Церковь и государство в России. Выпуск 1. К вопросу о свободе совести
Содержание
I. Старый порядок I. Государство и церковь II. Свобода совести III. Закон и «религиозные отщепенцы» IV. На Рогожском кладбище V. Штундисты или баптисты? VI. Духоборы и штундисты VII. Инквизиция в России II. В переходное время I. Комитет Министров о свободе совести II. Официальная веротерпимость III. Провозглашение веротерпимости IV. Свобода совести и полицейская опека V. В поисках веротерпимости VI. Веротерпимость и сектанты в Павловках VII. Правительственная веротерпимость и административная практика VIII. Религиозная «амнистия» IX. Религиозная свобода и правительственные реформы X. Через год III. Накануне свободы I. Накануне амнистии II. Патриаршество в связи с преобразованием отношений церкви и государства III. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы IV. Изуверные секты и веротерпимость V. Гонения на скопцов VI. Старообрядческие и сектантские общины Post scriptum
Предисловие
Россия переживает исторический момент, когда заново перестраивается веками существовавший государственный строй. Трудно еще предугадать, в какие формы выльется русская революция, каковы будут ее конечные результаты, но, как ни изменчив барометр нашей общественной жизни, одно, несомненно: возврат к старому уже невозможен. Старые ненавистные порядки безвозвратно погибли под развалинами полицейско-бюрократического режима. В мощи современного освободительного движения, охватившего широкой волной все слои русского общества, заключается прочный фундамент для будущего обновления России. Начавшееся строительство русской земли не может остановиться на той предварительной фазе, на которой было насильственно прервано близорукой политикой верховной бюрократии, не желающей считаться с законами исторической эволюции и реальными условиями русской жизни. Мы твердо верим, что настанет день, и этот день близок, когда сам народ властно возьмет в свои руки реформу «безобразного здания» империи.
Законодательному творчеству будущих народных избранников предстоит колоссальная работа: коренная реформа всех существующих общественных отношений. И, конечно, среди этих многообразных преобразований одно из первых мест займет реформа взаимных отношений церкви и государства. И, быть может, накануне этой реформы небесполезно еще раз оглянуться на прошлое, попытаться хоть в общих чертах набросать картину господствовавших порядков.
Этим соображением и руководился автор, выпуская отдельным сборником свои статьи. Сюда вошли преимущественно газетные статьи, печатавшиеся, главным образом, в Русских Ведомостях в период 1905–1906 г. Конечно, отрывочные газетные статьи не могут дать полной картины, но при существующей бедности нашей литературы по такому важному вопросу, как отношение церкви к государству в России, думается – и настоящий сборник при всем своем несовершенстве может способствовать более или менее разработке интересующего нас вопроса и ознакомлению с ним широкой массы читателей.
В предлагаемом сборнике статьи приведены в известную систему. Первая часть характеризует старый порядок; вторая посвящена рассмотрению законодательства переходной эпохи, когда правительство бюрократическими средствами пыталось осуществить в жизни широко возвещенную веротерпимость, она показывает, как далека была в самом начале правительственная реформа 17 апреля 1905 года от начал действительной свободы совести, в какую уродливую форму, наконец, вылилась эта поистине бумажная веротерпимость при столкновении с господствующей административной практикой; третья часть посвящена возможному будущему (Сюда же включены две статьи, носящие отчасти исторический характер: «Изуверные секты и веротерпимость» и «Гонения на скопцов», которые служат иллюстрациями к предшествующей статье).
Появление той или другой статьи обусловливалось, конечно, ходом общественной жизни, тем или иным новым правительственным мероприятием. Поэтому неизбежным элементом в них являлось известное повторение; перерабатывать же статьи не представлялось никакой возможности – переработка являлась как бы равнозначащей написанию новой статьи. Между тем, автору представлялось своевременным выпустить сборник именно теперь, когда вопрос о регламентации взаимных отношений церкви и государства стоит на очереди, когда нашему отечеству еще предстоит сделать решительный шаг к признанию и к реальному, наконец, осуществлению в жизни великого принципа религиозной свободы. Но, быть может, этот недостаток до некоторой степени будет искуплен тем, что из собрания в отдельном издании разрозненных газетных статей особенно наглядно будет видно, как проводилась у нас правительственная реформа, долженствовавшая дать свободу совести русским гражданам.
С. Мельгунов
1 сентября 1906 г.