Источник

О строении церквей

I. В С.-Петербурге

1) На Адмиралтейской стороне, вместо полотняной Николаевской церкви, существовавшей с 1732 года в светлицах при морском полковом дворе, построена в 1743 году, особым зданием, деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая у Крюкова канала против плаца нынешнего морского Богоявленского собора.

2) Построенная в Ямской слободе в 1730 году, купленная и перевезенная с Охты, уже не новая церковь в честь Рождества Предтечи с приделом Святого Николая Чудотворца, в десять лет совсем обветшала кровлей и стенами. В феврале 1740 года священнослужители, прихожане и вкладчики просили и получили 9-го июня позволение от Святейшего Синода и от комиссии о строении города строить каменную церковь на месте ветхой деревянной пред алтарем – уже с тремя престолами: главный – в честь Воздвижения креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви при С.-Петербурге не обретается, а придельные – в честь Рождества Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Определенный в Ямской части архитектор Шумахер смотрел за работами. В июне 1849 года она вполне готова была к освящению, а когда именно освящена, об этом в настоящее время сведений не имеем.

3) Церковь преподобного Сергия Радонежского, построенная на месте сгоревшей из дерева в 1738 году на скорую руку, успела прийти в ветхость. Священнослужители с прихожанами, через посредство канцелярии главной артиллерии и фортификации, по прошению, получили 18-го февраля 1743 г. от преосвященного Никодима разрешение построить каменную церковь во имя Святого Сергия с приделом Святого Николая Чудотворца. 24 сентября 1746 г. главный престол и церковь были освящены преосвященным Феодосием, преемником епископа Никодима, а придел освящен 4-го октября ключарем Петропавловского собора Василием Стефановым.

4) При Конюшенном дворе своей церкви не было, но священники имелись. А церковь Нерукотворного Образа со священником Андреем Михайловым еще в 1740–1741 годах существовала. Но отчего она закрыта неизвестно. Священникам же дано было разрешение совершать богослужение в приделе церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Невской перспективе (что теперь Казанский собор) для служащих при Конюшенном дворе и отправлять у них всякие мирские требы, не касаясь Рождественского прихода. Когда императрица Елисавета Петровна выехала в Москву на коронацию и при конюшнях осталось самое малое число служителей, то священника Феодора Афанасьева перевели в Ропшу на прежнее ее место, а исправлять требы у служащих Конюшенного двора 16-го июля 1742 года предписано рождественскому клиру. В 1744 году в ставленнических делах опять упоминается Конюшенная церковь в честь Нерукотворного Образа и при ней свой причт.

5) Здание петровских времен, Троицкого собора нa С.-Петербургском острове, пришло в крайнюю ветхость. Вследствие сего, по указу Императрицы Елисаветы Петровны от 9-го февраля 1743 года, собор был разобран до основания, и на прежнем фундаменте от канцелярии строений воздвигнуто новое церковное здание, во всем сходное с прежним, которое впоследствии времени сгорело дотла.

6) Там же строилась теперь на Никольской улице новая каменная Успенская церковь (соборная), а в прежней деревянной совершалось священно-служение и требы. Замечательно, что обе церкви алтарями стояли на полдень и обстоятельство сие учинилось известным Святейшему Синоду в 1744 году.

7) О церкви Святого Николая Чудотворца в Посадской улице, ныне приписной к Троицкому собору, в деле 4-го июня 1740 года за № 2056 имеются следующие сведения: она поставлена была на время в доме комиссара Трунилова. При ней состояли два священника, диакон и причетник. К ней приписан был, после ее освящения, приход церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая была окончательно разобрана в прошлое десятилетие. В приходе Труниловской церкви дворов показано, но ведомости 1738 года, 215. В них жителей мужского пола 911, женского 840, обоего 1751 человек.

8) Адмиралтейского ведения, разного дела ученик Лазарь Авксентьев Добрынин, по обету сделал из своего иждивения резной престол для церкви Преображения Господня, что в Невском полку. По прошению священно-церковнослужителей, преосвященный Никодим, 15-го декабря 1742 года, разрешил Троицкому протопопу Льву Ануфриеву престол сей освятить и поставить к празднику Рождества Христова для благолепия и украшения храма, а прежние запечатать в особый сундук и хранить в приличном мест.

9) Обстоятельства построения придела при Введенской церкви на Петербургском острове были следующие. Когда строился Петропавловский собор, то в крепость взят в 1731 году из походной церкви Копорского гарнизонного полка иконостас, писанный по лазоревому атласу с престолом, жертвенником и другими принадлежностями. С помощью сих вещей, в деревянных хоромах крепости устроена временная церковь, в которой соборяне совершали богослужение. После освящения Петропавловского собора, церковь сия оставалась без пения праздной. Священнослужители Введенской церкви, начальство полка и прихожане просили Св. Синод возвратить им иконостас, чтобы устроить из него при Введенской церкви придел во имя Святого Пророка Илии. По указу Св. Синода, от 4-го июня 1740 года, иконостас с прочими принадлежностями возвращен, и из него устроена придельная церковь Святого Пророка Илии над трапезой, где было место для этого весьма удобное и пространное. В числе вещей в Введенскую церковь поступил при передаче, портрет Петра І-го и на оном образ Святого Апостола Петра, костяной работы.

10) Церковь Святого апостола Андрея Первозванного, построенная на Васильевском острове при Анне Иоанновне, была деревянная, об одном престоле и холодная, т. е. без печей. В 1740 году при ней имелось три священника. Число жителей острова все увеличивалось год от года. В январе 1740 года прихожане сей церкви из людей знатных, прописав все сии обстоятельства, просили Высочайшего разрешения близ сей церкви на принадлежащем ей месте построить из своего иждивения, с помощью и доброхотных подаяний, другую теплую, а для безопасности от топления печей – каменную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы или какого-либо святого. 5-го апреля 1740 года комиссия о строении города отвечала духовному правлению, в котором производилось сие дело, что построить можно (т. е. разрешается), но требовала к апробации план и фасад, которые и поданы 21-го апреля 1740 года. Архитектор Осип Трезин 29-го мая того же года подал в Духовное правление ведение, что строение будет находиться под его смотрением. Св. Синод 2-го июня разрешил церковь сию построить, прибавив, что о наименовании ее решение будет принято после того, когда поступит донесение о готовности ее к освящению.

Через некоторое время на постройку сей церкви отданы разные материалы, известь и гвозди, оставшиеся от починки каменных домов, в которых жил в С.-Петербурге персидский посол со свитой. В 1743 году, по челобитью Андреевского священника Иакова Тиханова, Сенат, по указу Императрицы, постановил: не требовать денег за оные материалы, так как при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм. Об освящении же этой церкви будет сказано в свое время.

11) В это время строилась на Васильевском острове между седьмою и восьмою линиями церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом. Священник этой церкви Стефан Иванов в 1741 году донес, что придел во имя святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Всея России чудотворцев, окончательно устроен. Ему выдан из Духовного правлении антиминс со взятием 75 коп. указных пошлин и указ на освящение. А когда освящен сей придел и кем, в деле 8-го декабря 1741 года за № 2165, не значится.

12) На Большой Охте, кроме Троицкой церкви с приделами Святого Иосифа Обручника и Николая Чудотворца, которая была холодною, вновь построена теплая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сия последняя церковь освящена в 1741 году.

Церкви военного ведомства

а) В августе 1742 года с разрешения Его Преосвященства освящены новый престол и жертвенник в Новгородском драгунском полку полевым священником Алексеем Андреевым.

б) В 1743 году, по именному Ее Императорского Величества указу, благословения Св. Синода, начали строить летом каменную церковь во имя Преображения Господня (что ныне Собор всей гвардии) с приделами по обеим сторонам: один во имя святого Сергия, игумена Радонежского Чудотворца; а другой – во имя священномучеников: Климента, епископа Римского и Петра Александрийского. В указе на имя преосвященного Никодима сказано, что церковь высочайше повелено построить «в ново-построенных лейб-гвардии Преображенского полка слободах, где была гренадерская съезжая, на показанном, по опробованному Ее Императорским Величеством плану, месте». Здесь следует объяснить следующие три обстоятельства: церковь строилась во славу Преображения Господня в соответствие наименованию полка, для которого назначалась. На месте, где она стоит, ранее существовала гренадерская съезжая. В этой-то съезжей Елисавета Петровна, как мы видели, в первый раз объявила свое намерение занять родительский престол (зап. Манштейна, II, 160). Один придел во имя святых Климента Римского и Петра Александрийского, празднуемых 25-го ноября, устроен по тому, что в этот день Императрица Елисавета вступила на престол. Преображенская церковь окончательно готова была к освящению в мае 1754 года.

в) В том же 1743 году была окончена постройка и освящена церковь Воскресения Христова при Инженерном замке. Фон-Люберол, начальник корпуса, полковник и кавалер, просил преосвященного Никодима определить к ней священника из ученых. Но такого не отыскалось. Тогда, по представлению команды инженерных полковых дел, впредь до приискания лица учительного, епископом определен был в Инженерный корпус священником прибывший из Митавы Прокопий Прокопиев Гербов с жалованьем полкового священника, но без рационов. Формулярный список этого Прокопиева был не велик. Он служил в Митаве певчим при дворе Императрицы Анны Иоанновны, а в 1742 году произведен к придворной же Митавской церкви священником. Посему, в переписке о нем сказано, что он, впредь до приискания учительного священника, определяется только для божественного священно-служения и случающихся треб исправления.

г) В 1743 году по указу Ее Величества поставлена в доме Олсуфьева для лейб-компании походная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм. Священником при ней был Иван Комаровский. 15-го января преосвященный Никодим выдал в оную освященный антиминс и дал священнику Комаровскому грамоту на освящение храма.

д) 24-го апреля 1744 года по указу Его Преосвященства поставлена, согласно прошению полковника Василия Шашкина, походная церковь Псковского пехотного полка на Петербургском острове, близ Гребецкой улицы на лугу, с разрешением полковому священнику отправлять в ней богослужение. По указу 17-го мая того же года церковь сия перенесена и поставлена в Кронштадте.

Домовые церкви

Число домовых церквей увеличилось, а именно:

а) Вновь устроена и 4-го февраля 1743 года освящена церковь во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата, в доме капитана лейб-гвардии Преображенского полка, князя Константина Димитриевича Кантемира, который жил на Адмиралтейской стороне, в первой набережной линии у старого почтового двора. К церкви, по прошению храмоздателя, определен для совершения служб из вотчины князя, бывшей в Севском уезде, нынешней Орловской губернии, священник Тимофей Егоров. По старанию домовой конторы епископа, ему дана в доме Кантемира квартира с дровами, всякое пропитание от стола князя, 12 рублей в год денежного жалованья, да, через каждые три года, полагалась ряса с полукафтаньем и шапка.

б) Церковь святой великомученицы Варвары на Вологодском подворье, которая, вероятно, перестала существовать с увольнением преосвященного Пимена, епископа Вологодского, в епархию.

в) Церковь Нерукотворного образа в доме графа Михаила Гавриловича Головкина, на устройство которой последовало разрешение в 1738году.

г) Благовещения Пресвятой Богородицы в доме графини вдовы Дарьи Матвеевны Головкиной.

д) Опять поставлена церковь во имя святой великомученицы Варвары, разобранная в 1738 году (См. нашу ист. стр. 186) в доме князя Алексея Михайловича Черкасского.

е) Церковь Толгской Пресвятой Богородицы в доме вдовы Ирины Шереметевой.

ж) После ссылки графа Остермана, в которую добровольно последовала и жена его, дом их, находившийся где ныне Сенат, на Адмиралтейском острове, поступил в казну и в нем, на первое время, помещалась канцелярия Правительствующего Сената. Как известно (Ист. стр. 186), в доме существовала церковь со всей утварью, но священно-служения в ней теперь не было. Сенат просил священника. И Святейшим Синодом определен к сей церкви присланный от Амвросия, новгородского архиепископа, священник Леонтий Трофимов, с производством ему жалованья, для безнужного пропитания, по 50 рублей в год из неположенных в штат доходов Штатс-конторы. Службу причетников в ней исправляли четыре школьника из местных гарнизонных школ, хорошо умевшие читать и петь. Школьники эти были зачислены в комплект сенатской роты с производством жалованья и обязывались охранять церковь. Комиссия описи имуществ графа Остермана и других, подвергшихся с ним вине, передала церковь с утварью по описи священнику Трофимову под расписку, а Св. Синод обо всем этом дал знать 9-го марта 1743 года преосвященному Никодиму к сведению и на тот конец, чтобы священник Леонтий состоял в ведомстве епархии Его Преосвященства.

з) Домовая же церковь графини Шереметевой, по прошению ее, перенесена в 1742 году в Москву, и по сему делу в Св. Синоде было постановлено следующее определение: «Имеющуюся в С.-Петербурге, в доме ее, Шереметевой, с подвижным антиминсом, церковь убрать, с подобающим благочинием, в сундук, нарочно устроенный, Исаакиевского собора протопопу Петру Яковлеву, и, по убрании, ему запечатав для отвоза в Москву, оставить у упомянутой просительницы, вдовы Шереметевой, которой велеть отвезти тот сундук с надлежащим и опасным в пути хранением и благо-почтением, и по привозе в Москву, тот сундук распечатать из священников большого Успенского собора, востребовав оного от духовной дикастерии, и ту церковь в удобном и приличном, в доме ее, где усмотрено будет, месте, для священно-служения поставить позволить, – и о том Исаакиевскому протопопу сие Св. Синода определение объявить с запиской, а в Духовную дикастерию послать указ, для ведома же и в (с.-петербургское) Духовное правление с сего протокола дать копию, каковая и прислана от 15-го января 1742 года за № 332.

По С.-Петербургскому уезду

а) 12-го марта 1741 года Св. Синодом разрешено в дворцовой Государыни Елисаветы Петровны Рыбной (по нынешнему наименованию: Рыбацкой) слободе построить на приличном месте церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В следующем 1742 году церковь сия была готова и освящена. В сем же году, по указу Ее Величества, от 26-го февраля за рукой духовника ее, иерея Феодора Дубянского, посвящен был к этой церкви священником солдат Воронежского пехотного полка Василий Алексеев.

Судьба этого человека была такова. Он – сын священника Нижегородского уезда, села Шокина, и сам служил при этой церкви дьячком. В сентябре 1738 года, за небытие в 1731 году у присяги, его сдали в солдаты. По случаю же предназначения во священника, по указу Ее Величества, из солдат его выключили, и дали хорошую аттестацию. Протоиерей Михаил Слонский обучил его букварю и катехизису. И 21-го марта 1742 года, преосвященный Пимен, епископ Вологодский, посвятил его в Петропавловском соборе во священника.

б) При Охтинских пороховых заводах, церковь Святого Пророка Илии, петровских времен, пришла в ветхость. Указом Св. Синода 17-го мая 1742 года, разрешено построить новую церковь, а богослужение, во время строения дозволено совершать в походной полотняной церкви, имевшейся при артиллерии, которая (церковь) и поставлена была при заводах на приличном месте.

в) 18-го февраля 1734 года разрешено было вместо обветшалой деревянной, построить каменную церковь в честь Преображения Господня с приделами Святого Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца при Невских кирпичных заводах (по нынешнему: на фарфоровом заводе). Придел святого Николая был освящен и в нем совершалась Божественная служба. 4-го августа 1742 года, освящен главный престол наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Досифеем. Антиминс прежней церкви, за ветхостью, отдан на хранение в Петропавловский собор.

г) Церковь святого Петра митрополита, имевшаяся с 1722 года в приморском доме петровских времен, боярина Петра Ивановича Бутурлина, весьма обветшала. По прошению генерал – аншефа Александра Борисовича Бутурлина, Преосвященным Никодимом 2 августа 1743 года разрешено разобрав ее на том же месте, только на новом фундаменте, устроить новую церковь. 28 ноября того же года, в новый храм, уже вполне приготовленный, выдан святой антиминс, а затем в скорости освящена и сама церковь.

II. В городе Кронштадте

В Кронштадте деревянная церковь святого апостола Андрея Первозванного обветшала. По указу Святейшего Синода, состоявшемуся в 1742 году, разрешено устроить новый храм во имя того же апостола с двумя приделами под наблюдением Адмиралтейской Коллегии. Между прочим, известный генерал Фон-Люберас в 1743 году представил ведомость в Адмиралтейскую Коллегию о исправлении нужнейших работ в кронштадтском каменном канале и по этой ведомости требовал, чтобы старую Андреевскую церковь, стоявшую у канала подле шлюзов, перенести на другое место, чтобы де в работах остановки не чинилось. Дело о сем докладывалось 5 февраля 1743 года в Сенате в присутствии самой Государыни, при чем постановлено: Андреевскую церковь разобрать и перенести из обретающихся в Кронштадте губернских домов в одну пристойную палату, исправив оную починкой, а материал от разобранного здания и иконостас собора положить в удобные и безопасные места, чтобы им утраты учиниться не могло. После переписки протопопа Бориса Петрова, все сие, с благословения Его Преосвященства, исполнено и богослужение временно совершалось в удобных каменных палатах. Для строения же новой Андреевской церкви место отведено было среди города, взятое – было немцами под лютеранскую кирку, за пильной и водяной мельницами, и при сем строго было воспрещено возводить на сем месте какие-либо другие строения.

III. По Шлиссельбургскому уезду

17-го июля 1738 года по прошению господ Арцыбашевых дано им разрешение построить в вотчине их, в сельце Лукинском деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом святой великомученицы Екатерины, с отчислением этого села от Путиловского прихода. В Лукинском было 35 дворов и 277 душ обоего пола. Арцыбашевы отвели землю под церковь, для кладбища, на усадьбу членам клира, также на содержание их земли пахотной и сенокосной, и построили саму церковь. В 1742 году шлиссельбургским заказчиком Ануфриевым 10 февраля освящена Успенская церковь, а 11-го придел ее. (Дело 3-го марта 1743 года).

IV. По Копорскому уезду

а) По прошению камергера и кавалера, графа Мартына Карлова Скавронского, преосвященным Никодимом, 30-го января 1745 года, разрешено построить в вотчине его, в Славянской мызе, принадлежавшей приходом к Царскосельской церкви, каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины с приделом Захарии и Елисаветы. В правление архиепископа Феодосия 19-го января 1747 года церковь сия освящена царскосельским протопопом Иоанном Абрамовым с братией.

б) В 1717 году построена была деревянная церковь Казанской Пресвятой Богородицы, в Виславской мызе, в вотчине стольника Ивана Ивановича Стрешнева. При ней были священник и дьячок, а в приходе 62 двора. Когда священник Артемий Калинников в 1731 году, волею Божьею умер, то Казанскую церковь запечатали и стояла она без пения до 1744 года. В сем году, по прошению прихожан, преосвященный Никодим разрешил открыть церковь, в которой все было найдено в целости и порядке, и посвятил к ней священником церковника села Ропши Ивана Ларионова Пельского.

в) В Великом посту, 8-го марта 1744 года в 12 часу ночи в каменной церкви дворцового села Красного погорели деревянные главы, крыша, окна. Движимые предметы все были вынесены. К ноябрю того же года она была исправлена и вскоре освящена.

V. В Финляндии

а) Наконец в Финляндии, епархия и выборгский заказ увеличились по Абовскому договору одной церковью, бывшею в Либелицком погосте, и приходом. Судьба этой церкви была довольно интересна. Мы не знаем, когда она построена, но, до заключения мира в городе Або, она находилась во владении шведской короны на земле, которая именовалась Шведской Карелией. В 1738 году, шведский посланник в С.-Петербурге просил кабинет-министров, чтобы в Либелицкий приход дали православного священника, знающего карельский язык. Святейший Синод поставил туда священником Феодора Софронова, человека не только грамотного, но и довольно развитого. До рукоположения в священнический сан, этот Софронов был крестьянином Кексгольмского уезда, Сердобольского погоста, Салминского дистрикта, Шустомского погоста вотчины Троицкого Александро-Невского монастыря. Ему дан был дьячок Иван Зотиков. Прибывши в Либелицкий погост, священник Софронов нашел, что прежняя церковь сего погоста в военное время была разорена и разрыта, а на место ее построена новая во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом святого пророка Илии, но она не имела никаких церковных принадлежностей и сама еще не была освящена. Приход этой церкви состоял из четырех погостов: либерского, иломанского, кидецкого и тогмозерского. Прихожан же было сто пятнадцать венцов (в венце считались муж и жена с детьми) или семейств. Софронов служил здесь с 27-го августа 1738 года по 17-е февраля 1741 года. Затем, оставив в Либелицах свое семейство, он прибыл в С.-Петербург ходатайствовать пред Св. Синодом об освящении церкви и о даче в нее книг, утвари и других принадлежностей богослужения. В это время возгорелась война между Швецией и Россией. Богослужебные принадлежности для Либелицкой церкви были приготовлены, но не отправлены но причине войны, и самого Софронова на место не отпустили, а определили сперва в выборгский Рождественский собор, где он служил по 16-е мая 1742 года, а потом в велико-луцкий пехотный полк, с которым он был в походе. Между тем, местность Либерского прихода занята была шведскими войсками. Жена и все домашние Софронова терпели от солдат многие ругательства и обиды и, сверх того, более года держали их под злодейшим неприятельским караулом. Но война кончилась, Либелицкий приход отошел к России, Софронову опять дали указ возвратиться в приход для священно-служения. При сем, по его ходатайству, в Либелицкую церковь посланы были богослужебные книги, табель высокоторжественных дней, панихидный реестр, царские двери, много икон, риз и утвари, да в течении двух третей года велено выборгскому заказчику Мокию Лаврентьеву давать по пяти рублей денег из сумм, собираемых с венечных памятей, на просфоры и церковное вино. Сама церковь, 28-го января 1744 года была освящена выборгским заказчиком, с положением на престоле ее антиминса, еще до войны полученного из Св. Синода и хранившегося в Выборгском соборе. Замечательно, что священник Софронов просил у Св. Синода дать в Либелицкую церковь книгу: »Камень веры« для случающихся всяких крайних нужд при существовании в приходе его протестантского закона, и книга эта была выдана ему, из экземпляров, бывших в Св. Синоде для продажи. Так установился доныне существующий в Либелицком погосте православный приход. Тогда же на содержание священнику с каждого венца, положено было ржи и ячменю пополам по одному четверику, а Св. Синод, сверх того, исходатайствовал ему в 1741 году от кабинета министров жалованья по 60 рублей в год, да дьячку и пономарю, каждому, по 30 рублей. Жалованье выдавалось, по близости места, в городе Выборге, но из доходов штатс-конторы. Св. Синод в 1743 году приписал Либелицкий приход в ведомство С.-Петербургской епархии, и преосвященный Никодим назначил ему состоять под смотрением Выборгского заказа.

б) В городе Фридрихсгаме, по завоевании его, временно пребывала с каким-то полком походная церковь. По докладу же Сената, Высочайше утвержденному 14-го января 1744 года, касательно устройства Финляндии, постановлено: «Для находящегося ныне в Фридрихсгаме и впредь пребывающего гарнизона и российского народа построить церковь, греческого исповедания, деревянную, которой рисунок сделать архитектору Трезину немедленно, и во что оная стать может, смету, и подать в Сенат; а покамест по оному в Сенате рассмотрение и определение будет учинено, в Фридрихсгаме церкви быть на том месте, где оная ныне имеется, полковой». (П. С. З. XII, 7).

Долго ли походная церковь стояла в Фридрихсгаме и скоро ли построена приходская, теперь документально мы этого не знаем. Но в 1745 году устроен храм новый при гарнизонном полку. Дело сие совершилось следующим порядком.

В августе месяце 1744 года, в ново завоеванный город Фридрихсгам, по именному указу, отправлен был из Выборга гарнизонный полк, при котором своей церкви не было. А в выборгском соборе Рождества Христова в то время находился святой антиминс Церкви святых апостолов Петра и Павла, вывезенный из Нейшлота в 1721 году по замирении России со Швецией. Вот, выборгский губернатор, генерал-лейтенант князь Репнин повелел заказчику Мокию Лаврентьеву отдать этот антиминс в Фридрихсгамский гарнизонный полк и от собора, вместе с полком же, отправить священника Иоанна Иоаннова. Но заказчик, не имея об этом определения консистории и благословения преосвященного Никодима, затруднялся исполнить повеление губернатора. Тогда гарнизонная канцелярия просила октября 8-го, 23-го и декабря 3-го числа Его Преосвященство и консисторию о сем, прописывая, что в Фридрихсгаме, без святой церкви, по по-граничности места, ни коими образы, по повиновению православного закона пробыть нельзя и может упущение последовать. Вследствие сего, от Его Преосвященства из консистории последовал разрешительный указ: «отдать святой антиминс, також и образов, сколько понадобится вдобавок, для необходимых нужд». А священник Нарвского пехотного полка Петр Еремеев дал в фридрихсгамскую церковь к священно-служению пристойные сосуды, которые также приняты протопопом Мокием. Между прочим, гарнизонная канцелярия построила уже и церковь. Тогда Мокий, по определению консистории 18-го февраля 1745 года, был в городе Фридрихсгаме, освятил церковь с положением в ней святого антиминса. Так возникла в городе Фридрихсгаме, к великой радости воинов и прочих русских обитателей, первая церковь, в которой богослужение совершал упомянутый выше священник Иоаннов (указы Спб. консист. 1745 года 16-го февраля № 297).

Таким образом, во всей Финляндии теперь имелось четыре церкви: в Выборге, в Фридрихсгаме, в селе Сретенском и в погосте Либерском или, как ныне пишется, Либелицком.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle