Статистические сведения о причтах, приходах и средствах содержания духовенства
1. В Петербурге
1) При церкви Святого Пантелеймона, что при Партикулярной верфи, было два священника, диакон и один причетник. Служба совершалась ежедневно.
По ведомости 1738 года об исповедовавшихся показано 37 дворов и 25 казарм. В них: мужеска пола 686, женска 584, обоего 1270 человек.
Кроме доходов, священство и причт получали из конторы Партикулярной верфи жалованье: старший священник 50 рублей, второй 30 рублей, диакон 25 рублей, дьячок 6 рублей и просвирня Стефанида Григорьева З рубля.
2) При церкви Святых и Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы священников два, диакон, дьячок, пономарь и просвирня.
В приходе, по ведомости 1739 года, показано 266 дворов, в них мужеска пола 1191, женска 1093, а всего 3094 человека.
Духовенство пропитание имело только от приходских людей.
3) При церкви Святого Сергия, Радонежского чудотворца, в артиллерийских слободах священников два, диакон и два причетника.
По ведомости 1740 года в приходе дворов 96, и в них обитателей мужеска пола 905, женска 530, а всего 1435 человек.
Жалованье шло из артиллерийской канцелярии только одному священнику по 60 рублей в год, прочие же члены клира питались исключительно подаянием приходских людей.
4) В Ямской слободе при церкви Рождества Иоанна Предтечи с приделом Святого Николая Чудотворца было два священника, диакон, дьячок и пономарь.
По ведомости 1738 года об исповедавшихся, в приходе показано 600 дворов, и в них мужеска пола 935, женска 865, а всего 1800 душ.
5) При Вознесенской церкви в Адмиралтейских слободах было три священника, диакон, два дьячка, пономарь и просвирня. Приход был очень большой.
По ведомости 1737 года в нем показано 925 дворов, жителей: мужеска пола 5890, женска 4443, всего 10,333 человека.
18-го января 1743 года преосвященный Никодим, на основании указа Петра I о духовных штатах, определил четвертым священником Петра Иванова – из вызванных для армии из Москвы.
6) При церкви Святой Великомученицы Екатерины в Екатерингофе было два священника, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В приходе, по ведомости 1738 года, значилось 138 дворов разного звания, и в них жителей мужеска пола 670, женска 699, а всего – 1369 человек. Руги никакой не было.
7) При церкви Вознесения Господня в морской госпитале священник получал из адмиралтейской коллегии жалованья деньгами 36 рублей и провиантом: муки три четверти, гречневых круп половину осмины и соли 24 фунта. Дьячок получал жалованья по полтине в месяц и обыкновенный солдатский провиант. Квартира священнику давалась казенная в палатах близ самой церкви.
При церкви в приходе имелось 27 служительских дворов, и прихожан, по исповедным ведомостям, мужеска пола 122 и женска 92, а всех 214 человек.
8) При церкви Введения Пресвятой Богородицы на С.-Петербургском острове при гарнизонных: Копорском и Ямбургском полках, имелось два священника, один диакон, один дьячок и пономарь.
В приходе, по ведомости 1738 года, дворов 593, в них жителей 2894 мужеска пола и 1835 женска пола, а всего 4729 человек.
9) При Матфиевской церкви на том же острове было два священника, диакон и два причетника. Служба была повседневная.
В приходе состояло дворов 529, в них обывателей мужеска пола 2160, женска 1587, а всего 3747 человек. Священно-церковнослужители довольствовались пропитанием от прихожан.
10) При соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, в Никольской улице, были протопресвитер, два священника, диакон и три причетника. Служба была ежедневная, а в праздники совершались соборные служения.
Дворов по ведомости 1738 года показано 226, в них мужеска пола 1177, женска 973, а всего 2150 человек.
11) Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом четырех Российских святителей, на Васильевском острове. Когда она строилась, при ней был один священник Стефан Иванов. По освящении ее, по прошению прихожан, к ней поставлен диакон Афанасий Иванов. 30-го марта 1742 года, по их же ходатайству, открыт второй штат с перемещением из Ямбурга протопопа Дмитрия Стрельникова. Служба была повседневная. В указе о перемещении Стрельникова написано, чтобы он чреду священно-служения содержал со своим товарищем отцом Стефаном в равенстве, а именно: чья будет седмичная очередь, тому и первенство иметь.
Васильевский остров приходом весь принадлежал к церкви Святого Апостола Андрея Первозванного. Когда же освящена Благовещенская церковь, то к ней отписана в приход третья часть острова по Вторую Перспективную дорогу (т. е. по Средний проспект) (Дело 4-го февраля 1742 г., № 2211).
12) На Большой Охте, при двух каменных церквях: холодной Святой Троицы и теплой Покрова Богородицы было три священника, диакон и два причетника.
В приходе состояло дворов 1040; жителей мужеска пола 2124, женска 1692, а всего 4086 душ.
П. В С.-Петербургском уезде
а) В дворцовом селе Красном церковь Святой Живоначальной Троицы с приделами: Великомученицы Екатерины и Святого Николая Чудотворца. При ней находились: два священника, диакон, дьячок, пономарь, просвирня и сторож.
В приходе – 452 двора.
Жалованье шло из дворцовой канцелярии: каждому священнику денег 12 рублей, хлеба и овса 12 четвертей по полам. Диакону 10 рублей, хлеба и овса по полам, 10 четвертей. Дьячку денег 5 рублей и овса 8 четвертей. Пономарю денег 3 рубля, хлеба и овса 6 четвертей. Просвирне денег 3 рубля, хлеба и овса 6 четвертей. Сторожу денег 2 рубля, хлеба и овса 4 четверти. Да им же положено сенных покосов на 38 копен и руги с каждого двора по 6 копеек. Причт 5-го мая 1740 подписал в Духовное правление, что он жалованьем и подаянием приходских людей довольствуется без нужды.
б) При церкви Преображения Господня, что при Невских кирпичных заводах, имелось два священника, диакон, дьячок и пономарь. В приходе за 1740 год показано 272 двора, в них мужеска пола 685, женска 697, а всего 1382 человека. Духовенство пропитанием довольствовалось от приходских людей.
в) При церкви Святого Пророка Ильи на пороховых заводах были священник и пономарь. По ведомости 1742 года в приходе показано дворов разного звания 80, в них мужеска пола 230, женска 164, а всего 394 человека.
г) При церкви Святого Петра митрополита в усадьбе Бутурлиных за Красным кабачком, были священник и дьячок. В приходе 25 дворов, жителей мужеска пола 56, женска 61, всего 117. От строителя с 1722 года безбедная руга деньгами и хлебом: священнику 10 рублей и 12 четвертей хлеба, дьячку 5 рублей и 6 четвертей. Но с 1740-х годов потомки его, то не давали руги, то платили в малом количестве, и не в определенные сроки, а как случится. Духовенство бедствовало, жаловалось епископу на голод, и перепрашивалось в другие приходы.
III. По Шлиссельбургскому уезду
В селе Успенском при церкви Успения Пресвятой Богородицы были священник и дьячок. В приходе, по ведомости 1740 года, дворов 131, жителей мужеска пола 422, женска 379, а всего 811 человек.
IV. В Ямбургском уезде
В селе Кейкине церковь Святых Апостолов Петра и Павла. При ней служили: священник, дьячок и пономарь. По ведомости 1739 года, в приходе дворов 167; в них жителей мужеска пола 753, женска 729, а всего 1482 человек.
V. В городе Копорье
В этом городе, при соборной церкви Преображения Господня были: священник, диакон и дьячок. Они получали жалованья из С.-Петербургской дворцовой канцелярии, а в каком размер, того в делах не означено.
По ведомости 1740 года, в приходе показано 57 дворов, из них мужеска пола 106, женска 118, а всего 224 человека.
В Копорском уезде
1) Во Врудском погосте, при церкви Успения Пресвятой Богородицы были священник, дьячок и пономарь. По ведомости 1751 года, в приходе дворов – 97, в них жителей мужеска пола 693, женска 622, а всего 1315 человек.
От помещика, обер-гоф-шталмейстера C. А. Алабердеева, в 1743 году положено священнику денег 12 рублей, ржи 12 четвертей, два огорода с пахатной землею и покосами в неизвестном размере.
2) В Суйдовской мызе, при церкви Воскресения Христова были священник, дьячок и пономарь. По ведомости 1740 года, в приходе 73 двора, жителей мужеска пола 251, женска 228, а всего 479 человек.
3) В Удосольском погосте церковь Святого Архистратига Михаила. При ней – священник, дьячок и пономарь. В приходе дворов 170, жителей мужского пола 661, женска 639, всего 1651 человек. Священник владел церковной землей, неизвестно – в каком количестве. Сверх того, с прихожан собиралась годовая руга по четверику с венца, которая поступала в раздел между всеми членами клира.
4) В Сойкинском погосте при церкви Святого Николая Чудотворца были священник, дьячок и пономарь. В приходе, по ведомости 1740 года крестьянских и бобыльских домов показано 346, и в них мужеска пола 1245, женска 1186, а всего 2431 человек. Кроме сего, духовенство пользовалось данной к церкви десятинной землей, и годовою ругою с каждого венца, по шведскому четверику хлеба.
5) Положение священника в мызе Славянской, ныне Царскосельского уезда, было одно из лучших по всей епархии. В приходе имелось дворов до 50 православного населения. Но от графа Мартына Скавронского положено в 1747 году священнику: денег 40 рублей, муки пшеничной четверть, ржаной 10 четвертей, гречневых круп 2 четверти, овса 5 четвертей, ячменю 3 четверти, вина простого 6 ведер, водки 2 ведра, содержать на казенном корму лошадь, две коровы, десять овец и квартиры с починкою.
6) В Ильешском погосте, при церкви Святого Николая Чудотворца были священник и пономарь, а в приходе дворов 446, жителей мужеска пола 1380, женска 1349, а всего 2729 человек.
7) Приход села Ропши, в котором была церковь Благовещения, временно пришел в расстройство. Это была вотчина графа Михаила Головина, от которого духовенство получало жалованье и ругу. Но Головин сослан, имение конфисковано и отписано к вотчине Императрицы Елисаветы Петровны. Духовенство осталось без всяких средств. Епархиальная власть Ропшинского священника Феодора Афанасьева определила для исправления треб на конюшенный двор, а в Ропше предписала исправлять священно-служение и требы священнику села Дятлиц, церкви Рождества Пресвятой Богородицы Феодору Стефанову – впредь до определения нового священника.
Вскоре после сего, 12-го июля 1742 года, комиссия конфискации донесла, что в Ропше нужен священник и что ему будет производимо денежное и хлебное жалованье по-прежнему. Феодора Афанасьева опять возвратили в Ропшу, чего и сам он пожелал.
VI. В городе Кронштадте
При соборной церкви Святого Апостола Андрея Первозванного были протопоп, два священника, два диакона, два псаломщика и просвирня. Жалованье им производилось из штатс-конторы. А приходских дворов, земель, сенокосов и никаких угодий не имелось.
VП. В Выборгском заказе
а) В городе Выборге была соборная церковь Рождества Христова, с приделом святых апостол Петра и Павла. При нем издавна положены: протопоп, два священника, диакон, дьячок, пономарь и просвирня.
Им шло жалованье по 1723 год из Выборгской рентереи: протопопу денег 50 рублей, ржи и ячменю по 15-ти четвертей. Священникам и диакону, каждому, денег по 30-ти рублей, ржи по 10-ти четвертей, ячменю по 4 четверика, круп по 4 четверика, овса по одной четверти. Дьячку и пономарю каждому, денег по 13-ти рублей 50 копеек, ржи по 6 четвертей и 4 четверика, овса по две четверти и 4 четверика. Просвирне денег 4-ри рубля; ржи 4 четверти и столько же овса.
Но в описываемое время, денежное жалованье отпускалось полное, а хлебное – в полы. Когда и почему последовала такая перемена – неизвестно.
Православных в это время в Выборге было очень много. Кроме постоянных прихожан, за городом слободами стояли три полка и лазарета с ранеными. Они были расположены в разных сторонах на расстоянии двух верст от церкви. Священникам Выборгского собора было много трудов в это время.
б) В Выборгском уезде, в селе Сретенском, вотчины генерала и сенатора Григория Петровича Чернышева, церковь Сретенья Господня, именуемая мула-кирка. При ней в 1742 году были священник и дьячок.
По ведомости 1741 года, в приходе показано 36 дворов, а в них жителей мужеского пола 72, женского 59, всего же 131 человек.
Сверх того, священнику было положено от Чернышева: денег 12 руб., хлеба 12 четвертей, 5 баранов, 10 кур ружных и земли, в каждом поле, по одной десятине.