Что такое трансгуманизм и в чем его опасность?

Источник

В статье последовательно рассматриваются: определение трансгуманизма; краткая история трансгуманизма; главные цели, которые он преследует; основные направления развития трансгуманизма; содержательная критика всех течений трансгуманизма.

Содержание

Основные определения Краткая история Цель трансгуманизма Основные направления трансгуманизма Критика трансгуманизма Выводы Библиография  

 

Основные определения

Трансгуманизм (от лат. тrans – «сквозь, через, за» и homo – «человек») – это «философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными – страданий, болезней, старения и смерти» [15].

Краткая история

Идеи, которые в нынешнее время могут быть объявлены как трансгуманистические, имели место в истории человечества на протяжении длительного времени.

По мнению автора статьи в Википедии, впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии» примерно в 1312 году. Что касается современного смысла этого слова, то впервые оно встречается у биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли в его книге «Религия без откровения» (1927 год).

Русский изобретатель Корсаков С.Н. (1787–1853) был одним из первых, кто на практике попытался решить проблему усиления возможностей человеческого разума с помощью некоторых механизмов. Он изобрел «интеллектуальные машины» – механические устройства для поиска и классификации информации, функционировавшие на основе перфокарт.

Современный трансгуманизм также опирается на идеи русских космистов-философов, которые говорили о продолжающейся эволюции Вселенной. Один из них, Федоров Н.Ф. (1829–1903), был фактически православным мыслителем, он считал, что цель существования мира – в воскрешении предков, которое должно произойти не Божественным актом, а в результате развития современной науки. Другой русский космист – Циолковский К.Э. (1857–1935) – разрабатывал концепцию «биосферы» – совокупности живого вещества Земли, которое проявляет себя как единый организм. Согласно его теории, биосфера постоянно эволюционирует к ноосфере – «разумному миру» – в котором человек способен управлять не только силами природы, но и самим процессом эволюции. Схожие идеи высказывал и другой ученый – Вернадский В.И. (1863–1945).

В Москве и Петрограде в начале 1920-х годов существовали группы поэтов-космистов, которые в своих произведениях воспевали идеи личного бессмертия, обретаемого не религиозной верой, а развитием наук. Одному из поэтов этого движения, Ярославскому А.Б. (1896–1930), принадлежит идея крионики – замораживания людей с целью последующего размораживания для оживления. Он пишет в «Поэме Анабиоза», что человечество в будущем должно быть в полном составе заморожено, чтобы проснуться уже в новом, совершенном мире: «Каждый живущий свят, / Даже если он глуп бесконечно, / На жизнь выдает мандат / Вольнолюбивая вечность / Дружеская рука Анабиоза / Великолепна в гуманитарной роли! / Из сердца человечества заноза / Вынимается легко и без боли» [19].

Некоторые идеи для последующего развития трансгуманизма были высказаны и в философии еще на рубеже XIX–XX веков. Фридрих Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра» утверждал, что человек – вовсе не вершина эволюции, а переходный вид: «Человек есть нечто, что должно превзойти»; «Вы совершили путь от червя до человека, но многое в вас еще осталось от червя. Некогда были вы обезьяною, и даже теперь еще человек больше обезьяна, чем иная из обезьян... Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!» [11].

Ранее упоминавшийся Джулиан Хаксли ввел в научный оборот термин «трансгуманизм». Например, в 1957 году в книге «Новые бутылки для нового вина / New Bottles For New Wine» он утверждает: «Нам нужно дать имя этой новой вере. Возможно, трансгуманизм подойдет: человек остается человеком, но преодолевает сам себя посредством понимания новых возможностей человеческой природы...» [17, с.65]. Таким образом, 1957 год стали считать датой официального рождения термина «трансгуманизм» в его современном понимании. Роберт Эттингер (1918–2011) дал толчок движению крионики – замораживанию тел – посредством публикации книги «Перспектива бессмертия» (1964). Он предложил такую идею: поскольку медицина развивается, то можно заморозить человека сегодня и сохранить его до того времени, когда медицинские технологии разовьются до такой степени, чтобы воскресить и исцелить заболевания крионированного. Эттингер Р. в 1972 году выпустил книгу «От человека к сверхчеловеку», где предложил некоторые улучшения человеческого организма.

Джеймс Бедфорд, профессор психологии, умиравший от рака легкого в 1967 году, был крионирован. Его тело по сегодняшний день хранится при очень низкой температуре в компании Alcor Life Extension Foundation.

В 1983 году в матку женщины был подсажен эмбрион человека, хранившийся в жидком азоте, после чего женщина забеременела. Но на этом эксперименты не закончились. В 2002 году был рожден ребенок, зачатый при помощи спермы, находившейся в состоянии глубокой заморозки 21 год.

В 1998 году философы Ник Бостром и Дэвид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов.

В 2000 году возникло Российское трансгуманистическое движение (РТД), его основатели: Валерия Прайд, футуролог Данила Медведев, писатель Алексей Турчин, а также руководитель фонда «Наука за продление жизни» Михаил Бахтин.

В Российской Федерации в 2011 году появилось «Стратегическое общественное движение «Россия 2045»», которое имеет свой сайт, где энергично пропагандируется трансгуманизм [13].

РТД в 2005 году в Москве провело 1-й семинар (междисциплинарный) по трансгуманизму и иммортализму [7].

Как пишет известный православный российский философ и богослов, доктор богословия, доктор философских наук, профессор В. Катасонов: «Российские трансгуманисты достаточно активны, они обращались с письмом к Д.А. Медведеву, Генеральному Секретарю ООН Пан Ги Муну, их поддерживает ряд отечественных ученых и футурологов, их поддержал Далай Лама... В августе 2011 года на совещании в Департаменте государственной научно-технической политики и инноваций Министерства образования и науки, на котором присутствовали руководители движения «Россия 2045» Курчатовского института, представители ряда других департаментов Министерства, были одобрены направления работы Движения «Россия 2045» и обещана поддержка в плане контактов с РАН и РАМН» [9].

В начале 2015 года началось формирование трансгуманистических партий в Европе и остальном мире. В данном контексте трансгуманизм – международное движение, провозглашающее, что с помощью научно-технического прогресса удастся добиться фундаментальных изменений в человеке: значительно увеличить его умственные, физические и психологические возможности, ликвидировать старение, достичь бессмертия.

Цель трансгуманизма

Главная цель трансгуманизма состоит в максимальном наслаждении жизнью. Интересно, что наш известный православный апологет прот. Валентин Свенцицкий практически еще 100 лет назад в своей книге «Диалоги» писал: «Таким образом, смысл прогресса лежит в постепенном увеличении наслаждений жизнью» [14, с.178]. А цель жизни с православной точки зрения – обожение, единение с Богом, а не увеличение телесных наслаждений.

Основные направления трансгуманизма

Среди основных направлений трансгуманизма необходимо отметить следующие:

1) Управление геномом человека и борьба со старением. М. Бахтин, президент фонда «Наука за продление жизни», говорит: «Старение – зло, и самое лучшее дело – это замедлить старение, а еще лучше – совсем его победить. Старение можно обозначить как потерю способности сопротивления организма чему-то плохому из окружающей среды. Геном человека умеет сопротивляться, не терять этой способности с возрастом. Если мы научимся управлять работой генома, то сможем все время ремонтироваться и не стареть» [2]. Очевидно, что существует большая опасность, что вмешательство в геном человека, так называемая генетическая инженерия, приведет «к угрозе трансформации не только человеческой телесности, но и черт личности, особенностей ее индивидуального сознания, ее эмоционального строя, духовного мира» [1]. В результате может получиться то, о чем предупреждает американский философ и политолог Ф. Фукуяма: «Мы перемешаем гены человека с генами стольких видов, что уже не будем ясно понимать, что же такое человек» [1].

2) Регенеративная медицина. Комментируя это направление трансгуманизма, М. Бахтин сообщает: «То, что портится, мы научимся выращивать заново» [2].

Оценивая направление регенеративной медицины, нельзя забывать, что ее основой являются стволовые клетки, являющиеся базовыми строительными блоками организма. А источник стволовых клеток, как известно, эмбрионы на ранней стадии развития, полученные в результате аборта. Т.е. основа этого направления, фактически, каннибализм.

3) Киборгизация – создание искусственных органов. Давая оценку данному направлению, М. Бахтин заявляет: «Уже идут опыты по вживлению полностью искусственного сердца. Еще лучше будет, когда получится создать искусственную кровь – тогда мы вообще перестанем нуждаться в ряде органов» [2].

Касаясь этого вопроса, нужно сказать, что в человеческоориентированном обществе все ценности должны подчиняться целям человека как личности. Но когда мы касаемся моделей массового внедрения технологий в человеческое тело, подход меняется: они сводят человеческое существование к набору функций.

Социальные сети и онлайн-сервисы размывают привычные человеческие границы. В итоге мы можем просто потерять человека как целостность, как личность. Получим сверхчеловека – полуживого- полумертвого киборга – и потеряем самого человека как личность.

4) Перенос сознания человека на другие носители, в частности – на компьютер. Характеризуя данное направление трансгуманизма, М. Бахтин высказывает следующую мысль: «Это направление не так развито, как предыдущие, но попытки реализовать его предпринимаются» [2]. В качестве критики подобного направления можно указать на следующее. Самый мощный суперкомпьютер последнего поколения Summit, запущенный в США в июне 2018 года, имеет всего 21 миллиард транзисторов [6]. Тогда как если представить мозг в виде компьютера, то у него было бы 150 квадриллионов транзисторов [6]. По оценкам футуролога Андерса Сандберга и философа Ника Бострома, суперкомпьютер необходимой мощности появится не раньше 2111 года [6]. Но это только техническая сторона дела. По православной антропологии человек – это не только тело, но и душа, а переместить душу в компьютер невозможно.

5) Крионика – заморозка тел для их оживления и исцеления в будущем, более продвинутой медициной.

Интересно, что сами сторонники этого метода пишут, что при криоконсервации возникают микроповреждения некоторых клеток и тканей. Поэтому для успешного восстановления жизни криоконсервированных необходимо дождаться разработки нанороботов, способных манипулировать с биологическими объектами на уровне отдельных молекул, либо иных альтернативных технологий, поэтому сам вопрос о восстановлении жизни криопациентов является некорректным.

6) Нейрокомпьютерный интерфейс, который предполагает создание системы обмена информацией между мозгом и компьютером для увеличения возможностей человеческого мозга.

Любопытные мысли в части опасности нейрокомпьютерного интерфейса высказывает один из авторов статей по вопросам биомедицинской инженерии Верхов С.С.: «В будущем хакеры смогут взламывать человеческую личность, переписывать память или же «зомбировать», программируя людей на совершение определенных действий... А если вирус будет заставлять убивать? Или вирус, прицельно выжигающий память, связанную с близким человеком?» [4].

7) Управление чувствами человека с помощью: анксиолитиков – средств против страхов и тревожности; анальгетиков – средств против боли; энтактогенов – средств подавления любых негативных чувств; антидепрессантов – средств против депрессии и пониженного настроения в долговременной перспективе.

В отношении приема антидепрессантов известны следующие факты. За последние годы около 30 человек погибли и 62 были ранены в результате актов насилия в школах различных западных государств. В том числе – убийства Д. Уэйсом учеников школы в марте 2005 года в индейской резервации Ред Лэйк. Д. Уэйс принимал антидепрессант «Прозак». Еще, наверное, самый известный акт насилия в школе Колумбайн, в США. Ученик

Э. Харрис, его совершивший, как известно, принимал антидепрессант «Лювокс». Получается, что от общественности скрывают свойство данных препаратов вызывать у принимающих их людей приступы агрессивного поведения по отношению к другим людям. Тем более известно, что часто состояния уныния и депрессии вызваны бесовскими нападениями на человека. Поэтому одними лекарствами человеку помочь в таких ситуациях невозможно. Здесь необходима помощь посредством церковных таинств.

8) Ускорение и увеличение умственных способностей человека с помощью ноотропов – средств, улучшающих производительность работы человека и его мозга.

Обычно ноотропы применяются для лечения различных заболеваний, а возможность ускорения и увеличения умственных способностей человека несколько преувеличена. При приеме ноотропов могут наблюдаться серьезные побочные эффекты. Кроме этого мы знаем о том, что грехопадение серьезнейшим образом повредило гносеологические способности человека. И восстановлению чистоты ума и сердца способствует аскеза, по учению святых отцов Православной Церкви.

