Источник

Лица сами в себе

§ 118

Каково же, спрашивается, различие самих в себе рассматриваемых ипостасей? Таково ли оно, чтобы необходимо требовало признать их особенными и действительными лицами, или же таково, что на основании его можно бы признать их одними только разнообразными обнаружениями или видоизменениями одного и того же лица? Ответ на это у отцов этого периода тот, что ипостасные различия, хотя не составляют самого божеского существа, но необходимо и существенно принадлежат ему (τо ίδιον ουσίας)793; и в нем существуют не как что-либо случайное и переходное, а вечно и неизменно, без перехода из одного вида в другой, почему и необходимо предполагают собой существование в Божестве трех истинных и действительных лиц, а не одного только лица, переходящего через разные виды или формы. По их учению ипостасными отличительными свойствами в Божестве служат нерожденность или отчество, рожденность или сыновство, а также исходность794, и это такие свойства в Божестве, что вследствие своего известного рода противоположения (άντι-θέσεως)795; никогда не переходят одно в другое, а всегда остаются одними и теми же неизменными, исключительно всегда принадлежа тому или другому из божеских лиц796. Так нерожденность и отчество исключительно (μοναδικόν) принадлежат Отцу, рождение и сыновство – Сыну, а исходность – Св. Духу, потому что тогда как Отцу принадлежат нерожденность и отчество, Ему совершенно чужды рожденность или сыновство и исходность, и Сыну, тогда как Он исключительно обладает свойством рожденности и сыновства, совершенно чужды нерожденность или отчество, а также исходность, так точно и Духу Святому, при исключительном обладании Им свойством исходности, одинаково чужды как нерожденность или отчество, так и рожденность или сыновство797.

Такими эти свойства всегда в Божестве от вечности были и навсегда пребудут в Нем неизменно и непреложно. На вопрос: когда произошло рождение Сына и исхождение Духа, Григорий назианзен отвечает: «Прежде самого: когда. Если же надобно выразиться несколько смелее: тогда же, как и Отец. Но когда Отец? Никогда не было, чтобы не был Отец, а также никогда не было, чтобы не был Сын и не был Дух Святой. Еще спросишь меня, и опять отвечу тебе: когда родился Сын? – Когда не родился Отец. Когда изшел Дух? Когда не изшел Сын, но родился вне времени»798. Между тем как Отец есть от вечности Отец, Сын – от вечности Сын, равно как и Дух от вечности исходит от Отца, по Афанасию они и навсегда пребывают тем, чем были от вечности. «Отец, говорит он, есть всегда Отец, и Сын – всегда Сын, и Дух Святой всегда есть и именуется Дух Святой. Этого нет в отношениях человеческих, хотя ариане и думают так... У людей отец не всегда отец, и сын не всегда сын. Кто бывает отцом сыну, тот сам был сыном другого, и сын, происшедший от отца, будучи сыном, делается отцом кого-либо другого. Авраам, будучи сыном Нахора, стал отцом Исаака, и Исаак, будучи сыном Авраамовым, стал отцом Иакова. Каждый, составляя часть рода, рождается сыном, но и сам делается отцом другого. В Божестве же не то, потому что «не яко человек Бог» (Чис.23:19). Отец не от Отца, посему рождает не Отца, Который родит еще другого. Сын не часть Отца, следовательно не такое рождение, которое бы само родило сына. А потому в едином Божестве Отец, будучи Отцом в собственном смысле и Отцом единственным и есть, и был и всегда будет Отец; и Сын есть в собственном смысле Сын, и Сын единственный. Поэтому нужно принимать за несомненное, что Отец и есть, и именуется всегда Отец, и Сын – всегда Сын, и Дух Святой всегда есть Дух Святой799. Как Отец никогда не был Сыном, так и Сын никогда не будет Отцом. Как Отец, будучи один, никогда не перестанет быть Отцом, так и Сын, будучи один, никогда не перестанет быть Сыном... И Дух в Писании не наименован Сыном, чтобы не почли Его братом, не наименован и сыном Сына, чтобы Отца не признали дедом, напротив того Сын именуется Сыном Отчим, и Дух – Духом Отчим»800.

Потому-то, по учению отцов этого периода, Отец, Сын и Святой Дух не суть одни только голые имена (μήτε ψιλά τά ονόματα) или такого рода сменяющиеся и уничтожающие друг друга формы бытия, в которые превращается одно и то же лицо801, а особые, действительные и самостоятельные лица: Отец – истинно сущий и пребывающий Отец; Сын – истинно Сущий и Пребывающий Самосущим (Υιov άλιθώς ένούσιον όντα καί όφεστώτα)802; самосовершенный, живой и действенный Сын (αύτοτελή ζώντά τε καί ενεργούντα)803; Дух – пребывающий и Сущий (καί Πνεύμα άγιον ύφεστώς και ύπαρχον)804; самосвятым (αύτοαγιότης)805; Отец в собственной своей ипостаси, Сын в собственной, и Дух – в собственной же ипостаси806.

* * *

793

Athanas. Orat. 1. Contr. arian. n. 14.

794

Григ. наз. Orat. 25. n. 16: «отличительное свойство Отца есть нерожденность, а Сына рожденность, и Духа святого – исходность». Васил. Epist. 236. n. 6.

795

Basil. Advers. Eunom. lib. II. n. 28.

796

Григ. наз. Orat. 39. n. 12: «Отец не лишен нерожденности, потому что родил; ни Сын рождения, потому что – от нерожденного, ни Дух Святый не изменяется или в Отца или в Сына, потому что исходит, и потому, что Бог... Ибо личное свойство непреложно, иначе как оно оставалось бы личным, если бы прелагалось и переносилось (ή γαρ ίδιότης ακίνητος η πώς άν ίδιότης μένοι, κινούμενοι καί μεταπίπτούσα).

797

Григ. наз. Orat. 25. n. 16: «Учи не признавать Сына нерожденным, потому что Отец один и Духа – Сыном, потому что Единородный – один. Пусть сии божеские свойства принадлежат Им исключительным образом, а именно: Сыну – сыновство, Духу же – исхождение, а не сыновство. Учи Отца именовать истинно Отцом...потому, что Он – Отец исключительно... не бывший прежде Сыном (μόνον ού γαρ Υίός πρότερον)... Учи Сына именовать истинно Сыном, потому что Он единственный Сын единственного Отца, Сын в единственном смысле и исключительно, а не вместе и Отец (ότι μονος και μόνου, και μονως, και μόνον ού γαρ και Πατήρ). Orat. 39. n. 12: «Дух есть истинно Дух Святый, происходящий от Отца, но не как Сын, потому что происходит нерожденно, а исходно». Orat. 41. n. 9 «Все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, кроме нерожденности, все, что имеет Сын принадлежит Духу, кроме рождения. То же Orat. 32. n 5. Васил. Epist. 125: «Не называем Духа Святого ни нерожденным (ибо знаем единого нерожденного), ни рожденным (ибо из предания веры знаем единого Единородного), о Духе же истины, будучи научены, что Он исходит от Отца, исповедуем, что Он от Бога несозданно».

798

Orat. 29. n. 3. Orat. 10. n. 10. «Исповедуя, что Отец имеет бытие нерожденное, исповедуем вместе, что и Сын был рожден, так что совпадают между собой и бытие Отца и рождение Единородного от Отца присносущного, а не после Отца, разве допустим последовательность в одном только представлении о начале, и о начале, как о Виновнике».

799

Ad Serap. epist. 4. n. 6. Сравн. Orat. contr. arian. n. 14

800

Ad Serap. epist. 1. n. 16.

801

Greg. nazianz. Orat. 20. n. 6.

802

Athanas. tomus ad antiochenos, n. 5.

803

Athanas. Exposit. fid. n. 1.

804

Athanas. tomus ad antiochenos, n. 5.

805

Greg. nazianz. Orat. 25. n. 16.

806

Basil. epist. 125.


Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. / Второе изд. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, / Т. 2. 1885. – 643 с.

Комментарии для сайта Cackle