Азбука веры Православная библиотека епископ Симеон (Никольский) Краткий катехизис основных начал веры ново-израильской общины и опровержение содержащихся в нем лжеучений

Краткий катехизис основных начал веры Ново-израильской общины и опровержение содержащихся в нем лжеучений

Источник

Предлагаемый вниманию читателя труд посвящен деятельности и заблуждениям хлыстовской секты «Новый Израиль». Книга адресована читателю, интересующемуся сектоведением.

Содержание

«Краткий катехизис основных начал веры Ново-израильской общины» 1. Предварительное понятие 2. О первобытном и предвечном Боге 3. О воплощении Христа 4. О пришествии Христа на землю  

 

Известно, что сектантство, раскол и еретичество прежде всего легко и удобно находят место в среде простого народа, малопросвещенного вообще, и познанием веры в частности.

В былое и не особенно давнее, прошедшее время, приверженцы хлыстовства, как в настоящее время, скопчества, под страхом церковных стеснений и государственных преследований, держались везде очень скрытно и распространяли свое лжеучение обыкновенно не прямо, в виде открытой пропаганды еретических учений, которые верующие не стали бы слушать; а под покровом таких отношений, которые не представляли видимого противоречия с церковными и убеждениями православно-верующего народа. И народ простодушно внимал пропаганде хлыстовства, не предполагая в нем еретического содержания, не думая, что чрез принятие его, он отступает от своего церковного учения. Напротив, – иногда, даже думая, в своем благочестивом, но темном усердии, что он – народ – сектантскими quasi-благочестивыми упражнениями пополняет свою скудную религиозно-церковную жизнь. Опыт указывает, что именно на почве этого воззрения привилось и доселе держится хлыстовство в его старых и новых фракциях, а в особенности, новейшей, какова секта «Иоаннитов». Народ вовсе не подозревают в хлыстовстве и его видоизменениях, когда то и другое не выражается в резком разъединении с церковью, ни еретического происхождения, ни еретического содержания. И нельзя, конечно, ставить это в вину народу, недостаточно наставленному в правильном понимании веры. Тем более нельзя из этого выводить заключения о сознательной склонности народа, несочувствующего, будто бы, церковным верованиям, к воззрениям противо-церковным, сектантским. Прямой сознательной склонности к сектантству нет. Даже больше. Оказательство хлыстовства в форме новой фракции его – «Нового-израиля», с ясным, не прикровенным уже отвержением православного христианства, в православном народе пробуждает ревность об охранении святой веры.

Знаменательно! «Новый израиль» распространяется только среди хлыстовства. По крайней мере – так это в Ставропольской епархии, имеющей в настоящее время до 1000 душ «Нового израиля» в пределах Ставропольской губернии и Кубанской области, при пропаганде лжеучения в 21-м селе Ставропольской губернии и 11-ти станицах Кубанской области.

Но и среди хлыстовства идут колебания относительно признания ереси «Нового израиля». Одни из хлыстов в известном селении принимают «новобрачного Христа», другие остаются верны вере отцов и не принимают беззакония к беззаконию. Так это было во многих хлыстовских общинах. В селе Ладовской-Балке Ставропольский губернии, «новобрачный Христос» с своей пропагандой потерпел полное фиаско.

Православные люди почти всюду стремятся внешней силой остановить развитие ереси. Бьют пропагандиста «Христа» – Родыки: бьют его «апостолов», также бьют даже просто сочувствующих ереси. – Безопаснее, «чтобы и другим было не повадно»: разрушают здание, где укрывают еретиков. И с убеждением! «Батюшка, угодник Божий. Святитель Николай Чудотворец Ария безумного, как обличал…?» – сказал нам один препростой ревнитель православия. И прибавил: «сердце не терпит богохульников, развратников проклятых!» Имеющее подобную ревность не по разуму, понятно, привлекаются к судебной ответственности и терпят кару закона за самоуправство. Но утешают себя искренним сознанием, что они «воистину за веру страдают». У народа свой взгляд на принцип «свободы совести»...

Теперь 7-й год существования «Нового израиля» в Ставропольской епархии и вожаки еретиков уже «видали виды». Горький опыт показал им, что не безопасна столь открытая проповедь ереси и для их преступного дела не полезна. И вот в силу необходимости, и «Новый израиль», при всей своей разнузданности, усвояет ту же хитрость, то же лукавство, то же лицемерие, которые так присущи пресловутому хлыстовству. И новая ересь, как «новая фракция хлыстовства», в своем «Кратком катехизисе основных начал веры новоизраильской общины» стремится придать себе некоторый вид благочестия, обставляя свое лжеучение текстами священного писания, в совершенно свободном, до грубости, понимании их согласно своему лжемудрованию, подкрепляя это лжемудрование свое даже свято-отеческими толкованиями Слова Божия, тоже извращаемыми и не только в смысле, а даже и в букве, как это обычно у сектантов и у еретиков в особенности. Безбожники ни перед чем не останавливаются для обоснования своего душепагубного лжеучения о вере и жизни.

Находя необходимым ознакомить с содержанием еретического «Катехизиса», мы постараемся разоблачить обман, выяснить подлинный смысл слов и выражений, и с душетленных волков снять овечью одежду.

«Катехизис» разделен на несколько статей, хотя в беспорядочном изложении, без системы в расположении, без логики в содержании. Правда, среда, для которой предназначается «Катехизис» и авторство этого «творения» таковы, что к тем и другим удобоприменимо старинное слово народной мудрости: «нищий на нищем не ищет». Но крайняя преступность цели сооружения еретического «Катехизиса» и возможность глубоко печальных последствий, могущих явиться под влиянием «Катехизиса», обусловливают необходимость серьезного внимания к нему миссии Церкви. Ведь простые люди, благочестно и благочестиво настроенные, посмотрят своими глазами на брошюру: «Книга!» «Печатная!» «Цензура разрешила!»... И в представлении станет у грамотников, понятно, краткий, пространный катехизис святой православной веры. И уже есть ступень к восприятию заблуждений!

Еретический «Катехизис» имеет статьи:

1) Предварительное понятие;

2) о первобытном и предвечном Боге;

3) о воплощении Христа;

4) о пришествии Христа на землю;

5) о церкви (sic!);

6) о вере;

7) о крещении;

8) о священстве;

9) о наставниках;

10) о служении;

11) о Евангелии;

12) о браке;

13) о воспитании детей;

14) о постах;

15) о праздниках;

16) как решаются спорные мнения:

17) о беседах и прениях с другими вероучениями,

18) отношение к государственному строю;

19) отношение к православию;

20) о храме;

21) о школах и молитвенных домах;

22) заключение и пропись: «составлен 31 мая 1905 года при общем съезде представителей Ново-израильской общины в городе Ростов на Дону».

И еще: «Сл. Св. Н. М. С. В. Э. 21-го В-a. «1-й» Сл. и Сл. В. В-ка сл.»...

Под чертой: «Дозвол. цензур, 23 марта 1906 года. Ростов на Дону».

Инициалы означают по имеющимся образцам писаний еретиков этой фракции хлыстовства:

«Слово Святейшего Повелителя мира, Сына Великого Эфира – 21-го Века; 1-й Служитель и Слово.

Вселенский Владыка Славы».

«Краткий катехизис основных начал веры Ново-израильской общины»

1. Предварительное понятие

Почему паша община именует себя Ново-израильской?

На основании священного писания и изъяснении по свято-отеческим толкованиям, правоверующие и хранящие Новый Завет Христов.

Что означает Израиль?

Израиль означает ум, видящий Бога.

Что означает Новый израиль в совокупности?

По изъяснению в свято-отеческом толковании, о Новом Израиле говорится так: да возвеселится Израиль о сотворившем его и сынове Сиона возрадуются о Царе своем (Пс.140:2). Григорий Богослов изъясняет в толковом псалтыре стр. 11561. Да веселится, взывает поющий Богу новым образом «Новый израиль», т. е. каждый христианин, с одной стороны, потому что Бог сотворил его человеком, с другой, что чрез веру присвоил его себе и сделал его новым народом своим. Далее, сыны Сиона суть сыны Новозаветного Евангелия, иначе – христиане.

Затем апостол Павел говорит: и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, Духа действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочее (Еф.2:1–3). Что

вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире, а теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеки, стали близки кровью Христовой (Еф.2:12–13). В виду этого, наша община и носит название «Новый израиль».

В духовном же возрождении, мы семя Авраамово не по плоти, а по обетованию (Гал.4:22–31). Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует Новому израильскому народу, т. е. христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же (Толков. псалт., псал. 67, стр. 525 и 526).

Пророк Исаия говорит: ибо Я Господь Бог твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе не бойся, Я помогаю тебе, не бойся, червь Иаков малолюдный Израиль, Я Господь, искупитель твой (Ис.41:13–14).

Ибо мы сказали прежде, что правильно могут быть названы Израилем – видящие верою Христа «Христиане», так как Израиль значит ум, видящий Бога (Толков. псалт., псал. 25, стр. 197). Таково понятие и уверенность Ново-израильской общины.

Бессмыслица первых вопросов и ответов на них, собственно говоря, не требует особенного внимания к ним со стороны опровержения еретической нелепицы. Так она очевидна для всех и каждого. И ответ не на вопрос, и смешение понятий определения названия общины, и значения слова в одно!

Все изложение – во вкусе известного, тоже «Катехизиса» хлыстов, в своем роде «израильского», – произведение Алеши Щетинина, который, надо полагать, был в Ростове на «общем съезде представителей Ново-израильской общины» 31 мая 1905 г.

Требует серьезного внимания наглое заявление о том, что еретическая «община именует себя ново-израильской на основании священного писания и изъяснений по свято-отеческим толкованиям», что «ново-израильтяне», – разумей! – суть «правоверующие», – как называют себя и исповедники корана, – «хранящие новый завет Христов».

На это «основание» мы и обращаем внимание читателей еретического «Катехизиса», извращение этого «основания» и считаем необходимым выяснить: злоупотребление словом Божиим и святоотеческими толкованиями, и стремимся указать и доказать нашим обозрением «краткого Катехизиса основных начал веры Ново-израильской общины».

«Предварительное понятие» в ответ на вопрос: «что означает новый Израиль в совокупности?» – приводя слова псалмов, слова пророка Исаии, слова апостольские, сосредоточивает особенное внимание на «изъяснении в свято-отеческом толковании» псалмов по руководству «толковой псалтири Евфимия Зигабена». К этим источникам «основании» обращаемся и мы.

В изъяснении 149-го псалма: Воспойте Господеви песнь нову, – автор толковой псалтири – Евфимий Зигабен – говорит: «В историческом значении этот псалом относится к иудеям, победившим, по словам Феодорита, народы, по освобождении своем от Вавилона. В высшем смысле он относится, по словам Златоуста, к христианам. Так, говорит автор т. п-ри, изъясняет его и Григорий Богослов, когда говорит: «поют Господу новую песнь, принадлежащие к новой твари, новозаветные облеченные в нового человека».

И напрасно еретики, присвоившие себе название «Новый израиль», думают и заявляют, что к их ереси относятся выражения толкования псалма: «поющий Богу новым образом – Новый израиль». И что особенно странно: сами же цитируют дальнейшее выражение толкования: «т. е. каждый христианин», – и потом выводят заключение: «в виду этого наша община и носит название «Новый израиль».

Указание на слово св. апостола Павла, как «основание» названия общины именем «Новый израиль», – еще нелепее. Слово апостола к ефесянам.

«Вас, говорит апостол, язычников, в смерти держимых за грех, в коем жили вы под злым дьяволом, властвовавшим над вами посредством злых помышлений, Бог удостоил милости и благодати, и мертвость вашу во грехе предложил в жизни чрез общение со Христом». Так поясняет слово апостола св. Дамаскин.

«Апостол хочет указать ефесянам», пишет бл. Феофилакт, «вот под каким игом, в каких узах вы были держимы иногда – некогда, т. е. прежде чем прилепились ко Христу верою. Теперь же, пребывая со Христом, вы уже не сообразуетесь веку сему» (Рим.12:2).

Таков догматический смысл слов апостольских. А «Новый израиль», как очевидно, в таком смысле относит их к своей ереси: будто бы они, – омытые некогда священными водами крещения и запечатленные печатью дара Духа Святого в церкви Христовой, – были без Христа во все то время, когда состояли членами святой православной церкви...

Ведь слова: «были отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования и были безбожниками в мире», могли быть сказаны и записаны язычникам, как напоминание, чтобы язычники, по своей численности в церкви и по внешним преимуществам, не стали презрительно относиться к Иудеям». Но уж никак не могут быть отнесены к бывшим христианам, каковы еретики – «Новый израиль».

Нигде не говорит подобного слова апостол даже евреям, ибо, хотя, по видимости и они были прежде без Христа, но только, потому что Он еще не пришел и они веровали в обетованного, грядущего Христа. Как же можно говорить: без Христа, отчуждены заветов обетования о тех, кто рождены в лоне Церкви Христовой, каковы богоотступники – еретики «Новый израиль» и так открыто кричать: «в виду этого наша община и носит название «Новый израиль?..» Ни буква писания, ни содержание ее не имеют в себе ни малейшего «основания» к подобному заключению. Ясно: все это приспособление толкования псалма и извращение слова апостольского понадобилось еретикам, чтобы утвердить свое лжеучение, обычное в хлыстовстве, что «Христос Евангельский не истинный Христос – Господь и Спаситель мира», а вот их новоявленный «новобрачный Христос» – вот это их «живой бог» – беззаконник, еретик и безбожник – настоящий Христос, Бог! И они, со всей наглостью, как подобает людям, имеющим сожженную совесть, утверждают: «мы семя Авраама не по плоти, а по обетованию», разумея под плотью бывшую принадлежность свою к церкви. Выписывают толкование божественного Кирилла: на 36-й стих 67 псалма, что «Господь благодетельствует Новому израилю, т. е. христианам» и сами же, при столь очевидной истине слова, относят это слово к своей ереси, и ничто же сумняся, прибавляют: «такое понятие и уверенность Ново-израильской общины». Самозванцы чуждым для них достоянием пользуются – священным писанием пророков и апостолов, волки тяжкие в одежды овечьи одеваются и прельщающиеся и прельщаемые лестью общины, хитростью, лукавством, уловляют простые неопытные души в демонские сети греха, в заблуждение, погибель.

Собственно говоря, по отвержению веры во Христа Господа, Спасителя душ, эти несчастные из несчастных еретики теперь, когда они оставили Церковь Божию, действительно, отчуждены от общества Израилева, чужды заветов обетования и стали безбожниками в мире, слугами не Христа Иисуса, а антихриста, ибо кто не исповедует Сына Божия Иисуса Христа, единожды во плоти пришедшим, сей есть слуга антихриста и всякий, кто ставит себя на месте Христа, есть антихрист. Вот каково наше понятие, на основании слова Божия, о Ново-израильской общине!...

2. О первобытном и предвечном Боге

Бог вездесущий и непосягаемый.

Кому открыл корень премудрости. И кто познал искусство ее. Мы верим, что Он един есть премудрый и весьма страшен сидящий на престоле Своем Господь (Сир.1:1–8). Он один есть Предвечный Бог и физический закон природы.

Сын Его Единородный, рожденный от него, прежде век, это отблеск вечного света нераздельно со отцом: Дух Господень есть премудрость первоисходящая от Отца, Господь в трех лицах, но суть одно.

Вот что говорит премудрость: Господь имел меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих искони, от века я помазана от начала прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовало бездны, когда еще не было источников обильных водой, я родилась прежде холмов, когда еще Он не сотворил на земле ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда он уготовлял небеса, я была там, когда он проводил круговую черту по лицу бездны, тогда я была при нем художницей и была радостью, всякий день веселясь пред лицом Его, во все время веселясь на земном кругу Его и радость моя была с сынами человеческими (Притч.8:22–31).

Из этого мы видим, что образ Христа нам дала художница- премудрость, которому мы кланяемся в духе истины. Ибо дух Господень есть Премудрость, а премудрость во Христе, и Христос есть лицо Божие, пребывающее в Отце и так бытие Христа прежде век: о чем и подтверждает писание, кому когда из ангелов сказал Бог: ты сын мой, я ныне родил тебя и еще я буду отцом, и он будет мне сыном (Евр.1:5); ныне в сыне его, т. е. во Христе, мы утвердили свою веру и все наше упование в нем».

Не выражения неточные о Боге, не слова бессмысленные, употребляемые «представителями» ереси в изложении веры их, останавливают наше внимание. Нет! Мы знаем, с кем имеем дело. С кого спрашивать?.. «По нашему понятию», говорят они. И входим в «их понятие», – и догадываемся: что хотят сказать люди. Напр., выражением – «непосягаемый» суемудрые учители новой веры натужились, видимо, указать на непостижимость существа Божия, если бы они хотели говорить о Господе Боге. Но «бог» их и «предвечный бог», и «физический закон природы», и «Дух Господень», – есть только «премудрость», как свойство Божие, «первоисходящая», однако, «от Отца». Т. е. эта премудрость, как свойство Божие и как дар Божий, свыше даруемый человеку, есть, в то же время, Ипостасная Премудрость Божия – София, Бог – Слово, Единородный Сын Божий. – И все это смешение понятий, как и выражение их – чисто хлыстовского характера и лжеучения. В одном лице совмещаются все Ипостаси Пресвятой Троицы – «Господь в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная». Но сущность лжеучения совсем другая. Для наглядного уяснения приводим здесь псальму «ново-израильской общины»:

Благослови мне, Сам Господь,

Сударь, Сын Божий родной!

Благослови мне, Саваоф!

Еще полный Дух Святой!

Летит с неба к нам с трубой.

Нам труба с неба гласит,

Что как коса будет косить,–

Не успеют тел носить,

Вог приходят переборы

На все духовные соборы.

Наставнички примут горе,

А детушки их вдвое;

Рулем править не умеют,

Бо матроси вныло пьют.

Еретикам необходимо, в целях ереси, свидетельством Слова Божия обосновать свое лжеучение о законности бытия своего «Христа», «живого бога» в сознании православных людей, совращение коих, видимо, главная цель «ново-израильской общины». Уверены, – именно в этих целях приводятся, как «основания» еретического лжеучения, свидетельства Слова Божия и святоотеческие изъяснения его, искажаемые еретиками.

Проследим логику еретиков в достижении желательного им заключения.

«Всякая премудрость от Господа… Источник премудрости – Слово Бога всевышнего... Кому открыл корень премудрости? И кто познал искусство ее?... Один есть премудрость Господь. Он издал ее на всякую плоть по дару своему и особенно наделил ею любящих Его»... понятно, по убеждению еретиков, их хлыстов, «Нового израиля».

Еретики цитируют книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова. Но эта же «премудрость», по лжеучению еретиков, есть и Премудрость Ипостасная, рожденная прежде всех век, Единородный Сын Божий, Им же вся быша, – Премудрость, которая была Художницей при Нем – Боге Отце, Вседержителе, Творце неба и земли, видимым же всем и невидимым, «веселясь на земном кругу его», все кончено, подразумевается, у них – хлыстов «и радость Ее была с сынами человеческими», – понятно, с ними – еретиками. Весь строй речи – порука в таком «их понятии». Ведь все эти бредни, обуянных заблуждением людей, мы, в столь многолетнем нашем служении миссии, слыхали на беседах с хлыстами (станица Темижбек, Куб. обл.).

Ho вот и здесь, в «Катехизисе», есть свидетельство, подтверждающее такой именно взгляд на убеждение еретиков. «Образ Христа?, – «живого бога», конечно, «нам дала художника – премудрость, которому мы кланяемся в духе истине (sic)».

П о с ы л к и

«Дух Господень есть премудрость»;

«премудрость во Христе»;

«Христос есть лицо Божие, пребывающее в Отце»;

«бытие Христа прежде век»;

«подтверждает писание: кому, когда из ангелов сказал Бог: ты сын мой, я ныне родил тебя и еще: я буду отцом и он будет мне сыном (Евр.1:5 )».

Заключение

«Ныне в сыне его, т. е. во Христе, мы утвердили свою веру и все наше упование в нем».

Понятно, о каком христе идет речь, образ которого дала премудрость, которую Господь изливает на всякую плоть, по дару Своему.

«Ныне» – теперь только!..»

И эго говорят те, «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!» Ясно: все прежнее забыто – отвержено. В самочинном «христе», в самозванце – «сыне божием» теперь «все упование» безбожников – «Новых израильтян»!...

3. О воплощении Христа

Так как Бог живет в неприступном свете и непосягаемый (1Тим.6:16), то он по великому своему милосердию являл себя в пророках, чрез которых возвещал народу гнев и милость свою, и чрез которых он обещал роду человеческому Спасителя мира, который должен искупить грехи и поставить Новый Завет свой.

Господь, рожденный прежде век, подчинился закону природы, принял плоть человека и унижение, презрел стыд, родился от жены, т. е. девы Марии в естестве, как и все человеки; девство Марии состоит в том, как сохранившей ненарушимо полученную веру в чистоту духовную.

Я в утробе матери образовался в плоть, в девятимесячное время сгустившись в крови от семени мужа и родившись, начал дышать общим воздухом и сниспал на эту же землю, первый голос обнаружил плачем, одинаково со всеми, вскормлен в пеленах и заботах; ибо ни один царь не имел начала иного рождения (Прем.7:2–5).

Это для того, чтобы всякий человек имел свободный доступ к нему и мог снискать в нем спасение.

Далее говорит писание: Премудрость создала себе дом, вытесала семь столбов его, заклала в жертву, растворила вина и приготовила себе трапезу, и послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: кто не разумен обратись сюда (Притч.9:1–4).

Эти слова говорят прямо о Христе, как о домостроителе и имеющим общение с премудростью по человечеству, как бы он принял ее в содружество.

Через нес я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня.

Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом будучи добрым, я сошел в тело чистое (Прем.8:13–19, Прем.8:20). О сверхъестественном зачатии Иисуса, которого Бог сделал Господом Христом, утверждать не станем, но что он по Божеству есть Бог, по человечеству совершенный человек – этому мы верим, знаем и то, что он из всех Пророков – Пророк, превзошел в совершенстве других: Царь царствующих и Господь господствующих, избран Богом от чрева матери, как говорил о том пророк: и было ко мне слово Господнее: прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя, пророком для народа постановил тебя (Иер.1:4–5).

Еще знаем, что он первородный был и есть первородный, был и сеть от начала, своим посредничеством, как звено, связывающее божество с человечеством (Иер.1:10), а также Христа называют Иаковом запинателем, как положивший препону дьяволу и победивший его: также Израиль, как ум, видящий Бога, ибо никто не знает отца кроме сына, а семя Христа сего Иакова и Израиля, суть христиане, рожденные от него по духу (Псалтирь стр. 176-я разъяснение Феодорита).

Общий смысл речи указывает следующие положения ереси «о воплощении Христа».

«Христос», – разумеется Господь, Спаситель мира, – простой человек».

«Только так, как Он превзошел в совершенстве других, то Он из всех пророков – пророк: Царь царствующих и Господь господствующих».

Родился от жены, т. е. Девы Марии в естестве, как и все человеки – от семени мужа (курсив, как видится, в подлиннике), «девство Марии состоит в том, как сохранившая нерушимо полученную ей веру и чистоту духовную».

Христа называют Иаковом запинателем, также Израиль, как ум видящий Бога».

«Семя Христа от Иакова и Израиля суть христиане, рожденные от него по духу».

И премудрость ипостасная – Бог Слово и премудрость, как свойство божества, – одно и то же.

«Христос только имеет общение с премудростью по человечеству так, как бы он принял ее в содружество».

«О сверхъестественном зачатии Иисуса, которого Бог сделал Господом Христом, утверждать не станем».

«Но, что Он по божеству есть Бог, по человечеству совершенный человек, – этому мы верим».

Всеконечно, «у всякого барона своя фантазия» и на этой почве всегда возможны всякие глупости, как в жизни, так и в вере. И раз эта «фантазия» pro domo sua, – дело не стоит серьезного внимания.

Но если нелепость воззрений на веру и на жизнь претендуют на общественное внимание обнародованием своего «Катехизиса», и силится обосновываться на слове Божием, – здесь уже место и долг остановить расходившихся ораторов, понятно, «словом истины исправляя» искажение текста Священного Писания и заблуждение в вере.

«Бог живет в неприступном свете, непосягаемый человекам, – 1Тим.6:16».

Слово св. апостола читается так: «Царь царствующих и Господь господствующих единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему слава и держава вечная. Аминь.

Вот священный текст. Спрашивается: почему же апостольское слово о неприступности Божества не удержано и заменено своим, туманным выражением, – «Недосягаемый?» Потому что священный текст самой буквой своей обличает заблуждение о перевоплощении Божества и никоим образом, не может быть приложим к человеку. Святое письмо именно убивает еретическое поползновение: Единый, имеющий бессмертие... Которого никто из человек не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная.

«Так как Бог непосягаемый человеком», – излагает «Катехизис», то он являл Себя в пророках»...

Неправда! Никогда! «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». Вот свидетельство Слова Божия:

Выражения: «являлся в пророках» и «говорил в пророках», две вещи разные. И основание содержания и смысла того и другого слова – различные.

Говорил в пророках. Как? – Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым, – 2Петр.1:21.

«Являлся в пророках». «Великая благочестия тайна: Бог явился в плоти, оправдал себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе (I. III, 16).

Таково свидетельство Слова Божия о воплощении Христа», Единородного Сына Божия и «явлении в пророках».

О иных явлениях Бога иные и свидетельства священного писания. Напр.: «Мужи, братия и отцы!» – взывал некогда св. архидиакон Стефан, исполненный веры и силы, –послушайте. Бог славы явился, – нет слова: «во плоти», – отцу нашему Аврааму в Месопотамии». Но сказано: в Аврааме. «И сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего, и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую Я укажу тебе». Деян.7:2–3.

А чтобы Господь являл Себя в пророках – в лице, напр., Исаии, Иеремии, Ионы, Захарии и т. п., – таковых указаний в Слове Божием нет.

В доказательство, будто «Господь родился от жены», т. е. Девы Марии в естестве, как и все человеки, «Катехизис» приводит текст из книги Прем.7:2–5: «Я в утробе матери образовался в плоть от семени мужа... ибо ни один царь не имел начала иного рождения».

Богохульное приложение слова писания к Божественному Лицу Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», разрушается само собой, если только поставить еретикам вопрос: почему вы не начали священный текст с 1-го стиха главы? Добросовестный ответ может быть один: потому что такое начало не соответствует мысли еретического «Катехизиса». Напиши они слово премудрости так, как требует смысл речи: «И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного», – и для всех и каждого из читателей «Катехизиса» – ясно: о человеке, а не о Богочеловеке идет речь. И лжеучение обличено и сбывается другое слово премудрого учителя священной древности в притчах Соломоновых: кто утверждается во лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими... Собирает руками бесплодие», – Притч.9:12.

– «Господь родился, как и все человеки» – для того, чтобы всякий человек имел свободный доступ к Нему и мог снискать в Нем спасение».

Какое лукавство! «Тайна воплощения есть первая ступень самоуничижения в лице Бога, благоволившего скрыть славу Божества под покровом человечества. Жизнь среди лишений, со всеми ее случайностями. Отрекся от Своей воли и смиренно принимал все случавшееся, и подчинялся тому» (Еп. Феоф.). И св. апостол, уясняя все это снисхождение всесвятого Бога к человеку грешнику, так изображает, чтобы всякий мог снискать в Нем спасение. Сводит Сына Божия с превыше небес, облекает в человека Иисуса, низводит до крестной смерти и опять возводит превыше всего на поклонение всякому колену небесных, земных и преисподних» (Еп. Феоф.) и говорит: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку – став, как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»Флп.2:5–11.

Ужели мало сего умаления Бога, «чтобы всякий человек имел свободный доступ к Нему?!»

Ясно: нашим еретикам нужно доказать свое лжеучение. Христос Господь – не Бог, по естеству, а простой человек. Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грехи и осудил грех во плоти. Т. с. Сын Божий, – Бог Слово, – имел такую же плоть, как у всякого человека, только та плоть грешная, а у Него безгрешная. Она во всем подобна плоти греховной, кроме греха. Родился не естественным образом рождения; греха не сотворил (Е. Феоф.). «Далее говорит Писание» – указывает «Катехизис»: «Премудрость создала себе дом, вытесала семь столбов его, заклала в жертву (в Библии этого – в – нет), растворила винаБиблии вино свое) и приготовила себеБиблии у себя) трапезу и (в Библии и – нет). послала слуг своих превозгласить (в Библии провозгласить) с возвышенностей городских: кто неразумен (в Библии – неразумен), обратись сюда. Притч.9:1–4 эти слова говорят прямо о Христе, как о домостроителе и имеющим общение с премудростью по человечеству, как бы он принял ее в содружество» (Катехизис).

Еретики верны себе. Христос у них – простой человек, который с премудростью, предположим и по их понятию, с Богом, только общение имеет. Но в употреблении священного текста искажена и буква его, как видели, и особенно смысл его.

Премудрость дом устроила. Христос имеет общение с премудростью. Он, стало быть – здесь. И вот с возвышенностей городских провозглашается: «кто неразумен – обратись сюда!»

Все это домостроительство спасения, ясно, приноравливается к хлыстовскому «кораблю», «собору ново-израильской общины». Ибо «Христос» то ведь у них: «ныне, говорят они (Катех. 6 стр.), мы утвердили свою веру и все наше упование в нем». Таков смысл указанных нами показаний Катехизиса – стр. 3–7. И призыв естествен в устах их: «кто глуп, обратись сюда» (ст. 16)...

Таков именно, и не другой, смысл выходит в искаженном еретиками слове Писания. Тогда, как подлинный смысл священного текста по содержанию его, в его полноте, совершенно иной. А именно.

Премудрость происходит от сущности Бога, сохраняя вполне Божескую сущность или единосущие с Богом. Премудрость есть «сияние света присносущного». Как солнце – источник света не может быть без своего сияния, так Бог – без Своей Премудрости. Бог – присносущен: Он свет вечный; так и Премудрость, как сияние Его, совечна Ему; как сияние или луч, происходя от солнца, сохраняет все свойства самого солнечного света, так и Премудрость имеет все свойства Бога. «Свет – от света. Бог истинный от Бога истинна», проповедует святая церковь. Это же прекрасное подобие употребляет и св. ап. Павел в послании к евреям, говоря о происхождении Сына Божия от Отца: иже сый сияние славы и образ ипостаси Его (Евр.1:3). По объяснению блаженного Августина, в книге премудрости и притчей Соломоновых разумеется именно Премудрость Ипостасная, Второе Лицо Св. Троицы (Прем.7:22–23). Она есть дух разумный единородный – Сын Божий. Но книга Премудрости Соломоновой представляет, в то же время, премудрость Божию в общих отвлеченных чертах, иногда, как простое свойство ума Божия. И в этом смысле, среди грешного человечества, Ипостасная Премудрость Божия по своему могуществу, как единая домостроительница спасения людей, своей премудростью, как орудием спасения, все творит и все обновляет, «переходя из рода в род в святые души, приготовляя друзей Божиих и пророков», и низводит любовь Божию к грешным людям.

«В благом попечении о спасении людей, чтобы быть с ними всегда в общении, Премудрость Божия устроила себе среди них незыблемый дом, который, как общественное и царское здание, украсила Она и укрепила семью колоннами, и в нем приготовила жертвенную трапезу для нравственного богослужебного пира, заклавши свои обетные жертвы и растворивши в чаше вино свое. Потом Ипостасная Премудрость Божия послала рабов Своих, чтобы публично и торжественно пригласить на чашу и возвестить, чтобы не имеющие разума, но ищущие его, шли в дом Премудрости, ели хлеб Ее и пили растворенное Ею вино от ее священной трапезы в просвещение ума своего, для приобретения ведения блаженной жизни и славы вечной. И ко всем им – неразумным – взывает: оставьте неразумие и живите, и ходите путем разума. Неисправимые же грешники этой трапезы лишаются».

Как исторически исполнилось это воззвание (гл.9) Премудрости к людям чрез своих рабов? – По объяснению отцов Церкви, это последнее воззвание Премудрости к людям у Соломона пророчески указывает и изображает всемерную проповедь апостолов, посланных Иисусом Христом по Его воскресении (Мф.28:19–20) призвать и ввести всех людей в Церковь Божию, а их преемники продолжают и теперь звать людей ко спасению и блаженству.

Какой имеют смысл создание Премудростью дома и уготование Ею трапезы? – По изъяснению св. отцов, напр., Киприана, Иоанна Злат., Амвросия Мед., бл. Августина и др., создание Премудростью дома и уготование Его трапезы имеют таинственно преобразовательный смысл и именно такой. Ипостасная, воплощенная Премудрость созидает для спасения людей новозаветную Церковь (Mф.16:18), которая, по апостолу, есть «дом Божий» «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15, ср. 1Кор.3:9), благоустрояет и обогащает Ее всеми благодатными дарами Св. Духа в семи таинствах (– «и утверди столпов седмь»2). Заклавши в жертву за грехи всего мира плоть Свою на кресте, Иисус Христос, таким образом, приготовил «трапезу свою», т. е., по апостолу (1Кор.10:21), «трапезу Господню» в таинстве Евхаристии, в котором предлагаются верующим, под видом хлеба и вина, истинные плоть и кровь Христа. После этого Премудрость, Сын Божий, посылает «рабов своих», т. е. апостолов, с евангельской проповедью в слух всего мира – «с высоким проповеданием» воззвать греховное человечество к спасению и вечной жизни, залогом которой служит приобщение плоти и крови Христовых в таинстве Евхаристии (см. Ин.6:53–55). Образ вкушения от трапезы в царском чертоге, по отношению к царству Мессии, был обычен у позднейших Иудеев (см. Лк.14:15), и этот же образ взят и Иисусом Христом в притчах о званных на вечерю (Лк.14:16–26), и о царском браке (Mф.22:1–14). Общий смысл этого образа можно найти только в доме Божием, Церкви Божией и истинное счастье и блаженство – за трапезой Господней, т. е. в единении с Богом и освящении благодатными дарами Св. Духа.

Возвращаясь к основной мысли речи «о воплощении Христа» в простого человека, имеющего общение с премудростью, «Катехизис» продолжает рассуждение на эту тему и опять извращением текста книги Премудрости Соломоновой. Ни с того, ни с сего, как говорят, прописывает: «чрез псе», чрез мудрость, догадывайся, читатель! – я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня». А так как общение с премудростью возможно для всякого человека, то и «христом» может быть всякий человек. Это еретики дальше и доказывают тоже текстом книги премудрости Соломоновой – Прем.8:19–20: «Я был отрок даровитый и душу получил добрую, притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое». К слову: «вору всякая епанча по плечам», – и нашим еретикам «Нового израиля», всякое слово, без разбора, идет за «чистую монету». Оставляя в стороне то обстоятельство, что книга Премудрости Соломоновой – не каноническая книга, т. е. не боговдохновенная, – нельзя не заметить, что в употреблении ими стихов 19 и 20, 8 гл. книги Премудрости Соломоновой, оправдывается слово древней мудрости: Similis similibus gaudet – подобный подобного ищет. Ясно, что писатель книги был знаком с философскими греческими учебниками и с греческими обычаями, почему в писании его отразилось влияние этого знакомства; – оказался он не чужд и заблуждений философии своего времени, и в свою книгу внес мнение о предсуществовании душ. Написал: Я был отрок даровитый и душу получил чистую, притом, будучи добрым, и вошел и в тело чистое.

Для хлыста, для «Нового израиля», – это – золотое место в писании. Но, увы! Оно стоит одиноко, как заблуждение ума человеческого, ищущего мудрости вне света Премудрости Божией. Но к Христу Господу Спасителю нашему, если о нем только говорят еретики, это слово заблуждения никак уже отнесено быть не может. Отец небесный, устами св. пророка Исаии, именует Сына Своего – Отрок Мой… Но – уже в будущем воплощении Его и вочеловечении, нашего ради спасения, как можно усматривать и в слове пророчества, а особенно в Евангельском свидетельстве о исполнении пророчества на Христе Спасителе: «Да сбудется реченное чрез пророка Исаию», который говорит: «Се отрок Мой, которого Я избрал, Возлюбленный мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд. Ни воспрекословит, ни возопиет и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы» (Mф.12:18–21).

«О сверхъестественном зачатии Иисуса, которого Бог сделал Господом Христом, утверждать не станем», – Катехизис. – Это уже прямое откровенное сознание еретиков, признающее Господа Иисуса Христа только большим в ряду пророков, в которых Бог являл Себя (см. выше в Катех.).

Выражения: «Царь царствующих, Господь господствующих», видимо, лишь в переносном, а не в прямом смысле. И всю эту ересь «Катехизис» подтверждает свидетельством Писания в извращении содержания и смысла его, – Иер.1:4–5. T. е. к Христу Господу отнесено слово, обращенное к пророку Иеремии. «Новый израиль» говорит: «о сверхъестественном зачатии Иисуса, которого Бог сделал Господом Христом, утверждать не станем». Утверждать учение веры еретики и не могут, согласно своему лжеучению, ибо для них «Христос Евангельский» – простой человек, которого называют Иаковом (?), также Израилем (?)», – плоды еретичествующей фантазии, ибо эти имена лишь прообразы кротости Христовой указывают; а теперь можно, что – естественно уже заключить, – называть: и Петрушей (Лордугин), и Панфилием (Катасонов), и Василем (Дубков) и Осипом (Яременко).

А слово Господне, всегда праведное и вечное, и Церковь Божия, всегда единая и святая, столп и утверждение истины Евангельской, всей силой утверждают бессменное зачатие и рождество несказанное от Матери безмужней воплотившегося и вочеловечившегося от Духа Святого, и от Марии Девы Сына Божия.

Любовь Божия начало и завершение спасения людей. Дерзновенно проникая мыслью в тайну домостроительства спасения нашего от греха и его последствий, мы в слове Божьем можем созерцать совет Триипостасного Божества о сотворении человека и видеть Агнца, закланного за грехи людей от сложения мира. Всеведению Божию зримы падение человека и необходимость его искупления, и вот во Святой Троице предстает пред Божией правдой Любовь – Сын Божий – и взывает: се иду сотворить волю Твою, Боже! – Наконец веков мы видим: Любовь Отца распинающую, Любовь Сына – распинаемую, Любовь Духа Святого торжествующую силой крестной. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть.

Тайну домостроительства спасения человека-грешника, со дня падения его чрез весь длинный ряд веков жизни человечества, милосердый Господь открывал людям, поддерживая в них надежду спасения и приготовляя их к принятию Спасителя.

В первый раз тайна искупления открыта была самому падшему Адаму. Вслед затем, как объявлен был суд правды Божией преступникам заповеди, сказано было змию-искусителю в слух обольщенных им: Некто, имеющий родиться от Жены, разрушит пагубную силу змия-искусителя и ее действия на человека» (Быт.3:15). Это первоевангелие о Мессии, потом, все яснее и яснее в обетованиях, чрез избранников Божиих, открывалось человечеству.

О Семени твоем благословятся все народы земные, сказано было Аврааму праведнику (Быт.22:12).

Не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не придет Примиритель и ему покорность народов (Быт.49), возвещено патриарху народа еврейского Иакову.

И многими иными пророчествами возвещалось миру обетование о Спасителе. И наконец Тот, Кто обещан был благостью Отца небесного для грешных людей, явился на земле в лице Иисуса Христа, в Котором исполнились все пророчественные черты Мессии и даже самые частные из них. Исполнились все так, что история явления в мир Спасителя, Его рождения, проповеди Евангелия, характера деятельности, обстоятельств смерти, погребения, воскресения п вознесения, можно описать словами древних провидцев.

Иисус Христос родился и умер именно в то время, какое указали 70 седмин Данииловых – 490 лет со дня указа о восстановлении Иерусалима Артаксеркса Лонгимана, данного в 20-й год его царствования. Окончание 69 седмины – 483-й есть, по точному определению хронологов, тот самый год, в который Христос Иисус вступил в торжественное служение Свое, Евангельская проповедь Христа Иисуса продолжалась три с половиной года; в конце полседмицы установлен Новый Завет; Христос убит, как предсказал пророк. Иисус Христос родился от Девы Марии, как пророчествовал Исаия – Ис.7:14; Мф.1:18–25.

Иисус родился из рода Давидова (2Цар.7:12; Мф.1:4; Лк.1:27–33; Деян.13:23; Рим.1:3).

Иисус родился в Вифлееме Иудова колена, согласно с пророчеством (Мф.2:1; Мих.5:2).

Предтеча Иоанн, ангел по строгой и чистой жизни, но с духом Илии, приготовлял людей, к принятию Его, проповедью (Мал.3:1; Мф.17:10–11; Лк.1:15).

Жизнь вел Иисус Христос скромную и невидную для людей (Ис.53:1).

Кроток был и полон любви столько, что надломленную трость остерегался сокрушить и голоса Его не слышно было на распутьях (Ис.42:2–3; Мф.11:29). И вместе с тем, совершал изумительные чудеса (Ис.25:6; Мф.13:30–31; Лк.7:17–22).

Учением просветил Израиля и особенно страна Завулонова и Неффалимова видела свет Его (Ис.11:1–9; Ис.9:1).

Въезжает в Иерусалим, как царь сретаемый народом, но в виде смиренном, восседая на осленке (Зах.9:9).

Смерть Его была такова, каковой изображена у пророков смерть Мессии, так что самые частные черты ее, как бы взяты у пророков. Его оценяют в 30 сребреников и цена эта из храма переходит в руки горшечника (Зах.11:12). Князья языческие, вместе с народом, собрались против Него (Пс.2:1). Обвиняют Его беззаконно, а Он молчит (Ис.53:8); плюют на Него, бьют Его по ланитам, – терпит (Пс.50:6). Как овца, на заклание обреченная, не отверзает уст Своих (Ис.53:7). Прободают Ему руки и ноги на кресте (Пс.21:17), причисляют Его к беззаконным (Ис.53:9–12; Лк.22:37). Он истаивает в муках и враги богохульно насмехаются над Ним (Пс.21:8–9). Народ делает из Него позорище (Пс.21:5). В муках Он вопиет: Боже Мой, Боже Мой, почто Ты Меня оставил? (Пс.21:1). Дают Ему в пищу желчь и в жажду поят уксусом (Пс.68:22). Прободают Ему бок (Зах.12:10), мечут жребий об одежде Его и делят по себе (Пс.21:19). Назначают гроб Ему с нечестивыми, но у богатого Он находит Себе могилу (Ис.53:9).

Бог Отец не мог оставить Его во власти тления, Иисус Христос воскрес (Пс.15:10, Деян.2:27). Воскресший воссел одесную Отца (Пс.109:1–2–7). И вот ведение о Иегове распространяется по всей земле (Ин.1:9; Ин.3:19; Деян.26:18). Закон начертан в сердце верующей души (Иер.32:37–40; Иез.36:61). О семени Авраамовом благословляются все народы земли (Быт.12, 22, 18).

Св. писание ясно изображает Иисуса Христа истинным человеком с телом и душою человеческими.

а) Она называет его человеком (1Тим.2:5; Деян.17:31; Ин.8:40; Рим.5:15–19; 1Кор.15:21), другим Адамом (1Кор.15:45; Рим.5:14), а людей братьями Его (Евр.2:11–14). Оно же исторически говорит о Его происхождении по плоти, именно показывает, что Он был Сын Девы Марии (Лк.1:31–42; Лк.2:5–7; 1Ин.4:2), потомок Давида, Иуды, Авраама и проч. (Мф.1; Лк.1:32; Лк.3:23; Рим.9:5), принял естество не ангельское, но человеческое (Гал.4:4; Евр.12:16). – У апостола (Флп.2:7) образ раба, подобие человека означает не отрицание действительного человечества в Иисусе, а добровольное лишение славы, приличной Сыну Божию; так объясняет себя сам апостол (Фла.2:6–8).

б) В частности откровение приписывает Иисусу Христу истинное человеческое тело (Рим.1:3; Лк.21:39; Евр.2:14; Мф.2:24) и повествует, что Он принял плоть от Девы Марии (Мф.1:18–25), как человек был обрезан (Лк.2:21), приходил в возраст (Лк.2:42–52; Ок.О:23), алкал и жаждал (Мф.4:2; Мф.21:18), принимал пищу и питие (Лк.4:2; Лк.5:29; Ин.2:2; Ин.12:2), подвергался утомлению (Ин.4:6) и спал (Лк.8:23), терпел страдания крестные: Его глава уязвлена была тернием, руки и ноги пронзены гвоздями, ребро прободено копьем (Ин.19:17–18; Ин.19:34). Он умер и погребен был (Лк. 23:52).

(в) Св. писание приписывает Иисусу Христу душу человеческую, ибо говорит о Его душевных радостях (Ин.11:15; Ин.11:41), о действиях воли (Ин.2:13; Мф.11:21; Лк.22:42; Флп.2:8), о борьбе духа, в которой находился Он пред страданиями и которой никак не могло быть в существе без свободы самосознательной (Мф.26:37–50; Лк.22:40–44). Наконец, прямо говорит о душе и о предании Ее Богу в момент смерти (Лк.23:46; Мф.26:38–50; Ин.10:15–17).

В св. Писании ясно усвояются Христу Иисусу божественные свойства, равно действия божества и поклонение, приличное Богу истинному.

а) Христу Иисусу приписываются божественные свойства: аа) всемогущество (Мр.2:11); бб) вечность (Ин.17:5); вв) всеведении или ведение равное ведению Бога Отца (Ин.10:15–22); гг) везде присутствие (Ин.3:13).

б) Иисусу Христу приписываются божественные действия и поклонение, одинаковое с Богом Отцом. Сам Христос Иисус говорит о Себе: Отец Мой доселе делает и Аз делаю... Отец не судит никому же, но весь суд даде Сынови, да все чтут Сына, якоже чтут Отца, а иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшим Его (Ин.5:17; Ин.5:22–23). Вот Кто есть Богочеловек!

Соединение божества и человечества в Иисусе Христе Богослов изображает так: Слово, Которое было от вечности у Отца, Которым все создано, Которое есть Бог, плоть бысть.

Из соединения человечества с божеством в одну личность в Иисусе Христе особенные последствия проистекают и в отношении к благословенной Матери Христа Иисуса. Следствия эти два: 1) преблагословенная Мария есть св. Приснодева. 2) Она же есть Богородица.

Относительно первого, мы уже видели, что и по словам самой Марии, Она была Девой до вести небесной о рождении Ею Сына и по ответу архангела Марии, рождение Ею Сына есть рождение без участия мужа, след., без нарушения святого девства (Лк.1:35); видели также, что Иосифу возвещено было о зачатии Марией, как о совершившемся по действию Духа Св., иначе – возвещено было о соблюдении Марией непорочного девства и прежде рождества, и в рождестве (Мф.1:19–20).

Осталась ли преблагословенная Матерь Христа Иисуса Девою и после рождества? Если обручник Иосиф вполне знал, как чудно Мария осталась Девой и тогда, как сделалась Матерью: то надобно предположить в нем не праведного, а слишком дерзкого, чтобы он осмелился нарушить Ее девство после рождения Сына. То, что Мария родила Иисуса бессменно, показывало уму богобоязненного Иосифа, что цель обручения ему Марии, по устроению Вышнего, состояла совсем не в том, чтобы рожать детей, а только в том, чтобы охранять св. Деву от всего неприязненного св. душе Ее.

4. О пришествии Христа на землю

Пришествие Господа Иисуса на землю ничем не сопровождалось, ни пышным торжеством, ни славой, ни почестями, как рождаются правители земли и князья века сего. Он родился в нищете, бедности и неизвестности, ибо Он взошел, как отпрыск и как росток из сухой земли, нет в Нем вида, ни величия и мы видим Его. И не было в Нем вида, который бы привлекал нас к Нему, Он был презрен и умален перед людьми, но Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Ис.53:2–4). Когда Он заговорил слово премудрости, народ, до сего времени сидевший во мраке, почувствовал Его духовную теплоту и сильную десницу; новый поток слов сладостных небесных стал проникать в огрубелое сердце человека, народ стал льнуть, тесниться вокруг Него, солнце любви льется из очей Его, Божественная сила была с Ним, народ воспринял слово Спасителя, оно стало расти подобно зерну в доброй земле. Этим Господь положил первоначальное основание Истины, чрез Посредника Своего соединил Божество с человеками (1Тим.2:5).

Учение это было повое и неслыханное, и кроме того, обещающее свободу заключенному, радость угнетенному и измученному, равенство униженному (Ис.61:1–2).

Народ до сего времени запуган пытками и насилием, и всякими несправедливостями, ибо всюду было насилие, грубое оскорбление; сильный пожирал бессильного, так и доныне; как же не полюбить Христа и не поверить Ему, сколько Он радости принес обездоленным, сетующим да только угнетенным, Он принес весну радости, мир, любовь и равенство, отверг насилие и принуждение, Он предоставил всем избранным Его идти свободно без принуждения на голос Своей правды; мы верим, что кроме Господа Христа никто не принес на землю такой радости, как только Он и что Он для нас есть солнце предвечное, которое все живит, согревает и перерождает. Его дыханием мы движемся и кроме Его Бога другого не знаем (Ин14:6; 1Ин.5:12; Ис.35:8).

Все ли слышавшие Его Божественное учение поверили Ему и познали ли, что Он, Христос, послан в мир для спасения людей (Ис.53:1). Нет! Первосвященники, старейшины и другие не знали Его, им было хорошо, зачем им Христос Искупитель, они слышать не хотели о каком то Иисусе Христе, освободителе от рабства, греха и смерти. Он им явился совсем не кстати, Его учение им противно было, оно упраздняло насилие и порабощение, и всякую несправедливость, и они привыкли к сему, без этого их власть была бы ничтожна; в высших слоях общества, – учение здравого смысла, которое принес, Христос, не имело успеха, никто не хотел слушать Его. Но за то между угнетенными Господь возвеличился, ибо не прошло и малого времени, как у Него уже были друзья и братья, из которых Он одних избрал Апостолами, других Евангелистами и Пророками (Еф.4:11–13).

Из этого видим, что премудрость свыше была с Ним, которая, как написано, переходит из рода в род во святые души, приготовляет друзей Божьих и пророков (Прем.7:27). По избрании своем, апостолы были облечены властью и силой, были примером великим для народа, они же – светом мира и солью земли.

Всюду, где они были, вносили мир и радость, их свидетельство о Христе, везде и всюду, было принято, и это они делали безвозмездно; в них дышал Дух Христов, они были и есть все части тела Его, в них светилась мощь и правда Божия, умирая без ропота; как Сын Человеческий не имеет где главы преклонить, так и они стали Его последователями, проповедуя о Христе Искупителе, они были вестниками Божьими, так были и до дня смерти Богочеловека.

Народ возмутился, подстрекаемый первосвященниками, возвели на Него гнусную клевету, страшную хулу, обвинили Его в нарушении закона и т. д., отдали в руки немилосердных и там довершили свой гнусный поступок, распяли, убили Господа и думали, что навсегда избавились от ненавистного еретика из Назарета, так называли Его.

Нет! Нет! Горько ошиблись – Он не умер, Он смерть разрушил, Он ад сокрушил, восстал из умерших (Толков. Евсевия, псал. 67, стр. 517).

По воскресении явился двенадцати апостолам и пятистам братьям, некоторые и доныне живы, как говорит Павел апостол. Он жив и уже больше не умирает; Христос стал для мира невидим и несведом никому, только избранным открыто и они знают Его.

И так, мы верим, что Христос жив и доныне, Он есть Первенец из умерших, Он был и есть, и се грядет, вчера, сегодня и во веки Тот же (Откр.1:8; Евр.13:8). Мы верим, что вестники Божии есть и будут, и служат Ему в духе истины, мы видим и ныне, могущество Господа нашего Иисуса Христа открыто совершается во всех концах земли.

Идея, которую принес Христос, для всех нужна и здравомыслящие ее хотят, а так как слово Господне никогда не прейдет и что завет Христов дан народу для исполнения, то мы верим, что ныне совершаются слова, которые когда-то давно говорил Христос:

Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым – прозрение, отпустить измученных на свободу (Лк.4:18). Ныне мы видим, что это совершилось, никто до сего времени не отворил темницы и те казематы, где не мало томилось людей за то, что не хотели переломить своей совести. Мы видим, что указ от 12 декабря 1904 года и 17 апреля 1905 года издан именно во исполнение сказанного Спасителем, выпустить измученных на свободу. Ныне все свободны в делах веры, ныне всем нищим поведана Царская милость, каждый бедняк молится по своему разумению открыто; затем слепым – прозрение, оно так и есть. До сего времени люди не видели своего невежества, ни гнусного позора и что вокруг их гибли тысячи людей без вины, теперь стало ясно и с ужасом смотрят на прошлое, и так ныне все мы видим исполнение воли Божией. Рукой Царя Господь сокрушил цепи, сковывающие душу и разум человеков.

Две главные мысли фигурируют в этой статье – «О пришествии Христа на землю».

1. Господь Иисус Христос – простой человек, «с которым» лишь «была Божественная сила», «с которым» лишь «была премудрость свыше».

2. Господь Иисус Христос «доныне есть», – во плоти, понятно, как и «вестники Божии есть и будут, и служат Ему».

Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти, – Евангельское благовестие, – оставлены в стороне. «Дева днесь пресущественного рождает, поет св. канон, земля вертеп неприступному приносит: ангелы с пастырьми славословят; волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо – Превечный Бог». Вся эта «всемирная слава», «приукрашавшая божественной славой явление в мир Сына Божия, намеренно забыта еретиками. Ибо им необходимо Богочеловека приравнять просто к человеку. И это они делают так лукаво, что прикрывают образом истины, подкрепляя свои тайные мысли и откровенные измерения свидетельством слова Божия, извращая его по своему еретическому лжемудрованию.

Приведенное еретиками слово св. пророка Исаии – Ис.53:2–4 – относится к предречению о страданиях Спасителя мира. Предречение столь ясно, по чрезвычайной определенности, что толковники признают, как бы писанным у креста Христова.

Еретики взяли из этого пророчества два стиха, тогда, как оно обнимает собой в книге св. Исаии отдел с 13 стиха до конца 52-й главы и всю 53 главу.

Чтобы уяснить всю произвольность пользования еретиками Библейским текстом и доказать, вместе с тем, что приведенное ими, в данном случае, слово пророка относится именно к крестным страданиям Господа Иисуса Христа, – мы просим прочитать полностью все пророческое слово.

Содержание этого пророчества служит убедительным свидетельством, что только к Богочеловеку может быть оно отнесено и ни к кому более.

И необыкновенное смирение и кротость Мессии среди страданий; и страдание невинного Мессии за грехи и беззакония людей, и понесение Мессией на Себе греха и последствий оного, как-то: болезней и немощей человеческого рода; и повсеместность проповеди Евангельской, и вместе с тем, не удобоприемлемость или несовместимость проповеди Евангельской в мире, – к кому из людей, к жизни и деятельности какого человека, можно все это отнести? Нет! Единое всех святых Святейшее Слово – Господь наш Иисус Христос в подвиге спасения мира может быть познан в этом пророческом Евангелии о Спасителе мира. И на Нем одном все это исполнилось, как свидетельствуют все писания евангелистов и апостолов во всех священных книгах Нового Завета.

Уничиженное во внешности и общественном положении – состояние Спасителя для того, чтобы уяснить удивительное величие Мессии, имевшее скоро привлечь к Нему всеобщее внимание и заслужить громкую славу в освящении народов земли.

Еретики взяли слово пророческое об умалении Богочеловека в Его страданиях и отнесли его к событию явления в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». И что особенно погрешительно: ни одного слова не написали в своем изложении еретической веры о Божественной славе Спасителя мира. А ведь св. апостол кратко, ясно и вразумительно говорит нам: «Сие да мудрствует в вас Господь Иисус Христос во славу Бога Отца».

При первом чтении этой статьи «Катехизиса» может показаться, что здесь излагается учение о Спасителе мира так, как оно содержится в слове Божием, в учении церкви. И смирение Христово, и сила Евангельского слова, и опыты веры, и неверие, и уничижение Христово, и значение крестного подвига Христова; но все это – лишь вид благочестия!...

В полном извращении смысла и буквы слова Божия ясно выступает стремление еретиков в образы учения Символа веры и явлении в мир Сына Божия – облечь свои еретические лжемудрования о своем «живом боге», что их «христос» предречен, и указан и пророками, и апостолами, и Евангелием Господа нашего Иисуса Христа.

Видимо, с лукавым намерением не приводят полностью священные тексты, а только пишутся или выбираются отдельные слова из них и таким образом, неопытные читатели приводятся в искушение: «священные слова! От слова Божия свидетельства приводятся!» И погибают доверчивые люди в своей немощной совести! «Народ восприял слово Спасителя». «Господь положил первое основание Истины, через посредника Своего соединил божество с человеками» (1Тим.2:1).

Самое важное в слове апостола то, в чем вся сила, суть Евангельского благовестия, – это еретики и оставили втуне. Почему? Потому-что – возьми они это слово, вся их затея рассыпалась. Ибо и контекст апостольской речи, и содержание текста, и смысл и значение его в учении веры, – все против лжеучения «Нового израиля», в изложении «Катехизиса» его о «пришествии Христа на землю».

5-й ст. 2-й гл. 1 Послания св. ап. Павла к Тимофею читается: «Един бо есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Иисус Христос». Это – Един – губит все дело еретиков. И к нему – слову: «Един» – еще приставлено «бо – ибо», указывающее связь с предыдущим в речи апостольской и все еретическое строение лжеучения рушится.

С чем, с какой мыслью соединяется слово апостола о Едином Ходатае Бога и человеков? Сие бо молитва за царя и за вся, иже во власти суть, – добро приятно пред Спасителем нашим Богом, иже хочет всем человекам спастись и в разум истины прийти.

Какой истины? Именно той, что спасение в Господе Иисусе и только в Нем, потому что другого пути ко спасению нет! И другого посредника нет и быть не может. Как Един Бог, так и посредник между Богом и человеками один. Другого не ищи и если бы кто предлагал тебе указать его, не иди в след его!

Предречение св. прор. Исаии о благовестнике Господнем (Ис.61:1–2) также искажено еретиками. «Учение это было новое и неслыханное», говорится в «Катехизисе», «кроме того обещающее свободу заключенному, радость угнетенному и измученному, равенство униженному».

Библейский текст читается: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, – утешить всех сетующих».

Ввернули слово: «равенство униженному». Для чего понадобился подлог? Для того, чтобы сделать свой «Катехизис» отвечающим современному, т. н. «освободительному» движению в России. Это ясно видно из сейчас же следующей речи. «Народ до сего времени забит, запуган пытками и насилием, и всякими несправедливостями, ибо всюду было насилие, грубое оскорбление; сильный пожирал бессильного, – так и доныне»…

Казалось бы, описывается время прошедшее, пред явлением в мир Спасителя, 2000 лет назад. Но нет! Демонстративно прибавлено: «так и доныне!»…

И это: «так и доныне» получает особенное и многознаменательное значение. Речь идет «о пришествии Христа на землю. И тоже «ныне»...

...Первосвященники и старейшины распяли, убили Господа и думали, что навсегда избавились от ненавистного еретика из Назарета»... Нет! Нет! Горько ошиблись – Он не умер (!) – «Он смерть разрушил, Он ад сокрушил, восстал из умерших». Но указание доказательств истины воскресения Христова, столь необычное – не от слова Божия, а – смотрите! Откуда берется, – из «Толковой псалтири Евфимия Зигабена – греческого философа и монаха», от «толкования Евсевия псалма 67-го, стиха 23-го!»…

– «Так что же здесь такого особенного, неправильного есть?» – может сказать еретик «новоизраильтянин». – А то, отвечаем, что такая истина – воскресения Христова – свидетельствуется не от благовестия Евангельского, не от учения апостольского, где она ясно и положительно указует... Одно это уже наводит на читателя ново-израильского «Катехизиса» на недоуменные размышления. – «Да ведь это «Толковая псалтирь Евфимия Зигабенаизъясненная по свято-отеческим толкованиям» – прибавит еретик. – Вот в этом то и есть лукавство ваше, – «ново-израильтяне!», скажем мы. Вот это и есть одежда овчая на вас – волках лютых!... В этом – вся суть вашей ереси!...

И вот улика. Стих 23-й 67-го псалма читается: Рече Господь: от Васана возвращу. Толкование Евфимия: «Васан значит: стыд. Итак, Господь, говорит, обратив язычников от стыда идолов, в которых веровали они, привел их к Богопознанию, также обратив их от срама грехов, деланных ими без страха, привел к добродетелям». Далее. «Евсевий говорит, что сии слова изъясняются еще так, что Господь ради нас снизшел до крестного страдания, презрел стыд, как говорит Павел, а отсюда снизшел в глубину моря и так сокрушил ад, таким способом обратился, т. е. воскрес – восстализ мнимого срама страдания».

Стоит только принять во внимание наш курсив в тексте толкования и пред сознанием обрисовывается суть лжеучения о воскресении Христовом в ереси «Нового израиля», как новой фракции хлыстовства: что оно есть восстание Иисуса Христа от греха.

Итак, мы видим, что «Христос жив и доныне Он есть первенец из умерших», – разумей, грехом! «Он был и есть». – 21-е воплощение признается у еретиков, – «я се грядет вчера, сего дня и во веки тоже», – понимай, такой же, т. е. «восставший от мертвых дел». Цитаты: Откр.1:8: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который был, и есть, и грядет Вседержитель (Евр.13:8); Иисус Христос вчера и сего дня, и во веки Тот же».

«Он жив и уже больше не умирает», учит «Катехизис» и прибавляет: «Христос стал для мира невидим и несведом никому, только избранным открыто и они знают Его». Кто – мир, кто – избранные? – Это хорошо известно всем, кто соприкасался с лжеучением еретиков. Мир – и все, кто вне хлыстовского «корабля» и православные люди преимущественно; избранные – они хлысты, еретики – «Новый израиль» в особенности.

«По воскресении явился двенадцати апостолам и пятистам братьям. Некоторые и доныне живы, как говорит Павел апостол», – прописано в «Катехизисе». И опыт показал нам, что слово апостола еретики понимают не как свидетельство бытописателя своего времени, а как указание и доказательство, что доныне – именно теперь – некоторые живы. «Мы верим, утверждают в этом смысле еретики, «что вестники Божии есть и будут, и служат Ему в духе истины (sic)»... И вот – целый полк самочинных апостолов, пророков и еретиков, при самозванце лжехристе!...

И после всей этой лжи в мысли и лукавстве в слове, еретики, с свойственной им хитростью, стремятся прикрыться правым рассуждением: «верим», говорят они в заключение данной статьи Катехизиса. «О пришествии Христа на землю», «ныне совершаются слова, которые когда-то давно говорил Христос»: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу (Лк.4:18).

Святое Евангелие повествует, что Господь Иисус Христос, по прочтении сего пророчества в Назаретской синагоге, сказал Своим слушателям: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами»: «И все, замечает евангелист, свидетельствовали Ему это и дивились», прибавляет: «словам благодати, исходившим из уст Его». «Мы видим, что это совершилось: никто до сего времени не отворил темницы и те казематы, где не мало томилось людей за то, что не хотели переломить своей совести», говорят еретики в своем «Катехизисе», забывая, что не за исповедание той или другой веры раскольники и сектанты подверглись каре закона, а за преступления закона, во имя своего «упования», совершаемые ими. «Мы видим, говорят еретики, что указ от 12 декабря 1904 г. и 17 апреля 1905 г. издан именно в исполнение сказанного Спасителем – выпустить измученных на свободу. Ныне все свободны в делах веры; ныне всем нищим поведана Царская милость: до сего времени люди не видели своего невежества; теперь стало ясно и с ужасом смотрят на прошлое: ныне все мы видим исполнение воли Божией».

Священный текст, – слово Господне и свидетельство слышавших его, – еретики оставляют без внимания, сосредоточивая мысль читателя их «Катехизиса» на уверении, что теперь слово Господне исполнилось, а не тогда, «когда-то», когда говорил их христос»...

Для непосвященных в потайность ереси может представиться недоуменный вопрос: что неправого в словах «новых израильтян? – Даже могут заключить: «хорошо, что они сознают, что и теперь слово Христово исполняется, что «Господь», как говорят они, «сокрушил цепи, сковывающие душу и разум человеков»...

Дело за небольшим: нет этого, многозначительного в данном случае, и… – и смысл получается иной. А именно: что еретики Евангельское свидетельство презирают. У них иные думы. В г. Ставрополе, на Северном Кавказе, лет 7–8 назад был «пророк», который проповедовал «1-й псалом: – «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – относится ко мне; 2-й псалом: «Я помазал тебя царем над Сионом, горою святой Моей», – к императору Александру III-му; 8-й псалом: «Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земли», – к Императору Николаю II-му». Весной 1907-го года в Ставропольской епархии появился «сын Божий», крестьянин Харьковской губернии Осип Павлов Яременко, который в селе Тамбовке публично среди белого дня, стоя на подмостках, устроенных хлыстами, спрашивал народ: «за кого меня, люди, принимаете?» Он стоял с раскрытым Евангелием, как Христос Господь наш изображается на иконах. И многие хлысты отвечали: «ты – сын Божий!» И поклонились безумцу до земли. Дело было в первый день святой Пасхи. Вот о чем говорит «катехизис» в статье «О пришествии Христа на землю»!...

Психологическое явление: человек оставил Бога небесного; но, как без Бога жить невозможно, то ищет Его в творениях Божиих по земле и по небу... И заблуждается! Ибо, что есть это человекообожание у хлыстов во всех фракциях ереси, как не искание Бога, как и все религии древнего языческого мира?!

Вероучителям – слугам ереси советуем со вниманием прочитать примечание к толкованию 23-го стиха 67-го псалма в «Толковой псалтири Евфимия Зигабена», к которой они так часто обращаются в своем «Катехизисе». В этом примечании они найдут надлежащее вразумление своему суемудрию. А именно. – «Слова Феодорита: Васан, в переводе, значит: стыд; а стыд есть плод греха, от которого он – стыд – отвратит нас. Афанасия: Васан значит: горечь, т. е. огорчение. Итак, Он, Господь – говорит: из дома преогорчевающего, т. е. израильского, обращу к Себе».

Души бедные! «Ново-израильтяне! Ересью преогорчевающие Церковь Божию, обратитесь к покаянию и как блудница, взывайте Христу, истинному Богу нашему, со слезами: «Господи, помилуй нас!»

* * *

1

Примечание. Смотри толковый псалтирь, издание Киево-Печерской лавры, Ефима Зигабена.

2

По мнению иных толковников, «столпов седмь» означает семь даров Св. Духа (Пс.11:1–2) или семь соборов вселенских, или семь добродетелей.


Источник: Краткий катехизис основных начал веры Ново-Израильской общины и опровержение содержащихся в нем лжеучений / Прот. С. Никольский. - Изд. В.М. Скворцова. - Санкт-Петербург : Тип. "Колокол", 1912. - 32 с. (Народно-Миссионерская библиотечка).

Комментарии для сайта Cackle