Критика трансгуманизма

Прежде всего, необходимо сказать, что у трансгуманизма есть откровенные богоборческие корни, напрямую связанные с сатанизмом. В 1991 году английский футуролог Макс О’Коннор (Макс Мор), основатель экстропианства, опубликовал статью «Во славу Дьявола» (журнал «Либертарианский альянс»). Мор бросает откровенно богоборческий призыв: «Богу также претит то, что мы можем получать удовольствие от жизни. Если мы войдем во вкус, то можем потерять интерес к послушанию. Мы скорее могли бы направить усилия на то, чтобы получить от жизни положительные ощущения, а не на то, чтобы избежать кары... Люцифер все время убеждает нас в том, что у нас нет причин быть альтруистами. Мы сами можем выбирать для себя ценности точно так же, как и думать сами за себя. Для самого Люцифера такими ценностями являются поиск счастья, новых знаний и нового опыта... Я хочу напомнить вам, что все вы – Папы. Вы сами высший авторитет для самих себя. Вы сами источник ваших действий. Вы сами, не важно, активно или нет, выбираете себе систему ценностей и жизненные цели. Вы сами выбираете, во что верить, как сильно верить, что воспринимать как развенчивающие факты. Никто не властен над вами – вы сами управляете собой, выбираете подход к жизни, сами думаете. Присоединяйтесь ко мне, присоединяйтесь к Люциферу и присоединяйтесь к Экстропианству в борьбе против Бога и Его энтропических сил, посвятите свой ум, сердце и отвагу этому делу... Вперед к свету» [10].

Примечательно сетование М. Бахтина, президента фонда «Наука за продление жизни»: «В обществе нет запроса на продление жизни. Фундаментальные исследования проводят точечно, их почти нет. Финансируются они плохо, и Россия в этой сфере на задворках мирового прогресса. Виной тому религия. Это для нас, атеистов, смерть настоящая. А для чего продлевать жизнь, если для верующих смерть – это не конец, если потом они попадают в рай или ад?» [2]. Другими словами, главный враг трансгуманистов – «религиозное мракобесие», которое обещает людям воскресение и бессмертие, и таким образом оттягивает ресурсы от развития науки для «настоящей» победы над смертью.

Российские трансгуманисты на своем сайте РТД, переступая через мораль и человечность, не считают для себя зазорным призывать даже к принудительному уничтожению людей: «Если относиться серьезно к идее ограничения продолжительности жизни для контроля над уровнем населения, почему бы не действовать активнее? Почему бы тогда не поощрять самоубийство? Почему бы не убивать каждого, дожившего до 75 лет? Когда трансгуманисты говорят, что они хотят увеличить продолжительность жизни, они имеют в виду, что они хотят увеличить продолжительность здоровой жизни. Нет никакого смысла в том, чтобы прожить лишних десять лет в состоянии старческого слабоумия» [18].

Как верно замечает в своей статье В. Катасонов, «говоря о критике трансгуманизма, приходится констатировать сегодня ее удивительную слабость и беспомощность» [8]. Для самих трансгуманистов остается острой проблема сосуществования «сверхлюдей» с обычными людьми. Вот что они пишут сами об отношении «постлюдей» и «сверхразумных машин» к обычным людям: «Оптимистичный вариант предполагает, что постлюди пощадят людей и продолжат мириться с их существованием. Постлюди смогут жить как добрые полубоги среди людей и помогать им, когда те оказываются в беде, например, заботясь об окружающей среде или о том, чтобы ни один человек не голодал. Пессимистичный вариант (по крайней мере, с человеческой точки зрения) предполагает, что постлюди решат, что люди представляют собой совершенно неэффективный способ использования материи и энергии, которым можно найти лучшее применение. Если постлюди не будут изначально ограничены требованиями дружественности и не будут связаны моралью, которая говорит, что это плохо, они могут принять меры, которые повлекут за собой вымирание человеческого рода»

[3].

Если мы рассматриваем образ «постчеловека», то неизбежно возникает вопрос: может ли такое существо – даже если отбросить в сторону саму невозможность реализации проекта – называться человеком? Разве может быть человеческое сознание, и тем более – личность – редуцированы до «информационного поля», которое может быть «отсканировано», «сохранено» и затем «воспроизведено»? «Постчеловек», действительно, должен переступить через дружбу, любовь, семью, веру, благородство – все те проявления человеческого духа, которые и делают человека человеком. В то же самое время нарисованная трансгуманистами заманчивая цель «постчеловеческого будущего» уводит от реальной борьбы за достойную человеческую жизнь в область грез и бесплодных мечтаний.

«Сегодняшняя цивилизация, – пишет В. Катасонов, – ставит перед человечеством серьезнейшие вопросы, касающиеся понимания самой природы человека. Проблема антропологии становится актуальнейшей из проблем. В зависимости от того, как мы мыслим человека, какое содержание мы вкладываем в это слово, мы будем воспитывать, развивать человека, лечить его и все общество. А благодаря современным технологиям, это развитие человека может идти очень далеко... Нужно отчетливо понимать, что для чисто гуманистического, безрелигиозного понимания нет и не может быть никаких границ на пути технологического экспериментирования и утопического проектирования человека и социума. И в этом случае экспериментирование неизбежно будет порождать множество уродств и трагедий. Именно на этом пути возникают сегодня течения гендерных модификаций, клонирования и даже антропофагии. Все это может привести к тотальной катастрофе самоуничтожения человечества.» [9].

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что идеи трансгуманизма являются развитием изменяющегося атеистического мировоззрения, а по своей сущности – явной антихристианской идеологией, которая пытается увлечь человечество на ложный путь фактического богоборчества и сатанизма. Как это похоже на то, о чем писал наш известный философ-славяновил И.С. Аксаков: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, – уже совлекает с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином» [12, с.216].

Единственную перспективу, в направлении которой должна двигаться современная наука, чтобы сохранить человеческую жизнь на Земле, мы видим в сопряжении современной науки с Божественными законами. Именно об этом говорит в своей статье православный богослов и философ В. Катасонов: «Только если наша наука будет соотноситься со знанием, данным нам в откровении Самим Богом, с тем пониманием человека, которое человечество веками сохраняло в библейской традиции, только тогда мы сможем справиться с «джиннами», выпускаемыми современной наукой»

[9].

Библиография

1. Аксенов И., прот. Трансгуманистическая перспектива: краткий обзор [Электронный ресурс] / И. Аксенов – Режим доступа: http://www.na- gore.ru/articles/aks_transgum_26.01.17.htm

2. Боков М. Вперед в бессмертие? [Электронный ресурс] / М.Боков – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/vpered-v-bessmertie/

3. Бостром Н. Общие вопросы о трансгуманизме [Электронный ресурс] / Н. Бостром – Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/6/93

4. Верхов С.С. Нейроинтерфейсы: история, технологии, опасности [Электронный ресурс] / С.С. Верхов – Режим доступа: http://ilab.xmedtest.net/?q=node/6315

5. Виталий (Уткин), игум. Вызов трансгуманизма: бесконечный прогресс ведущий в бездны расчеловечивания [Электронный ресурс] / В.Уткин – Режим доступа: http://orthoview.ru/vyzov-transgumanizma-beskonechnyj-progress-vedushhij-v-bezdny-raschelovechivaniya/

6. Еникеева А. Мозги – в сторону: ученые расчленят сознание и вынут душу [Электронный ресурс] / А. Еникеева – Режим доступа: https://ria.ru/science/20180816/1526608414.html?referrer_block=index_daynews4

7. История Российского Трансгуманистического Движения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/600/116/

8. Катасонов В.Н. Новая эволюционная утопия: трансгуманизм [Электронный ресурс]/ В.Н. Катасонов – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/novaya-evolyutsionnaya-utopiya-transgumanizm/

9. Катасонов В.Н. Трансгуманизм как новая цивилизационная угроза человечеству [Электронный ресурс]/ В.Н. Катасонов – Режим доступа: http://orthoview.ru/professor-vladimir-katasonov-transgumanizm-kak-novaya- civilizacionnaya-ugroza-chelovechestvu/

10. Мор М. Манифест трансгуманизма [Электронный ресурс] / М. Мор – Режим доступа: http://communitarian.ru/publikacii/novyymirovoy_poryadok_metody /maks_mor_manifest_transgumanizma_14092015

11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра [Электронный ресурс] / Ф.Ницше – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=556845&p=1

12. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины: Учебное пособие по апологетике для духовных школ [Текст] / А.И. Осипов – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Сретенский монастырь, 2004. – 432 с.

13. Россия 2045 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://2045.ru

14. Свенцицкий В., прот. Диалоги [Текст] / В. Свенцицкий – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999. – 336 с.

15. Трансгуманизм [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D 0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

16. Трансгуманизм: Человек 2.0 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://orthoview.ru/ trashumanism/

17. Четверикова О.Н. Диктатура «просвещенных». Дух и цели трансгуманизма. [Текст] / О.Н. Четверикова – М.: Техинвест-3, 2016. – 160 с.

18. Что такое трансгуманизм? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/600/116/

19. Ярославский А.Б. Поэма Анабиоза [Электронный ресурс]/ А.Б. Ярославский – Режим доступа: http://az.lib.ru/j/j aroslawskij_a_b/text_1922_poema_ anabioza. shtml


Источник: Дергалев С.М. Что такое трансгуманизм и в чем его опасность? // Труды Белгородской духовной семинарии. 2018. № 8. С. 15-24.

Комментарии для сайта Cackle