Сергей Львович Худиев

Исказила ли Церковь учение Иисуса?

Содержание

Какое отношение Христос имеет к Русской Православной Церкви? Иисус учил доброте, а не догматам! Разве Иисус установил все эти обряды? Разве нельзя любить Бога и без хождения в Церковь?  

 

Христос – это одно, а Церковь – это совсем другое! Я не против Христа, а против Церкви! – это говорят довольно часто: и люди, которые называют себя неверующими, и те, кто относит себя к христианам. Но можно ли быть со Христом и без Церкви? Попробуем разобраться.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».

Какое отношение Христос имеет к Русской Православной Церкви?

За этим вопросом часто стоит парадоксальная позиция – Бога нет, но Русская Православная Церковь не имеет к Нему отношения. Но, чтобы ставить этот вопрос по существу, мы должны исходить из того, что Христос, Христос Евангелий – другого нет и взять неоткуда – реален. Евангелие говорит о Христе не как о давно покойном учителе или основателе философской школы, или даже Пророке, но как о Воскресшем и живом Спасителе, с которым мы, живущие сейчас, можем вступить в отношения доверия и послушания, в Завет, как это называет сам Христос.

Завет, который соединяет человека со Христом, неизбежно соединяет его и с другими людьми. Нельзя быть своим Христу и чуждым другим людям, которых принял Христос. Если вы усыновлены Богу во Христе – а именно об этом говорит Писание – то вы обрели не только Отца, но и множество братьев и сестер.

Те, кто находятся в этом Завете, составляют общность – общность, которая тянется через века, со времен самого Христа и Апостолов. В Евангелии у этой общности есть определенное название – Церковь. Как говорит Христос, «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18)*.

Начиная со времен Господа и апостолов, во все века, в I, II, IV, … XI, XII, … XX, XXI Церковь возвещает одно и то же Евангелие, и само свидетельство о Христе дошло до нас через всю эту толщу веков исключительно благодаря Церкви. Русская Православная Церковь – это часть Вселенской Церкви, которая восходит к Крещению Руси, событию, которое сыграло ключевую роль в христианизации восточных славян.

Христос говорит «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6:37). В России ближайшее место, где собираются люди, которые приходят к Нему – это храм Русской Православной Церкви. Говорить о том, что Христос «не имеет отношения» к людям, которые взывают к Нему, значило бы отрицать Его прямые слова.

Иисус учил доброте, а не догматам!

Иисус учил именно догматам – то есть определенным вероучительным истинам, которых очень важно придерживаться. Прежде всего, истинам о Нем самом. И именно потому, что Он добр и желает спасения людей. Доброта проявляется в желании людям блага, а Христос пришел, чтобы даровать нам наивысшее благо, жизнь вечную и блаженную. Но для этого нам необходимо поверить Ему и Его свидетельству о Себе.

Иисус говорил, что был с Отцом прежде бытия мира (Ин 17:5, 24), что именно Он придет судить все народы в последний день (Мф 25:31), что именно Он посылает ангелов (Мф 24:31) и пророков (Мф 23:34). Иначе говоря, Он говорит о Себе не просто как о ком-то великом, но как о Боге, Владыке и Судии мироздания.

Он говорил, что верующий в Него имеет вечную жизнь: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6:47), и предостерегал, что те, кто отвергнут Его, лишатся этого дара: «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин 8:24).

Конечно, в самом Евангелии нет догматов именно в тех формулировках, которые были позже приняты Церковью на вселенских соборах. Эти формулировки понадобились для того, чтобы оградить апостольское свидетельство об Иисусе от ересей. Но проповедь самого Иисуса является несомненно догматичной – Он говорит некоторые вещи о Себе и требует в них верить.

Разве Иисус установил все эти обряды?

Евангелие прямо говорит об установлении двух Таинств – Крещения и Евхаристии, которые, даже в самой простой форме, предполагали определенный обряд, то есть, как говорит словарь, «совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение».

Более того, Иисус сказал, что участие в этих Таинствах необходимо для спасения.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:53,54).

Наша принадлежность Христу проявляется – и это установил Он сам – в Таинствах Крещения и Евхаристии.

Конечно, многие обряды, которые сейчас совершаются в Церкви, формировались уже позже, в ходе ее истории. Но «безобрядового христианства» никогда не существовало.

Бог, чтобы спасти людей, обращается к человеческой природе. А для людей язык, на котором они говорят о самом важном – это язык обряда. Молодые люди вступают в брак, младенец приходит в мир, государи подписывают договор, правитель вступает в должность, близкие погребают умершего – во всех человеческих культурах эти события сопровождаются обрядами. Эти обряды могут быть разными, но они всегда есть, потому что события такой важности их требуют.

Тем более самое важное, что может быть в жизни – встреча с Богом, заключение Завета с Ним, требует обряда.

Разве нельзя любить Бога и без хождения в Церковь?

Нет. Есть несколько причин, почему это так, и мы начнем с самой маловажной. Когда людей что-то сильно и искреннее интересует – спорт, наука, искусство, реконструкция исторических событий, книги Толкина, что-то еще – они общаются между собой. Вы вряд ли найдете человека, страстно увлеченного альпинизмом, который ни разу не был в горах, не общается с другими альпинистами и не знает, где находятся магазины альпинистского снаряжения. Для человека, которого всерьез интересует Бог, было бы очень странно – вернее, просто невозможно – избегать общения с другими людьми, которые тоже ищут Бога.

Другая, и, наверное, более важная причина – любовь проявляется в том, что мы стараемся сделать то, что понравится другому, мы хотим угодить ему. Христос говорит: «Если любите Меня, соблюдете Мои заповеди» (Ин 14:15) Одна из Его заповедей – совершать евхаристию в Его воспоминание (Лк 22:19).

Еще одна причина – подлинная любовь к Богу проявляется в любви к ближнему, и прежде всего, к людям, составляющим Его Церковь. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин 4:20). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Если вы удаляетесь от общения с какими-то людьми, это признак в лучшем случае безразличия – а любовь к Богу проявляется в любви к Его Церкви.

* * *

*

Славянское слово Церковь берет начало от греческого Κυριακόν, что буквально означает «принадлежащее Господу», но в греческой христианской традиции Церковь обозначается словом Ἐκκλησία (экклесия), то есть собрание.


Источник: Журнал "Фома"

Вам может быть интересно:

1. Можно ли отвечать на критику? Сергей Львович Худиев

2. Юбилей 300-летия Брестской унии во Львове и столетняя борьба против нее в Галицкой Руси профессор Иван Саввич Пальмов

3. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Хрисанф Мефодиевич Лопарев

4. Наше церковное правосознание (1950 г.) протопресвитер Михаил Помазанский

5. О памятнике в Москве императору Александру III Сергей Алексеевич Белокуров

6. Литература церковного права Михаил Егорович Красножен

7. Древние изображения Великого Князя Владимира и Великой Княгини Ольги Измаил Иванович Срезневский

8. О Мазепе профессор Георгий Петрович Федотов

9. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Том 2 схиигумен Парфений (Агеев)

10. Вклад С.-Петербургской Духовной Академии в русскую библеистику архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Комментарии для сайта Cackle