Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Ожесточение, ожесточить

I 1) слова «ожесточение» и «ожесточить» встречаются в Библии, как правило, в образных выражениях: «ожесточение сердец», «ожесточить сердца» и т.п. Речь при этом идет о состоянии внутр. ожесточенности, которое не позволяет слову Божьему воздействовать на человека и привести его к обращению. Тем же смыслом наделены и образы людей, у которых лица «крепче камня» (Иер. 5:3), сердца «окаменены» (Зах. 7:12), «в шее ... жилы железные» и «лоб – медный» (Ис. 48:4);

2) в качестве источника О. Библия упоминает как Самого Бога, так и людей, в частн. фараона, который отказывается дать свободу народу Израиля (Исх. 7:13.14.22; Исх. 8:15.19.32; Исх. 9:7.34.35). При этом говорится, что Сам Бог ожесточил его сердце (Исх. 4:21; Исх. 7:3; Исх. 9:12; Исх. 10:1.20.27; Исх. 11:10; Исх. 14:4.8.17). Однако в Библии нигде не сказано, что Бог заранее и без вины человека ожесточает его (⇒ Избрание, III). О. жителей Ханаана произошло задолго до того, как наполнилась мера их беззаконий (Быт. 15:16; ср. Ос. 13:8.9: «погубил ты себя, Израиль»);

3) О. сердец приводит к тому, что люди не желают слушать Бога и Его посланников (Иез. 3:7). Тем не менее ожесточившийся по-прежнему слышит слово Божье (Ис. 6:9.10), которое независимо от его воли оказывает свое воздействие, хотя это воздействие ведет уже не к спасению, а к суду (Ис. 6:11.12). Поэтому Библия настойчиво предостерегает от О. сердец, когда говорит Господь (Пс. 94:7; Евр. 3:7), ибо сознат. отказ слушать Бога приводит к трагическим последствиям.

II. 1) помимо язычников, врагов народа Божьего, и сам Израиль был подвержен опасности ожесточить свое сердце. Бог, направляя к этому непокорному народу пр. Иезекииля, говорит, что это люди «с огрубелым лицем и с жестоким сердцем» (Иез. 2:3.4). Народ Израильского царства отказался слушать Бога (Иез. 3:7; Зах. 7:11.12), его грехи были слишком многочисл., и он упорствовал в своем непослушании (Иер. 3:6). Иудейское царство не научилось на примере Израильского страху Господню, так что отступивший от Господа Израиль, по сравнению с вероломной Иудеей, назван более правым (Иер. 3:11). О. народа проявлялось в том, что люди убивали пророков и побивали камнями Божьих посланников (Мф. 23:37). Поэтому Бог, подобно медведице, лишенной своих детенышей, в конце концов вырывает ожесточ. сердца (Ос. 13:8). После того как народ Израиля в течение столетий огрублял свои сердца, он был так ожесточен по отношению к Богу, что возможность обращения и спасения оказалась для него недоступной (Ис. 6:10). Это О. продолжалось и во времена Иисуса и было причиной того, что иудеи отвергли Христа (Мф. 13:14–15; Ин. 12:39.40). О. иудеев заставило Павла обратиться со своей проповедью к язычникам (Деян. 28:25–27). Однако не все израильтяне оказались отлученными от спасения. Осталось святое семя (Ис. 6:13), и Иоанн, процитировав Исаию (Ин. 12:40; Ис. 6:10), говорит далее, что даже многие из начальников уверовали в Христа (Ин. 12:42);

2) новозаветные верующие также подвергаются опасности О. Павел указывает им на пример народа Израиля, который с радостной верой вышел из Египта, но все же не сразу вошел в землю обетованную (Евр. 3:15–19). Апостол предостерегает христиан от О. через обольщение грехом (Евр. 3:13). Ожесточиться – значит отвергнуть Бога и Его милость, что беспощадно осуждается Богом, вершащим суд согл. слову: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Осознанно, решит. и ожесточ. отвергая Бога, человек неизбежно подвергает себя опасности самому оказаться отвергнутым Богом.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle