Источник

III. Описание собора

А) По внешнему виду

По внешнему своему виду, собор принадлежит к зданиям, стиля Возрождения, но устроенным в особом вкусе (рококо), существовавшем во времена Растрелли, в каком построены некоторые из важнейших зданий С.-Петербурга, каковы: Большой Императорский Дворец, Никольский морской собор, Пажеский корпус, дом графа Строганова у Полицейского моста и др.

Основание собора крестообразное, но так, что средняя перекладина почти в 2 1/2 раза шире продольной, и при том, более надвинута к верхнему (восточному) концу. В угольных углублениях с западной стороны находятся довольно значительные выступы, а с восточной, по незначительности этих углублений, они маскируются вогнутой линией, которая углы верхнего конца соединяет с поперечной перекладиной. Неизвестно, как глубоко заложен бут, но фундамент идет слишком на 11/2 саж. ниже окружающей площади, и образует подвальный этаж в 21/2 саж. Высоты, до сводов; весь он разделен массивными стенами с пролетами и такими же столбами. На высоте 1 саж. 2 арш., под сводами, проделаны низкие, длинные, сверху скругленные, просветы, слабо освещающие. В подвал ведут четыре железные двери, по одной с северной и южной, и две с восточной стороны; для спуска устроены две гранитные лестницы о 12 ступеней и 2 чугунные, о 16 ступенях. Цоколь собора со вне одет гранитными тесаными плитами на 11/4 арш. от земли, с выступами для тумб, поддерживающих колонны.

На этом основании возвышается самый корпус собора – массивное здание, разделенное антаблементом на два яруса; под архитравом расположены легкие колонны коринфского ордена, которые украшают все многочисленные углы и выступы храма, или по две, или по три, и по четыре на каждом14; соответственно им, верхний ярус опоясывается рядом пилястр, упирающихся в карниз антаблемента фигурными консолями и украшенных, вместо канителей, головками херувимов, с спускающимися вниз гирляндами. За тем идет под кровельный карниз, на котором, по среди здания возвышаются небольшие фронтоны, на северной, восточной и южной сторонах – треугольные, а на западной – полукруглый, с лепными в тимпанах фигурами. Там, где возвышаются фронтоны, стены, исключая восточной, устроены небольшими выступами, среди которых в нижних ярусах устроены двери, а в верхних – большие овальные окна (розетты), рассекающие собой полукруглые фронтоны антаблемента. К трем входным дверям ведут открытые широкие гранитные лестницы, имеющие по 8 ступеней с трех сторон и наверху широкие площадки. Как двери, так и многочисленные окна собора украшены лепной работой – наличниками, над-оконниками и пр15. И у окон, и у дверей верхи полуциркульные. Высота корпуса собора до кровли 14 1/2 саж. Толщина наружных стен в крайних оконечностях креста 1 саж. 2 арш., в прочих местах от 1 саж. до 2 1/2 аршин.

Кровля идет несколькими скатами, так как собор устроен многоугольником, и довольно крута; чтобы скрыть это обстоятельство, не совсем гармонирующее с изящной архитектурой, по краям ее, вокруг всего собора, поставлен парапет из котельного железа, в виде балюстрада, подкрашенного под белый мрамор. И действительно, на близком расстоянии, он довольно удачно маскирует крутизну кровли, особенно с западной стороны. Кровля упирается в купол, замечательный своей высотой, легкостью и оригинальностью. Барабан купола, также как и корпус собора, двухъярусный, очертание его круглое, но от орнаментов представляется осьмигранным, скругленным; свод имеет овальную форму, с осьмью широкими каменными дугами, опирающимися на пилястры верхнего купольного яруса. Но оригинальность купола состоит в том, что с северо-востока и северо-запада, с юго-востока и юго-запада примкнуты к нему четыре четырехугольные, тонкие башни, также двух-ярусные и тесно с ним соединенные. Высота их не достигает высоты купола, однако же, далеко выдается за карниз его, с которого начинается купольный свод. И здесь, т. е. на куполе и на башнях, как и на корпусе собора, по нижнему ярусу расположены колонны, а по верхнему – пилястры. Кровли на башнях своею вогнутою формою, равно как и сами они своим видом, напоминают китайские постройки; только по верхним углам сделаны маленькие полукруглые фронтончики, а соответственно им и углы скошены на этих-то усеченных углах и поставлены по две колонны внизу и по две пилястры вверху. Над широкими верхними раструбами кровель утверждаются из валиков карнизы, и после перехватов, напоминающих поддонок, возвышаются луковицеобразные, удлиненные главы, заканчивающиеся широким поясом и шейкой, на шейках утверждаются яблоки и прорезные четырехконечные, значительной величины, кресты. Над сводом же купола, подле карниза, на довольно широкой площадке, возвышается осьмигранный скругленный фонарь, с такой же кровлей, как и на башнях, и совершенно уже луковицеобразная глава, которая, по сравнительной высоте, кажется меньше башенных; на ней такие же яблоки и крест, но только больших размеров. Кресты и яблоки медные, вызолоченные через огонь. С поясков на шпицах глав спускаются бронзовые вызолоченные гирлянды, по четыре на башенных и восемь на купольной, прерываемые по середине такими же головками херувимов, парными на башнях и одиночными на куполе. Такие же гирлянды опоясывают кровли под главами башен, а на фонаре расположены в простенках между окнами; над окнами прикреплены к карнизу головки херувимов. Гирляндой опоясана и кровля купола под фонарем. Все окна в башнях имеют железные переплеты; из них в нижних вставлены стекла, а в верхних – железные, сетки, исключая восточные башни, где оконные переплеты наглухо заделаны листовым железом.

Главы, кровли на куполе и башнях крыты белым цинковым железом и окрашены были кобальтом; по ним раскиданы были золотые звезды, большие на кровле купола, меньшие на главах. Кровля на самом соборе крыта прокатным железом замечательной толщины; окрашена она была серою краской, а стены собора исключительно белою.

Вся внешняя высота собора с крестом составляет 42 саж. 21/2 арш.16, из нее каменной кладки от земли 35 сажен. Длина, со включением стен, 34 саж. 23/4 apш., а ширина, по средней перекладине креста, также со включением стен, 26 саж. 2 ¾ аршина,

Б) По внутреннему устройству

Как снаружи собор пестреет разными мелкими украшениями, так внутри поражает своей величественной простотой, и, при колоссальных размерах, нисколько не подавляет своей громадностью; так как от входа вся средняя часть представляется совершенно открытой, и взор без труда достигает до самой крайней восточной части, чему способствует высота сводов и арок, и значительное возвышение в передней части храма.

Внутреннее расположение Собора имеет уже совершенную форму римского креста, продольная линия которого от входа до восточной алтарной стены составляет 31 саж. 13/4 арш., а поперечная, проходящая через среднюю часть храма, 231/2 саж. Шестью столбами (пилонами), из которых два средние, толщиной по цоколю в 3 саж. 1 арш. 10 верш., храм разделяется на три части: среднюю, северную и южную. В средней части помещается главный престол в честь и славу Воскресения Христа Спасителя; на правой стороне придел во имя Св. Равноапостольной Марии Магдалины, в память в Бозе почившей императрицы Марии Феодоровны, благотворительницы юношества; на левой северной – придел во имя Св. Праведной Елизаветы, в память в Бозе почившей императрицы Елизаветы Петровны, основательницы собора.

Средняя часть храма, как сказано выше, простирается в длину более, чем на 311/2 саж., а именно: до ступеней, ведущих на солею, которая от пола храма возвышается почти на сажень, 21 саж. 2 арш.; в ступенях 2 саж. 1 ар.; площадь солеи до иконостаса 1 саж. 1 ар. 2 вер.; под цоколем иконостаса 2 ар. 4 вер.; и от иконостаса до восточной стены 5 саж. 1 ар. 6 вершк. Эта последняя мера составляет длину главного алтаря; ширина его между стенами 7 саж. 21/2 арш.; такой же меры в ширину и западный, входной пролет, который между столбами суживается до 6 саж. 11/2 арш. Ширина приделов, со включением столбов 8 саж. 1 арш. 10 верш., а без столбов 5 саж.; длина же их до ступеней солеи 14 саж., со включением ступеней солеи и алтаря до алтарной стены 19 саж. 8 верш., а с ризничными комнатами, находящимися позади алтарей, 211/2 саж. Придельные алтари в длину почти 2 саж., а в ширину 5 саж. 23/4 арш.

Два задние столба входят в стены продольные входного пролета и поперечные, составляющие западные стены приделов. С этих столбов на средние переброшены продольные арки; ширина пролетов между этими столбами, ведущих в приделы, – составляет 2 саж. 2 верш. Такие же арки между средними и восточными столбами, восточной стороной входящими в состав алтарных продольных стен; только ширина пролетов, между цоколями столбов, здесь уже 6 саж. 11/2 ар. Против средних и восточных столбов, в стенах южной и северной устроены полу столбы, на которые со столбов также переброшены поперечные арки; под восточными арками помещаются ступени, за арками, под сводами, придельные солеи и алтари, а за западными – отделения в роде притворов.

Средние столбы устроены крестообразно с закрытыми входящими углами, на цоколе, в 1 саж. 4 верш. высотой; с каждой стороны креста стоят по 2 полуколонны коринфского ордера, высотой с базами и капителями в 4 саж. 1 арш. 2 верш.; на восточных столбах таких полуколонн по 6, а на западных только по 4; на стенных столбах по 2 и по одной по бокам пилястр, по одной полуколонне находится также в углах входного пролета. Кроме того, в продольной части восточного отделения, с каждой стороны поставлены по две двойные пилястры, а в западной по одной, служащие также основанием для арок, между которыми возведены неодинаковой длины поперечные своды. Как цоколи, так колонны и пилястры одеты штукатуркой, подделанной под белый шлифованный мрамор. Поверх колонн и пилястр, как на столбах, так и вокруг всего собора, идет высокий (1 саж. 8 верш.) антаблемент с широким карнизом; на карнизе утверждены железные, в 13/4 арш. вышины, поручни, а на них кругом собора, исключая алтари, укреплены 90 железных жирандолей, каждая с 5-ю свечными трубками. В западной входной части, вместо хода по карнизу, устроены небольшие чугунные хоры, на чугунных кронштейнах, с такой же балюстрадой, обложены медью и выкрашены белой масляной краской. На хоры ведут две боковые двери с чердака собора. По балюстраде хор жирандолей нет. Над карнизом антаблемента, покрывающего столбы и пилястры, по стене проведен высокий (1 саж. 12 верш.) пояс с барельефными изображениями четверо-конечных с сиянием орденских крестов, с опоясывающими их полукругом такими же гирляндами, а по углам херувимов. Кажется, это единственная уступка Растрелли, предполагавшему весь собор украсить барельефами и золочеными орнаментами лепной работы. Под дверями, ведущими на хоры, внизу между западными столбами и пилястрами устроены также две высокие двери, которые ведут в угольные уступы, где устроены каменные лестницы для входа на чердак и с него в башни, а сбоку от этих лестниц небольшие комнаты, с правой стороны – для хранения свечей, с левой – для дежурных церковных сторожей.

Средние и восточные столбы служат основанием для башен, и на них же, и на четыре между ними арки, и четыре парусные свода опирается купол, шириной в диаметре 9 саж., а в поясе 81/2 , высотой со сводом до фонаря 18 саж. 1 арш. Здесь после гладкого, около сажени, пояса или кольца, идет широкий, с овальным краем, карниз, служащий сообщением между нижними ярусами башен, в которые ведут четыре небольшие двери, устроенные под междуоконными нишами и закрываемые карнизом; по карнизу поставлены железные поручни с 32 такими же жирандолями, как и по собору. Между верхними и нижними окнами устроен такой же карниз, с которого сделаны входы во второй ярус башен; и по этому карнизу поставлено на поручнях столько же жирандолей. Между окнами и одинаковой с ними высоты, довольно глубокими нишами, в нижнем ярусе, находятся двойные, прорезанные желобками пилястры, стоящие на высоких цоколях. Над верхними окнами небольшой карниз и пояс лепной работы алягрек, с которого начинается гладкий свод, расписанный прежде сероватыми орнаментами по трафарету. Фонарь, в диаметре 2 саж., в высоту 3 саж. 2 арш., оканчивается сферическим каменным сводом, на котором в сиянии и облаках изображено Всевидящее око.

Таким образом вся внутренняя высота собора простирается, от пола до сводов, – в западной части до 11 саж. 21/4 арш. и 12 саж. 8 верш., в восточной части от возвышений солеи почти на 11 саж.; в боковых отделениях на 12 саж. 8 верш.; арки средние в 9 саж. 1 арш., боковые 9 саж. 2 арш.; до под купольного пояса 11 саж. 21/2 арш.; а всего от пола до свода фонаря 33 саж. 21/2 арш.

Собор освещается 59-ю огромными окнами и тремя большими просветами над дверями, не считая 6 окон, освещающих верхние ризничные комнаты, называвшиеся палатами, и отделенные от нижних глухими сводами, и два окна, освещающих комнаты и лестницы в западных выступах. Из этих окон 8 – в фонаре, 8 – в двух ярусах купола, 6 – в двух ярусах главного алтаря, 4 – в придельных алтарях, 6 – в четырех нижних ризничных комнатах и 27 – в различных местах собора. Обилие света, как нельзя более, соответствует храму, получившему свое наименование от светлого торжества Воскресения Христова.

Для отопления собора поставлено в разных местах 24 большие пневматические печи, из коих 20 обложены железом с железными на верху колоннами, представляющими род павильонов и скрывающими обороты: в главном алтаре 4, в боковых по 2, в самом соборе по обеим сторонам его 8, в верхнем ярусе над карнизом 4, и 4 изразцовых: 2 в ризницах и 2 при входах на чердак; кроме того, есть два изразцовые камина в угольных ризничных комнатах.

Пол по всему собору вымощен большой ревельской лещадью (360 квад. саж.), а в ризницах Путиловской плитой. Ступени, ведущие на солеи, числом по 12 в каждом приделе, и, разделяющие их, продольные площадки в 1 арш. 7 верш. ширины, выделаны из екатеринбургского шлифованного желтого мрамора, а самые солеи и алтари выстланы шахматными дорожками из екатеринбургского же желтого и синевато-серого мрамора. На средних площадках, разделяющих ступени, поставлен хрустальный балюстрад, с бронзовыми, некогда вызолоченными, поручнями и железными кронштейнами, прежде также позолоченными. Вышиной балюстрад 11/2 арш., длиной во всех трех приделах 12 саж. 21/2 арш.

У правого среднего столба, поддерживающего купол, в угольном северо-восточном углублении, устроено царское место. Боковые его украшения высечены из белого мрамора, а две ступени и площадка из черного с жилами; над ним, в половине высоты колонн, овальная резная сень, под которой внутренние стенки обиты малиновым бархатом с такими же боковыми занавесами, обшитыми широким гасом и подобранными золотыми кистями. Вверху сени на резной подушке резная же золоченая корона; на внутренней стороне под сенью вензеловая буква Н с короной, а на задней стороне изображение двуглавого орла, вышитого золотом, на груди которого, шитое шелками и золотом, эмалевое изображение Св. Великомученика Георгия, а на крыльях такие же гербы областей России.

На восточной стороне левого среднего столба в цоколе вставлена длинная и широкая белого мрамора монументальная доска, в золоченой бронзовой с литыми украшениями раме, увенчанной такой же короной. На ней, позолоченными бронзовыми буквами, изображена следующая надпись: «Сей храм наименован собором всех учебных заведений, в память Императрицы Марии Феодоровны, благотворительницы юношества. Родилась 1759 года октября 14 дня, скончалась 1828 года октября 24». Пространство, занимаемое доской, обнесено балюстрадой из белого мрамора. Две подобные большие мраморные доски вставлены в двух простенках окон в большом алтаре, на восточной стороне, за образом Воскресения Христова. На левой из них из сечено: «Сей храм начат Императрицею Елизаветою Петровною в 1748 годе, докончен Императором Николаем Павловичем в 1835 годе». На правой доске означены семнадцать учебных заведений, состоявших под покровительством императрицы Марии Феодоровны17.

На левом восточном столбе, на стороне, обращенной к царскому месту, устроена круглая, открытая проповедническая кафедра, на резных позолоченных кронштейнах, с такими жe украшениями и золоченой, славянскими буквами, надписью: «Услышите слово Господне». От средней площадки солеи главного алтаря на кафедру ведет деревянная, о 9 ступенях, винтообразная лестница, огражденная легкими точеными перилами. Перила и поля кафедры окрашены белой краской.

