Источник

2. Война со Швецией

Молитвенное начало сей войны

Еще в правление Анны Леопольдовны, Швеция, без предварительных переговоров, в нарушение Нейштадтского трактата, 24 июля 1741 года объявила в Стокгольме войну России, имея в намерении возвратить себе земли, завоеванные Петром I-м в Финляндии. Правительство России, объявляя манифестом 13 августа того же года о неприязненных действиях Швеции, между прочим, призывало народ к молитве в следующих выражениях: «Чтобы все верные подданные ко Всевышнему Богу о благословении, к их собственной пользе и обороне употребляемых, наших против шведов праведных оружий, усердно и со всяким благоговением молились, и от Него, яко от источника всех благ, счастливого благоповедения сих справедливых наших намерений просили, в чем и толь наикрепчайшую твердую и бессомненную надежду на всемогущество Его имеем, яко оный есть отмститель неправды, и да ввержет врагов и супостатов наших в яму; юже нам искапывают (П. С. З. XI, 476–477, № 8432)». По распоряжению Духовного правления в С.-Петербурге и во всех заказах на дневных богослужениях: вечернях, утренях и литургиях, возносились усердные молитвы о победе над супостатами.

Моления и торжества, бывшие в продолжении войны

Война происходила в Финляндии около границ России со Швецией. Начальник русской армии, генерал фон-Ласси прислал от 24 июня 1742 года Императрице Елисавете Петровне, когда она присутствовала еще в Москве, экстракт о благополучных действиях наших войск против неприятеля. В июле как сей, так и другие экстракты из Св. Синода, бывшего также в Москве, были получены в С.-Петербурге. По распоряжению Св. Синода, их читали по всем церквам в С.-Петербурге, потом совершены были благодарные молебствия с большим благовестом, пушечной пальбой и целодневным звоном. За сим Духовное правление объявило о благополучных действиях нашей армии по всей епархии, и церковные торжества исполнены были во всех городских и сельских церквях.

Молебные пения совершались также и в действующей армии. Так напр., пo случаю взятия Фридрихсгама, единственного у шведов укрепленного города в Финляндии, – взятия без всякой потери, 10 июля 1742 года войско, в него вступившее, совершило благодарственное молебствие. (Записки Манштейна 11,231).

24 августа 1742 года, часть сухопутных и морских шведских войск сдались русскому военачальнику на капитуляцию при Гельсингфорсе. По получении об сем известий с правилами самой капитуляции, в С.-Петербурге торжество было отправлено особым образом. При начале благовеста в Петропавловском соборе звонили по всем церквам столицы. Священники, где было их два, три или четыре, соборно служили литургии и, по окончании оных, спешили в Петропавловский собор к торжественному молебну, оставив при церквах одних церковников. Эти церковники должны были сидеть на колокольнях, и, заслышав, при окончании соборного молебна, пушечную пальбу, чинили благовест к молебну при своих церквах, продолжая оный до самого возвращения священнослужителей из собора. А когда священники и диаконы приходили в свои храмы, то церковники производили трезвон во все кампаны. – Тогда, священнослужители совершали, каждый в своей церкви, благодарные молебные пения соборно, и потом происходил звон до вечернего пения.

Торжества по случаю заключения мира со Швецией

По возвращении же Императрицы и Св. Синода в С.-Петербург, праздновалось торжество заключения мира со Швецией. При сем мы в первый раз встречаем, что общенародные молитвы, в присутствии Царской фамилии, начинают совершаться в Казанской церкви, что при Невской большой перспективе. Сколь неприятна была для С.-Петербургской паствы война, гремевшая на ее территории около Выборга, столь радостно торжествовал народ ее окончание, благоприятное для России. Сведение об сем было получено в Петербурге с курьером 1-го июля 1743 года. От движения, возбужденного этим случаем, ночь жителями Петербурга и особенно утро 2-го числа были проведены в самом озабоченном состоянии. По городу из Сената и от всех коллегий и ведомств ходили курьеры с повестками, и будили должностных лиц, извещая о торжестве, к которому надлежало явиться в утренние часы следующего дня. В архиерейскую контору прибежал посланец из правительствующего Сената, копиист Афанасий Быков, в исходе третьего часа ночи. Дневальный конторы, списав копию с повестки, тотчас отправил ее к судье, протопресвитеру Михаилу Слонскому. В исходе пятого часа, Слонский сделал от себя распоряжение по всему духовенству. Такого рода повестки рассылались всю ночь по всем коллегиям, канцеляриям, конторам, к генералитету, к придворным кавалерам и дамам.

По этим повесткам торжество совершено следующим порядком. В начале седьмого часа дан сигнал с петербургской крепости из тридцати одной пушки, чтобы все собирались в церковь. В половине осьмого часа, на казанской колокольне начался благовест. Литургию служили местные священники: Иоанн Константинов и Симеон Иоаннов. В церковь пожаловали Императрица, наследник, члены Св. Синода, генералитет и множество светских знатных персон. Мужчины были в блестящих одеждах, и дамы в самарах. Духовенство явилось с лучшим церковным облачением. По окончании литургии, сенатский обер-секретарь Павел Северин прочитал объявление о заключении мира со шведской короной. Затем с благовестом и звоном совершено было молебное пение в благодарность Богу. По окончании молебствия, Преосвященный Стефан, епископ псковский и нарвский, член Св. Синода, обратившись к Императрице, произнес, по современному сказанию в витиеватых терминах поздравительное с наиглубочайшими респектами приветствие о вечном замирении. По окончании речи, дан ракетный сигнал из крепости. С Адмиралтейства стреляли три раза из пушек, а солдаты разных полков, расставленные в порядок по Невскому проспекту, производили пальбу беглым огнем. Все приветствовали Императрицу, наследника и друг друга. На следующий день, по распоряжению архиерейской конторы, во всех соборах и по церквам служили благодарственные молебствия с благовестом и звоном. Звон продолжался три дня. В уездах селах тоже праздновалось это торжество это – по всей России. Для нашего отечества наступило мирное время и народ, с окончания шведской войны, долго потом не слышал по церквам молитв о победе на супостатов. Следует заметить, что при Анне Иоанновне, всенародные торжества, кроме освящения Казанской церкви, не совершались таким образом. По манифесту 2-го августа 1737 года, по случаю взятия Очакова, были отправлены по церквам благодарные молебны, к которым предварительно созваны были лучшие прихожане, но такого общего торжества не было.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle