Азбука веры Православная библиотека святитель Серафим (Соболев) Слово на праздник Сретения Господня. О призвании всех людей ко спасению. Спасительное значение исполнения нами законов Православной Церкви



святитель Серафим (Соболев)

Слово на праздник Сретения Господня. О призвании всех людей ко спасению. Спасительное значение исполнения нами законов Православной Церкви

Всякий раз за вечерним богослужением мы слышим богодухновенную предсмертную песнь праведнаго Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»… Эта дивная песнь взята нашею Церковью из евангельскаго повествования о сретении Господнем, которое мы, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, слышали ныне за литургией. В особенности замечательны здесь дальнейшие слова: «яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Лук. 2, 30–31). В этих словах возвещается великая истина о призвании Богом всех людей ко спасению. Нам полезно вспомнить эту истину, ибо нередко некоторые из нас смущаются помыслами: почему так мало спасающихся и так много погибающих для вечной блаженной жизни. А эти помыслы влекут нас к великому греху ропота против Бога, будто Господь может быть виновником нашей погибели. Настоящие евангельские слова изобличают этот грех, ибо Господь всех людей зовет ко спасению, что явствует и из других слов Божественного Писания.

Напутствуя учеников после Своего воскресения на евангельскую проповедь, Господь говорил им: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28, 19). Вот почему Ап. Павел в первом послании к Тимофею говорит: Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 4; ср.: 1Тим. 4, 10).

Впрочем, Господь не только желает спасения всем людям и даже тяжким грешникам, но и влечет их ко спасению действиями Своего всеблагого Промысла. Эти действия спасительного о нас божественного промышления выражаются прежде всего в том, что Господь часто не карает тяжкие грехи отступления от Него и даже кощунства против Него, в ожидании покаяния грешников. "Господь, – говорит Ап. Петр, – долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут» (2Петр. 3, 9). Этим объясняется, почему иногда так долго живут самые великие грешники.

Мало того, Господь даже непосредственно вразумляет тяжких грешников, склоняя их к покаянию, или же делает это через истинных рабов Своих. Из Евангелия видно, как Господь отвлекал Иуду от величайшего преступления. Он умыл ноги ему. Он обличал его предательство и на тайной вечере даже сказал в присутствии самого Иуды ученикам, что лучше бы такому человеку и не родиться (Матф. 26, 24).

Вразумлял Господь и великого богоотступника Льва Толстого. Последний в своей печатной исповеди говорит о своем дивном сновидении, в котором Господь ясно показал ему, хотя Толстой этого и не понял, что неверие сведет его в преисподнюю и что только устремление к небу и вера в Бога даруют ему спасение. Вразумлял его Господь и через истинных рабов Своих и, в частности, через оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия и о. Иоанна Кронштадтского. Последний сам просил разрешения у Толстого приехать к нему. Толстой обещал принять о. Иоанна, но так и не принял. Перед смертью Толстого всеблагий промысл Божий увлек его в Оптину пустынь к ученику о. Амвросия, старцу иеросхимонаху о. Иосифу. Подойдя к келлии старца, Толстой остановился. Три раза он поднимал руку, чтобы отворить дверь, но так и не решился войти к о. Иосифу. Толстой так сильно отдался уже сатане, что диавольская сила не допустила его к старцу, и он погиб навеки.

Можно привести много и других примеров, из коих видно, как Господь дивно вразумляет тяжких грешников и влечет их ко спасению.

Таким образом, нельзя винить Господа в том, что так много людей погибает для вечного спасения. Господь всех зовет в Свое Царство. Но не все люди слушают этот божественный призыв и подчиняются спасительной воле Божией. Большинство из нас продолжает слушать только самих себя и следовать указаниям только своей самолюбивой и греховной воли на свою вечную погибель. Поэтому, слыша слова св. Симеона Богоприимца о призвании Богом всех людей ко спасению, не будем, возлюбленные, невнимательными к сему божественному призыву.

Что же мы должны делать? На этот вопрос отвечает нам то же самое нынешнее литургийное евангельское чтение, в котором говорится, что Господь с самых младенческих лет Своей земной жизни исполнял закон Моисеев, т. е. закон ветхозаветной Церкви. Он не имел в сем никакой нужды, как Божественный Праведник, но поступал так для того, чтобы заставить нас грешников исполнять закон Своей новозаветной Церкви для нашего собственнаго блага. В этом законе, или установлениих нашей Церкви, выражены все заповеди Божии. А какое великое спасительное значение оне имеют для нас, об этом так говорит божественный Псалмопевец: «во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Псал. 118:93, 127, 103). Какое значение имеют для нас заповеди Божии, об этом говорит нам и св. Евангелие. Кто исполняет заповеди, тот, по учению Христа Спасителя, похож на человека, который построил дом свой на камне. Сего дома не уничтожат никакия бури и дожди (Матф. 7, 24–25). Кто исполняет заповеди Христа, тот имеет радость Самого Бога (Иоан. 16, 10–11).

Поэтому будем, возлюбленные, следуя примеру Христа Спасителя, свято блюсти все божественныя заповеди, или законы нашей Церкви, чтобы избавиться благодатию Божиею от всех козней диавола и еще до смерти увидеть, подобно Симеону Богоприимцу, свое спасение и, подобно ему, умереть, прославляя Бога за все Его дивныя дела в нашей жизни, для вечнаго и радостнаго единения со Христом в будущем нескончаемом веке. Аминь.

Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии, 2 февраля 1932 года.


Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. - София, 1944. - С. 86-89. Электронный источник: Слово Пастыря

Вам может быть интересно:

1. Слово на праздник Сретения Господня святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

2. Проповедь на праздник Сретения Господня священномученик Сергий Мечёв

3. Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя святитель Кирилл Иерусалимский

4. Слово на праздник Св. Пятидесятницы. О благодати Святаго Духа, как цели нашей христианской жизни святитель Серафим (Соболев)

5. Слово в неделю Мясопустную святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Слово в день святителя Алексия, митрополита митрополит Платон (Левшин)

7. Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Эдессы) священномученик Пимен (Белоликов)

8. Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана преподобный Феодор Студит

9. Слово в неделю вторую Великого Поста и на день кончины в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г. архимандрит Никон (Рождественский)

10. Полвека у Престола Божия диакон Павел Сержантов

Комментарии для сайта Cackle