В) Алтари и иконостасы

Главный алтарь Воскресения Христова пространством более 40 квад. саж. В нем: 1) престол дубовый, длиною 23/4 арш., шириною 2 арш. и высотою 1 арш. 6 верш. Под престолом, в дубовом кресте, без надписи, заделан мастикой серебряный ковчежец со св. мощами. Антиминс голубой, атласный, священнодействован Высокопреосвященным Григорием, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским 1857 г. 11 августа; положен в 1858 году. Прежний антиминс, священно-действованный Высокопреосвященным митрополитом Серафимом в 1835 г., при перемене на новый, сдан в лаврскую ризницу; 2) жертвенник в северо-восточном углу, в амбразуре окна, также дубовый и такой же высоты, как и престол, квадратной меры в 1 1/2 арш.; 3) за престолом, на восточной стороне, устроена, почти одинаковой с ним высоты, квадратная в 13/4 ар. резная тумба, в виде стола, с четырьмя поддерживающими углы дугами, упирающимися в подножие, крашенная белой краской, с позолотой по резьбе. На тумбе, под стеклянным составным колпаком серебряная дарохранительница, мерой по основанию, в длину 1 арш. 33/4 верш., в ширину 1 арш. 21/2 верш, и в высоту 2 арш., в виде продолженной арки (элинга), поддерживаемой 24 яшмовыми колоннами, по 6 в ряд, стоящими на возвышенной площадке, среди которой, между 4-х рядов колонн устроена на высоком пьедестале гробница, для хранения св. даров. На том же возвышении под аркой, лицом к престолу, поставлена в серебряном, вызолоченном, украшенном стразами, сиянии, поддерживаемом двумя ангелами, большая, в 51 зол. весом, золотая медаль, выбитая в память обновления посвящения храма и высочайше пожалованная собору в 1835 году. На ней, с лицевой стороны, изображен Спаситель, окруженный детьми, с надписью вокруг: «Оставите детей приходите ко мне, та цех бο ест Царствие Божие», а на оборотной стороне, перспективный вид собора, с прилегающими к нему зданиями, с начертанием вверху «1748 и 1835» (годы начатия и окончания собора), а внизу: «окончен в память Императрицы Mapии Феодоровны». Серебра в дара-хранительнице весом 4 пуд. 30 фунт. 6 зол. Работы мастера Кейбеля: 4) на горнем месте, в резной золоченой, в 5 саж. высоты, раме, представляющей два ажурные четырех-угольные столба с аркой на верху, в которой в сиянии помещено сквозное слово: БоГЪ, и отстоящей от восточной стены на 2 арш., находится храмовая икона Воскресения Христова, высотой в 8, шириной в 4 аршина, писанная масляными красками, живописью, на холсте, академиком Якобсом. Перед ней, по сторонам, поставлены две жирандоли в виде больших дерев, в ветвях которых ставятся 70 свечей. Перед ликом Спасителя большая серебряная лампада, в которой с цепями веса 14 фунтов; 5) иконостас этого алтаря состоит из 4-х колонн, одной меры с колоннами на столбах, того же коринфского ордера, но с желобками в верхней, и с ножками в нижней части, утвержденных на простых, столярной работы в 5 четвер. вышиной, цоколях. Карниз, налегающий на колонны, одинаков с карнизом, опоясывающим весь собор, над ним на брусчатом двойном пьедестале, с резной спускающейся пеленой, поставлен большой вызолоченный шестиконечный с сиянием крест, а с двух его сторон – фигуры двух коленопреклоненных, молящихся ангелов, окрашенные под гипс. Между колоннами находятся в два яруса иконы в золоченых рамах, – золоченой ажурной резьбой прикрепленных к колоннам. Фон иконостаса окрашен белой клеевой краской. Царские врата деревянные, состоящие из сквозной золоченой резьбы, утвержденной на рамах; в высоту 9, в ширину 5 арш. 9 вершков.

На них вверху икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная академиком Бассиным, на правой половинке изображена Пресвятая Дева Мария, на левой Архангел Гавриил; каждая из этих половинок в вышину 5, в ширину 21/2 арш. Внизу под ними в двух продолговатых рамах иконы четырех евангелистов, по 2 изображения на каждой, работы свободного художника Голика; мерой иконы в высоту 11/4 арш., в ширину 21/2 арш. Над царскими вратами, в сиянии, круглый образ Тайной Вечери, в диаметре 3 арш. 12 верш., академика Якобса. По правую сторону царских врат икона Спасителя, принимающего и благословляющего детей, по левую – Покрова Божьей Матери; обе иконы работы свободного художника Нотбека, и мерой в высоту 6, а в ширину 21/2 арш. На южной двери образ Св. Николая Чудотворца, а на северной – Св. Мученицы Царицы Александры, – писанные свободными художниками, первый – Алексеевым, второй – Тырановым; оба одинаковой меры с местными иконами. Над местными иконами, северными и южными дверями и над двумя боковыми стенными нишами находится шесть икон, в высоту 2 арш. в ширину 21/2 арш., именно: над Спасителем – Рождества Христова, а над Покровом – Рождества Богородицы, – копии с Корреджио и Рафаэля, работы свободного художника Сысоева; над южными дверями – Преображения Господня, над северными – Вознесения; копии с Paфаэля, работы 14 класса Чорикова; над правой нишей – Вход в Иерусалим, над левой – Воскрешение Лазаря, писанные академиком Брюловым.

Оба придельные алтаря и при них иконостасы одинакового устройства. Престолы дубовые, длиной 1 арш. З1/2 верш., шириной 1 арш. 12 верш., высотой 1 арш. 6 верш. Антиминсы одинаковые и оного освящения с антиминсом главного престола. Жертвенники также дубовые, примкнутые к стене между нишами в длину и ширину 1 арш. 2 верш., в высоту 1 арш. 6 верш. Иконостасы прямые с полукружиями наверху, в которых, в семи четырехугольных сквозных рамах, резные золоченые головки херувимов. По иконостасам, вокруг иконных рам, расположена крупная золоченая резьба, а над северными и южными дверями такие же резные атрибуты богослужения Ветхого и Нового заветов. В полукруглой вырезке царских врат, в сиянии, резное вызолоченное Всевидящее Око18. Царские врата высотой в 71/2, а шириной в 5 аршинов, состоят из деревянных рам, с прикрепленной к ним, сквозной золоченой резьбой из переплетающихся между собою ветвей винограда и пуков пшеничных колосьев; северные и южные двери, по тесноте места, несколько вогнуты. Фон иконостаса и поля около рам выкрашены белой клеевой краской.

В правом приделе в запрестольной нише, вверху полуциркульной, в такой же раме из виноградных кистей и листьев, образ предстательства Божьей Матери о храме и учебных заведениях; на нем вверху на облаках изображена предстоящая Божья Матерь, в молитвенном положении, окруженная сонмом ангелов и херувимов, у одного из ангелов в руках хартия со словами: «Призри с небеси Боже, и виждъ, и посети виноград сей», а внизу перспективный вид собора и три отроковицы, в одежде трех возрастов Общества благородных девиц; мерой образ в высоту 7 аршин, в ширину 31/2 арш. На царских вратах две круглые иконы: Нерукотворный Образ Спасителя и Знамение Божьей Матери; каждая по 1 арш, и 1верш. в диаметре. Над царскими вратами, в полукружии иконостаса образ Господа Саваофа, с двумя коленопреклоненными, в молитвенном положении, ангелами, и высотой 2 арш. 9 верш. шириной, по нижнему краю 5 арш. 2 верш. Все четыре иконы писаны академиком Венециановым. По правую сторону царских врат икона Вознесения Господня, а по левую – Божьей Матери Всех Скорбящих Радости; обе мерой в высоту 4 арш. 9 верш., в ширину 2 арш. 1 верш., и обе писаны академиком Риссом. На южных дверях изображение Св. Равноапостольной Марии Магдалины, на северных Св. Благоверного Великого князя Александра Невского; оба в высоту по 4 арш. 5 верш., в ширину по 21/4 арш.; первая работы художника Чорикова, вторая академика Ф. Брюллова. Во втором ярусе, над местными иконами и северными и южными дверями, четыре иконы, именно над иконой Вознесения – Богоявление Господне, а над иконой Скорбящей Божьей Матери – Введение во храм; над южной дверью – Воздвижение Честного и Животворящего Креста, над северной – Сретенье Господне; все четыре мерой в высоту 1 арш. 9 верш., а в ширину первые две 2 арш. 1 верш., а последняя 21/2 арш.; первые – копии работы корпуса флотских штурманов подпоручика Никитина; вторые – оригиналы свободного художника Тукаринова.

В левом приделе, в такой же, как и в правом приделе, запрестольной нише и в такой же раме, образ Св. Троицы, сочинения и письма свободного художника Нотбека. На образе вверху, с правой стороны, изображен Бог Отец сидящим и ниспускающимся на облаках; Сын Божий представлен стоящим на земле с орудием своих страданий и смерти, – крестом, который он поддерживает правым рамом и рукой; Дух Святый изображен в средине, исходящим от Отца и грядущим к Сыну; вокруг изображены тьмы тем сил небесных, скрывающихся в лучах Божественного света. Круглые иконы на царских вратах, с изображениями, – на одной Св. Ап. Петра и Павла, на другой – Св. Ап. Андрея и Иоанна Крестителя, писаны художником Тырановым. В полукружии над царскими вратами образ сошествия Св. Духа на апостолов, писан академиком Венециановым. По правую сторону царских врат икона Преображения, а по левую – Успение (взятие Божьей Матери на небо), первая копия с Рафаэля, вторая с Тициана; обе писаны свободным художником Крыловым. На южных дверях Св. Праведная Елизавета с отроком Иоанном, на северных – Равноапостольный князь Владимир и Св. Княгиня Ольга, первая писана Тырановым, вторая – Ф. Брюловым. Во втором ярусе над Преображением: учение о любви (Ин.15,12), писана Никитиным: над Успением: явление Христа мироносицам; над южными дверями: «Воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови» (Мф.22,21); над северными: насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами; все три писаны Чориковым. Мера всех сих икон та же, что и соответствующих им икон в правом приделе.

Иконы во всех трех иконостасах, равно как и запрестольные писаны на холсте, живописью.

Чтобы не закрыть купол и величественную перспективу храма, вместо большого паникадила, какое обыкновенно весится под большим куполом, для освещения собора, повешена была, пред образом Тайной Вечери над царскими вратами главного алтаря, бронзовая люстра со 108-ю свечами, а по карнизам собора, как показано выше, расставлены 154 жирандоли, в которых 770 свечей. Полное освещение, производившееся только в праздник Пасхи, составляло 1250 свечей, а веса 6 пудов 10 фунтов.

* * *

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.

14

Всех колонн по нижнему ярусу 56, и, кроме того, 8 пилястр.

15

Преимущественными украшениями служат гипсовые головки херувимов, коих над окнами нижнего яруса по две, и в над-оконниках верхнего по одной.

16

Высота в официальном «Отчете комиссии о до строении Собора» назначена 45 саж., но этого не дает точное измерение разрезов, приложенных к тому же отчету, равно как в находящихся в конторе вдовьего дома. Длина и ширина проверены в натуре.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.

17

Вот названия перечисленных здесь заведений: 1) «Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским училищем»; 2) училище Ордена Св. Екатерины; 3) Мариинский институт; 4) Девичье училище Военно-сиротского Дома; 5) С.-Петербургский Воспитательный Дом; 6) С.-Петербургское Коммерческое училище; 7) училище Глухонемых; 8) Дом призрения сирот; 9) два училища солдатских дочерей полков Лейб-Гвардии; 10) Московское училище Ордена Св. Екатерины; 11) Московское Александровское училище; 12) Харьковский институт благородных девиц; 13) Московский Воспитательный Дом; 14) Гатчинский Воспитательный Дом; 15) Московское коммерческое училище; 16) училище практического садоводства в Гатчине; 17) Девичьи училища Черноморских нижних чинов в Николаеве и Севастополе.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.

18

Над этими атрибутами царских врат, на поясах иконостасов, находятся резные, вязью, с позолотой надписи в правом приделе: «Посети виноград сей, его же насади десница Твоя» – в левом: «Дух твой благий наставит мя на землю праву» .

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle