архиепископ Сергий (Спасский)

Дополнения5

Чаcть II. Заметки

Стран. 8 внизу: при сравнении службы 4 января апостолам со сниском их в четиих славянских минеях оказывается, что в службе не поминаются находящиеся в минеях: Симеон, Тимофей, Онисим, Епафрас, Архипп, напротив есть Кесарь, Кифа и Матфий, которых нет в минеях. Климент по Дорофееву списку и гречеcкому синаксарю (10 сент. и 22 апр.) есть епископ Сардики, а по славянским минеям 4 янв. епископ Рима.

К 18 января стран. 29 о Ксении. Она скончалась 18 января, а 18 января во второй половине V века падает на годы 465, 471 и 476.

К 17 февр. стран 56 о мощах Мины Калликелада конец изложить: Канон Иосифа, в коем он говорит: покланяюся мощем (10 дек.), написан при импер. Василие I. Хотя западное предание говорит, что импер. Зинон (474–491) дал главу Мины французскому дворянину из Лангра, что предполагает пренесение мощей его в Царьград при Маркиане, (см. 16 января заметку), но глава сия другого Мины, по Штадлеру, каппадокийского. К 5 марта строк. 71 об Исихии иерус. У Филарета кончина его полагается в 432 году, у Мюллера ок. 434 года.

К 30 марта стран. 92 об Иоанне лествичнике: патриарх Петр умер в 564 году (Евагрия Ц. Истор. Ш. 36). Но в указываемом Филаретом месте у Евагрия не определяется время кончины Петра. По Ле-Кьену Петр скончался в 544 году. Итак, разноречия не малы и трудно найти здесь истину.

К 17 мая стран. 139, строчка 1. Дорофей или Псевдо-Дорофей, по Мартынову, сделал из Иунии мужа Иуния вопреки писанию. Но в экземплярах Дорофеева списка нам известных (см. 4 янв.) нет в 70 апостолах Иуния.

К 4 сентяб. стран. 273 об Ермионии. Едва ли предание не слило дочерей двух апостолов, приписав дочери Филиппа из 70 кончину в Ефесе, в коем почила на самом деле дочь Филиппа из 12.

К 14 сент. к стран 289 после слов отселе начался праздник Воздвижения креста: в сей год (335) 13 сентября -день освящения храма Воскресения падает на субботу, а Воздвижение на воскресение и потому вдвойне прилично было воспеть в Иерусалиме: кресту твоему покланяемся Владыко и святое воскресение твое славим.

К 28 октября стран. 343 о Кириаке, патриархе иерус. При Кириаке были скрыты св. места импер. Адрианом под языческими храмами и идолами. Может быть, он сделал распоряжение к сохранению сих мест в памяти христиан и вследствие сего открыто древо креста уже при Елене или не явился ли он в видении кому-либо при Елене. К 5 ноября стр. 349. В восточных синаксарях 5 ноября положена память св. Григория, папы александрийского исповедника. По проложному сказанию у Никодима видно, что он страдал при царе Льве Армянине (813–820), но по каталогу патриархов александрийских у Ле-Кьена в сие время патриархом был Христофор (806–836). Должно впрочем заметить, что каталоги патриархов александрийских и сведения об них до нас дошедшие не полны.

К 25 декабря к стран. 400. В синаксарях с праздником Р. X. соединяется еще воспоминание поклонения волхвов новорожденному царю. Самое же событие поклонения по евангельской истории было уже после Сретения Спасителя Симеоном и Анною в Иерусалиме, т. е. спустя более 40 дней по Р. X., ибо Спаситель немедленно после поклонения должен был удалиться в землю египетскую. Вообще в отношении в разным преданиям о времени празднования того или другого события в жизни Спасителя и Богоматери, в отношении к разным дням празднования святым должно заметить, что церковь, частию за неимением твердых исторических данных, частию имея в виду более духовную сторону торжества, не обращала строгого внимания ва непременное соответствие празднования события времени совершения самого события. Так время страдания и воскресения Иисуса Христа известно, но вся церковь, хотя и после долгих споров предстоятелей ее, постановила праздновать сии события и другие зависящие от них (Вознесение и Пятидесятницу) в разные дни по особым соображениям чисто духовного характера. Для духовного торжества важно воспоминание самого события и величия его, а неточное соответствие его времени. Дух человеческий сам по себе ограниченный, связанный немощною плотию и падением омраченный, долго не находил средств в отношении к точному определению времен года и доселе общеупотребительные календари не соответствуют точному астрономическому календарю и дни великих событий, если бы они соответствовали тем же дням месяца, в кои случились, чрез две тысячи лет уже не совпадали бы в действительности со временем самого события.

В части III. Приложению 1

Адриан пр., основавший с Зосимою сестринский бывший в волоколамском уезде монастырь.

Афанасий, ученик Александра Свирского. Мощи в Задненикифоровск. пустын. Словарь истор. о св. (Никифор).

Валент муч. в жнтии Феодота анкирского 18 мая.

Василий, еп. Сурожа и Фулы. 9 янв. Синакс. греч. ХII в.

Василий Христа ради юродивый инок Спасо-каменного монастыря, бывшего на озере Кубенском. Слов. истор. о св.

Вассиан, основатель Рябовой пустыни близь Углича.

Вассиан, основатель крестимировского преображенского монастыря близ Белого моря. Мощи в приходской бывшей монастырской церкви. Словарь истор. о св.

Даниил шужгорский основатель шужгорского Данииловского монастыря в 50 верстах от Белозерска. Мощи в приходской бывшей монастырской церкви. Слов. ист. о св.

Димас муч. в Кесарии. Письмо Василия В. Твор. св. отец Т. П. Ч. II. См. 7 сент. заметку.

Димитрий пр. основатель цилибинской архангельской пустыни близь Яренска. Слов. истор. о св.

Дионисий пр. ученик Александра Свирского. Мощи в Задненикифоровск. пустыне. Слов. истор. о св. (Никифор).

Евеник св. в полном житии пр. Феодора Сикеота 22 апр.

Еврет св. там же.

Емиллий муч. там же. Зосима волоколамский, основавший с Адрианом сестринский монастырь. Слов. истор. о св.

Игнатий ученик Александра Свирского. Мощи в Задненикифоровск. пустыне. Словарь ист. о св. (Никифор).

Кассиан игумен Спасокаменного монастыря, бывшего на Кубенском озере. Слов. ист. о св.

Киприан пр. основатель сторожевского николаевского монастыря на Ладожском озере. Мощи в Никольской церкви бывшей монастырской. Слов. ист. о о св. (Филим. 2 нояб.)

Корнилий, ученик Александра Свирского. Мощи в Задненикифоровской пустыне. Слов. ист. о св.

Леонид, ученик Александра свирского. Мощи в Задненикифоров. пустыне. Слов. истор. о св.

Макарий пр. основатель пустыни мар. Лезне или Грезне в 110 верстах от Новгорода. Мощи под спудом на месте упраздненной обители. Слов. истор. о св.

Николай первый епископ тмутараканский в конце XI в. Слов. ист.о св. В рукоп. святцах причисляется к угодникам, почивающим в киевских пещерах.

Нифонт пр. основатель троицкого Телегова монастыря в 70 верст. от Устюга. Слов. истор. о св.

Петр угодник Спасокаменного монастыря на Кубенском озере. Мощи были под спудом Жил в нач. XV в. Слов. ист. о св.

Тамара царица грузинская (1174–1201 г.). Память в неделю мироносиц.

Тимофей юродивый, коему явилась икона Богоматери: Умиление в Псковской епархии, где и основан в 1569 году святогорский монастырь. Сдов. истор. о св.

Харитон пр. псковский, XVI в., основатель Кудина монастыря в 3 верстах от Торопца на озере Кудине, где ныне приходская церковь с мощами его. Слов. ист. о св.

Феодор ученик Александра Свирского. Мощи в Задненикифоровской пустыне. Слов. истор. о св. (Никифор).

Феодосий череповский, основавший вместе с пр. Афанасием череповский монастырь, ныне воскресенский собор города Череповца. Слов. истор. о св.

К приложению 4

В сравнительном календаре опущены памяти: ненаходящиеся в Месяц. Василия: Янв. 5 Аполлинарии. 10 Феозвы. 18 Маркиана кирск. 19 Арсения, еп. керкир. 23 Максимы сирина. Февр. 3 прор. Азарии. Сент. 15 мучч. 2 дев. Окт. 17 Андрея в Крите. Нояб. 22 Михаила воина. Дек. 9 Стефана новосиятеля. 24 Николая мниха. Ненаходящиеся в Римском Мартирологе: Янв. 4 собор 70 апостолов. 10 Феозвы. 18 Арсения, еп. керкир. 20 Вафса и дружины. Февр. 6 Марфы и Марии. Марта 13 Александра в Пидне. Апр. 8 ап. Ермия. 17 муч. Адриана. 19 Иоанна Ветхой лавры. 22 Виталия монаха. 30 муч. Максима. Мая 7 явление креста в Иерусалиме. 21 царя Константина. Июля 3 Александра игум. неусыпающих. Сентября 5 муч. Авдия. 15 мучч 2 дев. 22 Фоки вертоградаря. Окт. 4 Петра капетодийск. 27 Марка и дружины. Нояб. 1 Космы и Дамиана. 3 пр. Акепсима. Обновление храма великомуч. Георгия. 10 ап. Олимпа. 12 прор. Ахии. 22 Михаила воина. Декабря 1 Филарета милостивого. II Акепсия и Аифады. 15 Стефана сурожского. 24 Николая монаха.

/ Москва. Типография Современных Известий, Знаменка, Ваганьковский переулок, дом Игнатьевой, 1876

* * *

5

Дополнения к 1 части после I части.

Комментарии для сайта Cackle