Азбука веры Православная библиотека святитель Серафим (Соболев) Слово на праздник Крещения Господня. Раскрытие в нас крещенской благодати, как цель христанской жизни



святитель Серафим (Соболев)

Слово на праздник Крещения Господня. Раскрытие в нас крещенской благодати, как цель христанской жизни

«Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас».

Вот слова праздничнаго кондака, которыя выражают всю сущность и значение великаго праздника Крещения Господня. Поэтому спасительно нам знать, мои возлюбленныя о Христе чада, что надо разуметь под знаменованием нас божественным светом?

На этот вопрос мы находим ответ в посланиях Ап. Павла, где он говорит: «Известяуяй же нас с вами во Христа и помазавый нас, Бог, Иже и запечатле нас, и даде обручение» (залог) «Духа в сердца наша» (2Кор. 1, 21–22). «Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления» (Ефес. 4, 30; ср. 1, 13). Из этих апостольских слов видно, что под знаменованием нас божественным светом надо разуметь запечатление, или помазание нас благодатию Святаго Духа, которое мы воспринимаем во время таинств крещения и миропомазания. Эта благодать и есть божественный свет, которым Господь при крещении отгоняет от нас духов тьмы, просвещает и делает нас сынами Божиими. Вот почему этот свет благодати нередко созерцается над крестившимися, как об этом повествуется в жизнеописании угодников Божиих.

Таким образом, св. Церковь напоминает нам в сей великий праздник о знаменовании нас божественным светом крещенской благодати. Она напоминает нам об этом потому, что сия благодать есть самое главное наше сокровище и в раскрытии, или стяжании сей благодати исполнением божественных заповедей до степени ея дивных проявлений в нас заключается вся цель нашей христианской жизни. Конечно, этим напоминанием св. Церковь хочет заставить нас всем сердцем стремиться к осуществлению сей цели.

Увы, как много среди нас людей, которые лишь по имени являются православными христианами. Они совсем не живут жизнью Церкви, не посещают храма Божияго, не исповедуются, не причащаются и не только не стремятся к стяжанию благодати Святаго Духа, как цели своей жизни, но не имеют никакого представления о сей благодати, об этом божественном знаменовании, которое является отличительным признаком православных христиан. По свидетельству св. Симеона Новаго Богослова, такое неведение непростительно. Мы всегда можем узнать, в чем заключается цель нашей христианской жизни из учения Церкви, основаннаго на Священном Писании и святоотеческих творениях. За такое отвержение благодати Господь, по учению св. Василия Великаго и того же св. Симеона Новаго Богослова, на страшном суде Своем отнимет от нас сию крещенскую благодать, в которой мы как в брачной одежде, только и можем войти в небесный чертог Царства Христова1.

Немало среди нас найдется и таких православных христиан, которые посещают храм Божий, исповедуются и причащаются св. Христовых Таин. Они всегда слышат учение Церкви о благодати и могли бы знать, что крещенская благодать есть средство к достижению нами Царства Божияго и есть самое это Царство, стремиться к которому Господь призывает нас прежде всего. Нередко эти люди отличаются даже внешним благочестием. Однако, главная цель их жизни заключается не в единении со Христом и не в устремлении к Его Царству, а в благах земных. Поэтому к ним относятся слова Христа: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене» (Матф. 15, 8). Их имел в виду Господь и в притче о званных на великую вечерю, когда сказал: «глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит Моей вечери» (Лук. 14, 16–24). А эта вечеря есть ничто иное, как блаженное единение со Христом и здесь, и в будущей жизни через благодать Святаго Духа.

Есть, наконец, среди нас и такие православные христиане, которые не только имеют познание о цели нашей жизни, но для достижения ея живут в подвигах и даже возлагают на себя самый великий из них – девство. Но передко и такие подвижники погибают для вечнаго блаженства. Это бывает тогда, когда они, подобно неразумным девам, оказываются без елея, т. е. без любви, без которой не раскроется и не возгорится в нас благодать Святаго Духа. Следовало бы им помнить слова Ап. Павла: «аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи... И аще... вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть» (1Кор. 13, 1–3).

Так мало среди нас можно найти людей, которые идут правильным путем к раскрытию в себе крещенской благодати, – к осуществлению цели христианской жизни и достижению вечнаго спасения. Вот почему Господь сказал: «узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7, 14).

В таком случае, как же, возлюбленные, спастись нам, грешным и немощным людям, как раскрыть в себе крещенскую благодать Святаго Духа? – По учению Священнаго Писания и св. отцов Церкви, сия благодать раскрывается исполнением божественных заповедей и, в особенности, смирением. Последнее лежит в основе всех заповедей. Оно есть самое главное средство к раскрытию, или стяжанию благодати Святаго Духа. Пользуясь этим средством, мы можем спастись и без особых подвигов.

Будем всегда помнить случай из жизни преп. Антония Великаго. Однажды в его уме возник помысл: есть ли еще на земле подобный ему подвижник? И вот, Дух Святый привел его в Александрию, в бедную хижину одного башмачника. На вопросы Великаго Антония разсказать ему о своих подвигах, башмачник ответил: «Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое либо добро; почему, вставши утром прежде, чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в Царствие небесное за свои добрыя дела; один я за грехи мои осужден буду на вечныя муки. Это же самое от всего своего сердца повторяю я и вечером перед сном». Услышав это, св. Антоний сознал, что, точно, не достиг еще такой глубины смирения.

Вот какое великое значение имеет для нас смирение. Да поможет нам Господь всегда к нему стремиться. Будем только стараться не по фарисейски, лицемерно, а искренно и от всего сердца смиряться перед Богом, сознавая свою греховность и ничтожество перед Ним. В особенности же будем смиряться перед своими ближними, всячески искореняя из сердца осуждение их. Для этого не будем выискивать одни только недостатки у наших ближних, но будем стараться обращать внимание на их достоинства. Таким смирением мы раскроем в себе крещенскую благодать Святаго Духа и к нам будут применены слова Божественнаго Писания: «Господь... смиренным... дает благодать» (Иак. 4, 6), и: «смиренныя духом спасет» (Псал. 33, 19). Аминь.

Произнесено в Русском Посольском храме св Николая г. Софии 6 января 1931 г.

* * *

1

Твор. св. Василия Великаго. т. I, «О Святом Духе», гл. 16, стр. 160; преп. Симеона Новаго Богослова. Слова, вып. II, стр. 394. М. 1890.


Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. - София, 1944. - С. 72-75. Электронный источник: Слово Пастыря

Вам может быть интересно:

1. Слово на праздник Крещения Господня. О внутренней крещенской благодати святитель Серафим (Соболев)

2. Слово на день Крещения Господня митрополит Платон (Левшин)

3. Водокрещи профессор Сергей Иванович Смирнов

4. Слово в день Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О христианской правде святитель Василий (Богдашевский), исповедник

5. О крещении мирском и иноверном протоиерей Тарасий Серединский

6. Мои дневники. Выпуск 2 архимандрит Никон (Рождественский)

7. Суббота 4-й недели Великого поста священномученик Сергий Мечёв

8. Слово второе в неделю Православия святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Полвека у Престола Божия диакон Павел Сержантов

10. Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе профессор Николай Никанорович Глубоковский

Комментарии для сайта Cackle