протоиерей Сергей Садковский

Беседа I. Об откровении естественном

В нынешнем году, благочестивые слушатели, по праздничным дням я буду беседовать с вами о православном христианском учении.

Апостол Павел писал Ефесянам: молю убо вас аз, юзник о Господ, достойно ходити званы, в неже звани бысте (Ефес. 4:1). Такими словами Апостол убеждал верующих в Иисуса Христа достойно ходит того звания, в которое они были призваны. Это убеждение Апостола относится, братие, и к нам. Мы называемся с вами христианами и это звание, подобно тому, как и всякое звание в обыкновенной жизни имеет свою обязанность, которую каждый из нас должен исполнять. Мы называемся православными христианами, т.е. правильно верующими в Бога, поэтому каждый из нас должен знать, как нужно правильно веровать в Бога. Но истинный христианин должен веровать не на словах только, а показать веру свою и на деле, должен жить по Божьему закону, – жить по вере. Поэтому-то св. апостол Павел и говорит христианам: «я умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Ефес. 4: 1). Если христианин правильно верует и живет по вере, то этим самым он угождает Богу, и Бог дарует ему спасение души и жизнь вечную. Итак, для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. Без веры, как свидетельствует слово Божие, невозможно угодити Богу (Евр. 11: 6) и вера без дел мертва есть (Иак. 2: 20), т. е. если кто говорить что верует в Бога, а сам не хочет жить по Его закону, то, значить он и не угождает Богу.

В своих беседах с вами, благочестивые слушатели, я и буду говорить, как учит православная христианская Церковь о том, что нужно знать христианину для благоугождения Богу и спасения души. Это учение должно быть известно каждому христианину. Каждый должен иметь его в уме и сердце своем, должен говорить и действовать по нему. Да будут словеса сия, яже Аз заповедаю тебе днесь, говорил Бог чрез Моисея Евреям, в сердце твоем, и в души твоей. И да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем, и лежа, и востая. (Втор. 6:6–7). «Сия есть жизнь вечная,» говорил Иисус Христос, «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Апостол Петр писал христианам: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостию и благоговением» (1Петр. 3:15). Итак, каждый из нас, по мере сил, должен знать православное христианское учение. Откуда же мы можем почерпнуть это учение, откуда мы можем получить познание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему? Сам Господь приходит на помощь человеку и дает ему средства к познанию Его. Такими средствами служит божественное откровение: естественное и сверхъестественное.

Под именем естественного откровения разумеется познание Бога чрез рассматривание видимого мира. Этот Мир своим устройством ясно указывает нам на своего Создателя – Бога. Ибо, что можно знать о Боге, то Господь открыл нам чрез Свои творения. «Невидимое Его», говорить св. апостол Павел, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Римл. 1:20). Размышляя о мире, мы не можем не видеть, что все вещи в нем случайны: являются, изменяются и уничтожаются. Смотря на жизнь животных и растений, мы видим, как одни из них устаревшие умирают, разрушаются, на место их появляются новые и также зреют, стареют и умирают, сменяемые новыми и так далее в бесконечном порядке. Если же все в мире случайно, то, значит, он существует не от вечности, а получил от кого-нибудь начало. Должно быть, следовательно, существо не случайное, а необходимое, вечное, самобытное; должен быть творец мира. Еще в древности говорил праведный Иов: вопроси четвероногих, аще ти рекут, и nmuц небесных, аще ти возвестят, повеждъ земли, аще ти скажешь и исповедят ти рыбы морские. Кто убо не уразумеет во всех сих, яко рука Господня сотвори сия (12:7–9). Размышляя о мире, мы не можем в тоже время не поразиться величием его. Наш мир настолько необъятен, настолько велик, что мы даже и представить себе не можем его величины. Мы видим со своей земли солнце, луну и миллионы звезд. Вообразите при этом, что каждая из звезд громадна по своей величине, в тысячи раз больше нашей земли, что они движутся в бесконечном пространстве, не мешая, а напротив, поддерживая одна другую. Кто мог создать такой мир, и каков должен быть творец, если таково творение? Разумеется, только один высший Бог. Так, верно говорит Давид, что небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь (Псал. 18:2). Величию мира, его необъятности, соответствует и та красота и тот удивительно стройный порядок, который мы замечаем в нем. От самых величайших небесных планет до самой малой былинки на земле, все получило мудрое устройство, все имеет свою цель и назначение. Самая жизнь всего мира идет по порядку, никогда и ничем не нарушаемому: весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою, день – ночью, ночь – днем. Кто мог дать такое устройство миру? Никто, как Бог. По истине, дивны дела Господа, все премудро сотворил Он (Псал. 103:24). Поистине, все небо и вся земля наполнены славою Его, как поется в церковной песни за литургией. И премудрый говорите, что от величия красоты созданий сравнительно познается виновник бытия их (Прем. Солом. 13:5). Согласно с этим говорит и св. Василий Великий: «прилежно рассматривая творение мира, познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ: познаем также и все невидимые Его свойства» (Простр. Кат. об откр. Бож.).

Но не одна только внешняя природа говорите нам о Боге. Еще яснее свидетельствуете о Нем сам человек. Высоко стоит человек над всеми существами, владыкою мира поставлен он. И животные и стихии мира – вода, огонь – все это служит на пользу его, для удобств его жизни. Откуда могло появиться такое чудное создание, как человек, и кто мог дать ему такую власть и силу? Никто, разумеется, – как только Премудрый и Всеблагий Творец. Подумай, поразмысли каждый о себе, и в себе самом ты найдешь присутствие Бога. «Точное рассмотрение самого себя», говорит Василий Великий, «доставит тебе достаточное руководство и для понятия Бога. Ибо если будешь внимателен к себе, то вовсе не будет нужно изыскивать Творца из устройства всего, но в себе, как будто в малом некотором мире, увидишь великую премудрость создавшего тебя» (Вера как увер. по уч. прав. А. Струнникова 31 стр. 2 ч.). «Тебе, человек» говорит Тертуллиан, «предоставляется вопросить душу, сущую в тебе: она тебе скажет, чему она научена от Бога, первого своего учителя... Она всегда вспоминает о своем Создателе, о Его благости, о заповедях Его и о цели своего существования» (там же 27 стр.). В человеке есть особый голос, который неопровержимо доказывает ему бытие Бога, это именно совесть. Она предостерегает каждого человека от зла, наказывает и мучает его за трех. Она есть, поэтому как бы голос Божий в человеке, говорящий ему о добре и зле.

Так Сам Бог открыл Себя человеку в природе.

Братие слушатели, не будем и мы с вами безучастны к природе. Будем всегда смотреть на нее с мыслию о Боге Творце и Промыслителе; тогда и наше сердце наполнится любовию и благодарностью к Богу. Если все небо и вся земля исполнены славы Божией, если все в природе неумолкаемо славословит своего Создателя, научимся и мы присоединять свой хвалебный голос к голосу всей природы, будем славить Бога и в душах наших и в телесах наших, яже суть Божия (1Кор. 6:20). Будем внимательны к голосу совести своей. Бгагослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело! Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle