Азбука верыПравославная библиотека архиепископ Сергий (Спасский) Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой восток


архиепископ Сергий (Спасский)

Полный месяцеслов Востока. Том II
Святой восток

См. также: Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология
 

Содержание

План

Общие замечания о перенесениях памятей святых

Указатель Номера и годы Часть I. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Дополнение опущенных памятей Часть II. Заметки Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Часть III Приложение 1 1) Святые, дни памятей коих или самые памяти не показаны в месяцесловах и синаксарях. 2) Храмы Богоматери в Царьграде, непоказанные в греческом синаксаре. Сведения из Дю-Канжа я Бандурия. 3) Иконы Богоматери чудотворной на Афоне. Из книги: Выший покров над Афоном. Другие иконы в Восточной церкви. 4) Иконы Богоматери, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование. Приложение 2 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Приложение 3 Ненаименованные святые События Приложение 4 Сравнительный календарь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Откябрь Ноябрь Декабрь Указатель 1 Праздники Господни Праздники Пресвятой Богородицы Святые Святые ненаименованные Указатель 2 Святые безымянные Особые события Указатель 3 Указатель 4 Святые безымянные Праздники и события Указатель 5 Прибавление Римские и греческие императоры На Востоке На Западе На Востоке Византийские епископы и патриархи константинопольские Патриархи александрийские Патриархи антиохийские Патриархи иеруcалимские Папы римcкие Великие князи, цари и императоры, митрополиты и патриархи русские Великие князи Цари Митрополиты Патриархи Императоры в Петербурге Дополнения Чаcть II. Заметки В части III. Приложению 1 К приложению 4  

 
План
Второй том Полного Месяцеслова Востока разделяется на три части: первую часть составляет самый месяцеслов Востока, вторую разные сведения о праздниках и святых Востока, которые мы называем заметками по их характеру; третья часть состоит из приложений и указателей.
Часть первая. В первой части или месяцеслове святые в каждый день делятся на пять отделов:
I. Первое место в каждый день занимают святые, находящиеся в двух полных месяцесловах: в месяцеслове всех святых, празднуемых православною греко-восточною церковию и полном христианском месяцеслове киевском, издаваемых по благословению св. Синода. Сии месяцесловы содержат памяти святых, находящихся в печатных славянских книгах: в четиих минеях, в прологе, в древних печатных святцах XVII в., в богослужебных минеях, следованной псалтири и других богослужебных книгах. В сем отделе после имени святого и кратких сведений об нем, особенно о месте и времени его кончины, сообщаются сведения, в каких древнейших памятниках церковных, до нас дошедших, память его находится: в евангелиях, апостолах, прологах, уставах, четиих минеях, и в западных мартирологах; – есть ли ему служба в служебных минеях, все составлены ему канон и другие песнопения? Каноны показаны нами в полноте, но стихиры только древнейших писателей. Слово: служба, показывает, что сему святому есть служба в славянских печатных минеях. Но если сделаны указания на какие-либо древние славянские богослужебные или греческие минеи, без слова: служба, а просто или со службою, то, значит, в славянских минеях печатных службы ему нет. Наконец сделаны указания, в каких памятниках сей святой находится в другие дни года. Знак † показывает, что в сие число последовала его кончина. Из киевского месяцеслова в сей отдел не помещены те киевские угодники, которые не находятся в прологе, четиих минеях и богослужебных книгах; они отнесены к III отделу.
II. Во втором отделе дня помещены святые, находящиеся в синаксаре греческих богослужебных миней, употребляемых в настоящее время греческою церковию и в синаксаристе Никодима, но не находящиеся в настоящих наших полных месяцесловах. Почти все они, кроме новейших святых греческой церкви, находятся в древних рукописных славянских стишных прологах, но опущены при составлении печатного славянского пролога и потому не вошли в наши печатные полные месяцесловы. В сем отделе нами сделаны указания главным образом на древнейшие синаксари: синодальный греческий стишной 1295 года за сентябрьское полугодие и на Хлудовский стишной славянский 1370 года за мартовское полугодие. Знак в сем отделе показывает, что о сем святом есть сведения или сказания, тогда как о других без сего знака нет сведений.
III. Третий отдел посвящен святым русской церкви, местночтимым; они находятся в Историческом словаре о святых, прославленных в российской церкви и в книге преосвященного Филарета: Русские святые; сюда внесены киевские угодники, местно чтимые, святые других славянских церквей и грузинские, равно праздники в честь икон Божией Матери.
IV. Четвертый отдел посвящен святым, которые находятся в древних рукописных памятниках восточной церкви греческих и славянских: в евангелиях, апостолах, прологах, минеях четиих и служебных, но ныне они уже не находятся в полных печатных греческих и славянских месяцесловах, не потому чтобы возникало сомнение о них, а по силе всеизменяющего времени. В сем отделе есть имена святых без всяких сведений о них. Может быть, это имена известных святых, перенесенных на те дни с других дней года, но нет признаков, за каких святых с подобным именем считать их, ибо одноимянных святых не мало. Есть здесь и такие святые, которых имена испорчены переписчиками, но они могут быть восстановлены по другим имеющим открыться памятникам. Сюда внесены из прологов праздники, от Пасхи зависящие, причем Пасха полагается большею частию 25 марта.
V. Пятое место занимают повторяющиеся памяти святых первых четырех отделов в разные дни, в разных памятниках агиологии, чтобы читающий мог видеть в каждый день всех святых, находящихся во всех известных доселе и нами вновь исследованных календарных памятниках.
Часть вторая – Заметки. 1) Здесь обращено внимание на достоверность сказаний о святых: их актов и житий; 2) в русской литературе нет сказаний о некоторых святых, коих памяти находятся в полных славянских месяцесловах; в таком случае нами приведены сведения о тех святых из памятников греческих или западных; 3) сделаны указания на источники сведений о святых, исследования хронологические, географические и другие, относящиеся к той или другой памяти святых и вообще приведено более важное, что нам казалось достойным внимания в отношении в известному святому, особенно обращено было внимание на новые сведения о святых в рукописях, неисследованных доселе другими.
Часть третья. Содержание ее составляют: 1) памяти святых восточной церкви, вне числ находящиеся; 2) памяти святых востока, т. е. на востоке пострадавших или подвизавшихся, не находящихся в памятниках греко-восточной церкви, но в западных мартирологах, коптских и абиссинских месяцесловах и армянских календарях; 3) памяти русских святых никогда церковно не чтившихся, по известных по летописям, преданию народному и т. п., или же чтимых некогда местно, но ныне уже не чтимых; 4) сравнение полного славянского месяцеслова с месяцесловом импер. Василия, западными древними мартирологами и мартирологом римским Барония; 5) указатели святых и предметные; 6) каталоги патриархов восточных, пап, римских и греческих императоров.
Общие замечания о перенесениях памятей святых
Сравнивая памятники агиологии, мы видим в них великое разнообразие в отношении к перенесению памятей одних и тех же святых на разные дни. Должно полагать, что в разных церквах в разные времена было не мало оснований к перенесению памятей святых с одного дня на другие, но нельзя отвергать в сем деле и произвол составителей месяцесловов и ненамеренные со стороны их и переписчиков погрешности; в предисловии к Петрову прологу многие, как мы видели, осуждаются за неисправное расположение памятей святых. В русской церкви произвола в перенесении памятей восточных святых почти не было; все почти повторяющиеся памяти в славянских рукописях и книгах находятся в тех или других греческих памятниках в те же дни, кроме второй редакции пролога или месяцеслова Василия, в которой славянином сделаны немногие произвольные перенесения восточных памятей; в отношении же к русским святым в некоторых памятниках нельзя не видеть произвола составителей месяцесловов. Хотя многие перенесения памятей в настоящее время уже нельзя объяснить, тем не менее можно видеть при внимательном рассмотрении памятников агиологии некоторые поводы и приемы при перенесении памятей.

1. Большая часть повторений памятей падает на тот же месяц и на ближайшие дни месяца, в отношении к той или другой переносимой памяти, наприм. из 107 перенесений памятей январских 67 падает на тот же январь, из 130 перенесений памятей февральских 92 падают на тот же февраль; в марте из 153 – на самый март 120; в апреле из 149 перенесений – 114 на апрель же, подобное и в другие месяцы; затем большее число перенесений памятей падает на ближайшие месяцы, наприм. в феврале из января 14; самое меньшее перенесение памятей – из июня, июля и августа, т. е. из конца года, начинающегося с сентября; замечается, что второе полугодие мартовское и самыми памятями беднее сентябрьского, вероятно потому, что первые месяцы естественно более обращали на себя внимание составителей месяцесловов, чем последние, притом во втором полугодии на март и апрель падают великий пост и пасха, поэтому между мартом и маем видится большое передвижение памятей; поелику святым в пост не праздновалось; то их более переносили на май, ибо в апреле приходится или тот же пост или пасха, а после, когда вошло в обычай писать святых в служебных календарях на все дни года; то с мая и других месяцев стали переносить на март; в феврале большая часть перенесений падает на вторую половину, которая граничит с постом и сырною неделею; в январе большее число перенесений падает на первую половину ради праздника Богоявления, после пасхи светлее всех других праздновавшегося.

2. Замечаются перенесения целых групп или многих памятей с одного месяца в другой в памятниках одного происхождения; наприм. в первой редакции месяцеслова Василия (№ 240 синод. библ. и другие прологи) с 31 января перенесены на 5 и 10 апреля муч. Виктор и дружина его и муч. Трифена; в сирлетовом синаксаре перенесены на 6 мая муч. Коинт и Троадий с 2 нарта, Феодор киринейский с 2 же марта, Феодорит антиохийский с 8 марта; отсюда правило: неопределенно означенные святые в каком-либо месяцеслове могут быть узнаны: к какому именно месяцу и дню относятся, если вблизи их есть другие святые, перенесенные из того же месяца; наприм. и в охридском месяцеслове 9 мая значится: муч. Трифены и св. Ипполита; священномуч. Ипполит, который у нас 30 января, находится в некоторых римских мартирологах 9 января, а охридский латинствует; следовательно и Трифена есть мученица, которая у нас 31 января, как с Ипполитом поставленная; в стишных прологах ап. Фома и препп. Малх и Василий новый перенесены с марта на ноябрь.

3. Замечается соединение памятей святых по единству имен, места жизни, по сходству событий в их жизни, по взаимным отношениям: раба к господину, ученика к учителю, сына к матери и т. п., так Василий анкирский поставлен 1 января вместо 2 вместе с Василием Великим, Феодосий антиохийский вместе с Феодосием Великим 11 января вместо 8 февраля; преподобномученики Кононы поставлены 6 марта после мучеников Кононов 5 марта; замечательно, что с мучеником Бонифатием поставлен Бонифатий, еп. Ферентийский, в двух разных церквах восточной и западной в разные дни: в восточной 19 декабря, в западной 14 мая; преп. Феодор, скончавшийся 27 апреля, поставлен с учителем своим Пахомием Великим 15 мая, преподобные Марфа и сын ее столпник Симеон помещены в мае и июле в некоторых месяцесловах вместе и т. п.

4. Памяти святых переносимы были на другие дни ради больших праздников, с которыми они совпадали, ради препразднств и попразднств, ради памятей других великих святых, иногда перенесения делались потому только, что известному святому составлена была служба, а другому, хотя бы и древнейшему, службы не было составлено; составители миней и уставов старались располагать памяти и службы так, чтобы на каждый день приходилась служба; так вновь внесенные 4 января: собор 70 апостолов и пр. Феоктист в Кукуме, были причиною того, что Феопемпт и Феона и Синклитикия перенесены на 5 января; преп. Ксенофонт и дружина его во многих месяцесловах с 26 января перенесены на 30 ради памяти Феодора студийского, по влиянию студийского устава; Иулиан и Василисса с 7 января перенесены на 8 ради Иоанна Крестителя. В случае равенства двух великих святых выходило колебание; наприм. ради пророка Захарии муч. Феодор евхаитский в некоторых месяцесловах перенесен с 8 на 7 февраля, хотя несомненно известно, что он скончался 8 февраля, в субботу в 3 часа дня, в других же месяцесловах пророк Захария поставлен 9 февраля; неаполитанский календарь переносит Софрония патриарха с 11 марта на 1 марта ради муч. Пиония, а Пиония переносит с 12 дня на 11 ради папы Григория; иерусалимский месяцеслов ради патриарха Софрония переносит Пиония на 14 марта. Пионий и папа Григорий оба скончались 12 марта, западные календари и многие восточные памятники переносят Пиония с 12 марта на 11 ради папы Григория, а супрасльская минея Пиония ставит 12 марта, а Григория 11. Двойные перенесения памятей не редки: в греч. минеях пр. Феодосий антиохийский с 8 февраля перемещен на 11 января, дабы быть с Феодосием Великим, а Петр авессаломит вместо того с 11 января перенесен на 12.

5. Иногда разность в показаниях дней святых зависит от разности календарей у разных народов: у египтян, сирийцев и других; в некоторых греческих месяцесловах святые приняты под теми числами, под коими они значились в календарях местных церквей, хотя числа месяцев тех календарей не соответствуют числам греческих месяцев; наприм. муч. Пафмутий египетский (что у нас 25 сентября) в древних календарях неаполитанском, иерусалимском и других поставлен 20 апреля, потому что он скончался 20 Фармуфия египетского месяца, но 20 Фармуфия соответствует собственно 16 апреля.

6. Некоторые памяти разнятся в числах в разных месяцесловах от ошибок переписчиков, которые тем легче могли происходить в означении дней, что в древних месяцесловах не все дня заняты были святыми; посему, вероятно, в № 42 евангелия синод. библиотеки Кир и Иоанн вместо 31 января означены 30, так как 31 числа совсем нет в 42; потому же в академическом евангелии 1 пр. Дий показан 22 июля вместо 19 (См. о сем Т I. стр. 96 и 101); одни переписчики ставили по причине поспешности числа не прямо против памятей, но между строчками, другие разделяли страницы на две грани или половины и путались, переставляя памяти из одной половины в другую.

7. Составители месяцесловов при нарочитом перенесении памятей нередко ставили их на то же число месяца другого; наприм. патриарх Митрофан в неаполитанском календаре 4 января, а в других 4 июня, Георгий амастридский 21 февраля и 21 марта, мученица Иулиания с 21 ноября ради Введения Богородицы перенесена на 21 декабря и другие. Отсюда правило: неопределенно означенные памяти святых суть те же, которые определеннее означены в тот же день в другие месяцы.

8. Исторических сведений о днях кончины святых дошло до нас сравнительно мало, но и сии сведения не всегда принимались во внимание составителями календарных памятников. Позднейший составитель стишного синаксаря (в 12 в.) иногда брал во внимание исторические показания о днях святых: у него первого пренесение мощей Анастасия персянина верно показано 24 января, Елладий комментарисий 24 янв., Мартин, папа римский, 16 января, Савва готфский 12 апреля, муч. Феодотия 17 сентября, но в других случаях и его показания не соответствуют актам. Произвол в поставлении и переставлении многих памятей святых объясняется и неведением дней кончины их. Петр, автор пролога в XI веке, внес сирийских подвижников только в два месяца: январь и февраль, в том порядке, в каком они поставлены Феодоритом в его истории боголюбцев, за неизвестием о днях кончины их. В прологах более поздних, наприм. в стишном 12 в., они уже размещены несколько иначе по личному усмотрению составителей прологов. Тоже должно сказать о памятях 70 апостолов, о преподобных, которые внесены в прологи из патериков, "Лавсаик"а, Луга духовного. Если святые, дни кончины коих означены в актах и житиях, часто помещаются в другие дни; то естественно ожидать разностей в размещении памятей тех святых, дни кончины коих авторам календарных памятников не могли быть известны. Вообще для более точного определения дней памятей святых при повторениях их в разные дни и месяцы надобно отдавать предпочтение календарным памятникам: 1) древнейшим, 2) многим разнородным, 3) памятникам той церкви, к которой принадлежал святой.