Старообрядческие и сектантские общины

Источник

Содержание

Закон 17 октября 1906 г. I. О порядке устройства последователями старообрядческих согласий общин, а также о правах и обязанностях сих лиц Положения общие О старообрядческих общинах Об общих собраниях членов общин и о советах О духовных лицах, настоятелях и наставниках О ведении книг гражданского состояния старообрядцев II. О порядке устройства, отделившимися от православия сектантами, общин, а также о правах и обязанностях сих лиц Положения общин О сектантских общинах Об общих собраниях членов общин и о советах О наставниках О ведении книг гражданского состояния сектантов  

 

Ниже читатели найдут точный текст новых законов о старообрядцах и сектантах, опубликованных 17 октября 1906 года. Даже из беглого их просмотра видно, какое большое значение могут они иметь для многомиллионной массы русских старообрядцев и сектантов. Впервые все русские граждане, не принадлежащие к господствующей Церкви или отступившие от нее, получают, наконец, возможность образовывать законные общества для удовлетворения своих религиозных нужд. После манифеста 17 апреля 1905 г. о веротерпимости, изданного, как бы в ответ на единодушное требование русского общества свободы совести, это первый закон, который действительно осуществляет часть того, что было обещано указанным манифестом; все другие законы, изданные за последние полтора года, лишь урезывали манифест 17 апреля и часто вновь восстановляли в русской жизни прежнюю религиозную нетерпимость, которая, казалось бы, должна была отойти в вечность.

Новые законы по сравнению с тем, что было прежде, до провозглашения веротерпимости в России и торжественного обещания навсегда впредь уничтожить гонения за веру, являются огромным шагом вперед. Вспомним, что еще два года назад, не говоря уже о сектантах, даже старообрядцы, т. е. в сущности люди, которые веруют так же, как веруют члены господствующей Церкви, не могли устраивать никаких религиозных общин. В жизни власти их гнали, нередко жестоко, но и закон для них был не менее строг. Им запрещалось устраивать различные скиты и обители. Часто такие обители, куда люди уходили от суеты мирской, куда люди уходили, желая посвятить свою жизнь служению Богу, устраивались под видом всевозможных богаделен. В действительности же это были монастыри. Кто же управлял такими монастырями? Управляли ими особые смотрители, правительственные чиновники, назначаемые из Министерства Внутренних Дел. Надо ли говорить, какое это было управление!

Положение наставников и настоятелей в этих общинах было самое тяжелое. Правительство, дозволив им отправлять богослужение (не для всех сект, а только для некоторых) по обрядам их веры, не признавало этих наставников духовными пастырями. И вот, в последнюю японскую войну были случаи, как старообрядческое духовенство должно было идти на войну в качестве простых солдат. Такой случай был даже со старообрядческим нижегородским епископом. Старообрядческому духовенству вне богослужения было запрещено носить священнослужительское одеяние, – и часто власти преследовали старообрядческое духовенство за то, что оно носило шляпы, похожие на шляпы православного духовенства; за то, что оно носило длинные волосы. И такие были случаи!

По закону 3 мая 1883 года, старообрядцам было дозволено строить молитвенные дома. Но каждый раз, для такой постройки, надо было испрашивать особое разрешение у министра внутренних дел. И что же? На деле постройка молитвенных домов не разрешалась. Вот пример: в девяностых годах, в огромной нижегородской епархии, на 172 существовавших тогда старообрядческих моленных, приходилось лишь 12, разрешенных правительством; в то же время, в Вятской епархии на 60 моленных разрешенных было всего пять. Эти цифры, лучше всяких рассуждений, говорят нам о положении дела? Под всяким благовидным предлогом, по доносу полицейского чина, по требованию местного священника господствующей Церкви, указывавшего на вред, приносимый яко бы православному населению тем, что в данной местности существует разрешенная правительством моленная, последняя без всякого законного повода закрывалась. Да и никакого повода не надо было, так как закрытие предоставлялось всецело на усмотрение Министерства Внутренних Дел, другими словами, на усмотрение местной администрации, от губернатора до урядника включительно. Если молитвенные дома приходили в ветхость, для их исправления вновь требовалось испросить разрешение, которое давалось и то не всегда, при условии не изменять наружного вида и т. д., и т. д. Одним словом, право отправлять богослужение, в разрешенных правительством храмах и молитвенных домах, было обставлено самыми мелочными придирками. Так, строжайше запрещалась всякая попытка «публичного оказательства» веры, которая могла бы послужить «соблазном» для православных; такому запрещению подвергались наружные колокола на храмах, употребление священно-служительского одеяния, ношение икон, духовное пение, даже на кладбищах, во время похорон, хотя для «раскольников» на кладбищах отводились совершенно отдельные места.

Но еще хуже обстояло дело с ведением книг, с записями о рождении, браке и смерти старообрядцев и сектантов. Ведение этих книг было предоставлено полицейским управлениям и духовным консисториям… В эти книги вносились лишь старообрядцы и сектанты-баптисты, которые принадлежали к этой секте от рождения, т. е. те, у которых родители были сектанты и над которыми не было совершено никаких таинств господствующей Церкви. Все остальные должны были числиться, против своей воли и совести, сынами господствующей Церкви. При этих записях происходили неимоверные злоупотребления. Нередко исконный старообрядец, старообрядец от рождения, зачислялся в ряды последователей господствующей Церкви. Он лишался, таким образом, возможности иметь правильную законную семью. Брак его, совершенный по старообрядческому обряду, не признавался законом и дети его считались незаконнорожденными.

Многие из этих тяжелых недоразумений новый закон уничтожает.

Отныне, как старообрядцам, так и сектантам предоставляется право учреждать свои религиозные общины, открывать храмы и молитвенные дома. Вошедшие в состав общины выбирают себе руководителей, которые и управляют делами. Духовные наставники общины сами ведут метрические книги, т. е. книги с записями о рождении, браке и смерти; эти наставники признаются духовными лицами, которые пользуются всеми правами, предоставляющимися у нас этим лицам; старообрядческие священнослужители имеют право носить присвоенное им одеяние и т. д.

Как видно из этого, закон 17 октября вносит большое новшество в многострадальную прежде жизнь старообрядцев и сектантов. Все дело в том, как новые законы будут применяться на деле. И, к сожалению, в новых законах есть много статей, которые внушают большие опасения за их судьбу. Администрации, по старому, предоставлено слишком много власти над учреждаемыми общинами. Для учреждения общины, не менее пятидесяти человек, должны подать заявление; губернское или областное правление рассматривает это заявление, и разрешает, или отказывает в открытии общины. В законе точно не указано, при каких условиях может последовать это запрещение. Хорошо, если администрация будет следить только за выполнением, требуемых законом, условий открытия общины, как: указание местностей, на которые будет распространяться деятельность общины, наименование секты, последователи, которой образуют общину и т. д.

На деле, администрация может, под самыми разнообразными предлогами, отказывать в учреждении общины. Администрация, разрешив общину, может ее в любое время, без достаточных оснований, закрыть, если признает ее вредной.

Лица, выбранные в наставники, должны получить согласие губернатора на их утверждение в этой должности и, следовательно, администрация всегда может устранить, из числа выборных, неугодных себе лиц. Администрация, когда угодно, может проверять книги, которые ведутся при общине. Для открытия храмов, молитвенных домов и проч., требуется также разрешение со стороны губернаторов и градоначальников. Последние, если захотят, могут тормозить открытие храмов и молитвенных домов.

Правда, это запрещение может быть обжаловано в Сенат; но долго общинникам, каждый раз, придется ждать, пока их жалоба Сенатом будет рассмотрена. Община не имеет права выбирать в свои наставники лиц, подлежащих суду и удаленных из сословных собраний. Для того, чтобы оценить, какое препятствие ставит последняя статья, вспомним, что за последнее время, из сословных обществ удаляются лучшие русские люди; кто, наконец, теперь не привлекается по тому или другому политическому делу. Ясно, какой простор дает закон администрации; сколь произвольны могут быть распоряжения местных властей.

Целой густой сетью других мелочных требований опутана деятельность религиозных общин; чуть ли не каждая статья нового закона открывает широкое поле для постоянных и самых разнообразных придирок со стороны местных властей. Трудно, конечно, при таких условиях думать, что с изданием нового закона для старообрядцев и сектантовъ наступит золотая пора. Для этого потребовалось бы прежде всего в корень изменить все наши порядки. Новые законы могут оказаться мертвой буквой и на деле будет лишь старое бесправие. Это мы и покажем на примерах.

В самом деле, когда правительство решило издать новый закон о старообрядцах и сектантах, не дожидаясь созыва вновь Государственной Думы, то указывалось, что это необходимо, потому что до сих пор старообрядцы и сектанты не могли воспользоваться, провозглашенной манифестом 17 апреля, свободой веры. По признанию самого правительства, они встречали на деле постоянные затруднения и препятствия со стороны администрации. В течение полутора года обещанная свобода веры все еще не была осуществлена в России. Причиной этого было, по мнению правительства, отсутствие точного закона. Теперь такой закон есть. И то, что прежде делалось без закона, будет теперь делаться на основании закона. Религиозная свобода будет допускаться настолько, насколько это будет угодно местной администрации. Главное зло русской жизни – произвол администрации не устранен. И пока администрации предоставлено право вмешиваться в религиозную жизнь русских граждан – никакой свободы веры в России быть не может.

Но не все дело в злоупотреблениях администрации, которая часто слепо исполняет лишь то, что ей повелевают свыше. И закон должен обеспечивать гражданам действительную и полную свободу веры. Есть народная поговорка: «Законы святы, да исполнители лихие супостаты». Но о святости наших законов говорить трудно. Если мы, говоря о законе 17 октября о религиозных общинах, вспомним другие законы о веротерпимости, изданные после манифеста 17 апреля, то увидим, что старообрядцы и сектанты, когда они будут осуществлять свои новые права, будут неизбежно наталкиваться на затруднения и препятствия.

Прежде всего, обратим внимание на то, что свобода веры манифестом 17 апреля дана всем без исключения русским гражданам, но учредить религиозную общину могут лишь те, которых числится не менее 50 человек, так как за подписью именно пятидесяти лиц должно быть подано администрации заявление об открытии общины. Ну а те, которые не желают образовать общины; те, которых вообще числится меньше – что же? Они могут воспользоваться правами, которые предоставлены религиозным обществам? Могут они учредить себе молитвенный дом? Казалось бы, в этом не должно быть сомнения, но закон 17 октября говорит лишь о разрешении строить молитвенные дома общинам, утвержденным правительством. Не надо быть большим пророком, чтобы предсказать, что на деле те сектанты, которые не будут образовывать общины, будут лишаться права открывать молитвенные дома. И легко может случиться, что такие сектанты, собравшиеся для совместной молитвы, полицией будут разгоняться на том основании, что они устроили «незаконное сборище!»

Свобода веры, в таком случае, останется лишь на бумаге. Далеко не все будут в состоянии ей воспользоваться.

Представим себе далее, что какая-нибудь группа сектантов, выполнив все требования закона, учредила общину. Допустим, что община эта разрешена правительством; выборные ей утверждены местными властями и т. д. Одним словом, община начала действовать. И на первых же порах, она должна натолкнуться на непреодолимые препятствия.

Только тогда, можно сказать, в государстве установлена полная свобода веры, когда последователи всех вероучений пользуются правом открыто исповедывать и проповедывать свою веру. Если правительство не будет, как прежде, преследовать людей, несогласных с учением господствующей Церкви, это еще не значит, что оно признает свободу веры. В сущности и после объявления манифеста 17 апреля публично отправлять богослужения старообрядцам и сектантам у нас не дозволено. Закон по этому поводу ничего не говорит определенного. И, следовательно, здесь «усмотрение» властей ничем не ограничено. Прежде таким запрещенным «публичным оказательством», которое может послужить к соблазну православного, считались даже колокола на старообрядческих храмах. Как же будет теперь? Представим себе, что какая-нибудь община старообрядцев решит устроить крестный ход. И ей это будет запрещено. Такие случаи бывали уже неоднократно. По тем же причинам, ей будут препятствовать при устройстве похорон своего единоверца, что также бывало не раз за последнее время. Мало того. Представим себе, что какая-нибудь община устроит собеседование о вере. Будут на собеседовании и православные. Полиция может привлечь устроителей такой беседы к ответственности, потому что законом 14 марта 1906 года, т. е. законом, изданным после объявления в России свободы веры, строго запрещено совращение. Дозволен переход из православия в другую христианскую веру, но строжайше воспрещено подговаривать к этому последователя господствующей Церкви. Виновный в такой попытке совращения, хотя бы она выразилась лишь в передаче сочинения или произнесении публичной речи, подвергается заключению в крепость на один год.

Может-ли при таких условиях правильно действовать община? Ответ очевиден. Нет, при таких условиях свобода веры невозможна. Все законы наши, в этой области, должны быть пересмотрены и изменены.

Мало дать старообрядцам и сектантам право учреждать религиозные общины, надо это разрешение обставить такими условиями, при которых свобода веры не попиралась бы ежедневно самым грубым образом. Иначе свобода веры сделается пустым словом. В жизни будет господствовать прежняя нетерпимость.

Но, на закон 17 октября следует смотреть лишь, как на временную меру. Он издан в порядке верховного управления, без обсуждения его в Государственной Думе. Это отступление от общего теперь правила, что все законы должны быть рассматриваемы народными представителями. И когда соберутся вновь народные избранники, этот закон должен быть пересмотрен. Тогда, конечно, он подвергнется коренным изменениям и улучшениям.

С. Мельгунов. 20 октября 1906 г.

Закон 17 октября 1906 г.1

I. О порядке устройства последователями старообрядческих согласий общин, а также о правах и обязанностях сих лиц

Положения общие

1). Старообрядцам предоставляется свободное исповедание их веры и отправление религиозных обрядов, по правилам их вероучений, а также образование в порядке, настоящими правилами указанном, религиозных общин.

2). Старообрядческой общиной почитается общество последователей одного и того же вероучения, имеющее целью удовлетворение религиозных, нравственных, просветительных и благотворительных потребностей его членов, собирающихся для общей молитвы в храме, молитвенном доме или ином, предназначенном для сего помещении.

3). Членами общины считаются: 1) лица, подписавшие заявление об образовании ее; 2) лица, изъявившие желание присоединиться к общине и принятые общим собранием ее и 3) лица, записанные в книгу рождений общины.

Примечание. Лицам, входившим, до издания сего указа, в состав старообрядческого общества, не может быть отказано в приеме в члены вновь образуемой из этого общества, на основании сих правил, общины.

4). Сооружение храмов, молитвенных домов, скитов и обителей разрешается старообрядцам губернаторами или градоначальниками. Для выдачи означенных разрешений необходимо: а) постановление общего собрания челнов общины с ходатайством относительно предположенной постройки и б) соблюдение в представляемом проекте, испрашиваемой постройки, технических требований устава строительного.

5). Если общим собранием общины не будет установлено назначение, которое, в случае прекращения деятельности общины, должно получить принадлежащее ей имущество, то по закрытии общины, оставшееся за удовлетворением ее долгов имущество поступает в ведение правительства для употребления на благотворительные цели.

6). Если в деятельности общины обнаруживаются действия, противные закону и ограждающим нравственность постановлениям, губернатор или градоначальник, приостановив собственной властью действие общины, о закрытии ее предлагает на разрешение губернского или областного правления.

Жалобы, на состоявшиеся по сему предмету постановления губернского или областного правления, приносятся в первый департамент Правительствующего Сената и разрешаются им окончательно, по выслушивании заключения обер-прокурора, большинством голосов присутствующих сенаторов, в случае же равенства голосов – по мнению, принятому сенатором, исполняющим обязанности первоприсутствующего.

О старообрядческих общинах

7). Старообрядцы, желающие образовать общину для целей, указанных в ст. 2-й сих правил, подают о том в местное губернское правление письменное заявление, подписанное не менее чем 50 лицами.

8). В заявлении указывается: а) наименование согласия или толка, последователями коего образуется община, б) допускает-ли согласие или толк духовных лиц, настоятелей или наставников, в) местности, на которые предполагается распространить деятельность общины, г) местонахождение существующего или предполагаемого к постройке храма, молитвенного дома или соответствующего ему помещения и д) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства лиц, подписавших заявление.

9). Губернское или областное правление обязано рассмотреть заявление об образовании общины (ст. 7) в течение месячного срока со дня его подачи; в случае отсутствия в заявлении какого-либо из перечисленных в ст. 8 сведений, названное правление в недельный, после подачи заявления, срок делает распоряжение об истребовании недостающих сведений и затем, в течение месячного срока, по получении оных или разрешает образование общины, или отказывает в этом.

В случае разрешения общины, она вносится, по постановлению губернского правления, в тот же день в соответствующий реестр, который ведется при правлении. Со времени внесения общины в реестр, она может пользоваться всеми предоставленными ей правами. Форма реестра общин устанавливается министром внутренних дел по соглашению с министром юстиции. Общины, распространяющие свою деятельность на несколько губерний или областей, могут быть разрешаемы лишь по сношении с подлежащими губернаторами или градоначальниками тех местностей, кои входят в район действия общины. В этих случаях, упомянутый в настоящей статье, месячный срок может быть продолжен до двух месяцев. Жалобы на постановления губернского или областного правления приносятся, в установленном порядке, первому департаменту Правительствующего Сената и разрешаются порядком, в статье 6 указанным.

10). По внесении общины в реестр, губернское правление посылает надлежащие о сем извещения для припечатания, установленным порядком, в Сенатские Объявления и в местные губернские или областные ведомости. Форма, означенных извещений, устанавливается министром внутренних дел.

11). В случае надобности, губернским или областным правлением выдаются, правительственным установлениям, а также должностным и частным лицам, справки относительно внесенных в реестр общин.

12). В случае необходимости изменения, упомянутых в пунктах а, б и в статьи 8, условий деятельности общин, означенное изменение регистрируется тем же порядком, какой установлен для регистрации общин (ст.ст. 7–10).

13). Внесенным в реестр общинам предоставляется: избирать духовных лиц, настоятелей или наставников, сооружать храмы, молитвенные дома, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать, для осуществления целей общины, недвижимые имущества, образовывать капиталы, заключать договора, вступать в обязательства, а равно искать и отвечать на суде. Приобретение общинами недвижимых имуществ на сумму свыше 5.000 р. допускается не иначе, как с Высочайшего соизволения. Богоугодные заведения общин открываются в порядке, указанном в статье 443 устава общественного призрения, изд. 1892 г.

14). Община управляется через посредство общего собрания членов общины и по усмотрению общего собрания общины, или избираемым им советом, или духовным лицом, настоятелем, или наставником.

Об общих собраниях членов общин и о советах

15). Общее собрание назначается советом, а где община управляется духовным лицом, настоятелем или наставником, – сими последними, по их усмотрению, но не менее одного раза в год или по требованию не менее десяти членов. Первое общее собрание общины назначается лицами, подписавшими заявление об учреждении общины.

16). О созыве общего собрания троекратно оглашается духовным лицом, настоятелем или наставником, в храме или молитвенном доме в воскресные и праздничные дни не менее, как за месяц до дня собрания; с этого же срока, объявление, о созыве общего собрания, вывешивается на дверях храма или молитвенного дома.

17). В общем собрании имеет голос каждый член общины, достигший 25 лет, кроме лиц, которые постановлением общего собрания общины, лишены права голоса. Общему собранию общины предоставляется возвышать возраст, дающий члену общины право голоса до 30 лет, а также решать вопрос об участии в общих собраниях женщин.

18). Ведению общего собрания подлежат: а) избрание духовных лиц, настоятелей или наставников, б) избрание членов совета общины и особых доверенных лиц для поверки отчетности совета, а также в случае, если совет не избирается, особых доверенных для ежемесячной поверки и освидетельствования записей о рождениях, браках и смертях, в) увольнение от службы лиц, указанных в пункте а сей статьи, если в общине не существует, по сему предмету, иных постановлений и лиц, перечисленных в пункте б сей статьи, г) утверждение сметы расходов и доходов на следующий год, если таковая смета ведется, д) наблюдение за действиями совета и за ведением записей о рождениях, браках и смертях, е) приобретение и отчуждение имуществ общины, ж) установление сборов с членов общины, з) совершение займов от имени общины, и) постановление о лишении членов общины голоса в общих собраниях и i) изменение условий деятельности общины.

19). Общее собрание считается состоявшимся, если на него явится не менее 1/3 членов общины, имеющих право голоса. Если общее собрание не состоится, за отсутствием необходимого числа членов общины, созывается вторичное собрание, которое считается действительным при всяком числе, прибывших членов общины.

Примечание. Вопросы, предусмотренные пунктами а, и и i, предшествующей (18) статьи, решаются большинством 2/3 голосов, присутствующих членов общего собрания общины. Закрытое голосование производится по требованию хотя бы одного члена собрания, а также при производстве выборов в должности, увольнении от должностей, при возбуждении вопросов об ответственности должностных лиц и при назначении им содержания или пособий.

20). На каждом собрании составляется запись его постановлений по разрешенным вопросам, которая подписывается членами совета и теми членами собрания, которые пожелают это сделать. Члены собрания, не согласные с постановлениями последнего, могут помещать в запись особые о сем оговорки.

21). Заведование делами общины, не предусмотренными в статье 18 и представительство от лица общины, общее собрание может возлагать на совет, состоящий из духовного лица, настоятеля или наставника, и избранным общим собранием из своей среды на три года, не менее трех членов совета или на духовное лицо, настоятеля или наставника единолично.

22). Совет общины, не позднее двух недель по его избрании, обязан подать о том в губернское или областное правление письменное заявление с приложением списка лиц, входящих в состав совета и заявлять о каждом изменении в составе совета.

23). Совет, из своей среды, избирает на три года председателя и по крайней мере, одного товарища. За отсутствием председателя в совете председательствует его товарищ, получивший большинство избирательных голосов.

24). На совет общины возлагается: а) ежемесячная поверка и засвидетельствование записи рождений, браков и смертей, и по окончании каждого года, представление, засвидетельствованных копий книг, в губернские правления, б) приведение в исполнение инструкций и решений общего собрания, в) представление губернаторам актов общего собрания об избрании духовных лиц, настоятелей или наставников, на предмет внесения сих лиц в реестр, г) составление сметы расходов и доходов на предстоящий год, д) содержание храмов, молитвенных домов, богоугодных и иных учреждений общины, е) хранение, принадлежащих общине, капиталов и имущества, заведование оными, а также ведение счетоводства, ж) прием пожертвований и пособий, добровольно предоставляемых храмам, молитвенным домам и богоугодным заведениям, а также заведование, разрешенным подлежащими властями, сбором пожертвований, з) совершение, по определению общего собрания, законных актов на приобретение недвижимых имуществ и на отчуждение таковых, и) избрание и уполномочие поверенных от лица общины и и) представление к надлежащему утверждению уставов, основываемых при общине учреждений.

Примечание. В ежемесячных поверках и of засвидетельствовании метрических книг (п. а ст. 24) духовное лицо, настоятель или наставник, не участвует.

25). Члены общины, в случае нарушения их гражданских прав действиями общих собраний, имеют право иска на общем основании (ст. 1 и прим. уст. гражд. суд.). Жалобы на неправильности, допущенные при выборах должностных лиц и вообще в определениях, постановляемых на основании настоящего положения, разрешаются губернским или областным правлением.

Жалобы на постановления Губернского или областного правления приносятся, в установленном порядке, первому департаменту Правительствующего Сената и разрешаются им порядком, в статье 6 указанным.

26). Общине предоставляется иметь свою печать, образец коей утверждается министром внутренних дел.

О духовных лицах, настоятелях и наставниках

27). Для отправления духовных треб, общины могут избирать духовных лиц, настоятелей и наставников.

Примечание. Среди старообрядцев поповщинских согласий, их духовные лица могут пользоваться соответствующим старообрядческим наименованием.

28). Духовными лицами, настоятелями и наставниками, не могут быть избираемы: а) неграмотные, б) не достигшие 25 лет, в) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой, на основании уложения о наказаниях, лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а на основании Высочайше утвержденного 22 марта 1903 г. уголовного уложения, – наказание не ниже исправительного дома, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад, заведомо краденого или полученного чрез обман, имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после, состоявшегося осуждения, они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силой Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления, г) отрешенные по судебным приговорам от должности, в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силой Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления, д) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте в или влекущих за собой отрешение от должности, е) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойств ее, а из лиц, о коих дела приведены к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными, и ж) исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат.

29). Об избранных духовных лицах, настоятелях и наставниках, вместе с выборным производством, советы общин, через своих председателей, представляют губернаторам, которые при отсутствии признаков, указанных в ст. 28, а также удостоверившись из выборного производства в законности выборов, в недельный срок, изъявляют согласие на их избрание и делают распоряжение о внесении избранных в реестр, о чем уведомляют, как председателя совета общины, так и избранное духовное лицо, наставника или настоятеля.

30). Внесенные, установленным порядком (ст. 29) в реестр духовные лица, настоятели и наставники, освобождаются от призыва на действительную военную службу.

31). Духовным лицам, настоятелям и наставникам, принявшим пострижение, дозволяется, по их о том заявлению губернатору или градоначальнику, по месту пострижения, именоваться принятым при постриге именем.

32). Духовным лицам, настоятелям и наставникам, дозволяется употребление церковного облачения, а также монашеского и духовного одеяний.

33). Доказательством духовного состояния духовных лиц, настоятелей и наставников, служит уведомление о внесении их в реестр, согласно ст. 29.

34). Духовным лицам, настоятелям и наставникам, виды на жительство выдаются из губернского или областного правления.

35). Духовным лицам, настоятелям и наставникам, присваивается право духовных лиц, установленное статьей 1048 зак. гражд. (св. зак. т. X, ч. I, изд. 1900 г.), а также относительно их соблюдаются правила, изображенные в статьях 96 п. 1 и 396 п. 1 уст. гражд. суд., 93 п. 2, 99 п. 1, 704 п. 2 и 712 п. 1 уст. угол. суд. и ст. 59 п. 1 и 189 разд. II прав. суд. части, зем. нач. (св. зак. т. XVI ч. I, издан. 1892 г.).

36). На духовных лиц, настоятелей и наставников, возлагается ведение книг для записи рождений, браков и смертей их одноверцев, на основании, установленных по сему предмету, правил.

37). В случае, не избрания общиной совета (ст. 14 и 21), на духовное лицо, настоятеля или наставника, возлагаются обязанности, указанные в ст. 24, за исключением ежемесячной поверки и засвидетельствований записей метрических книг и представления губернаторам актов общего собрания об избрании духовных лиц, настоятелей или наставников, на предмет внесения их в реестр. В сем случае, поверка и засвидетельствование метрических книг производятся особо избранными для сего общим собранием доверенными лицами (п. б. ст. 18), а представление губернатору избранного духовного лица, настоятеля или наставника (ст. 29), делается председателем общего собрания.

О ведении книг гражданского состояния старообрядцев

38). Акты, удостоверяющие гражданское состояние старообрядцев, вносятся в особые книги.

39). Ведение, означенных (ст. 38) книг, возлагается на духовных лиц, настоятелей и наставников старообрядческих общин.

40). Для каждого рода состояния ведутся отдельные книги, а именно: 1) книга о родившихся, 2) книга о бракосочетавшихся и 3) книга об умерших.

41). Книги заготовляются, по особым образцам, губернскими или областными управлениями (в градоначальствах – управлением градоначальника), за счет средств старообрядческих общин. К наступлению года, книги за шнуром, печатью губернского или областного правления и надлежащей скрепой, рассылаются в советы общин, а если совет не избран – духовному лицу, настоятелю или наставнику, для хранения в храме или молитвенном доме.

Примечание. Заготовление книг может быть возложено на старообрядческие общины, с тем, чтобы книги по изготовлении представлялись в губернские или областные правления или управления градоначальств на предмет скрепы наложения печатей.

42). Книги ежемесячно проверяются и свидетельствуются советом общины, а если совет не избран – особыми доверенными лицами (ст. 18) и по окончании каждого года, засвидетельствованные копии их представляются в губернское или областное правление (в градоначальствах – в управление градоначальника).

43). Губернскому или областному правлению (в градоначальствах – управлению градоначальника) принадлежит право ревизовать, во всякое время, ведение книг. Ревизия производится должностным лицом, по предписанию губернского или областного правления.

44). Запись производится самим духовным лицом, настоятелем или наставником общины, или в случае его отсутствия, духовным лицом, исполняющим требу.

45). Родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие записываются в книги немедленно по совершении соответственной требы. Браки, воспрещенные гражданскими и уголовными законами, не могут быть совершаемы и внесению в книги не подлежат.

46). Записи вносятся в книги, одна за другой, по очереди текущих номеров года, без пробелов.

47). Сокращения и подчистки не допускаются; ошибочно написанное обводится со всех сторон чертами и оговаривается, равно как и приписки в конце статьи пред подписью, участвующих в акте лиц.

48). Записи о родившихся подписываются родителями и восприемниками, а о бракосочетавшихся – супругами и свидетелями, об умерших – лицом, сделавшим заявление о смерти. Если кто, по неграмотности, физическому недостатку или болезни, не может подписать акта, то доверяет другому; об этом отмечается лицами, ведущими книги, пред их подписью.

49). За всякую неисправность, допущенную в ведении книг, духовные лица, настоятели или наставники, а также члены совета общины и особые доверенные лица (ст. 18) подвергаются взысканиям, определенным ст. 1442, ч. II улож. наказ, (св. зак., т. XV, изд. 1885 г.).

50). Дополнительные отметки, которые должны быть сделаны в книгах по постановлениям подлежащей власти, вносятся при соответствующей статье или же отдельной статьей, с означением номера первоначальной статьи, в которой, в свою очередь, делается ссылка на номер отметки. Если метрическая книга, в которую следует внести дополнительную статью, уже закончена, то статья эта вносится в текущую книгу.

51). Копия с отметки (ст. 50), удостоверенная советом общины или особыми доверенными лицами, сообщается в губернское или областное правление для внесения в копию подлежащей книги.

52). В дополнение к отдельным книгам ведутся три книги документов, в которых сшиваются и перенумеровываются, по мере их поступления, в подлинниках или засвидетельствованных копиях, надлежащие документы с пометкой на каждом, к какой именно статье книги он относится.

53). Духовные лица, настоятели и наставники, обязаны выдавать из книг справки и свидетельства, равно предъявлять, под своим наблюдением, книги для обозрения должностным и частным лицам, имеющим в том надобность.

54). Свидетельство должно представлять точную копию акта из книги, с дополнительными отметками и составляется по той же форме, как и книга.

55). Свидетельства подлежат оплате гербовым сбором и удостоверяются советом общины или особыми доверенными лицами.

56). Духовные лица, настоятели и наставники, обязываются доставлять в учреждения, составляющие призывные списки, выписки о лицах, подлежащих призыву к исполнению воинской повинности (уст. воин. пов. ст. 121, 125 и 126).

57). Жалобы, на неправильные действия духовных лиц, настоятелей или наставников, советов и особых доверенных лиц общин по ведению книг и выдаче свидетельств, приносятся губернскому или областному правлению, а на губернское или областное правление в установленном порядке – первому департаменту Правительствующего Сената, который разрешает эти жалобы порядком, в статье 6 указанным.

58). Ведение книг гражданского состояния тех старообрядцев, кои не объединены в общины на основании правил о старообрядцах, подчиняется действию правил, установленных в сем отношении для сектантов, не признающих духовных лиц.

II. О порядке устройства, отделившимися от православия сектантами, общин, а также о правах и обязанностях сих лиц

Положения общин

1). Отделившимся от православия сектантам предоставляется свободное исповедание их веры и отправление религиозных обрядов, по правилам их вероучений, а также образование в порядке, настоящими правилами указанном, религиозных общин. Действие сих правил не распространяется на последователей изуверных учений, сама принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

2). Сектантской общиной почитается общество последователей одного и того же вероучения, имеющее целью удовлетворение религиозных, нравственных, просветительных и благотворительных потребностей его членов, собирающихся для общей молитвы в молитвенном доме или ином, предназначенном для сего, помещении.

3). Членами общины считаются: 1) лица, подписавшие заявление об образовании ее, 2) лица, изъявившие желание присоединиться к общине и принятые общим собранием ее, и 3) лица, записанные в книгу рождений общины.

Примечание. Лицам, входившим до издания сего Указа в состав сектантского общества, не может быть отказано в приеме в члены, вновь образуемой из этого общества, на основании сих правил общины.

4). Сооружение молитвенных домов и иных, предназначенных для богомоления помещений, разрешается сектантам губернаторами или градоначальниками. Для выдачи означенных разрешений необходимо: а) постановление общего собрания членов общины с ходатайством, относительно предположенной, постройки и б) соблюдение, в представляемом проекте испрашиваемой постройки, технических требований устава строительного.

5). Если общим собранием общины не будет установлено назначение, которое, в случае прекращения деятельности общины, должно получить принадлежащее ей имущество, то по закрытии общины, оставшееся за удовлетворением ее долгов имущество поступает в ведение правительства для употребления на благотворительные цели.

6). Если в деятельности общины обнаруживаются действия, противные закону и ограждающим нравственность постановлениям, губернатор или градоначальник, приостановив, собственной властью, действие общины, о закрытии ее предлагает на разрешение губернского или областного правления.

Жалобы, на состоявшиеся по сему предмету постановления губернского или областного правления, приносятся в первый департамент Правительствующего Сената и разрешаются им, по выслушивании заключения обер-прокурора, большинством голосов присутствующих сенаторов, в случае же равенства голосов, по мнению, принятому сенатором, исполняющим обязанности первоприсутствующего.

О сектантских общинах

7). Сектанты, желающие образовать общину, на основаниях, указанных в ст. 2 сих правил, подают о том в местное губернское или областное правление письменное заявление, подписанное не менее, чем 50 лицами.

8). В заявлении указывается: а) наименование секты, последователями коей образуется община, б) допускает ли секта наставников, в) местности, на которые предполагается распространить деятельность общины, г) местонахождение, существующего или предполагаемаго к постройке, молитвенного дома или соответствующего ему помещения, и д) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства лиц, подписавших заявление.

9). Губернское или областное правление обязано рассмотреть заявление об образовании общины (ст. 7) в течение месячного срока со дня его подачи; в случае отсутствия в заявлении какого-либо из перечисленных в статье 8 сведений, названное правление в недельный, после подачи заявления, срок делает распоряжение об истребовании недостающих сведений и затем, в течение месячного срока по получении оных или разрешает образование общины, или отказывает в этом.

В случае разрешения общины, она вносится, по постановлению губернского или областного правления, в тот же день, в соответствующий реестр, который ведется при правлении. Со времени внесения общины в реестр, она может пользоваться всеми предоставленными ей правами. Форма реестра общин устанавливается министром внутренних дел, по соглашению с министром юстиции. Общины, распространяющие свою деятельность на несколько губерний или областей, могут быть разрешаемы лишь по сношении с подлежащими губернаторами или градоначальниками тех местностей, кои входят в район действия общины. В этих случаях, упомянутый в настоящей статье месячный срок, может быть продолжен до двух месяцев. Жалобы на постановления губернского или областного правления приносятся, в установленном порядке, первому департаменту Правительствующего Сената и разрешаются им, указанным в статье 6, порядком.

10). По внесении общины в реестр, губернское или областное правление посылает надлежащие о сем извещения, для припечатания, установленным порядком, в сенатские Объявления, и в местные губернские или областные ведомости. Форма, означенных извещений, устанавливается министром внутренних дел.

11). В случае надобности, губернским или областным правлением выдаются правительственным установлениям, а также должностным и частным лицам, справки относительно, внесенных в реестр, общин.

12). В случае, необходимости изменения, упомянутых в пунктах а, б и в статье 8, условий деятельности общин, означенное изменение регистрируется тем же порядком, какой установлен для регистрации общин (ст. ст. 7–10).

13). Внесенным в реестр общинам предоставляется: избирать наставников, сооружать молитвенные дома и иные, соответствующие им помещения, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать, для осуществления целей общины, недвижимые имущества, образовывать капиталы, заключать договора, вступать в обязательства, а равно искать и отвечать на суде. Приобретать общинами недвижимых имуществ на сумму свыше 5.000 р. допускается не иначе, как с Высочайшего соизволения. Богоугодные заведения общин открываются в порядке, указанном в ст. 443 устава общественного призрения, изд. 1892 г.

14). Община управляется через посредство общего собрания членов общины и по усмотрению общего собрания общины или избираемым им советом, или наставником.

Об общих собраниях членов общин и о советах

15). Общее собрание назначается советом, а где община управляется наставником – сим последним, по их усмотрению, но не менее одного раза в год или по требованию не менее 10 членов. Первое общее собрание общины назначается лицами, подписавшими заявление об учреждении общины.

16). О созыве общего собрания троекратно оглашается наставником в молитвенном доме или ином соответствующем помещении в воскресные и праздничные дни не менее, как за месяц до его собрания; с этого же срока объявление о созыве общего собрания вывешивается на дверях молитвенного дома или соответствующего ему помещения.

17). В общем собрании имеют голос каждый член общины, достигший 25 лет, кроме лиц, которые постановлением общего собрания общины лишены права голоса. Общему собранию общины предоставляется возвышать возраст, дающий члену общины право голоса, до 30 лет, а также решать вопрос об участии в общих собраниях женщин.

18). Ведению общего собрания подлежит: а) избрание наставников, б) избрание членов совета общины и особых доверенных лиц для поверки отчетности совета, а также в случае, если совет не избирается, особых доверенных для ежемесячной поверки и освидетельствования записей о рождении, браках и смерти, в) увольнение от службы лиц, указанных в пунктах а и б сей статьи, г) утверждение сметы расходов и доходов на следующий год, если такая смета ведется, д) наблюдение за действиями совета и за ведением записей о рождении, браках и смерти, е) приобретение и отчуждение имуществ общины, ж) установление сборов с членов общины, з) совершение займов от имени общины, и) постановление о лишении членов общины голоса в общих собраниях и i) изменение условий деятельности общины.

19). Общее собрание считается состоявшимся, если на него явится не менее одной трети членов общины, имеющих право голоса. Если общее собрание не состоится за отсутствием необходимого числа членов общины, созывается вторичное собрание, которое считается действительным при всяком числе, прибывших членов общины.

Примечание. Вопросы, предусмотренные пунктами в, и и і предшедшей (18) статьи, решаются большинством 2/3 голосов, присутствующих членов общего собрания общины. Закрытое голосование производится по требованию хотя бы одного члена собрания, а также при производстве выборов в должности, увольнении от должностей, при возбуждении вопросов об ответственности должностных лиц, и при назначении им содержания или пособий.

20). На каждом собрании составляется запись его постановлений по разрешенным вопросам, которая подписывается членами собрания, которые пожелают это сделать. Члены собрания, не согласные с постановлениями последнего, могут помещать в запись особые о сем оговорки.

21). Заведование делами общины, не предусмотренными в статье 18 и представительство от лица общины, общее собрание может возлагать на совет, состоящий из наставника и избранных общим собранием из своей среды, на три года, не менее трех членов совета или на наставника единолично.

22). Совет общины, не позднее двух недель по его избрании, обязан подать о том, в губернское или областное правление, письменное заявление с приложением списка лиц, входящих в состав совета и заявлять о каждом изменении в составе совета.

23). Совет из своей среды избирает на три года председателя и по крайней мере, одного его товарища. За отсутствием председателя, в совете председательствует его товарищ, получивший большинство избирательных голосов.

24). На совет общины возлагается: а) ежемесячная поверка и засвидетельствование записи рождений, браков и смертей, и по окончании каждого года, представление засвидетельствованных копий книг в губернские или областные правления, б) приведение в исполнение инструкций и решений общего собрания, в) представление губернаторам актов общего собрания об избрании наставников, на предмет внесения сих лиц в реестр, г) составление сметы расходов и доходов на предстоящий год, д) содержание молитвенных домов, богоугодных и иных учреждений общины, е) хранение, принадлежащих общине, капиталов и имущества, заведование оными, а также ведение счетоводства, ж) прием пожертвований и пособий, добровольно предоставляемых молитвенным домам и богоугодным заведениям, а также заведование, разрешенным подлежащими властями, сбором пожертвований, з) совершение, по определению общего собрания, законных актов на приобретение недвижимых имуществ и на отчуждение таковых, и) избрание и уполномочие поверенных от лица общины и і) представление к надлежащему утверждению уставов, основываемых при общине, учреждений.

Примечание. В ежемесячных поверках и засвидетельствовании метрических книг (п. а, ст. 24) наставник не участвует.

25). Члены общины, в случае нарушения их гражданских прав действиями общих собраний, имеют право иска на общем основании (ст. 1 и прим. уст. гражд. суд.). Жалобы на неправильности, допущенные при выборах должностных лиц и вообще в определениях, постановляемых на основании настоящего положения, разрешается губернским или областным правлением. Жалобы на постановления сих правлений приносятся, установленным порядком, в первый департамент Правительствующего Сената и разрешаются им порядком, в статье 6 указанным.

26). Общине предоставляется иметь свою печать, образец коей утверждается министром внутренних дел.

О наставниках

27). Для отправления духовных треб, общины могут избирать наставников.

28). Наставниками не могут быть избираемы: а) неграмотные, б) не достигшие 25 лет, в) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой, на основании уложения о наказаниях, лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а на основании Высочайше утвержденного 22 марта 1903 года уголовного уложения – наказание не ниже исправительного дома, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад, заведомо краденого или полученного чрез обман, имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения, они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силой Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления, г) отрешенные по судебным приговорам от должности, в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силой Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления, д) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте в или влекущих за собой отрешение от должности, е) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойств ее, а из лиц, о коих дела приведены к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными, и ж) исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тем сословий, к которым они принадлежат.

29). Об избранных наставниках, вместе с выборным производством, советы общин, через своих председателей, представляют губернаторам и градоначальникам, по принадлежности, которые, при отсутствии признаков, указанных в статье 28, а также удостоверившись из выборного производства в законности выборов, в недельный срок, изъявляют согласие на их избрание и делают распоряжение о внесении избранных в реестр, о чем уведомляют, как председателя совета общины, так и избранного наставника.

30). Внесенные, установленным порядком (ст. 29), в реестр наставники освобождаются от призыва на действительную военную службу.

31). Наставникам дозволяется употребление, присвоенных им по их вероучению, одеяний.

32). Доказательством состояния лица наставником служит уведомление о внесении его в реестр, согласно статье 29.

33). Наставникам виды на жительство выдаются из губернского правления.

34). Наставникам присваивается право духовных лиц, установленное статьей 1048 закон. гражд. (св. зак. т. X, ч. 1, изд. 1900 г.), а также относительно их соблюдаются правила, изображенные в статьях 96 п. 1; 396 п. 1 уст. гражд. суд.; 93 п. 2, 99 п. 1; 704 п. 2 и 712 п. 1 уст. угол. суд., и ст. 59 п. 1, и 189 разд. II прав. суд. част. зем. нач. (св. зак. т. ХVI, ч. I, изд. 1892 г.).

35). На наставников возлагается ведение книг для записей рождений, браков и смертей их одноверцев, на основании, установленных по сему предмету, правил.

36). В случае, не избрания общиной совета (ст. ст. 14 и 21), на наставника возлагаются обязанности, указанные в ст. 24, за исключением ежемесячной поверки и засвидетельствования записей метрических книг и представления губернаторам актов общего собрания об избрании наставников на предмет внесения их в реестр. В сем случае, поверка и засвидетельствование метрических книг производятся особо, избранными для сего общим собранием, доверенными лицами (п. б, ст. 18), а представление губернатору избранного наставника (ст. 29) делается председателем общего собрания.

О ведении книг гражданского состояния сектантов

37). Акты, удостоверяющие гражданское состояние сектантов, вносятся в особые книги.

38). Ведение книг гражданского состояния сектантов, объединенных в общины и имеющих наставников, подчиняется действию правил, установленных для объединенных в общины старообрядцев.

о ведении книг гражданского состояния сектантов, не признающих духовных лиц

39). Книги сектантов, не признающих духовных лиц, ведутся в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах – волостными правлениями, на основаниях, установленных для объединенных в общины старообрядцев, с соблюдением следующих правил.

40). Книги заготовляются по особым образцам и заблаговременно рассылаются губернскими или областными правлениями в городские общественные управления и волостные правления, по принадлежности.

41). По окончании года засвидетельствованные копии книг отсылаются в губернские или областные правления.

42). Свидетельства из книг выдаются и удостоверяются городскими управами, городскими старостами и волостными правлениями, по принадлежности.

43). Запись рождения младенца вносится в книгу подлежащего установления по месту жительства родителей.

44). Для сего младенец должен быть предъявлен подлежащему установлению лично родителями или кем-либо из них, в присутствии двух свидетелей. Если младенец не может быть предъявлен, по болезни или дальности расстояния, то рождение младенца должно быть удостоверено двумя свидетелями.

45). Сектанты, желающие вступить в брак, должны заявить об этом подлежащему установлению, по месту жительства, как жениха, так и невесты. По этому заявлению составляется объявление об оглашении, которое выставляется в течение семи дней на видном месте у наружных дверей подлежащего установления. Каждый, имеющий сведения о препятствиях к браку, может, до истечения указанных семи дней, сделать о том письменно или словесно заявление установлению, у дверей которого выставлено объявление.

46). По истечении семидневного срока, оба сочетающиеся должны лично явиться в установление, производившее оглашение и заявить ему просьбу о внесении записи о бракосочетании в книгу.

47). При этом, сочетающиеся обязаны представить: 1) если оглашение производилось в двух установлениях, удостоверение другого установления о производстве им оглашения; 2) требуемое, законами гражданскими, разрешение на вступление в брак, и 3) поручителей из лиц совершеннолетних, по два со стороны каждого из сочетавшихся, в том, что поручителям неизвестно существование законных препятствий к браку.

48). Воспрещенные законами гражданскими и уголовными браки городскими управами, городскими старостами и волостными правлениями не вносятся в книгу.

49). Если постановление об отказе во внесении акта в книгу будет, по жалобе сочетавшихся, отменено, то внесенный затем в книгу акт о бракосочетании имеет силу со дня заявления просьбы о внесении акта.

50). Записи о смерти вносятся в книгу подлежащего установления, по месту последнего жительства умершего, по предании его земле, с ведома сих установлений или на основании, сообщаемого им, протокола полиции.

51). Жалобы на распоряжения городских управ, городских старост и волостных правлений по ведению книг и выдаче свидетельств приносятся губернскому или областному правлению, а на сии последние – первому департаменту Правительствующего Сената, где они разрешаются порядком, в статье 6 указанным.

* * *

1

«Правительственный Вестник», № 230.


Источник: Старообрядческие и сектантские общины : (Закон 17 окт. 1906 г.) / С вступ. ст. С.П. Мельгунова. - Москва : тип. И.Д. Сытина, 1907. - 40 с.

Комментарии для сайта Cackle