Источник

V. Святыни и достопримечательные предметы

Кресты с св. мощами и иконы

а) Кроме св. мощей, под главным престолом, в дарохранительнице хранятся 2 серебряные вызолоченные креста: один в 3, другой в 11/2 вершка, в которых вложены частицы святых мощей; также ящик, в роде небольшого ковчега, за стеклом, где за серебряной рамой с девятью четырехугольными отверстиями, вложены девять частиц св. мощей. Каких св. угодников Божьих эти мощи, и откуда поступили кресты и ковчег в собор – неизвестно.

б) У переднего левого столба, на аналое, в киотной раме за стеклом, положена икона Ярославских, Новгородских, Соловецких и др. чудотворцев; среди вделанных в нее кипарисных резных крестов и образов находится серебряный вызолоченный, обложенный по краям бирюзой, крест с частицами св. мощей, изображенных на иконе святых, но всех ли или некоторых, и каких именно, равно как откуда поступила в собор эта икона – сведений нет.

в) Из икон, расставленных в разных местах по храму в иконостасных рамах и на аналоях, можно заметить: 1) Нерукотворный образ Спасителя и 2) Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Первая высотой в 10, а вторая в 9, шириной же обе в 8 вершк., и обе в серебряных вызолоченных, недавнего дела, ризах, кроме одежды на Божьей Матери, которая низана жемчугом; а в венце на иконе Спасителя в букве О – бриллиантовая брошь; обе эти иконы, по преданию, суть дар и благословение Императрицы Елизаветы Петровны новоустрояемому Воскресенскому монастырю. Они иконописные, на досках, и по манере письма, должны быть гораздо старше прошедшего века. Иконы 3) Смоленской и 4) Толгской Божьей Матери (копия, как значится в надписи, с иконы явленной); первая мерой в высоту 1 арш. 2 верш., в ширину 141/2 верш., вторая в выс. 1 арш. 1 верш., шир. 14 верш. также в серебряных вызолоченных нового фасона ризах и не менее древнего письма; внесены в собор из упраздненного Воскресенского монастыря; а откуда поступили в оный – неизвестно. 5) Икона Черниговской Божьей Матери, довольно свежего иконописного письма, на доске, выс. в 1 арш, и в 11 верш. шириной. Покрыта новой серебряной вызолоченной ризой с бриллиантовыми, аметистовыми, жемчужными и друг. украшениями, составляющими приношения усердствующих лиц. Весу в ризе и серебряной раме 12 ф. 70 зол. Эта икона поднесена была императору Петру I, по возвращении его из азовского похода, архимандритом Черниговского Ильинского монастыря Лаврентием Крещеновичем с братией, а пожертвована в бывший Воскресенский монастырь основательницей его. Есть, кроме того, в ризнице 6) икона Священномученика Ипатия, выш. 8, шир. 6 верш., в серебряном вызолоченном по краям окладе, с таким же венцом, поднесенная императрице Анне Иоанновне, Ипатьевского монастыря архимандритом Платоном с братией. На задней стороне сей иконы, с отметкой № 7, находится надпись и стихи, составленные подносившими эту икону23. В ризнице же есть ветхая Дарохранительница, точеная из кости: откуда и чьей работы – неизвестно:

говорят, что это труд императрицы Марии Феодоровны, пожалованный в монастырскую церковь. Еще замечательнее 8) икона Воскресения Христова, находившаяся прежде в ризнице, а ныне положенная в церкви на аналое. Она иконописная, на доске, в 12 верш. длины и 10 ширины, в гладком серебряном, без пробы, вызолоченном окладе, в котором веса 1 ф. 39 зол. На нижнем крае ее, на длинном белом свитке, находится следующая надпись: «Сей святой образ Ея Императорскому Величеству Елизавете Петровне Самодержице Всероссийской от Святейшего Синода принесся апреля 26 дня 1742 года». Значит он поднесен ко дню коронования, которое происходило 28 апреля того же года. Судя поэтому и по самой надписи, надобно предполагать, что и образ Св. Ипатия поднесен был также при коронации Императрицы Анны Иоанновны. В подобном же гладком серебряном вызолоченном окладе есть 9) икона Киевских чудотворцев. Хотя материя, которой она была обложена с обратной стороны оборвана и потому нельзя судить о ее назначении; но тщательность письма и отделки не позволяет сомневаться, что это благословение Киевской лавры высочайшей особе, и, по всей вероятности, Императрице Елизавете Петровне, которая летом 1743 г. лично посещала Киев. Мерой эта икона в выс. 12 верш. и 10 верш. в ширину. На нижнем крае оклада вырезана следующая надпись: «Собрание преподобных отец наших российских чудотворцев киевских яве зримых и покланяемых кроме под спудом сокровенных самому Богу исчитающему множество звезд и всем им имена нарицающему сведомых и именуемых». В нижней части, по середине, на втором плане, изображен Св. Равноапостольный князь Владимир, с крестом в правой руке, с двух сторон его св. мученики Борис и Глеб, а над ними женские изображения в княжеских венцах, как надобно полагать, Св. Княгини Ирины и Княгини Ефросинии (надписей на сих 5 венцах нет. На первом плане, с боков изображения князей, представлены пр. Антоний и Феодосий; за ними в ряд святые и затем ряды святых восходят выше и выше. Всех ликов по правую сторону Владимира – 75, по левую – 48, и над всеми ими гладкие серебряные венцы с означением имен. Среди этого сонма святых и посреди самой иконы отчетливое изображение Киева-Софийского собора, а над ним в серебряном вызолоченном бордюре икона Успения Божьей Матери в малом виде. На задней стороне этой иконы наклеен бумажный ярлык с № 90. Очень схожа и по письму, и по окладу 10) икона Покрова Пресвятой Богородицы, но также с оборванной на обратной стороне материей и без всякой надписи. 11) Икона Святителя Алексия митрополита Московского с чеканным бессменным сребро-позлащенным окладом, состоящим из четырех полос и с гладким венцом; подбита желтой тафтой, на которой бумажный ярлык с № 91. 12) Икона явления Иисуса Христа по воскресении апостолам, свежей и светлой иконописи, в серебряном по углам и середине с цветами окладе; подбита зеленым атласом, совершенно обветшавшим; на нем посередине бумажный ярлык с № 78, над которым надписан год «1764», а с правого бока, вверху, на самой тафте, чернилами сделана надпись: «1755 году мая 7 дня вынесен из комнаты».

Утварь

Собор от щедрот Государя Императора обильно снабжен священной утварью, на которую употреблено золота 9 фунт. 13 зол., а серебра 15 пуд. 14 ф. 29 зол. Кроме этого, много серебряных вещей поступило из упраздненной монастырской церкви Св. Марии Магдалины24 и от доброхотных любителей благолепия храма. Замечательных по древности предметов нет, но достойны внимания по отделке и ценности, или по воспоминаниям, следующие вещи:

а) Золотые сосуды со всеми их принадлежностями, весом 7 ф. 30 зол.

б) Золотой крест напрестольный, с эмалевыми изображениями на лицевой и гравированными на задней стороне; весом 1 ф. 79 зол. Золото на обеих вещах 84 пробы.

в) Евангелие, обложенное серебряными вызолоченными досками, с такими же переплетом и орнаментами и 5-ю финифтяными образами: Воскресения Христова и Евангелистов, а на обратной стороне с наложенным штампованным изображением «Моления о чаше». Мерой по доскам в длину 13, в ширину 83/4 верш.; весом 32 ф. 48 зол. Серебра 84 пробы в окладе 16 фунтов. Все эти три вещи устроены по распоряжению высочайше учрежденной комиссии о достроении собора мастером Герреном.

г) Подобное же евангелие, поступившее из монастырской церкви; финифтяные образа окружены стразами, а на оборотной стороне вычеканен о 7-ми ступенях амвон, на котором, между двумя украшенными колоннами, изображена Божья Матерь с предвечным младенцем; по бокам изображения ветхозаветных праведников; вверху – Господа Саваофа. Мерой в длину 11, в шир. 71/2 верш.; весом 23 ф.

д) Отсюда же поступивший напрестольный крест серебряный вызолоченный; мерой в длину 91/2 , в шир. 53/4 вершк.; весом 2 ф. 15 зол., чеканный. На обратной стороне среди чеканных украшений вырезана вензелевая буква имени Императрицы Екатерины II.

е) Чаша с крышкой для освящения воды, в виде широкой вазы, внутри вызолоченная, весом 36 фунт. 54 зол.

ж) Брачные венцы серебряные, вызолоченные, филигранной работы с каменьями, вес. 5 ф. 47 зол. Как эти вещи, так и 8 больших подсвечников, 9 пред иконных лампад и 4 напрестольных канделябра, работаны из серебра 84 пробы тем же мастером Герреном, по поручению комиссии. Кроме того, ею же приобретено много серебряных вещей покупкой у купца Кудряшева. Из этой утвари подсвечники и канделябры неоднократно уже были починиваемы и требовали бы даже совершенной переделки.

3) Ризница

По подряду с комиссией, приготовлены к освящению собора, фабрикантом Лихачевым следующие священные облачения:

а) Из парчи тканой на особых станках25, и потому названных нешвенными, 6 фелоней с епитрахилями и поясами, 3 палицы, 3 набедренника, 10 пар поручей, 7 стихарей, 5 орарей и 6 серебряного глазета, с такими же цветами, подризников. К этой ризнице сделана одежда на большой престол из серебряного фризе с золотым бортом, с шитым золотом крестом с сиянием, а внутри креста – звездами. Такие же одежды устроены на жертвенник и аналой, с пеленами на престол, жертвенник и аналой; наконец, воздухи, шитые золотом по белому атласу26. Эта ризница в 1864 г. вычищенная, переделанная и значительно сокращенная, потеряла свою прежнюю ценность и от частого употребления для соборных служений, обветшала, кроме ризы и стихаря прибавленных вновь в 1864 году.

б) Из пунцового разрезного бархату с большими серебряными четырехконечными крестами и серебряным гасом: 6 фелоней с епитрахилями и поясами, 2 палицы, 2 набедренника, 12 пар поручей, 10 стихарей, 7 орарей, 6 подризников штофных. Из того же бархату устроены одежды с покровами на престолы и жертвенники для всех трех алтарей, такие же одежды с пеленами на 7 аналоев и одна перемена воздухов. От частого употребления при архиерейских служениях, во время исправления Казанского Собора в 1841–42 годах, и эта ризница обветшала, и исправленная с сокращением нумеров в 1860 г., все-таки недалека от окончательного распадения, (по преимуществу в передних частях), не смотря на редкое ныне ее употребление. В настоящее время на ней оплечье серебряного глазета, с нашивными звездами и крестами, исключая причетнических стихарей, на которых оплечья гладкие.

в) Кроме сих облачений, устроено было еще 6 риз и 12 стихарей с принадлежностями, равно и одежды на престолы, жертвенники и аналои из парчи, для вседневных служений, и из черного бархату 3 фелони, 7 стихарей с принадлежностями и одежды на все престолы и жертвенники, также на аналои – с пеленами. Из этой последней ризницы парчовой уцелели в ветхом и полинявшем виде одежды на престолах и жертвенниках в боковых приделах и риза со стихарями (уже не употребляемые) переделанные из одежд главного алтаря; а из траурной одежды, в главном и одном придельном алтаре. Есть уцелевшие ветхие ризы и стихари, но они впоследствии уже сделаны из одежд третьего алтаря.

Всей суммы на первоначальную ризницу употреблено 19 200 руб. сер. В пособие ей поступила ризница из монастырской церкви, которая впрочем, через 10 лет почти уже не существовала, и потому в 1845 г. причт просил опекунский совет о пополнении ризницы, которая в 1846 г. и была пополнена 17 фелонями с принадлежностями, 5 набедренниками, ЗЗ парами поручей, 22 стихарями, 14 орарями, 6 подризниками и одеждами с пеленами на 3 престола и жертвенника, 4 аналоя и столик для благословения хлебов. Материалами были: разноцветная парча, бархат, штоф и шелковая материя. Суммы употреблено 6 956 р. 75 коп. сер. В 1851 году на глазетовую золотую крестовую ризницу оттуда же отпущено 2783 р. 211/2 коп. И последняя из сих в 1864 г. подвергалась исправлению, а из первого дополнения многих облачений уже не существует, другие после неоднократных поправок, редкие годны к употреблению.

К обновлению собора в 1867 r., на счет ремонтных сумм, отпущенных на поправление собора, сшита белая глазетовая ризница с золотыми оплечьями тоже глазетовыми, что и составляет почти единственное праздничное облачение не ветхое. К ней можно придать еще ризницу из рытого бархата цветами, по золотому глазету, устроенную в прошлом 1869 г. в дополнение к одной ризе и стихарю, сшитым из пожертвованного покрова.

Библиотека

Кроме книг Священного Писания и богослужебных, в церковной библиотеке находится до 150 книг разных наименований, но большей частью новейшего времени. Из сравнительно старых, можно указать на а) толкование Св. Иоанна Златоуста; на Евангелие Матфея, печат.,1751 г.; на послания Апост. Павла, 1765 г., на Книгу Бытия, 1766 г.; б) Евангелие yчительное, воскресное 1759 г.; в) пролог 1755 г. ; г) Маргарит, 1761 г.; д) Четь-минеи 1762 г.; е) Амвросия Медиоланского о должностях, 1766 г. Из книг Св. Писания: а) Евангелие в лист, в досках 1735 г.; б) Библия 1757 г. Из богослужебных: а) октоих 1746 г.; б) минеи месячные 1747 г. На сих последних, снабженных месячными лицевыми святцами, гравированными на вклеенном листе, есть надписи по первым листам, написанные двумя руками; на одних написано: «Сия книга комнаты Их Императорских Высочеств"· на других: «Сия книга минея Их Высочеств комнаты». Такая же надпись на октоихе 5 гласа. печат. 1750 r.; а на большом требнике, не имеющем заглавного листа: «Ее Императорского Величества придворной церкви».

Скудость библиотеки восполняется духовными журналами, которых выписывается ныне 12, т. е. все издаваемые в настоящее время, и с первых годов их основания.

Колокола

Колокольни особой при соборе нет; так как предполагавшаяся к постройке, по плану Растрелли27, выведена была только фундаментом, который вместе с посторонними надстройками в 1833 году был разобран, для образования подъезда к собору. Колокола повешены на двух западных купольных башнях собора, во втором ярусе – на северо-западной 5, на юго-западной 11.

№ 1-й. Большой праздничный колокол, весом 607 пуд. На нем, под широким верхним бордюром отлита гражданскими буквами в 4 пояса, надпись: «Повелением благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича всея России отлит сей колокол для собора всех учебных заведений в С.-Петербурге с изображением вензелей «Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Павловича, Государыни Императрицы Александры Феодоровны, Государя Наследника Цесаревича Александра Николаевича, Великих Князей Константина, Николая и Михаила Николаевичей, Великих Княжн Марии, Ольги и Александры Николаевн». Под надписью, в полукругах из пальм, снизу опоясанных гирляндами из цветов, листьев и кистей винограда, в промежутках между каждым отделением с головками херувимов, помещены вензеля, состоящие у государя и государыни из одной буквы с коронами наверху, а у прочих членов высочайшей фамилии из двух букв без корон. Снизу также идет широкий фигурный бордюр, а под ним на верхней части кромки вырезанная надпись: «мастер Николай Смирнов в Валдае»28.

№ 2-й. Воскресный, вес. 308 п. 32 ф. Орнаменты на нем такие же, как и на предыдущем, также и надпись, только после Государыни Императрицы следуют имена Их Императорских Высочеств Государя Великого князя Михаила Павловича, супруги его Великой Княгини Елены Павловны и дочерей их Великих Княжен Марии, Елизаветы и Екатерины Михайловн; почему под надписью помещены и их вензеля. На кромке отлитая письменными гражданскими буквами надпись с именем того же мастера Смирнова.

№ 3-й. Полиелейный. На нем верхний пояс состоит из сплошных шестикрылых серафимов; во втором поясе по середине, в рамке на подобие средней части складней, отлито изображение Распятия с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом; к изображению прилегает надпись, литая славянскими, в роде нынешних, готических с завитками, буквами: «1757 года января 25 дня вылит сей колокол в Москве, а весу в нем 240 пуд. 5 фунтов». Цифры арабские, 5 вырезаны. Третий пояс состоит из широкого бордюра арабесками с фестонами, между которыми опять изображения шестикрылых серафимов. По середине колокола под изображением Распятия, фигурный овальный под короной щит, и в нем на меньшем щите вензелевое изображение имени императрицы Елизаветы. По кромке между розетками литая надпись: «лил мастер Константин Слизов».

№ 4-й. Вседневный, весом 162 пуд. 20 ф. Надпись начинается также как по №№ 1 и 2, но после слов: «Воскресения Христа Спасителя», следует: «С означением вензелей министра финансов графа Егора Францевича Канкрина, и состоявшей под начальством его комиссии о докончании сего собора присутствовавших председателя действительного статского советника Ивана Христофоровича фон-Трейблюта, членов четвертого класса Федора Яковлевича Якубовского, статского советника архитектора Василия Петровича Стасова, коллежских советников Павла Борисовича Мансурова и Василия Петровича Серова», которых вензелевые по две буквы и помещены между такими же орнаментами, только здесь между гирляндами вместо головок херувимов простые круглые розетки с бантами.

№ 5-й. Великопостный. Весом 132 пуд. 34 фун. орнаменты, исключая 1 пояса, который заменен простым бордюром, и надписи, сделаны также, как и на № 3; только в имени мастера прибавлено: «Константин Михаилов сын Слизов».

№ 6-й. Весом 86 пуд. 38 фун. С отлитыми бордюрами и херувимами, но без надписей.

№ 7-й. Весом 72 пуд. 5 фун. Такой же, как под № 5.

№ 8-й. Весом 38 пуд. 22 фун. Одинаковый с № 6.

№ 9-й. С бордюром и вырезанным обозначением веса 20 п. 12 фун.

Остальные семь колоколов: № 10-й в 18 пуд. 38 фун. № 11-й в 11 пуд. 36 фун.№ 12-й в 9 пуд. 24 фун., № 13-й в 5 пуд. 28 фун.; № 14-й в 2 пуд. 11 фун.; № 15-й в 1 пуд 37 фун.; № 16-й в 197 фун. с одними лишь бордюрами. Колокола под №№ 3,5, 7, 9 и 11 поступили из монастырской церкви, а прочие отлиты, собственно, для собора.

Церковные документы

Находясь под ведением опекунского совета, собор не имеет ни планов, ни фасадов, ни дел о его построении и исправлении; все это велось и ведется без участия причта. Копии с описей в числе 7 номеров, по З экземпляра, вытребованные из строительной комиссии собора смотрителем вдовьего дома статским советником Буниным и доставленные причту, после передачи в его заведывание утвари, ризницы, икон, вещей, внесенных в собор, но не принадлежащих собственно его зданию, и богослужебных книг, в числе 5 номеров, по исчисленным предметам, сначала были отобраны тем же г. Буниным, потом возвращены, по распоряжению опекунского совета в копиях (указ консистории от 30 ноября 1838 г. № 7437), наконец, взятые настоятелем собора протоиереем Симеоном Красноцветовым, для поверки вновь составленной описи, по форме изданной Св. Синодом, по смерти его не отысканы: а описи, составленные в 1866 г., за подписью причта и со свидетельством ревизионной комиссии, хранятся в церкви, равно как и прочие документы, как-то: приходо-расходные книги, исповедные росписи, формулярные ведомости и др. По метрическим книгам число родившихся, браком сочетавшихся и умерших, за три десятилетия (с 1835 г. по 1865 г.) включительно и последнее пятилетие с 1865 по 1869 г., было следующее:


Годы родившихся Из них законных незаконных всего Браком сочетавшихся умерших Обоего пола
включительно Муж Жен муж жен муж жен Обоего пола пар муж жен
1835–44 84,2 73,2 64,2 56,5 20 10,7 157,4 18,6 54,9 60,7 115,6
1845–54 91,1 87,7 68 62,7 23,1 25 178,8 23,6 72,3 66 138,3
1855–64 92,3 83,1 60,7 52,5 31,6 30,6 175,4 25,7 64,4 57,6 122
1865–69 (пятилетие) 70 76,2 52,6 56 17,4 20,2 146,2 23 55 60,8 115,8

А всего в течение 35 лет было:

– родившихся обоего пола: 5847

– браком сочетав. пар: 94

– умерших обоего пола: 4338.

Примечание. Из этих немногих данных невозможно еще, конечно, выводить общих законов движения народонаселения, даже и для той ограниченной местности, на которой они совершались; хотя нельзя не заметить, что смертность, несколько ослабевшая в 3 десятилетие, сравнительно с числом рождений, в последнее пятилетие не смотря на видимое уменьшение, сравнительно с теми же рождениями, увеличилась и чуть не сравнялась с 2-м десятилетием, памятным по 1849 холерному году; а именно, число умерших относилось к числу родившихся в 1-е десятилетие как 7,32, во 2-е как 7,97, в 3-е 6,97 и последнее пятилетие, как 7,87 к 10. Таким образом, если смертность в младенческом возрасте, всегда впрочем преобладающая, была в постоянно пропорциональном отношении к числу рождений; то лишний процент ее по необходимости падал на поколение взрослое. Вообще-же нарождения увеличивают народонаселение немногим более четвертой своей доли. Но для нас интереснее в этих данных сторона нравственная; именно, отношение числа незаконных к общему числу рождений. В 1-е десятилетие число незаконных рождений составляло почти 24%, во 2-е доходило уже до 27%, в З-е достигало до 35% с лишком, в последнее же пятилетие опять упало на 25% с небольшим. Явление это объясняется тем, что с 1837 по 1865 г. под Смольным, в Аракчеевских казармах, на постоянных квартирах расположен был Санкт-Петербургский батальон Внутренней стражи (прежде называвшийся просто «гарнизонным»), а с ним вместе и несколько команд разных наименований, которые с 1864 г. начали расформировываться, а батальон в 1865 г. переведен в бывшие казармы Московского полка. Вывод отсюда очевиден. Мы не говорим на сколько выиграла от этого вообще нравственность здешнего края, так как в нем осталось другое зло – фабричное население, по крайней мере число незаконнорожденных, пропорционально числу рождений, уменьшилось хоть на 2%. В самом деле, в 1836 г. на 124 рождения незаконных было 26; в 1837 г. на 121 рождение 25, а в 1838 г. на 142 уже 37, в 1839 на 174 – 46 и т. д.; так что, например, на такую же почти цифру, именно на 182 в 1856 г. незаконных было 72, и в 1860 г. на 207 –77; в 1867 г. число рождений спускается на 153 и число незаконных уже 42; в 1868 г. рождений 139, незаконных 26; а в 1869 из 146 рождений незаконных уже только 25.

* * *

23

Вот этот памятник литературы времен Императрицы Анны Иоанновны, писанный красивым полууставом, в два столбца, на шелковой материи, которой обтянута задняя сторона иконы, с золоченым бордюром, золотыми заглавными и целыми словами, относящимися к царственным лицам, хотя позолота теперь уже облиняла, и материя обветшала.

«Всепресветлейшей и Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрице Анне Иоанновне о благочестивейшем прадеде Ея Императорского Величества Великом Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче, всея России Самодержце во известие:

Есть в человецех охота природна,

Да видя ветви древа доброплодна,

Видят и древо от него же ветвы

Произрастоша, очес всех ловитвы.

Сие днесь сбыстся всячески над нами

Всенижайшими Твоими рабами;

Егда промыслом всемудрого Бога,

Наслаждаяся веселия многа

От Монаршей ти пресветлой персоны

Украшение Российской короны

Вси возжелахом видити начально

О толикой ветве древо доброхвально

Паче же корень отрасли толикой,

Императорским титлом великой.

И се узрехом Царя Михаила

Из Романовых (о Божественна дела!)

Быти началом Царски-ти державы,

Власти и силы, и Монаршей славы

О чем Ипатска Костромска обитель,

Первый и верный реченных свидетель

Седм тысящна и сто два десята

И перва лета, егда от завзята

Злоумыслия хотящих убити

Крыяся тамо изволил есть жити,

Без Наследника Российску престолу

Пребывающу, по обою полу,

Неизреченным промыслом всех Бога,

В едино сердце снидошася многа:

Да Михаила имут Государя

Самодержавна всей России Царя.

И что бысть в сердце, в деле показаша

С молением бо абие послаша

К нему многие в Ипатску обитель

Им же с духовных ту бысть предводитель

Архиепископ с ним Архимандрита два,*

а Шереметев** от Царска Синклита.

Последовали с протчими чины

Дондеже приидет, и причины

Пришествия си. Что услышав мати***

Михаила, никакоже дати

Того хотяше: в резон не удобну

Сына си юность, премногих же злобу

Зависть гласящи. Инока честнейша

Претерпев с сыном гонения злейша

………… мудре вся строящий

А тем Россию в лучшо приводящий

Состояние чрез имевших быти

Вас наследников и царством владети,

Преклони матерь и с Матерью сына

Прияти Ему жезл Царска чина

И тако пойде с Костромы ко граду

Москве, России всей неся отраду

Идеже венчан, седе на престоле,

Ипатск монастырь имея оттоле

В царском респекте: Его же являти

Не престань и ты Всероссийска мати,

Молим все смиренне

Всегдашний Богомолец и нижайший раб

Платон, Архимаидрит Ипатский с братией.

_________________________

*Феодорит Рязанский.

** Федор Иванович.

***Марфа Ивановна.

24

Немалое количество из серебряных вещей этой церкви, как то, сосуды, дарохранительница, несколько риз, окладов, венцов, лампад и проч. с разрешения епархиального начальства отданы в промен на новые вещи. (Указ Духов. Консистории от 10 ноября 1839 г. № 7815).

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

25

И, собственно для Собора всех учебных заведений, потому что рисунок парчи представляет те же орнаменты, которые преобладают в резьбе иконостасов, иконостасных рам, царских дверей и проч., а именно: виноградные листья и гроздья, и пуки пшеничных колосьев; от того-то подобной ризницы не было не было и нет в других церквах, исключая два собора Казанский и Исаакиевский (ныне Адмиралтейский), в которые она устроена по Высочайшему соизволению, но только в последствии (1838 г.).

26

Вся эта ризница со светло-голубой бархатной выпушкой (форменный цвет учреждений Ведомства Императрицы Марии Феодоровны).

27

Это по высоте было бы первое здание в свете, превышающее Хеопсову пирамиду на 4 саж.

28

Этот колокол привезен был из Валдая по обыкновенному шоссе, в особо устроенном деревянном катке. В 1867 г. он разбит, и с тех пор звона в него не производилось. Точно также в 1869 г. разбит и колокол воскресный; но по перевеске языка и с отводом ударов в другие края, звонить в него еще продолжали до 1871 г. В сентябре месяце этого последнего года, оба колокола сняты, разбиты и отправлены, для переливки в Москву на завод Финляндского. В дополнение к ним отдан и вседневный колокол в 1621/2 п. Вес в обоих колоколах предположено оставить тот же.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle