Глава 1. Появление христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Начало Русской Церкви.

1988 году русский народ праздновал тысячелетие Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Киевским Владимиром, но о христианстве наши предки знали гораздо раньше.

Проникновение христианства на Русь. В IV в. св. Иоанн Златоуст писал о Христианской Церкви на берегах Азовского моря, а в IX в. там уже была митрополия, то есть большой и хорошо организованный церковный округ, связанный с Константинополем. Христианство было проповедано и в греческих колониях в Крыму. Эти колонии вели живую торговлю со славянскими племенами, расселенными по «великому водному пути из варяг в греки», который проходил от Балтийского моря до Днепра и по Днепру к Черному морю. Среди варягов и восточных славян (россов – как их называли греки, отсюда и нынешнее название нашей страны) некоторые, оказавшись в Византии по торговым делам или даже попав в плен во время войн Руси с Византией (в 860, 909 и 911 гг.), становились христианами. Затем они приносили христианскую веру на Русь. Христианкой стала и бабушка князя Владимира – святая великая княгиня Ольга (правила в 945–957 гг., ум. 969). К этому времени в Киеве была своя христианская церковь во имя Пророка Ильи.

Княгиня Ольга, смелая и решительная, верная языческому закону, жестоко отомстила за смерть своего мужа, великого князя Игоря, убитого древлянами за непомерное обложение их налогами. Мы не знаем, как и когда тронула ее душу христианская проповедь. Сохранились летописные сказания о ее мудром и справедливом правлении родной землей и о том, как она поехала в Константинополь, была торжественно принята императором и там крестилась. Вернувшись в Киев, княгиня Ольга пыталась обратить в христианскую веру своего сына, великого князя Святослава (942–972, самостоятельно правил с 957 г.) но он, воинственный и суровый, отказался креститься, говоря матери:

– Если я приму твою веру, моя дружина меня засмеет...

Принятие христианства великим князем Владимиром. Внук княгини Ольги и сын Святослава, Владимир, стал Киевским великим князем в 979 г. после долгой и упорной борьбы со старшим братом Ярополком. Известно, что после своей победы он торжественно благодарил языческих богов и поставил их деревянные изображения.

Сохранилось предание о дружиннике князя варяге Феодоре и его сыне Иване, бывших христианами. Они мученически погибли, когда в 983 г. после удачно закончившегося похода на ятвягов было решено принести богам человеческую жертву. Выбор пал на Ивана. Отец не захотел выдать сына и стал обличать безумие язычников. Тогда они оба были убиты, а их дом сожжен толпой язычников под предводительством жреца языческого бога Перуна. Возможно, именно это событие повлияло на князя Владимира, и он задумался о значении веры, заставившей его дружинника пойти на смерть. Рассказ об обращении Владимира сохранился в древней летописи, написанной монахом Киево-Печерского монастыря преп. Нестором в конце XII в. – «Повести временных лет», список которой хранится в Российской Национальной Библиотеке в Санкт-Петербурге. Эта летопись была написана много позднее, чем описываемые в ней события. Мы не можем знать, насколько исторически точны во всех подробностях летописные сказания, но они ярко передают, как понимали русские люди смысл произошедшего.

По рассказу летописи, узнав об интересе князя к религиозным вопросам, к нему стали приходить разные проповедники, чтобы знакомить его с их верой, – мусульмане, иудеи, немецкие миссионеры и греческий монах.

Ислам не понравился Владимиру, так как запрещал пить вино.

– Веселие на Руси есть пити, не можем без того быти, – сказал князь.

Иудеям он сказал:

– Вы говорите, что у вас нет отечества, что Бог рассеял вас по всей земле. Мы не хотим, чтобы с нами так случилось.

Немецких послов от Римского Папы Владимир принял с почетом, но не захотел принять «латинства», ссылаясь на то, что бабка его, княгиня Ольга, его не приняла.

Самое сильное впечатление произвел на него греческий монах, показавший ему икону Страшного Суда:

– Счастливы те, кто стоит по правую сторону и пойдет в рай, – промолвил Владимир.

Посоветовавшись с дружинниками, Владимир решил отправить послов в разные страны, чтобы посмотреть, кто как служит Богу. Послы, которые поехали в Константинополь, вернулись под сильным впечатлением красоты богослужения, которое они видели в храме Святой Софии.

– Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле, – говорили они.

Выслушав их, Владимир решил принять христианство от греков, как сделала это его бабка Ольга.

Но Владимир еще по нраву был язычником и хотел завоевать веру силой. Он потребовал от византийских императоров – соправителей Василия и Константина, чтобы они выдали за него замуж свою сестру Анну. А когда царевна побоялась идти за него замуж, то он в 987 г. занял греческий город в Крыму Херсонес (Корсунь). Императоры уговорили сестру, но Владимир не захотел ехать креститься в Византию, а потребовал, чтобы духовенство и царевна прибыли к нему в Корсунь.

Летопись рассказывает, что еще до приезда Анны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз. Приехавшая царевна сумела убедить его, что крещение в христианскую веру может его исцелить от слепоты духовной и телесной. Владимир крестился, и зрение его восстановилось.

Крещение Руси в 988 году. Вернувшись затем со своей княгиней в Киев, Владимир начал новую жизнь. Когда он был язычником, у него было множество жен, народивших ему много детей. Всех своих прежних жен он отпустил, оставив у себя двенадцать сыновей, которых окрестил.

Владимир послал глашатаев по всему городу с объявлением: «Кто не придет завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий или раб – мне не друг». Летопись говорит, что люди шли с радостью, хотя, наверное, были и такие, которые шли из боязни прогневать князя. «Повесть временных лет» так описывает это событие: «Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли· там, одни по шею, другие по грудь, некоторые держа младенцев... Священники совершали молитвы, стоя на месте. И была радость на небе и на земле о спасении стольких душ».

Владимир – христианский князь. Жизнь Владимира совершенно изменилась после его крещения. Он продолжал твердо управлять своим княжеством, но в отношениях с людьми стал добрым и сострадательным. Некоторое время он не решался утверждать справедливые наказания преступников, говоря: «Боюсь греха». Он продолжал устраивать пиры с угощениями, но звал на них всех – и богатых, и бедных, и знатных, и простых людей. Его смущало, что больные и немощные люди не могут сами добраться до княжеского двора, и он приказал снаряжать телеги с угощением и развозить по городу, разыскивая больных и бедных, которые не могут ходить. По желанию князя, такие угощения для бедных стали устраиваться и в других городах и деревнях.

Первоначальное устройство Русской Церкви. Позаботился Владимир и об устройстве юной Русской Церкви. При нем была учреждена Киевская митрополия, ставшая 61-й по счету в Константинопольском Патриархате. Владимир стал приглашать в свою страну не только учителей книжного просвещения, но и художников и мастеров. В Киеве был построен храм с цветным мрамором и мозаикой. Он назывался «Десятинным», потому что князь отдавал на него десятую часть своих доходов.

Уже в первое десятилетие после принятия Владимиром крещения христианство распространилась по широким просторам Руси, не только южной с центром в Киеве, но и северной, где главным городом был Новгород, и восточной, крупнейшими городами которой тогда были Ростов Великий и Суздаль. До смерти Владимира в 1015 г. Киевская (Русская) митрополия включала в себя епархии с епископскими кафедрами в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде.

Киевский митрополит и первые русские епископы, которые по происхождению были греки, стали играть в жизни Древнерусского государства важную роль – как духовную, так и общественно-политическую. Они принесли на Русь не только христианское просвещение, но и законность. Греческий «Номоканон» (по-славянски «Кормчая»)– сборник церковных канонов и гражданских законов Византии – стал для Древней Руси источником права не только церковного, но и гражданского. Митрополиту и епископам великий князь и удельные князья передали право совершать суд практически по всем гражданским делам и ряду уголовных, кроме тяжких, таких как, например, убийство или воровство. Однако если уголовное преступление было совершено внутри семьи, то судебное разбирательство по нему совершали совместно князь и епископ. Кроме того, церковный суд рассматривал все дела, связанные с духовенством и теми, кто трудился в Церкви или находился на ее попечении, будь то паломник или обитатель богадельни.

В нередких в ту эпоху спорах между князьями, которые порой выливались в кровавые столкновения, митрополит и епископы неизменно брали на себя функции примирителей. Также они нередко выступали в качестве советников князей по вопросам государственного управления. Никогда позднее общественный авторитет иерархов и духовенства не был так высок в нашей стране, как при св. великом князе Владимире и его ближайших преемниках.

Память о святом равноапостольном великом князе Владимире Красном Солнышке сохранилась на долгие века. О нем и о его богатырях складывались былины и песни, которые распевались повсюду.

Дополнительные занятия для самоподготовки:

1. Обсудите в классе следующие вопросы:

– Что способствовало проникновению христианства на Русь?

– Чем был обусловлен выбор веры св. князем Владимиром?

2. Найдите на карте Древней Руси епархиальные центры Русской Церкви при св. князе Владимире.

3. Ответьте на вопрос: Какова была роль церковной иерархии на Руси при св. князе Владимире и его ближайших преемниках?

Комментарии для сайта Cackle