Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Проповедь

Новейшие исследования показывают, что в Библии слово «проповедь» означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк. П. Это понятие в совр. его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви.

I. ПРОПОВЕДЬ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В ВЗ для передачи понятий «проповедь», «проповедовать»,"проповедник» использовались разные др.-евр. слова. Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Пс. 21:32), Божьего града (Пс. 86:3), мира (Ис. 52:7). В ВЗ часто используются такие выражения, как «славить и восхвалять Бога», «возвещать Божие имя, спасение, праведность, чудеса, славу, истину». Такого рода возвещение не было связано с опред. местом, временем или облечено в конкретные формы. ⇒ Пророки осознавали себя «устами Божиими», призванными возвещать Божью волю и Его предначертания (Иер. 15:19). Нередко библ. пророки испытывали глубокое волнение и были полностью поглощены данными им поручениями (Иер. 20:7–9). Часто их пророчества были исполнены поэтич. вдохновения и находили выражение в соотв. лит. формах.

В евр. текстах нередко встречаются типичные для ⇒ поэтич. жанров приемы – вост. цветистость стиха, аллитерация (у Амоса, Исаии, Михея, Наума и др.). Эти мужи Божьи осознавали себя пророками и провозвестниками Всевышнего (Пс. 104:1; Ис. 40:6; Иер. 2:2; Иер. 11:6; Ион. 1:2; Ион. 3:2; Мих. 3:5; Зах. 1:14). Слова, переведенные в Исх. 36:6; 2Пар. 24:9; Дан. 5:29; Ос. 5как «объявлять», «возвещать», «провозглашать», «возглашать» или «проповедовать», обозначают возгласы, вопли, ликование, звуки набата. Пророк должен был возвещать только слово Господа, а не навязывать собственные идеи и мечтания, как это делали лжепророки (Иер. 14:14; Иер. 23:28). Поручая человеку быть Своим посланником, Господь Бог не принимал во внимание ни его возраст, ни сословную принадлежность, ни происхождение (Иер. 1:6; Иез. 3:1; Ион. 1:2). От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды. Часто его деятельность не приносила видимого успеха (⇒ Иеремия), но ему дано было знать, что Божье слово «не возвращается тщетным» (Ис. 55:11). Важно отметить, что ветхозаветная П. нередко (прежде всего у Иезекииля) сопровождалась символич. дей-ствиями. которые особенно запоминались слушателям: Иер. 27 (возлож. на шею дерев. ярмо); Иез. 12:1–7 (проломленная стена) и др. П.

II. ПРОПОВЕДЬ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) В НЗ встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение благовествования; отчасти это разнообразие сохраняется и в переводах. Ниже приводятся наиб. часто употребляемые греч. глаголы, обознач. П.: кэрюс-сейн – «публично, во всеуслышание объявлять» (Мк. 1:45; Мк. 5:20; Лк. 8:39); эвангелидзейн – «возвещать Благую Весть», «благовествовать» (Мф. 11:5; Деян. 16:10; Рим. 1:15; 1Кор. 1:17); дидаскейн – «учить» (подразумевается обстоят., длит. проповедь-наставление) (Мф. 4:23; Мф. 7:29; Мф. 9:35; Мк. 4:2); мартюрейн – «свидетельствовать», т.е. «распространять знания о Боге и о Христе на основании собственного опыта веры». Иисус, апостолы и древняя Церковь придавали свидетельству огромное значение (Лк. 4:22; Ин. 1:15; Ин. 1:2);

2) ПРОПОВЕДНИКИ В НЗ:

а) иудеи проповедовали Закон (Деян. 15:21), т.е. по субботам в синагогах зачитывали и истолковывали тексты ВЗ (⇒ Училище). Эту богослужебную форму Иисус и апостолы использовали для П. Евангелия (Лк. 4:16; Деян. 13:14);

б) Иоанн Креститель проповедовал пришествие Мессии, и в пустыне прозвучал его призыв к покаянию (Мф. 3:1; Мк. 1:3; Лк. 3:3). Приходивших к нему людей он пробуждал от духовного сна призывом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Этот призыв, в котором соединились Закон и Евангелие, был услышан евр. народом. Многие покаялись в грехах и приняли крещение (Мк. 1:5).Это крещение пробужденных явилось предвосхищением прощения грехов Мессией (Деян. 13:23–25). Благовествование и крещение Иоанна были только указанием на грядущего Спасителя (Ин. 1:29);

в) спасение в его полноте принес на землю Божий Сын Иисус Христос. В Его земной жизни благовествование было не только призывом, провозвещением грядущего, но и осуществлением самого спасения. Иисус был Вестником, Посланником Отца (Ин. 17:3) и вместе с тем Сутью той Вести, которую Он нес (Лк. 4:18.21; ⇒ Вера, 11,2). К Своему народу Он явился как воплощенное Царство Божье (Мф. 12:28; Лк. 17:21; Ин. 1:26). Иисус не делал докладов о сути и значении Царства Божьего, Он провозглашал наступление этого Царства всюду, где пребывал. Иисус вещал на горе (Мф. 5, Мф. 6, Мф. 7),в домах и синагогах (Мф. 4:23), на берегу моря (Мк. 2:13), в городах и селениях, на рыночных площадях, в храме (Лк. 20:1). Его П. принимали форму притчи, они изобиловали сравнениями, поучениями, призывами. Но главное заключалось не в речах Иисуса, а в самой Его жизни, в Его страданиях, смерти и воскресении; в Нем Царство Божье открылось во плоти. Умерший на кресте Спаситель принес весть спасения и тем, кто погиб при потопе во времена Ноя, так что и пребывающим в царстве мертвых всемогущее слово Иисуса открыло возможность спасения (1Петр. 3:19). Превознесенный и воссевший одесную Бога Иисус продолжает говорить с нами через Своих посланцев. В П. Евангелия действует Сам Господь (Лк. 10:16; Рим. 10:14.17);

г) исцеленные Иисусом сами становились проповедниками великого Божьего подвига спасения (Мк. 1:44.45; Мк. 7:36). Одни рассказывали о сотворенных Иисусом чудесах по Его поручению, другие говорили об этом вопреки Его запрету. Этим запретом Иисус хотел показать, что для Него важнее убедить людей, а не поразить их чудесами;

д) Иисус посылал проповедовать Своих учеников и апостолов (Мк. 6:12; Мф. 10:7). Только призвание и направление Самим Господом дают полномочия на совершение про-поведнич. служения. Вначале апостолы проповедовали ту же весть, что Иоанн Креститель и Сам Иисус: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7).Воскресший Господь повторил Свое повеление, послав учеников проповедовать и уполномочив их действовать от Его имени (Мф. 28:18–20; Мк. 16:15–18; Ин. 20:21–23). Эти полномочия стали действенными через сошествие на учеников Святого ⇒ Духа (Деян. 1:8; Деян. 2:1). С этого момента апостолы стали миссионерами и разошлись по всему миру. Одноврем. их Весть получила новое и окончат, содержание. Отныне они проповедовали Иисуса Христа как распятого, воскресшего и грядущего Гос-пода(1Кор. 1:23);

3) СОДЕРЖАНИЕ НОВОЗАВЕТНОГО БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ. Предметом новозаветной П. является Иисус Христос, но весть о Христе включает в себя несколько аспектов:

а) П. Царства Божьего, наступившего в Иисусе Христе (Мф. 9:35), означает, что Христос – Господь (2Кор. 4:5), потому что Ему будет принадлежать «царство мира» (Откр. 11:15). Цель Евангелия не только блаженство (⇒ Блаженный) отдельной личности, но и спасение человечества и всей Вселенной;

б) вместе с Царством Божьим проповедуется и примирение (2Кор. 5:18). Важнейшая часть этой П. – призыв к ⇒ покаянию (Мф. 3:2; Мф. 4:17). Без него нет доступа в Царство Божье (Ин. 3:3);

в) за покаянием следует ⇒ вера (Евр. 6:1), из которой только и может возникнуть новая жизнь. Петр называет веру испытанной и драгоценной (1Петр. 1:7), и Павел не устает проповедовать ее как единств, путь к спасению (Рим. 1:16; Рим. 3:22.28; Рим. 4:3.5; Рим. 9:33; Рим. 10:9; 1Кор. 1:21; Гал. 2:16);

г) призыву к вере сопутствует П. ⇒ оправдания, которое Бог дарует верующему (2Кор. 3:9). Это оправдание, приобретенное страданиями Иисуса Христа (Рим. 5:18), Бог дарует покаявшемуся и верующему грешнику (Рим. 3:23–28; Рим. 4:5; 2Кор. 3:9);

д) средоточием всего новозаветного благовествования является Иисус Христос, распятый и воскресший (Деян. 9:20;Рим. 14:24; 1Кор. 1:23; 1Кор. 15:14). П.по-каяния и веры (Деян. 20:21) наделена действенной силой. Она есть «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2:1); для одних Евангелие – соблазн и безумие, для других – Божья сила и Божья премудрость (1Кор. 1:23). Отчужденный от Бога мир воспринимает Весть о кресте как нечто возмутительное и раздражающее и, по наущению сатаны (Откр. 12:13), преследует свидетелей Иисуса (Мф. 5:10–12; Мф. 10:22; 2Тим. 3:11.12);

4) РОЛЬ ПРОПОВЕДНИКА В РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРОПОВЕДИ:

а) Господь призывает и направляет проповедника Евангелия: «И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15; ср. Мк. 3:14; Лк. 4:18; Лк. 9:2; Деян. 26:16–18). Только такие проповедники уполномочены Господом и имеют необходимые для проповеди дарования. Тот, кто не был послан, но проповедует, лишь создает видимость, что имеет такое дарование. Истинный проповедник благовествует по «необходимой обязанности» (1Кор. 9:16);

б) проповедник Евангелия сам остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2Кор. 4:5). Горе ему, если он проповедует самого себя! Слово кэрюкс («глашатай») встречается в НЗ очень редко (напр., в 2Тим. 1:11; 1Тим. 2:7; 2Петр. 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на вести, а не на вестнике. Благовестники нередко подвергаются опасностям: в мире врагов Евангелия они «как овцы среди волков» (Мф. 10:16). Вестник может быть закован в кандалы, «но для слова Божия нет уз» (2Тим. 2:9). Жизнь проповедника должна соответствовать его П., иначе он становится недостойным великой миссии (1Кор. 9:27; Рим. 2:21). Несоответствие между жизнью и П. делает служение бесплодным; в) суть П. заключается не во вдохновенных человеч. словах, а в действии Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1Кор. 2:4); г) проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Гал. 1:10) или «льстить их слуху» (2Тим. 4:3). Он несет людям всё, что может служить их временному и вечному спасению. Он проповедует Евангелие «во время и не во время», публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2Тим. 4:2). При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1Кор. 9:19; 2Тим. 2:15), прокладывая т.о. путь к их сердцам;

5) СЛУШАТЕЛИ. Цель П. – не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2Кор. 2:4.5; Рим. 10:10.17). Из веры произрастает ⇒ послушание (Рим. 1:5), которое Бог также «производит» в верующем (Флп. 2:12.13; Еф. 2:8–10). Поскольку вера произрастает из восприятия слова Божьего, то у веры и П. одно и то же содержание: Иисус Христос, распятый и воскресший Господь.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle