Источник

IX. Приход

Приход монастырской церкви ограничивался воспитанницами двух заведений Смольного монастыря и лицами, служащими при этих заведениях, хотя, по отдаленности приходских церквей, тот край, который теперь составляет приход соборный и часть прежде Скорбященской Надворотней, а ныне Христорождественской Песковской церкви, всегда тянул к церкви монастырской. С отстройкой собора, согласно Высочайшей воле – быть ему и приходской для окрестностей церковью, указом Св. Синода от 5-го декабря 1834 г. за № 14,079, предписано епархиальному начальству «Войти в предварительные соображения и рассмотрения о назначении к оному собору прихода, о избрании церковного старосты, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату»; в следствие чего консистория, собрав сведения о границах, прикосновенных к упомянутому собору приходов Невско-Скорбященской, что над вратами Александро-Невской лавры, церкви Рождественской, что на Песках, и Сергиевского собора, и истребовав от священно церковнослужителей этих церквей отзыв, какую они из своих приходов ближайшую к упомянутому собору часть находят удобным и для себя безобидным отчислить к помянутому собору», согласно заявлению причта Песковской церкви положила: «Отчислить от ее прихода дома, в окрестностях оного собора находящиеся, а именно: от реки Невы по Болотной улице, так чтобы обе стороны (?) сей Болотной улицы оставались в Песковском приходе, а от сей улицы направо в Дегтярный переулок (который также весь остался в Песковском приходе), помимо артиллерийских конюшен, через Конногвардейский переулок к Преображенскому параду, у коего к Песковской церкви угловое пустопорожнее место46 наследников Рухтуевой и Косицкой № 4-й, а на другом углу (тоже пустопорожнее место, на котором впоследствии построен Мариинский институт) к Смольному собору, мимо Таврического дворца к Неве». Таким образом, приход ограничен с севера и востока Невой, с юга и юго-запада Песковским приходом, с запада – садом Таврического дворца, самим дворцом и прежде пристанью Таврического дворца Ковжею, называвшейся в просторечии Ковшами, а ныне выстроенным на том месте, зданием городских водопроводов. Этот неправильный сегмент, образуемый дугой реки Невы, занимает в окружности около 5 вер. Недаром Песковский причт, делая такую территориальную уступку и прося за нее вознаграждения из прихода Надворотней церкви – половины той части набережной Невы, которая называется Калашниковой пристанью, говорил, что для Воскресенского собора он «отделил почти треть прихода», правда, к этому прибавлял «по пространству». Действительно, из этой трети тоже целую треть занимали казенные здания: вдовий дом, Общество благородных девиц с отдельными, в разных местах разбросанными, дворами – музыкантским, прачечным, чернорабочих, называвшимся Серым и Поповским; Александровское училище; градская богадельня, Аракчеевские казармы – шестью своими флигелями занимающие целую улицу в 3/4 версты; впоследствии к ним прибавились 1-й военно-сухопутный госпиталь, Мариинский институт и, в позднейшее время – Ольгинская больница. При всех этих заведениях находились (и теперь находятся) обширные сады, исключая Аракчеевские казармы, у которых дворы настоящие плац-парады. Другую треть отмежеванного пространства занимала, (как занимает и теперь), лесная биржа купца Громова. На остальной трети, между пустырями и огромными огородными местами, разбросано было 16 домов: 5 дворянских, 2 купеческих, 6 мещанских и 3 разночинцев, в которых числилось с небольшим 800 душ обоего пола. Правда, в 1840 г. их числилось уже 18, а в 41-м году даже 28, но с 44-го года цифра в клировых ведомостях остановилась на 23, что уже несправедливо, потому что с увеличением вообще народонаселения С.-Петербурга, и этот край, хотя глухой и отдаленный, не мог не принять участия в общем движении заселения.

В настоящее время в тех же границах, за исключением казенных зданий, насчитывается до 90 домов, принадлежащих частным владельцам. Впрочем, в большей части из них сами домовладельцы не живут, но они или заняты рабочими лесных бирж (7), или трактирными и др. заведениями (8), или частными благотворительными заведениями (4), или, наконец, отдаются под постой низшего и бедного класса пришлого населения, занимающегося на 2-х бумагопрядильных и 2-х ткацких фабриках, расположенных в местности прихода; таких домов более 3547. За тем, из живущих домовладельцев 2 принадлежат к единоверческой церкви и 4 иноверца. Из остальных не более 20 челов., с их семействами могут быть названы постоянными прихожанами собора, прочие же, как привыкли присутствовать при богослужении в домовых церквах, так и для исправления христианских треб обращаются к причтам тех же церквей.

Как беден приход населенностью, так, напротив, богат улицами, которых с переулками насчитывается 20; именно улицы: Александровская, Екатерининская, Леонтьевская, Лафонская, Подгорная, Тверская, Конногвардейская, Таврическая, Манежная, Ставропольская, Одесская, Смольная, Ярославская, Костромская, малая Болотная, Набережная большой Невы; переулки: Монашеский, Пальменбахский, Конногвардейский и Дегтярный. Есть и площади: Мариинская, Ставропольская и третья Безымянная, расположенная перед старым Императорским, впоследствии монастырским садом, который занимает впереди здания Воспитательного общества значительный параллелограмм, с одной, довольно хорошо сохранившейся и поддерживаемой аллеей вековых тополей.

Домовых церквей при 7 казенных зданиях, расположенных в районе прихода, и имеющих свои отдельные причты 9-ть: 2 при вдовьем доме, во имя св. великомученицы Екатерины и св. праведных Захария и Елизаветы; 1 при Обществе благородных девиц, во имя св. благоверного и великого князя Александра Невского; 1 при Александровском училище, во имя того же святого; 2 при градских богадельнях, во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены и в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 1 при Мариинском институте, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины; 1 при 1-м военно-сухопутном госпитале, во имя святителя Николая Чудотворца и 1 при Ольгинской больнице, во имя св. благоверной княгини Ольги. При Аракчеевских казармах, доколе в них стоял учебный карабинерный полк, была своя церковь и причт, но с выведением его и помещением С.-Петербургского гарнизонного батальона, сей последний, указом консистории от 25-го февраля 1837 г. № 896, причислен к собору. За тем уже, без определений епархиального начальства, а по одним сношениям командиров различных команд, на причт соборный возлагались обязанности исправления христианских треб при школах фейрверкерской, коновальной, донских урядников, телеграфистов, при мастеровой команде, при временно помещавшемся в этих же зданиях, артиллерийском парке, резервном батальоне, и наконец при временной тюрьме, где кроме совершения исповеди и причащения больных и заключенных, в воскресные и праздничные дни совершаемо было и богослужение. Ныне в сих казармах уже другой год помещаются два армейских полка, вызванные в Петербург для содержания караулов и имеющие своих полковых священников. При одном из сих полков (Новочеркасском), внутри казарм, поставлена полковая походная церковь.

Число постоянных жителей прихода, по изъясненным выше причинам, определить, даже приблизительно, невозможно, а определяется число прихожан, обыкновенно, по исповедным росписям, где большей частью перечисляются жители временные, постоянно меняющие место жительства и даже случайно бывающие в Петербурге, каковы, например, рабочие. Всех записываемых в исповедных ведомостях бывает не более 1000–1200 мужеского пола и 900–1100 женского. В 1869 г. было муж. пола 975, жен. пола 1113. До 1865 г., когда батальон внутренней стражи переведен в иное помещение (Москов. час.), а некоторые из команд расформированы, число воинских чинов, бывших у исповеди и св. Причастия, простиралось иногда до 11/2 т. человек, которые в исповедные росписи не вносились, а отмечались в поименных списках, доставляемых начальствами команд.

* * *

46

На нем теперь 8 домов, из коих каменных пять.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

47

Владельцы их, кроме фамилий, причту ни по чему не известны.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle