Источник

VI. Штаты собора и причта и способы их содержания

Вызванный к существованию не местными потребностями, но Высочайшей волей, собор, а вместе с ним и причт в свое время, обеспечены были в средствах той же монаршей волей. Вот «Положение о соборе всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя» и штат его, составленные министром финансов графом Канкриным, и 31 мая 1835 г., удостоенные высочайшего утверждения:

1) Оконченный ныне, с помощью Всевышнего, храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре, назначается собором всех учебных заведений, а с тем вместе приходской для окрестностей церковью.

2) В память в Бозе почивающей императрицы Марии Феодоровны, распоряжениями и неусыпным попечением которой оказаны воспитанию юношества незабвенные услуги, ежегодно в день Св. Марии Магдалины собираются в этом храме малолетние воспитанники обоего пола воспитательных в С.-Петербурге казенных заведений, от правительства учрежденных, по особому назначению Его Императорского Величества, для торжественного богослужения.

3) Содержание священнослужителей и прочие расходы по сему собору определяются прилагаемым при сем штатом, с отпуском исчисленной по оному суммы, 32 600 руб. из государственного казначейства.

4) Святейшему правительствующему Синоду предоставляются распоряжения о назначении к этому собору прихода, о избрании церковных старост, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату.

5) Духовенство собора, сверх обязанностей по нему, отправляет богослужение и в особой церкви Общества благородных девиц и все требы по оной.

6) Протоиерей, с помощью священников, обязан преподавать Закон Божий как в Обществе благородных девиц, так и в Мариинском сиротском отделении для детей личных дворян, при соборе учрежденном, и в ведение главного управления того общества поступающем.

7) По смежности собора и принадлежащих к нему зданий со вдовьим домом, главное наблюдение за исправным содержанием и своевременным исправлением сих зданий, а равно хозяйственная часть – возлагаются на тоже начальство, посему и вся штатная сумма поступает в ведение оного».

Штат собора всех учебных заведений


1. Для собора Число людей Одному рубли Всем ассигнац.
Протоиерей 1 2400
Иереев 2 1800 3600
Диаконов 2 1200 2400
Причетников 3 600 1800
Учитель церковного пения и управляющий хором 1 1200
Певчих постоянных 8 от 500 до 700 4800
Просвирня 1 200
2.Для исправления разных обязанностей
Вахмистр для надзора за строениями, чистотой, дровами и пр. с одеянием 1 500
Сторожей при соборе и звонарей, также для топки печей 7 250 1750
1 печник для надзора за печами и починки их 500 р., 2 дворника по 350 р. и два чернорабочих в пособие им по 300 р. 5 1800
3.Наразные расходы
На отопление и освещение собора и на мелочные расходы 2000
На отопление и освещение жилого дома и освещение коридоров и общих помещений 2000
На очищение около собора приезда к нему с площадью жилого дома, отвозку снега и все расходы на очистку домов 2000
На малые починки строений, на содержание всей мостовой и плантации на площади 2650
На составление капитала для большого ремонта 2000
На одеяние певчих, а также на обмундирование сторожей 1500
Всего 32600
31 ассигнац.

Примечания:

1) В случае недостатка суммы одной статьи штата дополнять оные из остатков по другим, но сумма на большой ремонт должна оставаться неприкосновенной для других предметов; к оной приобщаются все могущие быть прочие остатки, и она отдается в сохранную казну для приращения процентами.

2) Все назначенные по штату разного звания лица получают квартиры и отопления по назначению начальства и помещаются в особо устроенном правом корпусе.

3) Воспитанники учрежденного при соборе сиротского отделения, для личных дворян, приучаются пению учителем, по штату назначенным и дополняют хор собора. Певчие одеваются в платье небесного цвета с серебряными галунами.

4) Сумма, ныне отпускаемая из кабинета Его Императорского Величества на сей собор, 8 756 руб. ассиг. в год, приобщается к сумме большого ремонта и употребляется также для поддержания и обновления ризницы».

Причт, состоявший из протоиерея Иоанна Недешева, священников Василия Максимова и Симеона Каменского, диаконов Гавриила Тихвинского и Георгия Рыболовского, дьячков Ивана Яковлева, Ивана Петрова и Николая Иванова, в полном составе своем переведен из церкви Марии Магдалины, остававшейся от упраздненного Воскресенского девичьего монастыря и, с переводом причта, назначенной к закрытию. И прежде, отправляя богослужение в церкви Общества благородных девиц, монастырские священнослужители несли и обязанности законоучителей, как в самом обществе, так и в соединенном с ним мещанском (ныне Александровском) училище; именно: протоиерей занимал классы в обществе, а один из священников в училище, и один из диаконов обучал Закону Божию питомиц воспитательного дома, находившихся в услужении при сих заведениях, получая, в прибавок к ограниченному штатному монастырскому жалованью, вознаграждение за труды законоучительства, первый – до 1833 г. 700 р., а с 1833 г. 2000 руб. ассиг., второй – 607 р. и диакону 120 р. ассиг. На третьем священнике, который к тому же, был не из ученых, лежала почти вся тяжесть служения при церкви монастырской и требоисправление, как у служащих при заведениях, так и в ближайших местностях, жители которых, посещали монастырскую церковь, сделались почти настоящими ее прихожанами. Но теперь, с прибавлением нового заведения – сиротского отделения (открытого в 1836 г.) прибавлялись и новые труды законоучительства, которых один из священников исполнять не мог, а другие двое, и без того много занятые классами, также принять на себя не могли, тем более, что преподавание Закона Божия вменено было в обязанность безмездную. Конечно, преподавание здесь шло и не совсем в порядке и не удовлетворительно, что и заставило начальство сиротского отделения ходатайствовать о назначении особого священника-законоучителя, а так как это заведение своей церкви не имело, то с причислением его к собору, при котором и самое училище числилось состоящим. Вследствие этого ходатайства, – в 1838 году последовало высочайшее повеление, для устранения затруднений в недопустительном преподавании Закона Божия в Мариинском межевом училище (так было переименовано сиротское отделение) определить для этого особого священника, с производством ему в таком же количестве (1800 руб. асс.) жалованья и с причислением к собору, где он должен был исправлять, наряду с другими, чреду богослужения и пользоваться за то доходами, преподавать же безвозмездно. Это вновь открывшееся место занято наставником Новгородской семинарии Филиппом Сперанским, и неизвестно, на каком основании начало писаться штатным.

Но прибавка лишнего священника, вместо облегчения, вызвала новые затруднения. Протоиерей Недешев, с самого поступления своего к собору, не нес при нем чреды богослужения и не исправлял приходских треб, занимаясь лишь уроками и священно-служением при церкви общества, отправление же служения в соборе, в свою очередную неделю и требоисправление по приходу возложил на священника Максимова с платой в таковую неделю половины кружечного дохода, причитающегося на долю протоиерея, который и в лучшие недели весь простирался не более 20–25 руб. асс., а нередко нисходил и до 9 и 6 р. Но священник Максимов, как человек семейный и привыкший трудиться, доволен был и этим вознаграждением; тогда как протоиерей, кроме штатного жалованья по собору, за уроки по Закону Божию получал уже 2000 руб. асс., впоследствии (1841 г.) увеличенные до 2500 руб.; законоучитель Александровского училища, по-прежнему получал 604 руб. асс. Около 1838 г. ему увеличено вознаграждение за уроки до 1500 руб. асс., но с тем вместе увеличено и число классов. Затрудняясь теперь, как и протоиерей, своевременным отправлением обязанностей и по собору, и по училищу, свящ. Каменский, подобно ему желал отправление очередной недели возложить на третьего священника Сперанского; но сей последний, как не штатный, а только причисленный, между тем несущий очередь служения, и при том сам занятый классами по межевому училищу, не согласился принять на себя новое бремя за ничтожное вознаграждение половинного кружечного дохода в служебную неделю. По этому случаю совет Общества благородных девиц и Александровского училища входил в сношение с г. обер-прокурором Св. Синода, и священник Сперанский, указом консистории от 31 августа 1839 г., обязан был, кроме своей недели, отправлять очередную неделю и за законоучителя Александровского училища. А когда здесь в 1841 г. жалованье за уроки увеличено было до 1800 руб. асс., Сперанский исходатайствовал себе вознаграждение в 10 руб. асс. за сутки очередного богослужения, которое он отправлял за Александровского законоучителя. Так продолжалось до осени 1844 г., когда на место Каменского поступил священник Красноцветов; и эти обоюдные условия несколько уравновешивали способы содержания священников, которые в прочем, и за 25 лет до настоящего времени, нельзя уже было назвать достаточными.

Священник Красноцветов успевал совмещать богослужение и классы, хотя по исправлению треб не обходилось без замешательств, подававших повод к распрям и неудовольствиям. Но когда, по оставлении протоиереем Недешевым законоучительской должности, Красноцветов занял классы и на благородной половине; тогда совмещать служение с классами, которых оказалось 27 часов в неделю, стало решительно невозможным, тем более, что и священник Сперанский в это время, для улучшения своего положения, сверх уроков по Закону Божьему, принял на себя, с высочайшего разрешения, преподавание русского языка в том же училище. И вот настоящая причина, по которой начальство воспитательного Общества благородных девиц просило об изменении порядка, предписанного высочайше утвержденным положением о соборе вместо того, чтобы изменить состав лиц, служащих при нем. Поэтому, когда протоиерей Недешев отказался от классов, когда священник Максимов не мог занимать их, а священник Сперанский в продолжение 10 лет ни разу не был и приглашен к разделению этого труда, – странно встретить такое заявление, что «Священнослужители собора всех учебных заведений, на коих ныне возложено совершать богослужение в церкви общества, и, вместе с тем, заниматься преподаванием Закона Божия воспитанницам, как общества, так и Александровского училища, при всем их усердии, часто находятся в затруднении соединять сии обязанности со службою их при соборе и исправлением треб по приходу».

Впрочем, хотя это начальство прямо ходатайствовало об учреждении отдельного от собора причта, управляющий заведениями Императрицы Марии, статс-секретарь А. Л. Гофман, в отношении к Преосвященному Нафанаилу, викарию С.-Петербургскому, по болезни Преосвященного митрополита Антония, заведовавшему делами по епархии, высказал, однако же двоякое предположение, именно: «Будет ли признано со стороны епархиального начальства необходимым определить к церкви общества для совершения богослужения и преподавания воспитанницам Закона Божия особого священника, или можно было бы назначить для исполнения сих обязанностей одного из четырех священнослужителей Собора всех учебных заведений, с тем, чтобы он, постоянно состоя при церкви общества, уволен был как от службы в соборе, так и от исполнения церковных треб по приходу». Неизвестно, какими побуждениями руководился Преосвященный Нафанаил, согласившийся на первое предложение, лишившее собор (как сказано выше) Высочайше дарованных ему средств для содержания, отнявшее у трех членов29 его причта половинное содержание, а у всех прочих лучшую и значительную часть прихода; так как при обоих заведениях, кроме воспитанниц, находилось до 500 душ лиц служащих разного звания с их семействами. После этого еще непонятнее было его желание удержать при соборе третьего священника, который и при занятиях в Смольном был сверхштатным, а теперь оказался совершенно лишним. Вот собственные слова его отзыва к г. статс-секретарю: «Но состоящее ныне при Соборе всех учебных заведений число священнослужителей необходимо оставить без изменения для беспрепятственного отправления богослужения в соборе и треб по приходу». Между тем, весь оставшийся теперь приход состоял из 23 домов, из которых насчитывалось до 7 каменных, прочие же были ни что иное, как деревянные развалины. Вследствие такого заявления, сверхштатное священническое место при соборе оставлено, и на место Красноцветова определен из наставников Санкт-Петербургской Духовной семинарии священником Петр Зыков.

Так же точно по смерти протоиерея Недешева, в 1850 году, на место его определен протоиерей Николай Раевский. В 1851 году упразднено и само межевое училище, для которого определен был лишний священник, но он также остался при соборе. В 1854 году, по смерти священника Максимова, до замещения мнимо штатной вакансии, временно прикомандирован был даже посторонний священник, уволенный из военного в епархиальное ведомство, Николай Тихомиров, который с августа месяца 1854 года по 12 февраля 1855 года пользовался штатным жалованьем и половиной кружечного священнического дохода, пока не посвящен был, поступивший на место Максимова, наставник Новгородской Духовной семинарии, Захарий Образцов.

Но когда в начале 1856 г. собранный причт, по причине скудного своего содержания, просил ходатайства почетного опекуна, генерал-лейтенанта Броневского перед Опекунским советом, о распространении на него прав на пенсии, постепенные прибавки и столовое содержание, подобно прочим лицам, служащим в ведомстве сегo совета; тогда, при представлении своем, почетный опекун впервые заявил об излишестве против штата священнослужителей при соборе; и Опекунский совет, находя справедливым всеподданнейшим докладом испросить Высочайшее соизволение на усвоение причту собора пользования постепенными прибавками и пенсией, о столовом содержании и восстановлении штата положил: «Предоставить почетному опекуну войти по сему предмету предварительно в сношение с митрополитом Новгородским и С.-Петербургским» (Журн. опекун. сов. 1856 г. 5 апр. № 2093). И действительно, по сношению Г. Броневского, Преосвященный митрополит Никанор (от 8 числа июня 1856 г. № 2586) уведомил его, «что поскольку исправление христианских треб в не многозначительном приходе собора, могут беспрепятственно отправлять два священника с протоиереем: то он согласно заключению опекунского совета, нашел совершенно достаточным оставить при соборе число священников, назначенных по штату 1835 года, с предоставлением перемещения священника епархиальному начальству». Но прежде нежели эта последняя мера приведена была в исполнение, священник Зыков 10 сентября того же года умер, и по отношению почетного опекуна, от 15 октября, в коем он просил о распоряжении, чтобы открывшаяся сверхштатная священническая вакансия была совершенно упразднена, последовала резолюция Преосвященного митрополита Григория: «удовлетворить по сему.» О чем и дано знать протоиерею собора с причтом указом Д. Консистории от 7 декабря, № 6470.

Но так как и суммы на другие статьи расхода по собору, отпускаемые по прежнему штату, оказались недостаточными; то почетным опекуном составлен был новый штат, который, по предварительном рассмотрении в учрежденном при IV отделении собственной канцелярии Его Императорского Величества комитете и поднесен на Высочайшее утверждение, при докладе, в котором опекунский совет ходатайствовал о Всемилостивейшем соизволении:

1) На приведение сего штата в действие с 1 апреля 1858 г. по тому уважению, что сумма, до ныне на содержание собора отпускаемая, уже в минувшем (1857 году) оказалась недостаточною для удовлетворения всех потребностей по содержанию собора и принадлежащего к нему церковного дома.

2) На предоставление, состоящим на службе при соборе лицам, тех же прав на постепенные прибавки к жалованью и на пенсии, какие присвоены прочим лицам, служащим в ведомстве Опекунского совета, с тем, однако, чтобы постепенные прибавки к жалованью, сколько каждому по числу лет служения его при соборе, со времени присвоения оного к ведомству опекунского совета, по существующим правилам, причитаться будет, производить лишь с 1 января сего (1858) года, без выдачи оных за прежнее время, равно и пенсии назначать только вышедшим в отставку после 1 же января сего года.

И за тем 3). На упразднение одной из трех существующих ныне при соборе священнических вакансий и прекращение производства с 1-го же января сего года назначенных по Высочайше утвержденному докладу опекунского совета дополнительных на наем хора певчих 800 руб. сер. На этом докладе рукой статс-секретаря Гофмана написано: «Высочайшее Его Императорского Величества соизволение воспоследовало; при чем подлинный штат удостоен собственноручного Государя Императора утверждения. В г. Ковно. Сентября 9 дня 1858 года». О чем журнальной статьей (от 18 сент. № 3911) опекунского совета, с приложением печатного экземпляра штата и копии с высочайше утвержденного доклада, и сообщено вдовьему дому для надлежащего руководства и приведения в исполнение, 4 октября 1858 года.

Штат Собора всех учебных заведений, высочайше утвержденный сентября 9-го дня 1858 года


Статьи расходов Число Одному Всем
людейЖалованья Столовых
руб. коп. руб. коп. руб. коп.
Протоиерей 1 700 300 1000
Иереев 2 520 250 1540
Диаконов 2 350 200 1100
Причетников 3 175 100 825
Просфирня 1 60 30 90
На содержание нижних служителей 1342 50
Итого 5897 50
На отопление Собора 830
На отопление церковного дома 1320
На освещение собора и жилого дома с коридорами 250
На разные мелочные расходы 300
На очищение около Собора приезда к нему с площадью и жилого дома, а также на отвозку снега и на все расходы по очистке дома 350
На мелочные починки строений, на содержание мостовой и плантации на площади 760
На наем хора певчих 2000
На одеяние певчих 500
На составление капитала большого ремонта 575
Всего на содержание собора 12782 50

Примечание:

1) Определения числа нижних служителей и назначение им жалования из общей суммы, положенной по штату на содержание их, предоставляется ближайшему усмотрению местного начальства, кроме тех из них, которые пользуются правом на пенсии и постепенные прибавки жалованья.

2) В случае недостатка суммы по одной статье штата, оный дополняется из остатков по другим статьям, но сумма на составление капитала большого ремонта не должна быть употребляема на другие предметы.

3) Общее сбережение от сумм, штатом определенных, кроме суммы на составление капитала большого ремонта и за исключением части, подлежащей на основании Высочайшего указа 1-го июля 1851 года, причислению к общему пенсионному капиталу, обращается по окончании года в запасной капитал на непредвиденные расходы».

А)Общая сумма содержания причта

Таким образом, причт, в настоящее время, получает жалованья столовых, исключая просфирню, 4465 руб. в год. Кружка братских доходов в десятилетие, с 1855 по 1865 гг. приносила средним числом по 3484 р. в год; а в последнее пятилетие с 1865 по 1869 гг. дала средним числом по 3370 р. в год. Из пожертвований в пользу причта на поминовение, в разное время составлен один Государственный непрерывно-доходный билет, от 1859 г., за № 520, в 3500 руб. сер., приносящий в год процентов 140 руб. Доход делится на 171/2 частей, из коих 3 получают причетники, 4 диаконы, 6 священники и 41/2 протоиерей. В бытность третьего священника делились на 15 частей; из них причетники получали 3, диаконы 3, священники 6 и протоиерей 3.

К средствам причта можно было бы отнести пожертвованный, в пользу его в 1863 году и находящийся в той же части и участке, по Одесской улице, деревянный дом под № 2; но так как он достался причту в крайне ветхом состоянии, и потребовал значительных поправок; то доход с него доселе употребляется на возмещение долга по затратам на исправление, на удовлетворение полицейских требований, из которых одна выстилка вновь булыжной мостовой с плитными тротуарами, на «661/4" кв. саженях и с проведением трубы стоила 300 р. на наем дворника, постоянное ремонтирование здания и пр., а причт ничем еще от него не пользуется. Земли при доме 195 кв. саж.; но вся она занята постройкой и тесным двором, следовательно не доставляет также никакого дохода.

Ограниченные средства содержания причта, при условиях столичной жизни, отчасти восполняются долголетней, по ведомству вообще Опекунского совета и, в частности, при соборе, службой; так как чрез каждые пять лет этой службы причитается к содержанию пятая часть штатного жалованья, исключая столовую сумму. Вот эта градация для жалованья настоятеля: через 5лет службы он получит вместо 700 р. – 840 р., через 10 лет – 980, через 15 лет – 1120 р., через 20 лет –1260 р., а через 25 лет жалованье его удвоится, т.е. достигнет цифры 1400 р. Точно также и священник через 25 лет будет получать 1040 р., диакон 700 р., а причетник 300 р. Эта последняя цифра, по прежнему положению, когда пятилетия шли crescendo до 30, 35 и т. д. лет, могла умножаться следующими пятилетиями и, с отсечением последнего пятилетия, должна была обращаться в пенсию, а ныне, когда пятилетия с 1868 г. ограничены лишь 25 годами, при выходе в отставку пожизненный пенсион и ограничивается только удвоенной суммой жалованья, без убавления однако же последнего пятилетия; в случае смерти имевшего право на эту пенсию, вдова его получает половину. Но не много оказалось таких лиц, которые в состоянии были приобрести право на полную пенсию, тем более что поступающие из других ведомств, лишь через 10 лет получают право на пенсию с причтением прежней службы, и то без постепенных прибавок, кроме выслуженных по Опекунскому совету.

Служившие, до нового положения 1858 г., постепенными прибавками не пользовались и, при выходе в отставку, получали пенсии, равно как и их вдовы, не иначе, как с Высочайшего разрешения каждый раз. Так, вдова священника Максимова получала только 514 р., хотя Максимов прослужил при церкви 55 лет, и из них в сане священника почти 45 лет, при Смольном монастыре 26 и при соборе 19; диакон Тихвинский, состоявший на службе при монастыре 26 л. и при соборе 161/2 л., всего 421/2 года, а со службой при Новгородском Софийском соборе 461/2 л., уволен за штат с получением в пенсию, полного штатного жалованья, только по 343 р. в год, из общих доходов воспитательного дома; дьячок Иван Петров, прослуживший 41 год (поступил на службу в 1807 г., уволен в 1848 г.), из них при соборе 12 с лишком лет, уволен за штат без пенсии, не пользовался ею и до смерти в продолжение трех лет, и лишь о жене его, после уже его смерти, пишется: «сего 1852 г. ноября 8 дня Всемилостивейше пожалована ей пенсия, за долговременную службу мужа ее, по 128 р. с. в год». Диакон Михаил Хребтов, служивший при соборе 17 лет и уволенный по совершенно расстроенному здоровью, пользовался половинной пенсией, т. е. 171 р. 50 коп. Один протоиерей Сперанский, прослуживший при соборе 29 с лишком лет и умерший в 1868 году, по смерти своей, оставил жене своей право на пользование половиной пенсии с прибавками, но и то за четыре только пятилетия; так что 9 лет его службы при соборе и 5 лет в должности наставника семинарии, оказались как бы не зачтенными.

Б) Бывшие настоятели собора

По ограниченности средств содержания, Смольный собор, как прежде Смольный монастырь, никогда не был в числе желанных мест, хотя, по значению своему, всегда требовал назначения заслуженных настоятелей. Не удивительно, что в продолжении 35 лет их перебывало уже шестеро, и только один из них настоятельствовал 15 лет:

1) Это первый при соборе протоиерей Иоанн Недешев, родом из Владимирской епархии, священнический сын. По окончании курса во Владимирской семинарии, по указу Святейшего Синода в 1808 г., он поступил в С.-Петербургскую, преобразованную духовную академию, но чрез год, по обстоятельствам, должен был оною оставить, и в 1810 г. сент. 20 дня определен в Ямбургское духовное уездное училище в высшее отделение учителем; в 1813 г. за успешное исправление должности учителя награжден прибавкой 100 р. к окладному жалованью; в 1814 г. августа 20 дня рукоположен в священника к Ревельскому Преображенскому собору; того же года ноября 5 определен в Эстляндское духовное правление присутствующим и благочинным Ревельских и Балтийских церквей; в 1816 г. августа 26 перемещен к Ревельской Николаевской церкви; с 1818 г. августа 1, до перемещения в С.-Петербург, преподавал Закон Божий в Ревельском уездном училище и в высших классах Ревельского военно-сиротского отделения безвозмездно; 1820 г. августа 2 Преосвященным митрополитом Михаилом удостоен благословения, служить с набедренником; в 1821 г., по усердию своему и предписанию начальства, принял на себя строение вновь каменной церкви во имя святителя и чудотворца Николая, что и окончил из доброхотных подаяний благоуспешно в 1828 г.; в том же 1821 г. июля 7 произведен в протоиерея «по неоднократному, как значится, начальством усмотрению отличных качеств и благорасположенности к общеполезным делам»; с 1822 года по 1833 г., по предписанию начальства, занимался возобновлением, из Высочайше ассигнованной суммы 84000 рублей, Ревельского собора, который был им окончен, освящен, при чем из той же суммы куплен каменный дом для священно-церковнослужителей за 8 т. р. ассиг.; в 1823 г. определен сотрудником С.-Петербургского попечительства о бедных духовного звания; с 1825 г., до выбытия из Ревеля, по отношению ревельского коменданта, на основании Высочайшего повеления в воскресные и праздничные дни, свободные от очередной службы, при отправлении богослужения, преподавал христианское учение, находившимся в Ревельской крепости, арестантам; в том же 1825 году декабря 28 награжден скуфьей; 1826 г. января 15 перемещен к Ревельскому собору на штатное протоиерейское место; 1828 г. января 28, в воздаяние отлично-ревностного служения, Всемилостивейше сопричислен к ордену св. равноапостольного князя Владимира 4 ст.; в 1831 году награжден камилавкой; и в том же году октября 29 дня по прошению своему, по причине расстроенного здоровья, от настоятельского при Ревельском соборе места и сопряженных с ним должностей, уволен с одобрительным отзывом Его Высокопреосвященства и определен к Цареконстантиновской церкви, что при С.-Петербургских градских богадельнях; с 1 августа 1832 г., по болезненному состоянию протоиерея Воскресенского девичьего монастыря, Иоанна Смирнова, бывшего законоучителем при Обществе благородных девиц, начал вместо него занимать классы Закона Божия, и ноября 3 дня 1833 г., по личному Государыни Императрицы усмотрению, при испытании благородных воспитанниц, перемещен на место означенного протоиерея Смирнова и утвержден в должности законоучителя Общества благородных девиц; 1845 г. июля 23 вместе с причтом Воскресенского монастыря переведен к Собору всех учебных заведений настоятелем, с удержанием должности законоучителя при Обществе благородных девиц; 1837 г. мая 14 за отлично усердную службу, по ходатайству Совета Общества благородных девиц, награжден золотым наперсным крестом, выдаваемым из кабинета Его Императорского Величества, 1838 г. июля 16 определен духовником по благочинию, каковую должность проходил до 1848 г., когда за болезней отказался; 1840 г. апреля 20 сопричислен к ордену, Св. Анны 2 ст.; 1843 г. мая 21 награжден золотым наперстным крестом, украшенным драгоценными каменьями; 1844 г. июля 5 по резолюции Преосвященного митрополита Антония, определен помощником ректора академии, преосвященному Афанасия, епископу Винницкому, в наблюдении за преподаванием Закона Божьего в заведениях, учрежденных в столице, для воспитания благородных и низшего звания девиц; в 1845 и 1848 годах, по представлениям Совета Общества благородных девиц, получал Высочайшее награждение по 300 руб. сер., и в сем последнем году, по просьбе своей, к которой принужден был, доведенным до изнеможения от трудов no службе, здоровьем, уволен от преподавания Закона Божия в общих классах, с предоставлением уроков в одном специальном педагогическом классе и всего прежнего жалованья 1500 руб. асс., в награду за усердное при сем заведении служение в продолжение 17 лет. Полученный им урок в юности, при увольнении из академии, не прошел бесследно, образовав в нем характер твердый и настойчивый, по которому он не только сравнялся со своими сверстниками (студентами 1 академического приема, окончившими полный курс), но и многих из них превзошел репутацией основательного педагога, а еще более духовного отца своих питомиц, которые, и по выходе из стен заведения, постоянно обращались к нему за духовными советами и сохранили об нем благоговейную память. Умер он спустя недолго после оставления постоянных занятий в Обществе благородных девиц, именно в 1850 году января 20 дня.

2) Николай Раевский. Поступил в собор в качестве настоятеля из 1-го кадетского корпуса 1850 г. января 22 дня, и перемещен в кафедральный Петропавловский собор настоятелем же 1854 года 22 марта.

3) Андрей Окунев. Переведен из настоятелей Спасосенновской церкви 1854г. апреля 3 дня, и в 1857 г. февраля 12 перемещен на место Раевского, также настоятелем Петропавловского кафедрального собора.

4) Иоанн Протопопов. Уроженец западных губерний, священнический сын; воспитывался в Могилевской семинарии, откуда поступил С.-Петербургскую духовную академию, носил там прозвание: Протопопов – Могилевский – в отличие от Протопопова Тверского; по окончании курса в академии, возведен на степень магистра и в той же академии определен бакалавром 1827 года октября 15; 1829 г. июля 23 рукоположен во священника к церкви 2-го кадетского корпуса, при котором назначен и законоучителем верхних кадетских классов и Дворянского полка; 1835 г. мая 15 пожалован скуфьей, и в том же году награжден полугодовым учительским жалованьем; в 1839 г. июня 14 получил камилавку, и мая 16 1842 г. наперсный крест; за ревностную и полезную службу 1846 г. мая 2 произведен в сан протоиерея; 1851 г. апреля 21 сопричислен к ордену св. Анны З-й ст.; 1852 г. августа 27 переведен к Андреевскому, что на Васильевском острове, собору настоятелем, и в 1853 г. февраля 28 Высочайше награжден за выслугу 25 лет по учебной части пенсией по 743 р. 43 к. в год; того же года мая 18 определен исправляющим должность благочинного Василеостровских церквей, а 27 того же месяца и присутствующим в С.-Петербургской Духовной консистории, в которой утвержден членом 1854 г. сентября 30, а 30 ноября и благочинным и помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия; 1855 г. апреля 16 сопричислен к ордену св. Анны 2-й ст.; 1857 г. февраля 12 переведен к сему собору настоятелем же и благочинным, и в том же году 18 мая назначен членом Комитета по историко-статистическому описанию церквей С.-Петербургской епархии. Отличался представительным видом, а еще более добродушным характером. Он недолго был при соборе и умер 1857 года. Декабря 26 дня.

5) Симеон Красноцептов, имя которого нередко упоминалось и прежде; Калужской епархии, дьяческий сын; по окончании учения в С.-Петербургской Духовной академии в числе избранных воспитанников, возведен, в степень магистра и определен в той же академии бакалавром 1829 года, сентября 26 и помощником библиотекаря февраля 5 1830 года, а 30 августа того же года рукоположен во священника при церкви Российской миссии в Швейцарии; 1833 года мая 3 по болезни отозван от миссии и определен к Смоленско-кладбищенской церкви; в продолжение 1833–37 гг. исполнял разные епархиальные поручения и за участие при издании книги: правила св. Апостолов, св. соборов Вселенских и пр.» в 1839 г. награжден скуфьей; с 1839 г. по 1842 г. безвозмездно проходил должность законоучителя в школе женского Патриотического общества и за похвальные труды и примерное усердие от Ее Императорского Величества награжден золотыми часами 1842 г. февраля 12; 1844 г. апреля 4-го награжден камилавкой; в том же году июня 5 переведен к Воскресенскому собору всех учебных заведений, и по избранию начальства как духовного, так и училищного, определен законоучителем в Александровское училище, что при Обществе благородных девиц июня 5; 1845 года июля 11 за усердную службу по званию законоучителя награжден набедренником; участвовал в составлении подробной программы преподавания Закона Божьего для женских учебных заведений, с 1845 г. по 1846 г.; с 1845 г. в течение 7 лет преподавал безвозмездно Закон Божий в школе писарей министерства юстиции и в Воскресенском приюте; за труды по последнему, почти ежегодно, объявляема была ему от Совета детских приютов Высочайшая Ее Императорского Величества благодарность; а в 1848 г. Апреля 17, по ходатайству сего совета, награжден наперстным крестом; по открытии штата и учреждении особого причта церкви Св. Александра Невского, что при Обществе благородных девиц (прежде числившейся при монастыре, а потом при соборе), согласно желанию начальства сего заведения, переведен и штатным к этой церкви священником, и старшим законоучителем, как в Обществе благородных девиц, так и в Александровском училище 1849 г. января 18, и 23 того же января, по представлению совета Общества благородных девиц, утвержденному Ее Императорским Величеством, за ревностное и успешное преподавание Закона Божия, посвящен в протоиерея; получал благословение Св. Синода в 1849–51 гг. и в сем последнем году, по поручению духовного начальства, вновь составлял другую подробную программу преподавания Закона Божия в женских учебных заведениях; 1852 г. апреля 5-го Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й ст.; 1852 г. февраля 12 назначен членом комитета для составления статистических описаний казенных церквей, училищ гражданского ведомства; 1854 г. апреля 18 перемещен к Успенской, что на Сенной, церкви настоятелем; в том же году назначен членом С.-Петербургского оспенного комитета и комитета общественного здравия, а в 1855 г. марта 24-го Высочайше утвержден директором комитета общества попечительного о тюрьмах; 23-го апреля по представлению главного совета женских учебных заведений, за отлично-усердную службу Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 2-й ст.; 10-го октября назначен от Св. Синода членом, учрежденного при Духовной академии, комитета «для издания кратких и дешевых духовно-нравственных книг»; за службу по комитету попечительного общества о тюрьмах неоднократно получал благодарность и удостаиваем был Высочайшего благоволения; 1857 года декабря 27-го переведен, к Воскресенскому собору настоятелем, и тогда же назначен присутствующим в Духовной консистории и благочинным церквей в Рождественской и бывшей Охтинской частях; апреля 7-го 1858 года утвержден членом консистории, а 2 декабря умер, не пробыв, таким образом, и полного года настоятелем собора. Отличаясь здравым умом, он не мог похвалиться здоровьем тела, и все время службы своей провел полубольной. Болезненное состояние, заставляя его быть строгим к себе, делало его строгим и к другим; исполняя каждое, принятое им, или порученное ему дело аккуратно и добросовестно, не допускал послаблений и лицам, ему подчиненным. Он известен и как писатель, хотя авторская слава не обошлась для него без неприятностей. В тридцатых годах издана была им составленная Свящ. история Ветхого и Нового Завета, которая не только была одобрена духовной цензурой, но и рекомендована духовно учебным управлением, как учебное руководство в семинарии и училища. И действительно, при бедности в то время духовной литературы и устарелости прежних учебников, книга эта вполне заслуживала оказанное ей внимание, но неизвестно почему и кому она оказалась написанной не в православном духе, и немедленно сделано распоряжение об изъятии ее не только из употребления в духовных училищах, но даже и вовсе из продажи. Конечно, и сам автор не остался без подозрений, а издатель понес невознаградимые убытки. Этот первый опыт надолго удержал даровитое перо О. Красноцветова от писательской деятельности, и только в 1856 г. он издал книжку: «О Богослужении православной церкви», единичный плод законоучительских его трудов, но уже ни на шаг не отступающий от пространного катехизиса и новой скрижали; между тем все уроки его по Закону Божию, как удавалось видеть их в черновых отрывках, несомненно, принесли бы пользу и учащимся и учащим, если бы были своевременно изданы.

6) Филипп Сперанский, Новгородской епархии, пономарский сын. Обучался в Александро-Невских училище и семинарии, а потом в С.-Петербургской академии; окончил академический курс со степенью кандидата и определен в Новгородскую семинарию учителем гражданской истории и греческого языка 1833 г. октября 12 дня; ровно через год определен помощником инспектора, и в течение 3 месяцев со 2 сентября 1838 г. занимал класс свящ. писания· при оставлении наставнической должности, от семинарского правления получил аттестат, в котором значится, что «должности свои проходил при благочестном поведении с отличным успехом». В том же году 23 ноября рукоположен во священника к сему собору и определен законоучителем в Мариинское межевое училище и для отправления для воспитанников всенощных служб на воскресные и праздничные дни и всех христианских треб; по отношению обер-прокурора Св. Синода и с утверждения Его Высокопреосвященства с 31 августа 1839 г. по июль 1845 г. кроме своей недели, отправлял очередную неделю священно-служений при соборе за законоучителя Александровского училища; 1842 г. апреля 18 дня за ревностное, успешное и безвозмездное преподавание Закона Божия Высочайше награжден подарком в 250 руб.; 1843 г. января 11 с Высочайшего утверждения определен преподавателем словесности в том же межевом училище, 1844 г. июля 9 за отлично усердные труды в преподавании Закона Божия, награжден набедренником, а в 1846 г. 26 апреля – скуфьей; в том же 1846 году мая 23 определен увещевателем в военно-судную комиссию при С.-Петербургском батальоне Внутренней стражи, и за прохождение сей должности Всемилостивейше награжден камилавкой 1849 г. июня 1; в том же году мая 17-го получил в награду 500 руб. за успешное преподавание Закона Божия и русской словесности в межевом училище; в том же году мая 30-го, с утверждения начальства артиллерии принял на себя обязанность безвозмездного преподавания Закона Божия в гвардейской дивизионной артиллерийской фейерверкерской школе и в классе донских урядников; по упразднении межевого уличища 1851 г. июля 18, уволен от должностей, в нем занимаемых, в том же году августа 27 определен членом во временную комиссию для рассмотрения действий и отчетов Высочайше утвержденного комитета для построения Христорождественской церкви в Малой Коломне, которым состоял по 1859 г. 1852 г. апреля 5 за ревностное и усердное прохождение своих обязанностей награжден золотым наперстным крестом; 1844 г. мая 25 по представлению Его Императорского Высочества, генерал-фельдцейместера, за преподавание Закона Божия в дивизионной фейерверкерской школе и классе донских урядников награжден саном протоиерея; 1856 г. августа 26, за отлично усердную службу Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й ст. 1858 г. декабря 2, утвержден местным протоиереем и благочинным округа; последнюю должность проходил до 12 сентября 1867 г. когда по собственному прошению уволен, 1859 г. января 13 определен старшим членом в комиссию по исправлению ветхостей Большеохтинских церквей и церковных зданий; в том же году мая 2, в воздаяние отлично усердной службы, Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны 2-й ст. 1861 г. июня 12 получил благословение Св. Синода, 1862 г. апреля 21 за отлично-усердную и безвозмездную службу Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны 2-й ст. с Императорской короной. В 1865 г. апреля 6 в воздаяние отлично усердной и безвозмездной службы Всемилостивейше пожалован из кабинета Его Императорского Величества наперстным крестом, украшенным драгоценными камнями. Умер 2 февраля 1868 года. Он был благоговейный служитель церкви, добрый семьянин и сотоварищ, здравомыслящий и прямой человек. Некоторые из проповеднических трудов его помещены в духовном журнале «Странник» и в издававшемся при нем сборнике проповедей.

В) Наличный состав причта

Протоиерей Петр Разумовский, старший кандидат, поступил к собору из института корпуса инженеров путей сообщения 3-го марта 1868 г.

Священник Захарий Образцов, магистр, из профессоров Новгородской семинарии, посвящен во священника к собору 12 февраля 1855 г.

Священник Евфимий Голинский, магистр, из диаконов, Скорбященской, что за литейным двором, церкви, посвящен во священника к собору 7-го декабря 1858 г.

Диакон Иоанн Боровский, кончивший курс в С.-Петербургской духовной семинарии, посвящен к собору 1851 г. мая 9-го, из сельских учителей Сорочкинской школы.

Диакон Николай Азаров, кончивший курс в Курской Духовной семинарии, посвящен к собору, из певчих С.-Петербургского архиерейского хора, 1862 года, октября 27 дня.

Дьячок Феодор Ильинский, из письмоводителей С.-Петербургского попечительства о бедных духовного звания, определен к собору 1848 года, ноября 12-го дня.

Дьячке Михаил Шеметов, из певчих кафедрального Исаакиевского собора, определен на настоящее место 1863 года июня 5-го дня.

Дьячок Авраамий Веселовский, из певчих С.-Петербургского архиерейского хора, определен к собору 1863 г. августа 17-го дня.

Г) Сиротствующие

а) Соборного причта

Жена умершего протоиерея Филиппа Сперанского Анна Яковлева получает пенсию от опекунского совета по 630 р. сер. в год. Живет в собственном доме.

Жена умершего священника Зыкова Елизавета Андреева получает от собора 180 р.

Дочь умершего священника Максимова, девица Татиана Васильева, получает от собора 120 р., живет у зятя, священника Образцова.

Жена умершего диакона Милова, получает от собора 120 р., живет на вольнонаемной квартире.

Жена умершего дьячка Дилигенского, получает от собора 72 р. и из попечительства на детей 40 р. Живет в подвальной комнате церковного дома, уступленной протоиереем от своей квартиры. У нее дети: Вера, воспитывается в приюте принца Ольденбургского на счет частного благотворительного лица, Евгений, обучается в Лисинской лесничей школе и Александр, обучающийся в Александровском училище на общем епархиальном училищном капитале.

б) Приписные

Мызы Пеллы, Шлиссельбургского уезда жена умершего священника Ламанова с дочерью девицей Анной. Мать получает от кладбищенских, Волковсковской и Смоленской церквей 163 р. и от попечительства 25 р., а дочь от попечительства 30 р. Живут у родственника, чиновника вдовьего дома Ламанова.

Новгородской Михайло-Архангельской церкви умершего заштатного диакона Надеждина дочь, девица Надежда Петрова. Состоит на службе в Крестовоздвиженской общине сестер милосердия, где и жительствует.

Владимирской губернии Юрьевского уезда села Смярдова умершего священника Филиппа Васильева дочь, девица Анна. Призревается в Общине сестер милосердия, в доме княгини Барятинской.

Кроме сих посторонних собору лиц, к нему же указом духовной консистории οт 24 января 1867 г. приписан уволенный за штат священник Мариинской церкви при бывшей богадельне воспитательного дома Александр Быстров. Получает пенсию по 440 р. в год, живет на вольнонаемной квартире. По предложению начальства богадельни, учрежденной в память в Бозе почившего Государя Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, и с дозволения епархиального начальства, исправляет богослужение в церкви сей богадельни и все христианские для призреваемых требы. При нем жена и 5 взрослых детей.

Д) Певчие при соборе

Штатные певчие, по жалобам Мариинского межевого училища на неодобрительное поведение некоторых из них, в 1838 году упразднены и заменены вольнонаемными из нижних чинов лейб-гвардии саперного батальона. Когда же закрыто было Мариинское училище, из которого набирались малолетние певчие, то потребовалось дополнить хор кантонистами того же батальона, на наем которых докладом опекунского совета и испрошено Высочайшее соизволение к отпуску дополнительных по 800 р. сер. в год. Эти певчие в составе 28 человек и доселе состоят при соборе; штатная вакансия регента, с образованием полного вольнонаемного хора, упразднена.

Е) Соборная прислуга

Всей прислуги, для собора и принадлежащего к нему дома, по штату назначено 12 человек,· но из них для собора, собственно служителей, только 7; из этого числа надобно было назначить и для прислуги в алтарях, и для пособия при продаже свечей, и для охранения царского места, и наконец, для звона на двух колокольнях, где находилось 17 колоколов, из которых 3 большие требовали по особому человеку. Недостаточность в прислуге сряду же была сознана, как причтом, так и светским начальством, принимавшим собор в свое заведывание. Поэтому почетный опекун граф Апраксин отношением своим от 5 августа 1835 года, спрашивая у строительной комиссии, между прочим, о количестве служителей при соборе, замечал, что для зимнего времени потребуется большее их число. Но председатель комиссии, в ответе своем от 12 августа, отклонил этот вопрос, сказав, что комиссия, по приказанию высшего начальства, наняла вахмистра и 2 сторожей, а прочих предоставила нанимать вдовьему дому, и, обозначив сумму жалованья на прислугу, присовокупил: «сколько же потребуется в зимнее время людей для отопления собора и домов и на какую сумму, – комиссии неизвестно». Между тем, протоиерей Недешев от 13 августа заявил, что к 7 служителям в летнее время необходимо прибавить еще 8, а в зимнее, кроме того, увеличить еще 10, при чем, ссылаясь на пример Казанского собора, где прислуги положено 20 человек, тогда, как и само здание меньше, и звон на одной колокольне, и ограниченнее. Смотритель вдовьего дома с своей стороны также доносил, что встречает препятствие для наблюдения за собором по недостатку сторожей, которых для внутренней прислуги требуется 9, для звона 6, и для топки печей, особенно стоящих во втором ярусе, тоже 6, всего, по его мнению 21 человек. Получив от строительной комиссии уклончивый ответ, почетный опекун, по этим заявлениям, обратился уже к опекунскому совету с просьбой, «чтобы позволено было вдовьему дому увеличить число прислуги, а в холодное время и истопников, нанимаемых из остатков тех сумм (исключая ремонтную), какие назначены на собор и дома с 1-го июня (4500 р. асс.) и в виду этих нужд, и других потребностей и обзаведений, которые комиссия не примет на себя, позволено было войти с представлением для испрашивания Высочайшего соизволения на прибавку сумм сверх штата определенных, или на удержание того количества денег, какое потребуется в течение года из церковного дохода на сверхштатные расходы, по тому уважению, что духовенство, причет оного, певчие и сторожа, да и самый собор с принадлежащими к оному строениями будут содержимы от казны, без участия в том со стороны духовного правления30. (Пред. поч. опек. от 20 августа 1835 г. № 468). Неизвестно, какая судьба постигла это представление; по крайней мере, число сторожей осталось только штатное и до настоящего времени. Правда, на первых порах было до 5 человек сверхштатных, но уже в октябре (6-го числа) смотритель Бунин, для удержания при соборе опытного, из монастырских штатных, звонца (а их там было 4), частным образом просил протоиерея Недешева, прибавить ему из церковных сумм, к получаемым им 250 р., еще 110 р. ассиг. Кажется, эта просьба отчасти и была удовлетворена, потому что до 1858 г., доколе форменно не испрошено было позволение, всегда прибавлялось к жалованью звонца 2 р. сер. в месяц, хотя ни монастырский звонец, ни преемники его не были уже штатными при соборе. Этот недосмотр в назначении штатных звонцов отозвался на состоянии колоколов, о чем замечено выше, а вообще недостаток сторожей – в невозможности постоянно содержать собор в должной чистоте, без копоти и пыли.

* * *

29

Именно: протоиерей получал штатное жалование по собору 2400 р. асс. и за преподавание Закона Божия при обществе благородных девиц 2500 р; один из священников от собора и Александровского училища по 1800 р. асс. и один из дьяконов, сверх штатного жалования 1200 р. асс. за обучение питомиц и служительских детей 940 р. асс.

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.

30

В последствие увидим, что через 30 лет Опекунский Совет с особенной настойчивостью обратился к этой последней мысли, хотя первоначально, по-видимому, не разделял ее, так как не ходатайствовал о приведении ее в исполнение.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle