Азбука веры Православная библиотека святитель Серафим (Соболев) Слово в день праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы. О великом значении Пречистой Девы Марии в деле нашего спасения



святитель Серафим (Соболев)

Слово в день праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы. О великом значении Пречистой Девы Марии в деле нашего спасения

«Днесь спасения нашего главизна... Сын Божий Сын Девы бывает...» Вот слова тропаря в честь праздника Благовещения, на которыя мне хотелось бы, мои возлюбленныя о Христе братия и сестры, обратить особенное ваше внимание. Эти слова показывают нам, что при благовещении Архангела Гавриила Пречистой Деве Марии началось наше спасение через зачатие, или воплощение от Нея Сына Божия.

Св. Иоанн Златоуст указывает нам даже самый момент, когда сие совершилось. По его богомудрому толкованию евангельскаго повествования о Благовещении, зачатие Бога Слова произошло после слов Девы Марии, сказанных Архангелу Гавриилу: «се раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лук. 1, 38).

Почему же эти слова Пречистой Девы Марии, спрашивает св. Иоанн Златоуст, имели такое великое значение в деле нашего спасения? – Потому, отвечает он, что в них Пречистая Дева явила величайшую веру, основанную на Ея поразительном смирении. Услышавши от Архангела Гавриила, что Она будет матерью Сына Божия чрез сверх-естественное и безподобное в мире рождение, Пречистая Дева Мария не возомнила о Себе, не впала в грех гордости, но смирила Себя до последней степени, сказавши: «се раба Господня; буди Мне по глаголу твоему». Объясняя эти слова, великий святитель говорит: «Как неверием в слова Божии, происшедшим из гордости первой жены – Евы, мы погибли, так верою в слова Божии Пречистой Девы Марии, исшедшею из Ея изумительнаго смирения, мы спаслись».

О великом спасительном значении для нас Божией Матери мы должны сказать, что она участвует в деле нашего спасения не внешним образом, как Ангелы и святые, содействующие сему делу своими молитвами. Матерь Божия входит в дело нашего спасения самым тесным, внутренним образом, ибо Она дала плоть Сыну Божию из Своей пречистой утробы.

Сие великое спасительное значение Божией Матери станет для нас еще более понятным, если мы будем помнить, что без воплощения Господь не мог бы спасти нас от смерти и даровать нам вечную блаженную жизнь. В своем дивном творении: «О воплощении Бога Слова» св. Афанасий Александрийский спрашивает: разве не мог Господь, как всемогущий, спасти нас от смерти одним Своим словом; зачем для сего необходимо было воплощение Сына Божия? Конечно, говорит св. Афанасий, Господь одним Своим словом: «да не умирает человек» мог избавить нас от смерти. По тогда Он оказался бы неверным Своему слову, ибо Им вначале было вынесено определение человеку: «смертию да умреши», которое и вошло в силу после грехопадения Адама и Евы. Затем, продолжает великий св. отец, если бы человек внешним образомъ – в силу одного только всемогущаго божественнаго слова, удерживался от смерти, то природа его в своей сущности все же оставалась бы смертной. Поэтому необходимо было Богу, во-первых, привить человеческую бренную природу к безсмертному Божеству, что и совершилось через воплощение Господа, а во-вторых необходимо было Богу уже после Его воплощения и смерти умертвить в человеческой природе самую смерть, что и осуществилось через воскресение Христа.

Так, по свидетельству св. Афанасия Александрийскаго, явствует вся необходимость воплощения Сына Божия для нашего спасения и, следовательно, все великое значение в сем деле Пречистой Девы Марии.

Этого мало. Господь сказал: «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате вь себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать животь вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Иоан. 6, 53–54). Таким образом, по учению Спасителя, без причащения Его Тела и Крови нет нам спасения – мы погибнем навеки. Откуда же, спрашивает Еп. Феофан Затворник, это Тело и эта Кровь Христовы, которыя мы вкушаем в величайшем таинстве Евхаристии? – Из той же утробы, отвечает он, Пречистой Девы Марии.

Таким образом, как при воплощении Пресвятая Дева дивно участвовала в деле нашего спасения, давши плоть Сыну Божию, так продолжает Она участвовать в сем деле через таинство св. Причащения, в котором подаются нам Тело и Кровь Христа, взятыя из той же пречистой Ея утробы.

Какой же из всего сказаннаго нами следует вывод?

Если так велико значение Пречистой Божией Матери в деле нашего спасения, то как же велико Ея молитвенное дерзновение перед Ея Сыном, Господом нашим Иисусом Христом?! Оно несравненно превосходит молитвенное дерзновение всех Ангелов и святых, взятых вместе.

Поэтому будем с непостыдным упованием умолять Пречистую Деву Марию, как самую великую и несравненную нашу Заступницу, об избавлении нас от всяких бед и напастей.

