Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Муж

Муж [евр. иш, захар, гевер].

I. С момента сотворения род человеч. (⇒ Человек) был разделен на два пола – мужской и женский (Быт. 1:27; Быт. 5:2). В Библии слово иш прилагается к мужчине независимо от его возраста (Быт. 4:1). Однако во многих случаях для обозначения человека мужского пола употребляется также слово захар, которым обозначается самец животного. Выражение «весь мужеский пол» (Быт. 17:10; Быт. 34:15; Исх. 23:17; Числ. 3:15: везде слово захар) применяется к скоту только в некоторых случаях (Исх. 34:19), однако нередко говорится о «мужеском поле» животного (Исх. 12:5; Втор. 15:19; Мал. 1– в последнем случае в Синод. пер. – «самец»; ср. также Быт. 6 и Быт. 7:2.3). В Иов. 4слово М. (гевер) употреблено парал. слову «человек» и в том же значении. Вообще в др.-евр. оригинале Свящ. Писания слово иш – «мужчина» – часто заменяет слово «человек».

II. Слово «М.» обозначает также супруга (Быт. 3:6.16; Лк. 2:36). Бог сочетал друг с другом М. и жену (Мф. 19:4–6; ⇒ Брак). В Библии их взаимоотношения рассматриваются с двух т.зр. С одной стороны, человек сотворен так, что М. и жена в чем-то противоположны друг другу, а в чем-то дополняют один другого, составляя единство (Быт. 1:27). С др. стороны, – и этот аспект доминирует также и в НЗ – М. является главой (⇒ Голова, глава) жены (Еф. 5:23), причем женщина сотворена из него и для него как его помощница и сотрудница (Быт. 2:18.22; 1Кор. 11:7–9). Это соотношение, заданное при сотворении, распространяется не только на брак (где в связи с этим на М. возлагается особая ответственность, Еф. 5:25); Павел выводит из него также и взаимоотношения между мужчинами и женщинами в общине (1Кор. 14:34–37; 1Тим. 2:12.13). Закон запрещает даже внешнее, по одежде, уподобление мужчины женщине, и наоборот (Втор. 22:5). При всем равенстве их перед Богом, между ними должны сохраняться естеств. различия как в физич., так и в обществ. отношениях. Мужчина и женщина в равной мере обладают человеч. достоинством, но имеют различное предназначение на земле. Дополняя друг друга, они вместе составляют единое целое.

III. В противоположность ребенку (1Кор. 13:11) мужчина является олицетворением зрелости – он сильный, здравомыслящий, ответств. перед Богом (Иов. 38:3; Еф. 4:13; Иак. 3:2). Считалось, что 20 лет – это уже возраст мужчины, с этого же времени молодой человек считался пригодным для воен. службы (Числ. 1:3). Мужчины в возрасте 20 лет и старше противопоставляются в Библии детям, не умеющим отличать добро от зла (Втор. 1:39; Ис. 7:15; Числ. 32:11). В то же время старик после 80 лет нередко теряет ясность восприятия (2Цар. 19:35.36). Поэтому «периодом мужественности» можно считать возраст от 20 до 60 лет (Лев. 27:3–7). Впрочем, этим сроком не всегда исчерпывался назв. период. Между 20 и 30 годами мужчина именовался юношей (⇒ Юность, молодость), и даже сверстники Ровоама, возраст которого составлял 41 год, в 3Цар. 12:8; 3Цар. 14названы юношами (в Синод. пер. – «молодые люди»); как мужи зрелые, они способны давать «верные советы».

IV. Обращение: «Мужи!», «Мужи братия!» и т.п. могло относиться к группе людей или собранию, где находились не только мужчины, но и женщины (Деян. 2:14.29.37; Деян. 22:1; Деян. 27:21.25).

V. Во время проповеди в день Пятидесятницы и в речи, произнесенной в ареопаге, Петр и Павел при первом упоминании имени Иисуса называют Его «Мужем», через Которого действует Бог (Деян. 2:22; Деян. 17:31). «Мужами Божиими» (в Синод. пер. – «человек Божий») названы Моисей (Втор. 33:1), Самуил (1Цар. 9:6), Давид (2Пар. 8:14; Неем. 12:24.36), ⇒ Илия и ⇒ Елисей (в т.ч. и при обращении к ним – 3Цар. 17:18; 4Цар. 1:9) и другие пророки, имена которых не сохранились (1Цар. 2:27; 3Цар. 13:1). Как явления «Мужа Божия» (Суд. 13:6.8) или «Мужа» описано и явление Ангела (Быт. 32:24, в Синод. пер. – «Некто»; Нав. 5:13, в Синод. пер. – «человек»; Лк. 24:4; Деян. 1:10).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle