Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Рождение

1) о физиологич. процессах, предшествующих Р. ребенка, израильтяне имели весьма огранич. представление. Зачатие понималось ими следующим образом: «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня» (Иов. 10:10). Женщина рассматривалась как сосуд (ср. 1Фес. 4:4) для мужского семени, из которого в ней зарождался ребенок. Поэтому жена должна была сохранять верность мужу, в то время как он был свободен от подобного обязательства по отношению к ней (⇒ Брак). Было известно, что месячный цикл у женщины является необходимым условием для зачатия (Быт. 18:11). В Ос. 1:8 содержится намек на то, что в период кормления ребенка грудью новое зачатие затруднено. О внутриутробном развитии ребенка было известно очень мало. В любом случае, эти процессы считались покрытыми тайной (Екк. 11:5), чудесами, творимыми Богом (Иов. 10:8–11; Иов. 31:15; Пс. 138:13; Иер. 1:5). На девятимесячный срок беременности указывается в Лк. 1:36.56; здесь же говорится и о движении ребенка в утробе матери (Лк. 1:41.44);

2) при Р. ребенка женщине помогали родственницы, соседки (Руф. 4:14.16; 1Цар. 4:20) или повивальные бабки. Во время схваток роженица, видимо, клала руки на бедра (Иер. 30:6). Роды могли быть затяжными (Ис. 37:3; Ос. 13:13) или столь тяжелыми, что мать умирала (Быт. 35:16–19; 1Цар. 4:19). В ВЗ говорится о выкидышах (Исх. 21:22; Иов. 3:16; Пс. 57:9; Екк. 6:3), о мертворожд. младенцах и гибели плода в материнском чреве (Числ. 12:12; Иер. 20:17). Часто родовые схватки и боли, причиной которых явилось грехопадение человека (Быт. 3:16), используются в качестве образных сравнений (Ис. 21:3; Ис. 26:17; Иер. 49:24; Гал. 4:19). Спасительное вмешат-во Бога сравнивается с безболезненными родами (Ис. 66:7). После появления на свет младенца мать от счастья забывала о своих страданиях (Ин. 16:21); радостную весть о Р. сына или дочери сообщали отцу (Иер. 20:15). У новорожденного обрезали пуповину; затем его мыли, натирали солью и заворачивали в пеленку (Иез. 16:4);

3) вскоре после Р. ребенка отец или мать выбирали ему имя; иногда имя ребенку давали соседки (Руф. 4:17). Мальчикам в новозаветное время давали имя одноврем. с обрезанием – на восьмой день после Р. (Лк. 1:59; Лк. 2:21). После Р. мальчика женщина считалась нечистой семь дней, а после Р. девочки – две недели; она должна была оставаться дома соотв. 33 дня или 66 дней (т.е. в общей сложности – 40 или 80 дней), после чего ей следовало принести в святилище жертву очищения (Лев. 12). ⇒ Дети ⇒ Возрождение ⇒ Свидетель ⇒ Первородство;

4) в 1Кор. 15апостол употребляет греч. слово эктрома («нежизнеспособный ребенок, родившийся до срока») (в Синод. пер. – «изверг»), которое встречается также в Септуагинте: в Иов. 3:16 и в Екк. 6:3.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle