архим. Захария (Захару)

Источник

V. Путь монашества

1. Монашество как дар Святого Духа

Познание пути Божия, которое проистекает из опыта трех периодов духовной жизни, особым образом достигается в монашестве. Испытания указанных трех периодов имеют целью окончательное утверждение верного в благодати божественного усыновления. Также монашеский подвиг ставит целью перед собой стяжание совершенства, которое Небесный Отец ожидает от чад Своего Царства. Следовательно, слово о монашестве неизбежно затрагивает вопрос христианского совершенства таким, как его открыл Христос в Своем учении и в Своей жизни.

Христианское совершенство превосходит человеческую меру. Оно не является свойством тварной природы675, но есть дар Святого Духа. Оно было явлено в человеческой природе Христа, воспринятой Им от Святой Девы. Это совершенство остается недостижимым в рамках земной жизни676. Тем не менее Христос желает, чтобы Его творение – человек – приобрел это совершенство, и поэтому дает его в качестве заповеди677.

Это совершенство есть прежде всего совершенство Божественной любви. Старец Софроний отождествляет его с «большей любовью»678 жертвы Христовой. Он останавливается вниманием на образе Христа, Который в одиночестве восходит на Голгофу и претерпевает крайние страдания, чтобы освободить людей от смерти и даровать всем вечную божественную жизнь679. Как «предельное совершенство»680 определяет Старец совершенство любви Христа, Который опрокидывает пирамиду всего тварного бытия и помещает Себя в ее вершине, оказавшейся внизу. Таким образом, Христос берет на Себя грехи всех людей и несет проклятие поразившей их смерти. Это совершенство имеет началом Крест. Оно есть совершенство «широты, и долготы, и глубины, и высоты» непостижимой любви Христовой681. Оно есть вечное Действие схождения Христова в преисподние места земли и Его восхождения превыше всех небес. Этим деянием собезначальный Отцу Единородный Сын обнял небо и землю, и преисподняя682. Схождение и восхождение Христовы являются источником всех даров Святого Духа. Эти дары небесны683. Они вводят причастных им «в меру полного возраста Христова»684.

Путь к стяжанию совершенства является тем путем, который начертал Господь Иисус. Это путь креста, путь истощания Христова. Для Старца истощание и совершенство являются вещами взаимосвязанными. Как явил Сам Христос: «Полнота истощания предваряет полноту совершенства»685. И если монашество есть не человеческая выдумка, но «третья благодать»686, то это потому что оно предоставляет человеку возможность схождения вниз – путем, который ведет к духовному совершенству.

Путь монашества ведет к трем великим добродетелям: послушанию, девству или целомудрию и нестяжанию. Через достижение этих добродетелей монах становится подражателем истощания Господня и, как следствие этого причастником Его небесного совершенства. Не всесилие Божие, но «немощное»687 и «страдающее»688. Его любви спасли мир от гордого заблуждения врага. «Поношение»689 кроткого и смиренного Христа вернули славу обесчещенному грехом человеку и восстановили любовь как «совокупность совершенства»690. Сила этого обетования заключается в смиренном духе кенотического пути, которым следует человек.

Согласно замечанию Старца, монашество является категорическим императивом человеческого духа, который вкушает от дара Духа Божия и входит в связь с огнем «большей любви» Христовой – той любви, которая приносит себя в жертву за жизнь других и принимает от них смерть691. Эта связь вызывает в сознании человека необходимость откликнуться на призыв и последовать примеру Христову.

Человек приводится Духом Святым к монашеству, потому что монашество является более подходящим путем, ведущим к уподоблению Христу. Оно есть путь подражания кенотической любви Христа, Который «претерпел крест, пренебрегши посрамление»692, и «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением»693. На этом пути господствует смиренное движение к самоуменьшению и исчезает гордое стремление к самовозвышению. Речь идет о шествии вниз, которое исцеляет человека от последствий первородного греха694.

Господь Иисус, чтобы Своей божественной кровью освятить верный народ, показал «величие могущества»695 своей смиренной любви и пострадал «вне врат»696. Также монахи, чтобы воздать свое смиренное благодарение «искупившему их Господу»697, исходят к нему за ограду этого мира. Там они несут его «поругание»698 и претерпевают позор своего духовного убожества. Благодаря этому ревностному и боголепному воздаянию, монастырь становится местом благодарения и покаяния. Он предоставляет монаху возможность упражняться в кенотическом схождении Единородного. Как схождение Христа было вольным и безгрешным, так и шествие монаха вниз должно вольно следовать примеру божественного Искупителя. Тогда монах как причастник схождения Христова становится также участником Его восхождения. Он усваивает дары Его Духа.

Это исхождение придает монашеству апокалиптический характер и ставит его в эсхатологическую перспективу. Оно создает благоприятные условия для освобождения монаха от множества житейских попечений и вдохновляет его на неуклонное посвящение себя деланию заповедей Христовых. Монашеский образ жизни представляется как подражание и «сведение ангельского мира на землю»699. Монашество служит единственно воле Божией. Согласно слову Апостола: «Проходит образ мира сего»700, то есть неизменную ценность имеет только исполнение заповедей Божиих701. Это исполнение и оправдывает монаха.

Цель и смысл монашества для старца Софрония есть предельно возможное исполнение евангельских заповедей, которые должны стать для верного «единственным вечным законом всего его бытия»702. Это состояние запечатлевается совершенством даров Духа и «большей любви», которые свидетельствуют об уподоблении Христу наиболее полным образом703.

Таким образом, путь монашества является даром Святого Духа. Этот путь представляет собой образ жизни, благоугодный Богу704. Монашеская жизнь является жертвоприношением Богу, которое прославляет Его имя и человеколюбие. Она привлекает Божественную благодать, которая очищает сердце и приуготовляет его к принятию Святой Троицы. На этом пути, в результате плодотворного исполнения монашеских обетовании, монах испытывает, как мы увидим ниже, адамово расширение, которое делает его истинной ипостасью и носителем всего бытия705 – Божественного и человеческого. Таким образом, человек становится всемирным, и его всемирность запечатлевается приобретением молитвы «за всего Адама как за самого себя»706.

Главным образом через подвиг монашеского послушания монах учится принимать волю и жизнь своих сподвижников. Он молится, нося в своем сердце жизнь всей братии. Он переходит из «я» в «мы» всего человечества. Он переживает его страдания и вечное предназначение как свой личный вопрос. Таким образом, монашество становится духовным местом, в котором человек может принять посвящение в ипостасный способ существования. Нося в себе небольшую общину, он в конце концов достигает уподобления Христу – становится способным, подобно Ему, обнять все человечество в пространстве и времени707.

2. Исполнение монашеских обетов как исцеление от изменений, возникших в результате первородного греха

Монашество является духовным даром. Благодаря этому дару, человек становится способным следовать примеру Господа и подражать Ангельскому жительству. Крайнее смирение, на которое вдохновляет образ Христов, а также непреодолимое стремление к Богу, которое взращивается монашеским жительством, привлекает к человеку божественную благодать, благодаря которой он становится бесстрастным и сверх-космическим, по подобию Христову.

В раю человек находился в общении с Богом, и Бог был для него жизнью и защитой. С преслушанием и грехопадением это живоносное соединение с Богом прервалось, и в жизнь человека вошла смерть со всеми ее последствиями. Так человек утратил защиту и поддержку, которую имел в жизнедавце Боге. Тогда из страха и беспокойства за свою жизнь он нашел свой собственный способ жизни, основанный на тварных природных силах. Если ранее, соблюдая заповедь Божию, он наслаждался всеми благами и жил в нетлении, то после преслушания, желая защититься от угрозы смерти, он начал прибегать к следующим трем суррогатам или псевдоопорам, которые отчуждают его от жизни в Боге708:

а) вера в логическое рассуждение и собственную волю;

б) плотское родство и чувственные удовольствия;

в) стяжание материальных благ.

Вера в логическое рассуждение и собственную волю подвергает человека первому изменению, в следствие которого тот впадает в дьявольское заблуждение самообожения. В результате между Богом и человеком возводится стена. Через плотское сожительство и чувственные наслаждения человек облекается в кожаные одежды709 и подвергается второму изменению. В результате его жизнь становится смертью, то есть жизнью, которую характеризуют себялюбие и мертвенность духа. Наконец, через попытку стяжать «много добра... на многие годы»710, и почувствовать тем самым себя в безопасности, человек подвергается третьему изменению, которое совершенно затмевает его ум и очерствляет сердце. Так он предается суете и бессмыслию идолопоклонства.

Попадание в водоворот этих трех изменений отрицательно располагает сознание человека в его отношении с Богом, ближним и миром. В своем отношении с Богом он предпочитает себя. В отношении с ближним он находится во власти страсти любоначалия, а в отношении с материальным миром предается безумию любостяжания.

Монашество направлено на исправление этих трех изменений и на восстановление человека в неложном ипостасном способе существования. Данная цель достигается через исполнение трех монашеских обетов:

а) послушания;

б) девства или целомудрия;

в) нестяжания.

Особую важность имеет послушание, потому что из него черпают силы и прочие обеты711.

Послушание

Главным условием и основой монашества является послушание. Послушание развивается и как результат человеческого подвига, и прежде всего как Божий дар712. Согласно старцу Софронию, послушание в некотором смысле является священным таинством, которое раскрывается только под действием Святого Духа. Это есть таинство Церкви. Жизнь, к которой оно возводит человека, неописуема и неуразумеваема713.

Первым, кто показал образец и пример совершенного послушания, был Христос. Он пришел в мир «во имя Отца», а не «во имя Свое»714, что скрывало бы в себе дьявольское самообожение715. Он научил нас, что заповедь Отца есть жизнь вечная716. Он вольно принял717 и безгрешно исполнил718 эту заповедь, как мы знаем это из Священного Писания. Несмотря на то, что Его как единородного Сына всегда сопровождали благоволение Отца и сила Святого Духа, ради нашего спасения Он оказал совершенное и безоговорочное послушание воле Своего Отца, вплоть до смерти и крестного позора719. Однако праведный Бог не оставил Своего Святого Отрока «увидеть тление»720. Он воскресил Его и поставил Начальником жизни и Спасителем мира721. Своим послушанием Христос, Новый Адам, дал новый закон жизни и стал здоровым корнем для «нового» человечества722.

Когда монах оказывает послушание, он подражает Христу. Он помещает себя на путь воли Господней. Однако он может принять подвиг послушания, только если душевно здоров. Душевное же здоровье обнаруживается в том, что человек осознает свою недостаточность для познания великой и совершенной воли Божией. Когда он следует мудрому назиданию Священного Писания: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе»,723 а также соблюдает главное правило монашеского подвига: «Не доверяй себе». Поэтому он прибегает к духовному отцу, веря, что тому яснее дано знать волю Божию724. Таким образом, монах признает, что истинный Бог есть Бог Отцов. Благодаря этому он преодолевает состояние «человека с двоящимися мыслями»725, который не может найти постоянного пути в жизни. Имея подобное смиренное расположение, он становится «благонадежным», чтобы возложить руку свою на спасительный «плуг»726 послушания.

Когда монах с подобным смиренным расположением взыскует волю Божию, он готов принять «первое слово»727 своего духовника как исходящее из уст Господа, во имя Которого он спрашивает. Он постепенно приобретает познание Божией воли и становится способным различать вражеские помыслы728. Это различение необходимо для отражения всякого заблуждения, потому что воля Божия в этом мире проявляется в образах, похожих на те, в которых человеческому уму навязывается как человеческая, так и демоническая воля729. Здесь необходимо подчеркнуть, что послушание, как и всякая иная христианская добродетель, чтобы иметь вечную ценность перед Богом должно быть деянием свободным и вольным.

Послушание означает свободное отвержение человеческой воли и разумения и передачу своего логического рассуждения во власть другого человека – старца, духовника. Несмотря на то, что человек был создан свободным по образу Божиему, через преслушание его воля исказилась и его ум помрачился.

Вместо того чтобы желать и помышлять горнее, он желает и помышляет дольнее. Он прилепляется к вещам и ценностям мира, которые бесполезны730 для его души.

Свободная воля человека вместе с умом являются драгоценными природными дарованиями731. В послушании, таким образом, человек приносит их Богу как самую благоугодную жертву. В качестве воздаяния он получает сверхприродный дар ведения великой воли Божией. Через свободный подвиг послушания он порабощает себя по примеру Сына Божия, и за это порабощение ему даруется свобода чад Божиих. Поучение в послушании имеет целью ввести человека в поток животворящей и спасительной воли Божией732. Это вхождение уподобляет его Христу733 и ведет к совершенству христианской жизни, к стяжанию Святого Духа734.

Благодаря этому раскалывается скорлупа его индивидуализма и расширяется его бытие. Он совершенствуется в любви и обретает гармоничную и совершенную связь с Богом и отношения с братом735. Вначале он подвизается принять в себя волю старца и своих братьев сподвижников. Продвигаясь в познании Божией воли, он расширяет свою ипостась и вмещает в себя жизнь всего мира, который охватывается его молитвой. Даже в малом он отвергается своей воли. Он отрицается своего перстного и разорванного ума и принимает как дар премудрость и божественную всемирность Христа. С этой точки зрения послушание есть таинство Церкви, которое творит ипостаси, обладающие истинной всемирностью. Духовник соответственно становится «соработником у Бога»736 в священном творении богов «для вечности во Свете нетварном»737.

Распиная свой ум и волю в практиковании послушания, монах избавляется от опоры и подстраховки своей жизни, с помощью которых он надеялся противостоять смерти. Через послушание во имя Божие он концентрирует свой дух в слове и заповеди, которые ему даются. Таким образом, не заботясь о чем-либо преходящем, он обращается своим неотвлеченным умом к молитве. Не имея опоры в самом себе, он полагает все свое упование на Бога, «воскрешающего мертвых»738. Он освобождается от всего тварного и достигает чистоты ума739.

Чистота ума есть драгоценный плод послушания. Также она является необходимой предпосылкой чистой молитвы, с помощью которой восстанавливается первоначальное живое общение творения с Творцом и осуществляется его поставление лицом к Лицу перед Безначальным.

Из сказанного выше становится ясным, что послушание кардинально отличается от слепого подчинения и превосходит его так, как небо превосходит землю. Подчинение бывает вышестоящей человеческой воле и ради человеческих интересов. Подчинение поставляет человека в зависимость от безличностного правила, закона, устава, управления. Оно навязывает общее вместо частного, большинство вместо индивидуума740. Напротив, послушание выделяет человека как личность. Послушание есть свободное деяние веры в Бога и осуществляется всегда в Его имя741.

Наиболее совершенный образ послушания, в котором человеку даруется полнота ипостасного начала, как замечает старец Софроний, проявляется тогда, когда человеческий дух бывает движим заповедью «большей любви» Христовой742. Тогда человек получает дар богословия как духовного состояния, а также становится причастником откровения. Такого рода послушание есть исполнение всех заповедей одним разом и средство, с помощью которого человек способен усвоить живую традицию743.

Отсекая свою волю и отвергаясь своего рассуждения, монах не теряет своей личности и не уничижает себя744, как рассматривается сей акт в миру. Напротив, он преодолевает пределы своей тварной природы и становится истинной ипостасью. Он становится носителем божественной жизни и всего человечества745.

Девство и целомудрие

Девство или целомудрие есть второе условие монашества. Его догматическим основанием служит жизнь Иисуса Христа, по образу которой оно и осуществляется. Наиболее возвышенным видом девства является девство духовное. Такого рода девство требует по возможности совершенного исполнения первой заповеди любви, а также чистоты ума. По этой причине состояние духовного девства предполагает послушание. Без послушания оно недостижимо746.

Христос родился «от Духа Свята и Марии Девы». Его рождению не предшествовало чувственное наслаждение, следствием которого, согласно древнему закону жизни после грехопадения, является смерть. Также Христос никогда в Своей жизни не опирался на кровное родство, но был снедаем ревностью дома Отца Своего. Он принес человеческое родство в жертву Своему небесному отечеству.

Монах, следуя через послушание примеру Господа, достигает состояния смирения и привлекает к себе благодать Божию, которая очищает его ум. Эта чистота является необходимой предпосылкой для духовного девства. На это указывает и слово Христово747. Также благодать вызывает умиление от любви Христовой. Чистота ума и умиление от любви Христовой заставляют дух монаха стремиться к духовному девству.

Эти два действия не допускают плотских наслаждений или удовольствий. Они вдохновляют на абсолютное воздержание и уводят неким инстинктивным образом душу монаха от всякого помысла или действия, которые не соответствуют божественной любви748. Они порождают неудержимое стремление к Богу и неутолимую жажду быть с Ним749. В таком состоянии монах желает с благодарностью ответить на любовь Господа. Он жил на земле в девстве, так и монах стремится подражать Его примеру750. Он разрывает все свои естественные узы и, свободный от всякого попечения, взыскует лишь присутствия Бога любви.

Согласно великому апостолу Павлу, такая жизнь имеет в качестве единственного попечения совершенное угождение Господу. Эта цель достигается монахом через удаление от попечений и принесение своего тела в качестве «жертвы живой, святой, благоугодной Богу»751. Следуя подобному образу жизни, монах избегает всякого компромисса с законом тления и смерти, которые вошли в жизнь через удовольствие преслушания, но преображает всякое свое действие в духовную силу, с тем чтобы непрестанно удерживать свой дух в Духе Божием. Духовное девство становится высоким деланием и искусством, если имеет в качестве главной аксиомы хранение ума. Самое важное правило в связанной с этим брани состоит в том, чтобы ум не предавался страстным образам и помышлениям752.

Живое присутствие Божие постепенно разрушает «кожные одежды» и дарует монаху возрождение в непоколебимом Царстве ипостасных и «совершенных» духов. Оно отсекает псевдоопору плотского родства, побеждая этим смерть ипостаси. Если монах пребывает в присутствии Божием, он проникается вечной жизнью и становится храмом Божества.

Нестяжание

Третьим условием монашеской жизни является нестяжание. Оно есть естественное следствие, а также дополнение послушания и девства. Исполнение всех трех условий имеет целью достижение чистой молитвы и совершенного уподобления Христу Сыну Божию753.

Христос на земле не имел никакой материальной опоры. Не имея «где приклонить голову»754, Он делом и словом учил «искать прежде Царство Божие»755 и «не заботиться о завтрашнем дне»756. Он научил нас, что наше сердце пребывает там, где находится наше сокровище757.

Нестяжание черпает силы из послушания. Монах, подвизаясь в послушании с целью благоугодить Богу, научается отвергаться своей души, тела и всего иного, что имеет в своей жизни драгоценного. Благодаря этому дух его освобождается от самого желания обладать материальными вещами758. Он практикует духовное нестяжательство, которое состоит во взыскании лишь Царствия Божия и в пренебрежении всяким «попечением о плоти»759. Так он исцеляется от отчуждения, вызванного любостяжательством, и побеждает те искушения, когда стяжания служат ложной опорой в жизни. Он богатеет «в Бога»760 и сохраняет свою душу «в жизнь вечную»761. Он становится «ничего не имеющим, но всем обладающим»762.

Монашество, таким образом, предоставляет человеку возможность уподобления Христу в смирении и крестном восхождении, без опасности погибнуть. Насколько более глубоко вниз сходит монах в делании послушания и покаяния, настолько более высоко восходит он с помощью благодати Христа, Который указал этот путь.

Все ученики Христовы, водимые Духом Святым, шествуют вниз, к основанию опрокинутой пирамиды, чтобы соединиться со Христом763. Именно на это схождение и соединение со Христом устремлено монашеское жительство. Монах подчиняет себя «всякому человеческому начальству, для Господа»764. Достигая вершины перевернутой пирамиды, он получает в качестве дара состояние Самого Христа. То есть он принимает в себя весь человеческий род и предстательствует о нем. Этот дар расширения человека до бесконечных размеров является мздой монашеского призвания тем, кто с ревностью на него откликается. Этот дар делает человека истинной ипостасью, подобной ипостаси Нового Адама – Христа.

Указанный путь вначале может показаться эгоистичным, и до определенной степени эта оценка справедлива. Но человек прежде имеет необходимость исцелиться. Кроме того, он знает, что Христос не может стать «служителем греха»765. Когда монах подвизается законным образом и проявляет Богу свою верность, доказывающую, что он не является «псом»766, тогда Бог принимает его как сына и доверяет ему Свою святыню – все богатство Своей вечной жизни. Христос через человека сходит на землю и становится служителем мира в деле его спасения. В этом заключается драгоценное служение, которое приносит миру монах.

Монах не обладает литургическим священством. Однако, благодаря смиреной жизни покаяния, он священнодействует в себе собственное спасение и через молитву за весь мир становится причастником царского священства Христова, спасающего всего Адама.

Те искажения или псевдоопоры, которые возникли в результате грехопадения Адама, стали законом, определяющим отношения между людьми. Они получили свое нравственное оправдание и даже приобрели ценность в глазах людей. Тем не менее они не свидетельствуют ни о чем другом, кроме любви к миру и плоти. Священное Писание говорит, что такая любовь является «враждой»767 к Богу и что ее помышления – мерзость пред Ним768. Отсюда становится понятным, почему, когда кто-нибудь вступает на путь монашества, тогда подвигаются основания земли. Ибо тем самым человек вступает в конфликт с космическими законами, состоянием и логикой мира сего. Когда же с помощью благодати Божией человек переступает через них и направляется к Господу путем монашества, тогда он, подобно Христу, побеждает мир. Тогда он приобретает сверхмирность и получает неизреченные дары Святого Духа, которые возвещают его бессмертную ипостась в лоне Отца и Сына, и Святого Духа.

3. Духовное отцовство как служение примирения человека с Богом

В аскетической теории и практике старца Софрония духовное отцовство связано с таинством слова Божия, принимаемого сердцем человека через молитву769. Пророк Исаия говорит, что когда какой-либо глагол исходит из уст Божиих, он не имеет покоя и не возвращается пустым, не совершив вначале своего дела770. Также он говорит, что этот глагол является горящим углем, который освящает и очищает тех, к которым прикасается771. Подобное пророческое служение Божия слова осуществляется духовными отцами Церкви Христовой. Ими являются те, кто страхом Божиим неуклонно пребывает в предвечном потоке воли Божией. Они удостаиваются слышать кроткий глас Христов и бывают послушными Ему со смирением772 и рассуждением, превозмогая свою душевность, даже когда она сопротивляется этому. Они становятся носителями слова Божия, передающими его для назидания народа в вере и тем самым наполняющими сердца слушающих благодатью773. Это живое слово способствует духовному возрождению верных.

В Ветхом Завете Христос был предвозвещен как «отец будущего века»774. Будучи из неисповедимого «рода»775, Он пришел и «говорил нам» животворящие «глаголы» Своего Отца776. Более того, «как овца, веден Он был на заклание»777, и Своей кровью приобрел «народ особенный»778 и новый. Домостроительство Его смиренного нисхождения ниже всякого творения, и восхождения «превыше всех небес»779 наполнило все творческим действием Его присутствия. Ничто в тварном мире не является «сокровенным»780 перед Его очами. Своим живым словом Он посеял «нетленное семя»781 и благодатью Своего Духа дал людям дар усыновления, то есть родил Церковь и сотворил верных чадами Своего воскресения и «некоторым начатком в Его создании»782. Полнота Его пути и дела сделала Его родоначальником и отцом нового народа, который «ожидает»783 Его как «спасителя всех человеков, а наипаче верных»784.

Чтобы исправить несправедливость неравенства, которое вошло в человеческую жизнь после грехопадения, Христос перевернул пирамиду бытия мира и поместил Себя у ее вершины. Он понес грехи и немощи всего мира и восстановил истинную справедливость, которая заключается в непреложной оценке духа и совести человека785. Он равно ценит всех, дал одинаковые заповеди и Свой уникальный пример. Никому не закрыт «восход до последних степеней»786 совершенства.

Как мы уже говорили, великая ценность монашества состоит в смиренном пути, по которому оно следует, пути вниз, к вершине опрокинутой пирамиды. Насколько монах в своем восхождении приближается ко Христу, настолько он становится причастником Его духовного отцовства.

Монашество является прежде всего даром смирения и возделывается в подвиге послушания. Послушание направлено главным образом на сердце человека и имеет свойство раскрывать глубины сердца – начала и центра ипостаси человека787. Именно здесь находится «место», в которое сеется нетленное семя слова Божия и в котором плодоносит поучение в заповедях Христовых. Как утверждает Старец, Бог «благоволит к сокрушенным сердцам»788. Это благоволение сообщает им познание таинств небесного Царства789. Последнее необходимо для духовного отца, чтобы тот имел ясное различие между тварными вещами и нетварными дарами Божиими, и в свете последних оценивал с рассуждением и точностью всякое проявление жизни, возводя его до духовного уровня. Это познание должно быть по возможности наиболее полным и покрывать все стадии духовных состояний, о которых духовник дерзает учить других790.

Старец, с воодушевлением и восхищением говоря о служении духовника, подчеркивает, что оно «и страшно, и увлекательно; болезненно, но вдохновляюще»791. Оно является бесценным даром и призывом к более совершенному созиданию, с тем чтобы духовник стал соработником Божиим в сотворении бессмертных богов792, вводя их в «вечность во Свете нетварном»793.

Духовник имеет сердце, утонченное в подвиге покаяния, и постоянное предстательство перед Богом. Его ум движется одновременно вглубь, ввысь и вширь пути Господня. Его духу открывается «мир неописуемого величия: и мрачные глубины ада, и светоносные сферы небес»794. Познание этого пути придает его жизни постоянство и глубокий мир. Тем не менее, чтобы быть в состоянии улавливать «ритм внутреннего мира всех»795 приходящих к нему, он должен непрестанно прибегать к Богу с болезнующим сердцем, горячо просить познания Его святой воли и слова, способного выразить эту волю, с тем чтобы принести пользу и передать вдохновение своим братьям. Даже во время собеседования с людьми он имеет слух ума, направленный к сердцу, чтобы улавливать «перст Божий»796 – первую мысль, которая рождается там.

Пророческое служение духовника, заключающееся в том чтобы с помощью молитвы покаяния следовать воле Божией и возвещать эту волю своим братьям, встречает множество преград. Слово, которое приходит в молитве, дается свыше. Оно обнаруживает «вечные сферы безначального Духа»797, которые по своей природе неописуемы. Это слово содержит в себе благодать Святого Духа. При этом оно направлено «душевным» людям, которые отвергают исходящее от Духа Божия, считая это «безумием»798. Чтобы слово Божие обновило человека, а не «раздавило его»799, принимающий слово должен быть готов к жертвам. Это слово является даром любви Божией: оно призывает принять эту любовь. Последняя рождает в человеке «целую гамму различных мучений духа»800. Эти духовные мучения являются метафизическими и продолжаются в вечности. Поэтому, когда духовник убеждается, что его ученик «душевен» и не имеет решимости самоотречения для вступления в брань, он не испрашивает слова в молитве, но по снисхождению говорит от своего собственного человеческого опыта. Он жалеет человека и избегает того, чтобы ввести его в тяжелый грех богоборчества801.

Даже когда христианин оказывает духовнику доверие и принимает его как «пророка во имя пророка»802, служение духовника не является простым. Он не может успокоиться на предыдущих успехах и познании. Он имеет нужду в непосредственном руководстве Духом Святым для каждого человека и в каждом отдельном случае. Духовник является прежде всего домостроителем слова Божия. Однако слово, подаваемое свыше, не является словом «человеческим»803. Оно превосходит меру человека и поэтому кажется «жестоким»804. Оно открывает сферу вечного Света и одновременно доставляет совершенное самопознание. Это слово вызывает «землетрясение»805 и «разделяет»806 человека «мечом духовным»807. Оно сокрушает сердце человека невыносимым стыдом за его убожество, но также вдохновляет его переживать «все, что противится... слову Христа»808 как присутствие в нас смерти. Если он с решимостью претерпит последствия и болезни этой брани и очистится от тленности ветхого человека, тогда в нем «неприметным образом»809 возрастает присутствие Божие810, как «веяние тихого ветра»811. Этот «ветер» есть смиренная любовь Христова, которая освобождает падших и открывает им Царство Небесного Отца.

Духовник борется за то, чтобы нести обращающимся к нему слово Божие. Это слово является семенем вечной жизни. Будучи принятым, как было отмечено выше, оно пронзает, подобно мечу, сердце и не дает ему покоя, пока не возродит всего человека и не сотворит его достойным Царства Небесного. Разделение и напряжение, которые вызывает слово Божие, духовник никоим образом не должен успокаивать или уменьшать. Напротив, согласно аскетическому пониманию Старца, он должен доводить их до наивысшей степени и приводить тем самым ученика к «порогу смерти»812, так чтобы в нем был умерщвлен ветхий человек тления и смерти. Духовник берет на себя это страшное и опасное предприятие в меру своей рассудительности и силы молитвы, которую он приносит за своих учеников. С этой целью он использует два метода: отрицательный и положительный.

Согласно отрицательному методу, духовник мудро и тонко стремится предохранить ученика от тщеславия из-за данных тому дарований, потому что тщеславие делает глубины сердца – «место духовной молитвы»813 – холодным камнем. Он показывает ученику его недостатки и отрицательные стороны. Так ум и сердце ученика смиряются, тогда как его стремление к более глубокому духовному познанию оживляется814. Безусловно, наибольшее значение в этом деле имеет действие благодати, которым сопровождается руководство духовника, а не красноречие последнего. Слово духовника, чтобы передать духовное дарование, должно исходить из опытного сердца, которое любит народ и, исполненное глубоким милосердием, молится за него815. Этот метод применяли все Пророки, особенно же святой Иоанн Предтеча. Он называл своих учеников «порождениями ехидниными» и при этом, как утверждает Евангелист, подобными словами он «благовествовал народу, поучая его»816. Тот же метод подразумевает великий Павел, когда говорит: «Кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?»817. Суровые слова Господа Иисуса и Его учеников имеют целью сокрушить крепости, которые возводит человеческое высокомерие. Они располагают учеников со смирением учиться у кроткого и смиренного Господа.

Положительный метод является еще более трудным, более высоким и творческим. Он предполагает, что духовник знает аскетическую жизнь не только на стадии делания, но и на стадии созерцания. Это созерцание является плодом «большей любви» Христовой, которую его служитель усвоил и подвизается за то, чтобы сообщить ее и своим ученикам. Созерцание, которое проистекает из этой любви, способствует тому, что все делается во славу Божию и во благо человека.

Духовник, осуществив с помощью личного покаяния схождение к вершине опрокинутой пирамиды, соединяется со Христом и становится причастником Его состояния. Христос во время Своей земной жизни переживал одновременно «недостижимую для нас полноту и страдания, и торжества победы; и смерть, и неотъемлемую от Него Божественную славу»818. Так и служитель Христов становится способным всегда «радоваться с радующимися и плакать с плачущими»819. Христос принял человеческую смерть и потребил ее своей Божественной жизнью. Аналогичным способом и духовник, полагая в основание общение благодати Христовой, принимает смерть своих братьев и возводит их на высоту Божественной жизни820, «причастником»821 которой он сам стал.

Познав путь к вершине опрокинутой пирамиды, духовник переходит из «ветхого мировоззрения», измышленного дьяволом «в пароксизме гордости»822, к новому подходу в обратной евангельской перспективе. Эту перспективу открыл Господь Своим примером и Своим словом, которое превозносит «убогое»823 и отвращается «высокого»824. В этой перспективе Христос находится в центре всего тварного бытия и несет в Себе полноту Божества. Как в случае обратной перспективы в иконе, изображаемое лицо или событие является центром, к которому сходится все, так и в указанной выше перспективе Христос становится точкой, к которой сходятся все помышления и желания человека. В свете этой перспективы становится понятным, что «будут последние первыми и первые последними»825 и что «ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»826, а также что телесная смерть не затрагивает души827.

В своем служении духовник пытается передать верным ведение в сей обратной перспективе, ибо она одна способна вдохновить на покаяние и преобразить их сердца согласно духу, который господствует у основания опрокинутой пирамиды. Тогда верные с решимостью сходят вниз, и Христос становится центром их жизни. Как в традиции православной иконописи иконописец остается безымянным, так и духовник, хотя и стремится со всею ревностью привести в непорочности828 души людей ко Христу, сам, подобно Иоанну Крестителю, освободившись от власти любоначалия, радуется, видя верных растущими, а себя умаляющимся829.

По сути, духовник осуществляет апостольское служение. Он подражает апостолу Павлу и проповедует исключительно «Христа распятого»830, с тем чтобы люди познали Его как «Божию силу и Божию премудрость»831. Христиане, следуя примеру распятого Бога, «непорочного и чистого агнца»832, Который несет на Себе тяжесть опрокинутой пирамиды, предпочитают «лучше оставаться обиженными»833, потому что несправедливо страдать «за Христа»834 «угодно Богу»835. Духовник, постоянно представляя своим ученикам видение в обратной евангельской перспективе, оживляет в них дар Божий и ревность носить на своем теле «язвы Господа Иисуса»836, а также претерпевать злострадания ради Того, Кто «прежде возлюбил нас»837 и предал Себя за нас838. Эта теория может привести послушников к совершенному рвению и воодушевлению, так что единственной целью их жизни становится желание, чтобы Христос возвеличился их «жизнью ли то, или смертью»839.

Другими словами, в перспективе опрокинутой пирамиды, как утверждает Старец, истинной и непреложной на все века победой является та победа, которая завоевана «поражением»840 доброго Пастыря. Причастниками и наследниками этой победы становятся те, кто следует по Его стопам и в своих злостраданиях остается верным Его любви. В них пребывает «дух славы, дух Божий»841, и они приносят неувядаемые плоды842.

Жизнь духовника, который пребывает в напряженном плаче покаяния, богата благодатью и страданиями. Как Христос «охватил... в едином вечном Акте и Небо, и Землю, и Преисподнюю»843, так и Его слуга через повторяющийся круговорот отъятий благодати и восхождений непреложно и непрестанно носит в своем сердце «и царство, и ад»844. Его восприятие утончается, и его сердце становится, как обычно говорил Старец, подобным радару, который за один раз измеряет землю. Более того, Старец считал это состояние признаком того, что человек приближается к уподоблению Христу845.

Таким образом, духовник, имея состояние Христово, в общении с верными становится для них дверью в вечную жизнь. Как Господь Вседержитель, хотя и говорил человеческими словами, открывал вечность Своего абсолютного Бытия846, так и Его служитель произносит обыкновенные слова, но при этом передает благодать и становится причиной возрождения своих собратьев.

Ведая путь Господень, а также множество искушений, которые встречаются на нем, пока не будет достигнута божественная любовь, духовник становится источником вдохновения для своих учеников. Будучи обладателем всецелого духовного ведения, он укрепляет и воодушевляет верных на то, чтобы они стали причастниками страданий Христовых и тем самым познали экзистенциально величие «Божиего замысла о нас»847. Своим словом, молитвой и примером он подвизается за то, чтобы ввести всякого человека туда, где царствует мир Христов848. С терпением и любовью он заботится о тех, которых ему доверил Промысел Всевышнего, так чтобы в них изобразился и восстановился образ Христов, почерневший в результате грехопадения. Он несет их немощи, отождествляется с их жизнью. Сам он, «обложенный немощью»849, приносит покаяние за самого себя и за других. В этом покаянии он уподобляется Христу, Который принял на Себя грех всего мира. Служение духовника в настоящем веке – веке, отвергающем смиренный дух Христов, – является чрезвычайно тяжелым и никогда не достигает желаемого результата. Поэтому и Старец говорил, что без непрестанной и настойчивой сердечной молитвы, которая испрашивала бы у Бога слова и благословение, это духовное служение является тщетным. Оно превращается в «полуслепую» мирскую деятельность850.

Нося в себе блаженство как результат познания пути Христова, духовник становится орудием Божием, возводящим жизнь человека из ада страстей851 в истинную христианскую жизнь и духовную свободу. Он сражается со смертью, которая захватила человеческое естество. Еще более он претерпевает скорби, которые происходят от духовного дальтонизма страстного человека и искаженной человеческой природы852. Он пребывает во власти единственной мысли: как исцелить человека853. Он пытается распознать причины злостраданий, а также степень духовной мертвенности, возникших в результате неведения человеком Бога, чтобы через надежду на Бога злострадания и скорби были осенены божественной благодатью и отошли в сознании человека на второй план854. Скорби всей земли сходятся в сердце духовника и рождают горячую молитву со слезами. В этой молитве он приносит Богу вопль всех немощных и скорбящих людей. Ощутив – опять же в сердце – преложение скорби в покой и радость, он принимает это как неложный знак того, что его молитва достигла Духа Господа Саваофа и будет иметь благоприятное действие855. Духовник приносит свое священное служение «малым» и несчастным людям совершенно безвозмездно. Он не посягает на их свободу, но ожидает исключительно будущего воздаяния856.

Духовник есть образ «пастыря доброго»: в «наибольшей любви» он полагает душу за овцы857. Чтобы стяжать сию любовь и совершить богоугодно свое дело, он должен пройти через огнь страха Божия путем покаяния, «сокрушающего кости»858. Только тогда божественная любовь поселяется в его душе, а вместе с ней – божественный страх совершенных. Эта любовь является драгоценной жемчужиной, неимеющей себе цены. Человек боится потерять полученное сокровище. Этот страх является хранителем любви, и любовь, благодаря сему страху, расширяется до своей полноты. Когда великая любовь Христова посещает сердце и просвещает ум, дух человека расширяется и «объемлет всю тварь великим состраданием любви»859. Это, несомненно, свидетельствует о соединении человека с Богом любви.

Молитва покаяния, соединенная с самовозненавидением, отрывает дух человека от всего тварного и переносит его «в светоносную беспредельность, неописуемую бездну», где «все становится Любовью Бога»860. Душа предпочитает оставаться на этом празднике божественной любви. Однако любовь ко Христу неразрывно соединена с любовью к человеку – ибо любовь к человеку была причиной истощания Сына Божия. Поэтому духовник вынужден пребывать в умеренном состоянии благодати, чтобы иметь возможность действовать в условиях настоящего мира и принимать в свое сердце трудности и страдания своих братьев861. Он претерпевает апостольское истощание, описываемое апостолом Павлом, «истощая себя за души»862 христиан. Пастырь постоянно пребывает в брани и раздвоении между желанием предаться любви Божией и необходимостью служить народу Божиему.

Духовник лучше других знает, что в мире нет ничего более ценного, чем познание истинного Бога – познание, которое приобретается в покаянии и упражнении в священном безмолвии. При этом, однако, он не может не знать заповеди Господней: «Идите, научите все народы...»863 Он абсолютно убежден, что «одно только нужно»864, однако от любви к людям его душа не находит себе покоя: «Быть может, хоть одна душа спасется»865. Для исполнения Промысла Божия необходимо сохранить сокровище познанного таинства божественной любви и передать тем «верным людям, которые были бы способны и других научить»866.

Как мы уже говорили, в монашестве и особенно в подвиге послушания, монах постепенно навыкает носить в себе жизнь братии и в конце концов жизнь всего мира. Подобным образом и духовник, исполняя свое служение, вводится в ипостасный образ существования. Он уже не живет для себя, но молится и заботится о всех людях, и его молитва охватывает все возможные состояния жизни: положительные и отрицательные. Он принимает в себя трагедию мира и охватывается «дыханием смерти, поразившей человеческий род»867. В своей брани, направленной на то, чтобы освободить немощных от их страстей, он переживает эти страсти как свои личные, зачастую впервые в своей жизни. Он приносит покаяние за самого себя и за грехи всех тех, которых ему доверил Бог. Его молитва расширяется и приобретает всемирные измерения. Его покаяние уподобляется жертве, принесенной Христом за грехи всего мира868.

Ипостасное покаяние и молитва духовника встречаются один на один с драмой человеческого греха, как она началась в раю, какие последствия имела после, и как завершилась благодатью покаяния, которую Христос дал Своим воскресением. Она началась, как говорит Старец, с малодушия Евы и дерзости Адама. Затем усугубилась братоубийством и разрывом единого всего человечества. И в конце концов была побеждена «поражением Пастыря»869.

В результате распада человеческой природы как следствия грехопадения, люди перестали видеть самих себя в других людях и различать свое единство «в общей жизни»870. В своей молитве о людях духовник ощущает душевное и духовное состояние тех, о которых он молится Богу. Он переживает духовную радость «немногих», чаще же душевное опустошение «многих»871. Благодаря болезненному опыту состояний и несчастий людей, которым он служит, он принимает в себя все человечество всех веков. В своем покаянии он становится причастником состояния Христова и одновременно познает первоначальную идею Создателя о человеке. Затем, во время своего служения как духовника, он открывает разительный контраст и драму человека, несущего последствия грехопадения и страстей. Это откровение превосходит его силы. Он встает перед дилеммой: принять это трагическое зрелище психологически и естественной логикой, подобно слугам мира сего, и таким образом выжить, не будучи совершенно сокрушенным болью, которая царит везде, или, как говорит Старец: «пойти дальше»872. Это «дальше» недоступно человеку, если он ранее не был укреплен совершенной верой и благодатью покаяния. Согласно тому же слову Старца, это «дальше» означает, что духовник должен последовать за Христом в Гефсиманский сад и подняться на Голгофу: «чтобы вместе с Ним, Его силою жить трагедию мира, как свою личную»873; или, как упоминает Старец во многих местах, испить чашу Христову874, чтобы его собственное духовное служение слилось с искупительным делом Господа в примирении мира с Богом.

Так духовник в своем служении разрывает замкнутый круг своего индивидуализма, расширяется и начинает нести в себе жизнь всего человеческого рода, а также всю историю человека с Богом. Как замечает Старец, он «выходит на просторы «ипостасной» формы бытия, становясь победителем смерти, причастником божественной беспредельности»875.

Духовное отцовство, являясь путем к ипостасному и досточудному образу существования, сопровождается превышающей человеческие силы бранью. Без силы Божией человек мал и со страхом идет вслед за Христом на Голгофу. Служение духовника усложняется массовым отступлением наших дней, которые Старец отождествлял с «временем и властью тьмы»876. Его служению противостоит также и немощь тела, которое слабеет и порывается последовать инстинкту самосохранения, желая закрыть глаза на зрелище страданий и бесконечных скорбей людей. Тем не менее кто стал причастником Духа Христова, не может избежать встречи с океаном человеческого горя877. Как с помощью благодати покаяния он обнаружил, что принадлежит великому телу всечеловечества и неразрывно соединен с его судьбами, так и теперь, чтобы следовать «далее», он открывается еще большим духовным страданиям и с более глубокой молитвой обнимает все страждущее человечество. Он соучаствует в Гефсиманской молитве Господа, Который дал нам пример.

Благодаря напряженному плачу «вдруг, неожиданно, ненамеренно»878 происходит расширение его души и ее онтологическое вхождение в суть греха, который состоит в отпадении от Света Лица Божия – отпадения, которое имеет сверхприродные масштабы. Также он переживает свой личный грех как грех всего человеческого рода и как повторение греха Адама879. В молитве всецелого покаяния проявляется «энергия иного порядка, не от мира сего». Благодаря этой энергии «горизонты... личной жизни (духовника) раздвигаются безмерно», и происходит преодоление границ индивидуума. То есть «(вольною) смертию (покаяния) преодолевается (невольная) смерть (от греха), и обретается сила Воскресения»880. Сие Воскресение есть удел ипостасных духов. Благодаря смиренному схождению, совершаемому в покаянии, препобеждается «разрушительная страсть гордыни» и «нисходит на человека благословение Христова смирения, творящее нас чадами Отца Небесного»881.

* * *

675

См. Видеть Бога как Он есть, 127. 110–111 и 124.

676

См. там же, 124.

677

См. там же, 241 и 111; также Мф.5:48.

678

Духовные беседы, II 391–392; Ин.15:12–15.

679

См. Духовные беседы, II 391; Видеть Бога как Он есть, 58.

680

Старец Силуан, 103–2.

682

См. Видеть Бога как Он есть, 58; Ефес.4:8–13.

683

См. Иак.1:17.

685

Видеть Бога как Он есть, 50.

686

Об основах православного подвижничества, 6.

691

См. Духовные беседы, II, 391–392.

694

См. О молитве, 25, 202–203.

699

Об основах православного подвижничества, 6.

701

См. 1Кор.7:19.

702

Об основах православного подвижничества, 4.

703

См. Духовные беседы, II, 393.

704

См. Евр.13:16.

705

См. Духовные беседы, II, 394–395.

706

Там же, 195.

707

См. Видеть Бога как Он есть, 193.

709

См. Быт.3:21.

711

См. Духовные беседы, II, 16.

712

См. Письма Еп. Игнатия Брянчанинова, вып. I, Сергиев Посад, 1913,25.

713

См. Духовные беседы, II, 16.

715

См. О молитве, 181.

716

См. Ин.12:50.

722

См. Ефес.2:15 н 4:24.

724

Об основах православного подвижничества, 19.

727

Старец Силуан, 35–2.

728

См. 2Кор.2:11.

729

См. Об основах православного подвижничества, 18.

730

См. Евр.13:7.

731

См. Об основах православного подвижничества, 18–19.

732

См. там же, 16–17; Пс.29:5; Рнм.12:2.

733

См. Видеть Бога как Он есть, 38.

734

См. Об основах православного подвижничества, 16–17.

735

См. там же, 17–18.

737

О молитве, 98.

739

См. Об основах православного подвижничества, 18.

740

См. Старец Силуан, 148–2 – 149–1.

741

См. Об основах православного подвижничества, 19.

742

См. Старец Снлуан. 148–2 – 149–1.

743

См. там же. 37–2.

744

См. Об основах православного подвижничества, 16.

745

См. Старец Силуан, 148–2 – 149–1.

746

См. Об основах православного подвижничества, 16.

747

См. Мф.5:28.

748

См. Об основах православного подвижничества, 24–25.

749

См. там же, 24.

750

См. Ин.13:15.

752

См. Об основах православного подвижничества, 26.

753

См. Об основах православного подвижничества, 26–27.

755

См. Мф.6:33.

757

См. Мф.6:21.

758

См. Об основах православного подвижничества, 16–17 и 27.

762

2Kop.6:10.

763

См. Старец Силуан, 102–2 – 103–2.

768

См. Лк.16:15.

769

См. О молитве, 100.

770

См. Ис.55:11.

771

См. Ис.6:7.

772

См. О молитве, 37–38.

776

См. Ин.6:63: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».

785

См. Старец Силуан, 102–2 – 103–2.

786

О молитве, 110.

787

См. Видеть Бога как Он есть, 165, 167.

788

Видеть Бога как Он есть, 169.

789

См. Мф.13:11.

790

См. О молитве. 99.

791

Там же, 98.

792

См. Видеть Бога как Он есть, 98.

793

О молитве, 98.

794

Видеть Бога как Он есть, 75.

795

О молитве, 98.

796

Там же, 99.

797

Там же, 104.

800

Видеть Бога как Он есть, 86.

801

См. О молитве, 100–101.

808

О молитве, 104.

809

Л к.17,20.

810

См. О молитве, 104.

812

О молитве, 114.

813

Там же, 9.

814

См. там же, 97.

815

См. там же, 109.

816

Лк.3:7 и 18.

818

О молитве, 113.

819

Рим.12:15; см. также О молитве, 113.

820

См. там же, 108–109; также 2Кор.4:12.

822

Видеть Бога как Он есть, 74.

823

См. Лк.14:11 и 18:14.

827

См. 10,28.

829

См. Ин.3:30.

830

1Кор.1:23; см. также Гал.3:1.

838

См. Гал.2:20.

840

О молитве, 128; Ис.53:5.

842

См. О молитве, 128.

843

Видеть Бога как Он есть, 58.

844

О молитве, 112.

845

См. там же.

846

См. там же, 127.

847

Там же, 113.

848

См. там же, 124–125.

850

См. О молитве, 124.

851

См. там же, 100–101.

852

См. там же, 101102.

853

См. там же, 106.

854

См. там же.

855

См. там же, 107–108.

856

См. там же, 128.

857

См. Ин.10:11 и 15:13.

858

О молитве, 116.

859

Там же, 117.

860

Там же.

861

См. там же, 118.

865

Старец Сил у ан, 143–1.

866

Видеть Бога как Он есть, 213. См. также 2Тим.2:2.

867

О молитве, 125.

868

См. там же.

869

Там же, 128. См. также 1Пет.2:24.

870

О молитве, 127.

872

О молитве, 130.

873

Там же.

874

См.: чаша любви (Старец Силуан, 22–1, 105–1); Видеть Бога как Он есть: чаша «подвига более полного истощения» (29); чаша «страданий и жертв» ради воли Божией (38); чаша вольного предания Христа «для искупления всех» (132, 178, 188); О молитве: чаша соблюдения заповедей (29); чаша «великой молитвы» (81).

875

О молитве, 133.

876

Там же, 128.

877

См. Видеть Бога как Он есть, 226.

878

О молитве, 131.

879

См. там же, 128–129 и 132.

880

Там же, 133–134.

881

Там же. 131.


Источник: Свято-Иоанно-Предтеченский Монастырь, Эссекс. Издательство Лепта-Пресс. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Москва-2002

Комментарии для сайта Cackle