Азбука веры Православная библиотека Сергей Львович Худиев Как познать Бога, если я верю только своему личному опыту?

Как познать Бога, если я верю только своему личному опыту?

Источник

Содержание

Абсурд материализма Законодатель и Судия Выходил ли Бог на связь? Бог, ставший человеком Церковное Предание  

 

«Я верю только своему личному опыту» – так иногда говорят скептически настроенные люди, когда речь заходит о Боге. В самом деле, у многих из нас нас есть личный опыт восприятия восходов и закатов, холода и жары, общения с людьми – но нет опыта Богообщения. Как человек может поверить в Того, Чьего присутствия он не переживает?

Что же, здесь можно сказать две вещи.

Во-первых, хотя у вас нет личного опыта общения с Богом, тот опыт, который у вас есть, указывает на Него.

Во-вторых, в нашей жизни – как мирской, так и религиозной – мы неизбежно опираемся на опыт других людей.

Но поговорим об этом подробнее.

Абсурд материализма

Мы постоянно переживаем опыт, указывающий на реальность Бога. Я сейчас не говорю об опыте святых – он важен, но я сейчас о другом. О том опыте, который неизбежно есть у нас всех – в том числе у Вас, читателя этого текста.

Был такой великий французский мыслитель – Рене Декарт. Он пытался построить свою философию на последовательном сомнении. Что если все, что я вижу и ощущаю, какое-то наваждение, галлюцинация? В чем я могу быть безусловно, безоговорочно уверен? Могу ли я быть уверен хотя бы в собственном существовании? В этот момент Декарт пишет свою знаменитую фразу – Cogito ergo sum, “Я мыслю – следовательно, я существую”. Я могу быть совершенно уверен хотя бы в существовании себя самого, как мыслящей, самосознающей личности. Я могу сомневаться в чем угодно – но не в реальности того, кто, собственно, испытывает сомнения.

Даже если представить себе, что мы находимся внутри матрицы из известного фантастического фильма, и все, что мы воспринимаем, есть искусно созданная иллюзия, даже наши тела иллюзорны – мы можем быть уверены, что мы существуем как личности, мыслим и принимаем решения.

У нас есть непосредственный опыт самосознания, мышления и свободной воли. Свободная воля – это наша способность быть авторами наших решений; без нее мы не могли бы и мыслить – потому чтобы начать рассматривать какой-то аргумент, мы должны принять такое решение.

Даже трехлетний ребенок, который расколотил чашку и говорит «я нечаянно» уже четко видит разницу между его собственными решениями и тем, что произошло помимо его воли.

Почему это важно и как это связано с вопросом о Боге?

Дело в том, что когда мы задумываемся о природе реальности, мы, в конечном итоге, выбираем между двумя картинами мира. Одна из них, теизм, это представление о том, что мир сотворен личностным, всемогущим, нравственно благим Богом.

Сознание первично по отношению материи. Как эта мысль выражена, например, в Евангелии от Иоанна, “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоан.1:1–3) Материальный мир создан Богом. Нас отличает от других творений Божиих то, что мы созданы по Его образу – мы личности, мы обладаем сознанием и волей.

Другая картина мира, атеизм, предполагает, что вначале была материя – ее никто не создавал, она просто есть, как есть и физические законы, которые управляют ее движением. Человеческая личность, сознание, воля результат очень долгого, и при этом полностью бесцельного и бессознательного процесса развития материи. Более того, все, что мы называем личностью – это проявление невероятно сложного, но чисто материального процесса в коре нашего головного мозга. Как писал об этом нейрофизиолог (и решительный атеист) Френсис Крик, “Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов… Хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас, и мы не можем этого изменить”.

Крик не случайно пишет о том, что у нас нет свободной воли – ее не может существовать в материалистической вселенной. Все ваши мысли, чувства и решения определяются поведением материи вашего мозга, а сама эта материя (как и материя вообще) подчиняется законам природы. Как пишет, например, другой известный атеист, Стивен Хокинг, “Хотя мы и чувствуем, что можем выбирать, что делать, наше понимание молекулярных основ показывает, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии и, таким образом, также предопределены, как и орбиты планет… Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли – это всего лишь иллюзия”.

Знаменитый проповедник атеизма Ричард Докинз придерживается тех же взглядов:

“Будучи материалистом, я придерживаюсь того взгляда, что сознание – это нечто, что возникает из мозга, внутри мозга. И я думаю, что компьютеры не наделены свободной волей в том смысле, что я совершенно уверен, что все, происходящее в компьютере, предопределено другими событиями во внешнем мире и – в большей степени – внутри самого компьютера. Так что в этом смысле, у компьютеров нет свободной воли. Но в этом смысле ее, скорее всего, нет и у нас”

Атеизм – это картина мира, которая требует от нас отрицать не только реальность Бога, но и реальность нашей собственной свободной воли, потому что любой ваш поступок определяется электрохимическими процессами, которые развиваются согласно неизменным законам природы – и просто не могут быть иными.

Материализм абсурден, потому что чтобы принять его, вам пришлось бы совершить акт свободной воли – а если материализм верен, никакой свободной воли у вас нет. То, что вы мыслите и принимаете решения – уже серьезное основание предпочесть именно теистическую картину мира, где наш разум и свобода восходит к Разуму и Свободе Творца.

Законодатель и Судия

Другой важный аспект нашего опыта, который указывает на Бога – это совесть, нравственное чувство. Мы все хвалим (или, чаще, порицаем) других людей за их поступки. Но такие упреки – или похвалы – имеют смысл только в том случае, если люди должны поступать определенным образом – и виновны, если они так не поступают.

Для того, чтобы мы могли осмысленно говорить о том, что люди виновны (или, напротив, заслуживают похвалы) необходимы два условия. Существование свободной воли (было бы бессмысленно предъявлять нравственные претензии природным процессам) и существование кого-то, кто устанавливает нравственный закон и налагает на нас обязательства этому закону следовать.

Но кто налагает эти обязательства? Если мы должны поступать определенным образом – то кому должны? Обществу? Это не так; в некоторых обществах приняты, например, убийства чести – когда мужчины обязаны убить свою родственницу, на которую пало подозрение в блуде, чтобы спасти “честь семьи”. Обязан ли человек подчиняться такому обществу? Но если нет, и человек должен пренебречь требованиями общества – тогда уже не общество является источником наших обязательств. Иногда мы прославляем как героев именно тех, кто противился своему обществу – например, немецких антифашистов или противников рабства в США в XIX веке.

Тот, кто налагает на нас обязательства поступать справедливо и милосердно, не может быть ни тем обществом, ни этим, ни правительством, ни парламентом, ни государством, ни международным сообществом – все эти собрания людей могут ошибаться и творить зло.

Это также не может быть безличный закон, вроде кармы – потому что нравственные предпочтения могут быть только у личности. Чтобы любить правду и ненавидеть беззаконие, надо обладать сознанием и волей.

Итак, наш нравственный опыт указывает на реальность Законодателя и Судии, который стоит над всеми человеческими властями и законами.

Выходил ли Бог на связь?

Но если у мира – и у нас – есть Творец, Судия и Законодатель, то мы оказываемся перед вопросом – выходил ли Он на связь? Открылся ли Он как-то еще?

Ведь я, определенно, не первый человек, который задумывается о Нем – что о Нем могут сказать другие люди? Здесь мы неизбежно выходим за рамки нашего индивидуального опыта – чтобы прислушаться к опыту других людей.

Это, впрочем, неизбежно – никто из нас не существует в изоляции. Мы не могли бы и рассуждать без языка – а язык, каждое слово которого нагружено смыслами и ассоциациями, это то, что мы разделяем с другими людьми. Мы унаследовали его от предыдущих поколений – он передан нам вместе со всеми богатствами культуры, с опытом людей, которые размышляли, говорили и спорили до нас.

Мы, этом отношении, глубоко погружены в предание – то, что передано нам от предыдущих поколений. Никто из нас не мог бы сформироваться как личность без языка, без культуры, без общения с нашими ближними – как живыми, так и умершими, которые оставили нам книги и симфонии, картины и здания. Большую часть наших знаний о мире мы получили также от других людей.

Поиски Бога также начинаются не с чистого листа. Само слово «Бог» уже есть в нашем языке; у нас за спиной огромная история религиозных исканий человечества, споров философов и молитв святых, и мы не можем сделать вид, что ее не было – мы уже, так или иначе, находимся в ее контексте.

Бог, ставший человеком

Если мы углубимся в историю человечества с этим вопросом – «выходил ли Бог на связь?» мы не сможем пройти мимо событий, которые оказали формирующее влияние на всю нашу цивилизацию.

Они произошли около двух тысяч лет назад на Ближнем востоке, там, куда сейчас стекаются паломники со всего мира – на Святой Земле.

Она получила такое название, потому что на ней жил человек, от Рождения которого мы ведем наше летоисчисление – Иисус Христос.

Свидетельства, оставленные Его учениками, передают нам Его слова – и рассказывают о Его поступках. Иисус говорил о Себе, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что Он сошел с небес. Что Он будет судить все народы в последний день. Что мы обретем вечную жизнь, если доверимся Ему и последуем за Ним.

Иначе говоря, Он говорил о Себе как о Боге – Творце, Судии и Спасителе мира. Его слова ставили – как и ставят сейчас – людей перед выбором. Иисус – не просто учитель, которого можно вежливо выслушать и пойти дальше по своим делам. Он – Царь, который заявляет о своей законной власти. Мы либо признаем Его владыкой над нами, либо нет.

Он предсказывал, что Его предадут смерти – и что он добровольно примет эту смерть ради спасения людей. Так и произошло.

Те люди, которые отвергли Его владычество, объявили Его богохульником и мятежником, и добились Его смерти. Он был распят на Кресте – это была особенно страшная и мучительная казнь, которой в то время предавали мятежников и разбойников.

Один из его учеников взял Его тело и похоронил его в высеченной в скале гробнице.

Но на третий день Он воскрес из мертвых – и явился ученикам. Как об этом говорит святой Апостол Павел,

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор.15:3–8)

Воскресший Христос послал учеников проповедовать всем народам Благую Весть:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15–16)

Те, кто отзываются на возвещение Апостолов верой, через Крещение входят в Церковь – особое сообщество, которое основал Христос.

Церковное Предание

Внутри Церкви передается уже не просто язык, или культура, или знания – как в обычных человеческих обществах – но истинная вера и спасительные Таинства, опыт той новой жизни, которую дает нам Христос.

И этот опыт веры, молитвы и богопознания, который пережили святые, призваны обрести и мы. На реальность Бога указывает многое в этом мире – включая реальность нашего собственного сознания и свободной воли – но мы призваны к чему-то гораздо большему, чем просто признать бытие Божие как вывод из каких-то аргументов.

Мы призваны познать Его, как Его знали святые – лично, как кого-то бесконечно родного и близкого. А для этого мы должны прислушаться к ним и последовать за ними – как они сами пошли за Христом.


Источник: Худиев С.Л. Как познать Бога, если я верю только своему личному опыту? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 02.09.2019.

Комментарии для сайта Cackle