Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование).

Стенания, П. и жалобы служат выражением физич. или душевных страданий (Иов. 9:27; Иов. 30:31), безысходного горя и печали (Исх. 6:5), а также скорби от содеянных грехов (Иоил. 2:12). Вопль верующих обращен к Богу (Пс. 63:2; Пс. 101:1), Который способен превратить сетование в ликование (Пс. 29:12). Однако Бог может запретить пророку сетовать на бедствия, постигшие непокорный народ, равно как и заступаться за него (Иер. 7:16).

I. Почти у всех вост. народов существовали более или менее устоявшиеся формы ПЛАЧА ПО УМЕРШЕМУ, общественного траура, который мог продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Иосиф семь дней оплакивал Иакова, а до него в течение 70 дней это делали египтяне (Быт. 50:3.10); по 30 дней израильтяне скорбели по Аарону и Моисею (Числ. 20:29; Втор. 34:8). Как правило, в тех случаях, когда умирал близкий человек, его родственники нанимали плакальщиков, чаще плакальщиц (Екк. 12:5; Иер. 9:17; Мк. 5:38; ср. Мф. 9:23; Лк. 8:52), чтобы те оплакали умершего. На этот период люди надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в ⇒ пепле, посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины. Однако у израильтян определ. языч. формы этих знаков траура были запрещены (Лев. 19:27; Втор. 14:1; ⇒ Плешивый (лысый). Вместе со скорбящими плакальщики преломляли в печали хлеб и подавали им чашу утешения (Иер. 16:6; Иез. 24:16; Иез. 27:30–32).

Собственно оплакивание покойника выражалось разными средствами: от громких воплей, горестных причитаний, восклицаний типа: «Увы, брат! Увы, государь!» (3Цар. 13:30; Иер. 22:18; Иер. 34:5), до законченных по форме поэтич. произведений, подобных тем, которые мы находим у Давида (2Цар. 1:17–27; 2Цар. 3:33). Этот П. был написан стихотворным размером, называемым «хромающим стихом» (кина). Упоминается в Библии и несохранившаяся «плачевная песнь» Иеремии о царе Иосии, при этом говорится о существовании собрания подобных «плачевных песней» (2Пар. 35:25). Особенно скорбным бывал П. по единств. сыну или первенцу (Иер. 6:26; Зах. 12:10). Считалось большим несчастьем, если умерший оставался неоплаканным, т.е. не был похоронен по всем правилам (Иер. 16:4; Иер. 25:33). Из притчи Иисуса можно заключить, что дети в Палестине играли в похороны и в оплакивание покойного (Мф. 11:17). Пророки использовали стихотворную форму П. по умершему в своих проповедях для предсказания грядущего суда над теми, кто в тот момент был еще жив (Иез. 19:1; Иез. 26:17; Иез. 27:2; Иез. 32:2–16; Ам. 5:1.16; ср. в НЗ Откр. 18:9–19). Пр. Исаия развивает эту традицию. В Ис. 53 в форму П. облечено новое содержание: предвещается уже не смерть, а жизнь, происходящая из смерти. Ранее Бог установил границы выражения скорби. Божьему народу были запрещены некоторые знаки траура. Священники могли нарушить культовую чистоту только в случае смерти самых близких родственников (Лев. 21:1–6); первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикосновение к умершему (Лев. 21:10). То же относилось и к посвященным Богу (Числ. 6:6–8; ⇒ Назорей). Когда у пр. Иезекииля умерла жена, всякое внешнее проявление скорби было ему запрещено (Иез. 24:16).

Иисус изгнал плакальщиц из дома Иаира (Лк. 8:54). Когда на пути к кресту иерусалимские женщины стали оплакивать Иисуса, Он сказал им, чтобы они лучше плакали о себе и своих детях (Лк. 23:27; ср. Иер. 9:17). Стефана после его смерти оплакали «мужи благоговейные», об участии же церкви в этом ничего не говорится (Деян. 8:2). Об оплакивании умерших говорил и Павел (1Фес. 4:13–18). Надежда на воскресение победила погребальный П. Именно этим определялось в первые столетия существования Церкви отношение христиан к смерти. Один из церк. писателей II столетия говорил: если кто-то праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое (Аристид «Апология»). Когда позднее к христианам вновь стали проникать связанные с трауром языч. обычаи, то запрет на услуги плакальщиков уже сопровождается угрозой отлучения от Церкви, поскольку П. по умершему и траур несовместимы с надеждой на воскресение и ставят под сомнение веру христиан (Иоанн Златоуст, конец IV в. по Р.Х.);

2) ЖАЛОБА в правоведении – это обвинение одним лицом другого перед судом (⇒ Право, правосудие). Жалобы членов церкви друг на друга, их споры между собой должны улаживаться внутри церкви (1Кор. 6:1–8). (⇒ Суд ⇒ Судить.) Сатана, противник верующих (1Петр. 5:8), является их обвинителем перед Богом (Иов. 1:9; Иов. 2:4; Зах. 3:1; Откр. 12:10). ⇒ Дьявол.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle