Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Суд

I. ПОНЯТИЕ

1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего (Пс. 57:12; Иер. 17:10). Судящий Бог – защитник гонимых, вдов и сирот (Исх. 22:21–23; Исх. 23:7; Пс. 25:1; Пс. 67:6; Пс. 118:52). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров (Лев. 26:14; Втор. 28:15; Иер. 28:16);

2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает «разделение», «различение», и лишь затем – «решение, постановление суда», «суд». Отделять свет от тьмы (см. Быт. 1:4) – неотъемлемое свойство самой сущности Бога; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5; Иак. 1:17). В Нем нет места греху, который является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы (Ин. 3:19). «Все, делающееся явным, свет есть» (Еф. 5:11–23). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет.

II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ

1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Поэтому Иисус говорит о Себе: «Я не сужу никого» (Ин. 8:15). Его цель – спасение человечества, а не его уничтожение (Лк. 9:56; Ин. 12:47). Божья воля к спасению засвидетельствована в Библии (Иез. 33:11; Лк. 5:32; Лк. 19:10; 1Тим. 1:15; 1Тим. 2:4). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно;

2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., который отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. которому одни «восстанут», другие же «падут» (Лк. 2:34). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. (Ин. 12:31). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:

а) кто верует в Него, т.е. подчиняется Его С., тот не будет судим. Над тем, кто принял Его, С. уже свершился (Ин. 3:18; Ин. 5:24). Человек, принадлежащий Иисусу Христу, обрел жизнь и избавлен от смерти. Но это не исключает того обстоят-ва, что и верующие предстанут на С. Господа (Рим. 14:10; 2Кор. 5:10; 2Тим. 4:8). Это будет день славного прославления верующих перед не признавшим их миром (1Кор. 4:5; Кол. 3:4); тогда будет явлена их сокрытая жизнь с Господом, равно как и их ошибки, недостатки и неверные поступки (1Кор. 3:12–15);

б) неверующие же уже осуждены, потому что «не уверовали во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Однако здесь возникает видимое несоответствие: Иисус, казалось бы, противоречит Сам Себе, говоря: «...не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир» и одновременно – «...на суд пришел Я в мир сей» (ср. Ин. 3 и Ин. 9:39). Иисус хочет спасти мир, и Он же становится его Судьей. Бог, послав Его на землю Спасителем, поставил Его и Судьей над всем миром (Ин. 5:22.27.30). Но именно в том, что Бог предоставил судить мир Тому, Кто пожертвовал Своей жизнью ради спасения этого мира, проявилось все величие Божьей любви. Этот С. вершится с момента явления Христа на землю.

III. ВРЕМЯ СВЕРШЕНИЯ СУДА И СТРАШНЫЙ СУД

А. Библия свидетельствует, что начиная со всемирного потопа (Быт. 6, Быт. 7, Быт. 8) и кончая звуками труб и чашами гнева Божьего (Откр. 8Откр. 11:1; Откр. 16) для свершения Божьего С. на земле существуют строго определ. судные времена. «Всему свое время», и Божьему С. – в том числе (Екк. 3:1). Самому суровому С. Израиль подверг себя сам: иудеи навлекли его на себя распятием Иисуса (Мф. 27:25). Отвергнув Иисуса, они отделили себя от Него. Страдания народа, последовавшие за разрушением Иерусалима, – самое убедит. тому свидетельство. Эти тяжкие времена – всего лишь предвестники Страшного Божьего С., на котором будет вынесен окончат. приговор.

Б. Апостолы в своих проповедях постоянно указывают на то, что Бог поставил Христа Судьею, и в назначенный день Он будет судить вселенную (Деян. 10:42; Деян. 17:31). В НЗ есть два подробных описания, в которых, вероятно, представлены различные аспекты одного и того же события:

1) СУД НАД НАРОДАМИ

(Мф. 25:31–46) Иисус Христос будет вершить после Своего Второго пришествия, когда установит Свое Царство. «Все народы» предстанут перед Его С., на котором Он решит, кто достоин «наследовать» Царство (Мф. 25:34). Один из критериев, по которым будет приниматься решение, – это отношение людей к тем, кого Иисус называет Своими братьями. Некоторые из тех, кто не рассчитывал на оправдат. приговор, будут оправданы и призваны в Царство Христа, потому что они послужили Иисусу в лице Его «меньших братьев». И напротив, некоторые неожиданно для себя останутся за пределами Царства. На этом С., время которого совпадает с последним С. над мертвыми, Страшным С., будет дан ответ на вопрос: существуют ли помимо достигших славы спасенных христиан другие люди, которые могут наравне с верующими стать участниками славы Христова Царства? Очевидно, что спасенных окажется намного больше, чем мы предполагаем;

2) СУД НАД МЕРТВЫМИ

(Откр. 20:11–15) вынесет окончат. приговор всему остальному человечеству, пребывающему в царстве мертвых вплоть до последнего Судного дня. Этот С. представляет собой начало полного преобразования вселенной (⇒ Воскресение). Возникнут «новое небо и новая земля» (Откр. 21). Последний С. совершится Христом, Судьей над миром, от лица Которого «бежали» прежние «небо и земля» (Откр. 20:11). Вместе с Ним С. будут вершить святые, которые объединены с Господом (1Кор. 6:2; Откр. 3:21). Каждый человек судится по его делам, т.к. именно в них выражается его истинная духовная сущность. В судебниках Божьих, в «книгах», записаны все мысли, слова и поступки человека. Для человека существует только одна возможность избежать наказания и быть оправданным: его имя должно быть занесено в «книгу жизни». Обвинит. же приговор будет означать вечное ⇒ проклятие (Мф. 25:41; Откр. 20:14). Возможность помилования людей еще во время их пребывания в царстве мертвых подразумевается словами о сошествии Христа в ад для проповеди «находящимся в темнице духам», с тем чтобы они «жили по Богу духом» (1Петр. 3:19; 1Петр. 4:6). Но это не означает, что призыв Христа к покаянию должен быть услышан только после смерти человека. Сказанное в Библии о Божьем С. показывает, что спасти от него может только Христос. ⇒ Право, правосудие ⇒ Судиться ⇒ Оправдание ⇒ Судить ⇒ Судилище.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle