Азбука веры Православная библиотека архиепископ Сергий (Спасский) Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича 12-го июля 1596-1896 г.

Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича 12-го июля 1596–1896 г.

Источник

Содержание

Предисловие Преподобный Михаил Малеин  

 

Предисловие

С конца XIV века, со введением в России служебных миней, по Иерусалимскому уставу расположенных, при влиянии на это святой горы Афона, стала у нас совершаться служба в 12 день июля преподобному Михаилу Малеину, память которого весьма чтилась на Афоне, как наставника преподобного и богоносного отца Афанасия Афонского; но в России имя преподобного Михаила Малеина сделалось особенно известным после восшествия на престол царя Михаила Феодоровича (1613 года), первого из царствующего рода Романовых. Михаил Феодорович родился 12 июля 1596 г. в день преподобного Михаила Малеина и получил его имя, коронован на царство накануне своего тезоименитства 11 июля 1613 года и скончался в третьем часу ночи с 12 на 13 июля 1645 года.

Житие преподобного Михаила Малеина в России не было известно доселе. При царе Михаиле Федоровиче составлено было довольно пространное слово в честь этого преподобного и помещено в прологе под 12 июля. Но в этом слове сведения о жизни преподобного весьма недостаточны; они извлечены из жития святого Афанасия Афонского, ученика преподобного Михаила и касаются только отношений преподобного Афанасия к Михаилу Малеину. Между тем, житие преподобного Михаила было составлено недолго спустя по кончине его и до ныне существует на греческом языке. Святогорец Никодим в своем синаксаристе (греческом прологе) пишет, что оно есть в рукописях в великой лавре Афанасия Афонского и других Афонских монастырях, и что оно переведено на новогреческий язык, и напечатано в Калокерини. Книга Калокерини, по-русски «Летняя книга» или «Летнее чтение», издана греческим монахом Агапием в 1865 году и названа так, потому что содержит избранные жития святых, которым празднуется в лучшее время года, – летом (с 1-го марта по 31-е августа). По этой книге и составлено предлагаемое житие с дополнениями из других верных источников и объяснениями. Что же касается до службы преподобному Михаилу (12-го июля), то она составлена в Греческой церкви согласно с означенным житием, прежде ее написанным.

Сергий, Архиепископ Владимирский

Преподобный Михаил Малеин

Преподобный Михаил родился в 894 году в стране Харсиан или Харсианской, в западной части Каппадокии (в Малой Азии). Он происходил из знатной фамилии Малеиных. Родители его были весьма благочестивы и богаты. За сто почти лет до монашеских подвиговъ преподобного Михаила был в Харсианской стране, его родине, начальником святой праведный Евдоким в царствование императора Феофила (829–842 г.). Бог прославил этого правителя и воинского начальника нетлением мощей и многими чудесами. Конечно, благочестивая жизнь его имела благотворное влияние на жителей этой страны1. Дед преподобного Михаила по отцу, по имени Евстафий, саном патриций (сенатор), был весьма честен и знаменит при царском дворе, и особенно прославился, как полководец; равно и другой дел его по матери, по имени Адралест, сначала был патрицием, а потом сделан воеводой всего Востока по великому его мужеству и разуму. Бабушка его была родственница царя Романа. Все они были богобоязненны и православны. От них-то произошли родители преподобного, Евдоким и Анастасо, украшенные всякой добродетелью и благопристойностью; они были родственны царю Льву, который тогда царствовал в Константинополе (Это был Лев VI Мудрый, вступивший на престол в 886 году и скончавшийся в 912 году).

Но мы перейдем к дивному рождению преподобного; оно было предвозвещено и он назван сыном молитвы. В продолжение многих лет, мать его была неплодна и бездетна. Родители его печалились о том, что молодость их прошла, а они не имели детища, наследника богатству их. Ходили они часто по церквам и молили Бога, чтобы Он даровал им дитя и не получали желаемого. Наконец, пришли они в один храм Пресвятой Богородицы, что в местечке Кука, жители которого имели великое благоговение к иконе Богоматери. Здесь Анастасо и Евдоким молились, чтобы Богородица дала им потомство по желанию их. Пречистая услышала моление их и явилась чередному священнику Мефодию, когда он спал. Она держала омофор, а в правой руке три сударя (три платка), которые приказывала отдать Анастасо, с тем условием, чтобы после Пречистая получила из этих трех обратно один. Иерей тотчас же открыл жене видение и она, бывшая бездетной, сделалась многочадной и доброчадной. Первое дитя, которое она родила, было названо родителями Мануилом и когда Мануил достиг законного возраста, то царь почтил его званием кандидата. Родители его имели сильное желание женить его по обычаю мира, чтобы увидеть от него потомство, и искали богатую и красивую девицу также царской крови.

Но когда они помышляли о браке, как земные, небесный Отец, освятивший юношу от чрева матери, ревнуя возревновал и взял его у родителей следующим образом. В то время Евдоким по некоторой надобности отправился в Константинополь и взял с собой туда Мануила; потом, возвращаясь домой, оставил юношу там, чтобы он изучил благородные обычаи царского двора. Спустя немного времени умер благочестивый царь Лев (912 г. мая 11). Мануил, видя его несомого мертвым, проливал слезы, размышляя о неизбежности смерти и говорил в уме своем; если и цари умирают, то какую пользу получу я, гоняясь за суетой мира; лучше пойду в уединенное место, чтобы молиться о своем спасении. Плача и рыдая, пошел он в одну церковь и поверг молитву пред Господом, говоря: Владыко! Если Тебе угодно, чтобы я был монах, покажи мне Твою волю. Говоря это, он держал в руках своих псалтырь и раскрыв ее, нашел десятый псалом, в котором говорится: на Господа уповал, како речете души моей; превитай по горам, яко птица. Прочитав этот стих, он возрадовался и дал обет Богу быть монахом. Нашедши предлог пред родственниками, что будто, он желает идти к родителям, решился непременно оставить Константинопольских. Когда же эти не могли убедить его, чтобы он остался у них; то дали ему многих людей, чтобы они сопровождали его по сану его

Пришедши на реку Галл, которая течет близ горы Киминской, достигли до моста Монокаморского и тогда он приказал спутникам своим идти к отцу, а сам он придет де после. Взяв из них с собой немногих, он пришел с ними в селение Керсину, находящееся при подошве горы и там, во время приготовления слугами стола, Мануил отвел одного из местных жителей в сторону и спросил его: есть ли здесь вблизи добродетельный монах? Тот сказал ему: есть здесь на горе один святой отец Иоанн, по прозванию Еладит и многие спасаются под руководством его. Как только услышал это Мануил, не сел за трапезу, но взял одного первого человека отца своего и пошел с ним к старцу, и падши к ногам его, обливался горячими слезами. Преподобный, видя благолепие одежд его, и множество слез и юность возраста, удивлялся и спросил его: кто он и откуда, и какая причина скорби его. Он же отвечал: не имею, отче, скорби, но ищу только спасения своего; и сказал ему старец: не слуга ли ты чей, и не постигло ли тебя великое несчастье. Скажи правду, что ты за человек, и как, и откуда получил такие богатые одежды. Он же отвечал: раб я Божий, сын же богатого отца и, имея сильное желание быть монахом, пришел из дальней страны с этим человеком, которому обещал (если достигну желаемаго), подарить своего коня. После того старец изъявил согласие принять его, видя его рвение и сильное желание. Тогда юноша стал просить человека, чтобы он взял коня и возвратился к отцу его с своими товарищами. Тот с усилием согласился на это и возвратился со слезами. Мануил же, уязвленный Божественной любовью, каждодневно понуждал святого старца, чтобы он сделал его монахом, потому что боялся, чтобы отец не взял его силой и не лишил его желания его. Старец, видя такую его жажду иночества, на четвертый день облек его в ангельский образ и, назвав его вместо Мануила Михаилом, постриг его. Когда же он достиг желаемого, тогда сказал старцу всю правду. Старец, услышав, что он царской крови и сын такого богатого вельможи, удивлялся боговдохновенной ревности юноши и возлюбил его; но не мало боялся, чтобы отец его в безумной ярости не умертвил его. Однако, возложив надежду на Бога, сказал ему: если ты в юности по любви к Богу отрекся мира и родителей, то как мне старцу не претерпеть смерти ради заповеди Божией. Дивный же Михаил стал подвизаться с великим тщанием, нанесши великое поражение лукавому демону таким отречением от мира. Тогда было ему восемнадцать лет от рождения.

Когда же слуги пришли к Евдокиму и возвестили об отшельничестве сына его, то он принял это с такой болью в сердце, что вскричал, как иступленный и лишенный ума, как будто пронзили его мечами и сказал: О! Насилием лишился света моего, потерял надежду старости и опору дома моего; ясно видел во сне, как пал великий столп дома моего. Видя его так сильно плачущим, рыдали и все слуги его; особенно же супруга его, как только услышала о том, пала безгласной и все думали, что она умерла; когда же чрез долгое время пришла в себя, терзала свое тело, нещадно рвала волосы на голове, и подняла такой плачь и вопль, что нельзя было смотреть на нее без жалости и слез. Плакали и все сродники, и домочадцы. Евдоким прежде всего сильно высек всех сопутствовавших сыну его за то, что не пошли в монастырь и не взяли его насильно, но оставили его; потом собрал множество народа и поспешил на гору Кимин и приказал людям стоять извне кругом монастыря, чтобы не убежала добыча, а сам вошел в монастырь тайно и, вошедши в церковь, встал в одном углу притвора, потому что пели утреню. Он нарочно пришел ночью для того, чтобы его не заметил сын и не скрылся от него. Случилось же, по Божию смотрению, что сын его в то время пел тропарь: Душа! Здешнее временно, тамошнее вечно, а он был молод и так сладкогласен, что превосходил соловьев приятностью голоса. Узнав его по голосу, отец из глубины сердца восстенал и заплакал. Михаил же, по сильному стенанию, узнал отца и оставив пение, побежал к старцу. Старец не смутился совершенно, но докончил утреню; потом вышел и поклонился вельможе, а этот начал поносить его и оскорблять, говоря: О! Невежественнейший человек и мой преждевременный убийца! Для чего погасил свет мой так неразумно? О! Обманщик и обольститель, где научился разлучать любезнейших детей с родителями? Разве не знаешь, кто я и причину, которая привела меня сюда неожиданно? Преподобный же кротким голосом отвечал: я не знаю, кто ты почтеннейший; только Владыка Христос знает тебя, ибо Он открывает тайное. Сына же твоего я принял небезрассудно, как ты говоришь, славнейший, но я Евангелием научен не изгонять приходящего. Болярин, видя чистоту и незлобие великого старца и познав доброту нрава, не сказал более ни одного жесткого слова, но только взял сына и увел. Михаил же, видя старца плачущего о внезапной и скорой разлуке, утешал его, говоря: молись, отче и не печалься обо мне, потому что ничто в мире не разлучит меня от любви Владыки моего.

Когда же они пришли домой и мать увидела его постриженного и в черных одеждах, то вместо радости горько заплакала и зарыдала, и оба, отец и мать, стали убеждать его, чтобы он снял черные одеяния и облекся в светлые одежды, много говорили ему и мучили убеждениями; но не могли склонить к исполнению воли их; однако не решились раздеть его насильно, боясь тяжести греха; ибо были благочестивы и благоговейны; только различными путями и бесчисленными ухищрениями старались отклонить от его намерения и не могли; ибо он изведал мед подвижничества, всецело упоен был божественной любовью и отвергся плотского человека, который, как цвет травный, увядает. Когда же увидели, что напрасно его мучили, прогнали его со гневом. Он же, бежа от тяготы мира, как от огня, пришел в монастырь. Старец принял его с радостью и удивлением, и пророчествовал о нем другим отцам, говоря: знайте, братия, что этот юный возвеличит гору и наполнит ее словесными овцами. Это и исполнилось. Как только он пришел в монастырь, старец сделал его трапезным, и служил он братьям с таким старанием и тщанием, стоя перед ними, доколе они ели, и принося пищу им с таким рабским смирением, что все удивлялись, как решился взять на себя эти низкие службы такой благородный человек, который воспитан в такой роскоши при служении ему других, а теперь он сам приготовлял кушанья, мыл посуду, мел и совершал другие подобные низкие дела неутомимо и усердно. Поскольку он много искушаем и мучим был сном, по наваждению демона, то старался победить его, сколько мог; целый день проводил в одном хитоне и необутый, а ночью ложился на доски, хотя бы и в зимнее время.

Когда исполнилось два года, то он сделан был совершенным монахом (принял великую схиму); в то время был там и отец его. Когда же отец увидел его, как совершенного монаха, то обрадовался и внушал ему, говоря: смотри, сын мой, не отщетись от Бога, Которого возлюбил более родителей и мира, и целовав его, отошел, проливая слезы, и когда пришел к супруге своей, сказал ей: видел Мануила и возрадовалась душа моя, и прихожу к убеждению, что это действительно он, которого даровала нам Богородица и опять взяла, по видению. Итак, да не скорбим, но лучше прославим Владычицу; ибо этот самый сын будет нашей похвалой и опорой, и украшением всего рода, подвигнет и призовет многие души к добродетели. И они освободились от печали и возрадовались духом, и спустя немногое время, внезапно скончался Евдоким. Добрая же мать послала и вызвала к себе Михаила, разделила все имение свое между детьми своими, сделалась монахиней, и богоугодно поживши при руководстве и помощи Михаила, богоугодно и жизнь свою кончила. Преподобный имел одну сестру, которая вышедши замуж, родила боговенчанного царя Никифора и Льва (Никифор рожден в год пострижения Михаила, 912 г.). Богоносный Михаил имел и одного брата Константина, с которым разделил все имущество родителей, движимое раздал бедным и слугам своим, которых освободил, а недвижимое оставил брату, взяв за него законную плату, во сколько его оценили, и деньги взял в монастырь, и отдал старцу в его распоряжение, а этот половину их разделил бедным монахам, а другую употребил в пользу монастыря. Брат же Михаила из патриция сделался знаменитейшим военачальником всей Каппадокии (Так исполнилось видение иерея, по которому Богородица дала матери Михаила три платка).

Когда преподобный освободился от всякой заботы касательно родителей, спустя три года после принятия им схимы, то пожалел удалиться в уединенное место и нашедши вне монастыря одну большую скалу, удобную для подвига, получил от старца позволение, и поселившись в ней, пребывал здесь в продолжении пяти дней недели; он принимал пищу однажды в день, производя и ручную работу по приказанию старца; в субботу сходил в монастырь и проводил два дня с братиями; после того, как он, таким образом, провел четыре года, понравился ему мед уединения; он взял в сообщество с собой одного весьма добродетельного родственника по имени Агапия и оба отошли, по благословению старца, во внутреннейшую пустыню Киминской горы и здесь провели два года в таком строгом подвижничестве, что от многого злострадания с трудом узнаваем был в них образ человеческий; после того, каждый из них пожалел подвизаться отдельно. Агапий пошел в другое место и совершил светлые и великие подвиги.

Михаил же, оставшись один и руководимый Богом, нашел одно место весьма тихое, называемое тамошними жителями Ксиролимни (Сухое Озеро), близ которого жил один добродетельный пустынник. В этом месте, построив малую хижину, Михаил проводил ангельскую жизнь в молчании и мужественно подвизался против демонов. Он явил такие добродетели, что слава о нем в короткое время распространилась далеко и многие приходили к нему, имея желание подражать житию его. Сначала он никого не хотел принимать и возвращал просителей обратно. Потом, видя усердие приходивших, стал принимать по одному, уча их довольствоваться одним хлебом и водой. Они, видя воздержание, смирение и сладость бесед его, и другие обычаи, радовались и имея в нем образ для себя, вели самую лучшую жизнь; пораженные печалью по каким-либо причинам утешались, смотря на пего. Каменно-сердечные и бесчувственные возбуждались к горячим слезам, слушая поучения его, потрясавшие души. Сонливые и беспечные, видя великое бодрствование его и целонощное стояние, изменялись божественным изменением; словом, все брали с него добрый пример, и собралось более пятидесяти братий, потому он послал и вызвал вышеупомянутого отца Агапия, и сделал его настоятелем этой Сухоозерной лавры.

Так как это место было тесно и не могли здесь жить многие монахи, то сам преподобный взял нескольких учеников и обошел всю гору Киминскую, доколе не нашел удобное место, весьма уединенное, орошаемое холодными и приятными водами. Увидя это место, обрадовался и купил его; потом немедля начал строение лавры (около 925 г.) и создал большой и прекрасный храм Пресвятой Богородицы, и, расписав его тщательным образом, соделал, как бы другое звездное небо; сюда в короткое время собралось столько братий, что пустыня сделалась многолюдным городом. Киминская гора находилась в юго-западной части Вифинии близ реки Галл. Недалеко от нее на северо-западе был город Никея (ныне Исник в Азиатской Турции в Анатолии), а на юго-западе Прусса (ныне Брусса) на Азийском Олимпе (ныне Кешиш-Даг), отделявшим Вифинию на юге от Азии. Через Киминскую гору и реку Галл шел путь от Константинополя и Мраморного моря в дальнейшую южную часть Вифинии, по которому в юности перед своим пострижением и шел Мануил, направляясь в Каппадокию к своему отцу2. Собрав иноков основанной им обители, преподобный Михаил написал священные законоположения подвижничества, точные и подробные правила монашеского жития, быв законодателем для них, как второй Моисей; приводил же к Богу постоянно народ отличный, изводя достойных из недостойных и приводя их немокренно в землю обетования от бурного моря жизни чрез душеполезные и спасительные беседы и писания. Насколько эта пустыня была безобразна, настолько процвела, как крин благоухающий; где никто не смел прожить и одного дня, там Михаилом собрано бесчисленное множество людей, и на этой горе Киминской досточтимой и дивной не было места, где бы не было монахов, славословящих Господа, и этого достиг преподобный не легко, не без злостраданий, но потом и слезами, и многими трудами обратил эту пустыню в город. Видя лукавый диавол, как преподобный заботился о спасении братий, много употреблял усилий против этого и старался препятствовать человеку Божию в совершении столь богоугодного дела, но оставался бездейственным и посрамленным, будучи легко побеждаем молитвой и горячими слезами преподобного; он не мог сносить пламени, которое исходило из уст во время молитвы преподобного; ибо эти священнейшие уста не произносили ни божбы, ни злословия, ни оскорбления кому-либо, напротив он молился за невидящих его и, будучи незлобив, воздавал им своими благодеяниями и так был сострадателен и человеколюбив, что не мог видеть кого-либо печальным, и не помочь ему в нужде, особенно же он был всегда милостив и щедр к бедным; поэтому выстроил под горой большую странноприимницу, где находили пристанище странники и путешественники. Для этого там были служители и все потребное: пища и одежда в достаточном количестве.

Сей великий отец удостоен был и священства, как чистый и безукоризненный; украсив им свою жизнь, и день и ночь упражняясь в божественном Писании, он показал, как должно быть соединяемо священство с монашеским житием, и достиг такого бесстрастия и такой высоты созерцания, что отдаленное видел, как близкое, предсказывал, как пророк о будущем и совершал многие чудеса, из которых скажем кратко о немногих в удостоверение многих.

Был в лавре преподобного монах, человек злонравный, по имени Кириак; он воровал некоторые вещи у братий и всех привел в смущение. Преподобный часто вразумлял его, чтобы он исправил жизнь свою, дабы не потерпеть наказания и не мог убедить его; напротив нечестивец еще более возненавидел его за вразумления и решился убить его. В одну ночь, он пришел к келье преподобного с топором и смотря сквозь щель двери, увидел его молящимся и стоящим среди огня, от чего он пришел в ужас и лишилась силы рука его. Преподобный, узнав Божией благодатью задуманное им, сказал ему извнутри: войди чадо и оставь топор, который принес тайно. Тот, бросив топор, взошел с криком: согрешил! И падши к ногам его, исповедал ему грех свой. Незлобивый же простил ему с кротостью, говоря: иди, чадо, покайся всем сердцем в твоем грехе, потому что чрез немногие дни совершится исход твой; тот прожил сорок дней и исполнилось проречение преподобного.

В другое время, он послал по одной надобности ученика своего, безмолвника Исихия, на реку Галл и приказал ему возвратиться скоро в тот же день в монастырь. Когда он пошел с усердием на послушание, ударил сильный дождь, и он укрылся в одно обрывистое и непроходимое место, где сделал себе помещение вроде пещеры, чтобы не мочил его дождь, и там замедлил. Потом, видя, что он находится в опасности жизни и ослушания, так как по темноте ночи не видел, как бы ему выйти безопасно из этой пропасти, воззвал с верой: Святый Михаиле! Помоги мне. И внезапно (о чудо!) явился преподобный против нависшего места со светом и светил ему, доколе он не пришел в монастырь, и потом сделался невидим. Когда же явился преподобному, то прежде, чем что-либо сказать, услышал от него: Почто усумнился, маловере? А тот отвечал: если бы ты не явился на помощь мне, то я мог погибнуть. Преподобный же приказал никому не сказывать о чуде.

Преподобный имел одного ученика певца по имени Константина. Он был слаб телом, но еще слабее душой, как маловерный. Он имел три ценные монеты и тщательно берег их на свою нужду. Преподобный вразумлял его, чтобы он не надеялся на них, но отдал бы их на общее употребление, и надеялся бы на всесильного Бога и преславную Богородицу. Но тот не соглашался. Спустя несколько дней, случилась в лавре нужда в 12 аспрах и не нашлось их в ней, и потому они были заняты. Добрый же Константин поносил преподобного говоря: сам не имеет 12 оволов (грошей), а мне советовал расточить три монеты и не хранить для моей надобности. Болтая так, он уснул и видит, как бы был праздник и собрались все в церковь, и там явилась Пренепорочная Владычица, держащая на одной руке Владыку Христа, а под другую руку поддерживал Ее преподобный, и обходили они церковь, и когда пришли в притвор, то Всесвятая повелела преподобному подставить свою рясу, развернув ее, и когда это было сделано, Она бросила в нее бесчисленное множество флоринов. Потом, обратившись к Константину, сказала: Маловерный и бессердечный! Достаточны ли будут тебе эти монеты на твои нужды. Услышав это, он пробудился в страхе и, прибежав к преподобному, бросил три флорина и поклонившись в ноги, просил прощения.

Когда преподобный строил великую церковь, во славу Божию и Пречистой Богоматери и для упокоения братства о Христе, то пришел один ученик его, желавший принести дерево (брус) для здания и просил на то прежде позволения преподобного. Он же, имея дар прозрения, предузнал будущее и говорит ему: внимай чадо, да не падешь в искушение ради ропота или неверия. Тот же, ушедши, был попрепятствован демонским действием и возроптал, и по неверию его, надавило на него большое дерево; поэтому Лев (так назывался этот ученик) лежал, терпя страшную боль. Преподобный, узнав об этом Духом Святым, поспешно вышел из кельи и послал одного сильного монаха, сказав ему: беги, освободи Льва, потому что одно дерево надавило на него и ему угрожает смерть. Расстояние же было пятнадцать стадий (более двух с половиной верст). Тот, пришедши, с трудом освободил его.

Преподобный предузнавал многое и другое, и особенно касательно войн и споров царей и соблазнов, которые произошли во времена Романа и Константина, все это предсказал он, по убеждению некоторых. Потом он опять утешал Константина, убеждая не печалиться, так как скоро получит прародительское царство; это и сбылось (Во время малолетства Константина VII Порфирородного, Роман Лаканен захватил власть в свои руки в 919 г.; в апреле сего года женил Константина на дочери своей Елене, а 17-го декабря коронован сам, как соправитель Константина и управлял империей до декабря 944 года; 20-го декабря лишен престола двумя собственными сыновьями и пострижен в монашество на острове Проти. Константин VII, в свою очередь, чрез 39 дней постриг сыновей его и сделался самодержавным, царствовал до 15-го ноября 959 года).

Между учениками преподобного был один тщательный, отличный писец (каллиграф), по имени Феофан, который от малого возраста служил ему 40 лет, до самой смерти его. Он никогда не нарушал слова преподобного, чтобы наследовать добродетели его, что и сбылось. Однажды преподобный приказал ему переписать одну полезную книгу, он же, как ученик хороший и честный, потрудился сверх сил и сделал дело в короткое время. Но от этого труда раздулось лице его и почти вся голова, которая сделалась безобразна и непомерно велика так, что не было видно ни глаз, ни ушей его, а нос и рот были совершенно закрыты, так что исказился в нем образ человеческий и представлял он жалкое зрелище, и был близок к смерти; с трудом открывали рот его и вливали немного воды, когда он начинал сильно ослабевать. Преподобный в это время был в Константинополе и больной сильно мучился, потому что человеческая сила с врачебным искусством не могла помочь ему. Видя же его так страшно и тяжко страждущим, решились разрезать с опасностью жизни лице его и шею, чтобы он выздоровел или умер, и освободился от мучений. Когда на это решились, то великий Михаил явился ему ночью и сказал: не давай себя резать, иначе умрешь, только веруй и с этими словами взял камилавку, и возложил на больного и вдруг (о, чудес Твоих Христе всесильне!) Феофан совершенно освободился от болезни и внутренней, и внешней, и прежде будучи недвижим, встал с постели и среди ночи закричал: если бы не пришел ц наш, я непременно бы умер, подайте мне есть; я более не чувствую никаких страданий. Братия, услышав крик, подумали, что он от болезни лишился ума, зажгли огонь и увидели его совершенно здоровым и прославили Господа, прославляющего рабов своих не только в присутствии, но и в отсутствии.

Теперь скажем об отношениях преподобного Михаила к препод. Афанасию, впоследствии поименованному Афонским. От преподобного Михаила святый Афанасий заимствовал тот духовный свет, который ярко возгорелся чрез него на Афоне. По смотрению Божию, Михаил Малеин прибыл в Византию въ 953 году по P. X.3. Слыша о добродетелях его (ибо он был славен и всем известен), явился к нему уроженец Трапезунда, житель же Константинополя, ученый муж Авраамий и, рассказав ему подробно всю свою жизнь, открыл во время исповеди, что имеет давнее, сильное и постоянное желание сделаться иноком.

Старец предузнал, что он имеет быть избранным сосудом Святого Духа. Во время беседы их, строением Божиим, пришел посетить святого старца племянник его, славный Никифор, который был тогда военачальником всего Востока, а после сделался самодержцем. Мудрый Никифор был весьма проницателен; посмотрев на Авраамия, на его взор, нрав и поведение, он тотчас понял его, как человека удивительного и когда Авраамий ушел, он спросил своего дядю, кто это такой и зачем приходил; преподобный рассказал ему все и с того времени, Никифор всегда имел его в уме. Лишь только преподобный возвратился в Кимин, тотчас явился к нему и Авраамий, сгоравший желанием скорее сделаться иноком. Припав к ногам старца, он усердно и смиренно просил одеть его в священное одеяние. Старец, зная его, не медлил исполнить его просьбу и тотчас, пошедши в церковь, постриг его и облек в ангельский образ, переименовав из Авраамия Афанасием. Ему было тогда 33 года от рождения, старцу же около 59 лет. Преподобный даже облек Афанасия в власяницу, чего на Кимине в обычае не было. Афанасий хотел вкушать пищу только раз в седмицу, но старец, чтобы отсечь волю его, велел ему принимать пищу однажды в три дня и спать на рогоже, а не на стуле, как спал он прежде. Авраамий беспрекословно исполнял все, ему повелеваемое екклесиархом (церковно-начальником). В остающееся же от монастырских послушаний время, он, по воле старца, занимался переписыванием книг (каллиграфией). Таким образом, вся Каминская братия называла его сыном послушания и хвалила его, удивляясь ему.

В четыре года этот достохвальный подвижник многими своими постами, бдениями, коленопреклонениями, всенощными стояниями и другими ночными трудами, и дневным потом, и всяким злостраданием восшел наверх подвижнической жизни. Посему святой старец, узнав чистый образ мыслей его и что он способен к божественным созерцаниям, позволил ему вступить на великое поприще безмолвия в уединенном месте за милю (1 версту 200 сажень) от лавры и заповедал ему вкушать хлеба, и то сухого, один раз в два дня и немного воды, во время же четыредесятницы принимать пищу чрез пять дней, спать на стуле, как прежде, а во все воскресные дни и Господские праздники бдеть в молитвах и славословиях от вечера до третьяго часа дня. Блаженный все это исполнял послушно.

Упомянутый воевода Востока Никифор однажды явился в Кимин, чтобы видеть своего дядю, что делал он часто. Беседуя с ним, вельможа спросил об Афанасии. Преподобный рассказал о борьбе его с демонами и о дивных подвигах. В это время случился там и брат Никифора, Лев патриций и доместик Запада. Преподобный сказал им: в добрый час пришли, мои возлюбленные, я покажу вам свое сокровище, – чудного Афанасия и вельможи отправились к нему в место безмолвия; во время беседы они услышали от него то, чего никогда не слыхали и так обрадованы были приятностью беседы его, что пленились любовью к нему, и едва расстались с ним. По возвращении в обитель, Никифор и Лев сказали своему дяде: подлинно ты обогатился великим сокровищем; очень благодарим тебя, что показал нам его. Старец же призвал Афанасия и положив головы вельмож в руки его, сказал: отныне исповедуйте ему помыслы свои и повинуйтесь ему, как духовному отцу. Племянники поклонились и благодарили старца за такое устроение и попечение о них. Потом исповедовались у Афанасия и удивлялись мудрости его. И не только они, но и все другие из синклита, и великие начальники, приходившие к старцу для молитвы, посылаемы были им к Афанасию.

Но, любя смиренномудрие и ненавидя славу человеческую, Афанасий решился удалиться с горы Кимина, особенно когда услышал, что святой старец хочет сделать его вместо себя игуменом. Раз, говоря об Афанасии с одним своим знакомым, преподобный действительно сказал: «вот мой преемник». С течением времени, божественный Михаил устарел и часто болел. Начальнейшие в обители иноки, ожидая, что по смерти его, будет начальствовать в ней Афанасий, часто приходили в келью его, льстили ему, хваля его и оказывая ему услуги, чего прежде не делали. Удивляясь этому, Афанасий узнал от одного монаха, что преподобный Михаил наименовал его себе в преемника. Избегая начальствования и соединенных с ним забот, он оставил Кимин и не взял с собой ничего, кроме двух книг, им же самим написанных, – четвероевангелия и апостола, и священного кукуля преподобного старца, который он всегда носил, как душеполезное ограждение. Оставив Кимин, он удалился на Афон. Это было в начале 960 года по P. X. В безмолвии он провел на Кимине около двух лет.

И преподобный Михаил, имея таких славных родственников, не тщеславился, но еще более смирялся пред всеми и вел себя, как самый последний поселянин. Отрекся он от мира восемнадцати лет и подвизался в продолжение пятидесяти лет4. Соименный ангелу, он жил по ангельски, не изменяя правила воздержания до последнего издыхания, исключая то время, когда он был очень болен или был Господский праздник, или когда принимал какого-либо славного вельможу; кроме этих случаев постился постоянно; первоначально, когда сделался монахом, принимал пищу однажды в два дня, потом в средине подвижнической жизни ел раз только в пять дней; под конец жизни, особенно в святую четыредесятницу, ел однажды в двенадцать дней5. Пища его была: плоды и овощи, как сырые, так и вареные, сухие стручковые зерна и прочее подобное, питьем была вода; одежда была бедная и суровая. Когда был здоров, то спал сидя на скамье; а когда был болен, то на кровати, на которой была одна циновка и две кожи. Он очень любил праздники, особенно когда было торжество во славу Владыки Христа или Богородицы; при этом он совершал целонощное бдение и пел с весельем, в другие дни не видели его веселым, а только в праздники. По этой причине и оказывала ему благоволение всепетая Владычица, Сама приходила в храм и давала ему свое благословение, как удостоверяет в том следующее чудо. В Византии был также один христолюбец, который праздновал Всесвятой с великим благоговением. Когда он молился во время бдения Ей, узрел Ее в видении и Она сказала ему: Мне надобно идти на гору Киминскую, чтобы вместе праздновать с монахом Михаилом, верным Моим рабом, так как он принимает Меня с великой любовью и благоговением. Тогда тот благочестивый человек пошел на Киминскую гору и после беседы с преподобным уверился, что поистине его почтила Всецарица, и рассказал о чуде. Так ангелоименный и равноангельный преподобный, пожив преподобно и богоугодно, отошел в вечное царство, которого да сподобимся и мы божественным человеколюбием и благодатью. Аминь.

***

Одновременно с пр. Михаилом Малеиным подвизался в Константинополе, более ста верст от Киминской горы, св. Андрей Христа ради юродивый, удостоившийся явления ему Богоматери, покрывавшей молящихся во Влахернском храме своим омофором. Кончина преподобного Михаила последовала в 962 году по P. X. в 12-й день июля. Он прожил более двух лет по отшествии святого Афанасия на Афоне и года не дожил до воцарения племянника его Никифора Фоки, которое было в 963 году 2-го июля. Всей жизни преподобного было 68 лет. В 9-й песни канона говорится, что рака преподобного по смерти источала исцеления6. Как в житии, так и в службе преподобному Михаилу приписываются преимущественно следующие качества: глубокое смирение, великий дар назидания и учительности, и умерщвление плоти необычайным воздержанием в пище, и другими телесными подвигами.

Преподобный Афанасий, ушедший тайно из Киминской обители, скрывался на Афоне в безвестности. Но племянники преподобного Михаила, Никифор Фока и Лев Фока, рожденные сестрой его, бывшей за мужем за восточным военачальником Вардой Фокой, усиленно искали преподобного Афанасия, своего духовного отца. Наконец, Лев Фока, военачальник западных стран, нашел его на Афоне.

Тогда старший брат его, Никифор Фока, в то время победивший агарян в Крите, убедил Афанасия строить монастырь на Афоне, в котором сам обещался постричься в монахи. Никифор Фока еще на Киминской горе, во время исповеди, открыл преподобному Афанасию о своем желании сделаться иноком. Посещая дядю, он удивлял Киминских монахов своими подвигами в деле богочестия, продолжительными пощениями, бдениями и неустанными поклонами земными. Спустя недолго после того, как святой Афанасий начал строить монастырь, узнал, что Никифор, по воле войска и народа, сделался царем и женился на вдовствующей императрице. В великой скорби он оставил строение обители, но император убедил его продолжать это дело, так как он не имеет сношения с женой и при первом удобном случае уйдет на Афон, и там исполнит свой обет, данный Богу, и продолжал давать преподобному Афанасию средства на строение обители, в чем ему помогали и другие христолюбцы. В 969 году 11-го декабря, император Никифор был умерщвлен коварно во дворце. Преподобный Афанасий называл его по кончине блаженнейшим и мучеником, и продолжал строение лавры при помощи нового царя Иоанна Цимисхия и других благотворителей. К нему столько собралось иноков, что необходимо было приступить к расширению главного храма обители. Во время этой постройки, преподобный, предузнав свою кончину и прикровенно предсказав о ней братии, надел на себя рясу, мантию и священнейший кукуль (монашеское головное одеяние) блаженнейшего отца своего Михаила Малеина, который он принес с Кимина и возлагал на себя только в дни великих Господских праздников, и когда приобщался святых Христовых Таин. После того, с шестью человеками из братии взошел наверх расширяемого храма; по свод храма рушился и Афанасий кончил жизнь под развалинами его (5 июля 1000 года). Бог прославил этого смиренного великого подвижника многими чудесами при жизни и по смерти его. Благоговейное почитание памяти преподобного Михаила Малеина передано было святым Афанасием братии его лавры и прочим инокам Афона.

преподобный Михаил Малеин, как небесный покровитель царя Михаила Феодоровича

Царь и Великий Князь Михаил Феодорович родился в 1596 году 12-го июля, в день празднования Церковью преподобному Михаилу Малеину и наречен именем этого святого. Знаменательно было наречение имени новорожденному младенцу. Сколь важное значение имеет наречение имени, это видно из того, что некоторым людям, особенно имевшим влияние на судьбы других, имена давались по откровению Божию. Имена первым прародителям нашим, Адаму и Еве даны были самим Богом. Патриарха Аврама, Бог переименовал в Авраама, Иакова назвал Израилем. Имя Иисус дано было Спасителю по откровению ангела, как Пресвятой Матери Его, так и Иосифу. Священник Захария нарек имя сыну своему Иоанн по вдохновению свыше. Господь Иисус Христос дал апостолу Симону новое имя Петра. Были примеры, что люди высокой духовной жизни, прозорливые, предсказывали почитавшим их родителям, какого пола родится у них дитя и указывали, какое дать ему имя. У христиан наречение имени имеет особенное значение, потому что новорожденный вверяется охранению и покрову того святого, имя которого ему дается и которого он, пришедши в возраст, просит с особенным расположением души о помощи и заступлении. Не случайно, не без предчувствия и можно сказать, не без внушения свыше, дано было боярином Феодором Никитичем, впоследствии патриархом всея России, имя Михаила сыну своему, тогда как он мог бы дать ему другое.

Преподобный Михаил Малеин был родственник современных ему греческих императоров славной Македонской династии, потом дядя благочестивого и победоносного императора Никифора и вот, он соделывается небесным покровителем первого царя славной династии, возвеличившей Россию.

Во дни преподобного Михаила, властолюбивый полководец Роман Лакапен, сделавшись царем-соправителем Константина Порфирородного, устранил его от управления царством, но преподобный Михаил утешал Константина и предсказал ему, что он скоро получит прародительское царство, и вот Роман Лакапен в 944 году лишается престола своими собственными сыновьями, постригается в монашество и заточается на острове Проти. Константин VII чрез 39 дней постригает сыновей его и делается самодержавным. Подобно тому, властолюбивый боярин Борис Годунов, преступлением и хитростью овладевший престолом России, опозоривший и разославший по отдаленным местам бояр Романовых, родственников царя Феодора Иоанновича, внезапно вземлется от земли на суд Божий (13 апреля 1605 г.); жена и сын задушены, родственники его скованные отправлены в темницы дальних городов, а двоюродный кровный племянник царя Феодора Иоанновича, Михаил Феодорович Романов, спустя восемь лет после смерти Бориса, возводится на престол русского царства и конечно, преподобный Михаил Малеин во время великих смут, бывших пред тем в России, невидимо охранял вверенного его покрову будущего царя России.

Во дни подвигов преподобного Михаила, по временам с горы Киминской приходившего в Царьград, русская великая княгиня Ольга озарена была в Царьграде светом православной веры (952–957 г.) при родственном ему царе Константине Порфирородном. И вот, избранный всем русским народом на царство, в неделю православия (21-го февраля 1613 года), Михаил Феодорович венчается на царство, по исполнении ему ровно 17 лет и спустя 650 лет по кончине соименного ему святого, в день воскресный и святой благоверной великой княгини Ольги, накануне празднования небесному своему пособнику, и приемлет чрез священное миропомазание дары Святого Духа, потребные к управлению, обширным и ослабленным смутами, царством. Эти дары поданы ему свыше в обилии, подавались и преемникам его, и Россия под скипетром царей рода Романовых окрепла, возросла, высоко встала в ряду других царств и твердо держит знамя православия, воспринятого ей от греческой церкви и империи.

Благочестивейший Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович светло праздновал день своего ангела, воспоминая, конечно, молитвенно вместе с тем и свое коронование, бывшее 11-го июля. Он всегда был накануне дня своего ангела у вечерни и всенощной, а в сам день своего ангела у обедни в храмах, в которых были приделы во имя его ангела: в Вознесенском монастыре в Кремле, а в последние годы в Благовещенском соборе. В этот день он делал торжественные обеды.

Благоговейно почитая своего небесного покровителя, преподобного отца нашего Михаила Малеина, благочестивейший Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович чтил и святого Афанасия Афонского, дивного ученика преподобного Михаила, много послужившего к прославлению своего наставника в духовной жизни. Когда старый государев двор в Китае городе обращен был в монастырь Знамения Богородицы (1631 г.), то в средине монастыря построен был государем и патриархом, отцом его, теплый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского (1632 г.), так как в Кремле были уже два придельных храма во имя Михаила Малеина. Действительно, память преподобного Михаила Малеина нераздельно соединена с памятью преподобного Афанасия Афонского. К тому же, в России, в то время, если что и знали о преподобном Михаиле, то знали только то, что было написано о нем в житии преподобного Афанасия.

Храм во имя преподобного Афанасия Афонского создан был на том месте, где стоит теперь, воздвигнутый посл (в 1679–1684 г.), собор с церковью вверху во имя Знамения Богородицы вместо древней обветшавшей. Замечательно было расположение святых икон в иконостасе в первоначальной церкви преподобного Афанасия: на правой стороне царских врат стояли иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Афанасия Афонского в одном киоте. Это показывает великое почитание царем праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В пространной грамоте об избрании на царство Михаила Феодоровича говорится, что грамоты о согласии его принять царство, последовавшем 14-го марта в Костроме, пришли в Москву «марта в 24-й день в навечерии праздника Богородицы честного и славного Ее Благовещения» и в то время в Успенском соборе в присутствии всех властей и многочисленного народа, и во всех церквах Москвы, совершены молебствия о многолетнем здравии Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича. Следующий на правой стороне был местный образ святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы; на левой стороне первым был местный образ Пресвятой Богородицы Знаменская, за ним две иконы: святого мученика Феодора Пергийского и преподобного Михаила Малеина в одном киоте. Святой мученик Феодор Пергийский был ангел хранитель Феодора Никитича, отца Михаила Феодоровича7.

Преподобный Афанасий Афонский воздвиг знаменитую лавру на Афонской горе по настоянию императора Никифора, давшего ему первые средства к созданию ее, и при пособии и благоволении преемников сего царя, а теперь русский царь и отец его патриарх создают храм во имя его в устрояемой ими обители, веруя, что тот, который при жизни был усердным молитвенником за царей, великую может оказать помощь, по прославлении его на небе, почитающему его царю.

Оба богоносные отцы Михаил Малеин и Афанасий Афонский благоговейно чтили Пресвятую Владычицу Богородицу, и создали в своих обителях прекрасные храмы во славу Ее, и обоим им, еще при жизни их, оказано было Ей благоволение. О благоволении своем преподобному Михаилу Она открыла, как сказано в житии его, иноку его обители Константину и одному цареградскому подвижнику, а преподобному Афанасию явилась очевидно и в знамение своего явления извела ключ воды близ места, где стояла. Так и Михаил Феодорович, предки которого избрали икону Знамения Богоматери в родовое моление, обращает свой наследственный двор с домом, в котором он родился, в обитель Знамения Богоматери, веруя в непреложную силу ходатайства Ее пред Богом. Она еще до создания обители, несомненно, явила дивную помощь свою ему, изведши его совершенно неожиданно из иноческой обители на престол России, а отца его, из четырехлетнего заточения в отдаленном монастыре, на кафедру митрополита Ростовского, а потом из восьмилетнего польского плена, – на патриарший престол всея России.

Подобно кроткому царю Давиду, юный Михаил Феодорович много перенес испытаний до вступления на престол России. В пятилетнем возрасте, разлученный с родителями по воле Бориса Годунова, постриженными в иночество и высланный из Москвы (1601 г.), после пребывания в разных местах России: на Белом озере и в селе Клинах (Владимирской губернии) с теткой своей, затем в Костроме с матерью своей инокиней Марфой Ивановной, он возвратился с ней на жительство в Москву (1609–1610 г.); вступившими после того в Москву поляками (21-го сентября 1610 г.), он содержался сперва под крепким надзором, а потом в великом томлении и утеснении в Кремле. Но за него и за Россию ходатайствовала Матерь Божия. Осажденные русскими войсками поляки, после продолжительного сопротивления, были выбиты из Китая города 22-го октября 1612 года. При этом совершилось чудо милости Божией, не позднее 8-ми лет, по совершении его, описанное известным деятелем того времени, келарем Троицкой Сергиевой лавры, Аврамием Палицыным и напечатанное в книге (пролог), изданной при самом Михаиле Феодоровиче, по благословению патриарха Иоасафа в 1641 г. и повторенной изданием, по благословению патриарха Иосифа в 1642 году. Накануне 22-го октября, преподобный Сергий Радонежский явился в великом свете умиравшему от голода и уже напутствованному отходной молитвой святителю Востока архиепископу Элассонскому, много лет совершавшему службы в Кремле при царских гробах в Архангельском соборе. При этом явлении был и старец, келейник святителя. Преподобный Сергий возвестил Арсению, что по молитвам Пресвятой Богородицы, чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, и его ходатайству, завтра Москва передана будет православным. Святитель Арсений, употребив усилие, встал с одра болезни, поклонился преподобному и сделался после того совершенно здоров. На другой день, русские войска решительным приступом взяли Китай город8. Поляки заперлись в Кремле, но обессиленные до крайности голодом, вынуждены были выпустить из Кремля Михаила Феодоровича с матерью его, дядей его боярином Иваном Никитичем и другими боярами, и русскими людьми, и затем сами сдались. Русские войска взошли в Кремль 26-го октября. Польский король Сигизмунд, между тем, шел с королевичем Владиславом и войском к Москве. Отряд, посланный им вперед к Москве, побит под стенами ее и сам король, не могши взять Волоколамска (в 100 верстах от Москвы), удалился в Польшу. Москва освободилась на этот раз от врагов 27-го ноября 1612 года, в день праздника Знамения Богоматери Новгородской, родового моления бояр Романовых9.

События поистине знаменательные! Как выпущен поляками здравым и невредимым Михаил Феодорович, на которого устремлены были взоры многих русских людей, и на которого патриарх Гермоген указывал, как на законного наследника русского престола? Между тем, поляки патриарха Гермогена уморили голодом, князя Андрея Голицына, для их дела опасного, убили и не щадили своей крови и самой жизни, чтобы возвести на русский престол своего королевича Владислава. В грамоте об избрании Михаила Феодоровича на царство говорится, что поляки и русские изменники хотели довести его и матерь его до смерти «злыми приставами и гладом, и всякими разными злыми теснотами», но Бог, вместо смерти, предопределил даровать ему царство. Освободившись из плена, Михаил Феодорович с своей матерью удалился из Москвы и поселился в вотчине своей матери в селе Домнине (ныне в Буйском уезде, в 70 верстах на северо-востоке от Костромы). Между тем, собор лучших людей из всей России, 7-го февраля 1613 года, предположил избрать его в царя России, что и сделано было на большом соборе 21-го февраля.

Отряд поляков, опустошавших еще по местам Россию и по сдаче Кремля, направился к месту жительства Михаила Феодоровича, но он, будучи предупрежден поселянином, ему преданным и жизнь свою за него положившим (Иваном Сусаниным), укрылся в Костромской обители святого Ипатия, которая была создала родоначальником Годуновых в XIV веке и укреплена (1586–1590 г.) каменными стенами на средства бояр Годуновых, Димитрия и Бориса (впоследствии царя). Здесь юный Михаил, по слезному убеждению посольства, прибывшего из Москвы, принял после долгого колебания царский жезл в воскресный день 14-го марта 1613 года. Что чувствовала в это время душа Бориса Годунова, ведает Бог.

В память взятия у поляков города Китая установлено было праздновать 22-го октября во славу Богоматери, подобие Казанской иконы которой находилось в полках Димитрия Михайловича Пожарского. Об установлении этого праздника Московский житель, очевидец освобождения Москвы от поляков, хорошо знакомый с делами того времени, пишет в своей летописи, именуемой Новый Летописец: «по взятии Кремля города, князь Димитрий Михайлович Пожарский освятил храм в своем приходе Введения Пресвятой Богородицы на Сретенской улице и ту икону Пречистой Богородицы Казанская поставили там. Священники этого храма сказали Царю Государю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея России о великих чудесах ее, которые были во время гетманского боя (24-го августа с гетманом Ходкевичем) и во время взятия Москвы. Царь же Михаил Феодорович всея России и мать его великая старица инокиня Марфа Ивановна начали иметь великую веру к этому образу, и повелели праздновать дважды в год, и установили крестные ходы… (первый ход 8-го июля в день явления иконы Богоматери в Казани), а другое празднество месяца октября в 22-й день на память иже во святых отца нашего Аверкия, Иерапольского чудотворца, когда очистилось Московское государство». Царь Михаил Феодорович всегда или ходил 22-го октября в крестном ходу сперва в Введенскую на Сретенской улице церковь, а с 1636 года, – новопостроенный Казанский собор на Красной площади или был в сих храмах у обедни. Празднование же Знамению Богоматери светло совершаемо было Царем Михаилом Федоровичем на старом его дворе, с 1631 года обращенном в Знаменский монастырь, а в день принятия царской власти (в Костроме 14-го марта) Михаил Феодорович торжественно совершал празднество во славу Феодоровской Костромской иконы Богоматери, пред которой убежден был Московским посольством принять царский жезл; в этот день он делал обеды и жаловал наградами10.

Пред кончиной своей, приснопамятный Царь Михаил Феодорович, подвергся продолжительной болезни, но занимался делами царства. Он так чтил своего ангела хранителя, что, не смотря на свою усилившуюся болезнь, в день своего тезоименитства, пошел в церковь к заутрене; в этот день он молился в церкви Нерукотворенного образа Спаса, что у новых его Государя палат. Во время утрени с ним сделался такой припадок болезни, что его уже принесли в царские палаты11. В начале третьего часа с 12-го на 13-е июля 1645 года Великий Государь предал дух свой Богу, напутствованный Святыми Тайнами, простившись с супругой и благословивши на царство Алексея Михайловича, сына своего шестнадцатилетнего, то есть, имевшего такой же юный возраст, в каком сам воспринял царство. Лице его по кончине просветлело. Знаменательная кончина! Душа, весьма любимого русским народом, царя воспринята в горний мир, по исполнении дня празднования тому святому, в день которого за 49 лет он родился в земной мир и пред наступлением дня святого архангела Гавриила, который был близок к усопшему, как по дню рождения его, так и по храмам Благовещения Богородицы на старом государеве дворе и при царских палатах в Кремле, а тело почившего положено в обновленном им, после польского разорения, храме святого архистратига Михаила, имя которого носил преподобный Михаил Maлеин.

Видимое было о почившем в Бозе промышление Божие; четыре брата его умерли в младенчестве, сестра скончалась в юных летах, а он один сохранен, царствовал тридцать два года и четыре месяца12, и, царствуя, перенес много скорбей, но избавил Россию от великих бедствий, заживил тяжкие раны ее, сделал для нее очень много полезного и оставил после себя потомство, Богом благословенное и возвеличенное, и Россию возвеличившее. Конечно, о нем ходатайствовали пред Богом с Пресвятой Владычицей нашей не только святые русской земли, которым дорого православие и отечество, но вместе с Михаилом Малеиным и все святые, которым дорого православие, для поддержания коего Россия на Востоке и вообще за пределами ее приносила и приносит посильные жертвы.

* * *

1

Сведения о праведном Евдокиме внесены нами из жития его. Память его чтится Церковью 31-го июля.

2

По историко-географическому атласу Шпрюнера (таблица 25), река Галл берет начало на юго-западной границе Вифинии, течет в той же области на северо-запад и впадает в реку Сангарий или Сагарис, а сия в Черное море. По реальному лексикону классической древности Любкера, река Галл есть западный приток Сангария, она течет от Модры на Олимпе в северо-западном направлении; в настоящее время называется Кадша-Су или Гатино. По всеобщему географическому словарю князя Гагарина, река Гатино находится в эйялете Анатолии, в Азиатской Турции, берет начало недалеко от гор Лахе (Олимпа) и Тумбоса, имеет 60 верст течения.

3

Сведения об отношениях пр. Афанасия к пр. Михаилу заимствованы из жития пр. Афанасия, которое находится в той же книге Калокерини (5-го июля). Годы подвижничества св. Афанасия на Камине поставлены по Истории Афона преосвящ. Порфирия. Ч. III, ст. 68, 69. Изд. 1877 г.

4

Время жизни пр. Михаила. В конце жития пр. Михаила говорится, что он отрекся от мира восемнадцати лет и подвизался в продолжении пятидесяти лет. Так как из предков пр. Михаила, в мире Мануила, нет никого, кто бы назывался Maнуилом, как видно из начала жития, так как в то время было уже в обычае давать младенцам имена святых, во дни которых они родились, а в то время единственно и весьма чтим был (по древним святцам) мученик с именем Мануил, пострадавший с Савелом и Исмаилом при императоре Иулиане в 362 году 17-го июня; то весьма вероятно, что Maнуил родился или 17-го июня, или около сего дня. Есть в славянских святцах другой мученик Мануил 27 марта, но в греческих месяцесловах, он называется Еммануил. А что Мануил с Савелом и Исмаилом особенно чтились Греческой церковью, видно из того, что этой дружине построен был в Константинополе храм императором Феодосием Великим спустя 30 лет по кончине их, а патриархом Германом, в первой половине VIII века (+ 740 г.), написан канон, по времени один из первых канонов святым. Если преп. Михаил родился около 17-го июня, то во время пострижения было ему действительно, по житию, 18 лет, может быть, с немногими днями более или менее, ибо он пострижен в июне или около июня 912 года, спустя недолго после смерти императора Льва VI, который скончался 11-го мая 912 года, и, следовательно, год рождения преподобного безошибочно можно полагать 894-й, а не 893-й или 895-й.

С большей точностью определяется год кончины преподобного. Он пострижен летом в 912 году, подвизался 50 лет, скончался 12-го июля, как последнее видно из греческого синаксаря и из 8-й песни канона; следовательно, кончина его последовала в 962 году.

В частных хронологических показаниях встречается одно недоразумение: ученик преподобного монах Феофан, дивно исцеленный им, служил ему 40 лет до самой смерти его. Но известно, что преподобный Михаил, принятый в монастырь старцем Иоанном Еладитом восемнадцати лет, два года провел на поварне, три года совершенным монахом в том же монастыре, четыре года в уединении в пещере и два года с Агапием, то есть, одиннадцать лет и если означенные годы считать за неполные, то около 10 лет. Если Феофан служил ему в Киминской лавре 40 лет, то выходят все 50 лет иноческой жизни преподобного, но для подвигов в Сухоозерной лавре, пред основанием Киминской лавры, ни сколько времени не остается, а близ Сухого Озера, где основана им лавра, он провел, надобно полагать, не менее двух лет; таким образом, время иноческой жизни его должно быть более 50 лет. Но это недоразумение устраняется тем, что монах Феофан принят был преподобным еще в Сухоозерной лавре, из которой, вместе с другими, переведен в Киминскую и что 40 лет, – полное число полагается вместо неполного 38–39 лет или около того. По этим частным хронологическим показаниям основание Киминской лавры надобно полагать около 925 года и в той преподобный прожил около 37 лет. Полагать же, что число, – 50 лет иночества преподобного Михаила поставлено круглое, – вместо 51 или 52, и т. п. нельзя, во-первых, потому что в житии его не говорится, что он дожил до воцарения племянника своего Никифора Фоки (963 г. 2-го июля), о чем естественно было бы сказать жизнеописателю и во-вторых, по житию преподобного Афанасия Афонского видно, что Афанасий узнал на Афоне о кончине преподобного Михаила даже ранее 962 года 12-го июля, чего впрочем, допустить нельзя по более точным общим и частным хронологическим показаниям жития преподобного Михаила.

5

Невозможным может показаться продолжение жизни с принятием пищи один раз в пять дней и особенно один раз в двенадцать дней. Но много значит в этом деле медленная продолжительная привычка и крепкая натура. Об Афанасии Афонском пишет другой жизнеописатель, но подобное тому. Притом в житии пр. Михаила показаны три рода случаев, когда он прерывал пост и о принятии пищи один раз в двенадцать дней сказано, что он это делал при конце жизни, а особенно в великий пост, следовательно, и при конце жизни непостоянно; были перерывы такого поста по разным причинам, а главное при болезнях. Надобно иметь ввиду и благодать Божию, подкрепляющую подвижников. Моисей и Илия постились по 40 дней и о преподобном Михаиле в службе говорится: Моисея нрав и Илиино житие подражая, видел еси Господа (песнь канона 4-я).

6

В житии не говорится о мощах преподобного и о чудесах от них, а об этом говорится в службе, конечно, потому что служба написана, после жития, по прославлении преподобного чудесами по смерти его.

7

В описании Московского кафедрального Архангельского собора (изд. 1880 года, стран. 178 и 179) говорится о двух иконах великомученика Феодора Стратилата, будто бы тезоименного боярину Феодору Никитичу, впоследствии всероссийскому патриарху Филарету, но несомненно, что тезоименный этому боярину был не великомученик Феодор Стратилат, которому празднуется 8-го февраля и 8-го июня, а святой мученик Феодор Пергийский, которому празднуется 21-го апреля. Это видно, во-первых, из того, что Государь Михаил Феодорович и Алексей Михайлович слушали панихиды по патриарху Филарету в Успенском соборе в 21-й день апреля (Выходы государей. Годы 1642, 1644, 1648), во-вторых, из того, что в церкви Афанасия Афонского, построенной Государем и патриархом в Знаменском монастыре, поставлены были в числе местных образов две иконы рядом: Феодора Пергийского и Михаила Малеина, в третьих, в самом Архангельском соборе (стр. 185) есть икона Печерской Божией Матери, гробовая царевича Василия Михайловича; на ней изображены ангелы-хранители: Феодора Никитича, деда царевича, – Феодор Пергийский, родителей царевича, – Михаил Малеин и преподобномученица Евдокия, брата царевича, – Алексий человек Божий.

8

В описании чуда исцеления Арсения, архиепископа Элассонского, явлением преподобного Сергия, у Аврамия Палицына есть небольшие разности в сравнении с описанием пролога, – Аврамий Палицын говорит, что Арсением была уже прочитана отходная, что во время явления ему преподобного Сергия в келии был старец келейник Арсения, что преподобный Сергий сказал, между прочим, что Господь Бог за утро град Китай предает в руки христиан и врагов ваших вскоре всех низложит, и из града извергнет (гл. 78). При издании пролога 1642 года, сам Царь Михаил Феодорович выразил свое участие тем, что приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея русские земли великих святителей и чудотворцев московских и иных угодников, преподобных и богоносных отец наших… и великих князей русских» (см. послесловие пролога). Без сомнения ему известно было чудо, совершившееся над архиепископом Арсением и описание его и в первом издании пролога 1641 года. Действительность чуда явления преподобного Сергия архиепископу Арсению Галасунскому, то есть Элассонскому, очевидно подтверждалась для окружавших его тем, что он в крайнем изнеможении лежавший на одре и ожидавший смерти, вдруг встал и сделался здоров, и во-вторых тем, что предсказание о взятии Китая города на другой день явления ему преподобного Сергия исполнилось. Арсений был грек, – сперва архиепископ города Элассона в Фессалии; еще при царе Иоанне Васильевиче Грозном, он был послом от Константинопольского патриарха; после того он жил в Литовской земле, а потом в Южной России в городе Львове, где Львовское Братство сделало его ректором училища. Затем, он приехал в Москву в 1588 году с патриархом Константинопольским Иеремией II для поставления Иова в патриарха Российского и остался навсегда в России. По повелению царя Феодора Иоанновича, он жил и совершал службы при царских гробах при Архангельском соборе, с 1613 года по 1616 год был архиепископом Тверским, потом с 1616 по 1626 год был архиепископом Суздальским; в начале 1626 года уволен за болезнью; скончался 29-го апреля 1630 года (по Строеву) и погребен в Суздальском соборе. Мощи его были свидетельствованы и переложены в новый гроб в 1668 году. В иконописном подлиннике (Филимонов, стр. 54-я) написано: иже во святых отец наш Арсений, архиепископ Суздальский, чудотворец, подобием сед и проч. Все это подтверждает действительность бывшего с ним чуда. О святителе Арсении издана особая брошюра учителем Владимирской семинарии Григорием Вознесенским в 1858 году.

9

Вопрос о дне, в который русские войска вступили в Кремль, есть один из трудных к решению. Этому вопросу посвящена особая статья в чтениях в Императ. Обществе истории и древностей Российских (1869 год, книга 3, страница 7 и проч.).

На основании, главным образом, официальной и не подлежащей сомнению отписки воевод Трубецкого и Пожарского к митрополиту Новгородскому Исидору (дополнение к актам истории т. 1, № 166), в которой говорится, что они вошли в Кремль 26-го октября, профессор Казанский полагает, что 26-го октября есть действительно день вступления русских в Кремль. Это было в понедельник; а в следующее воскресенье 1-го ноября был совершен торжественный крестный вход в Кремль духовенства, войска и народа. С этим мнением нельзя не согласиться, но есть другой также весьма важный документ, – это Дворцовые Разряды, в которых говорится, что Москва избавлена от врагов «радением князя Димитрия Тимофеевича Трубецкого и стольника Димитрия Михайловича Пожарского, и всех ратных людей, которые стояли под Москвой крепко и неподвижно, и своим мужеством и храбростью царствующий град Москву от польского и литовского короля, и от польских и от литовских людей из плена, и из работы очистили, и учинили свободно ноября 27-й день» (Дворц. Разряды, т. 1, стр. 9). Историк Соловьев (книга 8-я Истор. России 1858 года, стран. 456) написал, что русские взяли Кремль у поляков и взошли в него с крестным ходом в 27-й день ноября. Таким образом, он показание Дворцовых Разрядов предпочел официальной отписке Трубецкого и Пожарского к митрополиту Исидору. Нельзя согласиться с историком Соловьевым, во-первых, касательно совершения крестного входа в Кремль 27-го ноября. По свидетельству пролога и Аврамия Палицына, крестный вход совершен был в воскресенье, а 27-е ноября в этот год было в пятницу; следовательно, воскресенье было в 29-й день ноября. Во-вторых, за верность показания отписки означенных воевод митрополиту Исидору говорят летописи и сказания лиц, современных этому событию или близких по времени, о чем считаем излишним распространяться (см. означенную статью). Правда, в сказании Аврамия Палицина можно видеть основание в пользу мнения Соловьева, но недостаточно твердое. В третьих, за нее же говорят (скажем в дополнение показанной статьи) сказания о походе польского короля Сигизмунда под Москву. Узнав о бедственном положении в Москве польских войск, осажденных русскими, он пошел к ним на помощь с сыном своим Владиславом, чтобы венчать его в Москве на царство. Из Орши 25-го сентября, он послал в Москву боярам грамоту о скором приходе своем в Москву. Вышедши из Смоленска в октябре и прошедши Вязьму, он в селе Федоровском (в 13-ти верстах от Вязьмы) получил (конечно, около 1-го ноября и не ранее 29-го октября) весть, что поляки в Москве сдались. В Москве довольно поздно узнали, что король с войском идет на Москву. Тогда начальники и все ратные люди пришли в великий ужас, потому что большая часть русского войска была распущена, а Москва запасами на случай осады не снабжена. Король обошел укрепление Погорелое Городище (в 25-ти верстах к востоку от Зубцова в Тверской губернии и в 100 верстах, или немного более от Вязьмы), потому что воевода князь Шаховской, отбивая приступы его, сказал ему: «иди под Москву, Москва будет за тобой и мы будем твои». Король подошел к Волоколамску, находящемуся около 60 верст от Погорелого Городища и в 100 верстах от Москвы. Он осадил этот город, вероятно, около 10-го ноября (прошедши 160 верст от Вязьмы с небольшой остановкой пред Погорелым Городищем не более 8–9 дней) и отправил к Москве отряд войска в 1000 человек, под начальством молодого Адама Жолкевского, для переговоров о принятии королевича Владислава на престол. Но в Москве решились лучше помереть всем вместе, чем принять на престол Владислава; с мужеством встретили Жолкевского и прогнали его. Взятый в плен во время этого боя Иван Философов и отведенный к королю сказал, что в Москве много войска и запасов, и королевича она принять не хочет. Узнав о совершенном отречении Москвы от Владислава, король приказал делать жестокие приступы к Волоколамску. Но и здесь был отбит, потерял многих воинов и пошел поспешно назад в Польшу; на этом обратном пути многие из его войска погибли от мороза и голода. Насколько велик был страх в Москве при известии о походе к ней короля, на столько же велика была радость от вести об удалении его от Волоколамска.

Можно за верное полагать, что отступление короля от Волоколамска было в 27-й день ноября; потому этот день составителем Дворцовых Разрядов поставлен, как день совершенного избавления Москвы от польского и литовского короля. Напротив, если бы Кремль взят был у осажденных в нем поляков в 27-й день ноября, то Сигизмунд получил бы весть о том, вышедши из Вязьмы, в Феодоровском, уже в первых числах декабря. Поход в декабре с небольшим войском к Москве многолюдной и обнесенной крепкими стенами за 260 верст по пути, на котором были две крепости, Погорелое Городище и Волоколамск, был более, чем рискован; король пошел на Москву не ближайшим южным путем чрез укрепленный Можайск, а северным кривым путем. В этом случае, из-под Волоколамска, он отшел бы обратно не ранее конца декабря 1612 года, чего допустить невозможно. Летописец современник говорит, что войско Сигизмунда пострадало от мороза уже на обратном пути от Волоколамска, а не под стенами его, это указывает на то, что король отступил от Волоколамска не зимой, а в глубокую осень, в конце ноября. Известно, что князь Данила Мезецкий убежал из войска короля, когда оно было уже на обратном пути от Волоколамска и, приехавши в Москву, объявил, что Сигизмунд пошел прямо в Польшу. Современный летописец, сказав об отступлении короля от Волоколамска, говорит почти словами писателя Дворцовых Разрядов: «и очисти Бог Московское государство начальников радением и ратным людям службой и радением, и послании во все города (весть), во всех же городах радость бысть велия» (Новый Летописец, издан. 1791 г., стран. 200). Московские власти разослали известия по некоторым областям о праздновании и взятии Москвы у поляков в половине декабря, а по другим городам, может быть и вероятно, ранее; так в Пермь, а чрез Пермь в Сибирские города писали от 16-го декабря (Собр. Госуд. грам. т. II, стран. 610. Русск, истор. библиот., II, № 101. Поэтому, Костомаров и другие неверно пишут, что 21-го декабря извещалось по всей Руси о избавлении Москвы). Значит, в Москве узнали об уходе короля от Волоколамска в первой половине декабря, а король отступил в конце ноября. Таким образом, все известия об этом походе короля согласно свидетельствуют, что он отступил от Волоколамска, не ранее и не позднее конца ноября. Еще профессор Казанский, в вышесказанной статье против Соловьева, на которую этот историк не дал ответа, заметил, «что Дворцовые Разряды, указывая на 27-е ноября, разумеют здесь, вероятно, тот день, когда миновала опасность для Москвы от Сигизмунда, с Владиславом подходившего к Москве». Это более, чем вероятно, потому и митрополит Макарий написал об этом: «в 22-й день октября они (поляки) овладели Китай-городом, вследствие чего осажденные в Кремле принуждены были сами собой сдаться; 27-го ноября Москва совершенно была освобождена от поляков и изменников» (Истор. Русск. Церк, т. X, стран. 162). От изменников Москва освобождена ранее, именно в день взятия Кремля 26-го октября, по 27-й день ноября совершенно положил конец надеждам изменников на короля.

Когда Михаил Феодорович вступил на престол, тогда увидели, что отступление польского короля с предполагавшимся наследником русского престола Владиславом в 27-е ноября было знаменательное; ибо 27-й день ноября был родовым праздником бояр Романовых; потому и писатель Дворцовых Разрядов, начав эту книгу сказанием и грамотами об избрании на царство Михаила Феодоровича, написал в самых первых строках ее об освобождении Москвы от поляков в 27-й день ноября.

Некто (Я. Н.) написал: «27-е ноября (1612 г.) день достопамятный в Истории Русской; это день смерти Сусанина и обстоятельства сего события, и местность села Домнина не позволяют думать, чтобы происшествие сие (убиение Сусанина поляками) случилось зимой, а не осенью», то есть, не по избрании уже Михаила Феодоровича на царство в феврале (Москов. Наблюдатель 1836 г., ч. IX, стран. 375). Протоиерей села Домнина Алексей Домнинский согласен с этим мнением, потому что в этой местности, говорит он, «зимой в феврале и марте месяцах никак невозможно ни пройти, ни проехать, кроме проложенной дороги, по причине больших снегов, а историки между тем говорят, что Сусанин вел поляков все лесами и не путем, и не дорогой» (см. Русск. Архив 1871 г., стран. 010). Но историки говорят: что «польско-литовские шайки с воровскими казаками свирепствовали еще (в 1613 г.) в местах приволжских. Между прочим, в 1613 году такие шайки нападали на пригород Солигалич, лежащий на реке Костроме и на Железно-боровской монастырь, отстоящий от села Домнина в 20 верстах» (Иловайскій. Смутное время. 1894 г., стран. 253). О хождении Ивана Сусанина с поляками по лесам и о времени хождения достоверных известий нет. В грамоте Михаила Феодоровича зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину, данной 30-го ноября 1619 года, об каком-либо хождении Сусанина с поляками ничего не говорится, а говорится только, что они изымали его и пытали великими немерными пытками, а он не сказал, хотя и знал, где был Михаил Феодорович и они замучили его до смерти (Собр. Госуд. грам., т. III, стр. 214). Внуки Богдана Собинина в прошении своем в Костромской приказ в 1731 году написали только, что прадед их Иван Сусанин, взятый поляками, отпустил зятя своего Собинина в село Домнино с вестью, чтобы Государь шел на Кострому в Ипатский монастырь, а он польских и литовских людей от села Домнина отвел, и про Государя не сказал, и за то они в селе Исупове (в 8–10 верстах от Домнина на юго- восток) прадеда пытали и посадя на столб, изрубили в мелкие части (Опис. Ипатьевского монастыря 1870 г., стр. 166). Конечно, могли поляки и в ноябре 1612 г. отправиться в Костромской уезд из войска Сигизмунда, к которому в Вязьме присоединился гетман Ходкевич, бывший под Москвой. Поляки еще в 1608 и 1609 годах, под командой Лисовского, ходили по Костромской губернии, разорили и Кострому. Но вообще трудно, по доселе известным историческим данным, с достоверностью доказать, что дело спасения Михаила Феодоровича Сусаниным было именно осенью 1612 года и еще труднее доказать, что Сусанин замучен 27-го ноября.

10

О праздновании 14-го марта в Дворцовых Разрядах, кн 1.

11

Подробное описание кончины Михаила Феодоровича см. Временник Императ. Москов. Общ. Истории, кн. 17-я, стран. 204.

12

Год и четыре месяца царствования Михаила Феодоровича, следовательно, не с 21-го февраля или избрания его на царство, а с 14-го марта, – с принятия им царской власти в Костроме, считают современник Царя Алексея Михайловича до 1653 г. и вероятно, и самого Михаила Феодоровича, продолжатель Нового Летописца (см. Временник Импер. Моск. Общ. Истории, кн. 17, стр. 192), исправитель книги о преставлении Михаила Феодоровича (там же стр. 204), писатель книги о титулах царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, современник последнего (Древн. Российск. Вивлиофика, изд. 2, ч. XVI, стр. 107). Сам Михаил Феодорович праздновал восшествие на престол не 21-го февраля, а 14-го марта, совершая в этот день празднество во славу Феодоровской Костромской иконы Божией Матери.


Источник: Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича : 12-го июля 1596-1896 г. / [Сергий, архиепископ Владимирский]. - Вязники : Типо-литография С.К. Матренинскаго, 1896. - II, 32, 12 с.

Комментарии для сайта Cackle