святитель Серафим (Соболев)

Слово в Великий пяток. О любви ко Христу

Опять св. Церковь созвала нас, чад своих, ко гробу нашего Спасителя. Опять она побуждает нас дивным трогательным богослужением вспомнить крестную смерть нашего Господа с ея великими телесными и душевными страданиями. И мы, проникаясь этими воспоминаниями вместе с Церковью, сознаем, что сии страдания и смерть Господь восприял для нашего спасения. Ради нас Он смертельно тосковал в Гефсиманском саду и просил учеников Своих побыть с Ним. Ради нас Он претерпел безбожный суд у первосвященников Анны и Каиафы, а затем у Пилата. Ради нас Он, привязанный к столбу, перенес оплевание, заушение, биение и был увенчан терновым венцом. Ради нас Он был невинно осужден на смерть. Ради нас Он был оставлен не только всеми людьми, но и Своими учениками. Чтобы до дна испить всю чашу страданий, Спаситель был даже оставлен Своим Божественным Отцом, почему и воскликнул на кресте: «Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил» (Матф. 27, 46)?

Все эти величайшия муки и крестную смерть перенес Господь для того, чтобы снять с нас божественное проклятие, которому подвергся человеческий род за прародительский грех, и вновь даровать нам благодать Святаго Духа для стяжания святой и блаженной жизни в единении со Христом навеки в Его неизреченном Царстве.

Что же, неужели мы, сознавая всю спасительную для нас силу страданий и смерти Господа, уйдем сейчас от Его гроба только для того, чтобы как можно скорее заглушить в себе это сознание водоворотом житейской суеты?! Если мы, возлюбленные, так поступали доселе, то да не будет этого с нами впредь. Уйдем отсюда не только с сознанием спасительнаго для нас значения страданий и смерти Христа, но и с любовью к Нему, конечно, с любовью истинною, т. е. жертвенною, ибо любовь к Богу не может быть без подвига, без самопожертвования, без страданий ради Христа.

О, если бы мы ушли от сего гроба, как некогда ушел от Умершаго на Голгофе св. Иоанн Богослов. Он был настолько объят любовью ко Христу, что ее не могла преодолеть грозившая ему смертельная опасность. Движимый этою любовью, он не мог оставить Своего Божественнаго Учителя, и за это Господь удостоил его великой, безподобной чести, усыновив его Пречистой Своей Матери. О, если бы мы ушли от сего гроба, как ушел от креста сотник. Видя, как природа содрогнулась от страданий и смерти Христа, он исповедал Его открыто Сыном Божиим, а впоследствии пострадал за Него, как священномученик Православной Церкви Христовой. О, если бы мы ушли от сего гроба, как св. жены мироносицы ушли от умершаго Христа, с Которым ничто на свете не могло их разлучить. О, если бы мы ушли от гроба сего с такою любовию ко Христу, какую имел величайший Апостол Павел. Объятый ею, он говорил: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день; вменихомся якоже овцы заколения... известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8, 35–36. 38–39).

Такой жертвенной любви к Богу от нас требует и Сам Спаситель, когда говорит: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Марк. 8, 34). «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик» (Лук. 14, 26).

И не потому Господь требует от нас любви к Себе с полною нашею самоотверженностью, что Он в этом имеет нужду. Он требует от нас такой любви потому, что мы сами в ней нуждаемся, если хотим себе спасения, ибо без самоотверженнной любви к Богу, как духовной божественной силы, мы будем безсильны исполнять заповеди Христа. Вот почему на тайной вечери Он говорил ученикам: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите» (Иоан. 14, 15). «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет... не любяй Мя словес Моих не соблюдает» (Иоан. 14, 23–24).

Да, нелегко нам, столь приверженным к земному, возыметь любовь ко Христу. Но без нея мы не только никогда не сможем следовать за Ним, быть Его учениками и любить своих ближних, но будем самыми несчастными и навеки погибшими людьми. Вот почему Господь сказал: «Аз есмь лоза, вы же рождие (ветви)... аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет; и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает» (Иоан. 15, 5–6). И св. Ап. Павел на тех, кто не имеет любви ко Христу, смотрит, как на погибших, ибо таких христиан он предает анафеме, говоря: «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (1Кор. 16, 22).

Да, нелегко возыметь любовь ко Христу; зато какия великия обетования Господь дал любящим Его. «Аще пребудете во Мне», говорит Он, «и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам» (Иоан. 15, 7). «Аще... пребудете в любви Моей... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (будет совершенна)» (Иоан. 15, 10–11). «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» (Иоан. 14, 21). «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима» (Иоан. 14, 23).

Вот что обещает Господь тому, кто имеет к Нему любовь. Он обещает исполнить все его молитвы. Он обещает пролить в его душу Свою божественную радость. Он обещает ему явиться и вселиться в него вместе с Отцом Своим и Божественным Духом и таким образом соделать его сердце, еще здесь на земле, обителью всей Святой Троицы.

Поэтому потщимся, возлюбленныя о Христе чада, уйти от сего гроба с истинной любовию ко Христу или, по крайней мере, с твердою решимостью возгреть в себе сию великую блаженную любовь. Правда, она не сразу раскроется в наших сердцах. Этой любви предшествует великий подвиг. Она требует от нас кровавой, мучительной борьбы с нашими страстями, с миром, лежащим во зле, а в особенности с диаволом, самым первым и опасным врагом на пути к приобретению сей любви. Но пусть сейчас возникнет в душе нашей только решимость, во что бы то ни стало приобрести эту любовь ко Христу. Господь, помогающий всякому доброму делу, поможет нам и в осуществлении сей нашей святой решимости. Как же Он не поможет нам возыметь эту любовь к Нему, когда для стяжания нами этой любви, т. е. для соединения людей с Богом Христос и пострадал и умер на кресте?! Увы, мы очень нерадивы о своем спасении. Мы часто прилагаем все свои усилия для приобретения того, что не нужно для нашего спасения, и совсем не заботимся приобретать то, что для нас спасительно. Поэтому будем так молиться Иисусу Христу, за нас страдавшему и умершему: «Господи, Ты сказал: «без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15, 5). Зажги же Сам в сердцах наших огонь любви к Тебе, и пусть сей божественный огонь более и более пламенеет в нас и ярко горит в нашей жизни, чтобы мы могли всегда служить Тебе и прославлять Тебя своею чистою, христианскою жизнью, быть Твоими истинными чадами и наследовать блаженство Твоего Небеснаго Царствия. Пусть исполнятся на нас Твои божественныя слова: «аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Иоан. 12, 26). «Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира» (Иоан. 17, 24)». Аминь.

Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии в 1925 г.


Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. - София, 1944. - С. 35-38. Электронный источник: Слово Пастыря

Вам может быть интересно:

1. Плод любви, смирения и веры схимонах Феодор Свирский

2. О любви к Богу, испытуемой скорбями митрополит Сергий (Ляпидевский)

3. Слово VI. Его же [слово] о духовной любви святитель Феолипт Филадельфийский

4. О совершенной любви. Слово во вторую неделю Великого Поста, при воспоминании страстей Христовых протоиерей Николай Гроссу

5. Можно ли стяжать любовь не веря в Святую Троицу? митрополит Антоний (Храповицкий)

Комментарии для сайта Cackle