История христианской Церкви свидетельствует, как Матерь Божия, в силу Своего величайшаго дерзновения перед Богом, спасала христиан от всяких бед. Она была виновницей обращения на путь спасительной жизни таких великих грешников, каковыми были преп. Мария Египетская и блаженный Феофил. Пречистая Дева Мария, ради молитв пред Ея Владимирским чудотворным образом, спасла Россию от грознаго нашествия татарскаго хана Тамерлана в 1395 г. Она дивно спасла русских православных людей при царе Василии Шуйском во время осады шведами Тихвинской Обители, за святыя молитвы пред Ея Тихвинскою чудотворною иконою. Она явила заступление русскому народу ради молитв пред Ея чудотворным Смоленским образом во время нашествия Наполеона А в 1877 году Она оказала нам дивную помощь в войне с турками, когда последние были устрашены видением на яву в воздухе Божией Матери, окруженной безчисленным небесным воинством Ангельских сил.

Замечательно, что самым последннм делом заступления Божией Матери будет Ея ходатайство за грешников пред Господом на страшном Его суде. Это открыто было Богом преподобному Григорию, ученику великаго угодника Божияго Василия Новаго. В видении он созерцал будущий страшный суд Христа и видел преподобный, как Матерь Божия заградила шествие в ад многих грешников, уже осужденных праведным судом Ея Сына. Она стала умолять Христа избавить их от вечных мук ради любви, которую имели они к ближним во время земной жизни, несмотря на то, что перед смертью не успели покаяться в некоторых грехах своих. И Господь в последний раз исполнил молитву Своей Пречистой Матери.

Если мы в лице Божией Матери имеем такую всесильную Заступницу, Которая может отменить правосудное определение Господа касательно грешников и избавлять их от великих бед, то почему же Она не избавляет нас от настоящих великих наших бедствий? Разве мы не молимся Ей? – Да, мы молимся. Но, к сожалению, плохо каемся или совсем не каемся. Правда, мы сознаем свои грехи и даже сокрушаемся о них, но это еще не есть истинное покаяние. Истинное покаяние состоит в решительной перемене греховной жизни на жизнь святую. Истинное покаяние будет у нас только тогда, когда мы будем подобны блудному сыну, который не ограничился только сокрушенным сознанием своих грехов, но встал, оставил свою преступную, гибельную жизнь, пошел для новой жизни к отцу своему и получил от него великую милость и любовь.

Так надо каяться и нам. Будем помнить, что грехи наши – это первая и самая главная причина всех наших несчастий. Недаром Господь, прежде чем исцелить разслабленнаго, сказал ему: «чадо, отпущаются тебе греси твои» (Марк. 2, 5). Эти грехи, в особенности гордость с ея исчадиями – неверием и богоотступничеством, навлекают на нас гнев правосуднаго Господа. И только покаяние, с нашей решимостию не возвращаться более к прежним грехам, есть главная причина для проявления в нашей жизни неизреченнаго божественнаго милосердия.

Сам Господь, ради молитв Его Пречистой Матери, да наставит нас на путь решительнаго истиннаго покаяния во всех грехах наших.

Если так мы будем каяться, то Матерь Божия никогда не отвратится от нас и исполнит все наши молитвы. Зная всю великую спасительную для нас силу покаяния, св. Церковь требует, чтобы наши молитвы к Божией Матери исходили из глубины нашего смиреннаго и сокрушеннаго сердца. Поэтому будем, возлюбленные, всегда в покаянии умолять Пречистую Деву Марию о своем спасении, прибегая к Матери Божией с такими словами церковной молитвы: «К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи: Тя бо и Едину надежду имамы». Аминь.

Произнесено вь Русском Посольском храме св. Николая г. Софии 25 марта 1925 г.


Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. - София, 1944. - С. 31-35. Электронный источник: Слово Пастыря

Вам может быть интересно:

1. Слово на праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы. О внутреннем участии Девы Марии в деле нашего спасения, как причине Ея величайшаго молитвеннаго дерзновения. О смирении Пресвятой Девы святитель Серафим (Соболев)

2. Беседа первая на Благовещение Пресвятой Богородицы святитель Фотий, патриарх Константинопольский

3. Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы, 2-я святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

4. Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

5. Беседа на Благовещение святитель Прокл, патриарх Константинопольский

6. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Михаил Пселл

7. Слово в неделю Ваий, на освящение храма св. Николая Чудотворца, что в Старой Кузнецкой митрополит Платон (Левшин)

8. Слово в неделю десятую по Пятидесятнице святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Эдессы) священномученик Пимен (Белоликов)

10. Слово в неделю вторую Великого Поста и на день кончины в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г. архимандрит Никон (Рождественский)

Комментарии для сайта Cackle