное зрелище, подобное купине, которая горела и не сгорала. Подвергаясь всем немощам и страданиям человеческой плоти, они были в теле, как не в теле. Испытывая на себе нападения греха, страстей и диавола, они были неуязвимы, и потому новозаветные праведники ублажаются Церковию, как небесные люди и земные ангелы. Подобно Богу, они всегда озарялись невидимым для обычнаго человеческаго глаза неизреченным светом, в особениости после св. Причащения, которое их обожало и делало ангельски совершенными, чистыми и святыми и не только в делах, но и в помыслах, чувствах и желаниях.

Вот чем отличается Новый Завет от Ветхаго, или действие ветхозаветной благодати от новозаветной.

Если мы теперь пожелаем узнать: какая существует в отношении к сей новозаветной благодати Святаго Духа разница между христианами православными с одной стороны и инославными, т. е. католиками и протестантами, с другой, то опять увидим очень большое различие между теми и другими, с несравненным превосходством первых над последними.

Нельзя говорить, что у католиков нет благодати. У них есть благодать, в силу непрерывной преемственности законной иерархии, ведущей свое начало от самого Ап. Петра. Но эта благодать у католиков не действенна. Она, если только можно так выразиться, связана католическими ересями и потому не спасает. И к католикам вполне применимы слова Ап. Павла: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1, 8).

Что же касается до протестантов, то их даже и сравнить нельзя с православными в отношении к новозаветной благодати, ибо у них нет сей внутренней перерождающей благодати. Нет ея потому, что она во всех дарах Божественнаго Духа подается верующим в таинстве св. миропомазания. А сего таинства нет у протестантов. Кроме того, нет у них и таинства священства. Следователыю, нет иерархии, через которую изливалась бы сия благодать.

Впрочем, в отношении к сей новозаветной благодати существует огромная разница и среди самих православних христиань, что мы должны с вами, возлюбленные, более всего знать и о чем всегда должны памятовать. Иноки Каллист и Игнатий, со слов богоноснаго св. Марка Подвижника, говорят, что в таинствах крещения и мирономазания мы воспринимаем совершенную благодать Святаго Духа с тем, чтобы через покаяние и исполнение заповедей Божиих раскрывать, или возгревать в себе эту божественную благодать до дивных проявлений и плодов Святаго Духа6.

Но огромное большинство православных христиан не печется об этом и уподобляется в своем отношении к получаемой ими благодати Святаго Духа неразумным девам (Матф. 25, 1–13), у которых, в силу их нерадения, погасли светильники, почему оне и не вошли в брачный чертог Жениха. Православные христиане в своем подавляющем большинстве не только не раскрывают и не возгревают в себе крещенскую благодать, но отгоняют ее своими страстями, в особенности, страстями блуда, злобы и гордости, чем навлекают на себя страшное наказание Божие. Так некогда за плотской разврат Господь отъял Свою благодать от людей и уничтожил через потоп весь мир, кроме Ноя с его семейством, сказавши: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3). Так за тот же разврат Господь покарал и жителей Содома и Гоморры (Быт. гл. 18–19).

Что злоба совершенно несовместима с благодатию Святаго Духа, об этом в Божественном Писании говорится так: «Яко в злохудожную душу не внидет премудрость» (Прем. 1, 4). А гордость настолько противна Богу, что ради нея, как учит св. Иоанн Лествичник, мы не только лишаемся благодати, но самого Бога делаем своим врагом, почему в Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6; 1Петр. 5, 5; Прит. 3, 34).

Поэтому будем, возлюбленные о Христе братья и сестры, удаляться от всех страстей и в особенности от блуда, злобы и гордости, чтобы не лишиться нам благодати Святаго Духа, а вместе с нею не потерять своего вечнаго спасения.

Да, Господь не с тем дает нам в таинствах крещения и миропомазания благодать, чтобы затем отнять ее от нас хотя бы и за грехи наши. «Нераскаянна бо» (непреложны) «дарования и звание Божие», говорит Ап. Павел (Рим. 11, 29). Даже при самых великих, смертных грехах эта благодать, хотя и удаляется от нас, но не перестает быть нашею собственностью. Поэтому достаточно нам покаяться, чтобы она опять вошла в наши сердца. Даже после смерти сия божественная благодать продолжает быть нашею. И лишь на страшном суде Христовом, если мы недостойно сей благодати провождали свою жизнь на земле, она отнимется от нас навеки. Только после этого мы, как не имеющие благодати Святаго Духа, или, как говорит св. Симеон Новый Богослов, сей брачной одежды7, будем осуждены на вечныя муки.

Эта мысль об окончательном отделении от нас за наше нерадение крещенской благодати Святаго Духа, по толкованию св. Василия Великаго, выражается в следующих словах нашего Спасителя: «Приидет господин раба того» (разумеется, безпечнаго) «в день, в онь же не чает, и в час, в онь же не весть: и растешет его» (т. е. навсегда отделит от него, как объясняет св. Василий Великий, благодать Святаго Духа), «и часть его с неверными положит» (Лук. 12, 46)8.

Чтобы не случилось с нами сего, будем, возлюбленные, всегда помнить слова Ап. Павла: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр. 12, 15). Поэтому будем хранить полученную нами при крещении благодать Святаго Духа и раскрывать ее посредством безкомпромиссной борьбы со своими страстями и ревностнаго исполнения божественных заповедей. Будем провождать жизнь в целомудрии, христианской любви и смирении.

Тогда благодать Божия попалит в нас все наши страсти; сделает нас обителью Святаго Духа и всей Святой Троицы. Тогда Господь будет исполнять все наши молитвы о даровании нам благ земных и небесных. Он осуществит тогда над нами Свои непреложныя слова: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся»9 «приложатся вам» (Матф. 6, 33). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор. 13, 13). Аминь.

Произнесено в Русском посольском храме св. Николая г. Софии 6 января 1934 г.

* * *

1

Слова св. Симеона Новаго Богослова, вып. I, стр. 291. М., 1882.

2

Добротолюбие, т. III, стр. 53. М., 1881.

3

Твор. св. Иоанна Златоуста, Беседа 14-я, стр. 92; сравн. Беседа 25-я, стр. 162–165, т. IX; Беседа на послание к Рим. 7, 14; стр. 48; Твор. св. Иоанна Кассиана. Собеседование 13-е, стр. 404.

4

Твор. преп. Макария Великаго. Беседа 26-я, стр. 202–203. Св.-Троиц. Лавра 1904. Твор. преп. Иоанна Кассиана, стр. 404.

5

Твор. преп. Иоанна Кассиана, стр. 397, 398.

6

Добротолюбие, т. V, стр. 335–337. М. 1889.

7

Слова св. Симеона Новаго Богослова. Вып. II, стр. 394.

8

Твор. св. Василия Великаго. Т. I. «О Святом Духе», гл. 16, стр. 610. СПб. 1911.

9

Т. е. все временныя блага.


Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. - София, 1944. - С. 109-114. Электронный источник: Слово Пастыря

Вам может быть интересно:

1. Слово на праздник Крещения Господня. О внутренней крещенской благодати святитель Серафим (Соболев)

2. Слово на день Крещения Господня митрополит Платон (Левшин)

3. Приступающему к крещению Сергей Иосифович Фудель

4. Слово в день Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О христианской правде святитель Василий (Богдашевский), исповедник

5. Слово первое в неделю православия, в начале обряда православия святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана преподобный Феодор Студит

7. Шестая неделя по Пасхе - о слепом священномученик Сергий Мечёв

8. Путь архиерейский священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский

9. О должности духовника, служащего инокиням преподобный Филарет Глинский (Данилевский)

10. Послание к отцам, оставшимся в Драгомирне преподобный Паисий (Величковский)

Комментарии для сайта Cackle